+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ

Содержание

Виды обеспечения закупок, какое оно бывает и как работает

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — это гарантия или денежные средства, которые предоставляются поставщиком заказчику, в качестве подтверждения своей добросовестности и гарантии надлежащего исполнения контракта.

Оно необходимо для безопасности заказчика и устанавливается им самостоятельно, в соответствии с требованиями законодательства. Если говорить об обеспечении участия по 44-ФЗ, то здесь существуют строгие рамки в определении его величины. Тендеры по 223-ФЗ пределов не имеют.

Виды тендерного обеспечения

Существует 2 вида обеспечения:

– обеспечение заявки

– обеспечение исполнения контракта

Обеспечение тендерной заявки – это гарантия состоятельности поставщика, необходимая для допуска к тендеру, является необходимым условием на начальном этапе торгов (до подведения итогов), она помогает защитить организатора торга от недобросовестных участников. Величина и сумма определяется заказчиком.

В государственных закупках она составляет от 0,5% до 5% от начальной стоимости контракта.

Обеспечение заявки вносится на спецсчет, открытом в одном из уполномоченных банков.

При подаче заявки блокируется необходимая сумма, и затем, в случае проигрыша в торгах, она разблокируется и снова становится доступна для использования.

Эти средства можно использовать как для обеспечения участия в другой закупке, так и вывести на свой основной счет. В среднем это занимает от 1 до 3 рабочих дней, все зависит от электронной площадки.

Победитель же получает свое обеспечение заявки только после подписания контракта. Если же исполнитель по каким-то причинам откажется от заключения, то вся сумма остаётся у заказчика (или переводится заказчику со счета ЭТП в случае электронных торгов).

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия, которая предоставляется победителем торгов. Она необходима, чтобы обезопасить заказчика от отказа выполнения работ или ненадлежащего выполнения условий исполнителем.

Оно должно быть перечислено до момента подписания договора. Денежные средства возвращаются поставщику только после того, как его работу примет заказчик. Обеспечение исполнения контракта будет переведено обратно исполнителю только в случае, если он не откажется от выполнения всех условий договора и сделает свою работу добросовестно, учитывая все пункты.

Размер обеспечения исполнения контракта может варьироваться от 10% до 30% — на усмотрение заказчика, если речь идёт о торгах по 44-ФЗ, и не ограничивается этими рамками, в случае торгов по 223-ФЗ.

Если же в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на 25%, то поставщик должен доказать свою состоятельность следующим образом:

  • увеличить размер обеспечения исполнения в 1,5 раза; 
  • предоставить как минимум 3 исполненных без штрафов контракта за последние 3 года, один из которых должен быть не менее 20% от начальной максимальной цены.

В случае если НМЦК более 15 млн, то у поставщика только один вариант – вносить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. А если в извещении указана цена равная или меньше 15 млн, то поставщик может выбрать – вносить увеличенное обеспечение или подтверждать добросовестность исполненными контрактами и стандартной суммой обеспечения, указанной в тендерной документации.

Для участников из СМП есть поблажка – им достаточно просто предоставить исполненные контракты, без увеличения суммы обеспечения исполнения. Однако общая сумма таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, указанного в извещении.

Варианты обеспечения участия в торгах

Поставщик имеет право выбрать один из двух вариантов предоставления обеспечения (как заявки, так и исполнения контракта):

  1. денежными средствами;
  2. банковской гарантией.

Для всех закупок с 1 июля 2019 года можно оформить несколько видов гарантий:

  1. гарантия для обеспечения участия — страхует заказчика в том случае, если победитель тендера в итоге откажется подписывать контракт;
  2. гарантия обеспечения исполнения контракта, которая предполагает страхование заказчика от того, что компания-победитель не выполнит условия контракта;
  3. гарантия авансового платежа — в случае если контракт предусматривает авансовый платеж, защищает заказчика от нецелевого расходования аванса.

Если же с обеспечением денежными средствами всё просто и понятно, то о банковском обеспечении исполнении контракта нужно поговорить более подробно.

Банковская гарантия — это документ, в котором подтверждаются обязательства банка выплатить по требованию заказчика средства, в случае не соблюдения (а именно неисполнения или ненадлежащего исполнения) поставщиком условий контракта.

Когда речь идёт о государственных закупках, к гарантам предоставляются особые требования. Такие учреждения должны обязательно иметь лицензию ЦБ РФ. Кроме того, банковские гарантии имеет право выдавать только банк, который входит в реестр Министерства финансов Российской Федерации.

