Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Содержание

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.

часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:
Уровень квалификацииНаименование обобщённой трудовой функцииТрудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
5-ыйОбеспечение закупок— предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;- подготовка закупочной документации;- обработка результатов закупки и заключение контрактаСреднее профессиональное образование.ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе установлены
6-ыйОсуществление закупок— составление планов и обоснование закупок;- осуществление процедур закупокВО (высшее образование) – бакалавриат.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 3-х лет в сфере закупок
7-ыйЭкспертиза результатов закупок, приемка контракта— проверка соблюдений условий контракта;- проверка качества представленных товаров, работ, услугВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 4-х лет в сфере закупок
8-ыйКонтроль в сфере закупок— мониторинг в сфере закупок;- аудит и контроль в сфере закупокВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Трудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контрактаВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1611

Профстандарт эксперт в сфере закупок

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Как соответствовать профстандарту в сфере закупок, какое образование необходимо иметь, читайте в статье. Также скачайте профстандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок.

Стандартизация профессиональной деятельности — один из главных мотивов охраны труда в современной России. Так как специалисты по госзакупкам это сфера достаточно новая, до них профстандарты дошли не сразу. Но теперь они сформированы, и эти документы необходимо учитывать в деятельности контрактных управляющих.

Отраслевые стандарты по закупкам

Законодательная база, на которой формируются профстандарты в сфере закупок, это два основных закона: 223-ФЗ и 44-ФЗ. На базе этих законодательных актов, Минтруд выпустил два соответствующих профессиональных стандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

Приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и 626н утверждают эти акты для многих организаций как обязательные.

Цель профстандартов специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ — такая же, как и у любых других профстандартов, то есть, систематизировать и регламентировать функционал, которым данные работники занимаются.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Например, на обычные коммерческие организации закупочные профстандарты распространяются в случаях, предусмотренных ТК: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В иных случаях профстандарты можно рассматривать как рекомендательные документы.

Смысл профстандарта эксперта в сфере закупок

Профстандарт специалиста по закупкам по 2018 году регулирует не столько, например, требования к образованию сотрудника, сколько описывают необходимые для данной профессии навыки. К примеру, контрактный управляющий обязан не только знать и уметь регулировать различные этапы процесса проведения госзакупок, но и уметь пользоваться ЭТП и ЭЦП.

Другие требования, которые предъявляет профстандарт 08.026 специалист в сфере закупок» — это необходимость знакомства ответственного за закупки сотрудника с актуальным (что особенно важно) законодательством страны в целом, а также отраслевыми нормативными актами.

Нужно ли нам иметь внутренний документ, чтобы подтвердить, что сотрудники контрактной службы прошли обучение и их знания соответствуют профстандарту?

Если программа обучения на курсах повышения квалификации соответствовала профстандарту, рекомендуем составить акт о проверке такого соответствия. Ведь профстандарт создан как раз как инструмент, позволяющий измерить знания сотрудников и соотнести их с тем функционалом, который они выполняют.

Образование в профстандарте специалиста по госзакупкам

В профстандарте эксперта по госзакупкам указаны несколько должностей разного уровня компетенции и сферы функционала. Каждая из этих должностей требует своего уникального набора знаний и умений. Что подтверждается документами об образовании, сертификатами аттестаций и опытом работы.

Что касается допобразования для контрактного управляющего, ситуация по профстандарту следующая. Персонал 5 уровня обязан отучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной.

Повышение квалификации по профстандарту в сфере закупок производится в объеме 108 часов (согласно письмо Минэкономразвития и Минобрнауки № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Курс переподготовки даже длиннее, он в минимальном варианте составит 250 часов.

Например, контрактного управляющего в сфере госзакупок по профстандарту соответствует 7 уровню.

Для работы ему надо иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, а также специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.

Уровни квалификации и возможные должности

Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам:

  • обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • контроль в сфере закупок.

Каждому уровню квалификации работника соответствуют обязательные и дополнительные характеристики. В таблице ниже приведено соотношение наименования обобщенной трудовой функции с ее основными требованиями.

Для каждой функции профстандартом установлены должности, на которые возможно назначить специалиста по закупкам, а также требования к образованию и опыту работы сотрудников.

