Критерии оценки заявок по 223-ФЗ
Как грамотно рассмотреть заявки на запросе котировок
Согласно ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, заказчик для проведения процедуры оценки заявок должен руководствоваться следующими критериями, установленными в закупочной документации:
- цена контракта;
- расходы на использование, эксплуатацию ТРУ;
- функциональные особенности и качественные (в том числе, экологические) характеристики объекта заказа;
- квалификация участников закупки.
Возможные критерии оценки котировочных заявок — это, в первую очередь, цена контракта, а также дата и время подачи заявки.
Последний критерий применяется в том случае, когда участники закупки подали одинаковое предложение о цене в ЗК. Основной критерий оценки при проведении ЗК — ценовой. Согласно ч. 9 ст.
32 44-ФЗ, заказчик не вправе устанавливать иные критерии оценки, кроме тех, что определены действующим законодательством.
Рассмотрение заявок при проведении запроса котировок
ЗК — это максимально упрощенная для всех участников закупки процедура. Вскрытие конвертов, просмотр заявок в электронной форме, рассмотрение, анализ и оценка поступивших предложений производятся в течение одного рабочего дня. Саму процедуру определения результатов ЗК можно условно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Подача и регистрация КЗ
КЗ подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте либо в форме электронного документа. Заказчику запрещено просматривать информацию в поданной котировочной документации до момента ее рассмотрения, указанного в извещении о закупке.
Все КЗ должны быть зарегистрированы в специальном журнале с указанием не только даты подачи, но и конкретного времени получения конверта или электронного письма. Поданный документ нельзя корректировать или отзывать (кроме случаев, когда заказчик сам меняет условия закупки в извещении — ч. 1 ст.
77 44-ФЗ). Нельзя отказать в регистрации, если на конверте не указаны сведения о лице, подавшем документ. Согласно ч. 4 ст. 78 44-ФЗ, если поставщик направил две или более КЗ, то они не рассматриваются и подлежат отклонению.КЗ, поданные после окончания срока подачи, не регистрируются и не рассматриваются.
Этап 2. Рассмотрение и оценка КЗ
В день и час, установленный извещением, проходит процедура вскрытия конвертов и рассмотрения документов, поданных в электронной форме. Заказчик должен вести аудиозапись заседания закупочной комиссии. Любой участник может присутствовать на процедуре и вести собственную аудио- или видеозапись.
Закупочная комиссия проверяет содержание каждой поданной КЗ на соответствие требованиям, установленным извещением и техническим заданием.
Члены комиссии должны рассмотреть все необходимые сертификаты, разрешения, удостоверения, акты экспертизы, декларации, подтверждающие статус участника (СМП и СОНКО), согласие на выполнение работ и проч. Если при подготовке извещения было установлено условие о национальном режиме (ст.
14), то котировочная комиссия должна тщательно рассмотреть поданную КЗ на предмет соответствия запретам, ограничениям и условиям допуска поставляемой продукции.
Победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта. Если два и более участников подали одинаковое ценовое предложение, то побеждает КЗ, поданная раньше других.
Этап 3. Публикация результатов запроса котировок
Закупочная комиссия может отклонить предложения, не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям относится превышение НМЦК предложенной участником цены.
Результаты проведения запроса котировок отражаются в протоколе оценки и сопоставления КЗ.
Законодательно утвержденная форма такого протокола отсутствует, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму протокола, включив в него информацию согласно п. 8 ст. 78 44-ФЗ.В протокол должны быть внесены данные о заказчике и обо всех поданных КЗ, в том числе и отклоненных. В случае отказа в протоколе необходимо обосновать причину такого отклонения.
Протокол должны подписать все члены закупочной комиссии, затем в день подписания его надлежит разместить в ЕИС.
Рассмотрение котировочных заявок по 223-ФЗ
223-ФЗ не устанавливает определенные критерии в отношении проведения ЗК. Все параметры оценки заказчик прописывает самостоятельно в своем положении о закупках и выбирает для себя в процентном соотношении по мере их значимости (п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ). Среди критериев по 223-ФЗ можно обозначить следующие:
- цена;
- функциональные и качественные характеристики;
- издержки на техобслуживание и эксплуатацию ТРУ;
- сроки поставки;
- гарантии качества и проч.
