Сложные моменты при проведении запроса предложений

Содержание

Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений

Сложные моменты при проведении запроса предложений

В части 2 статьи 83 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) приведен закрытый перечень случаев, когда заказчик вправе провести запрос предложений. К этим случаям относится:

  • поставка спортивного инвентаря, оборудования и экипировки для российских олимпийцев и параолимпийцев;  
  • поставка лекарств, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии;  
  • закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;  
  • приобретение услуг по защите интересов России в международных судах.

Кроме того, запрос предложений можно проводить, если:  

  • ранее выбранный поставщик не выполнил условия контракта, либо выполнил их не в полном объеме. При подобных обстоятельствах заказчик может объявить запрос предложений на сумму недопоставленных товаров или недовыполненных услуг;  
  • до этого дважды объявлялся конкурс или электронный аукцион по любым товарам, работам или услугам, и дважды торги не состоялись. Это происходит, когда на участие в повторном конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки. Еще одна ситуация, при которой мог не состояться повторный электронный аукцион — это когда после рассмотрения первых частей заявок ни одна не допущена, либо когда все вторые части допущенных заявок не соответствуют требованиям закупки. Наконец, повторные торги считаются несостоявшимися, если участник, занявший второе место, отказался заключить контракт.

Обратите внимание: если запрос предложений проводится для закупки спортинвентаря, лекарств, изделий народного промысла или услуг по защите интересов РФ в зарубежных судах, заказчик может, но не обязан требовать от победителя внести обеспечение контракта. Если же запрос предложений проводится из-за того, что прежний поставщик не выполнил всех условий, либо дважды не состоялся конкурс или электронный аукцион, то обеспечение контракта является обязательным условием тендера.

Сроки проведения запроса предложений

Прием заявок на участие идет в течение пяти дней после того, как заказчик разместил в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о закупке.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

В последний день приема заявок заказчик вскрывает все полученные конверты. Далее в течение одного дня заказчик должен опубликовать в ЕИС выписку из протокола с лучшим условием выполнения контракта и списком отклоненных заявок.

Следующий рабочий день отводится поставщикам для улучшения своих первоначальных предложений. В этот же день заказчик оценивает заявки, публикует итоговый протокол и объявляет победителя.

Подписание контракта должно состояться в срок от семи до двадцати дней с момента объявления победителя.

Кто может стать участником

Состав участников зависит от того, что послужило причиной для проведения запроса предложений. Если это невыполнение (или неполное выполнение) условий контракта ранее выбранным поставщиком, то заказчик обязан пригласить всех, кто участвовал в прежних торгах, но был отклонен.

Во всех прочих случаях в запросе предложений могут участвовать любые поставщики. При этом у заказчика есть право не только ждать заявок, но и самому пригласить поставщиков. Но тут есть одно условие.

Если заказчик воспользуется данным правом, он должен непременно позвать всех, с кем уже заключал контракты на поставку таких же товаров, работ или услуг в течение последних полутора лет.

Приглашения необходимо направить за пять дней до вскрытия конвертов с заявками.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В запросах предложений, как и в открытом конкурсе, заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев.

Но при открытом конкурсе заказчик обязан придерживаться Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Тогда как при запросе предложений заказчик вправе сам установить критерии оценки и их значимость (часть 2 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Критерии оценки, выбранные заказчиком, должны быть перечислены в документации по закупке. Там же указывают значимость каждого критерия. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка может рассчитываться по формуле, либо определяться любым другим способом, закрепленным в документации по закупке.

Например, оценка по критерию «цена контракта» может определяться как наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, деленная на цену, предложенную конкретным участником, и умноженная на 100. Оценка по критерию «качество работ» может определяться как среднее арифметическое выставленных  всеми членами комиссии конкретному участнику.

Оценка по критерию «квалификация участника» может определяться исходя из стоимости аналогичных контрактов, заключенных данным участником за последние 2 года.

Затем оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

Когда рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Полученное значение сравнивают с суммами баллов, набранными другими участниками. Самая высокая сумма баллов — это лучшие условия исполнения контракта. Их отмечают в протоколе, не называя участника.

