Закупка путем запроса котировок
Особенности запроса котировок в отдельных ситуациях | Контур.Закупки
Котировки в бумажном виде при некоторых обстоятельствах остаются актуальными несмотря на введение электронных закупок.
В одной из прошлых статей мы подробно рассказали об основах проведения процедуры запроса котировок с учетом последних изменений — о том, как поправить извещение, о составе заявки, о рассмотрении и оценке предложений. Сегодня же речь пойдет о нюансах проведения запроса котировок в отдельных случаях.
Закупка за границей
Если заказчик осуществляет свою деятельность на территории иностранного государства, то свои потребности он может удовлетворить путем проведения запроса котировок. К такой категории относятся консульские учреждения, торговые представительства, официальные представительства РФ при международных организациях и некоторые другие заказчики.
Многие ограничения, которые установлены для процедуры внутри страны, при проведении запроса котировок за границей не действуют, а именно:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Сведения о закупке не публикуются в ЕИС.
- При установлении требований к поставщикам заказчику следует учитывать не только нормы 44-ФЗ, но и требования законодательства иностранного государства.
- Можно проводить процедуру при НМЦК больше 500 000 рублей.
- Не нужно ориентироваться на годовой объем закупок, осуществленных методом запроса котировок, установленный в части 2 статьи 72 закона 44-ФЗ.
- Если подготовить обоснование, то обеспечение контракта можно не назначать.
- В части способов подачи заявок также нет никаких ограничений.
- К извещению можно приложить проект контракта, разработанный с учетом внутренних норм законодательства иностранного государства.
- До тех пор, пока контракт по итогам запроса котировок не заключен, у заказчика есть право отменить закупку.
Все поданные заявки вне зависимости от формы заказчик рассматривает в один день. Отклонить их на основании того, что они поданы не в запечатанном бумажном конверте, он не может. То есть часть 2 статьи 77 в данном случае не применяется. После того как победитель определен, а протокол опубликован, на заключение контракта дается 20 дней.
Об этих особенностях сказано в статье 75 закона 44-ФЗ. В остальном действуют все те же нормы и правила, которые применяются к запросу котировок внутри страны.
Закупки для скорой помощи и жизненно необходимых товаров
Запрос котировок по скорости проведения считается быстрой процедурой. Поэтому именно его используют при закупках, осуществить которые нужно в сжатые сроки. Это товары для скорой помощи, а также такие, отсутствие которых нарушит нормальное жизнеобеспечение граждан, например, топливо.
В части 1 статьи 76 закона 44-ФЗ определены случаи, когда методом запроса котировок можно провести закупку таких товаров без учета верхнего предела НМЦК. То есть можно заключить контракта дороже 500 000 рублей. Это возможно, если:
- Контракт на поставку таких товаров расторгнут или приостановлен по решению суда.
- Был проведен аукцион или конкурс на закупку товаров из данной категории, однако его результаты были отменены ФАС. Заказчик запросил разрешение провести запрос котировок, подав соответствующее заявление в течение 10 рабочих дней с даты отмены результата конкурса либо аукциона, и ФАС такое разрешение выдала.
- Основываясь на нормах 44-ФЗ, заказчик расторг ранее заключенный контракт на поставку таких товаров в одностороннем порядке.
В упомянутых случаях можно провести запрос котировок на покупку только того объема товаров для неотложной помощи (или жизненно необходимых), который требуется на период проведения нового конкурса или аукциона. Тот поставщик, контракт с которым расторгнут, участвовать в запросе котировок права не имеет.
Закупки для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС
При возникновении чрезвычайных ситуаций крайне важно быстро приобрести нужные товары и услуги. Для этого составлен перечень объектов, имеющих первостепенную важность в подобных случаях. Чтобы их закупка прошла оперативно, ежегодно проводится предварительный отбор участников таких процедур. Об этом сказано в статье 80 закона.
Цель отбора — подтверждение поставщиками соответствия требованиям и своей готовности поставить необходимые товары, работы и услуги, в том числе на условиях отсроченной оплаты. Причем сроки такой поставки должны быть максимально сжатыми.
Правила отбора
Информация о проведении отбора публикуется в ЕИС в виде извещения минимум за 20 дней до его проведения. Также можно дать объявление в любых средствах массовой информации. При этом необходимо указать такие сведения:
- Что будет закупаться — название товаров, работ и услуг, их описание.
- Требования, которым должны удовлетворять поставщики, в том числе как условие — отсутствии в РНП.