Если говорить о закупках по 223-ФЗ, то его участникам предоставляется большая свобода, в том числе и при выборе банка-гаранта: каждый поставщик устанавливает к ним свои требования.

Каждый банк в праве самостоятельно определить пакет необходимых документов, который подтверждает кредитоспособность участника торгов. Рассмотрев предоставленные документы, банк может либо согласиться выдать гарантию тендерного обеспечения, либо отказать в данной услуге.

Вы можете прямо сейчас узнать стоимость банковской гарантии, воспользовавшись нашим онлайн калькулятором:

★ Рассчитать стоимость гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Для более детального изучения вопроса, можете ознакомиться с нашим материалом о выборе способа получения банковской гарантии

Участие в тендерах для человека, не сведущего в этой области, зачастую связано с большим количеством сложностей. Именно поэтому участники торгов всё чаще предпочитают обращаться к профессионалам, которые помогаю им, начиная с подготовки к конкурсу и заканчивая подписанием контракта.

Если же вы решили заручиться поддержкой опытных специалистов при получении банковских гарантий, то вам стоит учесть следующие моменты:

  1. Предоставляет ли компания полный комплекс услуг по подготовке и участию в тендере. Для многих участников торгов проще обратиться к одному специалисту, который сможет оказать им любой вид помощи, начиная с самого первого этапа и заканчивая подписанием контракта.

  2. Оперативно ли работают специалисты компании, к которой вы обратились за помощью. Не забывайте, что скорость в тендерах играет одну из важнейших ролей.

  3. Насколько широк перечень банков-партнёров организации, с которой вы начали сотрудничать для успешного участия в закупках. Чем больше этот список, тем выше вероятность получить банковские гарантии.

  4. Есть ли у компании аналитическая служба, которая поможет подготовить и оформить все необходимые документы таким образом, что вероятность предоставления банковской гарантии возрастёт в разы.

Если организация, оказывающая вам помощь при участии в торгах, соответствует всем утверждениям, содержащимся в этих пунктах, вы можете смело обращаться к ней и уверенно идти к победе.

«РусТендер» как раз относится к подобным компаниям. И к тому же является микрофинансовой организацией, которая способна финансировать тендерное обеспечение за счёт собственных денежных средств.

Мы всегда рады помочь вам победить в любом виде торгов.

© ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Виды обеспечения банковской гарантии

Что такое обеспечение участия в торгах?

Замена банковской гарантии

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/vidy-obespecheniya

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”.

Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы.

Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить.

Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение.

То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой.

Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты.

В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух).

Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета.

Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя.

По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро.

Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга.

Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз.

После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

2. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной).

Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета.

Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы.

Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации.

Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет.

Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП.

На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки.

Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.

Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Тендер это:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка”

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново

Начинается аукцион на повышение

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиков

Дополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/136-osnovi-zakupok-bazovie-ponyatiya-kontraktnoj-sistemi

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Что такое госзакупки: полное определение понятия, виды закупок по 44-ФЗ

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! Из настоящей статьи вы узнаете, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также какие виды государственных закупок в настоящее время существуют. Тема эта настолько популярна в бизнес среде, что только ленивый, наверное, не писал на своем сайте о том, что собой представляют госзакупки.

Мы же не только знаем что это такое, но и успешно обучаем своих клиентов участию, как в государственных, так и коммерческих закупках. Поэтому считаем своим прямым долгом максимально подробно раскрыть эту тему на страницах нашей школы. Ну что ж, давайте приступим к изучению…

Государственные закупки: определение понятия

Государственные закупки (сокращенно госзакупки) — закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

Как вы понимаете, наше с вами Государство это такой огромный “организм”, который регулярно нуждается в различных товарах (работах, услугах), начиная от покупки канцелярских скрепок и заканчивая строительством крупных промышленных объектов.

Для того чтобы удовлетворить эти нужды государственные и муниципальные заказчики регулярно проводят различные виды закупок среди поставщиков (участников закупок) с целью приобрести товары (работы, услуги) на самых выгодных условиях.

Поставщик (участник закупки), соответствующий всем требованиям заказчика и предложивший наилучшие условия, признается победителем, с которым заключается контракт.

Поставщик получает деньги, а заказчик необходимые ему товары (работы, услуги).

Однако хочется отметить, что отношение поставщиков к госзакупкам неоднозначное. Многие из поставщиков слышали об этом направлении бизнеса, но так и не решаются попробовать свои силы, боясь работать с государством.

