Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Содержание

Меры по противодействию коррупции в системе государственных и муниципальных закупок

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок. На противодействие коррупции направлен целый комплекс мер.

Понятие коррупции

Понятие коррупции четко определено российским законодательством. Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается:

  • злоупотребление лицом своими полномочиями;
  • дача или получение взятки;
  • подкуп;
  • иное незаконное использование лицом своего должностного положения.

Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.

Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.

), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.

), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.

Признаки коррупционного тендера и госзаказа

Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
  2. Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
  3. Они имеют целью получение выгоды должностным лицом.
  4. Они нарушают законные государственные интересы.
  5. Они умышленны.

Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному:

  1. Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
  2. Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
  3. Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
  4. Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
  5. Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.
  6. Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
  7. Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие.
  8. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
  9. Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
  10. Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.

Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы  оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.

Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.

Согласно действующему законодательству, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем в случае обнаружения конфликта интересов между сторонами.

Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожным.

Указанные здесь признаки коррупционных схем не являются исчерпывающими. Суть всех схем состоит в наличии сговора между заказчиком и недобросовестным поставщиком.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.

Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах:

  • ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года;
  • ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года;
  • ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.

Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр. Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции.

Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих. Например, «Организация антикоррупционного обучения».

Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль

Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.

Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС».

Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.

В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства.

Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия. Это:

  • ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа;
  • ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке;
  • ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов;
  • ст. 286 за превышение должностных полномочий;
  • ст. 289 за незаконное предпринимательство;
  • ст.290 – получение взятки;
  • ст. 291 – дача взятки и пр.

Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок.

Их отличает нацеленность должностного лица заказчика на извлечение личной выгоды, использование своего служебного положения в данных целях. В России действует комплекс антикоррупционных мер, который не исчерпывается содержанием ФЗ-44 и 223-ФЗ.

За действия с коррупционным элементом лицу может грозить административная и уголовная ответственность.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/protivodejstvie-korrupcii.html

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.

Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.

Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению. 
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки. 

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.  

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур. 

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции. 

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.

Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.

2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок. 
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Источник: https://mail.goszakupkirf.ru/poleznye-stati/228-kontrol

Коррупция в сфере государственных закупок

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Коррупция в системе госзакупок: определение и признаки

Коррупция и конфликт интересов в сфере госзакупок

Коррупция в госзакупках: распространенные схемы

Меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

Антикоррупционный контроль в сфере госзакупок

Ответственность за злоупотребление в сфере госзакупок

Коррупция в системе госзакупок: определение и признаки 

Значение термина «коррупция» раскрывается в ст. 1 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Таким образом, разновидностями коррупционных действий являются:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп;
  • иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения. 

При этом названные действия производятся вопреки интересам страны и одновременно направлены на извлечение личной выгоды соответствующим должностным лицом.

Получается, что действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере госзакупок (с учетом положений закона № 273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003), отличаются от иных действий, определяемых как нарушения в данной области, тем, что первые:

  • совершаются специальными субъектами (т. е. госслужащими и, как правило, наделенными широкими полномочиями);
  • совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;
  • непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;
  • нарушают законные интересы государства;
  • выполняются должностным лицом умышленно;
  • выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т. д.). 

Надо отметить, что коррупция — это скорее собирательный термин, охватывающий ряд должностных преступлений. Так, нет и специальной санкции «за коррупционные действия». В этой ситуации в зависимости от состава преступления (получение взятки, коммерческий подкуп и т. д.) правонарушение квалифицируется по соответствующей норме Уголовного кодекса РФ. 

Коррупция и конфликт интересов в сфере госзакупок 

Эксперты отмечают, что конфликт интересов (ст. 10 закона № 273-ФЗ) — благотворная почва для развития коррупции в любых сферах, включая госзакупки.

Так, названные понятия объединяет возможность получения личной выгоды должностным лицом в результате исполнения (неисполнения) им своих должностных обязанностей.

Вместе с тем конфликт интересов — это возможная ситуация, на исключение которой соответствующим должностным лицам необходимо направить свои действия (ст. 11 закона № 273-ФЗ).

Например, необходимо учесть следующие разъяснения правоприменителя:

  • комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика, а заказчик — отказаться от подписания контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента выявления между участником госзакупки и заказчиком конфликта интересов (п. 7 Обзора судпрактики…, утв. президиумом ВС РФ от 28.09.2016);
  • госконтракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, считается ничтожным (п. 9 Обзора судпрактики).

