Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

Содержание

Правила и порядок страхования грузов при перевозке

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

В процессе транспортировки от изготовителя к месту реализации, конечному потребителю, высок риск повреждения, задержки поставки и кражи имущества. Конечно, предугадать все случаи невозможно, но страхование грузов при перевозке помогает избежать потерь в большинстве из них.

Прежде, чем рассуждать о необходимости страхования, следует познакомиться с этим понятием подробнее.
Страхование грузов — вариант имущественного страхования, направленная на:

  • сохранность;
  • защиту прав и интересов владельца;
  • ускорение решения спорных ситуаций;
  • минимизацию убытков.

В Российской Федерации посреднические организации отказываются от сотрудничества, если товар не застрахован. Такой подход объясняется тем, что при возникновении непредвиденных обстоятельств потери возмещаются перевозчиком (если не доказано обратное).

При наличии полиса возмещение ущерба производится страховщиком, а добровольное страхование дает возможность заранее продумать и указать страховые ситуации.

Известные риски

Не все страхователи (кто обращается) четко представляют, какие ситуации включают в список страховых — тех, в которых страховщик несет ответственность.

Наиболее распространенные:

  • аварии;
  • неисправность транспорта (вероятность задержки поставки);
  • природные явления;
  • захват или угон транспортного средства;
  • сторонние действия (кража, порча).

Большинство выбирают защиту от всех возможных рисков. Встречаются и исключения, которые снимают ответственность со страховщика (установление франшизы, право суброгации). Подобное в нашей стране разрешено на законодательном уровне.

Отрасли

Основа договора страхования едина, изменения вносят в зависимости от типа транспортировки. Выделяют четыре отрасли:

Каждый из указанных способов стоит рассмотреть подробнее. Окончательная стоимость страхового полиса (как и сумма возмещения) зависит от сложности маршрута, характеристик транспортного средства и прочих нюансов.

Автоперевозки

Трафик товаров автомобильным транспортом чаще всех подлежит страхованию. Данный тип доставки считается наиболее опасным и требует пристального контроля. Пользуется популярностью автотранспорт и среди мошенников, из — за которых вполне реально лишиться и груза и транспорта.

Железная дорога

Перемещение имущества жд транспортом подвержено авариям в минимальной степени.

Бывает сход подвижного состава с рельсов, задержка по причине погодных условий и ошибочных маневров, но намного реже, чем при автоперевозках. Железнодорожным сообщением перевозят крупные партии, однако страхуют их намного реже автомобильных. Причина в том, что чаще всего перевозимый товар не имеет ценности для воров и мошенников (щебень, дрова, уголь и пр.).

Морской путь

Грузоперевозки по воде практически идеальны для тех, кто не любит страховать имущество.

Сход судна с пути или ДТП не могут априори произойти в морских широтах. Существует, правда, вероятность, что груз намокнет или произойдет нападение пиратов. Это случается редко, отчего хозяева экономят на страховке.

Имеется у водного грузооборота серьезный недостаток — долгосрочность доставки. Все потому, что скорость передвижения по воде ниже, чем по суше. Поэтому бывает так, что доставка по воде составляет всего часть от общего маршрута. Страховать же можно одну поездку или определенный участок пути.

Доставка по воздуху

Авиаперевозки — самый безопасный способ доставки, несмотря на сообщения о случаях крушения.

Воздушный транспорт известен высокой скоростью, которая позволяет быстро осуществить перевозку на большие расстояния. Габариты груза влияют на количество промежуточных посадок и дозаправок, а во время таких заминок высок риск порчи или кражи имущества. Поэтому, не обращая внимания на кажущуюся безопасность такого типа перевозок, большая часть перевозимого страхуется.

Типы страховки

Тарифы на страхование напрямую зависят от планов грузовладельца, количества перевозок и величины возмещения убытков.

По количеству поездок типы страховки делятся на:

  • Одинарную. Страховой полис оформляется на период одной перевозки (30 — 60 дней).
  • Покрытие в течение определенного периода времени. В установленный период застрахованными являются все поездки, независимо от количества. Частый срок договора 1 год, в течение которого хозяин груза обязан уведомлять страховщика о каждой поездке.

Маршрут перевозки также влияет на стоимость. По типу следования различают страхование:

  • внутреннее — передвижение планируется в пределах населенного пункта, региона, страны;
  • международное — во время поездки будут пересечены границы между государствами.

Не менее актуально оформление страховки по размеру компенсации, где основа — страховая сумма, которая зависит от оговоренных в договоре рисков. В этом случае оформляют полисы:

  • с частичным покрытием. Убытки возмещаются только при наступлении указанных страховых случаев;
  • с выплатами при крушении. Возмещение потерь только в результате крушения или серьезной аварии.
  • с полным покрытием. Самый финансово затратный способ страховки. При оформлении сделки страхованию подлежит каждый элемент груза, независимо от количества и тоннажа.

Доказать ценность перевозимого можно при наличии нужных документов, чеков, накладных. В другом случае достаточно вызвать оценщика.

Страхование ответственности

Оформление полисов различного типа направлено на защиту перевозимого груза. Однако, известны случаи непреднамеренного вреда в отношении других участников движения, порчи или кражи уже застрахованного груза по недосмотру перевозчика.

Во избежание судебных тяжб транспортные компании прибегают к страхованию ответственности. В мире такая практика обязательна, а вот в нашей стране только набирает популярность и является добровольной процедурой.

