Размер обеспечения заявки в аукционе и конкурсе
Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?
Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.
Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.
Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.
И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…
Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?
Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.
Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.
После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.
На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб
Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?
Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…
Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).
Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):
«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».
Отсюда следующий вопрос…
Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?
Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.
С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.
С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.
P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.
Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/675-obespechenie-zayavok-po-44-fz-kogda-ustanavlivat-a-kogda-net
Официальный рейтинг компаний по обеспечению заявки на участие в электронном аукционе
Обсуждение вопроса на предварительной консультации | от 3 500 |
Обсуждение вопроса на развернутой повторной консультации | от 5 000 |
Изучение норм законодательства по порядку участия в электронных аукционах | от 4 000 |
Определение способа внесения средств на участие в электронном аукционе | от 5 000 |
Рассмотрение документации, необходимой для участия в конкурсе | от 5 000 |
Помощь адвоката в заполнении заявки на участие | от 3 500 |
Подготовка справок, прилагаемых к заявке | от 3 000 |
Разработка документации для получения обеспечения | от 4 500 |
Направление запроса на получение банковской гарантии | от 4 000 |
Экспертиза документации юридического лица | от 6 000 |
Получение дополнительных бумаг по делу | от 4 000 |
Восстановление утерянных или недействительных документов | от 5 000 |
Представительские услуги в госорганах по документообороту | от 15 500 |
Налаживание взаимоотношений с организацией-заказчиком от имени клиента-поставщика | от 15 000 |
Помощь юрисконсульта в разрешении вопросов по банковской гарантии | от 16 000 |
Представительство в вопросе возврата средств клиенту | от 16 000 |
Отстаивание прав доверителя в судебных инстанциях | от 25 000 |
Помощь в определении размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе | от 10 000 |
Инициация судебного разбирательства в целях вернуть денежные средства | от 6 000 |
Подготовка документации и доказательств к суду | от 15 000 |
Помощь адвоката в получении тендерного займа | от 9 000 |
Банковская гарантия: услуги по ее оформлению | от 10 000 |
Получение кредитных средств на оформление заявки | от 16 000 |
Оформление документации в случае выигрыша конкурса | от 15 000 |
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: основные услуги юриста
- Консультация клиента по нормативным актам, регулирующим вопросы обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;
- Помощь юрисконсульта в определении способа обеспечения, исходя из вида конкурса;
- Изучение специалистом документом фирмы, внесение замечаний и корректировок по бумагам;
- Помощь юриста в оформлении необходимых документов, экспертиза сложной технической документации;
- Обсуждение вопроса, связанного с суммой вносимых средств в зависимости от стоимости контракта;
- Выдача заключения относительно возможности возврата денег, которые были внесены;
- Услуги адвоката, связанные с необходимостью вернуть денежные средства поставщику;
- Разъяснение отдельных случаев, когда заказчик на законных основаниях может не возвращать перечисленные деньги;
- Консультация по вопросам, связанным с оформлением банковской гарантии;
- Определение порядка действий, направленных на получение гарантии;
- Обсуждение с адвокатом возможности получения займа в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
В помощь тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые активно интересуются вопросами оформления обеспечения заявок, мы предлагаем рейтинг юрфирм. Компании, присутствующие в данном списке, – это адвокатские и юридические бюро, в которых работают узкие специалисты. Они отлично разбираются в нормах законодательства, связанных с аукционами и тендерами. Вот их преимущества:
- Владение навыками составления и подачи заявок для участия в конкурсах;
- Помощь в оформлении разных видов обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;
- Умение быстро и своевременно вернуть средства, переведенные на счет заказчика в качестве обеспечения;
- Услуги по расчету размера суммы, исходя из начальной цены заказа.
При выборе юридического консультанта, который возьмется за сопровождение вашей деятельности как поставщика или заказчика, необходимо обратить внимание на практический опыт специалиста. Самое главное в этом смысле не опираться только лишь на стоимость услуг.
Дешево – не всегда есть хорошо. Гораздо более предпочтителен другой подход – качественные услуги по доступной цене. Именно такую юридическую помощь оказывают адвокатские фирмы, которые присутствуют в рейтинге.