Коррупция в госзакупках: распространенные схемы 

К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:

  • направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
  • установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком — участником мошеннической схемы;
  • установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
  • установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
  • некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
  • толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д. 

Данный перечень схем, разумеется, не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры госзакупки на самом деле.

Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/korrupciya_v_sfere_gosudarstvennyh_zakupok/

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Несмотря на то, что одной из главных целей принятия Закона №44-ФЗ была прозрачность закупочного процесса и противодействие коррупции, последняя продолжает оставаться в РФ серьезной проблемой. Рассмотрим, каким образом коррупция находит лазейки в 44-ФЗ и какие меры принимаются для ее искоренения.

В августе 2016 года стало известно об утверждении Генпрокуратурой России плана борьбы с откатами при госзакупках, главной проблемой отрасли.

Согласно подписанному генпрокурором Юрием Чайкой приказу, все госзакупки для оборонного и правоохранительного секторов будут проходить через многоуровневые проверки.

Для них объединят усилия сотрудники сразу шести ведомств: помимо самой Генпрокуратуры, это Минобороны, МВД, ФСБ, ФАС, а также Росфинмониторинг.

Политику «за честные закупки» Генпрокуратура в рамках своего плана на 2016-2017 годы намеревается реализовать следующим образом: откаты в закупочной сфере станут уголовным преступлением, проверка на аффилированность будет обязательной, а субподрядчиков в заказах большого масштаба обяжут раскрывать.

Еще одна любопытная деталь: понятие «конфликт интересов» введут в словарь контрольных органов в качестве официального мотива и расширят список ответственных должностей, на которые он распространяется.

Коррупция в госзакупках

По данным управления по борьбе с картелями ФАС РФ, наивысшее число нечестно осуществляемых закупок проходит в сферах здравоохранения, обслуживания, строительства объектов и ремонта дорог. Для этих закупок нередки тайные антиконкурентные соглашения, когда участники торгов заранее договариваются между собой не торговаться и «делят» конкретные аукционы, регионы и заказчиков.

Для отклонения заявок конкурентов «нужной фирмы» госзаказчик, с которым недобросовестный поставщик в сговоре, использует формальные поводы и любые лазейки в законодательстве, например, оформление документов, иная интерпретация буквы закона, включение явно невыполнимых условий в документацию. В итоге несправедливо отклоненный участник все равно может подать жалобу в ФАС и доказать, что процедура была проведена недобросовестно (или, как минимум, с нарушениями), но время для выполнения заказа зачастую уже упущено.

Общественный контроль в сфере закупок

Закон № 212-ФЗ наделил общественность правом наблюдать, как государство совершает закупки и указывать на потенциально коррупционные схемы. При этом, в настоящее время контроль закупок осуществлять в полной мере общество не может, так как полномочий контролеров у него по данному закону нет.

Закон № 212-ФЗ устанавливает такие виды общественного контроля, как мониторинг, экспертиза, проверка, слушание, обсуждения. Если взять, к примеру, общественный мониторинг за честные закупки, его проводят публично и открыто с использованием интернета. По итогам составляется финальный документ наблюдений, который отсылают объекту контроля и публикуют в сети.

Полномочий к дальнейшим действиям у общественных объединений не так много: общественный контроль в сфере закупок по итогам проведения мониторинга может перейти в общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания, и.т.д.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Новые штрафные санкции по Закону №44-ФЗ

В рамках ужесточения контроля над действиями заказчика в госзакупках, в том числе и ради антикоррупционных целей и для повышения общего профессионализма, 15 июля вступил в силу Закон №318-ФЗ.

Данный нормативный акт усиливает ответственность госзаказчика за нарушение процесса планирования закупки и исполнения контракта. В частности, новый контроль закупок предусматривает за дважды совершенное нарушение по одной и той же статье новое наказание: профессиональную дисквалификацию.

Дополнительные штрафы (руководители контрактных служб и закупочные специалисты отвечают теперь персонально) не соответствующего условиям контракта (растрата бюджета), неправильному составлению и несвоевременному размещению отчетности, несоответствия закупок в планах законным целям и требованиям, необоснованности НМЦК и ряду других факторов.