Страхование обязательств облегчает ведение дел перевозчикам. Причина в том, что такие организации имеют ряд преимуществ при заключении сделок на грузоперевозки:

  • рейтинг компании;
  • гарантия возмещения потерь;
  • бесплатные для хозяина груза услуги оценщика;
  • быстрое рассмотрение страхового случая.

Благодаря полису гражданской ответственности транспортная компания надежно защищена на случай пропажи товара, задержки поставки и других рисков.

Правила страхования грузов

Оформление страховки, обсуждение рисков, заключение сделки — эти и другие моменты основываются на общепринятых правилах сотрудничества страхователя и страховщика. В каждой организации существует своеобразный свод правил, на который стоит обратить внимание ДО оформления сделки.

В основной список каждый страховщик вносит коррективы для деятельности конкретной организации. Также в данном документе (а свод правил именно документ) озвучиваются основные условия сотрудничества и ситуации, которые не являются страховыми. Вот некоторые не страховые случаи:

  • изъятие груза сотрудниками правоохранительных органов;
  • военные действия на пути следования;
  • ядерный взрыв;
  • воспламенение опасных грузов во время перевозки, при условии, что перевозчик не был осведомлен о характере груза;
  • порча перевозимого грызунами, плесневым грибком, насекомыми;
  • негативное воздействие температур на груз;
  • утаивание неисправностей транспорта;
  • неправомерные намеренные действия со стороны отправителя с целью наживы;
  • убытки в случае падения цен.

Создание пунктов, отличных от основного списка, контролируется в РФ Федеральной службой по финансовым рынкам.

Особенности заключения договора

Помимо принципов взаимодействия указываются моменты, которые обязательно должны быть включены в договор, являющийся основным документом на осуществление страховой деятельности:

  • имущество, подлежащее страхованию (опись каждой единицы, итоговая стоимость, подтверждающая документация);
  • ситуации, которые признаны страховыми;
  • размер компенсации;
  • сроки действия соглашения.

Предоставленная информация со стороны страхователя должна быть достоверной. При внесении в договор ошибочных данных велик риск отказа от выплат компенсации.

Также при оформлении сделки стоит определиться, какая из сторон получит выплаты при наступлении страхового случая. Это влияет на бухгалтерский учет соглашения.

Порядок заключения сделки

Когда решение принято, а необходимая документация подготовлена, стоит оформить соглашение как можно быстрее. Опытные страхователи уже знают, что предоставить, а на что обратить внимание. Для тех, кто обращается впервые, либо столкнулся с трудностями, задачу упростит своеобразный алгоритм:

  1. Выбор страховщика. Внимание стоит заострить на тех компаниях, которые давно функционируют, а рейтинг и репутация достаточно высоки.
  2. Возможные риски. Не нужно страховать груз от всего подряд. Необходимо тщательно продумать те ситуации, которые могут возникнуть на территории поездки.
  3. Документация. Предоставление страховщику документов на право владения и распоряжения грузом; полная информация о перевозимом имуществе; договор сотрудничества с транспортной компанией; бумаги, подтверждающие исправность транспортного средства.
  4. Финансовые вопросы. Уточнение оплаты услуг, порядок возмещения убытков, сумма покрытия.
  5. Изучение соглашения. Ознакомление с условиями и правилами страховщика, проверка правильности внесения данных и реквизитов, уточнение непонятных моментов.
  6. Заключение сделки. После обсуждения со страховой компанией интересующих моментов договорподписывается обеими сторонами. Действие договора начинается с момента подписания.

Страховая сумма

Невозможно обойти стороной и финансовую сторону страхования. Рассмотрения заслуживает страховая сумма. Размер компенсации напрямую зависит от суммы премии, которую выплатит страхователь за пользование услугами страховой компании. Больше сумма премии — больше цена возмещения.

Влияют на стоимость такие факторы:

  • Тип груза. Транспортировка хрупких предметов обходится дороже.
  • Качество упаковочного материала. Низкосортная упаковка требует более аккуратного обращения с грузом, что увеличивает стоимость страховки.
  • Погрузочно — разгрузочные работы. Какая техника, сложность погрузки на и прочие нюансы.
  • Отрасль перевозки. В каждой сфере установлены тарифы на провоз имущества.
  • Вид трафика. Грузооборот внутри страны дешевле.
  • Безопасность маршрута.

Стандартную схему расчета страховой выплаты, используют многие страховые организации. Выплата рассчитывается по тарифу 0,2 — 0,3 % от общей стоимости транспортируемого товара.

Общая стоимость груза * тариф = выплата

Известны территории, куда не каждый перевозчик отправится из — за риска лишиться груза. В случае необходимости поездки в подобную местность, компании отказываются страховать имущество. По таким местам перевозку грузов выполняют только те компании, которые знакомы с местными реалиями. В международном масштабе у транспортных компаний имеется перечень таких опасных зон.

Международные перевозки

Рост грузооборота товаров на международном уровне стимулирует перевозчиков на осуществление международных транспортировок.

В таких поездках груз подвержен опасностям, непредвиденным задержкам из-за разногласий с представителями закона другой страны. Чтобы обезопасить перевозимое имущество от подобных ситуаций в мире утверждено международное страхование.

Регламент на деятельность страховщиков на международном уровне выполняет сборник правил «Инкотермс». Застрахован может быть любой груз, независимо от характера перевозки. Если путь следования имущества пролегает через несколько стран, то чаще применяется страховка от всевозможных рисков. Каждый участник соглашения о перевозке страхует груз на вверенной территории.