При проведении запроса котировок по 223-ФЗ заказчик в закупочной документации должен определить основные требования , составу и оформлению КЗ.
Для того чтобы предложение участника заказа было зарегистрировано и рассмотрено, оно должно быть подготовлено и оформлено в полном соответствии с требованиями, указанными в извещении (ст. 4 223-ФЗ).
КЗ может быть подана как в бумажной, так и в электронной форме.
При рассмотрении заявок заказчик в первую очередь оценивает их на соответствие требованиям, установленным закупочной документацией и положением о закупках.
КЗ должна быть подана строго в определенные сроки, указанные организацией-заказчиком в извещении. К ней должны быть прикреплены все документы (заверенные копии), декларации и свидетельства, прописанные в ЗД.
Если заявка не будет соответствовать требованиям ЗД либо комиссия обнаружит отсутствие ключевых документов, то она будет отклонена.
Побеждает тот участник, которому присвоен № 1 по факту рассмотрения заявок. Все результаты отражаются в итоговом протоколе, который публикуется в ЕИС.
Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 производится следующим образом:
- при проведении ЗК и обязательном наличии предложений от участников с указанием в качестве страны происхождения Россию;
- цена КЗ продукции, происходящей из РФ, оценивается по правилу «предложение – 15 %»;
- если победителем признан участник из России, то контракт заключается по предложенной им цене без учета 15 %.
Ограничений по перечню ТРУ, при заказе которых определяется приоритет в соответствии с ПП РФ № 925, не установлено.
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-gramotno-rassmotret-zayavki-na-zaprose-kotirovok
Критерии оценки заявок по 223-ФЗ
Расскажем о порядке оценки заявок по 223-ФЗ, с НДС и без, о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по 223-ФЗ, что включать в протокол оценки заявок.
В отличие от 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не устанавливает перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Каждый заказчик утверждает свой список и вносит его в положение.
Главное — не ограничивать конкуренцию, то есть не предъявлять, к примеру, неисполнимые требования, а также не использовать критерии, не прописанные в положении.
Кстати, в нем должны быть не только критерии, но и методика оценки.
Какие требования нельзя предъявлять к участнику — смотрите в обзоре резонансного дела »
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по 223-ФЗ
В Законе о закупках отдельными видами юрлиц сказано, что для всех конкурентных закупок заказчики должны создать комиссию, разработать документацию и разместить ее в ЕИС. Участники обязаны подавать заявки в соответствии с требованиями заказчика , оформлению и составу предложений. После истечения срока приема заявок заказчик приступает к их рассмотрению и оценке.
Заказчик вправе отклонить заявку в следующих случаях:
- направление позже срока;
- несоответствие требованиям закона;
- несоответствие участника квалификационным требованиям;
- указание ценового предложения не в той части заявки и т.д.
Порядок оценки и сопоставления заявок зависит от типа процедуры и количества ее этапов. Например, электронные конкурсы и аукционы подразумевают две части заявки. Сначала рассматриваются первые, после чего отсекаются несоответствующие участники и создается протокол. После этого оператор ЭТП сопоставляет ценовые предложения допущенных участников.
На следующем шаге комиссия рассматривает вторые части заявок. Каждая получает свой номер в порядке выгодности условий. Самому выгодному предложению дают первый номер и далее по убывающей привлекательности для заказчика. Если проводится аукцион или запрос котировок, первый номер получает заявка с наименьшей ценой.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по 223-ФЗ
Критерии каждый заказчик прописывает в своем положении о закупках. Какие пять изменений в положение нужно внести до начала 2019 года, что нужно исправить в документе, чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше, смотрите в рекомендации
Рассмотрим регламент оценки заявок по 223-ФЗ на примере АО «Мобильные ГТЭС». Компания использует термин отборочные критерии. Это основные обязательные минимальные требования к участнику и его заявке, несоответствие которым может стать причиной отстранения от участия.