- Информация о том, что исполнять контракт придется без предоплаты, а также с отсрочкой оплаты.
- Информация о том, что осуществлять поставку, выполнять работы или оказывать услуги придется в максимально короткие сроки.
- Список документов, которые должны представить участники.
- В какой форме должна подаваться заявка.
- Где, когда и во сколько состоится предварительный отбор.
- Правила заключения контракта — в какие сроки нужно его подписать, в каких случаях поставщика могут признать уклонившимся.
- Данные о контрактной службе.
Поданные заявки рассматриваются в течение 10 дней. В итоге составляется протокол, в котором указывается, включен ли тот или иной участник в перечень поставщиков для закупок на товары для гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС. Перечень должен быть составлен по видам товаров, работ и услуг.
Отказ во включении в перечень должен быть обоснованным. Он допускается по трем причинам:
- Несоответствие требованиям самого участника либо его заявки.
- Представление неполного пакета документов либо содержание в них недостоверных сведений.
- Исключение из перечня участника, который ранее был в него включен (для этого также есть свои причины).
Протокол рассмотрения заявок должен подписать каждый член котировочной комиссии. В последний день срока, отведенного на оценку заявок, его нужно разместить в ЕИС. Не позже следующего дня заказчик направляет всем участникам информацию о своем решении (включении или невключении поставщика в перечень). Если поставщик считает, что отказ необоснован, он может обжаловать это решение.
Фигуранта перечня могут из него исключить при таких обстоятельствах:
- Выяснилось, что он подал о себе недостоверные сведения.
- Поставщик 2 раза не ответил на запрос заказчика.
Если в перечне по тому или иному виду товаров остался всего один поставщик, заказчик обязан не позже 5 дней с даты исключения последнего участника провести предварительный отбор.
Как проходят закупки у поставщиков из перечня
Заказчик запрашивает котировки у всех поставщиков в соответствующем перечне. Сделать это можно как в бумажном, так и в электронном виде. При этом в запросе заказчик указывает требуемое количество товара, однако цену не пишет.
В своей заявке поставщик указывает, какой объем он готов поставить. А также все прочие параметры поставки. Один участник подает одну заявку, причем он не может ее изменять. В части заявок применяются те же требования, что и к обычному запросу котировок. Комиссия рассматривает заявки и отбирает те, которые удовлетворяют всем условиям. Далее им присваиваются номера.
Действует правило: преимущество отдается заявкам, которые предлагают поставку 30% объема потребности и более. Среди них первое место займет заявка с наименьшей ценой. В итоге победителем окажется тот, кто предложит от 30% объема по самой низкой цене.
Ранжированные заявки вносятся в протокол, который подписывается и размещается в ЕИС в тот же день. Заказчик должен уведомить участников об итогах закупки в течение трех дней.Контракты будут заключать с поставщиками № 1, № 2 и так далее до тех пор, пока весь объем товаров не будет выбран.
Если же в итоге все равно не удастся набрать нужный объем, то заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osobennosti-zaprosa-kotirovok-v-otdelnyx-situaciyax/
Закупки путем запроса котировок
Закупки путем запроса котировок совершаются в российской практике с 1997 года. Однако применение такого механизма закупок до сих пор вызывает много вопросов у сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих учреждений-заказчиков. Правила ведения закупок путем запроса котировок с учетом правоприменительной практики разъясняет этот материал.
Александра Симонова, аудитор, консультант по управлению закупками
Запрос котировок как популярный способ закупок
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах (работах или услугах) сообщается неограниченному кругу лиц.
Для размещения извещения о проведении запроса котировок используется единая информационная система (извещения размещаются на официальном сайте). Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Популярность закупок путем запроса котировок обусловлена рядом преимуществ этого способа закупок:
- меньшая продолжительность процедуры, по сравнению с конкурсом или электронным аукционом, более оперативное обеспечение нужд конкретного учреждения в товарах (работах, услугах);
- меньшее количество процедур и, соответственно, объема оформляемых документов.
В связи с этим на запрос котировок приходится весьма значительная доля всех закупочных процедур у большинства заказчиков.
«Госзакупки в учреждениях» – первый журнал о госзакупках. Скачайте бесплатно пилотный номер здесь.
Размещение заказа путем запроса котировок впервые было регламентировано в российском законодательстве Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305. С тех пор этот способ закупок неоднократно претерпевал существенные изменения.
