Критерии оценки участника конкурса
Опыт и деловая репутация участника конкурса как критерий оценки
Кабинет контрактного управляющего
Для показателя «опыт и деловая репутация» при оценке конкурсных заявок в прошлом году появились стандарты. Расскажем, как применять этот показатель как критерий оценки.
Людмила Антипова, эксперт по госзакупкам
Заказчики уже более полугода должны описывать объект закупки по стандартам. Такое правило ввел Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Это коснулось и критерия конкурса «Квалификация участников закупки».
При оценке конкурсных заявок заказчики могут учитывать показатель «опыт и деловая репутация» участника закупки по специальным стандартам. Стандарты дают возможность заказчику из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям.
В статье разъясним:
- как оценивать опыт и деловую репутацию;
- как получить сертификат соответствия ГОСТ;
- как сформулировать требование о сертификате в документации;
- как контрольные органы понимают индекс деловой репутации.
Как оценивать опыт и деловую репутацию
Основной документ по оценке деловой репутации – это ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».
Одновременно с ним применяют профильные стандарты. Они существуют для компаний, ведущих строительные работы, архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания. Их применяют и те, кто производит и реализует пожарно-техническую продукцию, а также выполняет работы по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.
Эти стандарты устанавливают общие критерии оценки опыта и деловой репутации предпринимателей. Они позволяют определить числовое значение оценки опыта и деловой репутации организаций – индекс деловой репутации.
Максимальное значение, которое способен получить участник, составляет 100 баллов.
Такой индекс будет в конкурсной процедуре показателем критерия «Квалификация участников закупки».
Как поставщику получить сертификат соответствия ГОСТу
Что предусматривает сертификация. Подтверждает соответствие госстандарту сертификат по требованиям ГОСТа. Его получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС). С момента, когда компания подает заявку, до получения сертификата проходит не более двух недель. Сертификация предусматривает:
- подачу заявки на проведение оценки опыта и деловой репутации по конкретному виду деятельности (группе видов деятельности), обработку заявки, определение стоимости услуг, заключение договора возмездного оказания услуг с сертифицирующей организацией;
- сбор документов в соответствии с запросом сертифицирующей организации;
- выездную проверку, которую проводят эксперты и аудиторы сертифицирующей организации;
- экспертизу данных на предмет полноты и достоверности;
- расчет итоговой оценки на основании полученных данных.
Какими должны быть сертифицирующие организации. Организации, проводящие аудит, жестко конкурируют между собой. Рекомендуем поставщикам быть бдительными при выборе сертифицирующей организации.
Сертификацию вправе вести специально аккредитованные организации, уполномоченные на проведение работ по оценке опыта и деловой репутации в системе добровольной сертификации. Такая система должна быть зарегистрирована в Росстандарте с присвоением регистрационного номера.
В реестре должна быть отметка о праве проведения работ именно по оценке опыта и деловой репутации.Иногда получивший сертификат сталкивается с тем, что заказчик присваивает конкурсной заявке «0» баллов. Пример – судебное дело № А56-79686/2015, которое рассмотрел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Участник закупки, заявке которого по критерию «опыт и деловая репутация» было присвоено «0» баллов, потребовал отменить результаты открытого конкурса. Суд установил, что к заявке истец приложил сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015, который выдал орган СДС «Технологии нового качества». По сертификату индекс деловой репутации истца составил 94%.
В реестре зарегистрированных систем на сайте Росстандарта среди объектов сертификации отсутствовала оценка опыта и деловой репутации по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015. А значит, сертификат соответствия не соответствовал требованиям, предъявленным в конкурсной документации.
Кроме того, в сертификате индекс деловой репутации указан 94%, а согласно требованиям стандарта индекс деловой репутации не может оцениваться в процентах. А значит, конкурсная комиссия не имела возможности правильно оценить предложение участника конкурса. Суд посчитал, что индекс 94% не идентичен 94 баллам по ГОСТ Р 66.1.01-2015.
Помимо этого, Росстандарт подтвердил, что область распространения СДС «Технологии нового качества» не включает оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательства. Суд установил, что в правилах функционирования СДС не предусмотрены полномочия в качестве органа по сертификации.
А значит, поставщик обратился в СДС, которая не имела компетенции для выполнения работ по сертификации опыта и деловой репутации.
Как сформулировать требование о сертификате в документации
Участникам закупки стоит помнить, что регистрация системы добровольной сертификации по закону о техническом регулировании это одно, а аккредитация – это другое. Ее регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Если в конкурсной документации показатель критерия «деловая репутация» заказчик определяется индексом деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.01-2015, представлять копию сертификата не обязательно. За отсутствие сертификата нельзя отклонять заявку.
