Заключение контракта по итогам аукциона по 44-ФЗ
Сроки заключения и подписания контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
В настоящее время порядок оформления госконтракта по итогам конкурентной процедуры, в форме аукциона регулируется ст. 82.3 закона № 44-ФЗ. Далее представим сроки подписания контракта по 44-ФЗ после проведения электронном аукционе в таблице и расскажем, какие особенности нужно учесть.
Смотрите таблицу:
Публикация заказчиком проекта госконтракта | 5 дней с момента публикации итогового протокола в ЕИС |
Подписание контракта поставщиком | 5 дней с момента опубликования проекта |
Подписание госконтракта заказчиком | 3 рабочих дня с момента публикации контракта, подписанного победителем |
Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Стороны могут произвести указанные выше действия и раньше, однако срок заключения договора по 44-ФЗ ()электронный аукцион) не может быть менее 10 дней. Данный временной интервал отводится для возможности обжаловать итоги проведения торгов. Дата заключения контракта по 44-ФЗ на электронный аукцион – это момент подписания документа заказчиком.
Это общий порядок. О сроках заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона при наличии разногласий читайте далее.
Что изменилось в правилах заключения контрактов и как работать в 2019 году
В пошаговой инструкции на скриншотах из личного кабинета заказчика в ЕИС мы показали все этапы заключения электронного контракта. Используйте ее, чтобы вовремя перейти с бумажных контрактов на электронные, ведь переход с бумажных закупок в цифровые уже завершился.
Из статьи вы узнаете:☆ Как заключают контракты после электронных закупок; ☆ Как заключить контракт, когда всех все устраивает;☆ Что делать, когда победитель направляет протокол разногласий;
☆ Как направить победителю проект контракта через ЕИС.
Узнать подробности
Документы, представляемые победителем аукциона
Победитель аукциона при заключении контракта электронный аукцион по 44-ФЗ вместе с подписанным со своей стороны контрактом прикрепляет подтверждение того, что им было внесено обеспечение выполнения госконтракта, если требование об обеспечении было установлено в закупочной документации.
В том случае, если начальная цена контракта была снижена на ¼ и более от победителя потребуется:
- внести обеспечение выполнения госконтракта на 50% больше, чем было предусмотрено в аукционной документации (для контрактов на сумму более 15 млн рублей);
- внести обеспечение в полуторном размере либо предоставить информацию, свидетельствующую о его добросовестности и обеспечение в размере, указанном в аукционной документации (при стоимости госконтракта ниже 15 млн рублей).
Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона в этом случае также составляет пять дней с момента публикации проекта.
Если в ходе аукциона цена была снижена до 0,5% НМЦК, процедура проводится на право заключить контракт. Стороны не могут подписать документ до тех пор, пока победитель не внесет сумму денег, равную предложенной им цене, а также полный размер обеспечения.
Срок заключения контракта по 44-ФЗ при наличии разногласий
При оформлении госконтракта победитель аукциона имеет право представить протокол разногласий по следующим основаниям:
- положения проекта госконтракта не соответствуют аукционной документации;
- положения проекта не соответствуют заявке, представленной победителем аукциона.
Сделать это надо в течение 5 дней с момента публикации проекта. В отличие от ранее действовавших правил, направить протокол разногласий можно только один раз.
В течение следующих трех рабочих дней госзаказчик должен выложить в ЕИС:
- отредактированный проект контракта с учетом замечаний;
- прежний проект и отдельный документ, в котором прописываются причины отказа учесть замечания.
Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона составляет также пять дней, а срок подписания контракта по 44-ФЗ — электронный аукцион заказчиком – три рабочих дня.
Таким образом, максимальный срок заключения контракта по 44-ФЗ — электронный аукцион равняется шестнадцати дням, из которых десять календарных и шесть рабочих.
Что делать при уклонении участника от подписания госконтракта
Выше мы рассказали о сроках заключения контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ. Сейчас остановимся на ситуации, когда победитель аукциона уклоняется от оформления документа.
Победитель аукциона считается уклонистом, если он:
- вовремя не направил подписанный со своей стороны госконтракт либо протокол разногласий;
- не исполнил антидемпинговые требования;
- не представил обеспечение выполнения контракта.
Не позднее, чем на следующий рабочий день после признания победителя аукциона уклонистом публикует протокол в ЕИС и на электронной площадке.