Также заранее уточните, какую специализацию имеет юрист, который возьмется за ваше дело.
Предлагаем вам внимательно изучить перечень услуг участников нашего рейтинга. Вы можете предварительно проконсультироваться с юристами по телефону. Если вас устроят варианты сотрудничества с ними, записывайтесь на встречу со специалистом. Он сможет более подробно и развернуто ответить на все ваши вопросы после изучения документации во время личной беседы.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: ссылки на законодательство
Когда той или иной организации требуется найти добросовестного поставщика услуг по конкретному направлению деятельности, она может воспользоваться весьма распространенным и эффективным методом – разместить заказ и запустить электронный аукцион.
Множество фирм, предлагающих услуги по данному направлению, участвуют в конкурсе, и уже среди них заказчик выбирает наиболее подходящего исполнителя. Однако все не так просто как может показаться на первый взгляд. Юридическому лицу необходимо оформить обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.
Проще говоря, поставщик должен перечислить определенную сумму как доказательство, что он готов добросовестно исполнять те обязанности, которые будут возложены на него в случае выигрыша в конкурсе.
Порядок получения и оформления документов по обеспечению заявки на участие в электронном аукционе прописан в ФЗ№44. Именно на него в основном опираются юридические конторы, оказывающие услуги фирмам-поставщикам.В ФЗ можно найти развернутую информацию относительно того, каким образом может быть оформлено обеспечение. Так, если юрлицо планирует заявиться на участие в электронном аукционе, то потребуется внести денежное обеспечение.
Если это закрытый аукцион, то также может быть оформлена банковская гарантия.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: основные требования, виды обеспечения
Важный вопрос: всегда ли необходимо обеспечение заявки на участие в электронном аукционе? Не углубляясь в сложные юридические формулировки, подчеркнем, что оно необходимо, если цена закупки больше, чем миллион рублей, если стоимость ниже – внесение средств не потребуется. Рассмотрим детально, как можно оформить обеспечение, каковы его виды.
- Первый вид весьма распространен – это денежные средства. К примеру, сбережения самой организации, какие-то резервные средства, отложенные как раз для таких нужд. Также могут быть использованы различные займы. При участии поставщика в электронных аукционах можно использовать только денежное обеспечение.
- Второй способ – гарантия кредитной организации. Она может использоваться при участии в закрытых аукционах, наряду с денежными средствами. Поставщик самостоятельно решает, какой способ наиболее выгоден и удобен конкретно для него.
На заметку: согласно нормам российского законодательства, обеспечение заявки на участие в электронном аукционе должны предоставить все участники. Исключение составляют только бюджетные и государственные учреждения, они имеют льготные условия в этом плане.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: какую сумму необходимо внести
Один из самых волнующих вопросов для поставщиков, особенно если они впервые решились подать заявку, — сколько денег потребуется перевести организации-заказчику в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Если вы хотите безошибочно рассчитать и определить, сколько денег следует перечислить заказчику, то лучше воспользуйтесь услугами опытного юридического консультанта. Важно, чтобы он имел узкую специализацию по интересующему вас вопросу.
Итак, рассмотрим основные моменты, связанные с суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
- Если сумма закупки (стоимость заказа) не больше одного миллиона рублей, то поставщику услуг не нужно перечислять деньги заказчику.
- Если стоимость заказа больше миллиона рублей, без обеспечения никак не обойтись. Если она равняется 5-20 млн., участнику нужно будет перечислить на счет 0,5-1% от конкретной суммы.
- При сумме больше 20 млн. – от 0,5% до 5% от цены контракта.
- Имеется список учреждений, имеющих особые условия по размеру обеспечения: 2% должны перечислять организации УИС, руководители малых предприятий, учреждения социальной направленности и др.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: можно ли вернуть деньги, и в каких случаях
Довольно распространены случаи, когда поставщик услуг перечислил, но в силу определенных причин передумал участвовать в конкурсе. Можно ли вернуть эти средства или они так и останутся без возврата? Ниже представим случаи, когда участник может получить деньги обратно:
- По какой-то причине фирма-заказчик отменила процесс выбора поставщика на оказание услуг;
- Поставщик-участник отменил свою заявку, и при этом срок подачи всех заявок еще не истек;
- Юридическое лицо отправило заявку и перечислило средства, не уложившись в срок;
- Юрлицо заявилось на участие, но при этом не внесло заказчику предложений;
- Организация-участник не смогла выиграть электронный конкурс.
