ДТП с участием школьного автобуса

Вынужденный риск

ДТП с участием школьного автобуса

ДТП с участием школьных автобусов и частников, занимающихся перевозками групп детей, с незавидной регулярностью оказываются в полицейских хрониках. При этом рассмотрение закона, который запрещает использовать для этих целей устаревший транспорт, отложили в пятый раз. Подробнее читайте в материале портала iz.ru. 

Замкнутный круг

В Якутии 6 апреля автомобиль со школьниками попал в ДТП. После аварии в хирургическое отделение Нюрбинской центральной районной больницы были доставлены шестеро детей. По данным республиканского управления Следственного комитета России, которое проводит проверку по факту ДТП, ребята ехали на частном УАЗ 220695-04 на мероприятие в соседний населенный пункт.

Группу из 10 школьников сопровождала педагог. ДТП произошло, когда микроавтобус уже почти добрался до пункта назначение: «УАЗ» столкнулся с ехавшей во встречном направлении машиной Toyota Land Cruiser. Следователи наряду с прокуратурой, помимо обстоятельств аварии, проверяют соблюдение правил перевозки несовершеннолетних, в том числе действия руководства школы.

 

Подобные новости из Якутии приходят постоянно. В марте 2017 года пострадали семь детей, которые ехали на соревнования по волейболу. Водитель не справился с управлением, из-за чего автомобиль слетел в кювет.

 Впоследствии выяснилось, что перевозчик, во-первых, не сообщил ГИБДД о перевозке детей, во-вторых, не проверил техническое состояние авто перед поездкой, а в-третьих, выпустил на рейс непроверенного водителя.

Тремя месяцами ранее в ДТП в дальневосточной республике попал еще один частник, перевозивший группу подростков на конференцию в город Олемкинск. Обошлось без серьезных последствий: учащиеся интернета отделались ушибами и ссадинами, а сопровождавшая их учительница сломала кисть. 

В криминальные хроники регулярно попадают и ДТП с официальными школьными автобусами. В октябре 2017 года на трассе Сыктывкар–Чебоксары школьный автобус врезался в лесовоз, в результате погибли три человека — водитель и двое сопровождавших детей взрослых.

 Полтора года назад два школьных автобуса столкнулись на трассе в Свердловской области, после аварии четыре ребенка были госпитализированы. Причиной ДТП, по версии прокуратуры, стала плохая уборка дорог.

Административные дела завели на главу администрации села Сипавское, где произошло ДТП, и ответственного за состояние дорог «Уралдорстрой». 

Хотели как лучше

В ситуации со школьными автобусами проще искать виноватых, во всяком случае с юридической точки зрения. С частниками дело сложнее, и не только в случае с поиском ответственных лиц.

В ночь на понедельник, 9 апреля, попал в аварию на дороге Вологда –Новая Ладога автомобиль Acura, в котором находились пятеро подростков. Среди них был и сын водителя, который вез группу домой с соревнований по самбо, — путь предстояло проделать из Пскова в архангельский город Вельск.

Ночью машина столкнулась сначала с «МАЗом», затем с грузовиком Scania, после чего съехала в кювет. Пострадавшие получили травмы средней тяжести. 

В соцсетях развернулась ожесточенная дискуссия о том, кто прав, а кто виноват. Одни говорят о плохом состоянии дорог, другие —о безответственности тренера и родителей подростков, третьи — о причинах, которые толкают их самостоятельно заниматься перевозкой детей: «Для тех, кто спрашивает о «нормальности» таких поездок на соревнования, чем думали родители и прочее.

Поездка на поезде из Вельска в Псков — это не менее 30 часов в пути с пересадкой в Москве. Не менее 3 тыс. рублей с человека за билеты в один конец. Плюс нужно что-то кушать (2,5 дня в пути + 1 день на соревнованиях). Итого стоимость такой поездки получается не меньше 7,5 тыс. рублей на человека. Вельск — это не Питер.

Там очень многие просто не могут себе этого позволить». 

Пока гром не грянет

Поездка на соревнования для участников детской спортивной команды по акробатике школы спортивного резерва «Сибиряк» закончилась трагически.

В декабре 2016-го автобус, в котором находились дети и тренеры, попал в ДТП на трассе Тюмень–Ханты-Мансийск: в него врезался тягач с груженым полуприцепом, автобус вслед за ним вынесло на встречку, где он столкнулся с грузовиком. Погибли 10 подростков и двое взрослых, еще почти два десятка человек получили тяжелые травмы.

Суд признал виновными по делу о ДТП трех человек: директора спортивной школы Ирину Тарасову, представителя частника-перевозчика Александра Сидорука и водителя грузовика Раиля Саитханова — последние двое получили реальные сроки лишения свободы. 