Заказчик принимает решение о том, какие критерии оценки использовать в конкурентной процедуре в зависимости от предмета закупки и способа, вида процедуры и ее особенностей. Обязательно указывать их в документации.Критерии утверждает закупочная комиссия. Некоторые критерии могут иметь минимальные пороговые значения. Каждую заявку комиссия оценивает по нескольким категориям:
- формальные признаки — соблюдены ли участником правила подачи заявки, сроки, требования к форме, необходимым документам;
- финансовые (заказчик может оценить финансовое состояние участника);
- юридические (правоспособность участника);
- коммерческие (условия заявки, связанные с ценой);
- технические (соответствует ли техническое предложение закону, нормативам и требованиям документации);
- квалификация (опыт, профессиональная репутация, кадровые и материально-технические ресурсы поставщика).
Обязательно, чтобы все критерии были измеряемыми. Это значит, что они должны иметь конкретные значения или нечисловые параметры соответствия.Также заказчик определяет неценовые критерии оценки заявок. Оценка дается в баллах. Для каждого критерия в зависимости от его значимости указывается весовой коэффициент.
Пример весовых критериев оценки рассмотрим далее. У АО «Мобильные ГТЭС» это квалификация поставщика, характеристики товара, которое он использует, качество технического предложения, а также стоимость заявки. В категорию, посвященную квалификации, входит опыт (можно получить 0,5 балла), наличие свободных ресурсов (0,25 балла), кадры (0,25 балла).
За надежность эксплуатации товара начисляют 0,5 балла, на затраты и периодичность обслуживания — 0,3, а за показатели по гарантии — 0,2 балла. Максимальный блаа за техпредложение — 0,1. А за стоимость заявки можно получить максимально 0,6 балла.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103297-qqq-18-m12-kriterii-otsenki-zayavok-po-223-fz
223‑ФЗ: по каким критериям заказчик оценивает заявки?
Статья актуальна на 1 сентября 2019
Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.
В каких процедурах заказчик оценивает заявки?
- В открытых конкурсах.
- В запросах предложений.
- В предквалификационных отборах.
Правила оценки закупок
Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:
- цена договора,
- свойства или качественные характеристики товара,
- качество работ, услуг или квалификация участника,
- расходы на эксплуатацию товара,
- расходы на техническое обслуживание товара,
- сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
- срок и объем предоставления гарантии качества,
- любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.
В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.
В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:
- цена контракта — 35%,
- качественные характеристики товара или услуги — 25%,
- детализация предложения — 15%,
- наличие материально-технических ресурсов — 15%,
- опыт работы на рынке — 10%.
При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе.
Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:
Нельзя | Можно |
«наличие в штате кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» | «наличие в штате не менее 20 человек, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5-го разряда и сдавших квалификационный экзамен» |
Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.
Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:
- в протоколе вскрытия конвертов перечисляются участники и все документы, прикрепленные к заявкам,
- в протоколе рассмотрения и оценки заявок перечисляется список допущенных к конкурсу заявок, оценка заявок, сведения о победителе, предложение которого содержит лучшие условия.
Пример оценки
25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:
- цена контракта,
- качественные характеристики услуги,
- квалификация (квалификация руководителей, опыт участника, трудовые ресурсы, деловая репутация).
Давайте посмотрим на результаты.
Цена контракта
Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
№ | Наименование участника закупки | Предложение по цене, руб. | Минимальное предложение | Оценка в баллах | заявки |
1 | ООО «Аудитфинанссервис» | 65 000 | 45 000 | 69, 23 | 41,54 |
2 | ООО «АудитФинансКонсалт» | 45 000 | 45 000 | 100 | 60,00 |
Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.
второго участника вычислили по формуле ЦБ1 = (Цmin/ Цi) х 100.
ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.
Цi — цена в заявке, которая оценивается.
Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.
Качественные характеристики объекта закупки
Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
Показатели критерия:
- качество методики проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50),
- качество программы проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50).
Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.
Квалификация участников закупки
Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:
- квалификация руководителей и ключевых специалистов, максимальное значение баллов — 15,
- опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, максимальное значение баллов — З0,
- трудовые ресурсы, максимальное значение баллов — 30,
- деловая репутация участника закупки, максимальное значение баллов — 25.
№ | Участник закупки | Предложение по показателю «Квалификация» | Предложение по показателю «Опыт» | Предложение по показателю «Трудовые ресурсы» | Предложение по показателю «Деловая репутация» |
1 | ООО «Аудитфинанс сервис» | 2 | 21 | 431 | имеется — 3 голосане имеется — 2 голоса |
2 | ООО «АудитФинанс Консалт» | 3 | 76 | 331 | имеется — 3 голосане имеется — 2 голоса |
Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:
№ | Участник закупки | Оценка, Квалификация | Оценка, Опыт | Оценка, Трудовые ресурсы | Оценка, Деловая репутация | Оценка в баллах | |
1 | ООО «Аудитфинанс сервис» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
2 | ООО «АудитФинанс Консалт» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.
Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика
Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.
Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.
Анализируйте требования заказчиков
Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества.
Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников.
Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.
Подавайте заявку как можно раньше
Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.
Не забывайте про аутсорсинг и аренду
Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование.
Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать.
Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/88-applications-rating
О проблеме оценки заявок | контур.закупки
Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения.
Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион.
Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.
Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо
Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2.
На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.
Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.
Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.
По каким критериям должны оцениваться заявки
Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.
Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев.
Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции.Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.
Возможность для манипуляции
Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:
Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия
Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.
Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70).
Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6.
Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.
Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%).
И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б.
Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.
Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.
Нестоимостные критерии
Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.
Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.
Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке.
Допустим, в указанном примере это 10 контрактов.
И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.
Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно.
Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила.
Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки.
По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.
Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения.
Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал.
В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.
Шкала оценки неценовых критериев
Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.
Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:
- за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
- за 2–4 контракта – 5 баллов;
- за 1–2 контракта 2 балла;
- за 0 контрактов – 0 баллов.
Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.
Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.
Об оценке опыта
Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.
Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.
Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.
Выводы
Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:
- тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
- всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
- если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
- для формул всегда прописывайте предельные значения.
Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/o-probleme-ocenki-zayavok/
Примерный порядок оценки заявок при проведении конкурса в соответствии с Законом № 223-ФЗ
В зависимости от предмета закупок может отличаться набор критериев, а также значимость каждого критерия для заказчика. Значимость — это показатель, который определяет, в какой степени тот или иной критерий является более важным для заказчика. Обычно сумма значимостей всех критериев принимается равной 100 баллам (или других оценочных единиц, например процентов).
ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Критерием оценки принято считать одно или несколько условий исполнения договора, которое может колебаться в своих значениях в определенном диапазоне и при этом оставаться приемлемым для заказчика. Например, срок поставки, срок отсрочки платежа, срок гарантийного обслуживания, квалификация, качество, цена и др.
Критерии оценки можно разделить на две категории.
Первая категория — это критерии, которые изначально выражены в числовых показателях, например, цена, срок поставки (в днях, месяцах, кварталах, годах и т. д.), срок гарантии (в месяцах, годах и т. д.) и др. Обычно такие критерии называют объективными.
Вторая категория — это критерии, которые не имеют числовых показателей, и такие показатели присваиваются оценочной комиссией заказчика исходя из указанного в заявке значения.
Например, квалификация участника оценивается по предоставленной информации об опыте работы, о наличии квалифицированных кадров, специального оборудования и др.
Такие критерии принято называть субъективными.
Объективные критерии чаще применяются при закупках стандартизированной продукции (товаров). Субъективные критерии применяются в случае, если закупаются работы или услуги.
Принципы подбора критериев
Разберем общие принципы подбора критериев оценки заявок в зависимости от предмета закупки.
Так, при закупках простой стандартизированной продукции возможно применение одного критерия — цена.
