Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года

Содержание

Что изменилось в закупках с 1 июля 2019 года | Контур.Закупки

Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года

С 1 июля 2019 года заработали изменения в закон о госзакупках. Расскажем, о чем важно знать поставщикам в первую очередь.

Сроки электронных аукционов

Электронные аукционы теперь проводятся быстрее за счет сокращения срока подачи заявок. Он зависит от цены с контракта и объекта закупки.

Что закупаетсяМинимальный срок подачи заявок
Строительные работы:
– НМЦК менее 2 млрд рублей включительно7 дней
– НМЦК более 2 млрд рублей15 дней
Все прочее:
– НМЦК менее 300 млн рублей включительно7 дней
– НМЦК более 300 млн рублей15 дней

Итак, на аукционы, доступные по цене для большинства участников, срок подачи заявок сократился. Это значит, что нужно быстрее ознакомиться с документацией, при необходимости подать запрос на ее разъяснение, а также подготовить заявку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Обеспечение заявки

С 1 июля заявку можно обеспечивать не только денежными средствами, но и банковской гарантией. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Денежные средства, как и прежде, переводятся на спецсчет, открытый в уполномоченном банке.

Что касается банковской гарантии, нужно помнить, что срок ее должен быть как минимум на 2 месяца больше, чем срок приема заявок.

Дополнительные требования к участнику

В соответствии с постановлением № 99 от 4 феврале 2015 года, при закупках отдельных видов товаров, работ и услуг к поставщику могут предъявляться дополнительные требования.

До 1 июля действовало такое правило: если для подтверждения соответствия этим требованиям нужно было представить разрешительные документы, то их прикрепляли к заявке.

Речь идет, например, о допусках СРО, лицензиях, свидетельствах.

Теперь такие документы должны быть размещены в реестре участников закупки. То есть перед тем, как подавать заявку на такую процедуру, поставщику нужно позаботиться о том, чтобы соответствующие документы были загружены на ЭТП и попали в реестр. Участник подает заявку без этих документов — заказчику их направит площадка вместе со второй частью заявки.

Упрощение участия в строительных закупках

Многие изменения, вступившие в силу с 1 июля, связаны именно со строительством. В целом они позитивны, поскольку упрощают порядок участия подрядчиков в строительных закупках.

Первая часть заявки теперь должна состоять только лишь из согласия участника исполнить требование закупки. Это связано с новым правилом, которое заключается в следующем: если в закупке должна быть проектная документация, то она и является описанием объекта закупки. Вторая часть заявки остается неизменной.

Поскольку в первых частях теперь нет характеристик, которые заказчик должен сравнивать, эти части заявки не оцениваются. Они принимаются в автоматическом режиме. Поэтому процедура торгов начинается уже через 4 часа после того, как закончился срок подачи заявок.

Обеспечение контракта

Несколько изменений касаются обеспечения контракта. В большей степени они затрагивают субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Но есть изменения и для закупок, проводимых в общем порядке.

Поставщикам из числа СМП и СОНО (если закупка объявлена специально для них) необязательно предоставлять обеспечение исполнения контракта. Вместо этого им достаточно подтвердить свой опыт, представив сведения об исполненных контрактах по 44-ФЗ. К ним предъявляются такие требования:

  • контракты должны относиться к периоду 3 последних лет до окончания срока подачи заявки;
  • они должны быть исполнены без каких-либо нареканий, то есть без штрафов, неустоек и пеней;
  • можно предоставить один или несколько контрактов, но общая сумма должна быть не меньше, чем НМЦК текущей закупки.

Если у участника нет опыты в закупках по 44-ФЗ либо контракты были исполнены им со штрафными санкциями, он должен представить обеспечение. Однако ему даются преференции в расчете суммы этого обеспечения — она берется от той цены, по которой заключен контракт. В обычном же случае сумма обеспечения исчисляется от начальной максимальной цены закупки.

Кроме того, в законе прописали срок возврата обеспечения контракта:

  • для закупок для СМП и СОНКО — 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом;
  • для закупок на общих основаниях — 30 дней с такой даты.

