Штрафы и санкции в 318-ФЗ для заказчиков по 44-ФЗ
Штрафы и санкции в 318-ФЗ для заказчиков по 44-ФЗ
Закон № 318-ФЗ ужесточает ответственность госзаказчика за нарушение им процесса планирования закупки и дальнейшего исполнения контракта. Расскажем подробнее о новых поправках, внесенных в КоаП, которые относятся напрямую к ответственности заказчика.
Из этой статьи вы узнаете:
Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ
Если оценить в целом пакет нововведений, которые несет с собой новый ФЗ, суть их заключается в усилении контроля и устранении последних лазеек для недобросовестных и невнимательных заказчиков.
318-ФЗ нацелен на то, чтобы заказчик в полной мере осознавал свою ответственность на каждом этапе такой важной процедуры как госзакупка.
Для полноты осознания этой ответственности и важности беспрекословного подчинения предписаниям контролирующих органов в КоаП введена такая новая мера как профессиональная дисквалификация закупочного специалиста (управляющего) за два нарушения по одной и той же статье.
Личная ответственность для контрактных управляющих и специалистов по закупкам теперь относится к каждому выявленному контролем нарушению в процедуре. Штрафные санкции по 318-ФЗ грозят за ошибки, сделанные в ходе определения поставщика; за неправильно размещенную отчетность; за отсутствие обоснования закупки или неполноту такового обоснования.Также штрафы касаются и приемки, если она не соответствует условиям, зафиксированным в контракте и привела к излишнему израсходованию бюджета – от 20 до 50 тысяч рублей для ответственного лица заказчика. Если документы о приемке не составлены, либо мотивированный отказ от подписания таковых документов не был отправлен – штрафная санкция составляет 20 тысяч рублей.
Другие штрафы для заказчиков по 44-ФЗ
Та же штрафная сумма, от 20 до 50 тысяч, грозит специалистам закупочной деятельности, которые не проследили за тем, чтобы закупки в планах (графике и общем закупочном) соответствовали целям и прописанным в ФЗ требованиям к продукции. На сумму от 20 до 50 тысяч также придется раскошелиться и тем, кто проглядел отсутствие обоснования НМЦК в плане-графике, или не потрудился прописать это обоснование в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
Заказчикам необходимо теперь особенно тщательно соблюдать утвержденные законом сроки закупочной процедуры и контролировать размещение информации в ЕИС и все необходимые соответствия.
В числе изменений, внесенных в КоаП, предусмотрен штраф от 5 до 30 тысяч, если заказчик не уложился в сроки утверждения планов (графика и закупочного), внес изменения в эти планы, не соблюдая законных правил, или несвоевременно опубликовал их в ЕИС.
Если же в ЕИС эти планы не появились не только в срок, но и вообще там отсутствуют на момент проверки контрольным органом, штраф более суровый – 50 тысяч рублей.
Если к предусмотренной в обязательном порядке по 44-ФЗ экспертизе поставленной продукции заказчик привлек экспертов недобросовестным образом (например, неквалифицированных или заинтересованных лиц, или с нарушением порядка), его оштрафуют на 20 тысяч рублей.
Не забыли в 318-ФЗ и про нарушение сроков публикации извещений.
Должностному лицу заказчика, которое не уложилось в 10 календарных дней после изменений в закупочный план-график, например, спутав их с 10 рабочими днями, и не опубликовало в ЕИС извещения об изменениях, придется раскошелиться на 30 тысяч рублей. Такой же размер штрафной санкции установлен и для тех, кто вообще не включил на момент проверки информацию о закупке в план, или сделал это неправильным образом.
Аналогичного размера штраф согласно 318-ФЗ придется заплатить заказчику, если проведенную им процедуру закупки признали необоснованной контролеры в ходе проверки, и после этого вынесли предписание об устранении нарушения, которое не было устранено. Это подводит нас к самой суровой санкции из всех, внесенных в КоаП новым федеральным законом.
Дисквалификация должностного лица заказчика по 44-ФЗ
Законом предусматривает возможность полной дисквалификации должностного лица на определенный период, с запретом работать по специальности. Это момент, на который заказчику необходимо обратить особое внимание.