Таким образом, по текущей версии закупочного законодательства, даже ненамеренные откаты в закупках, а обычная невнимательность может обойтись профессиональным специалистам в круглую сумму, а то и запрет на профессию. Закон №318-ФЗ является самым серьезным свидетельством того, насколько профессиональной и прозрачной хочет правительство РФ сделать сферу закупок.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102269-qqq-16-m11-24-11-2016-korruptsiya-obshchestvennyy-kontrol-po-44-fz

Противодействие коррупции в системе закупок

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок. На противодействие коррупции направлен целый комплекс мер.

1 Понятие коррупции

2 Признаки коррупционного тендера и госзаказа

3 Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

4 Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль

Понятие коррупции

Понятие коррупции Понятие коррупции четко определено российским законодательством.

Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается: злоупотребление лицом своими полномочиями; дача или получение взятки; подкуп; иное незаконное использование лицом своего должностного положения.

Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.

Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.

), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.

), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.

Признаки коррупционного тендера и госзаказа

Признаки коррупционного тендера и госзаказа Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:

Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).

Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.

Они имеют целью получение выгоды должностным лицом. Они нарушают законные государственные интересы.

Они умышленны.

Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная.

Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности.

Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.

Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить.

Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.

Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.

Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.

Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.

Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.

Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.

Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.

аведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр. Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы  оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.

Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.

Согласно действующему законодательству, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем в случае обнаружения конфликта интересов между сторонами.

Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожным. Указанные здесь признаки коррупционных схем не являются исчерпывающими. Суть всех схем состоит в наличии сговора между заказчиком и недобросовестным поставщиком.

Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем. Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах: ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года; ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года; ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.

Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр.

Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции. Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих.

Например, «Организация антикоррупционного обучения».

Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль

Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст.

6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках. Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС.

Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.

В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства.

Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия.

Это: ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа; ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке; ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов; ст. 286 за превышение должностных полномочий; ст. 289 за незаконное предпринимательство; ст.290 – получение взятки;

ст. 291 – дача взятки и пр. Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок.

Их отличает нацеленность должностного лица заказчика на извлечение личной выгоды, использование своего служебного положения в данных целях. В России действует комплекс антикоррупционных мер, который не исчерпывается содержанием ФЗ-44 и 223-ФЗ.

За действия с коррупционным элементом лицу может грозить административная и уголовная ответственность.

Источник: https://44fzrf.ru/protivodeystvie-korruptsii-v-sisteme-zakupok/

Меры по противодействию коррупции в сфере государственных закупок: ФАС, общественный контроль, защита конкуренции

Коррупция в госзакупках и общественный контроль по 44-ФЗ

Определение коррупции дано в законе №273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции в госзакупках

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, под коррупцией понимается любое злоупотребление служебным положением в целях личного обогащения, включая получение или дачу взятки в обмен на незаконное предоставление выгод и преференций.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Коррупция в госзакупках в основном выражается в сговоре заказчика с исполнителем, имеющим последствия в виде:

  • создания искусственных ограничений на участие в закупках для добросовестных исполнителей;
  • присвоения бюджетных средств участниками сговора;
  • отсутствия должного контроля над качеством исполнения госзаказа;
  • нарушения прав социально незащищенных слоев населения, в пользу которых производятся закупки.

Суть противодействия коррупции в закупках – в создании условий для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями госзаказа и исключение возможности предвзятого подхода при определении победителя закупочной процедуры.

Правовые меры противодействия

В целях обеспечения прозрачности регулирования системы госзакупок введены законы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также правовую основу борьбы с коррупцией составляют следующие нормативные акты:

Закон №273 «О противодействии коррупции» определяет приоритетные направления развития антикоррупционного законодательства, а также устанавливает ряд ограничений для госслужащих, которые в силу должности могут принимать или влиять на принятие решений по распределению бюджетных средств, в том числе определять условия выбора победителя закупочной процедуры.

Ст. 3 закона №273 определяет следующие принципы борьбы с коррупцией:

  • принцип защиты основных прав и свобод граждан;
  • принцип законности;
  • принцип публичности и открытости работы госорганов и местных властей;
  • неотвратимость наказания за коррупционные преступления для госслужащих всех уровней;
  • комплексный подход к проблеме коррупции;
  • приоритет мер по предотвращению коррупции;
  • принцип продуктивного взаимодействия власти и общества в борьбе с коррупцией.