Глава СКР Александр Бастрыкин, вспоминая последствия крупной аварии год спустя, предложил снова обязать ГИБДД сопровождать автобусы с детьми, даже если речь идет не о колонне транспортных средств.

С соответствующей инициативой он обратился к руководителю МВД, однако пока она осталась без движения.

 Томское управление ГИБДД, например, для контроля за сферой транспортировки детей вызвалось создать специальный центр, который будет следить за организацией школьных перевозок. 

Звучали и предложения об ужесточении наказания за незаконные перевозки детей и допущенные при их осуществлении нарушения. Для примера: якутскому таксисту, у которого загорелась машина во время поездки со школьниками, нарушение обойдется в штраф в размере 4 тыс. рублей. 

Немцы подсобили

Проверки автопарков повально организовываются после резонансных ДТП.

Полтора года назад масштабная инспекция транспорта, задействованного в перевозке детей, была организована в Магаданской области как раз после аварии с автобусом, в которой погибли воспитанники спортивной школы «Сибиряк».

В Новгородской области оперативную проверку школ, где развозят учащихся, решили провести в конце прошлого года после ДТП с участием школьного автобуса, в котором пострадали двое. 

Справедливости ради стоит отметить, что состояние автопарков отслеживают и в плановом режиме. В понедельник, 9 апреля, результаты проверки обнародовала прокуратура Курганской области.

Ведомство выявило несколько нарушений при организации детских перевозок в Щучанском районе: «Вскрыты факты наличия в автобусах неисправных огнетушителей и просроченных медицинских аптечек, отсутствия убирающейся ступеньки.

В одном из транспортных средств в неисправном состоянии находилась кнопка «Просьба об остановке», в нескольких автобусах отсутствовало устройство, препятствующее движению при открытых дверях». Волгоградская прокуратура летом прошлого года выявила порядка 200 нарушений.

 В частности, в нескольких школьных автобусах не был установлен тахограф, с помощью которого контролируются скорость и маршрут движения. 

Нарушения у российских перевозчиков выявляли и иностранцы: в марте этого года дорожная полиция Берлина задержала «подозрительный автобус» с детьми. Оказалось, что там находилась группа калининградских школьников.

Состояние транспорта озадачило немцев, удивившихся, что он вообще может ехать. В итоге автобус конфисковали, а его владельца оштрафовали на несколько тысяч евро.

Перевозчики утверждали, что автобус прошел все необходимые осмотры перед поездкой.

Подождите еще годик

Число законодательных актов, регулирующих сферу детских перевозок, продолжает расти. В конце 2017 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев одобрил постановление, которое обязывает устанавливать на школьные автобусы мигалки. Тем же документом ввели новые ограничения для водителей, занимающихся перевозкой детских групп: стаж за рулем не должен быть меньше года. 

Другой вопрос — обеспечение образовательных учреждений как самими автобусами, так и необходимым для них оборудованием.

В конце марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, в котором за муниципалитетами закрепляется обязательство обеспечивать перевозку школьников между населенными пунктами, которые выходят в состав одного муниципального района. Из-за споров, кому платить за транспорт, дети попросту оставались без автобусов. 

Пока самое главное нововведение — запрет на использование автобусов старше 10 лет при организации перевозок групп детей.

Соответствующее постановление должно было вступить в силу еще в 2014 году, однако несколько раз откладывалось, чтобы дать возможность как перевозчикам, так и школам подготовиться к изменениям.

В ГИБДД неоднократно подчеркивали, что огромное число нарушений касается именно технического состояния транспортных средств. Причиной ДТП, как подчеркивали в дорожном ведомстве, может стать даже одна выключенная фара.

Однако вступление закона в силу в очередной раз перенесли — на этот раз с 1 января на 1 июля 2018 года. О переносе просил Минтранс, настаивающий на том, что запрет нужно вводить поэтапно в разных регионах. Не исключено, что будет разработан пошаговый план, в котором прописаны ступени в зависимости от субъекта и вида транспорта. Первопроходцами могут стать Москва и Санкт-Петербург.

  Регионы в ускоренном темпе докупают недостающий транспорт, ориентируясь пока на срок до июля. В Бурятию, например, в январе привезли почти 50 новых автобусов, их распределили по 16 районам республики. В 2017-м автопарк бурятских школ пополнился 64 машинами. В Сахалинской области заявляли, что готовы к изменениям — все задействованные в перевозках школьников автобусы не старше 10 лет.

 

Однако не все субъекты могут похвастаться такими же показателями. Власти Крыма, например, признают, что им еще автопарки школ обновлять и обновлять, причем не один год. Непростая ситуация и в Дагестане.

Если нововведения начнут действовать уже летом, у многих школьников из высокогорных районов останется лишь один вариант — ходить пешком, отмечали в минтрансе республики.

Альтернативного транспорта там попросту нет.