Если предписание от контролирующих органов муниципального или государственного финансового контроля не было выполнено один раз, заказчик получит штраф в 30 тысяч рублей. Если он не выполнит их два раза – согласно 318-ФЗ, ответственное лицо может быть дисквалифицировано на два года.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102087-qqq-16-m9-28-09-2016-shtrafy-i-sanktsii-v-318-fz-dlya-zakazchikov-po-44-fz
Как не нарваться на штраф по 44-ФЗ
Госзакупки Штраф за план-график по 44 ФЗ — это сумма от 5000 до 50 000 рублей. Столько же заплатите за нарушения при работе с планом закупок. Наказывают за ошибки при создании и размещении. 21 октября 2019 Задорожнева Александра
При ведении закупочной деятельности организация-заказчик допустить нарушения в сферах:
- планирование (за план закупок и план-график);
- выбор способа и непосредственно процедура определения поставщика, подрядчика, исполнителя;
- заключение контракта;
- исполнение контракта.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, ответственность за административные правонарушения в области закупок (статьи 7.29–7.32, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) налагается на таких должностных лиц:
- члены закупочной комиссии;
- контрактные управляющие;
- работники контрактной службы.
Административную ответственность в равной мере несут и юридические лица (ч. 1 ст. 2.10 КоАП).
Срок давности по таким правонарушениям составляет один год.
Объектом административных правонарушений в области госзакупок выступают отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств бюджетов соответствующих уровней, поэтому ко всем выявленным нарушениям применяются меры АО, согласно действующим КоАП.
ФАС установил, что на основании ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности в соответствии с законом, действовавшим во время совершения того или иного правонарушения вне зависимости от времени его выявления.
Нарушения в области планирования закупок
Порядок контроля в сфере планирования организаций, выступающих в роли заказчика, определяется ч. 5 ст. 99 44-ФЗ и регламентируется ПП РФ № 1367 от 12.12.2015.
Надзор за закупочной деятельностью заказчиков ведут ФАС, Минфин, Федеральное казначейство (по регионам — ТОФК), организации внебюджетных фондов. Уполномоченные органы регулярно проводят мониторинг размещенных в Единой информационной системе сведений и осуществляют анализ целесообразности, обоснованности и эффективности проводимых учреждениями процедур госзаказа (ч. 1 ст. 97 44-ФЗ).
Чтобы избежать штрафа за план закупок и за план-график, ответственные лица организации-заказчика должны следить не только за корректностью составления документов планирования, но и за соблюдением регламентированных сроков их размещения. Более того, изменения и дополнения, вносимые в плановую документацию, должны оперативно отражаться и публиковаться в Единой информационной системе.
Если в ПЗ или ПГ включены заказы, несоответствующие целям и требованиям действующего законодательства, ждите штраф до 50 000 рублей. Плановая документация в обязательном порядке публикуетя в ЕИС в течение 10 рабочих дней с момента согласования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или с момента доведения лимитов.
Штраф за несвоевременное размещение плана закупок или плана-графика (в том числе и за несвоевременно вносимые корректировки) составляет от 5000 до 30 000 рублей. Если документы планирования не были размещены, тогда взыскание возрастет до 50 000 рублей для должностных лиц и до полумиллиона — для юридических лиц.
Если же нарушен порядок размещения этих документов или требования к ним, то должностное лицо ожидают санкции в размере 15 000 рублей, юридическое — 50 000 рублей.
Ответственность заказчика наступает и в случае несвоевременного размещения либо неразмещения сведений о закупках, публикация которых предусмотрена 223 ФЗ. Неопубликованная в ЕИС информация о закупочной деятельности повлечет за собой штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). За нарушение сроков размещения ПЗ по 223 ФЗ оштрафуют на сумму от 2 000 до 5 000, для организаций — от 10 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Размеры штрафов за план-график по 44 ФЗ
Собрали в таблице штрафов 44 ФЗ 2019 года, сколько придется заплатить за нарушения.