Страхование опасных грузов

Работа с опасными грузами изначально сопряжена с большим риском, в связи с характеристикой перевозимого имущества.

Транспортировку таких товаров и веществ внутри нашей страны регламентируют утвержденные правила, они же определяют границы безопасности перевозимого имущества.

В отличие от нормативов перевозки, страхование таких грузов не урегулировано и остается добровольным, а учитывая специфику перевозимого, возникают некоторые нюансы защиты такого имущества.

тонкость страховки опасных грузов — дополнительная ответственность страхователя за объект перевозки, вероятность воздействия на окружающую среду или людей.

Страховыми случаями в соглашении будут:

  • Повреждение, частичная или полная утрата груза.
  • Нанесение вреда здоровью, жизни или имуществу третьих лиц.
  • Вредное влияние на окружающую среду.

Договор также может быть заключен как на одну поездку, так и на утвержденный период.

Заключение

Страхование груза при перевозке — процесс в нашей стране добровольный, но есть те, кто не соглашается сотрудничать без страхового полиса. Заключение договора с компанией — страховщиком требует внимательности и тщательной предварительной подготовки.

В момент оформления сделки читать внимательно все пункты, проверять правильность вносимых данных и реквизитов, а также не оставлять без внимания правила взаимодействия выбранной организации с клиентами. При наступлении страхового случая сообщать страховщику как можно быстрее, дублируя сообщение доступным способом. Грамотное соглашение не оставит без компенсации ни страхователя, ни страховщика.

Как найти добросовестных перевозчиков груза.

Источник: https://gruz0perevozki.ru/strahovanie-gruza-pri-perevozke.html

Страхование грузов при международной перевозке: риски и стоимость страхования

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

Страхование грузов — важная составляющая при перевозке грузов по любому международному направлению.

В большинстве случаев, перевозчики защищают себя и страхуют свою ответственность (страхование ответственности перевозчика). То есть при повреждении или утрате товара, владелец получит компенсацию только в случае, если доказана вина перевозчика, но при любых других обстоятельствах — нет.

Необходимо понимать, что помимо ошибок транспортной компании с международными перевозками связано большое количество рисков.

Основные риски, от которых Вы можете застраховать свой груз

    •    стихийные бедствия (наводнение, шторм, землятресение, лесные пожары и пр.);

    •    другие форс-мажорные обстоятельства (например, забастовка в порту);

    •    повреждение груза в процессе перевозки (намокание, помятие, бой и пр.);

    •    ДТП;

    •    хищение частичное или полное;

    •    повреждение / утрата при погрузо-разгрузочных работах;

    •    повреждение / утрата в течение промежуточного хранения.

РАЗМЕСТИТЬ ЗАЯВКУ НА СТРАХОВАНИЕ ГРУЗА

Несмотря на то, что в России страхование грузов необязательно по законодательству, эта услуга становится все более распространенной для внутренних перевозок, и, в особенности, для международных.

В настоящее время многие транспортные компании предлагают услуги по страхованию груза, но Вы также можете сэкономить и застраховать свой груз напрямую у страховой компании.

Необходимо отметить, что по российскому законодательству груз может быть застрахован только один раз, поэтому Вам нужно будет решить, где именно страховать товар при перевозке: напрямую в страховой компании или через транспортную компанию.

Стоимость страхования груза

У каждой страховой компании есть своя тарифная сетка для расчета стоимости страхования товара при перевозках.

  • В среднем, тарифы варьируются от 0,05% до 0,3% от объявленной стоимости груза.

На размер процентной ставки влияют такие пункты как вид транспорта, наличие упаковки, маршрут. Рассмотрим подробнее каждый пункт.

Влияние характера груза на стоимость страхования

Необходимо предоставить точное наименование груза или код ТНВЭД. Здесь важен характер груза — страховая компания проверит к какой категории товаров по тарифной сетке относится Ваш товар. Так, наименьшая ставка страхования будет для грузов с наименьшим риском повреждения (камень, металлы). Страхование же хрупких, ценных или скоропортящихся товаров обойдется дороже.

  • В принципе застраховать можно любой груз, в том числе негабаритный, опасный, с той лишь разницей, что некоторые типы грузов требуют специального согласования. Это товары с акцизными марками, камни и драгоценные металлы, ювелирные украшения, наличные деньги. Специально согласовываются для перевозки произведения искусства, растения и цветы, перевозимые животные и, конечно же, арсенал военных – боеприпасы, оружие.

БАЗА ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ ПО ВСЕМ МЕЖДУНАРОДНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Уровень риска для различных видов транспорта

Каждый вид транспорта имеет свой уровень страхового риска, поэтому для различного вида транспорта страховщик использует разные процентные ставки:

  • Авиадоставка — считается самым безопасным способом перевозки грузов и, следовательно, имеет минимальную ставку страхования. Следует отметить, что страховать грузы при использовании авиаперевозок все же рекомендуется, т.к. есть риск хищения в аэропортах. Особенно это относится к ценным и дорогостоящим грузам, а они, как правило, перевозятся именно воздушным транспортом.​
  • Морская доставка — имеет более высокий страховой риск и, соответственно, более высокую ставку страхования.  С данным видом перевозки связаны такие риски, как повреждение при погрузке-выгрузке в порту, транспортировке груза, погодные условия.​
  • Железнодорожные перевозки — также связаны с рядом страховых рисков. Здесь возможно повреждение в случае схода вагонов, при погрузке-выгрузке, хищение груза.​
  • Автомобильная доставка — считается наименее безопасным способом перевозки грузов и, как правило, имеет самую высокую ставку страхования. Здесь необходимо отметить техническое состояние автомобилей и возможные поломки, качество дорог, погодные условия. Все это может частично повредить груз или даже привести к полной его утрате.

