Место контрактного управляющего в структуре заказчика
Порядок и особенности назначения контрактного управляющего — обязанности и контроль деятельности КУ
Федеральный закон N44 от 05.04.2013 года посвящен организации системы госзакупок в разных учреждениях. В этом законодательном акте подробно описываются полномочия и обязанности контрактного управляющего. Назначение контрактного управляющего на должность, условия, порядок, особенности — также четко регламентированы в 44-ФЗ.
Сегодня мы расскажем о том, на кого могут быть возложены обязанности контрактного управляющего, кто занимается решением этого вопроса в организации и может ли быть на предприятии сразу 2 контрактных управляющих. Может ли, например, руководитель быть контрактным управляющим?
Как КУ назначается на должность и когда проходит инструктаж?
Все действия сотрудника строго регламентированы и после вступления в должность, начинать следует не с составления планов и ведения переговоров, а с изучения должностной инструкции контрактного управляющего за 2018 год. Это позволит сотруднику составить для себя порядок ведения трудовой деятельности, а также, оценить степень ответственности, которая налагается на КУ в рамках 44-ФЗ.
Основанием для формирования отдела или приема на работу конкретного гражданина в качестве КУ, является ФЗ-44. В документе указано сразу несколько вариантов организации такого рабочего места, а именно:
- Начальник принимает на созданную должность КУ нового работника и заключает с ним трудовой договор.
- На должность назначается человек из штата предприятия, после чего выполняется переоформление трудового соглашения, с добавлением фактических обязанностей по работе КУ.
- Сотрудник назначается из штата организации, но работу будет выполнять по совместительству. В этом случае также происходит переоформление трудового соглашения и организуется доплата.
При каких условиях назначение конкурсного управляющего является обязательным?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала определиться с тем, что руководитель организации является единоличным исполнительным органом, а значит, именно в его компетенции находится право возложения обязанностей контрактного управляющего на конкретное лицо.
Важным основанием для назначения контрактного управляющего является наличие у предприятия годового объема закупок на сумму свыше 100 млн рублей. В этом случае организация контрактной службы и назначение КУ является обязательным.
Кого можно назначить на должность КУ?
Никаких ограничений относительно круга граждан, способных занять место КУ, законом не установлено. Единственное условие, которое должно строго исполняться, заключается в наличии специальной профподготовки. У лица, желающего занять данную должность должно быть профессиональное образование или специальная подготовка в контрактной сфере закупок.
Иными словами, контрактным управляющим может быть руководитель учреждения, директор, и даже главный бухгалтер или юрист, если это не противоречит положениям устава организации.
Регламентируется принятие такого решения сразу несколькими моментами. С одной стороны, юрист, руководитель или бухгалтер контрактным управляющим могут быть назначены на основании положения устава организации и отдельных пунктов трудового соглашения.
С другой стороны возложение функций КУ на руководителя может произойти в порядке, прописанном в ст.60.2 ТК РФ.Согласно ФЗ-44, специалиста назначает только заказчик, а это означает, что выбрать и назначить сотрудника может только лицо, являющееся таковым или выступающее в роли его представителя.
В этом случае необходимо учитывать действующие нормативы, регулирующие трудовые отношения руководителя и сотрудников организации. По правилам, совмещение должностей не запрещено законом, однако, такие ограничения могут быть прописаны в других законодательных актах, на уровне федерации и регионов.
Подводя небольшие итоги можно отметить, что при отсутствии таких ограничений вся необходимая работа по организации закупок на предприятии может быть поручена руководителю или иному лицу, состоящему в штате предприятия и отвечающему всем требованиями законодательства. При этом, назначение контрактного управляющего сопровождается оформлением письменного согласия сотрудника и изданием приказа о назначении на должность.
Может ли на предприятии быть два КУ?
Когда на предприятии вводят должность конкурсного управляющего, никаких ограничений по количеству таких сотрудников не устанавливается. Более того, большинство предприятий нуждается в обеспечении сразу по нескольким направлениями. К примеру, необходимо закупать ТС или специальное оборудование, наряду с продуктами питания и материалами.
В этом случае можно назначить сразу 2 контрактных управляющих: главного бухгалтера и руководителя или поручить часть работу юристу. В любом случае, решение должно быть обоснованным и каждый сотрудник обязан отвечать требованиям закона.
Как происходит назначение контрактного управляющего и что делает такой сотрудник?
Более трех лет назад, порядок назначения сотрудников контрактной службы заказчика был существенно изменен. Это произошло сразу после того, как в обязанности заказчика было вменено формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего по закупкам.
В своей работе мы приведем законодательные статьи о деятельности контрактного управляющего в сфере закупок, с чего начать работу такому сотруднику, а также расскажем о том, кого назначают контрактным управляющим по ФЗ-44.
Какие требования к должности действуют с начала 2018 года?
Начиная с января 2018 года, назначение контрактного управляющего должно происходить лишь в том случае, если предполагаемый на должность сотрудник отвечает ряду требований действующего законодательства. Согласно статьям ФЗ-44 специалист обязан иметь специальное профобразование и прослушать дополнительные лекции по переподготовке.
