Какие последствия ДТП
Основные причины ДТП, меры их предупреждения и статистика
Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно!
1. Нарушение ПДД
Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:
- Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
- Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
- Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
- Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
- Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.
2. Неисправности ТС
Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:
- нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
- несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
- превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
- наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
- неисправность системы усиления рулевого управления;
- неисправность внешних осветительных приборов;
- недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
- повреждения шин;
- нарушение герметичности системы питания двигателя;
- неисправности в системе вывода отработавших газов.
3. Неуважение
Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:
- проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
- лихачество;
- «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.
4. Дороги
По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:
- Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
- Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
- Неисправность светофоров.
5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте
Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов.
Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств.
Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.
6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке
Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.
7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Другие причины ДТП
К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.
Статистика
Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:
- 25% по причине нарушения скоростного режима.
- 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
- 10% занимает выезд на встречную полосу.
Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.
На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:
- По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
- Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
- Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .
Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.
Источник: https://automethod.ru/na-doroge/dtp/7-osnovnyx-prichin.html
Что грозит виновнику ДТП без пострадавших
Предусмотрена ли ответственность водителю за ДТП без пострадавших? Как показывает статистика, этот вопрос интересует большое количество автолюбителей, ведь автомобильные аварии достаточно часто происходят практически без каких-либо последствий.
В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением в 1993 году, содержится классификация дорожно-транспортных происшествий.
Согласно этой классификации, в ДТП без пострадавших причиняется вред только имуществу – объектам собственности.
Причем, речь не всегда идет только о транспортном средстве, повреждения могут быть причинены любому имуществу, к примеру, перевозимому в момент столкновения грузу.
По нормам российского законодательства, подобное рода нарушение может быть оформлено в упрощенном порядке, путем оформления европротокола. Причем назначение этого документа в российских нормативных актах никак не закреплено, оно позаимствовано из аналогичных норм законодательства стран, входящих в Евросоюз.
Обязанности водителя после ДТП
По закону, после дорожно-транспортного происшествия автолюбитель должен придерживаться определенного порядка действий – выполнять обязанности. В противном случае (как правило, если в ДТП есть пострадавшие), водитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Сразу же после столкновения водитель должен:
- Остановить транспортное средство.
- Следующий обязательный шаг – включение сигнализации и выставление аварийного знака, который уведомит прочих автолюбителей о том, что произошла автомобильная авария.
- Далее автолюбитель должен оценить окружающую обстановку. Если его транспортное средство мешает нормальному движению прочих машин, водитель должен убрать его с места происшествия, даже несмотря на то, что такое мероприятие запрещено на законодательном уровне.
- Далее автомобилист должен зафиксировать последствия дорожно-транспортного происшествия, используя для этого все доступные средства. Сделать это нужно обязательно, даже если в момент ДТП между автолюбителями нет никаких разногласий относительно виновности в аварии, они могут возникнуть впоследствии.
Изменения в законодательстве
В 2015 году в Правила дорожного движения были внесены изменения, благодаря которым удалось существенно упростить процедуру оформления документов после дорожно-транспортного происшествия, при условии, что в аварии не было пострадавших. С этого года вызов сотрудников ГИДД на место столкновения для оформления автомобильной аварии больше не является обязательным, делать это нужно только в отдельных случаях.
Но стоит помнить о том, что водители должны оценить обстановку на месте ДТП объективно. По нормам законодательства, если водитель создает своим авто препятствие для передвижения прочих транспортных средств, при условии, что авария незначительна, он привлекается к ответственности.
Сроки рассмотрения дорожно-транспортного происшествия
Сроки рассмотрения любых административных дел урегулированы Кодексом об административных правонарушениях. В этом нормативном акте установлено, что протокол и справка, где отражаются все детали дорожно-транспортного происшествия, степень повреждения транспортных средств, должны выдаваться на месте столкновения.
При составлении протокола, все участники и свидетели автомобильного происшествия описывают случившееся, при этом дают свое письменное объяснение.