Другие же, приняв участие в нескольких закупках и не получив должного результата, наотрез отказываются от дальнейших попыток. А третьи напротив считают государственные закупки отличным «инструментом» для увеличения своего портфеля заказов и расширения рынка сбыта.

Если же вы относите себя к первым двум категориям поставщиков, то, скорее всего, вам не хватает практических навыков участия, которым мы обучаем в нашей школе.

Чем регламентируются госзакупки?

Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, а также другими Федеральными законами.

Основным же нормативным документом является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему госзакупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения 44-ФЗ. Это своего рода “букварь”, без знания которого вы не сможете принимать участия в закупках.

Где искать информацию о проводимых госзакупках?

Согласно требованиям ст.4  44-ФЗ все государственные закупки должны размещаться в единой информационной системе (сокращенно ЕИС).

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Т.е. для того, чтобы найти информацию обо всех проводимых госзакупках, вам достаточно воспользоваться сайтом zakupki.gov.ru.

Виды закупок по 44-ФЗ

Федеральным законом 44-ФЗ предусмотрено 11-ть видов закупок, с помощью которых Заказчики могут приобрести необходимые им товары (работы, услуги).

Закупки могут проводиться двумя способами: с проведением торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные).

Давайте для начала рассмотрим конкурентные способы закупок. Конкурентные закупки в свою очередь могут быть, как открытыми, так и закрытыми.

Конкурентные виды закупок (открытые):

  • аукцион в электронной форме;
  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурентные виды закупок (закрытые):

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс.

К неконкурентным закупкам относятся лишь закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Статистика с официального сайта ЕИС за 2016 год свидетельствует о том, что самыми популярными на сегодняшний день способами госзакупок, являются: аукцион в электронной форме (более 57%), открытый конкурс (более 13%) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (более 22%). На них приходится львиная доля всех проводимых закупок в России.

Более подробно о каждом из 11-ти видов закупок мы будем говорить в следующих наших выпусках.

Выводы и рекомендации

Наше государство, было, есть и будет самым крупным и платежеспособным потребителем. Если вы являетесь действующим предпринимателем или планируете таковым стать, то стоит присмотреться к госзакупкам, как к одному из инструментов для увеличения количества заказов и расширения географии вашей деятельности.

Преимущества участия в госзакупках:

  1. Не нужно тратить деньги на рекламу, чего нет ни в каком другом виде продаж;
  2. Отсутствует необходимость в привлечении огромного количества людей (на начальном этапе будет достаточно одного человека);
  3. Большая часть госзакупок проходит в электронной форме. Что расширяет рынок сбыта ваших товаров (работ, услуг);
  4. Можно заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на ваши товары (работы, услуги);
  5. Низкая конкуренция;
  6. Стартовать можно с минимальными затратами.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html

Какие бывают виды госзакупок?

Виды обеспечения в закупках по 44-ФЗ
Изображение любезно взято с https://zakupki.kontur.ru/. Автор неизвестен.

В прошлой статье мы с вами говорили о базовых положениях системы госзакупок в России.

Двигаемся дальше, следующая важная тема – это виды госзакупок (далее – закупок).

Виды закупок перечислены в ст. 24 Закона №44-ФЗ.

Закупки можно классифицировать на два основных вида:

• конкурентные закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) (название говорит само за себя);

• неконкурентные (закупки у единственного поставщика).

Кратко разберем каждый из них.

Конкурентные закупки

До 01.01.19 существовало большое количество закупок в “бумажной форме”. Теперь же все закупки, за исключением случаев закупок для обеспечения государственных нужд за пределами РФ, закупок по оказанию скорой помощи гражданам, ликвидации последствия ЧС и т.д, а также некоторых закрытых закупок, проходят в электронной форме.

Открытый конкурс в электронной форме (далее – ОКЭФ)

Проводится в электронной форме на электронной площадке (далее – ЭП).

Для участия в ОКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС (zakupki.gov.ru).

ОКЭФ проходит в несколько этапов:

1 этап: участники подают заявки. Заявки должны состоять из 2 частей и ценового предложения. Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до конкурса, а также оценивает (присваивает баллы) допущенные заявки.

2 этап: участники конкурса могут подать окончательные ценовые предложения. Это так называемая “переторжка”. Участники конкурса могут снизить предложенную цену.

ВАЖНО!

Окончательное ценовое предложения подается только один раз.

3 этап: заказчик проверяет вторые части участников ОКЭФ, снова допускает/не допускает заявки участников конкурса (но уже по другим требованиям), и также оценивает допущенные заявки.

4 этап: подведение итогов.