Основные требования к квалификацииНаименование обобщенной трудовой функции
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждОсуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждЭкспертиза результатов закупок, приемка контрактаКонтроль в сфере закупок
Возможные наименования должностей, профессий
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Ведущий специалист
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель
Требования к образованию и обучению
  • Среднее профессиональное образование
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование — бакалавриат
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование — специалитет, магистратура
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование — специалитет, магистратура
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
Требования к опыту практической работыНе установленНе менее трех лет в сфере закупокНе менее четырех лет в сфере закупокНе менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет

Ответы на вопросы из практики

Вопрос: На какие виды деятельности распространяется «Профстандарт в сфере госзакупок»?

Ответ: Профстандарт распространяется на деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд (код 08.026).

Вопрос: Вы согласны с тем, что в закупках ПС не подпадают под ч. 1 ст. 195.3 и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников?

Ответ: Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ГК, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

Источник: https://arenaprava.ru/drugoe/profstandart-ekspert-v-sfere-zakupok/

/ Возврат товаров / Профстандарт контрактного управляющего

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. N 625н»Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» В соответствии с Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г.

N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.

293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю: Утвердить прилагаемый «Специалист в сфере закупок». Министр М.А. Топилин Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 2015 г.Регистрационный N 39210 См. о профессиональных стандартах См.

: руководителя (контроль в сфере закупок) заместителя руководителя (контроль в сфере закупок) руководителя подразделения (экспертиза результатов закупок, приемка контракта) заместителя руководителя подразделения (экспертиза результатов закупок, приемка контракта) руководителя контрактной службы (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: обязанности, ответственность, должностная инструкция, профстандарт

С 01 января 2014 года вступила в законную силу система нововведений в сфере госзакупок которая определила кадровые трансформации, определяя механизм действия Федеральной Контрактной службы.

В обязанности заказчика теперь входит формирование и поддержание профессионального уровня контрактной службы(КС), контрактных управляющих(КУ), комиссий по закупкам.

В данной статье мы с Вами рассмотрим понятие контрактный управляющий по 44-ФЗ, что из себя представляет контрактная служба, обязанности контрактного управляющего. Указанные сведения будут полезны для поставщика, который должен разбираться в особенности организации работы заказчика для повышения эффективности участия в закупках.

статьи: Заказчики для того чтобы вести закупочную деятельность с должным уровнем профессионализма, должны создавать такую должностную единицу как контрактный управляющий или контрактная служба.

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Сколько нужно шагать по карьерной лестнице новичку, чтобы из линейного сотрудника превратиться в руководителя контрактной службы?

В больших организациях на каждой из функций может быть закреплен отдельный сотрудник.

В маленьких, где есть только контрактный управляющий, он будет в едином лице выполнять все функции по закупкам. .

Для чистоты эксперимента рассмотрим идеальный вариант и предположим, что на службу приходит новичок, претендующий на низовую должность в контрактной службе и на первую ступень профкомпетенции согласно стандарту. Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Профстандарт специалиста по закупкам

Как соответствовать профстандарту в сфере закупок, какое образование необходимо иметь, читайте в статье.

Стандартизация профессиональной деятельности — один из главных мотивов охраны труда в современной России.

Так как специалисты по госзакупкам это сфера достаточно новая, до них профстандарты дошли не сразу. Приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 г.

№ 625н и 626н утверждают эти акты для многих организаций как обязательные.

Профессиональный стандарт контрактного управляющего

Сколько нужно шагать по карьерной лестнице новичку, чтобы из линейного сотрудника превратиться в руководителя контрактной службы? Профстандарт выделяет четыре ступени компетенции.

Перечислим, что нужно научиться делать, чтобы подняться по ним.В профстандарте «Специалист в сфере закупок», который применяется с 1 июля, перечислены все знания и навыки, которые нужны на каждом этапе работы по закупкам.

Профстандарт состоит из четырех разделов. Они называются обобщенными трудовыми функциями.Каждая функция включает перечень компетенций и практических навыков, которыми специалист должен владеть в подтверждение соответствия своей должности профстандарту.В больших организациях на каждой из функций может быть закреплен отдельный сотрудник.

Профстандарт обязывает контрактного

Профстандарт контрактный управляющий с 2019 года скачать

В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг: 1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию; 4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы; 6) составляет и оформляет по результатам проверки документы. 3.1.3. Для организаций с долевым участием государства свыше 50 % предусмотрено поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2020.

