Ограничение конкуренции при запросе предложений и запросе котировок
Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?
Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.
Правовое регулирование
Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).
Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.
Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.
Признаки ограничения конкуренции
В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
- Любые воздействия на ход закупки.
- Согласованные действия нескольких участников.
- Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
- Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
- Незаконное отклонение заявок.
- Нарушение порядка определения победителей.
- Установление заказчиком невыполнимых требований.
- Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
- Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
- Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
- Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.
Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.
В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.
Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч.
3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.
Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:
- Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
- Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
- Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.
В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.
Ответственность за ограничение: уголовная и административная
Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.
За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р.
Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.
Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р.
или до 50% от НМЦК.
Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:
- Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
- Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
- Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.
Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.
В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:
- Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
- Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.
В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.
Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:
- данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
- сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
- сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
- информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
- список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.
В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.
На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135.
При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, административная и уголовная ответственность
Ограничение конкуренции в контрактной системе по 44-ФЗ является грубым нарушением ее принципов. Такие действия грозят заказчику привлечением к ответственности по нормам административного и уголовного законодательства.
Правовые нормы
Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.
Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах.Принцип свободной конкуренции в рыночной экономике стимулирует производителей товаров и услуг делать их более качественными и не допускает необоснованный рост цен. В закупочной отрасли свободная конкуренция позволяет реализовывать принцип бюджетной экономии.
Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры.
Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки.
На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.
Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения
Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.
Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.
Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:
- Отказ участника закупки от самостоятельного участия в закупке.
- Согласованные действия от нескольких участников закупки.
- Воздействие на ход торгов.
- Обеспечение незаконного доступа к конфиденциальной информации.
- Заключение соглашений в целях создания преимуществ для отдельного участника.
- Нарушение установленного законом порядка отбора победителей.
- Отклонение поступивших на участие заявок при отсутствии правовых оснований на это.
- Установление заведомо невыполнимых требований заказчиком.
- Подготовка документации под определенного поставщика.
- Участие в закупке лиц, которые не имели на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
- Ограничение доступа по участию в закупке через установление дополнительных незаконных требований к участникам.
- Включение в один закупочный лот не связанных между собой товаров, работ и услуг и пр.
Нарушение принципов свободной конкуренции может привести к признанию закупки и заключенного сторонами госконтракта недействительными.
Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.
Ответственность за ограничение
Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК.
Административное наказание предусмотрено в ст. 14.9 КоАП. В нем прописана ответственность за ограничение конкуренции органами власти, которые представляет государственный заказчик. Должностному лицу со стороны заказчика грозят штрафные санкции в размере от 15 до 50 тыс. р. Штраф – не самое серьезное административное наказание за данный проступок.
Повторное правонарушение грозит должностному лицу дисквалификацией на срок до 3 лет на основании ч. 2 ст. 14.9 КоАП.
Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.
).
Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:
- штраф до 500 тыс. р.;
- принудительные работы на период до 3 лет с риском дисквалификации до года;
- лишение свободы на период до 3 лет с дисквалификацией до года.
Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.
Как и куда можно пожаловаться
Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию.
Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:
- Жалоба на закупочную документацию подается до окончания срока подачи заявки.
- Жалоба на процедуру отбора поставщика (например, из-за отклонения заявки) подается до даты подписания госконтракта.
- Если контракт был подписан, то сторонам придется жаловаться в суд.
Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:
- Наименование, ФИО, контактные данные заказчика.
- Сведения об авторе обращения – наименование, ФИО, контактные сведения.
- Данные о закупке.
- Сущность жалобы.
- Перечень документов, которые подтверждают нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.
ФАС может отклонить обращение в течение двух дней. Жалобу могут отклонить, если она анонимная, содержит оскорбления, подана с нарушением сроков или не соответствует закону.
По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений.
Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/ogranichenie-konkurentsii.html
Запрос разъяснений запрос котировок по 44 фз
Запрос котировок – наиболее быстрая и простая закупочная процедура. Заказчик размещает в ЕИС извещение об организации запроса котировок и обозначает срок завершения подачи предложений участниками.
Иногда после изучения размещенной документации у потенциальных поставщиков появляется недопонимание каких либо пунктов.
Возникает вопрос, допускается ли подача запроса о разъяснении документации в этом случае?
Особенности запроса котировок
Запрос котировок признается упрощенной процедурой поведения закупки. Его разрешено проводить, если сумма приобретаемых товаров или услуг не превосходит 500 000 рублей.
При этом объем закупок, проводимых при помощи запроса котировок в течение года не должен превосходить 100 миллионов рублей и 10% от общего дохода организации в год.
Порядок осуществления такой процедуры установлен параграфом 3 44-ФЗ.
Выделяют несколько ключевых особенностей, которыми обладает запрос котировок:
- Процедура реализуется без торгов. Все потенциальные поставщики передают заказчику свои предложения, в которых указана предлагаемая конечная цена контракта. Именно она и будет играть определяющую роль при выборе победителя.