Возможно, именно из-за обилия изменений заказчики допускают ошибки при совершении закупок путем запроса котировок. Например, заказчик, согласно статьям 28–30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) может установить в извещении о проведении запроса котировок преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Если в заявке на размещение заказа указанные преимущества не будут продублированы и это затронет интересы исполнителей, то учреждение, скорее будет, подвергнуто внеплановой проверке со стороны ФАС России (решение Комиссии Магаданского УФАС России от 18 февраля 2015 г. № по делу № 04-30/06-2015).
Условия использования запроса котировок
В соответствии с ч. 2 ст.
72 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не может превышать 10 процентов объема средств, предусмотренных на все закупки.
При этом в рублевом эквиваленте этот объем не может составлять более 100 млн руб. в год, а начальная (максимальная) цена каждого отдельного контракта (НМЦК) может составлять не более 500 тыс. руб.
Другими словами, если у заказчика планируемый годовой объем закупок составляет 10 млн руб., то путем запроса котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 1 млн руб. в течение всего года. По количеству заключаемых контрактов комбинации вариантов могут быть различны, например:
- 2 контракта по 500 тыс. руб.;
- 4 контракта по 250 тыс. руб.;
- 1 контракт на 500 тыс. руб. и 2 контракта по 250 тыс. руб.
Таким образом, заказчику важно определить, какие товары (работы, услуги) на общую сумму 1 млн руб. целесообразнее и приоритетнее закупать в 2015 году именно путем запроса котировок.
Для этого необходимо проанализировать закупочный опыт учреждения в предыдущие периоды в разрезе объектов закупки и выявить приоритетные объекты закупок в отношении запроса котировок.
Например, учреждение-заказчик выяснило, что в указанных стоимостных пределах ранее закупало канцелярские товары и горюче-смазочные материалы. Если в условиях 2015 года такой возможности у заказчика нет, то необходимо принять решение и разделить объекты закупки на две группы:
- закупки посредством запроса котировок;
- закупки иными способами – например, проводимые через электронный аукцион.
Если продолжить пример с канцтоварами и ГСМ, то прежде всего необходимо учесть специфику закупок. Так, в отношении ГСМ сложно прогнозировать объемы потребления и динамику цен в течение года.
В свою очередь, канцелярские товары могут быть закуплены на год или полугодие вперед с учетом возможного дальнейшего хранения в случае потребления в меньшем объеме, чем планировалось изначально.
Таким образом, заказчику целесообразнее закупать ГСМ путем запроса котировок, а канцелярские товары – по итогам электронного аукциона.
Процедурные особенности запроса котировок
В извещении о проведении запроса котировок заказчик указывает следующие данные:
- место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме;
- информацию о контрактной службе или контрактном управляющем, которые отвечают за заключение контракта;
- сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
- преимущества, предоставляемые заказчиком для отдельных категорий участников.
Заявка подается в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание. При проведении запроса котировок производится вскрытие конвертов. По сути, это процедура публичного оглашения информации, содержащейся в заявке каждого участника.
При этом непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок комиссия обязана объявить участникам о возможности подачи заявок.
Следовательно, если участник сомневается в добросовестности заказчика, то он имеет право принести конверт с заявкой непосредственно на процедуру вскрытия конвертов.
Несмотря на детальную проработку многих процедур и документов, в Законе № 44-ФЗ до сих пор есть нестыковки норм, и отдельные процедурные вопросы не урегулированы. Например, заказчик обязан вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, но требование о документальном протоколировании процедуры вскрытия отсутствует: протоколируется только рассмотрение и оценка заявок.На вскрытие конвертов с заявками, их рассмотрение и оценку отводится один рабочий день – следующий за датой окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчика имеет право:
- внести изменения в извещение о проведении запроса котировок;
- отменить ранее объявленную процедуру.
Изменение извещения или отмена запроса котировок
При внесении изменений в извещение заказчик имеет право изменить любое условие проводимой процедуры, за исключением непосредственного самого объекта закупки. Например, если предметом объявленного запроса котировок названо оказание услуг информационного характера, то заказчик не сможет заменить, например, информационные услуги на образовательные.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).
При этом у заказчика возникает обязанность продления срока подачи котировочных заявок.
Это связано, прежде всего, с необходимостью корректировки ранее поданных заявок под обновленные условия проводимого запроса котировок.
В законе № 44-ФЗ сроки запроса котировок дифференцированы в зависимости от объявленной начальной максимальной цены контракта. Так, сроки подачи заявок продлеваются:
- если НМЦК не превышает 250 тыс. руб. – не менее чем на 4 рабочих дня;
- при НМЦК от 250 до 500 тыс. руб. – не менее чем на 7 рабочих дней.