Влияние маршрута перевозки груза на ставку страхования

У каждой страховой компании свои ставки, но, как правило, ставка страхования грузов при международной перевозке, например, из Европы, Северной Америки или Японии будет ниже ставки для грузоперевозок из стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. 

Также следует учесть наличие военных действий, беспорядков. В данных случаях страхования компания несет больше рисков, поэтому и ставка может выше. Некоторые компании совсем отказываются страховать перевозку в данные регионы.

Страховка на груз распространяется не только в момент его перемещения, но и перегрузки, временному хранению на складе или терминале. Конечно же, при условии того, что все это происходит в период действия страховки и на ранее оговоренной территории.

Под территорией действия страховки подразумевается страна или несколько стран, через которые пролегает маршрут следования застрахованного груза, включая его перевалы и временное хранение.

Страховые компании России могут страховать перевозимый груз по всему миру, но при условии, что он затрагивает интересы нашей страны и стран СНГ.

Иными словами, груз отправлен из или в Россию и СНГ, либо грузовладелец или грузоприобретатель имеет в этих странах долю своего капитала не менее 50%. Зоны, на территории которых происходят военные конфликты, не подлежат страхованию.

Упаковка груза

Больший риск представляет открытая упаковка. Это относится к негабаритным грузам. Страхование грузов, перевозимых в контейнерах или другой упаковке, будет рассчитываться по меньшей ставке.

Разовая перевозка или по генеральному полюсу

Ставка на разовую перевозку будет больше, чем по генеральной полюсу (обычно заключается на год на одну категорию товара).

Правила «Инкотермс» — момент передачи ответсвенности за груз

Для международной торговли используются условия поставки “Инкотермс”, которые регламентируют ответственность Продавца и Покупателя при перевозку товара из-за границы.

Как правило, каждая сторона несет ответственность за страхование груза на своей своей части маршрута.

Так, если Вы покупаете товар на условиях FOB, порт отгрузки — Продавец будет нести ответственность за доставку товара и страхование до момента погрузки на борт.

Страховая сумма

Как правило, в качестве страховой суммы используют стоимость груза по контракту с поставщиком, но при желании эта сумма может быть увеличена на стоимость перевозки и до 10% от стоимости груза в счет ожидаемой прибыли.

Франшиза при страховании грузоперевозок

При составлении страхового полиса часто заранее оговаривается сумма, которая не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты.

Эта сумма называется франшизой и существует условной либо безусловной. Условная франшиза представляет собой определенную сумму, установленную в договоре.

Если убыток по перевозке груза превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.

  • Рассмотрим пример условной франшизы. Допустим, груз застраховали на 100 тысяч долларов, и условная франшиза составила 1000 долларов. Тогда при убытке в 990$ страховка не выплачивается, и нет смысла за ней обращаться. Но если убыток зарегистрирован не менее чем на 1001$, он покрывается полностью безо всяких вычетов.

Сумма же безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка, каким бы он ни был. То есть страховая компания покроет убыток, вычтя при этом безусловную франшизу. Справедливо считается, что владелец груза будет более заинтересован в его сохранности и прохождении всего маршрута без убытков, если в полисе прописана безусловная франшиза.

В страховании международных грузоперевозок указываются все возможные виды рисков.

Страховщики обязаны покрыть ущерб при крушении транспорта либо утере части или всего груза целиком, если были применены противоправные действия третьими лицами по утрате груза.

Но при этом в полисе включается и пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению перевозимого товара.

Источник: https://cargox.ru/publications/Logistics/insurance-international-delivery/

Три важных вопроса по страхованию международных грузов

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

Согласно мировой статистике, страхование внешнеторговых грузов входит в топ-3 страховых услуг с наивысшим показателем финансовой отдачи. Говоря проще, среди всех страховок для корпоративных клиентов эта срабатывает на защиту интересов страхователя чаще многих других. Причем статистика касается как развитых стран западного рынка, так и России, и ее ближайших соседей.

И хотя ошибочным является мнение об обязательности страхового покрытия при любой международной перевозке, де-факто оно необходимо на каждый рейс. Только заключать контракт с выбранным страховщиком нужно со знанием дела. В этом и призван помочь следующий материал. Здесь разобраны самые популярные вопросы страхователя о страховке международной грузоперевозки.

Юридическая база страхования международных грузов

Рассматривая предложения от страховщика, будущий держатель полиса обычно смотрит на список подключаемых рисков (или исключений, если это КАРГО от всех рисков), цену вопроса, географию покрытия.

Это правильно, но список пунктов, требующих пристального внимания, неполон.

Ключевое условие работоспособности страхования международных перевозок – его законность и правильность оформления в контексте конкретных торговых отношений.

Правовую основу договора составляют три документа.

