Проекты бюджетов временно будут формироваться на один год

Содержание

Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2020 год

Проекты бюджетов временно будут формироваться на один год

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Согласно закону, доходы федерального бюджета в 2020 году запланированы на уровне 20,379 трлн рублей. В 2021 году они вырастут до 21,246 трлн рублей, а в 2022 году — до 22,058 трлн рублей.

Расходы бюджета, как ожидается, также будут расти — до 19,503 трлн рублей в 2020 году, до 20,634 трлн рублей в 2021 году и до 21,763 трлн рублей в 2022 году. Существенную долю по-прежнему будут составлять расходы на социальное обеспечение, оборону и нацбезопасность.

Профицит федерального бюджета в 2020-2022 годах ожидается на уровне 0,8%, 0,5% и 0,2% ВВП соответственно.

Прогнозируемый объем ВВП на 2020 год составляет 112,863 трлн рублей.

Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 2020 году — $42,4 за баррель. Дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх этого уровня направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Бюджет основывается на базовом прогнозе Минэкономразвития, который предполагает рост российского ВВП на 1,7% в 2020 году и ускорение до 3,1% и 3,2% в 2021 и 2022 годах соответственно.

Среднегодовая цена нефти, согласно прогнозу, составит $57 за баррель в 2020 году и снизится до $56 и $55 за баррель в 2021 и 2022 годах соответственно. Инфляция ожидается на уровне 3% в 2020 году и 4% в 2021 и 2022 годах.

Предельный объем Фонда развития на 2020 год — 585 млрд руб., на 2021 год — 585 млрд руб. и на 2022 год — 585 млрд руб. Фонд развития формируется начиная с 2019 года, предусмотрено, что средства фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий госпрограмм РФ, норма будет действовать до 31 декабря 2024 года включительно.

Приоритетом расходов федерального бюджета в ближайшие три года станут национальные проекты — на них будет выделено около 7 трлн рублей. При этом финансирование нацпроектов будет ежегодно расти — с 1,982 трлн рублей в 2020 году до 2,692 трлн рублей в 2022 году.

Реализация госпрограмм

В части государственных программ РФ (всего 44 программы) предусмотрено выделение, в частности, по госпрограмме «Развитие здравоохранения» — 847,5 млрд руб. в 2020 году, 787,6 млрд руб. в 2021 году, 788,1 млрд руб. в 2022 году.

 По госпрограмме «Развитие образования» — 214,1 млрд руб. в 2020 году, 220,3 млрд руб. в 2021 году, 172,8 млрд руб. в 2022 году. По госпрограмме «Социальная поддержка граждан» — 1,465 трлн руб. в 2020 году, 1,511 трлн руб. в 2021 году, 1,55 трлн руб. в 2022 году.

По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия — 283,6 млрд руб. в 2020 году, 291,2 млрд руб. в 2021 году, 327,3 млрд руб. в 2022 году; по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.

Севастополя» — 102,7 млрд руб. в 2020 году, 84,6 млрд руб. в 2021 году, 91,4 млрд руб. в 2022 году.

На реализацию 20 федеральных целевых программ (ФЦП) направляется в 2020 году — 372,3 млрд руб., в 2021 году — 277,3 млрд руб., в 2022 году — 278,2 млрд руб. Все данные по госпрограммам и ФЦП были откорректированы ко второму чтению.

Межбюджетные трансферты

Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 году — 2,552 трлн руб., в 2021 году — 2,566 трлн руб., в 2022 году — 2,482 трлн руб. Речь идет, в том числе, о дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году — 717,9 млрд руб., в 2021 году — 730,8 млрд руб.

, в 2022 году — 743,5 млрд руб., субсидии на реализацию программы «Земский доктор»: по 6,6 млрд рублей ежегодно в 2020-2022 годах, субсидии на реализацию программы «Земский учитель»: в 2020 году — 1,7 млрд руб., в 2021 году — 1,2 млрд руб., в 2022 году — 1,2 млрд руб.

Данные по межбюджетным трансфертам скорректированы с учетом поправок ко второму чтению.

Предусматриваются бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета: в 2020 году — 0,97 млрд руб. ($14,7 млн), в 2021 году — 2,1 млрд руб. ($31,7 млн).

Эти средства планируется направить на строительство и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М-5 «Урал» и М-7 «Волга».

Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов в 2022 году не планируется.

Правительство РФ вправе в 2020 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев РФПИ в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы фонда, ниже 30 млрд руб.

Также правительство РФ в 2020 году будет вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 20 млрд руб. (при поступлении в федеральный бюджет в соответствующем объеме субсидии из бюджета г.

Москвы для реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов).

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению было принято 611 поправок. В рамках реализации мероприятий нацпроектов перераспределяется 94 млрд в 2020 году, 112 млрд рублей в 2021 году, 98,7 млрд рублей в 2022 году, отмечал ранее глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.

По его словам, впервые в истории бюджетного процесса на 2020 год в приложениях содержится распределение 203 трансфертов, или 94% всех трансфертов. Как подчеркнул Макаров, многие задачи, поставленные в первом чтении бюджета, были решены.

В частности, на доведение уровня софинансирования по десяти субъектам с низким уровнем социально-экономического развития до 99% со стороны федерального центра выделены дополнительные средства.