Профессиональный стандартспециалист в сфере закупок

  • Специалист в сфере закупок

Источник: https://help-avto76.ru/profstandart-kontraktnogo-upravljajuschego-34052/

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Сколько нужно шагать по карьерной лестнице новичку, чтобы из линейного сотрудника превратиться в руководителя контрактной службы? Профстандарт выделяет четыре ступени компетенции. Перечислим, что нужно научиться делать, чтобы подняться по ним.

В профстандарте «Специалист в сфере закупок», который применяется с 1 июля, перечислены все знания и навыки, которые нужны на каждом этапе работы по закупкам. Профстандарт состоит из четырех разделов. Они называются обобщенными трудовыми функциями.

Каждая функция включает перечень компетенций и практических навыков, которыми специалист должен владеть в подтверждение соответствия своей должности профстандарту.

В больших организациях на каждой из функций может быть закреплен отдельный сотрудник. В маленьких, где есть только контрактный управляющий, он будет в едином лице выполнять все функции по закупкам. Профстандарт обязывает контрактного управляющего обладать большей компетенцией, чем отдельно взятый сотрудник контрактной службы.

Для чистоты эксперимента рассмотрим идеальный вариант и предположим, что на службу приходит новичок, претендующий на низовую должность в контрактной службе и на первую ступень профкомпетенции согласно стандарту.

Расскажем, что нужно уметь, чтобы начать работу в должности контрактного управляющего. И выделим «добавочную стоимость», которую нужно прибавить к своим компетенциям, чтобы перейти на следующие профессиональные ступени.

Стартовая ступень. Функция «Обеспечение закупок»

Чтобы начать работать на самой простой должности в контрактной службе заказчика, не обязательно даже иметь высшее образование. Достаточно среднего профессионального.

И хотя люди без высшего образования крайне редко работают в закупках, в крупных ведомствах в структуру контрактных служб могут входить сотрудники со средним образованием.

Такие бывают, например, в учреждениях здравоохранения, где к закупкам могут привлекать фельдшеров или медсестер.

Важно, что вне зависимости от базового образования сотрудника (среднее, бакалавриат, магистратура, специалитет) у него обязательно должна быть корочка дополнительного профессионального образования в сфере закупок по 44-ФЗ (например, по курсу «Управление закупками»). До конца 2016 года допустимо иметь корочку о прохождении курса о размещении заказов (по 94-ФЗ).

Для начинающего специалиста, в том числе студента, путь в контрактную службу лежит через такие должности, как:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Профстандарт определяет функцию «Обеспечение закупок» одновременно как самую начальную, но также как самую универсальную.

В этом логика профстандарта не очень понятна. Речь даже не о том, что знаний, полученных в институте (или на курсах повышения квалификации), начинающему специалисту никак не хватит.

Проблема в том, что именно вкладывает профстандарт в блок компетенций «Обработка результатов закупки и заключение контракта». С одной стороны, сотрудник выполняет простые технические функции вроде анализа цен на рынке.

С другой стороны, профкомпетенция специалиста должна быть столь высока, что заказчик позволит ему даже подписание контракта.

Специалист стартовой ступени, согласно профстандарту, занят на трех блоках по обеспечению закупок. Он должен уметь:

  • собирать предварительные данные о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключать контракт.

Таблица 1 показывает, что должен уметь делать сотрудник, назначенный на каждый из трех функциональных блоков начального уровня.

Таблица 1

Блоки задач по обеспечению закупок
Сбор данных о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услугиПодготовка закупочной документацииОбработка результатов закупки и заключение контракта
Что должен делать сотрудникОбрабатывать информацию о ценах на товары, работы, услугиФормировать НМЦКАнализировать поступившие заявки
Направлять приглашения принять участие в процедуре потенциальным поставщикамОписывать объект закупкиОрганизационно обеспечивать работу закупочных комиссий
Обрабатывать и хранить информацию/документы (в т. ч. полученные от поставщиков)Описывать требования к участникуОбрабатывать заявки, проверять банковские гарантии, подводить итоги закупочной процедуры
Формировать порядок оценки участниковГотовить протоколы заседаний закупочных комиссий
Составлять проект контрактаРазмещать результаты закупки
Составлять закупочную документациюНаправлять приглашения заключить контракт
Размещать извещение и документациюПроверять документы перед заключением контракта
Проверять документацию для проведения закупочной процедурыПодписывать контракты с поставщиками
Проводить мониторинг поставщиковРазмещать отчеты об исполнении, расторжении контрактов, санкциях к поставщикам
Готовить документы о приемке результатов исполнения контракта
Оплачивать поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу
Оплачивать суммы по банковской гарантии
Проводить возврат обеспечения контракта