Если у заказчика отпала необходимость в объявленной закупке, он имеет право принять решение об отмене запроса котировок не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок и в тот же день разместить такое решение на официальном сайте (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Права участников отчасти корреспондируют с правами заказчика: если заказчик внес изменения в извещение о проведении запроса котировок, то участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку.
Если по истечении установленного в извещении срока подана только одна заявка на участие в запросе котировок, заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4 рабочих дня. На практике комиссия вскрывает конверт с единственной поступившей заявкой, и по итогам ее рассмотрения принимается решение.
В случае положительного решения заключается контракт с единственным поставщиком (но только после согласования с уполномоченным органом контроля в сфере закупок). Если единственная заявка отклонена, срок подачи заявок продлевается.
Его увеличение на 4 рабочих дня необходимо также, если подано несколько заявок, но по итогам рассмотрения все они отклонены.При этом заказчик дополнительно персонально информирует о запросе котировок не менее трех потенциальных контрагентов, которые могут произвести поставку необходимого товара, выполнить искомые работы или оказать нужные услуги (ч. 2 ст. 79 Закона № 44-ФЗ).
Требования к участникам запроса котировок
Часть базовых положений Закона № 44-ФЗ относится ко всем способам закупок. Это, например, требования к участникам закупки, извещению, описанию объекта закупки. Вместе с тем, в отношении каждого отдельного способа закупки прописаны и специфические параметры, которые необходимо учитывать при организации и проведении каждой конкретной закупочной процедуры.
В извещении о проведении запроса котировок указываются единые критерии допуска и оценки участников, не зависящие от способа закупки (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), например:
- соответствие требованиям законодательства РФ к поставщикам товаров, исполнителям работ или услуг, выступающих предметом закупки;
- правоспособность участника закупки заключать контракт;
- отсутствие в отношении участника закупки процедур ликвидации, решения арбитражного суда о банкротстве и открытии конкурсного производства, приостановления деятельности участника в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Особое место среди требований занимает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджет. При этом в составе долгов не учитываются суммы:
- в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка, получен инвестиционный налоговый кредит либо проведена реструктуризация;
- обязанность уплаты которых признана исполненной по действующему решению суда;
- признанные безнадежными к взысканию.
Кроме того, в счет не идет неуплата за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки не считается должником перед бюджетом и в том случае, если он обжаловал взыскание недоимки или задолженности и решение по его заявлению на дату рассмотрения заявки не принято.
Еще одна группа требований относится к физическим лицам. Так, для руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации – участника закупки недопустимы:
- судимость за экономические преступления, за исключением погашенной либо снятой;
- лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью в связи с объектом закупки;
- дисквалификация.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, потенциальный контрагент допускается к участию в запросе котировок, только если в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не фигурирует информация об этом участнике запроса котировок, его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или единоличном руководителе.
Если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, участником закупки может быть только обладатель таких прав. Это требование не касается контрактов на создание или исполнение произведений литературы или искусства, а также на финансирование проката или показа национального фильма.
Также смотрите:
– Закупки 2015: специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Открытый конкурс на закупку
– Электронный аукцион
– Расчет совокупного годового объема закупок
– Закупки в Крыму и Севастополе
Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.
Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3642-zakupki-putem-zaprosa-kotirovok
Особенности запроса котировок как способа определения поставщика
Начинающему участнику государственных и муниципальных закупок в первую очередь необходимо разобраться в особенностях каждого способа определения поставщика.
Какие закупочные инструменты используются в 44-ФЗ для выявления поставщика?
Все используемые заказчиком конкурентные способы определения поставщиков описаны в ст.24 №44-ФЗ. Общее количество видов закупочных процедур согласно №44-ФЗ равно 10.
Сегодня мы разберем довольно распространенный вид закупки — запрос котировок.
Данный способ закупки еще может быть интересен начинающим участникам тем, что для возможности участия в ней почти не потребуется никаких финансовых вложений.
Что же такое запрос котировок и в чем его ключевые особенности?
Запрос котировок (запрос котировочных заявок) регламентируется ст. 72- 82 Закона № 44-ФЗ.
На самом деле, — это один из быстрых и самых простых способ стать поставщиком. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На графиках ниже Вы можете увидеть статистические данные по запросу котировок за 2015 год, приведенных с официального портала закупок РФ.