Далее готовый документ передается для расследования уполномоченному лицу, в протоколе указывается дата и время рассмотрения автомобильной аварии.
По результатам проведения расследования выносится постановление, далее виновное лицо привлекается к ответственности.По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения ДТП, в котором нет пострадавших, не должны превышать двух месяцев.
По закону, срок для проведения расследования составляет 1 месяц. Однако по решению руководителя органа, рассматривающего административное дело, расследование может быть продлено еще на этот же срок (не более 30 дней).
Если же в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то сроки для проведения расследования совершенно иные. К примеру, если в результате столкновения был причинен тяжелый вред здоровья, а также есть иные основания то проведение расследования может занять до полугода.
Особенности рассмотрения аварии без пострадавшего
По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия, в котором нет пострадавших, могут быть гораздо менее значительными. В Кодексе установлены только предельные сроки для производства по административному делу.
При этом стоит учитывать тот факт, что постановление, вынесенное сотрудником ГИБДД, не является основанием для установления виновности того или иного автомобилиста в ДТП.
Этот документ нужен только для того, чтобы зафиксировать факт нарушения конкретной нормы законодательства (Правил дорожного движения в частности).
Полученное постановление может быть оспорено в суде, в этом случае судья будет заниматься установлением виновности автомобилиста на основании всех представленных доказательств.
Если автолюбитель принимает решение об обжаловании постановление, то сроки рассмотрения административного дела и установления виновности водителя в автомобильной аварии, могут существенно увеличиться.
По нормам российского законодательства, если в ДТП нет пострадавших, то допускается оформление такого столкновения даже без привлечения сотрудников ГИБДД, что существенно упрощает взаимоотношения между сторонами.
Ответственность за ДТП без пострадавших
В законодательстве предусмотрены различные виды ответственности, привлечение автолюбителя к одному из них происходит по результатам оценки всех обстоятельств случившегося.
По закону, если в дорожно-транспортном происшествии нет пострадавших, водитель не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как отсутствует основание для принятия такого решения – нет факта причинения кому-либо вреда.
Соответственно, за автомобильную аварию, в которой нет пострадавшего, виновник может быть привлечен только к административной ответственности, кроме того, он будет должен компенсировать весь ущерб, причиненный имуществу потерпевшего лица.
Ответственность за дорожно-транспортное происшествие, в котором отсутствуют пострадавшие, урегулирована нормами гражданского и административного законодательств.В частности, виновник ДТП привлекается к гражданской ответственности, путем возмещения причиненного в результате столкновения ущерба.
В отдельных случаях при предоставлении соответствующих доказательств, возможно и возмещение упущенной в результате автомобильной аварии выгоды.
Как правило, административное наказание за транспортное происшествие, в котором отсутствуют пострадавшие лица, заключается в вынесении штрафа на различную сумму. В случае серьезных нарушений Правил дорожного движения, автолюбитель может быть лишен своих водительских прав, даже в том случае, если пострадавшие в аварии есть, но им не был причинен серьезный вред.
В таком случае для возмещения причиненного вреда придется в обязательном порядке привлекать суд. Заинтересованная сторона готовит исковое заявление, в котором указывает размер материального и морального вреда, а затем обосновывает его. Судья наделен правом самостоятельно регулировать размер возмещения исходя из представленных документов и доказательств.
Оформление ДТП без пострадавших
При выборе порядка действий после автомобильной аварии, нужно оценивать несколько значимых обстоятельств происшествия:
- Наличие или отсутствие разногласий между участниками дорожно-транспортного происшествия по поводу виновности и обстоятельств аварии.
- Количество людей, ставших участниками столкновения.
- Наличие повреждений.
Если спор между участниками автомобильной аварии отсутствует, к примеру, когда участников ДТП только двое, а вред в результате столкновения был причинен только их транспортным средствам, риск ответственности застрахован по программе ОСАГО или КАСКО, автолюбители могут заполнить извещение о происшествии и напрямую обратиться к страховщику для оформления выплаты.