Для того чтобы перескочить на следующую, вторую, ступень, сотрудник должен:

Вторая ступень. Функция «Осуществление закупок»

На второй, продвинутой ступени компетенции должности сотрудников могут называться так:

Соотнесение задач по закупкам с умениями сотрудников показано в табл. 2.

Таблица 2

Блоки задач по осуществлению закупок
Составление планов и обоснование закупокПроведение процедур закупок
Что должен делать сотрудникАнализировать конкурентную среду на рынках товаров, работ, услугВыбирать оптимальный способ определения поставщика
Организовывать общественное обсуждение закупокПривлекать спецорганизацию для отдельных функций определения поставщика
Составлять план закупок, вносить изменения в планСогласовывать требования к товарам, работам, услугам (в т. ч. НМЦК) и нормативным затратам заказчика
Размещать в ЕИС план закупок и изменения в негоКонтролировать разработку проектов контрактов
Готовить обоснование закупкиСоставлять и размещать отчет об объеме закупок у СМП
Разрабатывать план-график и вносить изменения в негоСоставлять отчетную документацию
Размещать план-графикОбрабатывать формировать и хранить данные
Организовывать утверждение заказчиком плана закупок и плана-графика
Определять и обосновывать НМЦК
Уточнять в рамках обоснования цену контракта для ее указания в извещении

Компетенцию второго уровня профстандарт признает достаточной даже для руководителей контрактных служб. Как правило, это контрактные службы небольших ведомств либо же таких заказчиков, у которых экспертиза и приемка контракта вынесены в отдельное структурное подразделение.

Продолжение статьи читайте в журнале Госзакупки.ру и вы узнаете об остальных двух уровнях компетенции контрактного управляющего (функция «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта» и функция «Контроль в сфере закупок»).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101884-qqk-16-m6-28-06-2016-profstandart-kontraktnogo-upravlyayushchego-urovni-kompetentsii

Профстандарт контрактный управляющий

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках.

Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие.

Разберем подробнее.

Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»

Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.

Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.

Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

  1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Осуществление (уровень квалификации 6).
  3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
  4. Контроль (уровень квалификации 8).

Разберем их подробнее.

Обеспечение конкурсных мероприятий

Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.

Права и обязанности:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов;
  • подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
  • формирование описательной части объектов заказа.;
  • мониторинг поставщиков и т. д.

Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

Осуществление закупочных процедур

Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Экспертиза результатов

Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
  • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
  • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.

Контроль конкурсных мероприятий

Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

  1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
  2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
  3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
  4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).

Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.

в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

Профстандарт «руководитель контрактной службы»

Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.

Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2019 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

Консультирование

По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

  • создание и ведение баз данных;
  • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
  • составление заключений;
  • непосредственное консультирование.

Экспертиза

Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено.

Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д.

Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.

Что должен делать эксперт в закупках:

  1. Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
  2. Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
  3. Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
  4. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.

Организация работ

Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:

  • распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
  • планирование текущей деятельности организации, подразделения;
  • осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
  • организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
  • осуществление контроля рационального использования ресурсов;
  • осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.

Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец

Скачать

Особое мнение

Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.

В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.

Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

Краткие итоги

В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы).

Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе.

Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.

Источник: https://advokati-noginska.ru/profstandart-kontraktnyj-upravlyayushhij

Профессиональные стандарты контрактного управляющего

Профстандарт контрактного управляющего: уровни компетенции

Российская академия народного хозяйства и государственной службы разработала профессиональный стандарт, где сосредоточила все требования к должности, образованию.

Данную должность разделяют на несколько уровней квалификации:

Пятый уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • наличие среднего профессионального образования, прохождение курсов повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
  • требований к опыту не выдвигается;
  • сотрудник должен подготавливать документ о совокупном спросе, и изучать предложения рынка товаров и услуг;
  • подготавливать документы для осуществления закупок;
  • обрабатывать результаты закупки и заключать контракты;
  • должен обладать знаниями основ законодательства относящихся к закупкам, бухгалтерского учета, антимонопольного законодательства.