  1. ГК РФ. Для российского экспортера или импортера именно этот свод правил определяет эффективность полиса, заключенного с местным страховщиком, а также перспективы признания его незаконным после наступления страхового случая.
  2. ИНКОТЕРМС (INCOTERMS) – справочник базисных условий поставок. Он устанавливает формат договорных отношений и правила страхования международного груза внутри каждого формата.
  3. Правила ICC (Института лондонских страховщиков). Здесь описывается порядок страхового сопровождения и условия размещения импортных, экспортных грузов на страхование.

Авария в пути: кто платит компенсацию вне страны страховщика

Второй момент касается географии покрытия.

Согласно программам большинства организаций, страхование груза при международной перевозке распространяется на все страны транзита (провозки), за исключением регионов, отнесенных к опасным (так называемые горячие точки).

Это теория, а как страховое сопровождение работает на практике? Например, при серьезной аварии автопоезда на пути в Германию во время прохождения по Польше (застрахован товар, доставляемый автопоездом, в России).

По правилам страхования, выплату в такой ситуации можно получить непосредственно на месте инцидента или по возвращении в РФ. Со второй ситуацией вопросов не возникает, а вот первая возможна только при наличии у страховщика одного из трех:

  • собственного представительства в стране, где произошла авария;
  • партнеров, готовых осуществить выплату за исполнителя или от его имени;
  • возможности отправить к месту происшествия мобильную команду для урегулирования.

Такими инструментами оперируют всего 10% рынка страховых организаций в России. Это нужно учитывать, если покупатель полиса страхования грузов на экспорт заинтересован в быстром урегулировании.

Разница между страхованием импортных грузов и экспортных

  • страхование грузов при международных перевозках;
  • страхование импортных грузов.

Кстати, об экспорте. Есть ли различия между страховкой на импортный и экспортный товар? На самом деле программа защиты в обоих случаях используется одна. Отличаться могут требования к полису, предписанные форматом торгового контракта.

При страховании импортных грузов, в частности, наиболее распространены четыре базиса (условия) поставок, оформляемые договорами:

  • FOB (доставка морским транспортом). Импортер принимает риски (и страхует их) начиная с момента погрузки товара в порту, оговоренном контрактом с продавцом.
  • EXW – аналог классического самовывоза. Применяется при автоперевозках и мультимодальных форматах доставки. Страхование грузов при международных перевозках в этом случае должно работать в режиме door to door (с момента начала отгрузки со склада продавца или его перевозчика до разгрузки в точке приема покупателя-импортера).
  • CFR – еще один формат морской доставки. При нем страхование может начинаться со склада перевозчика или момента завершения погрузки на борт.
  • FCA – договор поставок автомобильным транспортом или комбинированная перевозка. Страховка работает по аналогии с CFR.

Во всех четырех форматах отсутствует требование по страхованию (оно рекомендовано, но необязательно, так что сотрудник таможни требовать его не должен). А в случае с экспортом к списку перечисленных базисов поставки добавятся еще два варианта – CIP (все виды транспорта) и CIF (фрахт).

Вот здесь страхование должно быть и для таможенной «очистки», и для соблюдения условий международного контракта.

Плюс, страхователем (в отличие от импортных контрактов, по которым покупатель почти всегда имеет более весомый страховой интерес) при экспортных поставках может выступать любая из сторон торгового соглашения.

Источник: https://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/tri-vajnyih-voprosa-po-strahovaniyu-mejdunarodnyih-gruzov/

Виды, условия и тарифы на международное страхование перевозок в 2020 году

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

› Страхование в РФ › Страховое дело

В отличие от стран Европы, где страхование на транспорте производится в 90 % случаев, международное страхование перевозок в РФ менее распространено.

Российские грузовладельцы по-прежнему надеются на “авось”, и очень зря – ведь в случае повреждения, утраты или гибели груза за границей никто не возместит материальный ущерб.

Поэтому важно оформить страховку, а лучше – несколько, чтобы защититься от целого ряда всевозможных рисков.

Правовая база

Правовое регулирование страхования при международных перевозках осуществляется стандартами, типовыми правилами и рекомендациями, которые выпускаются авторитетными органами, такими как:

Примеры нормативно-правовых актов:

  • Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, принятая в Монреале 28-го мая 1999-го года;
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая в Женеве 19-го мая 1956-го года;
  • Инкотермс-2010.

Конкретные условия страхования при транспортировке указываются в международных договорах поставки, которые должны соответствовать Инкотермс, то есть иметь указанные там трехбуквенные унифицированные сокращения, такие как:

  • EXW;
  • FCA;
  • CPT;
  • CIP;
  • DAT;
  • DAP;
  • DDP и др.

Кто должен страховать перевозку

Обязанность по страхованию может быть возложена как на покупателя, так и на продавца товара.

О том, на кого именно возложена данная обязанность, должно говориться в договоре купли-продажи товара с использованием специальной терминологии Инкотермс. Например, при CIP перевозку страхует продавец, а при FCA – покупатель.

Виды страхования в международной торговле

Существуют следующие виды МАП (международного автомобильного страхования или страхования на транспорте):

  • страхование КАСКО;
  • страхование КАРГО;
  • страхование гражданской ответственности перевозчика.

Страхование грузов

В страховой практике под международным страхованием грузов понимают:

В первом случае страхуется подвижной состав, который может быть:

  • железнодорожным;
  • автомобильным;
  • воздушным;
  • иным.

Риски, от которых защищает страховка КАСКО:

  • утрата;
  • гибель;
  • повреждение.