Объект или объекты закупки, указанные заказчиком в плановой документации, не соответствуют целям осуществления госзаказов и требованиям Федеральной контрактной системы и иных нормативно-правовых актов к закупаемой продукции или нормативным затратам; НМЦК заказов (в том числе и у единственного поставщика), внесенная в план-график, не обоснована или обоснована некорректно, без учета требований Федерального закона о ФКС и иных нормативов, принятых в Российской Федерации относительно закупочной деятельности | ч. 1 ст. 7.29.3 | 30 000,00-50 000,00 |
Порядок или форма обоснования начальной максимальной цены и обоснование объекта закупки не соответствуют установленному законом регламенту (исключением является описание объекта закупки) | ч. 2 ст. 7.29.3 | 10 000,00 |
План закупок или план-график, и изменения к ним утверждены с нарушением установленного 44-ФЗ срока; аналогична ситуация и с несоблюдением срока размещения в ЕИС плановой документации и изменений к ней — заказчика ожидает штраф за несвоевременное размещение | ч. 4 ст. 7.29.3 | 5000,00-30 000,00 |
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-ne-narvatsya-na-shtraf-po-44-fz
Штрафы по 44 ФЗ
Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.
Основные изменения в 44 ФЗ в 2019-2020 году
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:
- обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
- обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
- следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.
Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.
Формула расчета штрафов по ФЗ 44 в 2019-2020 году
Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Читать так же: Закон об иммунопрофилактике
Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.
Штрафы для заказчиков
Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:
- неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
- неправильная форма осуществления тендера;
- несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.
Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.
Штрафы для поставщиков
Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.
В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.
Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.
Наказание за срыв сроков
На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.
Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).
В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.
Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2019-2020 году
За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ в 2019-2020 году.
Читать так же: Дополнительные страховые взносы в 2019 году
Скачать официальный текст закона №44
Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.
Как оплатить штраф по 44 ФЗ
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
Источник: https://zakonoved.su/shtrafy-po-44-fz.html
Новые штрафы включат в цену продуктов
В Управление Роспотребнадзора по г.
Москве поступают письменные обращения и звонки на горячую линию по проблеме расхождения цены на приобретаемый товар на ценнике в торговом зале магазина с ценой на кассовом чеке. Причем разница может составлять от нескольких рублей до значительных сумм – в 100 и более рублей.
Так, одна из покупательниц при покупке батончика «козинаки» обнаружила в чеке разницу в 2 рубля, а другая покупательница заплатила по чеку за помидоры черри на 50 рублей больше, чем было указано на ценнике. «Это же нарушение! Что в данном случае делать нам, потребителям?»
С такой проблемой потребители сталкиваются в разных магазинах, но их объединяет одно – цена на кассе выше цены, указанной на ценнике.
В связи с участившимися обращениями потребителей с вопросами о том, что делать, если цена по чеку не совпадает с ценой на ценнике, Управление Роспотребнадзора по г. Москве разъясняет.
Для начала важно зафиксировать этот факт (сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы на мобильный телефон, желательно, чтобы на фотографии были дата и время), вызвать администратора и сообщить ему о данном нарушении. Самое распространенное объяснение продавцов: поступила новая партия товара, стоимость его — другая; а сотрудники не успели заменить ценники в торговом зале. При этом в кассовую программу изменения цены вносятся оперативно.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора, а пункт 2 этой статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
Гражданский Кодекс Российской Федерации дает такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. Магазинный ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать Вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Напомните об этом администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства и продать товар по цене, указанной на ценнике.В случае отказа выполнить законное требование покупателя, потребуйте книгу отзывов и предложений и сделайте в ней запись о нарушении прав потребителя, и потребуйте от администрации письменного ответа на Ваше обращение.
Указанное нарушение является основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (обман потребителей).
В соответствии с указанной нормой обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обман потребителей в части введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара при его реализации квалифицируется по части 2 статьи 14.7.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в 2017 году по результатам проведенных проверок по фактам обмана потребителей по части 1 и части 2 статьи 14.7 к административной ответственности привлечено 83 юридических лица, 92 должностных лица и 4 индивидуальных предпринимателя. Сумма административных штрафов составила 15 млн. 045 тыс. рублей.