Источник: https://iz.ru/730259/ekaterina-korinenko/vynuzhdennyi-risk

Дтп с участием школьного автобуса

ДТП с участием школьного автобуса

В настоящее время широкой популярностью пользуются школьные автобусы, которые доставляют детей разных возрастов до места обучения и обратно до дома.

Школьные автобусы так же используются для путешествий детей по иным городам, музеям и так далее.

Преимуществами специальных транспортных средств являются:

  • дети, пользующиеся автобусами, не опаздывают на занятия в школе;
  • родителям нет необходимости самостоятельно заботиться о доставке детей до учебного заведения.

Однако нередко именно с этими транспортными средствами случаются дорожные аварии. Как обязан вести себя водитель при возникновении критической ситуации? Какие обязанности возлагаются на сопровождающих и детей, читайте далее.

Действия при происшествии

При попадании школьного автобуса в дорожную аварию, водитель и сопровождающий обязаны действовать по должностной инструкции, которая составляется и утверждается руководством школы.

Водителя

Кроме должностной инструкции водитель обязан четко соблюдать правила дорожного движения, касающиеся ДТП, а именно:

  • остановиться, если после столкновения автобус по каким-либо причинам продолжает движение. Выключить двигатель, чтобы максимально снизить возможность возгорания транспортного средства;
  • включить световую сигнализацию, предупреждающую других водителей об опасности и дополнительно выставить знак аварийной остановки;

Если ДТП произошло в пределах населенного пункта, то знак выставляется на расстоянии 15 м от автобуса. Если столкновение произошло вне населенного пункта, то в соответствии с правилами знак надо установить на расстоянии 30 м от автобуса.

  • предпринять все меры к оказанию первой помощи пострадавшим. Вызвать на место происшествия экипаж скорой помощи и сотрудников правоохранительных органов. Оформление ДТП европротоколом в данной ситуации не допустимо.

Водитель школьного автобуса так же обязан:

  • не поддаваться панике, так как любое промедление при эвакуации детей может привести к тяжким последствиям;
  • сразу после остановки автобуса открыть все двери для эвакуации детей;
  • самостоятельно руководить процессом эвакуации;

Если школьный автобус имеет две двери, то для правильной и быстрой эвакуации маленьких пассажиров необходимо разделить на две группы, начиная с середины салона транспортного средства. Одна половина направляется для выхода через переднюю дверь, а другая половина – через заднюю дверь.

  • если в результате дорожного столкновения автобус опрокинулся, то водитель обязан самостоятельно открыть аварийный выход и помочь детям выбраться из салона автобуса;
  • по возможности исключить давку при выходе детей из салона транспортного средства;
  • после выхода всех пассажиров, детей необходимо отвести на безопасное расстояние;
  • после эвакуации необходимо немедленно сообщить руководству школы о случившемся происшествии, чтобы дети, которые не получили повреждений были доставлены на занятия (домой).

Детей и преподавателей

По правилам в каждом школьном автобусе должен быть преподаватель, который является сопровождающим.

К функциям сопровождающего относятся:

  • слежение за посадкой и высадкой детей. Посадка детей в школьный автобус возможна исключительно при наличии определенного ребенка в списке;
  • слежение за соблюдением норм безопасности детьми при движении автобуса. Детям запрещено передвигаться по салону транспортного средства, высовываться из окон, кричать и шалить, отвлекать водителя;
  • проведение инструктажа по правилам безопасности при посадке и движении автотранспорта.

При ДТП со школьным автобусом сопровождающий преподаватель обязан:

  • помогать водителю в эвакуации детей;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим пассажирам;
  • следить за детьми после эвакуации до прибытия другого транспортного средства и доставки пассажиров до места назначения.

Кроме этого дети, являющиеся пассажирами, так же должны четко знать правила поведения в дорожном происшествии. Для этого в учебном заведении постоянно проводится инструктаж.

Согласно инструктажу дети обязаны:

  • по возможности не паниковать, не кричать, не толкаться;
  • внимательно слушать и немедленно выполнять все инструкции, которые дает водитель автобуса или сопровождающий педагог;
  • при наличии возможности и при согласовании с взрослыми ученики старших классов могут помогать в эвакуации пострадавших или младших школьников.

Учреждения, которому принадлежит транспорт

После получения сообщения о дорожной аварии с автобусом, перевозящим детей, руководство организации, которой принадлежит транспортное средство, обязано незамедлительно отправить на место происшествия дополнительное транспортное средство с сотрудниками, которые должны:

  • оказывать помощь в эвакуации детей;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим;
  • при необходимости доставить детей до лечебного учреждения;
  • осуществить доставку детей, не получивших повреждений домой или в школу;
  • участвовать в расследовании причин происшествия и выявления виновника ДТП.