Во втором случае страхуется именно груз, выступающий объектом договора купли-продажи или перевозки. Он также страхуется от рисков утраты, гибели или повреждения. Страховку КАРГО оформляет, по договоренности сторон:

  • отправитель;
  • получатель имущества;
  • или обе стороны совместно.

Страхование пассажиров

Страхование пассажирских интересов в части защиты их жизни, здоровья или имущества может производиться:

  • путем прямых договоров страхования;
  • посредством заключения перевозчиком договора страхования своей автогражданской ответственности.

Внимание! Сейчас в РФ действует 67-ФЗ от 14-го июня 2012-го года, регламентирующий обязанность перевозчиков страховать свою ответственность, но он распространяется на правоотношения, связанные с перевозками в пределах РФ.

В случае транспортных перевозок по территории сразу нескольких стран применяются положения Соглашения, которое было принято 13-го января 1999-го года и действует на территории стран СНГ.

В Соглашении сказано, что международные перевозки нельзя осуществлять без договора страхования пассажиров, который заключается между перевозчиком и страховщиком. Подтверждает страхование:

  • проездной билет пассажира (при нерегулярных перевозках);
  • страховой полис (при регулярных перевозках).

Стоимость полиса

При страховании грузов при международных перевозках страхователь уплачивает страховщику обусловленную страховую премию, которая рассчитывается путем произведения страховой суммы на тариф и на различные повышающие и понижающие коэффициенты.

Итоговый размер тарифа и, соответственно, страховой премии по договору будет зависеть от:

  • типа транспорта, на котором осуществляется грузоперевозка (автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный или смешанный);
  • предполагаемого маршрута поставки;
  • оценочной стоимости груза;
  • наличия / отсутствия охраны, силовых запорно-пломбировочных устройств или иной системы защиты, снижающей риски утраты или повреждения груза;
  • наличия / отсутствия в договоре франшизы;
  • срока действия договора (на одну перевозку или на несколько в течение установленного срока);
  • наличия или отсутствия перегрузок / перевалок;
  • ликвидности груза;
  • степени подверженности груза механическому внешнему воздействию (хрупкости);
  • иных факторов.

При страховании грузов при международных перевозках также могут применяться коэффициенты, например:

  • понижающий в случае осуществления регулярных перевозок и повышающий при однократности транспортировки;
  • понижающий при отсутствии страховых случаев ранее и повышающий при их наличии.

В каких ск можно застраховать перевозку

В некоторых российских СК можно застраховать международные автомобильные перевозки от различных рисков.

Вот 5-ка лучших предложений на страховом рынке:

Название страховой компанииТарифыРискиУсловия
1АльфастрахованиеОт 0,02 до 0,3 % (в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и иных факторов)Противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, забастовочные и военные риски, россыпь груза или его загрязнение и др.Скачать правила страхования
2РосгосстрахНа официальном сайте не представленыОбъектами страховой защиты выступают сами грузы, транспортные расходы (таможенные пошлины, фрахт), а также расходы по транспортировке поврежденного имущества к месту ремонтаУсловия обговариваются в индивидуальном порядке и могут быть уточнены по номеру + 7 (495) 518 – 96- 24, доб. 077-1647
3ВТБ СтрахованиеОт 0,05 до 0,5 %, скачать подробные тарифы можно здесьДоговор можно заключить с условием о минимальной защите (только повреждение груза в результате крушения или столкновения ТС) или максимальной (с ответственностью за все риски)Все вопросы можно задать по телефону + 7 (495) 644 – 44 – 40, доб. 077 — 1190
4Страховое общество ЕвроИнсТарифы зависят от условий перевозки, номенклатуры груза и количества выбранных рисковЕвроИнс предлагает услуги страхования автомобильных грузоперевозок по трем направлениям – все риски, или все риски, кроме ущерба от противоправных действий, или только гибель, повреждение груза в результате крушенияИнформация об условиях – по телефону + 7 (495) 926 – 51 — 55
5ЗеттаВ индивидуальном порядкеУтрата, недостача, порча части или всей перевозимой продукции, срыв сроков доставкиПодробнее – 8 (800) 700 – 77 — 07

Страхование грузов в Ингосстрах

Крупнейший российский страховщик Ингосстрах предлагает застраховать перевозимые грузы, а также защитить иные риски, в частности:

  • ожидаемую прибыль от реализации товаров в конечном пункте назначения;
  • транспортные и накладные расходы, связанные с транспортировкой.

Ингосстрах выплачивает страховое возмещение, если гибель или повреждение груза произошли по следующим причинам (включая, но не ограничиваясь):

  • пожар;
  • удар молнии;
  • буря, вихрь или иное стихийное бедствие;
  • крушение, столкновение летательных, водных и других транспортных средств;
  • удар о неподвижные предметы;
  • провал грунта, мостов;
  • взрыв.