Имеет ли право арендодатель в договор включить пункт о штрафах?
Я зарегистрирован ИП. Хочу отрыть новую торговую точку. Нашел торговый центр, в привлекательном месте, прямо в центре города. Там сдаются торговые места в аренду. Договорился арендовать торговое место. Когда начал читать договор, обнаружил интересный пункт.
В нем говорится, что за несвоевременную оплату за аренду торгового места предусмотрен штраф в 20% от задолженности, к тому же каждый последующий день штраф увеличивается на 1% от суммы задолженности.
Имеет ли право арендодатель, частное юридическое лицо, включать пункт о штрафах в договоре аренды?
Ответы юристов ( 4 )
Добрый день!
[1] Да, право предложить внести в договор условие о штрафе у арендодателя имеется, так как штраф является обеспечением исполнения Вами своих обязательств.Согласно статье 330 Гражданского кодекса:
1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При этом, на мой взгляд, сумма возможных штрафов достаточно завышена, поэтому попробуйте согласовать в договоре меньшую сумму штрафа либо вообще убрать данный пункт из договора.
В любом случае, при возникновении оснований для взыскания штрафа, Вы можете воспользоваться положениями статьи 333 Гражданского кодекса, а именно:
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Вы вправе также предложить, внести в договор пункт о взыскании штрафов с арендодателя, в случае нарушения им срока передачи торгового места.
С уважением, Алексей.
Ст. 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ст. 331 ГК РФ определено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Действительно, договором аренды может быть предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Единственно, что можно посоветовать Вам в данной ситуации — «поторговаться» с арендодателем на предмет размера неустойки.
Читайте так же: Военные пенсии самая полная информация для военнослужащих
В договоре стороны могут установить штрафы. Штраф — это разновидность неустойки.
Согласно ст.
330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В силу ст. 333 ГК суд может уменьшить размер неустойки, если имеет место явно несоразмерный размер подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства.
Согласно п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 основанием для применения названной нормы (ст.333 ГК РФ) может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности могут быть:
— чрезмерно высокий процент неустойки;
— значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств;
— длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Чтобы суд уменьшил неустойку необходимо не только заявить и просить об уменьшении, но и обосновать наличие явной несоразмерности.
Новые штрафы для заказчиков госзакупок
Источник: https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/novye-shtrafy-vklyuchat-v-tsenu-produktov/
Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по 44-ФЗ
Ответственность сторон в контракте указывается в виде штрафов и пеней. Разница между ними заключается в том, что штраф устанавливается за ненадлежащее исполнение или вовсе неисполнение контракта, а пеня — за просрочку исполнения обязательства.
Эти условия обязательны для включения в контракт, причем указывать надо оба вида санкций, они не исключают друг друга. Главное — не стоит ограничиваться формулировками ст. 34 Закона N 44-ФЗ о неустойках, так как ФАС России не признает такое указание правильным и достаточным.
Как эти условия включить в проект контракта, предлагаем рассмотреть подробнее.
В проекте контракта заказчикам лучше детально расписывать условия о неустойке, а не ограничиваться абстрактными формулировками с отсылкой к Правилам определения размера неустойки N 1042.
Если вам при закупках нужно использовать типовые контракты или условия, то вам проще, вы либо берете форму типового контракта, либо включаете типовые условия в свой контракт без изменений (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Укажите все виды штрафов в проекте контракта, а именно штрафы за ненадлежащее исполнение и неисполнение контракта, штрафы, предусмотренные специальными законами по отношению к Закону 44-ФЗ, а также, если условия вашей закупки это позволяют, штрафы за непривлечение СМП и СОНКО и несамостоятельное выполнение работ (см. Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2016)).
Перечислите несколько размеров штрафов, попадающих в пороговое значение НМЦК. Это самый безрисковый подход. Этого мнения придерживается и ФАС России (см., например, Решение ФАС России от 06.12.2017 по делу N ВП-581/17).
