Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

Содержание

Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

Для закупок услуг аудита заказчик обязан выйти из поля Закона № 223-ФЗ и провести конкурс по правилам Закона № 44-ФЗ. Но как быть, если инструментов для работы по этим правилам у заказчика нет? Расскажем о некоторых послаблениях в Законеа для закупки услуг аудита.

Закон № 223-ФЗ не распространяется на отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.

Организации с долей госсобственности в уставном капитале более 25% должны раз в 5 лет заключать договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором (ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Для этого необходимо провести открытый конкурс в рамках Закона о контрактной системе.

Ни Закон № 223-ФЗ, ни Закон № 307-ФЗ не разъясняют, должен ли заказчик применять при закупке аудита требования Закона о контрактной системе в полном объеме. А именно:

  • специально для единичной закупки создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего);
  • созывать конкурсную комиссию;
  • согласовывать с контролирующими органами заключение контракта с единственным поставщиком, если конкурс будет признан несостоявшимся.

Отдельным пунктом стоит вопрос о том, какой закон для закупок услуг обязательного аудита должны применять другие типы госкомпаний. Например, у кого в уставном капитале доля государственной собственности составляет менее 25%. Либо же доли госсобственности в уставном капитале нет, но есть доля муниципальной собственности.

Расскажем, почему почти по всем перечисленным пунктам заказчик вправе воспользоваться послаблениями закона. Компаниям с долей государства в уставном капитале более 25% создавать контрактную службу не нужно. Точно так же им не нужно согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. А вот конкурсная комиссия необходима.

Что касается юридических лиц с долей госсобственности менее 25%, они вправе проводить закупку услуг обязательного аудита на основании ГК РФ, не применяя Закон о контрактной системе.

Важно

Аудиторские услуги — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Аудиторские услуги оказывают аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Из-под действия Закона № 223-ФЗ выведены только закупки по отбору организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При закупке иных аудиторских услуг заказчики должны применять Закон № 223-ФЗ.

О контрактной службе и конкурсной комиссии при закупке услуг аудита

При закупке обязательного аудита бухгалтерской отчетности заказчикам нет необходимости создавать контрактную службу.

Закон о контрактной системе подразумевает под заказчиком государственного или муниципального заказчика либо бюджетное учреждение, которые осуществляют закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Государственный заказчик — это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Муниципальный заказчик — это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, которые действуют от имени муниципального образования, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Таким образом, хозяйственное общество не является заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ. Как следствие, при закупке аудиторских услуг оно не обязано формировать контрактную службу и назначать контрактного управляющего.

Вместе с тем при проведении конкурса заказчик должен создать конкурсную комиссию, которая должна соблюдать правила проведения конкурса, установленного в § 2 Закона № 44-ФЗ.

Обязанность комиссии — вскрыть конверты с заявками на участие в конкурсе (или открыть доступ к поданным электронным заявкам) после наступления регламентного срока и запротоколировать это.

Кроме того, члены комиссии должны рассматривать и оценивать заявки на участие в конкурсе, тоже ведя при этом протокол.

О закупке у единственного поставщика

Если заказчик проводит закупку услуг обязательного аудита у единственного поставщика после конкурса, признанного несостоявшимся, он вправе это сделать без согласования с контролирующими органами.

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки. В таком случае заказчик в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ проводит повторный конкурс.

Если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании установленного срока подана только одна заявка на участие (и она соответствует требованиям конкурсной документации), заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Аналогично заказчик поступает и в случае, если на конкурс подано несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей требованиям.

Закупка у единственного поставщика в этих обстоятельствах требует от государственного и муниципального заказчика согласования с контрольным органом в сфере закупок. Среди таких контрольных органов могут быть федеральный орган исполнительной власти или контрольный орган в сфере гособоронзаказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, а также орган местного самоуправления городского округа.