Рекомендуем участникам конкурсов обращать внимание, как в документации сформулировано требование о сертификате соответствия.Например, это может звучать так: «сертификат должен выдать орган по сертификации, аккредитованный в национальной системе аккредитации и допущенный в СДС, которая зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”». В этом случае заказчик подразумевает единовременное выполнение требований. И за отсутствие аккредитации органа по сертификации заказчик вправе выставить «0» баллов по критерию «Квалификация участника».
Что говорят ФАС и суды об оценке деловой репутации как критерии конкурса
Источник: https://e.goszakupkiru.ru/524522
Опыт и деловая репутация участника конкурса как критерий оценки. Заказчики должны описывать объект закупки по стандартам. Такое правило ввел Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Это коснулось и критерия конкурса «Квалификация участ | Верное решение
Метод сопоставимых рыночных цен означает, что заказчику нужно собрать и сопоставить информацию о рыночных ценах идентичных товаров. Если идентичных товаров нет — надо сравнивать цены однородных товаров (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. После сопоставления цен заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта.
Напомним, что нужно не забыть при обосновании цен:
- в чем разница идентичных и однородных товаров, работ и услуг;
- какие общедоступные источники цен можно использовать;
- что нужно для запроса цен у поставщиков и как составить запрос-письмо поставщику.
Идентичность и однородность: в чем разница?
В сфере закупок понятие «идентичный» не то же самое, что «однородный». Идентичными называют товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные признаки. При этом незначительные отличия во внешнем виде могут не учитываться (ч. 13 ст.
22 Закона № 44-ФЗ). К идентичному товару можно отнести, например, две буханки хлеба разных производителей. Идентичные работы и услуги, в частности, реализуют с использованием одинаковых методик, технологий, подходов.
Их выполняют подрядчики с сопоставимой квалификацией.
Однородными считают товары, которые, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет выполнять им одни и те же функции и быть коммерчески взаимосвязанными (ч. 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Пример идентичных товаров — планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.
Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.
Какие общедоступные источники можно использовать
Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:
- цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
- цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
- котировки на российских биржах и иностранных биржах;
- котировки на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах;
- цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
- сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
- данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.
Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.
Прайс-листы: за и против
К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее — письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.
Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.
Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.
Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.
У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.
Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК
Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток.
Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями.
Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.
Что нужно для запроса цен у поставщиков
Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.
Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам — по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам.
Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения).
Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.
Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.
В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.
Как хранить оригиналы запросов
Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.
Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.
Как указать основные условия исполнения контракта
Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.
Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.
При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.
Как составить запрос поставщику
Для составления запроса на предоставление ценовой информации рекомендуем прежде всего:
- определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге и их количество;
- определить условия поставки.
После этого составляем письмо. Его примерный текст представлен на образце ниже.
Как рассчитать НМЦК
Собрав или получив необходимую информацию о ценах, переходят к последнему этапу — непосредственному расчету НМЦК.
Чтобы определить однородность полученных по результатам запроса цен, необходимо определить коэффициент вариации.
Его можно рассчитать как вручную, так и с помощью программ работы с электронными таблицами, например Microsoft Excel.
Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность цен считается неоднородной и необходимо будет провести новое исследование с целью получения однородной информации о цене товара.Формула коэффициента вариации:
где V — коэффициент вариации;
б — среднее квадратичное отклонение;
— средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги.
где цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
— средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
n — количество значений, используемых в расчете.
НМЦК определяется по формуле:
где НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов).
Мы не советуем использовать ценовую информацию, которую предоставили лица, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, для расчета НМЦК не стоит применять сведения, полученные из анонимных источников, не соответствующие требованиям, которые установил заказчик, а также не содержащие расчета цен на товары, работы или услуги.
Нмцк на связанные товары
Если в рамках одного лота предполагается закупка технологически связанных товаров, то НМЦК можно рассчитать на основании информации о цене всего объекта закупки (лота) или как сумма цен всех включенных в объект товаров, работ, услуг.
Допустимо, проведя должным образом обоснование НМЦК, установить затем итоговую НМЦК в размере меньшем, чем полученный результат. Подчас при ограниченном финансировании это даже просто необходимо.
У контрактной службы ЮУГМУ уже есть административная практика по этому вопросу: по двум закупкам участники подавали в УФАС жалобы на действия этого заказчика по размещению закупки на меньшую сумму, чем величина результата обоснования цены. А обоснование цены без указания наименований лиц, предоставивших ценовую информацию, всегда размещается в ЕИС. В обоих случаях жалобы контрольный орган признал необоснованными.
Источник: http://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/zakupki-44-fz-opyt
Критерии оценок участников
I. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их значимость
№ | Критерии оценки заявок на участие в конкурсе | Максимальное значение критерия в баллах |
1. | Научно-технический уровень продукта, лежащего в основе проекта | 5 |
2. | Перспективы коммерциализации проекта | 5 |
3. | Квалификация заявителя | 5 |
II. критериев оценки заявок на участие в конкурсе
Инструкция: оцениваем заявки в открытом конкурсе по 44-ФЗ
Госзакупки Критерии оценки открытого конкурса по 44 ФЗ — это инструменты, которые используются, чтобы оценить заявки участников и определить победителя госзакупки.