У банка-гаранта отозвали лицензию

С 1 июля у поставщика, который в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, появилась новая обязанность. В том случае, если у банка в период действия гарантии отозвана лицензия, исполнитель должен обеспечение контракта заменить.

Однако сам поставщик не обязан следить за актуальностью выданной гарантии — это функция заказчика. Именно он должен узнать, что у банка отозвали лицензию, и уведомить поставщика о необходимости в течение месяца заменить обеспечение контракта. В таком случае у исполнителя есть два варианта:

  • предоставить новую банковскую гарантию;
  • обеспечить исполнение контракта денежными средствами.

При этом если часть контракта уже исполнена, сумма обеспечения уменьшается.

Обеспечение гарантийных обязательств

Условиями закупки может быть предусмотрено требование предоставить гарантию на поставленный товар или выполненные работы. В таком случае условие о гарантии включается в контракт.

Поставщик должен предоставить обеспечение гарантийных обязательств в виде денежных средств или банковской гарантии.

Его максимальная сумма — 10% от начальной цены контракта, а вид обеспечения участник выбирает сам.

Закупки без объема

До 1 июля в закупках практически всегда было указано количество необходимых товаров или объем работ / услуг. Было всего несколько случаев, когда можно было объявлять закупки без объема — это работы по ремонту и обслуживанию техники и оборудования, а также ряд услуг — медицинские, юридические, образовательные, транспортные и некоторые другие.

Теперь же все ограничения сняты. То есть любая закупка может проводиться без указания количества товара или объема услуг, если заказчик обоснует необходимость такого подхода. Исключение составляют закупки лекарственных препаратов — без указания количества их можно будет проводить с 1 октября.

Закупать без объема целесообразно в том случае, когда заказчик не может точно знать, какое количество товара / объем работ ему понадобится.

При проведении таких закупок в ЕИС можно будет увидеть начальную цену единицы товара/услуги, начальную сумму цен таких единиц и максимальное значение цены контракта.

На основе последнего показателя будут исчисляться размеры обеспечения заявки и исполнения контракта.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-izmenilos-v-zakupkax-s-1-iyulya-2019-goda/

Когда можно установить дополнительное требование к участникам

Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года

Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это опыт исполненных контрактов, право собственности на недвижимость, специальные полномочия, штат оценщиков или срок существования компании. Эти условия прописаны в постановлении правительства № 99 от 04.02.2015 и предъявляются в некоторых тендерах. С 30 сентября вступили в силу новые правила.

30 сентября начали действовать новые правила, как подтверждать соответствие дополнительным требованиям. Составили инструкцию на примере площадки Сбербанк-АСТ.

Собрали в таблицу другие изменения в дополнительных требованиях к участникам закупок.

Общие положения

В статье 31 44-ФЗ указаны основные и дополнительные требования к участникам закупки. Подробнее об основных — требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, которое устанавливается, чтобы выявить наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.

Дополнительные требования применяются в соответствии с постановлением правительства РФ №99 от 04.02.2015 только при проведении следующих процедур:

  • электронный конкурс с ограниченным участием (включая закрытый);
  • электронный двухэтапный конкурс (включая закрытый);
  • электронный аукцион.

В пункте 1 постановления № 99 указано, при проведении какой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки — конкурс, запрос котировок, запрос предложений и закупки у единственного поставщика.

Когда устанавливаются дополнительные требования

В приложении № 1 и 2 постановления от 04.02.2015 № 99 указано, что дополнительные требования к участникам закупки могут быть предъявлены в закупках:

  1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных, особо ценных и редких документов и работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных таких объектов.
  2. Строительные работы (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
  3. Услуги по морским и речным перевозкам.
  4. Техническое обслуживания, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
  5. Специализированные закупки, имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если НМЦК превышает 100 млн. руб. и др. по Приложению № 2 Постановления № 99).