К этому добавим, что выше перечислены не все случаи, при которых есть возможность вернуть обеспечение заявки, этот список можно продолжать. В то же время в некоторых ситуациях обеспечение так и остается у фирмы-заказчика. К примеру, поставщик может остаться ни с чем, если откажется от заключения контракта без уважительных причин.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: понятие банковской гарантии и требования к ней
Гарантия выдается в учреждениях, которые включены в особый список. Нужно обращаться только в аккредитованные организации, иначе документ не примут.
Как уже было отмечено выше, такой способ обеспечения может быть использован, если фирма-поставщик имеет намерение участвовать в закрытых аукционах.
Документ должен иметь актуальный срок действия, а именно – не меньше двух месяцев с даты окончания приема заявок по тендеру. Он должен содержать следующие сведения:
- Точно прописанная сумма гарантии;
- Обязательства сторон по поводу надлежащего исполнения условий;
- Срок, в течение которого действует документ;
- Обязательство банка перечислить деньги на счет заказчика.
Чтобы оформить документ, можно обратиться в аккредитованный банк при поддержке квалифицированного юриста. Также можно осуществить процедуру через Интернет. Оформление гарантии через специальные сервисы потребует минимального времени – 1-2 дня.
Задайте вопрос официальному представителю портала vse-advokaty
Задайте свой вопрос и я помогу Вам в решении проблемы! — Климова Ольга
Тема вопроса:
Ваш вопрос:
Спасибо, что обратились к нам с вопросом! Ответ на вопрос будет опубликован в течение 30 минут. — Климова Ольга
Источник: https://vse-advokaty.ru/tendernoe-soprovozhdenie/obespechenie-zayavki-na-uchastie-v-elektronnom-aukcione.html
Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов
До июля 2018 года обеспечительный платеж был обязательным для всех, и его размер неизменно составлял от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ).
Начиная с июля 2018 года заказчик вправе не требовать обеспечения заявки в случае, когда НМЦ не превышает 1 000 000 руб. (постановление Правительства РФ от 12.04.18 № 439). Во всех остальных случаях обеспечительный платеж остается обязательным.
Размер обеспечительного платежа (если он установлен) рассчитывается по следующим правилам:
- от 0,5 % до 1 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ до 5 000 000 руб. включительно (письмо Минфина России от 23.05.18 № 24-02-05/34911);
- от 0,5 % до 1 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ от 5 000 000 руб. до 20 000 000 руб. включительно (п. 1 части 16 ст. 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ);
- от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ свыше 20 000 000 руб. (п. 2 части 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Для закупок, где участником является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов, установлены отдельные условия. При НМЦ свыше 20 000 000 руб. размер обеспечительного платежа не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (часть 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Также есть новшества для торгов, которые проводятся в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Напомним, что этот закон применяется, когда бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств.
Кроме того, указанный закон действует, если заказчиком является госкомпания с долей участия государства выше 50% (либо ее «дочка» или «внучка»), субъект естественных монополий (например, РЖД) или компания, занимающаяся регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).
Начиная с июля 2018 года, при НМЦ не более 5 000 000 руб. заказчики не вправе требовать обеспечительный платеж. Это правило установлено частью 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.
Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Подключиться к сервису «Контур.Закупки»
Спецсчета для внесения обеспечительных платежей
По сентябрь 2018 года включительно обеспечительные платежи вносились на счет заказчика или на электронную торговую площадку (ЭТП).
Начиная с октября 2018 года, при проведении определенных видов торгов в электронной форме (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием) обеспечение заявки нужно вносить на так называемый спецсчет в банке (часть 10 ст.
44 Закона № 44-ФЗ; подробнее о видах торгов читайте в статье «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»).
К тому же с октября обеспечение заявки вносится на спецсчет и при проведении конкурентных электронных закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, если участником является субъект малого или среднего предпринимательства (часть 13 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).Спецсчета можно открыть только в тех банках, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.07.18 № 1451-р. Это «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк» и ряд других кредитных организаций. Всего в списке значится 18 банков.