Следовательно, автомобилисты могут и не оформлять происшествие, но только в том случае, если пострадало исключительно имущество участников ДТП, при условии, что они не видят необходимости в составлении документов.
Еще один распространенный на практике вариант – обращение в ближайшее отделение ГИБДД для оформления документации о происшествии.
Если же между участниками ДТП есть какие-либо разногласия, водителям обязательно нужно обратиться в ДПС, и в дальнейшем следовать всем указаниям от уполномоченного сотрудника.В частности, до приезда инспектора на место дорожно-транспортного происшествия, каждый автолюбитель должен зафиксировать следы столкновения, все полученные в результате аварии повреждения, желательно делать это с использованием фото и видео съемки.
Оформление ДТП с пострадавшими
Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то оформление ДТП должно производиться только с участием сотрудников ГИБДД. Прежде всего, автовладелец должен оказать первую помощь пострадавшим.
Если состояние человека крайне тяжелое, к примеру, если в результате аварии пострадал ребенок, то нужно незамедлительно организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.
При этом водители после столкновения должны позаботиться и о том, чтобы их транспортные средства не мешали движению другого транспорта, конечно, если это возможно. В таком случае нужно позаботиться и о том, чтобы максимально сохранить все следы происшествия.
Все, что нужно делать далее – ожидать прибытия сотрудников ГИБДД. Оставление места ДТП может стать основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности.
- Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
- В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
- Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/chto-grozit-vinovniku-dtp-bez-postradavshix/
Основные виды ДТП, их причины и последствия
История свидетельствует, что первая авария с участием автомобиля произошла в 1896 г. Это был наезд на пешехода, который не успел вовремя покинуть проезжую часть.
Мировая статистика современности утверждает, что дорожно-транспортные происшествия становятся причиной гибели более миллиона человек ежегодно. Причины повышенной аварийности основаны как на человеческом факторе, так и на качестве дорожного покрытия, уровне освещенности трасс.
Существует несколько видов и классификаций ДТП, которые отражают наиболее частые причины и последствия аварийных ситуаций на дороге.
Классификация по тяжести последствий
По тяжести последствий происшествия на дороге можно разделить на несколько видов. Наиболее легкими считаются ДТП, повлекшие лишь материальный ущерб для участников.
В этом случае учитывается не только порча транспортных средств или имущества пассажиров, но и стоимость ремонтно-восстановительных работ, оплата труда работников автоинспекции, выезжающих на место ДТП, медиков и т.д.
Остальные виды ДТП обусловлены наличием пострадавших, которые:
- Получили легкие повреждения или утратили трудоспособность на короткое время;
- Получили повреждения средней тяжести (длительное расстройство здоровья) и тяжкие (серьезная и длительная потеря трудоспособности, увечье, опасность для жизни);
- Скончались на месте или после транспортировки в медучреждение.
К категории особо тяжких отнесены аварии, когда гибнет несколько человек (4 и более), есть больше десятка раненых.
Участниками таких ДТП чаще всего бывают транспортные средства, перевозящие большое количество пассажиров (общественный транспорт, междугородние рейсы).
Причиной может стать состояние дорожного покрытия (обледенение, снежные заносы), человеческий фактор (несоблюдение водителем правил, смерть за рулем), столкновение с большегрузом или поездом.
Столкновение и опрокидывание авто
В «Правилах учета и анализа ДТП на автодорогах РФ» (приложение 3) от 29.05.1998 г. прописаны виды аварий: столкновение, наезд, опрокидывание и другие ДТП. Данной классификацией руководствуются сотрудники автоинспекции, оформляя протокол происшествия на дороге.
Одно из первых мест по частоте фиксации (до 98%) занимает столкновение (двух ТС, авто с животным, железнодорожным составом). Наименее опасными считаются столкновения по касательной, возникающие в процессе перестроения, парковки.
Несоблюдение положенной дистанции водителем — причина задних столкновений, которые приводят к значительным повреждениям ТС, легким травмам. Самое опасное 1 столкновение лоб в лоб, которое часто возникает из-за выезда на встречную полосу или поломки ТС.