Хозяйственные общества, госкорпорации, госкомпании не являются ни государственными, ни муниципальными заказчиками. А значит, у них нет обязанности обращаться в какой-либо из контрольных органов для согласования возможности заключить контракт с единственным поставщиком. А у соответствующих органов, в свою очередь, отсутствуют полномочия на такое согласование.

О закупке услуг аудита другими видами юридических лиц

Заказчики, которые имеют в уставном капитале долю госсобственности менее 25%, либо заказчики с долей муниципальной собственности более 25%, могут проводить закупку услуг обязательного аудита по ГК РФ. Не применяя положения Закона № 44-ФЗ.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Статьи 214 и 215 ГК РФ четко разграничивают понятия государственной и муниципальной собственности.

Так, государственная собственность в Российской Федерации — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). А также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Именно поэтому заказчики, о которых речь идет выше, вправе проводить отбор аудиторской организации для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании положений ГК РФ, не руководствуясь ни нормами Закона № 44-ФЗ, ни нормами Закона № 223-ФЗ.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101855-qqe-16-m6-10-06-2016-zakupki-uslug-po-provedeniyu-audita-buhotchetnosti

Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, Приказ Росимущества от 21 января 2016 года №12

Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах
приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности согласно приложению.

2. Управлению информационных технологий (Ю.П.Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (В.В.Семерикова) в срок до 05.02.

2016 обеспечить публикацию Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министраэкономического развитияРоссийской Федерации -руководитель Росимущества

О.К.Дергунова

Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

УТВЕРЖДЕНЫприказом Федеральногоагентства по управлениюгосударственным имуществом

от 21 января 2016 года N 12

Введение

Взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета), в том числе его комитета по аудиту, с внешним аудитором, обеспечивающим проверку достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является одним из важных направлений организации эффективной системы корпоративного управления общества.

Основными аспектами такого взаимодействия являются:

— Организация и проведение конкурса по выбору аудиторской фирмы, включая разработку или актуализацию порядка проведения открытого конкурса по выбору внешнего аудитора, его планирование, формирование конкурсной комиссии, подготовку документации, проведение конкурса, заключение договора с внешним аудитором и

— Взаимодействие с внешним аудитором в процессе проверки внешним аудитором достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое должно включать в себя обеспечение координирующей роли комитета по аудиту для организации эффективного рабочего взаимодействия, взаимодействие на этапе подготовки отчета по результатам аудиторской проверки, рассмотрение результатов аудита, регулярную оценку качества взаимодействия и обеспечение независимости внешнего аудитора.

В Приложение 1. «Примерный процесс организации и проведения обязательного аудита» предложены примерные этапы взаимодействия, их желательные сроки и ответственные структуры/подразделения/лица.

Наиболее оптимальным представляется осуществление координирующей роли при организации и проведении внешнего аудита комитетом по аудиту, создаваемым советом директоров общества. В случае отсутствия комитета по аудиту его роль в рамках обеспечения необходимого уровня эффективности деятельности внешнего аудита может взять на себя один из членов совета директоров, обладающий необходимой квалификацией в области финансовой отчетности, внутреннего контроля.

1. Организация и проведение открытого конкурса по выбору аудиторской фирмы

Формирование отношений с внешним аудитором начинается с организации и проведения конкурса по выбору внешнего аудитора, который будет оказывать обществу услуги по внешнему аудиту.

Выбранная в ходе такого конкурса аудиторская фирма затем рекомендуется советом директоров (в рамках рассмотрения вопросов, подготавливаемых на годовое общее собрание акционеров) общему собранию акционеров для утверждения, как того требует Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в соответствии с которым общее собрание акционеров должно ежегодно утверждать организацию — внешнего аудитора. До начала конкурса Совет директоров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» подготавливает предложения касательно размера оплаты услуг внешнего аудитора. Конкретная стоимость аудита финансовой отчетности определяется в процессе проведения конкурса и закрепляется в договоре.________________