Применяются в ходе электронных конкурсных процедур и в запросе предложений. 24 сентября 2019 Жарова Вера
В госзакупках оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев.
Они разделяют на стоимостные и нет. В стоимостные включаются параметры:
- Цена закупки.
- Затраты на использование блага и ремонтные работы.
- Расходы на жизненный цикл: закупку, постобслуживание, использование, ремонт, утилизацию.
- Предложение, касающееся суммы расходов госзакупщика по энергосервисной поставке.
Нестоимостные показатели:
- Прогнозируемое качество ТРУ.
- Квалификация поставщиков.
Цена госконтракта и расходы на жизненный цикл
По общему правилу, наименьшая цена получает наивысшую оценку. В редких ситуациях поставщик готов заплатить за преимущество при заключении сделки и прописывает в конкурсном предложении отрицательные цены. Чем сильнее такой участник «уйдет в минус», тем более высокий балл он получит. В расчетных формулах это выглядит так:
Вот как это работает на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предложил исполнить госконтракт за 70 рублей, а второй — за 50 рублей.
Цmin = 50. Это больше нуля, поэтому:
- ЦБ1 = 50 / 70 × 100 = 71,43 балла;
- ЦБ2 = 50 / 50 × 100 = 100 баллов.
Затем ЦБ1 и ЦБ2 следует умножить на коэффициент значимости (Приложение к ПП № 1085 от 28.11.2013). Например, К3 = 0,7. Вычислим рейтинг:
- участник № 1: 71,43 × 0,7 = 50,21;
- участник № 2: 100 × 0,7 = 70.
Затраты на использование и ремонт
Например, организация хочет приобрести оборудование. От того, какую торговую марку предложит поставщик, зависит стоимость последующего ремонта и затраты на приобретение расходных материалов.
Чтобы сэкономить бюджетные средства, госзаказчики изначально закладывают в конкурсную документацию условие, что значительные расходы на постобслуживание товара будут отрицательно сказываться на рейтинге заявки. А лучшим из вариантов исполнения договора признают заявку с наименьшими расходами на эксплуатацию.
Для этих целей в конкурсных бумагах закупщик вправе обговорить такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ, влияющие на оценку:
- полный список затрат на эксплуатацию;
- единицу измерения таких расходов;
- срок эксплуатации товара.
Рассмотрим на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предлагает заплатить за эксплуатацию 50 рублей, а второй — 10 рублей. Цmin = 10. Считаем:
- ЦБ1 = 10 / 50 × 100 = 20 баллов;
- ЦБ2 = 10 / 10 × 100 = 100 баллов.
Если в документации предусмотрены несколько видов расходов на эксплуатацию, заявку оценивают по формуле:
Для подсчета рейтинга количество баллов умножают на коэффициент значимости каждого параметра. Если во всех заявках содержатся одинаковые предложения по этому параметру, то его не применяют при оценке. Величину значимости «цены контракта» увеличивают на величину значимости «затрат на эксплуатацию».
Прогнозируемое качество
Эта характеристика — пример нестоимостных критериев оценки 44 ФЗ, когда предложения участников оценивают по тому, насколько они детализированы и содержательны в отношении качества услуг. Принимаются во внимание:
- обоснованность сроков;
- полнота учета требований;
- обоснованность необходимых ресурсов;
- технологии оказания услуг;
- экологические мероприятия;
- наличие информации о системе контроля качества, мероприятий по технике безопасности и охране труда.
Этот критерий наиболее субъективен и рассчитывается как среднее арифметическое оценок (выраженных в баллах), присужденных заявке всеми членами комиссии по закупкам.
Квалификация участников
Здесь показателями выступают:
- количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
- число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
- число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
- количество оборудования, требуемого для выполнения работ.
По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.
Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.
Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:
- № 1 — 5 контрактов;
- № 2 — 7 контрактов;
- № 3 — 10 контрактов.
Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
- НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
- НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится третий участник.
Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:
Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:
- № 1 — 70 Дб;
- № 2 — 85 Дб;
- № 3 — 90 Дб.
Кmin = 70. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
- НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится первый участник.
Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:
Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:
- Кпред = 7;
- Кmax = 6;
- КЗ = 0,4.
Участники предлагают в заявке условия:
- № 1 — 4 контракта;
- № 2 — 5 контрактов;
- № 3 — 6 контрактов.
Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
- НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится третий участник.
Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:
Участники предлагают условия:
- № 1 — 4 контракта;
- № 2 — 7 контрактов;
- № 3 — 10 контрактов.
Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
- НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.
Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.
Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:
Отсутствуют | 0 |
От 1 до 4 | 20 |
От 5 до 8 | 50 |
9 и больше | 100 |
При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости. Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/instruktsiya-otsenivaem-zayavki-v-otkrytom-konkurse-po-44-fz