Авария, при которой сталкивается авто и поезд, практически всегда заканчивается летальным исходом, поскольку у ж/д транспорта нет возможности для маневра. Столкновения с животными на загородных дорогах чаще всего происходят в сумерки. Последствия — повреждения ТС.
Частое место опрокидываний — загородные и скоростные трассы, поскольку ТС может опрокинуться при высокой скорости движения. Также причинами могут быть: неудовлетворительное качество дорожного покрытия (ямы, кюветы, обледенение), прокол резины, резкий маневр.
Опрокидывание очень опасно для пассажиров, которые не пристегнулись ремнями безопасности. Опрокинувшееся авто загорается в считанные минуты, поэтому главная задача для людей — покинуть салон.
Материальный ущерб также значителен, так как отремонтировать машину будет сложно — нарушается кузовная геометрия. Опрокидывание ТС может стать продолжением столкновения, однако в протоколе сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП как столкновение, поскольку машина переворачивается после удара.Реже переворачиваются авто из-за неисправности. Стоит отметить, что опрокидывание является ДТП, только если произошло во время движения.
Виды наездов
Более 65% ДТП происходит по причине наезда ТС на предмет или человека. В зависимости от объекта наезды бывают: на пешехода (более 49%), на препятствие (8,4%), на велосипедиста (8%), на стоящий транспорт (в том числе прицеп) или гужевую повозку (встречаются значительно реже).
Основная причина — невнимательность участников дорожного движения. Дополнительной причиной может стать затрудненная видимость (темное время суток, сумерки, метель, туман). Пешеходами в подобном ДТП также признаются инвалиды-колясочники и лица, катающиеся на санках, роликах, трехколесных велосипедах, самокатах.
Наезд на пешехода часто фиксируется на «зебре», реже — на тротуаре, когда авто вылетает с дорожного полотна. Падение велосипедиста на стоящую машину не квалифицируется как ДТП. Под наездом на гужевую повозку подразумевается авария, при которой автомобиль задел упряжку или повозку с животными.
Сумма причиненного ущерба рассчитывается и для транспорта, и для животных, если они пострадали.
Аварии с участием детей и иные происшествия
С каждым годом количество аварий, в которых участвуют дети, растет. Основная причина — невнимательность детей, незнание или несоблюдение правил движения, игры возле проезжей части.
При этом виновной стороной практически всегда оказывается водитель, который не смог предотвратить ДТП. Родителей наказывают крайне редко и только в том случае, если невиновность водителя очевидна.
Распространенные причины возникновения ДТП с участием детей:
- Катание на велосипедах, коньках на проезжей части;
- Пересечение улицы на запрещающий сигнал светофора;
- Самостоятельный переход дороги дошкольниками и младшими школьниками (дети в таком возрасте еще не могут реально оценить возможность наезда);
- Переход дороги в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
- Низкое качество преподавания ПДД в школе (только теория);
- Пример родителей, которые игнорируют правила перехода через дорогу;
- Невнимательность водителей, неадекватно оценивающих поведение детей.
Вышеупомянутая классификация не ограничивается названными случаями ДТП, однако не может охватить весь спектр аварий на дорогах. К категории «иной вид ДТП» относятся все остальные аварии, у которых нет документально зафиксированного определения.
Это выпадение пассажиров, обусловленное резкой остановкой, началом движения, изменением скорости; падение грузов или отрыв частей ТС, которые причинили материальный ущерб, спровоцировали травмы.
К этой же категории относятся бесконтактные аварии, когда виновник и пострадавшая сторона избежали прямого взаимодействия, но причинен ущерб и третьим лицам. Выезд на тротуар, причинение вреда лицам, которые не являются участниками дорожного движения, также относится к иным ДТП.В судебных инстанциях часто возникают споры по поводу аварий, которые произошли во время остановки ТС. Единого мнения, считать ли такие происшествия ДТП, которые предусмотрены договором автострахования, пока нет. Суд выносит решения по каждому конкретному случаю.