Внесение обеспечительного платежа происходит следующим образом. Участник торгов вносит деньги на спецсчет, После окончания срока подачи заявок банк по автоматическому запросу ЭТП в течение 1 часа блокирует нужную сумму на спецсчете. Далее, в течение 1 рабочего дня после определения победителя, сумму разблокируют.
Обратите внимание: для внесения платежа по обеспечению исполнения контракта специсчета не используются.
Перечень банков, выдающих гарантии
Как и прежде, участники конкурсов и закрытых аукционов вправе выбирать, каким способом внести обеспечение заявки: перечислить деньги на счет заказчика или ЭТП, либо предоставить банковскую гарантию. Что касается обеспечения исполнения контракта, то подобный выбор есть у всех участников независимо от вида госзакупки.
Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме
Изменения коснулись перечня банков, которые могут выдавать гарантии. До июня 2018 года гарантии выдавали кредитные организации, отвечающие требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса. Начиная с июня, гарантии выдают банки, которые отвечают требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.18 № 440 (список таких банков опубликован на сайте Минфина России).
Новая комиссия для победителя торгов
С июля 2018 года электронные торговые площадки получили право взимать комиссию с участника, выигравшего торги. Порядок уплаты и размер комиссии утвержден постановлением Правительства РФ от 10.05.18 № 564.
Согласно этому документу победитель должен заплатить 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 5 000 руб. без учета НДС. Если же победитель относится к субъектам малого предпринимательства (см.
«Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства») или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то величина комиссии составляет 1% от НМЦ, но не более 2 000 руб.
Деньги списываются со спецсчета победителя. При отсутствии у него такого счета (в частности, при торгах, не требующих обеспечения заявки), победитель обязан перечислить комиссию на банковский счет ЭТП.
В ситуации, когда выигравший участник уклонился от заключения сделки, комиссию он все равно заплатит. При этом второй участник, к которому по правилам торгов перейдет победа, платить комиссию не будет.
Добавим, что остается открытым вопрос, нужно ли к сумме комиссии прибавлять НДС. Четкого ответа в законе нет, поэтому электронные торговые площадки решают его самостоятельно, причем каждая по-своему.
С обычных участников налог берут все без исключения ЭТП, а вот с малых предприятий — только две: Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг.
Налог с социально ориентированных некоммерческих организаций взимают эти же две площадки плюс еще одна — ЕАТП (полный перечень площадок, отобранных для проведения госзакупок, приведен на сайте www.zakupki.gov.ru).
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2018/11/14082
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ
Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.
В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).
При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).
Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?
Электронные аукционы
При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.
Конкурсы и закрытые аукционы
При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).
Размер обеспечения заявки
Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):
- Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
- При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.
В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:
- учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
- организаций инвалидов;
- субъектов малого предпринимательства;
- социально ориентированных некоммерческих организаций.
Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.
Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки
Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.
Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.
Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:
- Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
- Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).
Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.
12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).
В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).
Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.
Требования к банковской гарантии
Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:
- Сумму банковской гарантии;
- Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
- Предельный срок действия банковской гарантии;
- Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
- Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).
Как получить банковскую гарантию
Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.
Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.
Если у вас нет времени, хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.
Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».
Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет без посещения офиса банка.
Стоит отметить, что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.
0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.
Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»
Источник: https://kontur.ru/articles/955
Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта.
Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств.
Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ
Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.
При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.
С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки.
Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование.
При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.
Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.
Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений.
Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.
Виды обеспечения заявки
От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.
В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия.
Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки.
Между этими вариантами существует несколько различий.
Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.
Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.
Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.
Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.
В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку.При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени.
После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.
Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут.
Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий.
Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).
Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.
Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.
Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.
Конкретные требования банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.
Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ.
Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню.
Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.
Размеры обеспечения заявки
Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.
По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.
Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.
В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.
Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта.
И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются.
Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.
Сроки возврата обеспечения заявки
Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.
Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.
Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:
— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;— отмена торгов;— отстранение участника от торгов;— отзыв документа на участие в торгах участником;— направление заявки после окончания срока подачи заявок;— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).
Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-zayavki-po-44-fz-i-223-fz.html