Согласно п.4 ст.5 307-ФЗ от 30.12.2008 договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. В соответствии с п.3 указанного закона обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

В рамках данного документа рассматриваются организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия. Порядок подготовки документации и проведения конкурса по выбору внешнего аудитора для таких акционерных обществ регулируется нормативными документами, указанными в Приложении 2:

1.1. Разработка/актуализация порядка проведения открытого конкурса по выбору внешнего аудитора

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420335557

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Закупки услуг по проведению аудита бухотчетности

Услуги обязательного аудита являются составной частью финансового аудита и на сегодняшний день относятся к разряду наиболее востребованных из аудиторских услуг.

Это неудивительно, ведь компаний, которые подлежат обязательному аудиту достаточно много.

В настоящей статье мы дадим ответы на вопросы, надо ли вашей организации проводить проверку и если да, то какова ее цель, периодичность, технология и результат.

Организационно-правовая форма

Данные требования не применяются к индивидуальным предпринимателям, поэтому можно уверенно сказать, что проведение обязательного аудита необходимо только для юридических лиц.

В соответствии с федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации:

  • имеющие организационно-правовую форму акционерного общества;
  • выпускающие ценные бумаги, которые допущены к организованным торгам;
  • представляющие и (или) раскрывающие годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • имеющие в уставных (складочных) капиталах долю государственной собственности не менее 25 процентов, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному году период превышает 400 миллионов рублей, или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествующего отчетному года период превышает 60 миллионов рублей. 

Обязательному аудиту подлежат:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг;
  • консолидированная финансовая отчетность

Если ваша организация соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, то наша компания будет рада оказать вам услуги по проведению обязательного аудита как в Москве, так и в любом регионе России. Мы гарантируем индивидуальное сопровождение каждого клиента на всех этапах оказания услуг. Мы выполним работу качественно, своевременно, выявим существенные риски, предоставим соответствующие рекомендации и консультации.

Как часто

Что касается периодичности и сроков проведения услуги обязательного финансового аудита, то законом установлено что, его необходимо проводить ежегодно. При этом не установлена конечная дата получения предприятием аудиторского заключения, поэтому срок проведения аудиторской проверки и дата предоставления аудиторского заключения может определяться организацией самостоятельно.

Как лучше проводить аудит годовой отчетности

В случае, если ваше предприятие соответствует критериям обязательного аудита, мы рекомендуем вам рассмотреть возможность проведения аудита годовой отчетности (финансового аудита) в два или даже в три этапа — после составления промежуточной бухгалтерской отчетности за 6 и 9 месяцев.

Наш опыт показывает, что многоэтапный аудит позволяет выявить недостатки в деятельности организации до составления годовой отчетности, соответственно, дает время внести соответствующие исправления, получить консультации, упростить и ускорить процедуру аудита годовой отчетности, снизить нагрузку на работников организации в годовой отчетный период.

Какова цель

Основная задача аудита состоит в том, чтобы повысить степень уверенности пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в том, что, отчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации. Эта задача решается путем формулирования аудитором мнения относительно соответствующей бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки аудитор несет ответственность за обеспечение разумной уверенности в том, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Результатом услуги по проведению проверки является аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемого лица, содержащее выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Модифицированное мнение может быть выражено в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения, отказа от выражения мнения.

Форма, содержание, критерии выдачи аудиторского заключения, основания для включения в него оговорок, выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения четко регламентированы федеральным законом об аудиторской деятельности и стандартами аудита.

Если предприятие по итогам аудиторской проверки получает немодифицированное аудиторское заключение, то оно в конкретных обстоятельствах может повлиять на повышение привлекательности организации в сфере бизнеса и партнерства, так как предоставит ее пользователям возможность сделать вывод о добросовестности и платежеспособности аудируемого лица, Для собственников бизнеса наличие немодифицированного заключения является признаком того, что финансовая отчетность составлена без существенных нарушений.