Заключение
Классификация дорожно-транспортных происшествий зависит от вида и тяжести ущерба, причины аварии. Некоторые дорожные происшествия не квалифицируются как ДТП, а значит, страховые выплаты исключены. Чаще всего на дорогах РФ фиксируются столкновения, наезды, аварии с участием детей.
Источник: https://insur-portal.ru/dtp/vidy-dtp
Какая ответственность за ДТП без пострадавших?
Наказание виновнику ДТП без пострадавших будет назначено в зависимости от нарушенного пункта ПДД. Все варианты ответственности зафиксированы в КоАП РФ, а возмещение имущественного ущерба будет проходить в рамках программы ОСАГО или через суд. В этой статье рассмотрим, как наступает ответственность за ДТП без пострадавших, и какие виды санкций грозят виновнику аварии.
Какие последствия могут быть при ДТП
Под ДТП закон понимает столкновение двух или более автомобилей, в результате которого причиняется ущерб транспорту и вред здоровью граждан.
Даже при незначительных авариях избежать повреждений авто невозможно – возникают мелкие царапины, сколы, вмятины и т.д.
Убедиться в отсутствии пострадавших граждан участники ДТП должны сразу после столкновения – такое требование указано в Правилах дорожного движения.
Если пострадавшие в столкновении отсутствуют, возможны следующие варианты развития событий:
- автовладельцы могут обойтись без вызова сотрудника ГИБДД, если оформление документов проходит по программе Европротокола – в этом случае виновник аварии может избежать ответственность, даже если нарушил ПДД;
- если на место столкновения вызван инспектор, по каждому выявленному нарушению правил составляется процессуальный протокол – дальнейшее рассмотрение дела будет проходить в суде, либо наказание назначит должностное лицо ГИБДД (это зависит от нарушенного пункта ПДД);
- возмещение имущественного вреда будет проходить через страховую компанию, а при отсутствии у водителя полиса ОСАГО – через суд.
Таким образом, основанием для привлечения к ответственности по КОАП РФ, будет являться только протокол, в котором указываются все нарушенные пункты ПДД.
Непосредственно при установлении всех обстоятельств аварии, может возникнуть дополнительное основание для привлечения к ответственности.
При выявлении признаков опьянения, сотрудник ГИБДД может направить автовладельцев для прохождения медосвидетельствования, либо провести эту процедуру на месте (при наличии прибора с подтвержденным прохождением поверки).
Подтверждение факта опьянения, либо отказ от прохождения этой процедуры, влекут санкции по КоАП РФ – штраф и лишение прав.
Как проходит назначение наказания для виновника
По статьям КоАП РФ, которые не предусматривают арест нарушителя или лишения права управления, дело может быть рассмотрено должностным лицом ГИБДД. Например, по ст. 12.36.1 КоАП РФ может быть назначен штраф за пользование телефоном во время движения – такое дело относится к компетенции сотрудников ГИБДД, а направление материала в суд не происходит.
Если в состав санкций входит арест или лишение прав, рассмотреть дело может только суд. После составления протокола, административный материал направляется в судебное учреждение. Разбирательство дела проходит по месту совершения нарушения, а участники ДТП будут извещены о месте и времени заседания судебной повесткой, либо при составлении протокола.
Суд без потерпевших в ДТП проходит по следующим правилам:
- если автовладелец был надлежащим образом уведомлен о проведении заседания, суд может рассмотреть дело без его участия (исключение составляет случай, когда водитель был задержан на месте ДТП до рассмотрения протокола);
- суд рассматривает каждое нарушение ПДД, отраженное в протоколе, а сложение и зачет санкций допускается только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ;
- при совершении однородных нарушений в рамках одного ДТП, суд назначает единое наказание в размере максимально возможной санкции из всех рассматриваемых статьей Особенной части КоАП РФ.
Если в статье КоАП РФ указано несколько альтернативных санкций, суд сделает выбор с учетом характера нарушения и его общественной опасности.