Закон №135 устанавливает запрещенные виды недобросовестной конкуренции, среди которых дискредитация, введение в заблуждение, использование результатов чужого интеллектуального труда и т. д.

Уголовный кодекс предусматривает наказания за коррупционные преступления в госзакупках:

Закон №172 регулирует правила антикоррупционной экспертизы нормативных актов в целях исключения коррупционной составляющей из законодательства и предотвращения возможности использовать несовершенство формулировок законов для целей личного обогащения с использованием служебных полномочий.

Признаки коррупции в закупках и тендерах

Выделяют следующую совокупность условий, определяющих наличие коррупционной составляющей в правонарушении:

  • совершение правонарушения служащими предприятия заказчика;
  • наличие цели получения выгоды;
  • факт нарушения законодательства и принципов свободной конкуренции.

Так как сам факт совершения закупки у конкретного поставщика нельзя трактовать, как правонарушение, при расследовании коррупционных преступлений в сфере закупок важно доказать преступный умысел и факт получения выгоды от заключения контракта с конкретным исполнителем, причем выгодоприобретателями могут быть как представители заказчика и исполнителя, так и аффилированные с ними лица.

Выявить факт коррупции до подписания госконтракта и перечисления средств из бюджета можно по следующим признакам:

  • завышенная или заниженная цена в проекте контракта;
  • завышенные требования к участникам закупки;
  • невнятные требования к результату работ, качеству закупаемых товаров или услуг;
  • требование излишней разрешительной документации от участников закупки;
  • искусственное усложнение процедуры участия в закупке.

Если цена контракта явно занижена, то контрольные органы проверяют требования к результату заказываемых работ или услуг, чтобы исключить фиктивную закупку, при которой работы производятся только номинально, а переведенные исполнителю средства делят между собой создатели коррупционной схемы.

Завышенная цена может говорить о намерении создать условия для победы в закупке конкретного участника, поэтому здесь нужно проверять условия участия в закупке, адекватность требований к участникам и количество отказов от приема заявок, а также обоснование таких отказов.

Важно учесть, что требование документации, не предусмотренной законом 44-ФЗ, или лицензий, не требуемых для проведения заказываемых работ, говорит о необходимости проверить наличие данных разрешений у заявителей, аффилированных с заказчиком, чтобы исключить коррупционный сговор.

Умышленное завышение требований обычно имеет целью отсеять большинство потенциальных участников и создать условия для заключения контракта с заранее определенным исполнителем.

Способы антикоррупционного контроля

В целях борьбы с коррупцией в закупках контроль осуществляется:

  • органами ФАС и прокуратуры;
  • общественными организациями;
  • юридическими службами заказчика и исполнителей.

Органы ФАС призваны предотвратить предоставление необоснованных преимуществ одним потенциальным исполнителям перед другими, и в этих целях проводит проверки деятельности заказчиков раз в три года и по жалобам заинтересованных лиц.

Прокуратура выявляет возможные коррупционные сговоры между заказчиком и исполнителями, работая в том числе по заявлениям граждан и общественных организаций.

Городские общественные организации вправе:

  • проводить мониторинг всего процесса закупок, не содержащих государственную тайну;
  • требовать проведения проверок при подозрительных действиях со стороны заказчика;
  • требовать отчета о проверках и публиковать такой отчет в СМИ;
  • подавать исковые заявления в суд.

Мониторинг проводится начиная от публикации извещения до заключения контракта. Подрядчики, представители малого бизнеса также создают некоммерческие объединения, чтобы контролировать муниципальные закупки и исключить коррупционный сговор местных заказчиков с крупными аффилированными поставщиками.

Юридические службы организаций, непосредственно участвующих в закупках, проводят дополнительные проверки по основным этапам проведения госзакупок, чтобы избежать появления конфликта интересов и коррупционных схем.

При подозрениях на наличие сговора контролирующие организации собирают известные им факты и доказательства, после чего обращаются в прокуратуру или ФАС с заявлением о проведении внеплановой проверки деятельности госзаказчика. Аналогичные проверки инициируются и по заявлениям физических лиц при наличии фактов, свидетельствующих о возможной коррупции.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/protivodeystvie-korruptsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.