Как происходит подача окончательных предложений

В течение одного рабочего дня после размещения протокола каждый участник может улучшить свое первоначальное предложение. Тот, кто ранее предложил лучшие условия и попал в протокол, также должен сделать свое окончательное предложение.

Победитель торгов выбирается по итогам рассмотрения окончательных предложений. Если несколько участников подали одинаковые предложения, выиграет тот, чье предложение поступило первым.

В случае, когда не поступило ни одного окончательного предложения, победителя выбирают исходя из первоначальных предложений.

Сроки заключения контракта

После подписания итогового протокола заказчик должен в течение одного дня разместить его в ЕИС. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

В протоколе нужно указать условия, предложенные  победителем и остальными участниками, а также их окончательные предложения. Победитель и заказчик должны подписать контракт не раньше семи дней и не позже 20 дней с даты публикации итогового протокола. Если документация по закупке предусматривает внесение обеспечения контракта, победитель обязан перечислить деньги.

В случае, когда победитель по какой-либо причине отказывается заключить контракт, поставщиком становится участник, занявший второе место. При этом заказчик может подать против отказавшегося участника иск для возмещения убытков.

В каких случаях запрос предложений признают несостоявшимся

Запрос предложений считается несостоявшимся, если подана только одна заявка, или среди всех заявок только одна соответствует требованиям. В такой ситуации вместо запроса котировок применят другой способ — закупку у единственного поставщика. Но эта возможность должна быть согласована с Федеральной антимонопольной службой.

Не исключено, что по запросу предложений не будет подано ни одной заявки. Тогда данный тендер считается несостоявшимся, и заказчику придется провести новый запрос предложений.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/8/12618

Сложные моменты при проведении запроса предложений

Сложные моменты при проведении запроса предложений

Из статьи вы узнаете три самые типичные ситуации когда можно провести запрос предложений, сколько дней дать участникам на подготовку к процедуре запроса предложений, входят ли в него праздничные дни, и многое другое.

Все основания перечислены в части 2 статьи 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Давайте рассмотрим нормы, которые заказчики применяют чаще всего.

Не состоялся повторный конкурс

Допустим, на участие в открытом конкурсе не поступило ни одной заявки и заказчик решил провести процедуру заново. Однако повторный конкурс также признали несостоявшимся. Тогда учреждение имеет право провести запрос предложений.

Отметим, что в подобной ситуации повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся исключительно по следующим основаниям (ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ):

  • не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены;
  • участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался заключать контракт;
  • ни один из участников не прошел предквалификацию.

Не состоялся электронный аукцион

В этом случае заказчик не обязан проводить повторные торги. Объявить запрос предложений можно сразу же, если аукцион не состоялся по следующим причинам (ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ):

  • не подано ни одной заявки;
  • все заявки признаны несоответствующими;
  • победитель уклонился от подписания контракта, после чего и участник, занявший второе место на торгах, отказался заключать сделку.

Важно запомнить

Запрос предложений нельзя отменить или изменить. Исключение – предписание контрольных органов в сфере закупок (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2015 г. № 05АП-16023/2014).

Обратите внимание: использовать несостоявшийся аукцион в качестве основания можно лишь при условии, что торги прошли без нарушений.

Подобное дело рассмотрел Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 19 октября 2015 г. № 09АП-42892/2015-АК). Клиническая больница попыталась провести аукцион для закупки услуг по уборке помещений.

Торги не состоялись, и заказчик объявил запрос предложений. При этом он не учел претензии представителей УФАС. Контролеры выяснили, что аукционная документация содержала противоречивые требования к товарам.

Данный факт ввел участников торгов в заблуждение относительно объекта закупки.

В результате заказчик отклонил сразу шесть заявок.

Контролеры обязали больницу аннулировать протокол рассмотрения первых частей заявок, привести аукционную документацию в соответствие с требованиями Закона № 44-ФЗ и организовать повторный аукцион. Больница требование проигнорировала и опубликовала извещение о проведении запроса предложений. Суд счел эту закупку незаконной.

На заметку

Схема действий для заказчика и для участника при проведении запроса предложений приведена в специальной Памятке.