Страховой продукт предоставляется клиентам на следующих условиях:

  • страховая защита действует с момента приема груза или товара со склада в пункте отправления и до момента доставки в конечный пункт назначения, при этом страховыми случаями будут считаться гибель или повреждение груза, которые произошли, в том числе, и при промежуточном хранении груза, при перегрузках, перевалках до непосредственной доставки в конечный пункт;
  • страховой полис действует и при нахождении грузов на выставках, аукционах;
  • договор можно заключить как на одну транспортировку, так и на несколько – в течение длительного периода времени;
  • страховую премию можно оплатить или в рублях, или в другой иностранной валюте;
  • страховое возмещение будет выплачено в той валюте, в которой была оплачена страховая премия;
  • рассмотрение страхового случая занимает не более 30 дней с момента получения от страхователя заявления и всей необходимой документации, подтверждающей факт его наступления;
  • стоимость страхового полиса начинается от 1000 рублей (при страховой сумме 500000 и франшизе 5000);
  • клиент может заключить договор с условием о страховой сумме также 1 млн., 2 млн. или 3 млн. рублей, франшиза при этом будет составлять 5000, 10000 и 15000 рублей соответственно;

Важно! Оформить полис можно в режиме онлайн на официальном сайте СК, указав пункт отправления и назначения, желаемую страховую сумму, тип груза и даты транспортировки, при этом система сама все рассчитает.

С любыми вопросами относительно того, как осуществляется международное страхование перевозок в Ингосстрахе, клиенты могут обратиться:

  • напрямую в Управление страхования грузов, расположенное по адресу: 127994, г. Москва, ул. Лесная, 41;
  • или по московским телефонам + 7 (495) 234 – 36 – 09, + 7 (495) 234 – 36 – 32.

Итак, страховать имущество и иные риски, связанные с осуществлением международных перевозок, необходимо, чтобы не возмещать самостоятельно все убытки, связанные с неблагоприятным событием, приведшим к потере или повреждению груза.

Есть вопросы? Решить их можно всегда – достаточно обратиться за помощью к юристу в наш чат (окно в правом нижнем углу).

Ставим лайки, пишем комментарии, делаем репосты – это поможет развитию нашего сайта и написанию новых интересных статей для вас.

Читайте далее статьи о морском страховании и защите ответственности экспедитора.

Виды, условия и тарифы на международное страхование перевозок в 2020 году Ссылка на основную публикацию



Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/mezhdunarodnoe-strahovanie-perevozok

Страхование грузов в международных перевозках — тарифы

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

В процессе международной транспортировки товаров одним из важных моментов выступает страхование грузов, направленное на обеспечение сохранности перевозимого имущества.

Наличие соглашения о страховании служит гарантией возмещения стоимости товаров при их утрате (уничтожении) или повреждении.

Перевозимые объекты с учетом их специфических особенностей подразделяют на группы, одинаковые или подходящие по своей природе, по назначению, по способу транспортировки, по легкости разрушения.

Один из распространенных вариантов страхования, предусматривающий защиту любых категорий товаров в международных перевозках, — страхование карго. Процедурой предусматривается обеспечение страховой защиты на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Схема перевозки может состоять из:

  • погрузки объекта с пункта отправителя на транспортное средство для его перевозки в порт отправки;
  • погрузки объекта на водное или воздушное судно, в вагон или специальный автотранспорт;
  • перевозки товара любым видом транспорта;
  • перевалки товара в установленных местах по пути транспортировки, доставки полу¬чателю в указанном месте с оформлением приемо-сдаточных документов и осуществлением денежных расчетов.

Применяются и облегченные схемы поставки товаров самовывозом или одним видом транспорта.

Страхование грузов в международных перевозках отнесено к сфере имущественного страхования, поэтому здесь действуют правовые нормы страхового законодательства по определению прав, обязанностей и ответственности субъектов при страховании любого имущества.

Основными рисками повреждения или утраты товаров при перемещении, включаемые страховщиками в соглашения, являются:

  • взрыв или пожар;
  • кража;
  • разгул природной стихии (наводнение, землетрясение);
  • непреднамеренное повреждение груза при погрузке/разгрузке;
  • падение, в том числе транспорта с грузом;
  • подтопление транспорта с объектом;
  • непреднамеренный наезд транспорта с грузом на неподвижный объект;
  • противоправные действия иных лиц, приведшие к порче или уничтожению объекта;
  • непредвиденное изменение режима хранения.

Убытки от повреждения или утраты грузов не признаются страховыми случаями при возникновении по причине:

  • умысла, грубой неосторожности страхователя;
  • противозаконных действий страхователя;
  • нестандартной упаковки груза;
  • недостачи товара при неповрежденной упаковке;
  • потери веса/объема объекта в рамках норм естественной убыли;
  • несоблюдения технических параметров размещения и закрепления груза при погрузке;
  • несоблюдения перевозчиком сроков доставки и условий перевозки товара;
  • процессов, связанных с внутренними свойствами груза (брожения, гниения, самовозгорания).

Особенности договора

Важность процедуры при международных перевозках связана с необходимостью таможенного оформления товаров и их прохождением через границы нескольких стран.

В соглашении в обязательном порядке указываются:

  1. Объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя.
  2. Условия процедуры, отражающие страховые случаи и риски.
  3. Сумма договора, определяемая обычно полной стоимостью товара и подлежащая изменению по согласованию сторон во время действия соглашения.
  4. Срок действия.
  5. Действия сторон при наступлении страховой ситуации и последствия невыполнения принятых обязательств, а также основания для отказа в выплате возмещения.

С помощью документа можно обезопаситься от любых возможных рискованных ситуаций при транспортировке груза. При подписании договора особое внимание следует обращать на формулировки условий, чтобы избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

  • на конкретную перевозку;
  • на определенный временной период. Вариант применяется при оказании транспортных услуг на постоянной основе, удобен при страховании однородного типа имущества.