Какими документами подтвердить

Заказчик не разрабатывает собственные доптребования. В постановлении Правительства от 04.02.2015 № 99 указано в каком случае заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки, наименование требования и список документов, которыми участники торгов подтверждают соответствие:

  1. Аналогичный предмету закупки опыт работы. Заказчик установит условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
  2. Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик предоставляет официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договоры сделок. Дополнительно он вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
  3. Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
  4. Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.

Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе электронного двухэтапного конкурса, при проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием.

ФАС в письме № МЕ/51304/19 от 19.06.2019 указала, что участник не подтвердит соответствие доптребованиям о наличии опыта строительных работ, если предоставит копии договоров субподряда.

Как предоставить документы о соответствии доптребованиям на площадку: пошаговая инструкция

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kogda-mozhno-ustanovit-dopolnitelnoe-trebovanie-k-uchastnikam

Изменения в требованиях к участникам закупок подрядных работ в рамках Закона № 44-ФЗ

Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года
sh: 1: —format=html: not found

На прошлой неделе, 25 марта на официальном сайте правовой информации pravo.gov.ru разместили постановление Правительства РФ от 21.03.2019 года №294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99″ (далее по тексту – Постановление № 294).»

Данное постановление коснулось дополнительных требований к участникам закупок ряда работ.

Изменение №1: Новая классификация видов подрядных работ

Новая классификация в рамках 44-ФЗ представляет собой следующее:

  • Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;
  • Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;
  • Выполнение работ по строительству не капитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;
  • Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

ВАЖНО!При этом отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам таких работ, к кодам ОКПД2 и исключается первая сноска в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Стоит обратить внимание на одно из условий применения дополнительных требований:

Если максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей по любому из указанных видов работ.

Освежим вашу память: согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ:

Благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

Со 2 апреля 2019 года также будет необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупок работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержащихся в приказе Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Изменение №2

Для каждого вида работ, указанных в новой редакции постановления от 04.02.2015 г. №99, устанавливаются дополнительные требования:

  • Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

ВАЖНО!Стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:— если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота);— если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота);— если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

2. Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн.

рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

ВАЖНО!Стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:— если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота);— если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);— если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);— если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

3. Для работ по строительству не капитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн.

рублей,требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного.

4. Для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

Изменение №3

В связи с изменением содержания дополнительных требований к участникам закупки меняются и требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям, в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в новой редакции.

Если вы еще не читал полный список изменений в 2019 году, рекомендуем ознакомиться в этой статье.

При этом указанные документы должны относиться не просто к подрядным строительным работам, а именно к тому виду работ в рамках введённой классификации подрядных работ для целей осуществления закупок, установленной новой редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Изменение №4

Скорректирована позиция № 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г.

№ 99, устанавливающая «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»:

со 02.04.2019 г.

конкурсы с ограниченным участием в электронной форме можно будет проводить при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Изменение №5

Вносятся «косметические» поправки по тексту постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в связи с изменением терминологии в действующем законодательстве.

Изменения, утверждённые Постановлением № 294, вступят в силу со 02.04.2019 г. и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок работ, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до вступления в силу указанного постановления.

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5c63e16bc0874300adc6b52e/izmeneniia-v-trebovaniiah-k-uchastnikam-zakupok-podriadnyh-rabot-v-ramkah-zakona--44fz-5ca48ef13aaf7b00b2c301a3?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2679088291.544.1575529133494.70676&integration=publishers_platform_yandex

Новые правила закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2019 году

Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года

Напомним, что в мае 2019 года вступил в силу пакет  масштабных изменений в законодательстве о  закупках.

Федеральный закон от 01.05.

2019 № 71-ФЗ установил новые требования в части правил обоснования и планирования закупок по 44-ФЗ: единые правила к форме документа и правилам его ведения для всех заказчиков, также с 1 октября 2019 года будет меняться состав информации плана-графика и будут отменены планы закупок. А с 1 июля начали действовать новые правила осуществления закупок с неизвестным объемом. Теперь участники могут осуществлять закупки с неизвестным объемом независимо от объекта закупки (т.е. любого товара, работы или услуги).