Заказчик разорвал контракт

Запрос предложений можно провести, если заказчик расторг контракт в одностороннем порядке на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом начальную (максимальную) цену контракта и объем новой закупки нужно уменьшить на объем исполненных обязательств.

Пример. Учреждение закупает бутилированную питьевую воду по итогам электронного аукциона.

Стороны договорились о поставке 500 бутылок воды. Однако компания ненадлежащим образом исполнила свои обязательства, и заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. На момент расторжения учреждение получило 100 бутылок воды. Запрос предложений можно провести на поставку оставшихся 400 бутылок.

Шпаргалка

Когда нельзя изменить объект закупки

Если запрос предложений проводится в связи с тем, что не состоялся электронный аукцион или повторный конкурс, изменять качественные и количественные характеристики объекта закупки нельзя (ч. 4 ст. 55, ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

В этом случае возможна корректировка начальной (максимальной) цены контракта, цены единицы товара (работы, услуги), срока и порядка оплаты (письмо Минэкономразвития России от 5 февраля 2015 г. № Д28и-258).

Сколько дней дать участникам на подготовку к запросу предложений

Заказчик размещает извещение о запросе предложений в единой информационной системе (ЕИС). Это нужно сделать не позднее чем за пять дней до начала процедуры (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 25 февраля 2015 г. № Д28и-388).

В законе не сказано, что эти пять дней должны быть рабочими. Однако безопаснее исходить именно из такой трактовки. Если в пятидневный промежуток времени попадут выходные и праздники, судьи наверняка посчитают, что права участников нарушены.

Пример – постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2015 г. № 06АП-4772/2015. 5 марта 2015 года учреждение опубликовало извещения о проведении запросов предложений. Подавать заявки участники могли с 6 марта до 11 марта. Три дня – 7, 8, 9 марта – были нерабочими.

То есть на подачу документов осталось всего два дня.

Нужно ли обеспечение заявки

Требовать, чтобы участники запроса предложений предоставили обеспечение заявок, можно в двух случаях: когда закупку проводят после признания несостоявшимся электронного аукциона или повторного конкурса (п. 1 ч.

4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Заказчик должен принимать в качестве обеспечения контракта как денежные средства, внесенные на счет, так и банковскую гарантию. Такой вывод следует из пункта 7 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

Нормы закона не устанавливают размер и иные требования к обеспечению заявок на участие в запросе предложений. Поэтому на практике заказчики применяют правила статьи 44 Закона № 44-ФЗ. В ней речь идет об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Кого пригласить к участию в закупке

Если до проведения запроса предложений остается не меньше пяти рабочих дней, заказчик вправе пригласить на торги конкретных поставщиков.

При этом он обязан направить приглашение лицам, с которыми учреждение заключало контракты на закупку тех же товаров, работ, услуг в течение последних 18 месяцев.

Но предыдущие контракты не должны быть расторгнуты из-за недобросовестности исполнителей (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Другое правило установлено для запросов предложений, проводимых на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ. Например, учреждение провело открытый конкурс, рассмотрело несколько заявок и выбрало победителя.

Контракт был частично исполнен, после чего расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Учреждение проводит запрос предложений, чтобы закупить недостающий объем товара.

В этом случае оно обязано направить приглашения только тем компаниям, заявки которых на участие в конкурсе не были отклонены.

А вот исполнителя первоначального контракта лучше к запросу не допускать. Для этого заказчику следует поставить условие о том, что сведения об участниках запроса предложений не должны быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Компания, с которой контракт расторгли, данное условие выполнить не сможет (письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и2863).

На заметку

Любой участник запроса предложений может присутствовать при вскрытии конвертов. Но это его право, а не обязанность.

Что делать, если участник не присутствовал при вскрытии конвертов

Особенность запроса предложений заключается в том, что участники вправе улучшить свои заявки. Поясню. В установленные день и время комиссия вскрывает конверты с заявками и оглашает лучшие условия исполнения контракта.

Затем она обязана дать участникам возможность сделать окончательные предложения (ч. 12 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). На это отводят следующий рабочий день.

Совет

Чтобы подтвердить отказ участника от подачи окончательного предложения, запросите у него соответствующее заявление в письменной форме.