Если в ходе расследования доказано, что в дорожной аварии виновен водитель школьного автобуса, то руководство компании обязано выплатить компенсацию пострадавшим при ДТП.

Инструкция по предупреждению ДТП школьным автобусом

Чтобы максимально снизить возможность возникновения дорожной аварии со школьным автобусом организация, владеющая транспортным средством, обязана:

  • постоянно следить за техническим состоянием автобуса (регламентирующим документом является ГОСТ Р 51160-98). Не допускать выхода на линию неисправного транспортного средства;
  • следить за состоянием здоровья водителя. Для этого медицинским работником осуществляется предрейсовый контроль: определяется общее состояние здоровья, выявляются признаки алкогольного (наркотического) опьянения, измеряется давление и так далее;

У каждого медицинского работника так же есть своя должностная инструкция по допуску водителя к управлению автотранспортом.

  • следить за квалификацией водителя, который допускается к перевозке детей. По правилам движения водитель школьного автобуса обязан иметь: водительские права категории С, непрерывный стаж вождения автотранспорта данной категории не менее 3 лет. Причем у водителя не должно быть зафиксировано за последние 12 месяцев грубых нарушений ПДД;
  • регулярно проводить инструктаж водителей по ПДД, правилам эвакуации, правилам перевозки детей и так далее;
  • проводить стажировку водителя школьного автобуса при таких факторах, как замена транспортного средства или замена маршрута движения автобуса;
  • следить за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Управление школьным автобусом без перерывов не возможно в период времени, составляющий более 8 часов;
  • своевременно информировать водителя, находящегося на линии об изменении погодных условий, загруженности того или иного участка трассы на маршруте движения, наличии опасных участков на проезжей части и так далее.

Для предупреждения аварийной ситуации водитель автобуса, перевозящего детей обязан:

  • следить за своим самочувствием. При малейшем недомогании немедленно сообщить руководству организации;
  • четко соблюдать правила движения. Запрещается перевозка детей в темное время суток (исключением является доставка до учебного заведения), на скорости более 60 км/ч;

Если автобус передвигается в темное время суток, то скоростной режим подбирается водителем самостоятельно в зависимости от условий видимости на дороге.

  • самостоятельно следить за исправностью автобуса;
  • не отклоняться от разработанного маршрута движения, который в обязательном порядке должен быть согласован с местным подразделением автоинспекции;
  • не перевозить в автобусе посторонних людей;
  • вести журнал учета остановок, посадки и высадки учеников в определенных пунктах;
  • в процессе выполнения перевозки не оставлять транспортное средство без присмотра.

Сопровождающий педагог назначается лично директором школы и обязан:

  • контролировать поведение детей во время движения и действия водителя, в том числе и соблюдение скоростного режима;
  • при выявлении каких-либо проблем немедленно сообщать водителю об опасности и добиваться прекращения движения;
  • следить за наполняемостью автотранспорта. Школьный автобус не может перевозить пассажиров больше, чем в салоне имеется оборудованных мест для сидения;
  • уметь пользоваться огнетушителем и оказывать первую помощь

Наказание, если виновен водитель

Водитель, виновный в дорожной аварии может быть привлечен к гражданской, уголовной или административной ответственности. Кроме этого к административной ответственности привлекаются должностные лица и организация, владеющая школьным автобусом.

Гражданская ответственность заключается в выплате компенсации пострадавшей стороне, например, в случае столкновения с пешеходом.

Водитель самостоятельно или ответственная организации обязаны выплатить стоимость лечения и восстановительного курса, а так же нанесенный моральный вред (статья 1079 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает, если в результате ДТП нанесен тяжелый вред здоровью пострадавшего или погибли люди (статья 264 УК РФ). В этой ситуации водитель может быть наказан лишением свободы или лишением права на занятия определенным видом деятельности.

Административная ответственность регулируется статьей 12 КоАП.

За нарушение требований к перевозке детей (например, отсутствие соответствующих знаков на автобусе, не использование детских удерживающих устройств) налагаются следующие штрафные санкции:

Для водителя3 000 рублей
Для должностного лица25 000 рублей
Для организации100 000 рублей

За перевозку детей в ночное время (с 23.00 до 6.00) налагаются следующие штрафы:

5 000 рублей + лишение водительских прав на период 4 – 6 месяцевна водителя
50 000 рублейна ответственное лицо
200 000 рублейна организацию

При определении совокупного размера наказания для водителя школьного автобуса, ставшего виновником дорожной аварии, учитываются все факторы и статьи того или иного Кодекса.

Таким образом, перевозки детей школьными автобусами контролируются на более высоком уровне.

Ответственность за допуск правонарушений возлагается не только на водителя, но и на должностное лицо, отвечающее за выпуск транспортного средства на линию, а так же организацию – владельца автотранспорта.

: Алгоритм действий при ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-so-shkolnym-avtobusom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.