Шестой уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • составление плана и обоснование госзакупки;
  • проведение непосредственно самой сделки;
  • для соискателя необходимо наличие высшего образования, бакалавриат, с повышением квалификации в сфере закупок;
  • необходим опыт работы в сфере закупок от 3 лет;
  • в обязанности сотрудника входит выбор метода определения поставщиков, контроль за разработкой проектов контрактов.

Седьмой уровень квалификации, предполагает требования к должности и соискателю:

  • проверка и контроль, за соблюдением условий заключенных договоров;
  • проверка поставленных товаров и услуг, осуществленных по контрактам госзакупки;
  • образование высшее (магистратура), профессиональная переподготовка в сфере закупок;
  • опыт работы от 4 лет;
  • в обязанности сотрудника входит получение достоверных данных о ходе исполнения договора с поставщиком товаров, услуг, а также при сложностях в исполнении контракта, находить оптимальные пути для завершения сделки.

Восьмой уровень квалификации, требует от соискателя:

  • наличие высшего образования (магистратура, специалитет), а так же курсы повышения квалификации и переподготовка в сфере госзакупок;
  • опыт работы от более 5 лет в сфере закупок, или на руководящих должностях более 2 лет;
  • в особенности входит аудит и контроль за соблюдением выполнения контрактов;
  • провождение проверок, правильность ведения договорных отношений и составление отчетов, по результатам деятельности.

В профессиональном стандарте отмечены общие качества, которыми должны обладать работники, занятые в области закупок. Это знание основ законодательства, антимонопольного, земельного, гражданского, бюджетного права в области применимой к закупке.

Структура

В случаях, когда в организации закупки проводятся с тратой суммы менее 100 млн рублей то закон обязывает, иметь в штатном расписании единицу, которая возьмет на себя организацию и контроль за госзакупками. При этом создавать структурное подразделение не требуется.

Однако, при обороте свыше 100 млн рублей закон требует создания отдела или департамента госзакупок.

В организациях, где годовой оборот госзакупок менее 100 млн рублей и руководитель не выводит отдельную должность под контрактного управляющего, эту работу может выполнять по совместительству другой сотрудник учреждения, но с образованием требуемым занимаемой должности.

Условия применения

Согласно ТК РФ ст. 195.3 профессиональные стандарты, если таковые имеются, обязательны к исполнению.

При невыполнении требований трудового законодательства, при выявлении нарушения трудовой инспекцией работодателю грозит ответственность.

Ввиду того, что должность контрактного управляющего является государственной, то ответственность будет административная в виде наложения штрафа от 1 000 до 5 000 рублей (КоАП РФ ст. 5.27).

Примеры и образцы

Соблюдение рекомендаций профессиональных стандартов очень важна, и нарушения в этой области могут привести к штрафным санкциям работодателя и служащего.

Пример № 1.

И.И. Иванова назначили на должность контрактного управляющего 7 квалификационного уровня. При этом у него недостаточно образования.

В этом случае, может быть 2 варианта решения.

  1. Если сотрудник при недостаточном образовании исправно ведет службу и заключенные им контракты продуктивны и отчетная документация предоставленная не вызывает нареканий, то трудовая инспекция может вынести решение об отправлении работника на дополнительное образование, и повышение квалификации. Штрафа, в этом случае, не предусмотрено.
  2. При не достаточном образовании сотрудник допускает неточности, контракты им заключенные не исполняются, что ведет к растрате бюджетных средств. В этом случае, штраф накладывается на должностное лицо принимавшего сотрудника на работу и самого служащего, с возмещением ущерба.

Пример № 2.

Сотрудника назначенного на должность, оформили в кадровом отделе не по стандарту, а именно в трудовую книжку была внесена запись с наименованием должности не соответствующей ЕКС. При достижении пенсионного возраста, сотрудник не сможет предоставить документ на расчет пенсии, так как должность отсутствует в стандарте. И пенсионный фонд рассчитает пенсию по МРОТ.

Источник: https://dpvolga.ru/professionalnye-standarty-kontraktnogo-upravlyayushhego/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.