Допустим, все участники закупки, заявки которых были признаны соответствующими, присутствуют на заседании комиссии. И все они решили не направлять окончательное предложение. Тогда все просто: надо завершить процедуру, отказы зафиксировать в протоколе и признать окончательными уже поданные заявки (ч. 14 ст.

83 Закона № 44-ФЗ). Но как быть, если на заседание пришли не все потенциальные контрагенты? Судьи считают, что в такой ситуации заказчик должен сделать паузу на один рабочий день.

Ведь за это время участники могут ознакомиться с размещенной в ЕИС выпиской из протокола и направить заявки с окончательным предложением.

Такое дело рассмотрел Арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 7 декабря 2015 г. № Ф03-5255/2015). Две компании не прислали своих представителей на рассмотрение заявок. Однако в протоколе заседания комиссия указала, что все участники отказались направить окончательные предложения. Суд же счел, что данный протокол не является итоговым.

Если запрос предложений не состоялся

Действуйте, исходя из причины.

  1. Если подана только одна заявка и ее признали соответствующей, можно заключить контракт с единственным поставщиком, предварительно согласовав сделку с ФАС России. На практике заказчики поступают так же, если только одна заявка из нескольких оказалась соответствующей .
  2. Если не подано ни одной заявки, надо внести изменения в план-график (при необходимости в план закупки) и снова провести закупку. Так же надо действовать и в случае, когда всех участников пришлось отстранить (письмо Минэкономразвития России от 25 февраля 2015 г. № Д28и-446). Исключение сделано для федерального органа исполнительной власти, заключающего контракт с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом. Он вправе прибегнуть к услугам единственного поставщика.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102174-qqe-16-m10-27-10-2016-slojnye-momenty-pri-provedenii-zaprosa-predlojeniy

Запрос предложений. Общие положения

Сложные моменты при проведении запроса предложений

С момента выхода закона о контрактной системе к способам закупки добавился еще один вариант — запрос предложений. Одной из его особенностей является то, что участники могут поменять свое первоначальное предложение на определенной стадии процедуры и тем самым повлиять на ее ход. Следует учитывать, что применение запроса предложений разрешено только в некоторых случаях.

После ввода в действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) появилась возможность определять поставщика (подрядчика, исполнителя) также путем проведения запроса предложений.

Данный способ имеет ограниченную и специфическую область применения. При этом заказчик не обязан приобретать товар (работу, услугу) именно таким образом.

В зависимости от случая заказчик может выбрать любой другой конкурентный способ или осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также воспользоваться правом закупить необходимой товар только частично путем проведения запроса предложений.

Особенности запроса предложений

Среди ключевых особенностей запроса предложений можно выделить следующие:

  • Процедуру проводят только в открытой форме. Сведения о закупке (извещение и документацию) публикуют в единой информационной системе (на официальном сайте).
  • Любые желающие (физические или юридические лица, а также индивидуальные предприниматели) могут подать заявку на участие в запросе предложений.
  • Заказчик предоставляет возможность участникам изменить предлагаемые условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), указанные первоначально в заявке. Для этого проводят этап подачи окончательных предложений.
  • Для выявления лучшего предложения используют совокупность критериев оценки, а не только цену контракта, как при запросе котировок и электронном аукционе.
  • Отсутствует ограничение по цене контракта в отличие от запроса котировок.
  • Закупку проводят в более короткий срок по сравнению со сроками, установленными для конкурсов и аукционов (сведения о проведении процедуры размещают в единой информационной системе за пять календарных дней до ее начала или ранее, победителя определяют в течение двух рабочих дней с даты приема последних заявок).