Нужно учитывать, что некоторые виды наказания не могут применяться к определенным категориям граждан. В частности, возможны следующие ситуации:
- арест не может применяться к беременным женщинам, несовершеннолетним детям, военнослужащим и некоторым иным категориям нарушителей – в этом случае суд обязан использовать санкцию в виде штрафа;
- если нарушитель не имеет прав, либо ранее был лишен их по другому административному делу, суд назначает арест (при запрете использования ареста будет наложен штраф);
- если выявляется повторный факт опьянения за рулем, либо отказ от прохождения медосвидетельствования, административное дело прекращается, а нарушитель понесет ответственность по статье 264.1 УК РФ.
Третий из перечисленных вариантов является единственным случаем, когда ДТП без пострадавших повлечет уголовную ответственность.
Выбранные судом санкции будут зафиксированы в постановлении. Для оплаты назначенного штрафа нарушителю дается 60 дней, после чего постановление будет исполнено в принудительном порядке через службу ФССП. Лишение прав порождает следующие последствия:
- не позднее 5 дней после вступления постановления в силу, нарушитель обязан сдать бланк удостоверения водителя в ГИБДД;
- срок наказания в виде лишения прав начинает течь с момента сдачи удостоверения, либо после его изъятия сотрудником ГИБДД на дороге;
- для отдельных видов нарушений, вернуть права можно только после повторной сдачи экзамена в ГИБДД и представления справки об отсутствии медицинских противопоказаний.
Максимальный срок лишения прав не может превышать 3 лет, даже если водитель совершил несколько нарушений правил движения.
Какие статьи грозят виновнику ДТП
В КоАП РФ содержится целый блок статьей, которые могут применяться при нарушении правил, повлекших ДТП. Они сгруппированы в главе 12 КоАП РФ, а наиболее часто применяются следующие составы:
- ст. 12.9 КоАП РФ содержит санкции за превышение скоростного режима;
- по статье 12.8 будет наказан пьяный виновник ДТП, а ст. 12.26 используется при отказе пройти медосвидетельствование;
- самовольное оставление места аварии, либо иное нарушение правил поведения при ДТП, карается санкциями по ст. 12.27 КоАП РФ;
- ст. 12.15 КоАП РФ карается нарушение ПДД, связанное с правилами обгона и маневрирования.
Наказание последует только за нарушение, зафиксированное в протоколе. Если при рассмотрении дела будут выявлены иные нарушения, не указанные в протоколе, ответственность за них не наступает.
Для возмещения имущественного ущерба используются правила страхования ОСАГО. Нужно учитывать, что с марта 2018 года для получения страховки не предоставляется справка из ГИБДД.
В страховую компанию нужно подать извещение о ДТП, а также материалы административного дела (протокол и постановление).
Если в ДТП установлена вина обоих автовладельцев, получение страховки возможно только в судебном порядке.
Если у виновника ДТП отсутствует полиса ОСАГО, возмещение ущерба проходит в рамках гражданского процесса. Потерпевший подает иск о взыскании суммы, рассчитанной на основании заключения эксперта.
Кроме того, даже при отсутствии повреждений здоровью, потерпевший может взыскать компенсацию морального вреда.
Принудительное взыскание сумм по судебному акту происходит в рамках исполнительного производства через службу приставов.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/chto-grozit-vinovniku-dtp-bez-postradavshix
Основные виды и причины ДТП
Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.
Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.
Основные причины ДТП
В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий.
Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.
Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:
- Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
- Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
- Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
- Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
- Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
- Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.
Виды ДТП
Есть несколько классификаций дорожных происшествий.
К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом.
Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.
классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:
- Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
- Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
- Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
- Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
- Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
- Наезд на велосипедиста;
- Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
- Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
- Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.
Как обезопасить себя от дорожных аварий?
Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:
- Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
- Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
- Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
- Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
- На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
- Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
- Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
- Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
- Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
- Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
- Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
- Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.
Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку».
Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя.
Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.
Оказалась ли эта публикация полезной для вас? Оказалась полезной для: 41 чел.
Источник: https://pdd.guru/osnovnye-vidy-i-prichiny-dtp.html