Аудитор проверяет качество ведения бухгалтерского и налогового учета, правильность составления и подготовки отчетов, проверяет на соответствие нормативным актам существенные операции хозяйственной жизни организации, учитывая применимую нормативно-правовую базу.

По результатам аудита, аудитор фиксирует выявленные замечания и сигнализирует о незаконных действиях в отчете.

В  отчете так же отмечаются существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшие вследствие несоблюдения компанией законов и нормативных актов.

В ходе проведения услуги аудиторской проверки вы можете рассчитывать на получение качественных разъяснений по вопросам, возникающим в течение ее проведения. Результатом являются:

  • аудиторское заключение, которое вы предоставите соответствующим законодательным структурам и иным пользователям;
  • отчет о результатах аудита, который предназначен для внутреннего использования и, мы надеемся, будет полезен руководителю, финансистам, бухгалтерам и иным заинтересованным лицам с целью внесения в учет соответствующих поправок и исправлений.

Мы рекомендуем вам контролировать показатели деятельности вашего предприятия с целью своевременного обращения к аудиторам. Призываем вас при заключении договоров на услугу проведения обязательного аудита выбирать проверенные и надежные компании.

Наша организация более 20 лет занимается аудитом, мы имеем положительные отзывы наших клиентов, многие из которых на протяжении достаточно долгого времени сотрудничают с нами, так как ценят качество, оперативность, индивидуальный подход и профессионализм наших специалистов.

Как проводится проверка

Аудиторская проверка проводится в соответствии с положениями федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а с 01.01.2017г. и в соответствии с международными стандартами аудита.

В нашей компании разработаны, утверждены и успешно применяются инструкции и положения по аудиту.

Каждое аудиторское задание от момента его появления до момента сдачи его результата заказчику, руководится и контролируется назначаемым руководителем задания, результаты аудиторского задания проходят проверку контролерами качества.

По каждому заданию назначается персональный менеджер, который решает все организационные вопросы, связанные с услугой проведения аудиторской проверки в текущем режиме.

При подготовке к аудиторской проверке мы производим расчет уровня существенности, исходя из показателей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом оценки бизнеса клиента и выявленных рисков.

Определяем объем выборки, в отношении которой будем проводить аудиторские процедуры, опираясь на требования законодательства по аудиторской деятельности и учитывая специфику клиента и аудиторского задания.

В ходе аудиторской проверки наши специалисты оценят наиболее существенные и рискованные операции хозяйственной жизни организации, проведут интервью с руководителями и ключевыми работниками, проанализируют наличие связанных сторон и отношений с ними, проанализируют события после отчетной даты, способные в дальнейшем оказать влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Аудиторская проверка затронет существенные и значимые сферы деятельности предприятия, его внутренние и внешние связи, отношения с контрагентами. Свои выводы аудитор сделает, в том числе, на основании осмотра первичных документов, сведений, подаваемых в налоговые органы, отчетов бухгалтерии, финансистов и иных структур организации.

Наша компания, соблюдая требования законодательства и четко следуя стандартам (правилам) аудита, предоставит вам качественный результат работы, который будет признан всеми заинтересованными лицами, полезен руководству и исполнителям.

Мы практикуем индивидуальный подход к потребностям заказчика, качественно и квалифицированно проводит аудиторские процедуры.

В результате проверки вы получите на руки официальное заключение, составленное согласно стандартам аудиторской деятельности.

Что входит в заключение

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение обязательно содержит:

  • Наименование «Аудиторское заключение»;
  • Указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
  • Сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
  • Сведения об аудиторской компании, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СРО, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор и соответствующий номер в реестре;
  • Перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
  • Сведения о работе для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица (объем аудита);
  • Мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  • Результата проверки;
  • Даты аудиторского заключения. 

Форма, содержание, порядок подписания и представления аудиторского заключения строго регламентированы и устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Источник: https://finexpertiza.ru/service/audit/obyazatelnyy-audit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.