При этом важно понимать, что все необходимые требования к самой продукции (ее техническим характеристикам), порядку формирования цены, сроку доставки, условиям оплаты, гарантийным требованиям и прочим значимым условиям устанавливаются заказчиком в документации и должны быть достаточно жесткими. Обычно указываются конкретные значения или небольшой диапазон таких значений, если указание жестких значений может повлечь ограничение конкуренции.
В случае закупки такой продукции обычно используются процедуры ценового аукциона, запроса котировок.
Если для закупок стандартизированной продукции заказчик планирует применять процедуры конкурса или запроса предложений, то ему необходимо, кроме критерия «цена», использовать еще хотя бы один критерий оценки, например срок гарантии, срок отсрочки платежа или др.
Это связано с тем, что процедура конкурса или запроса предложений предполагает выбор победителя на основании «лучших условий», следовательно, таких условий должно быть несколько1.
Тем не менее цена останется основным критерием, значимость которого может составлять, например, 75–90 баллов (процентов).
Особенности закупки продукции с усложненной стоимостью
При закупках продукции, которая кроме своей первоначальной стоимости имеет и стоимость эксплуатации (автомобили, медицинская техника, принтеры, копиры и др.), необходимо учитывать и эту стоимость. В этом случае оценка будет производиться по стоимости жизненного цикла продукции.
»ВАЖНО!
Стоимость жизненного цикла продукции определяется путем сложения первоначальной стоимости со стоимостью эксплуатации в течение срока службы (определяется заказчиком или производителем).
В этом случае наиболее значимым критерием оценки тоже будет являться цена, но эта цена будет определяться расчетным путем в процессе оценки заявок.
В связи с этим такая продукция может закупаться только на процедурах, при которых возможна многокритериальная оценка — конкурс или запрос предложений. Значимость критерия «цена» может составлять, например, 75–90 баллов (процентов).
В документации указывается, что при оценке учитывается стоимость жизненного цикла продукции, а не стоимость поставки. Кроме того, в документации необходимо прописать, по каким показателям будет рассчитываться стоимость жизненного цикла и порядок предоставления такой информации.Это могут быть требования к участникам по заполнению сведений о дополнительных эксплуатационных расходах или эта информация будет браться заказчиком у производителя продукции.
При закупках продукции, в отношении которой заказчик заранее не может установить жесткий диапазон всех качественных характеристик продукции (например, при закупке ноутбуков, продуктов питания и др.
), в документации могут быть установлены диапазоны различных характеристик такой продукции. Из представленных разновидностей продукции при оценке будет выбираться лучшая по соотношению цена — качество.
В этом случае оценка будет многокритериальная, могут применяться критерии: качество продукции, срок поставки (исполнения), срок гарантийного обслуживания и др. Значимость этих критериев определяется заказчиком в зависимости от приоритетов, но в большинстве случаев она не превысит критерия «цена». При таких закупках применяются процедуры конкурса или запроса предложений.
Многокритериальная оценка
Если закупается продукция, оценить которую можно только по результату, также применяется многокритериальная оценка. К такой продукции чаще всего относятся определенные виды работ и услуг (юридические, аудиторские услуги, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и др.).
Оценить невыполненные работы и услуги возможно, только лишь опираясь на репутацию исполнителя, опыт его работы, квалификацию персонала, описание порядка исполнения работы или услуги.
Поэтому при закупках работ и услуг основным критерием оценки часто является квалификация исполнителя и качество продукции (обычно определяется не по самой продукции, а по описанию, как будет выполняться такая работа или услуга).
В этом случае применяются процедуры конкурсов и запросов предложений, а также различные разновидности конкурсов: двухэтапные, селективные, с предварительным квалификационным отбором и др. При определении значимостей критериев уже не работает правило, что цена является приоритетной.
Чаще всего цена будет иметь меньшее значение по отношению к квалификации и качеству. Например, в международной практике в таких случаях применятся соотношение: цена — 20%, качество и квалификация (и другие критерии при необходимости) — 80%.
В России при государственных закупках подобной продукции применятся правило, что значимость субъективных критериев нельзя установить более 45%.