Отражение страхования грузов в торговых соглашениях

В международной торговле при заключении торговых контрактов применяют общепринятые стандартные условия поставки, в которых отражаются и особенности страхования:

  1. CIF. Продавец несет затраты в числе прочих по страхованию объекта от морских рисков до сдачи товара в пункте назначения, подразумевая и страховку фрахта.
  2. FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.
  3. FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. После чего риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправки до прибытия в пункт назначения) производятся покупателем.
  4. CAF. Приобретатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно и до его прихода в пункт назначения).

Страхование грузов при международных перевозках, его описание

Страховое соглашение может заключаться на разовую перевозку или на несколько перевозок, выполняемых на протяжении оговариваемого временного периода независимо от вида используемого транспортного средства.

Морским транспортом

Страхование морских грузов заключается в их страховом обеспечении (защите) во время транспортировки. По договору перевозчик обязан заблаговременно привести судно в рабочее состояние, обеспечив его техническую готовность, укомплектовав экипаж и подготовив помещения судна к надлежащему приему, перевозке и сохранности товара.

Соглашение оформляется в письменном виде, размер страховой суммы равен реальной стоимости товара иногда с добавлением ожидаемой прибыли.

Морское страхование — это экономические отношения по формированию и использованию средств страхового фонда.

Направлением использования средств является покрытие ущерба от морских опасностей и финансовая поддержка участникам морского предприятия при непредвиденных ситуациях.

Объектами морского страхования служит любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в числе которых перевозимые грузы и потеря фрахта (связанная с перевозкой упущенная коммерческая выгода).

Указание объекта морского страхования обязательно присутствует в условиях страхового соглашения, так же как и иные значимые обстоятельства:

  • год постройки и назначение судна,
  • водоизмещение,
  • принадлежность судна,
  • ограничения по району плавания,
  • вид груза и его характеристики.

Отличием соглашения является абандон, представляющий отказ страхователя от прав на объект для получения суммы страхования в полном объеме.

При этом страховщик получает право на имущество. Причиной объявления абандона может быть:

  • исчезновение судна;
  • гибель товара/судна;
  • неэффективность восстановления транспорта и доставка товара в пункт назначения;
  • захват груза/судна более полугода.

Авиатранспортом

Перевозка грузов на воздушном транспорте представляет собой самый безопасный вид транспортировки, что значительно понижает степень риска, а значит и стоимость страховки. Страхованию при авиаперевозке может подлежать любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и иных факторов.

Существует типы страховых соглашений с полной ответственности страховщика, подразумевающей возмещение практически любых убытков, и с минимальной степенью ответственности. В первом варианте риск минимален, но возрастает цена страховки.

Экономия на страховании грузов возможна при заключении договора на длительный срок либо при установлении франшизы, допускающей заключение договора в любой момент до начала авиаперевозки.

Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:

  • точное наименование;
  • вес и объем;
  • особенности упаковки и размещения в авиатранспорте;
  • пункт отправления и назначения;
  • страховую стоимость.

Перед подписанием контракта должен быть произведен тщательный осмотр груза для проверки достоверности указанной клиентом информации и определения возможных дополнительных особенностей соглашения.

Тарифы

Одним из основных условий страхования грузов служит тариф. Его размер влияет на величину страховой премии, представляющей стоимость страховки груза (платы за страхование), которая должна быть уплачена страхователем в порядке и в сроки, прописанные в страховом соглашении. Размер премии вычисляется перемножением страховой суммы на тариф.

При определении страхового тарифа применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска с учетом следующих основных факторов:

  • характера груза и варианта упаковки;
  • стоимости;
  • способа перевозки;
  • маршрута следования и его протяженности с учетом наличия пунктов перегрузок или временного хранения;
  • выбранных рисков;
  • репутации компании-перевозчика.

Страховщик после оценки рисков выпускает котировочный лист с указанием тарифов по страхованию в процентном соотношении к стоимости объекта и в привязке к рискам и франшизе.

Многие страховые компании определяют ставки по тарифам, учитывая международную практику страхования и обстоятельства, влияющие на частоту страховых ситуаций.

Тарифы вычисляются по видам транспорта и по группам грузов с учетом вариантов ответственности страховщика (за все риски, без ответственности за повреждение, за частную поломку). По каждому конкретному риску страхового случая к базовым тарифам применяют коэффициенты (понижающие или повышающие).

Некоторыми компаниями введены единые та¬рифные ставки (базовые) от страховой суммы и без учета вида транспорта или груза. К базовым тарифам также могут быть применены коэффициенты.

Правовые аспекты

В Российской Федерации заключение договоров транспортного страхования грузов (кроме страхования предметов при морской перевозке) осуществляется в рамках законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование.

К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ».

Страхование грузов в международных перевозках не выделено в отдельную группу и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров. Данное положение подтверждается законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

ГК РФ выделяет морское страхование как специальный вид страхования. Вопросы страхования грузов при морской транспортировке отражены в Кодексе торгового мореплавания (КТМ).

Любые международные перевозки связаны с определенными рисками. Страхование груза во время транспортировки и при погрузочно-разгрузочных работах гарантирует полную безопасность сделки.

Страхование грузов при международных перевозках не только защищает от рисков, связанных с потерей, хищением или повреждением товаров, но и позволяет оперативно возместить понесенные убытки, защитить собственные интересы и интересы иностранных партнеров.

Какие существуют условия социального страхования в трудовом договоре, вы найдете в этой статье.

Про страхование ответственности перевозчика грузов смотрите здесь.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/gruzov/v-mezhdunarodnyh-perevozkah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.