Это связано с тем, что победителя и итоговую цену контракта невозможно спрогнозировать, а контракт нельзя изменить на этапе исполнения. Поэтому сужение размерной сетки штрафов или неперечисление всех видов штрафов может повлечь нарушение ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Изложите условия о пенях в проекте контракта в отношении поставщика, как в п. 10 Правил определения размера неустойки N 1042. А в отношении заказчика возьмите формулировку из ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Распишите случаи, при которых наступает ответственность по контракту. Хоть обязанности такой у вас по Закону N 44-ФЗ нет, но это в дальнейшем облегчит вам контроль за исполнением контракта и претензионную работу. Рекомендуем конкретизировать в проекте контракта, что будет являться неисполнением, а что — ненадлежащим исполнением контракта.
Пример условия о неисполнении контракта
«В случае если сотрудники исполнителя не прибудут на территорию заказчика в рабочий день к 9:00, такое отклонение от графика оказания услуг будет являться неисполнением обязательств по контракту.»
Также рекомендуем указывать, с какой даты или от какого события начинается отсчет просрочки по контракту.
Пример условия о моменте начала просрочки по контракту
«Ответственность за просрочку поставки партии товара наступает по истечении семи календарных дней с даты получения заявки заказчика, если от поставщика не будет получено уведомление о готовности отгрузить товар.»
При закупке у единственного поставщика в некоторых случаях допустимо не применять требования о законных неустойках. Рекомендуем заказчику все же предусмотреть в контракте условия о договорной неустойке, так как в последующем при возникновении спора с вас смогут взыскать более крупную сумму, чем вы могли сами запланировать (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Какую неустойку для заказчиков включить в контракт по Закону N 44-ФЗ
В отношении заказчиков можно установить штраф и пени. Размеры неустойки предусмотрены Правилами определения размера неустойки N 1042. Размеры штрафа зависят обычно от цены контракта, а пеня чаще всего — фиксированная часть ключевой ставки Банка России. Ниже подробнее расскажем, какие случаи будут являться нарушением и какая предусмотрена неустойка.
Несвоевременное исполнение обязательств по контракту
Это нарушение сроков. Чаще всего сроков оплаты, передачи материалов и документов.
За такое нарушение предусмотрены пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Если объектом закупки вашего контракта является электро-, водо-, тепло- и газоснабжение, то размер пени будет 1/130 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту
На практике чаще всего это случаи недопуска на территорию сотрудников исполнителя, отсутствие согласований, нарушение порядка приемки результатов и т.д.
За это предусмотрен штраф (п. 9 Правил определения размера неустойки N 1042).
Размер штрафа зависит от цены контракта:
Размер штрафа: | Цена контракта: |
1 000,00 руб. | до 3 000 000,00 руб. |
5 000,00 руб. | от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб. |
10 000,00 руб. | от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб. |
100 000,00 руб. | от 100 000 000,01 руб. и выше. |
Неисполнение обязательств по контракту
На практике это случаи, когда не ведется никакой работы по заключенному контракту, например заказчик не делает заявки на выполнение работ, оказание услуг.
За такое нарушение нужно самостоятельно выбрать вид неустойки — штраф или пеня, так как законный вид неустойки не установлен (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Размер вам тоже нужно установить самостоятельно, так как обязательных правил расчета нет.В суде же можно столкнуться с другой неприятной ситуацией, когда такая неустойка и судебные издержки могут быть взысканы в гораздо большем размере, чем могло быть установлено контрактом.
Какую неустойку для поставщиков включить в контракт по Закону N 44-ФЗ
Неустойка поставщика, подрядчика, исполнителя устанавливается в виде штрафа и пени. Их размеры предусмотрены Правилами определения размера неустойки N 1042. Размеры штрафа зависят обычно от цены контракта, а пеня чаще всего — фиксированная часть ключевой ставки Банка России. Ниже подробнее расскажем, какие случаи будут являться нарушением и как установить неустойку в контракте.