При осуществлении конкретной закупки возможна комбинация указанных выше подходов. Независимо от набора критериев их общая суммарная значимость всегда должна составлять 100 баллов (процентов).
Установление перечня критериев
Заказчики имеют право изложить в своем положении о закупке любой набор критериев, по которым им удобно оценивать заявки.
При этом положением о закупке могут быть установлены жесткие правила указания в документации того или иного набора критериев в зависимости от предмета и/или процедуры закупки.
Либо такой перечень открытый и оставлена возможность закупочному подразделению каждый раз при подготовке документации выбирать состав критериев, исходя из конкретной потребности.Но есть правило, неизменное для любого заказчика: перечень критериев и порядок оценки должны быть указаны в закупочной документации и применяться ко всем участникам одинаково. Также не допускается применение критериев оценки, не указанных в документации. Если заказчик нарушил это правило, то его действия могут быть оспорены участниками закупок в ФАС России или суде.
Порядок оценки и сопоставления заявок
После определения набора возможных критериев и их значимости заказчику необходимо определиться с порядком оценки и сопоставления заявок по этим критериям.
Порядок оценки заявок определяет алгоритм расчета оценочного показателя заявки исходя из значения каждой заявки по критерию.
В закупочной деятельности уже сложилась практика, по которой объективные критерии принято оценивать расчетным путем, т. е. присваивать заявкам рейтинги, используя универсальную математическую формулу.
В случае если меньшее значение критерия является предпочтительным, используют формулу:
Rai = ((Amax – Ai)/(Amax – Amin)) x Za
где:
- Rai — рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию А;
- Amax — максимальное значение критерия А из предложенных участниками (или указанное в документации);
- Amin — минимальное значение критерия А из предложенных участниками (или указанное в документации);
- Ai — значение по критерию А, предложенное i-м участником;
- Za — значимость критерия А в баллах.
К таким критериям относятся цена, срок поставки, срок исполнения работ, срок поставки продукции и др.
В случае если большее значение критерия является предпочтительным для заказчика, используют формулу:
Rbi = ((Bi – Bmin)/(Bmax – Bmin)) x Zb
где:
- Rbi — рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию В;
- Вmax — максимальное значение критерия В из предложенных участниками (или указанное в документации);
- Вmin — минимальное значение критерия В из предложенных участниками (или указанное в документации);
- Вi — значение по критерию В, предложенное i-м участником;
- Zb — значимость критерия В в баллах.
К таким критериям относятся, например, срок гарантии, отсрочка платежа и др.
Пример оценки заявок по различным критериям приведен в таблице:
Оценка заявок по различным критериям
Критерий, значимость/ Заявка | Цена продукции, в руб. начальная максимальная цена из к/д 200 000 руб. , максимальная значимость 50 баллов | Значение по критерию | Срок поставки, в днях, максимальная значимость 25 баллов | Значение по критерию | Гарантия, в месяцах, максимальная значимость 25 баллов | Значение по критерию | Итоговый рейтинг, максимально возможное значение 100 баллов |
Заявка, А | 120 000 | 50,00 | 15 | 0,00 | 3 | 0,00 | 50,00 |
Заявка Б | 150 000 | 31,25 | 13 | 10,00 | 5 | 12,50 | 53,75 |
Заявка В | 180 000 | 12,50 | 10 | 25,00 | 7 | 25,00 | 62,50 |
Заявка Г | 120 000 | 50,00 | 10 | 25,00 | 7 | 25,00 | 100,00 |
Как видно из таблицы, у одной из заявок (Заявка Г) по всем критериям лучшие показатели. Методом расчета получилось, что она набрала 100 возможных баллов. Следует отметить, что при применении некоторых других математически формул, использующихся на практике заказчиками, такого результата не получится. То есть даже если в заявке содержатся лучшие показатели, она все равно никогда не наберет максимального количества баллов. По этой причине рекомендуется использовать приведенные выше формулы расчета.
Источник: https://e.goszakaz-vo.ru/422929