В этом случае госконтракт оформляется с участником торгов, занявшим второе место. Обратите внимание на то, что если уклонистом станет и этот участник, то аукцион следует признать несостоявшимся. Оформлять госконтракт с лицом, занявшим на торгах третье место и ниже, запрещено.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103110-qqq-19-m4-sroki-zaklyucheniya-i-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz
Порядок заключения государственного контракта по ФЗ-44: процедура пошагово, если единственный участник
Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта
Этапы заключения госконтракта
Размещение проекта контракта
Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий
Внесение обеспечения исполнения
Срок для подписания документов
Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта
Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия
Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта
Государственный контракт по своей правовой сути является гражданско-правовым соглашением. Вместе с тем он обладает своеобразием в связи с участием особого субъекта — государственного заказчика.
Законодательную базу в отношении порядка заключения ГК составляют следующие нормативные акты:
- Гражданский кодекс РФ (общие нормы о договорах и специальные нормы пар. 4 главы 30 ГК РФ);
- Бюджетный кодекс РФ;
- закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон о закупках).
Важно! При заключении госконтракта следует в первую очередь руководствоваться нормами закона о закупках. Они имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 2 данного закона).
В настоящее время подавляющее большинство госзакупок осуществляется посредством электронных процедур. Порядок заключения контракта по 44-ФЗ по итогам электронного аукциона, а также других видов торгов в электронной форме регламентируется параграфом 4.1 закона о закупках.
Этапы заключения госконтракта
Результат торгов оформляется протоколом, который публикуется госзаказчиком в единой информационной системе (далее — система). С выявленным победителем торгов и заключается госконтракт (ч. 1 ст. 83.2 закона о закупках). Процедура заключения договора по 44-ФЗ условно может быть разделена на этапы.
Обратите внимание! Каждый этап должен быть завершен в определенные сроки. Пренебрежение сроками со стороны победителя может быть расценено как намеренное уклонение от заключения контракта.
Если же нарушения допускаются заказчиком, победитель торгов может обратиться с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы России (см., например, решение Свердловского УФАС России от 06.06.
2019 по жалобе № 066/06/83.2-1187/2019).
Этапы заключения контракта по 44-ФЗ представлены на схеме ниже.
Размещение проекта контракта
В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).
Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:
- о поставщике (победителе торгов);
- товаре или услуге (точные характеристики);
- цене.
Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий
Поставщик, изучив предложенный проект, в течение 5 дней должен поступить по одному из следующих сценариев (ч. 3 ст. 83.2 закона о закупках):
- при согласии с условиями подписать цифровой подписью и разместить в системе и на электронной площадке;
- если имеются поправки, составить протокол разногласий и разместить его.
Обратите внимание! Протокол разногласий можно размещать только единожды в отношении одного и того же госконтракта.
В течение 3 рабочих дней ответственная за заключение контракта комиссия должна ознакомиться с замечаниями поставщика:
- и либо при необходимости внести поправки в проект;
- либо отказаться от изменения его положений, мотивировав отказ в отдельном документе.
После этого доработанный / оставленный в силе проект вновь размещается на электронной площадке без подписи заказчика (ч. 5 ст. 83.2 закона о закупках). Если заказчик не согласился с замечаниями победителя торгов, он обосновывает отказ в отдельном документе, тоже размещаемом на электронной площадке. Предлагаем вам скачать образец отказа заказчика изменить проект контракта.
Поставщик в течение 3 рабочих дней должен подписать проект и вновь разместить его. Заказчику также дается 3 рабочих дня для подписи и размещения контракта.
Важно! Дата подписи заказчиком считается датой заключения контракта по 44-ФЗ (ч. 8 ст. 83.2 закона о закупках).
Внесение обеспечения исполнения контракта
Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).
Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».
Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения.
Срок для подписания документов
Как видим, законом о закупках установлены предельные сроки каждого этапа. При соблюдении всех установленных сроков предельный срок заключения контракта по 44-ФЗ с даты размещения протокола должен быть не больше 19 рабочих дней.
В то же время госконтракт должен быть заключен не ранее 10 дней с даты размещения протокола, а если речь идет о запросе котировок или предложений в электронной форме, то не ранее чем через 7 дней с указанной даты (ч. 9 ст. 83.2 закона о закупках).
Обратите внимание! Течение сроков каждого этапа процедуры заключения контракта по 44-ФЗ может приостанавливаться, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст. 83.2 закона о закупках). Это возможно при обязательном незамедлительном уведомлении другой стороны в следующих случаях:
- возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию;
- принят судебный акт, препятствующий подписанию.
После устранения обстоятельств контракт заключается.
Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта
Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:
- не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
- не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
- не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.
При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.
Внимание! Данный протокол нужно разместить и в ЕИС, и на электронной площадке торгов.
Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:
- место и время его составления;
- данные об уклонившемся победителе;
- основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.
Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия
Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ — последствия будут следующие:
- Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
- Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
- Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.
Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018).
***
Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.
Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/poryadok-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/
Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ
Итоги аукциона оформляются протоколом его подведения. С этого момента начинается процедура заключения контракта.
Действия заказчика
Законодатель даёт пять дней для заказчика, чтобы тот опубликовал проект контракта. Согласно нормам, необходимо опубликовать заполненный документ, включающий в себя как цену контракта, так и полную информацию о товаре, будь то спецификация, техническое задание или иная детализирующая цену и предмет контракта информация.
Такие правила диктует закон, но существует практика отправлять победителю «пустышки» контракта, чтобы последний самостоятельно указал свои реквизиты и информацию о товаре.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Действия победителя
Лицо, ставшее победителем аукциона, должно в течении пять дней с даты получения проекта контракта либо подписать верно заполненный документ, либо, в случае наличия замечаний отправить заказчику протокол разногласий.
В случае наличие прокола разногласий, заказчик в течении трёх рабочих дней обязан доработать проект контракта, и отправить исправленный документ на подпись победителю.
В случае, если протокол разногласий был опубликован победителем в течении тринадцати дней с момента подведения итогов аукциона, заказчик вправе дополнительно вывесить документ, указывающий положения протокола разногласий, к которым имеются замечания.
Затем, в течении трёх рабочих дней победитель должен подписать своей усиленной электронной подписью, опубликованный проект контракта, при этом предоставив обеспечение исполнения контракта, в соответствии с требованиями законодателя.
Заказчик, обязан также в течении трёх рабочих дней, после подписания победителем, ознакомиться с обеспечением исполнения контракта и подписать со своей стороны проект контракта.
При успешном прохождении всех описываемых этапов, контракт не может быть подписан заказчиком ранее десяти дней с даты опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона. Кроме того, в соответствии со статьёй 448 Гражданского кодекса РФ, контракт должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней с даты размещения указанного протокола.Участник считается уклонившимся от подписания контракта, в случае если не выполнил требуемые от него действия при заключении контракта, в регламентированный срок. В таком случае контракт заключается с лицом, предложившим такую же или следующую цену. При этом, второй участник вправе отказаться от заключения контракта.
В любом случае, заказчик вправе обратиться в суд для возмещения понесённых убытков, а также провести процедуру включения в реестр недобросовестных поставщиков. Обеспечение исполнения заявки, также не возвращается участнику, уклонившемуся от заключения контракта.
При наступлении подобной ситуации, аукцион признаётся несостоявшимся.
Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.
Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.
Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых осуществляются закупки в электронной форме. Этот список состоит из 8-ми «основных» площадок и одной специализированной площадки, на которой проходят закрытые закупки в электронной форме.
Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.
Этап №1 —Подготовка к проведению электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Этап №2 —Подготовка документов для проведения электронного аукциона
На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).
Этап №3 —Размещение информации об электронном аукционеДля удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.
Одним из лучших калькуляторов сроков проведения электронного аукциона является калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Ниже я привел скриншот с сайта НАИЗ.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 7-мь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК {amp}lt; 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. руб.
) и не менее чем за 15-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК {amp}gt; 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.).
1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:
- сведения о Заказчике, ответственном должностном лице Заказчика, специализированной организации;
- краткое изложение условий контракта;
- идентификационный код закупки;
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ.
2) адрес электронной площадки в сети «Интернет»;
3) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
4) дата проведения такого аукциона (Примечание: в случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день);
Предлагаем ознакомиться: Договор аренды транспорта и спецтехники
5) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.
1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки);
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ЭА не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В течение одного дня с даты принятия данного решения Заказчик размещает в ЕИС указанные изменения.
При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней (если НМЦК {amp}gt; 300 млн. руб.
, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.) или не менее чем 7 дней (если НМЦК {amp}lt; 300 млн. руб.
Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ Заказчик вправе отменить процедуру проведения ЭА не позднее чем за 5 днейдо даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене процедуры проведения ЭА обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки. Процедура проведения ЭА считается отмененной с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
1. Понятие электронного аукциона
Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.
ВАЖНО!
Контракт считается заключённым с момента его официально опубликования в единой информационной системе. А так как, на размещение там информации заказчику дано три рабочих дня, то момент его подписания сторонами на электронной площадке, не является фактом заключения контракта.
15. Как узнать участников электронного аукциона?
Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст.
Источник: https://dtm-chat.info/srok-zaklyucheniya-dogovora-rezultatam-auktsiona/
Отказ от подписания контракта по 44 ФЗ Способы Последствия
Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ.
В основном такое желание возникает в следующих случаях.
- В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.
В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.
Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.
- Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
- Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
- Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
- Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
- Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.
В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.
- Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
- Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта.
Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.
Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам.
В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.
Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.
В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в уфас, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.
Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:
А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.
Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать
Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.
Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.
В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.
В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.
При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж
Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.
Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы.
В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.
Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.
ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.
Такое могло произойти в двух случаях:
- На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.
Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.
Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.
- В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
- В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.
- После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.
Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.
Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.
- После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.
Способы заказчика перевывесить контракт
2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.
2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.
- После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
- Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.
Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.
Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.
- После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.
В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.
- Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
- Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
- Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.
В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.
- Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)
ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.
Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!
В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.
В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.
Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта
Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.
Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.
Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.Источник: https://44fzrf.ru/otkaz-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz/
Особенности и сроки заключения государственного контракта по 44 ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует отношения, связанные с осуществлением закупок на контрактной основе, нацеленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Законодательство определяет и контролирует правовые и экономические основы в сфере государственных закупок с целью исключения неправомерных нарушений и утечки финансовых средств из госбюджета.
Что это такое?
Государственный контракт — это документ, представляющий собой соглашение между двумя и более лицами о поставке товаров, предоставлении услуг или выполнении работ, направленных на удовлетворение государственных нужд.
Контракт предусматривает обязательные условия поставки продукции или выполнения других положений, а также порядок оплаты и гарантии выполнения условий соглашения.
Государственный контракт заключается только после проверки всех необходимых требований и гарантий, которые обеспечивают выполнение его условий.
О службе по контракту в РФ читайте подробнее здесь:
Порядок заключения государственного контракта по 44 ФЗ
Для осуществления контрактной закупки необходимо выполнить следующие шаги:
- Шаг первый. Составление плана, определяющего особенности товара, работ или услуг и публикация данного плана как заявки на выполнение закупки.
- Второй шаг предусматривает определение поставщиков, а также исполнителей и подрядчиков, если этого требуют условия поставки.
- Третьим шагом является заключение гражданско-правового контракта — основополагающего документа в будущей сделке.
- Четвёртым шагом необходимо предусмотреть условия выполнения соглашения, установить правила и сроки доставки товара или график выполнения работ.
- Шаг пятый. Определение цены контракта и обоснование его стоимости. Также требуется указать источник финансирования и порядок осуществления выплат.
- Шестым шагом является предоставление банковской гарантии, обеспечивающей выполнение требований сделки.
- Седьмой шаг. Проведение аудита.
- Восьмой шаг требует установления контролирующих мер, обеспечивающих мониторинг качества выполнения условий, а также меры ответственности за ненадлежащее осуществление требуемых действий или уклонения от них.
После выполнения перечисленных шагов и согласования сторонами условий и устранения противоречий, контракт о государственной закупке подписывается и подлежит исполнению.
Ознакомьтесь с основными положениями статьи 94 ФЗ 44 тут:
Положенные сроки
Срок подписания контракта заказчиком по ФЗ-44, в случае проведения электронного аукциона, составляет 27 дней. За это время стороны контракта анализируют договор и согласовывают его спорные положения.
С момента определения победителя аукциона в течение пяти дней он должен разместить в единой информационной системе проект будущего соглашения, после чего заказчик его рассматривает и согласовывает. Документ может быть подписан не ранее 10 дней с момента публикации протокола электронного аукциона и подведения его итогов.
За нарушение установленных сроков, на заказчика накладывается административная ответственность. Если сроки не соблюдает победитель аукциона, суд определяет его действия как уклонение от заключения соглашения.
ФЗ-44 не предусматривает на какой срок может заключаться государственный контракт. Период его действия зависит от установленных в нём условий.
Контракт сохраняет силу до тех пор, пока не будут выполнены все предусмотренные обязательства.
Если в договоре указывается помимо обязательств определённый срок, контракт будет действовать даже после него до выполнения всех поставленных условий.
Для исполнения контракта предусматривается ряд процедур, которые производятся после его заключения:
- приём товара или выполненной работы и проведение экспертизы по установлению надлежащего качества;
- оплата заказчиком принятого товара или результатов проделанной работы, а также выполнение других предусмотренных обязательств с соответствующим подтверждением об их исполнении;
- взаимодействие заказчика и поставщика при изменении условий контракта или его расторжении в соответствии с положениями статьи 95 настоящего закона. Также на данном этапе предусматривается соблюдение мер ответственности в случае нарушения условий соглашения.
Заказчик должен привлекать независимых экспертов или экспертные организации, для проведения оценки качества, по итогу которой выдаётся соответствующий сертификат, который должен быть опубликован в единой информационной системе, после чего контракт признаётся выполненным.
Скачать ФЗ 44 в последней редакции
Источник: https://lawlinks.ru/zaklyuchenie-kontrakta-po-44-fz/