Помимо майских поправок в 44 и 223-ФЗ этим летом было принято множество новых актов и Постановлений Правительства, которые оказали влияние на работу специалистов в сфере закупок.

Наиболее важные нововведения затрагивают: новые требования к участникам закупок, изменения в сфере регулирования импортозамещения, регистрации участников, выдаче банковских гарантий и многое другое.

Представляем вам краткий обзор последних изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Изменения в Бюджетном кодексе РФ (Федеральный Закон года № 199-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»)

Нововведения направлены на совершенствование государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита.

1. Вводится новая редакция понятия «бюджетное нарушение». Теперь бюджетным нарушением признаются: нарушения установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также требований к изменению, расторжению госконтракта; нарушения условий государственных контрактов.

2. Уточняются полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного контроля

Согласно ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов государственного внутреннего финансового контроля относятся:

Контроль за соблюдением условий госзакупок;

— Контроль за соблюдением условий договоров;

— Контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (контроль осуществляется с 1 января 2020 года);

— Органы финансового контроля могут направлять в суд иски о признании закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ (контроль осуществляется с 1 января 2020 года);

3.    6 августа 2019 года вышла новая редакция ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, в результате чего изменились правила постановки на учет денежных и бюджетных обязательств.

При постановке на учет бюджетных денежных средств, а также санкционировании оплаты денежных обязательств должны осуществлять контроль за:

— Непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами;

— Соответствием информации о денежном обязательстве / соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;

— Наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

В случае, если бюджетное обязательство появилось на основании госконтракта, будет необходим дополнительный контроль за соответствием сведений о госконтракте в реестре контрактов, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании госконтракта, условиям госконтракта.

Плата за предоставление первичных бухгалтерских услуг

7 августа 2019 года вступили в силу изменения в порядке предоставления первичных бухгалтерских услуг операторами электронных площадок.

Теперь операторы ЭП на законных основаниях могут взымать плату у участников закупки за предоставление первичной учетной документации.

Также участникам закупки придется платить за использование программного обеспечения, необходимого для получения первичных учетных документов.

Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры, организации отдыха и оздоровления детей

С 6 августа 2019 года участниками закупки в сфере культуры смогут стать только те участники, у которых за 3 года до даты подачи заявки на участие был опыт исполнения одного контракта по соответствующему виду работ. В связи с этим, вводятся новые требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям.

Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к проведению работ по сохранению культурного наследия, по реставрации музейных предметов и коллекций, выполнению работ, требующих допуска подрядчиков и исполнителей к учетным базам музеев.

Новая редакция Закона № 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2019 года № 973 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» было внесено множество важных изменений в 44-ФЗ:

— В большинство Постановлений правительства РФ, изданных в рамках реализации Закона 44-ФЗ, были внесены технические правки, в том числе терминологические правки. Кроме того, теперь у участников появилась возможность заключения контракта с участником закупки не только по предлагаемой им цене контракта, но и по предлагаемой сумме цен единиц товара, работы, услуги.

— Изменены правила предоставления преимуществ предприятиям уголовно-исполнительной системы при проведении закупок без фиксированного объема.

— Введены новые правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

И это лишь небольшая часть изменений, влияющих на профессиональную деятельность участников закупки. Самостоятельно отследить все изменения в правилах регулирования закупок практически невозможно.

Приглашаем вас на экспертный интенсивный курс по работе с 44-ФЗ и 223-ФЗ, в ходе которого вы разберетесь во всех тонкостях и противоречиях нынешнего законодательства и сможете учитывать их в своей работе.

Ближайший семинар состоится в Москве 18-19 сентября:

Практические решения сложных вопросов применения 44-ФЗ «О контрактной системе в РФ». Закупки на основании 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»

Следующее мероприятие пройдет в Санкт-Петербурге 14-15 октября.

Источник: https://prosvet.su/news/novye-programmy/novye-pravila-zakupki-po-44-fz-i-223-fz-v-2019-godu/

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Дополнительные требования к участникам закупок: изменения 2019 года

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.

Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.

 Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.

Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.   

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.

Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.

Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.

В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).

Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.

Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).

В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.