Статистические данные по запросу котировок за 2015 год
10 ключевых особенностей запроса котировок:
- Победитель-участник закупки предложивший наименьшую цену контракта
- Заказчик вправе проводит запрос котировок, в случае если начальная максимальная цена контракта не превышает 500 000 рублей.
- Заказчик может проводить данную закупки если, проводимый путем запроса котировок объем закупок не превышает 10% от совокупного годового объема закупок (далее, — СГОЗ) и не должен быть более 100 миллионов рублей.
- За участие в данной процедуре не взымается плата.
- Проводится такая процедура при закупке стандартных материалов, например, канцелярские принадлежности, ГСМ, компьютерных устройств и т.п.
- Самый простой и быстрый способ закупки от 4 дней
- Не требует наличие электронной подписи и аккредитации на площадке
- Участнику закупки не нужно вносить обеспечение заявки на участие в закупке
- Подается в бумажной форме, в виде запечатанного конверта, с указанием данных компании
- Участники закупки подают 1 раз ценовое предложение.
Как проводится сама процедура закупки?
- Заказчик размещает в единой информационной системе (далее, — ЕИС) извещение не менее чем за 7 дней до окончания сроков подачи заявок участниками.
В случае, если начальная максимальная цена контракта не превышает 250 000 рублей, то – за 4 дня до окончания;
- Заказчик имеет право параллельно с размещением извещения в ЕИС направить запрос на подачу котировочных предложений не менее, чем 3 участникам, осуществляющим такие поставки, работа или услуги;
- Согласно ч. 5 ст.74 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может направляться в виде электронного документа, но на практике данный механизм еще не используется, и у участника закупки могут возникнуть трудности при участии в данной процедуре. Следует ожидать появление такого функционала в ЕИС во второй половине 2016 года;
- Заказчик может внести изменения в извещения запроса котировок не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания подачи заявок. При этом объект закупки не меняется, а сроки подачи заявки продлеваются на 4 и 7 рабочих дня в соответствии с НМЦК;
- Прием заявок прекращается с момента вскрытия конвертов;
- Заказчик вправе отменить проведение запроса котировок до заключения контракта;
- Контракт с победителем заключается в срок не позднее 20 дней с даты подписания протокола.
Как правильно подготовить котировочную заявку?
Прежде чем, начать готовить котировочную заявку необходимо внимательно изучить извещение и проект контракта. Установить наличие требований к участникам закупок, например, для субъектов малого предпринимательства (далее, — СМП). Затем, подготовить заявку на участие в запросе котировок. Вот довольно часто у участников закупки возникают трудности. Что же это?!
В заявке на запрос котировок участник закупки должен указать следующую информацию:
- Наименование и место нахождения (для ЮЛ) и фамилию, имя и отчество (для ФЛ);
- Банковские реквизиты участника;
- Место жительства (для ФЛ и ИП);
- Согласие участника исполнить условия контракта (типовая форма);
- Наименование и технические характеристики поставляемого товара;
- Ценовое предложение по контракту (с указанием суммы с НДС и без НДС);
- Декларацию соответствия требования заказчика
- Документы, подтверждающие право участника на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ;
- Идентификационный номер налогоплательщика, которые является учредителем компании или нескольких таких физических лиц;
- Декларацию о принадлежности к СМП;
Как правильно подать котировочную заявку и выиграть?
Заявка подается участником закупки в письменной форме, в запечатанном конверте, на котором указана информация по компании. Заказчик не имеет права вскрывать конверты с предложениями участников до окончания сроков подачи заявок. У участников закупки есть право присутствовать при процедуре вскрытия конвертов и проводить аудио и видео запись.
Участнику запроса котировок следует помнить, что в котировочной заявке вместе с ценовым предложением указывается согласие на включение в неё всех расходов, связанных с налогами, транспортными и прочими издержками.
Мы рекомендуем подавать котировочные заявки за час до процедуры вскрытия конверта, при этом желательно присутствовать на заседании комиссии.
Таким образом, если Вы начинающий поставщик, например, занимающийся канцелярскими принадлежностями и у Вас нет опыта и достаточного количества денежных средств, мы рекомендуем Вам обратить внимание на такой способ закупки, как котировочная заявка.
Вы сможете без дополнительных финансовых вложений получить положительный опыт участия в государственных и муниципальных закупках.
by HyperComments
Источник: http://tenderolog.ru/theory/osobennosti-zaprosa-kotirovok-kak-sposoba-opredeleniya-postavshhika/