Побеждает не тот, кто предложит наименьшую цену контракта, а тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта. Чьи условия исполнения контракта являются наилучшими, определяется на основании оценки заявок участников. Каждой заявке присваиваются баллы в соответствии с критериями оценки заявок.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме (далее – КОУЭФ)

Перечень случаев, при котором проводится КОУЭФ, установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Отличается от открытого конкурса в электронной форме тем, что к участникам такого конкурса предъявляются дополнительные требования о наличии необходимой квалификации, опыта, ресурсов.

КОУЭФ используется при закупках сложных, инновационных ТРУ, а также при закупках общественного питания.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Используется для закупок научных исследований, произведений искусства и других сложных ТРУ.

Вряд ли вы когда-нибудь столкнетесь с таким конкурсом.

Закрытые способы (Закрытый конкурс, Закрытый конкурс с ограниченным участием, Закрытый двухэтапный конкурс, Закрытый аукцион)

Информация о таких закупках распространяется только ограниченному кругу лиц и, как правило, не размещается в ЕИС.

Например, закупки, составляющие гостайну.

С такими закупками вы также вряд ли столкнетесь.

Электронный аукцион (далее – ЭА)

Самый распространенный вид закупок.

Проходит в электронной форме на ЭП.

Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.

Для участия в ЭА поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС.

ЭА проходит в 3 этапа.

1 этап: участники подают заявки на участие в ЭА.

Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до аукциона.

2 этап: проведение самого аукциона. Участники ЭА торгуются между собой. Первое место получает заявка с наименьшей ценой контракта.

3 этап: подведение итогов. Заказчик проверяет вторые части участников ЭА. И признает победителя ЭА. Если участник, занявший первое место по результатам ЭА, не соответствует требованиям документации ЭА, то Победителем признается следующий участник ЭА.

Запрос котировок в электронной форме (далее – ЗКЭФ)

Проводится в электронной форме на ЭП. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.

Для участия в ЗКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию на ЕИС.

Начальная (максимальная) цена контракта по ЗКЭФ не может быть выше 500 тыс. руб. Годовой объем ЗК не может превышать 10 % совокупного годового объема закупок Заказчика.

ЗКЭФ проходит в 2 этапа:

1 этап: участники подают заявки на участие в ЗКЭФ .

Заказчик проверяет заявки и допускает или отклоняет их.

2 этап: оператор ЭП ранжирует и оценивает допущенные заявки по цене контракта.

Победителем признается участник, заявке которого присвоен первый номер.

Запрос предложений в электронной форме (далее – ЗПЭФ)

Сложная и не распространенная процедура. Проводится на ЭП.

Как правило, Заказчик может проводить ЗПЭФ при несостоявшихся электронных закупках, есть и другие основания для выбора такой закупки.

В ЗПЭФ есть переторжка (возможность изменить предложение (в т.ч. цену)).

Закупка у единственного поставщика

Надо отметить, что закупки ТРУ у единственного поставщика очень любят заказчики – не нужно готовить документацию для конкурентных закупок.

По своему смыслу закупка у единственного поставщика означает, что Заказчик не проводит конкурентную закупку, а заключает контракт «напрямую» с выбранным поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Решение о выборе того или иного поставщика, подрядчика, исполнителя заказчик принимает на свое усмотрение.

Перечень случаев, при которых у заказчика возникает право закупать ТРУ у единственного поставщика, обширный – 55 случаев, и указан в ст. 93 Закона №44-ФЗ.

Самые распространенные: коммуналка и «прямые» контракты (до 100 000/400 000 рублей).

Так, например, любой заказчик имеет право закупать ТРУ на сумму не более 100 000 рублей в рамках одного контракта, но есть ограничения: таких закупок в год не должно быть больше, чем на 2 000 000 рублей или не более 5 % совокупного годового объёма закупок (СГОЗ, что это такое мы узнаем чуть позже), который не может быть более 50 000 000 рублей.

Кроме того, заказчики из сферы культуры (например, дома культуры) имеют право закупать ТРУ на сумму не выше 400 000 рублей по одному контракту, НО: годовой объем таких закупок не должен быть более 50 % от СГОЗ и не должен составлять более 20 000 000 рублей.

Напишите, пожалуйста, было ли вам полезно читать эту статью? Узнали ли вы что-то новое?

Подписывайтесь на канал, следите за интересными статьями, ставьте публикациям лайки, пишите комментарии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf6a70e942ba00abc0edeb/5c3b2b664aa54f00aaf6b4bd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.