Профессия контрактного управляющего не очень распространена, поскольку введение должности в штат происходит только в том случае, когда объемы закупок на предприятии за год составляют от 100 млн рублей.
Данное правило прописано в п. 1-2 с. 38 ФЗ-44 по регламенту работу контрактного управляющего.
В остальных ситуациях закон не обязывает нанимать контрактного такого специалиста и вопросы, возникающие у проверяющих служб, являются неправомочным.
Деятельность контрактного управляющего строго регламентируется, поскольку речь идет о работе с людьми и с представлением информации для публичных и контролирующих структур. В связи с этим контрактным управляющим назначается только лицо, которое располагает достаточным уровнем профессиональной подготовки и имеет опыт работы в данной сфере.
Какие обязанности выполняет КУ?
По п. 4 ст. 38 ФЗ-44 функции контрактного управляющего достаточно разнообразны. Специалисту, претендующему на место, крайне важно знать, что делает и какую деятельность осуществляет конкурсный управляющий.
Если говорить о начале деятельности с нуля, то гражданин обязательно должен иметь представление с чего начать работу КУ. В этом случае следует действовать таким образом:
- После назначения на должность изучить свои должностные обязанности и понять, какие направления в деятельности сотрудника – основные.
- Познакомиться с текущей документацией и составить предварительный план закупок. Чаще всего он составляется на год.
- Согласовать документ с руководством организации.
- Приступить к разработке документации для проведения первого мероприятия.
- Разместить информацию в специальной электронной системе документооборота.
- Сопровождать торги, а затем участвовать в выборе победителя.
- Оформить все необходимые документы.
- Составить отчет по закупкам.
На этом деятельность контрактного управляющего не ограничивается, и сотрудник имеет еще ряд обязанностей. В заключении следует отметить, что назначение КУ происходит по стандартной схеме, описанной в трудовом кодексе, но с учетом действующего регламента и особенностей должности.
Контроль за действиями контрактного управляющего – ответственность и штрафные санкции
По ФЗ-44 от 05.04.2013 года ответственность контрактного управляющего определяется теми пунктами, которые прописаны в его трудовом соглашении и в должностных инструкциях. Этот момент должен быть прописан очень четко, чтобы в последствие руководитель не стал отвечать за поступки и действия наемного сотрудника.
Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся того, какие требования предъявляет закон к контрактному управляющему в 2018 году и каким образом выполняется проверка таких сотрудников.
Виды ответственности сотрудника
Контроль за действиями контрактного управляющего осуществляет непосредственно руководитель, однако, регулированием его деятельности занимается уполномоченный орган (контрольная комиссия заказчика).
За нарушение требований, который сотрудник обязан выполнять во время своей профессиональной деятельности, предусмотрено сразу несколько видов ответственности. Речь идет о таких вариантах:
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Наиболее распространенной из указанных, является мера административной ответственности и дисциплинарное взыскание. Это обусловлено тем, что сотрудники не несут перед компанией-заказчиком материальной ответственности и могут нарушить требования только в рамках превышения своих полномочий.
Как можно обжаловать действия контрактного управляющего?
По закону, каждое должностное лицо, представляющее интересы заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, прописанных в российском законодательстве.
Нарушения контрактного управляющего рассматриваются в рамках его полномочий и могут быть обжалованы. Основанием для таких манипуляций, чаще всего становится превышение прав и возможностей, указанных в должностной инструкции. Оспаривание вынесенного решения осуществляется в судебном или административном порядке и возможность подать жалобу имеется у следующих лиц:
- Любой участник процедуры.
- Общественные объединения, которые наделены контрольными функциями.
- Объединение юридических компаний.
Данное право прописано в ст. 105 ФЗ-44 и является неотъемлемым для указанных участников закупок.
Какие органы осуществляют контроль за деятельностью контрактного управляющего?
Главной организацией, осуществляющей проверку контрактных управляющих, на предмет добросовестности и правильности выполнения своих обязанностей, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Такой порядок прописан в ФЗ-44, а также, отражен в ряде внутренних актов, касающихся деятельности организации.
Стандартной процедурой, в рамках которой осуществляется контроль, является проведение плановых или внеплановых проверок. Основания для организации таких мероприятий четко прописаны в ст. 99 ФЗ-44.
В случае выявления нарушений в работе контрактного управляющего в отношении сотрудника принимается решение о назначении штрафа. Размер штрафных санкций определяется индивидуально, но в пределах 30 – 50 тыс.
рублей.
Как избежать нарушений?
Чтобы исключить казусные ситуации и строго соблюдать все действующее нормативы и требований закона, необходимо, чтобы сотрудники контрактной службы своевременно проходили обучение и посещали курсы повышения квалификации.
Источник: https://GovZakupki.com/zakazchik/naznacheniie-kontraktnogo-upravliaiushchego.html
Контрактный управляющий
Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики.
Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.
Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам
Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам
Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.
Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.
Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.
Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам
Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа.
Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации.
Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.
Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы.
А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.
Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности).
Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.
При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.
Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам
Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку.
Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.
Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.
Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста.
Должностные обязанности специалиста по закупкам 44 фз образец
Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.
Основные понятия
Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.
Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.
Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего.
Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам
Источник: https://gragdanskii-advokat.ru/kontraktnyj-upravljajushhij/