Область применения

Несмотря на специфичность применения рассматриваемого способа, объектом закупки может стать практически любой товар (работа, услуга). Так, согласно части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ одним из оснований для выбора запроса предложений является признание электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимися. К другим причинам относятся:

  • Закупка товаров для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта. Объектами закупки могут стать спортинвентарь, оборудование и экипировка спортсменов. Такие товары приобретают только с целью подготовки спортсменов к играм и для участия в них.
  • Заключение контракта на лечение гражданина РФ за пределами страны. Контракт с иностранной организацией вправе заключать федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким заказчиком может быть только Министерство здравоохранения РФ. При этом используют порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011. В соответствии с данным документом применение запроса предложений возможно для оказания плановой медицинское помощи, а не экстренной.
  • Заключение контракта на поставку товара (выполнение работы, оказание услуги) вместо контракта, расторгнутого ранее по инициативе заказчика на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, то есть в одностороннем порядке и вне зависимости от объема исполненных обязательств. При этом если объект закупки был частично предоставлен по предыдущему контракту, в новый документ внесут изменения в отношении количества товара (объема работ или услуг) и цены контракта. Их соответственно уменьшат.
  • Закупка лекарств, назначаемых пациенту по жизненным показаниям или в случае индивидуальной непереносимости. Врачебная комиссия определяет перечень таких лекарств и указывает их в документах пациента и журнале врачебной комиссии. Контракт заключают на поставку лекарств для нужд определенного пациента. При этом допускается указывать в документации о запросе предложений торговое наименование препарата. Объем поставки определяют исходя из срока лечения пациента. Согласно пункту 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ данную закупку можно также осуществить у единственного поставщика (как полностью, так и частично). При неконкурентном способе существует несколько ограничений, например цена контракта не должна превышать 200 тыс. руб.
  • Закупка изделий палехской миниатюры, жостовской росписи и других товаров народных промыслов, имеющих признанное художественное достоинство. В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ образцы данных товаров должны быть зарегистрированы в порядке, утвержденном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На данный момент действует постановление Правительства РФ от 18 января 2001 г. № 35.
  • Приобретение услуг, требуемых для защиты интересов РФ в судах других стран, международных судах и арбитражах при подаче в соответствующие инстанции исков физических (юридических) лиц. С этой целью могут привлекать российских (иностранных) специалистов, адвокатов, экспертов.

Проведение запроса предложений по причине несостоявшихся торгов

Рассмотрим в таблице, в каких именно случаях в Законе № 44-ФЗ установлена возможность использования запроса предложений вместо других процедур.

Повторный конкурс

Электронный аукцион

Причина несостоявшегося торга

Ссылка на Закон № 44-ФЗ

Причина несостоявшегося торга

Ссылка на Закон № 44-ФЗ

Никто из участников не подал заявку

п. 1 ч. 2 ст. 55

Никто из участников не подал заявку

ч. 4 ст. 71

Комиссия признала ненадлежащими все заявки

п. 2 ч. 2 ст. 55

Комиссия признала ненадлежащими все первые части заявок

ч. 4 ст. 71

Победитель уклонился от обязательств по заключению контракта, а участник, получивший второй номер за заявку, не стал подписывать контракт

п. 2.1 ч. 2 ст. 55

Комиссия признала не соответствующими требованиям документации все вторые части заявок

ч. 13 ст. 69 Закона

Ни один участник не прошел этап предквалификационного отбора (при проведении повторного конкурса с ограниченным участием)

п. 3 ч. 2 ст. 55

Победитель и участник, сделавший лучшее, чем у остальных (кроме победителя) ценовое предложение, уклонились от подписания контракта

ч. 15 ст. 70

Перед тем как воспользоваться новым способом закупки, заказчик вносит изменения в план-график (поправки не должны касаться объекта закупки). В документе указывают запрос предложений в качестве нового способа закупки, а также при необходимости меняют:

  • размер обеспечения заявки;
  • размер обеспечения исполнения контракта;
  • сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • сроки исполнения контракта;
  • условия оплаты;

Запрос предложений или иной способ закупки?

Проведение запроса предложений не всегда целесообразно. Пример — одностороннее расторжение контракта, который частично исполнен победителем.

Если данный контракт был заключен с участником закупки, который в ходе торгов снизил цену, то есть демпинговал, то данный момент надо учесть. При проведении запроса предложений цена контракта останется той же, за минусом исполненной части.

Таким образом, прежде чем окончательно выбрать такой способ закупки, целесообразно проанализировать, соответствует ли данная цена текущим ценам на рынке и не слишком ли занижена.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/4132-zapros-predlojeniy-obshchie-polojeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.