Несвоевременное исполнение обязательств по контракту
Это нарушение сроков. За такое нарушение предусмотрены пени в размере 1/300 ключевой ставки от цены не выполненного в срок обязательства за каждый день просрочки (п. 10 Правил определения размера неустойки N 1042).
Если у вас дорогостоящий контракт, по которому исполнитель должен отчитываться о субподряде объемом больше 10%, то установите пеню за просрочку такого отчета в размере 1/300 ключевой ставки от цены договора субподряда (ч. 23, 24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Если объектом закупки являются услуги страхования ОСАГО, то в таких контрактах есть дополнительные пени (ч. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО):
- в размере 1% от суммы размера страхового возмещения за каждый день просрочки при несвоевременной выплате или пропуске срока выдачи направления на ремонт;
- в размере 0,5% от суммы размера страхового возмещения за каждый день просрочки за нарушение срока выполнения восстановительного ремонта;
- в размере 0,05% от установленной законом страховой суммы по виду вреда за каждый день просрочки направления отказа в возмещении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение стоимостных обязательств по контракту
За такие нарушения предусмотрен штраф, размер которого фиксируется в зависимости от цены контракта (п. 3 Правил определения размера неустойки N 1042):
Размер штрафа: | Цена контракта (этапа): |
10% от цены контракта (этапа) | до 3 000 000,00 руб. |
5% от цены контракта (этапа) | от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб. |
1% от цены контракта (этапа) | от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб. |
0,5% от цены контракта (этапа) | от 100 000 000,01 руб. до 500 000 000,00 руб. |
0,4% от цены контракта (этапа) | от 500 000 000,01 руб. до 1 000 000 000,00 руб. |
0,3% от цены контракта (этапа) | от 1 000 000 000,01 руб. до 2 000 000 000,00 руб. |
0,25% от цены контракта (этапа) | от 2 000 000 000,01 руб. до 5 000 000 000,00 руб. |
0,2% от цены контракта (этапа) | от 5 000 000 000,01 руб. до 10 000 000 000,00 руб. |
0,1% от цены контракта (этапа) | от 10 000 000 000,01 руб. и выше. |
Если же контракт заключен по итогам закупок среди СМП и СОНКО, то размер штрафа для малого бизнеса меньше (п. 4 Правил определения размера неустойки N 1042):
Размер штрафа: | Цена контракта (этапа): |
3% от цены контракта (этапа) | до 3 000 000,00 руб. |
2% от цены контракта (этапа) | от 3 000 000,01 руб. до 10 000 000,00 руб. |
1% от цены контракта (этапа) | от 10 000 000,01 руб. до 20 000 000,00 руб. |
Если же контракт заключен по результатам аукциона на повышение, то размер штрафа зависит от НМЦК (п. 5 Правил определения размера неустойки N 1042):
Размер штрафа: | НМЦК: |
10% от НМЦК | до 3 000 000,00 руб. |
5% от НМЦК | от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб. |
1% от НМЦК | от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб. |
За несоблюдение требований о привлечении субподрядчиковиз числа СМП и СОНКО установите штраф в размере 5% от объема такого привлечения, указанного в контракте (п. 8 Правил определения размера неустойки N 1042).
За несамостоятельное выполнение строительного контракта установите штраф в размере 5% от стоимости тех работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно (п. 7 Правил определения размера неустойки N 1042).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств по контракту
За это предполагается штраф, размер которого фиксируется в зависимости от цены контракта (п. 6 Правил определения размера неустойки N 1042):
Размер штрафа: | Цена контракта: |
1 000,00 руб. | 3 000 000,00 руб. |
5 000,00 руб. | от 3 000 000,01 руб. до 50 000 000,00 руб. |
10 000,00 руб. | от 50 000 000,01 руб. до 100 000 000,00 руб. |
100 000,00 руб. | от 100 000 000,01 руб. и выше |
Такие штрафы можно установить, например, за непредоставление счета-фактуры, какого-либо отчета или иных документов.
Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakie-shtrafnye-sankcii-mozhno-predusmotret-v-kontrakte-pri-zakupke-po-zakonu-n-44-fz.html