- Заказчик не имеет права взимать плату за участие в закупке с потенциальных поставщиков.
- Прием предложений от участников завершается непосредственно до даты и часа вскрытия конвертов.
- Любой участник может присутствовать во время вскрытия конвертов, осуществлять аудио и видеозапись. Заказчик не имеет права препятствовать ему в этом.
- При вскрытии предложений участников заказчик обязан проводить аудиозапись всего происходящего. Такая норма прописана в статье 78 44-ФЗ.
На сегодняшний день функционал единой информационной системы проработан не до конца. В нем отсутствует возможность подачи заявок на участие в запросах котировок. Поэтому свои предложения участники должны подавать на бумажных носителях в плотных хорошо запечатанных конвертах. Подача заявок посредствам электронной почты или любыми иными методами запрещена.
Можно ли подать запрос на разъяснение документации?
Запрос котировок не предусматривает размещения в ЕИС полноценной закупочной документации. Заказчику достаточно предоставить извещение с описанием объекта закупки. Кроме того, он размещает форму, в которой должны быть поданы предложения участников. Получается, что участников нет повода просить разъяснений, так как документации нет.
Иногда у потенциальных поставщиков возникают вопросы по техническому заданию, и им хочется задать вопрос заказчику. Но сделать этого не получится. Во-первых, для этого отсутствует разработанный функционал, как это сделано в электронных торгах. Во-вторых, такая возможность не предусмотрена действующим 44-ФЗ.
Остается единственный вариант, отправить запрос на электронную почту заказчика, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Но отвечать на такой запрос организатор закупки не обязан. Если он посчитает ваш вопрос важным, то может принять решение о предоставлении вам разъяснения или внесении коррективов в закупочную документацию.
Если участник закупки считает, что при составлении извещения о запросе котировок заказчиком были нарушены нормы 44-ФЗ, то он имеет право обратиться в ФАС с соответствующей жалобой. Она будет рассмотрена в установленном порядке.
Внесение корректировок в извещение
По инициативе заказчика в извещение о реализации запроса котировок могут быть внесены коррективы.
Сделать это организатор закупки может не позднее, чем за два рабочих дня до момента финиширования подачи предложений участниками.
При этом обновленное извещение должно появиться в единой информационной системе в течение одного рабочего дня с момента принятия заказчиком соответствующего решения. Такие правила установлены частью 6 статьей 74 44-ФЗ.Если заказчик вносит корректировки в извещение, он обязан сделать срок подачи заявок дольше. Когда начальная цена контракта не превышает 250 тысяч рублей, срок продлевается не менее чем на 4 рабочих дня. При сумме контракта выше 250 тысяч рублей, это время становится не менее 7 рабочих дней.
Подача запроса на разъяснение итогов запроса котировок
После того как заказчик рассматривает все поступившие предложение и определяет победителя, он обязан сформировать итоговый протокол. Этот документ размещается в ЕИС.
После этого любой участник имеет возможность обратиться к заказчику с требованием, предоставить разъяснение по поводу итогов рассмотрения заявок.
Запрос должен быть отправлен в письменном виде или в форме электронного документа.
В срок не более двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик обязан предоставить участнику разъяснение. Сделать он это может в письменном виде или отправить в адрес участника электронный документ. Такая норма установлена частью 10 статьи 78 44-ФЗ.
На сегодняшний день законодательно возможность подачи участниками запросов на предоставление разъяснений документации в рамках запроса котировок не предусмотрена.
Заказчик вправе сам решать, отвечать на вопросы или нет. Часто, если организатор закупки добросовестный и заинтересован в приобретении желаемых товаров или услуг, он прислушивается к потенциальным поставщикам.
Поэтому обращаться с вопросами все-таки нужно.
Что такое запрос разъяснений
Подавая заявки на участие в процедурах госзакупок, поставщики зачастую сталкиваются со сложностями. В первую очередь она вызваны ошибками в документации.
Если участник грамотно оформит и вовремя подаст запрос на разъяснение аукционной документации, он может уточнить все необходимые вопросы, а в некоторых случаях — убедить заказчика внести изменения в документацию.
Такие требования на пояснения пишутся в свободной форме, прикрепляются в виде текстового файла на площадку и по умолчанию анонимны.
Документ с пояснениями публикуется на ЭТП без указания, кто стал его инициатором, и дублируется в ЕИС.По результатам в документацию могут быть внесены изменения. В этом случае срок подачи заявок сдвигается.
Запрос разъяснений по 44 ФЗ: сроки
Любой участник процедуры, аккредитованный на ЭТП, если у него есть какие-либо вопросы по положениям опубликованной документации, имеет право обратиться через интерфейс площадки с просьбой разъяснить интересующие его моменты. При этом и процедура подачи вопроса участником аукциона, и ответ на него со стороны организатора закупки, строго регламентированы по срокам.
Источник: http://sprechen.ru/info/zapros-razjasnenij-zapros-kotirovok-po-44-fz/