Была также принята поправка, позволяющая субъектам РФ направлять на реализацию инвестиционных проектов до 5% суммы долга по бюджетным кредитам, что будет засчитываться в уплату их задолженности. Если инвестпроекты не будут реализованы, регионам придется компенсировать направленные на них средства.

Предусматриваются также ассигнования на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в 2020 году — 2 млрд руб.

, на совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через госграницу грузов и пересечения ее физлицами в 2020 году — 3,9 млрд руб., в 2021 году — 3 млрд руб.

, в 2022 году — 2 млрд руб. Взнос в уставный капитал АО «ДОМ.РФ» в 2020 году — 1,3 млрд руб.

В 2020 году ПАО «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» будет вправе использовать для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов средства неиспользованных имущественных взносов РФ в эту компанию, предоставленные в рамках федерального бюджете на 2019 год.

Также была одобрена поправка о докапитализации Российской венчурной компании в 2020-2022 годах по 1,5 млрд рублей в год для создания и финансирования венчурного фонда, целью которого станут проекты в фармацевтике.

На субсидии производителям сельхозтехники будет направлено 7 млрд рублей в 2020 году и по 2 млрд в 2021-2022 годах. Средства на господдержку российских организаций самолетостроения будут увеличены на 4 млрд рублей.

Позиции фракций

Первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев поддержал принятие бюджета. «Бюджет профицитный. Бюджет, в котором сформирован огромный Фонд национального благосостояния, резервный фонд, запланирована инфляция, не превышающая 3%.

Это означает, что, несмотря на любые вызовы, с которыми может столкнуться наша страна, внешнеэкономические вызовы, государство в полном объеме сможет выполнить все социальные обязательства. Это, на наш взгляд, бюджет развития, потому что 2 трлн рублей, что на 200 млрд больше, чем в этом году, будет направлено на реализацию национальных проектов.

Это значит, будут вложены деньги в экономику, в развитие и создание инфраструктуры, будут построены тысячи социальных объектов», — подчеркнул парламентарий.

Исаев отметил, что работая над бюджетом, фракция «Единая Россия» поставила четыре цели бюджетного планирования. «Цель номер один — это более эффективное расходование бюджетных средств, и для этого своевременное доведение их до регионов.

Напомню, что мы достигли соглашения с правительством о том, что все нормативные акты по всем государственным программам будут выпущены соответствующими ведомствами до 31 декабря. До 31 декабря будут заключены соглашения с регионами, и деньги по госпрограммам начнут поступать в начале года.

Впервые в новейшей истории России во время принятия бюджета, а не после, были распределены все трансферты регионам, они составят 1 трлн 700 млрд рублей», — пояснил депутат.

Фракция ЛДПР в Госдуме также поддержала принятие бюджета. «Мы увидели положительные моменты в этом году по сравнению с прошлым годом.

Цифры, которые вселяют в нас оптимизм, — на 2 трлн планируется увеличить инвестиции в основной капитал, увеличиваем рост ВВП с 1,3% до 1,7%, инфляция с 3,8% до 3% снижается.

Тот вектор, который этим бюджетом нам Минфин закладывает, мы поддержим», — заявил депутат от ЛДПР Сергей Катасонов.

При этом фракции КПРФ и «Справедливая России» выступили против принятия бюджета в таком виде.

Так, член КПРФ, член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов отметил, что «после уточнения прогноза социально-экономического развития, рост ВВП предполагается в этом году на уровне 1,3%, а роста реально располагаемых доходов населения по факту опять нет».

В свою очередь депутат от фракции «Справедливая России Валерий Гартунг напомнил, что глава Минфина Антон Силуанов обещал восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам, «когда деньги в бюджете появятся», однако индексация в законе не предусмотрена.

«Снижение уровня бедности в два раза — президент поставил такую цель. В этом бюджете есть достижение этой цели? Нет. Как за этот бюджет ать? Мы за этот закон ать не будем», — заключил он.
 

Источник: https://tass.ru/ekonomika/7170333

Инвестиционный бюджет — что это? Объясняю на морковках

Проекты бюджетов временно будут формироваться на один год

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не задумывались, почему одни коммерческие проекты через год или два приходят в упадок, а другие не только продолжают существовать, но и успешно расширяются и приносят владельцам солидный доход?

Есть определенные экономические инструменты, которые помогают не только получать прибыль сейчас, но и планировать преумножение капитала в перспективе. Один из этих инструментов — инвестиционный бюджет.

Что это такое?

Каждое предприятие формирует свой бюджет. Практически это план текущих финансовых операций, который отражает информацию о распределении доходов и расходов. Вы можете спросить: если уже есть один бюджет, для чего тогда создавать еще и инвестиционный?

Все очень просто: текущий предоставляет информацию о хозяйственных операциях в настоящем времени или в краткосрочной перспективе (в течение года), а инвестиционный устремлен в будущее. Это стратегический план компании, отражающий расходы и те инвестиции, что нужны для развития и получения прибыли.

Цели и задачи

На практике основные цели и задачи для бюджетирования инвестиций у разных организаций примерно одинаковы — это планирование и контроль, но я приведу в пример еще несколько.

Цели:

  1. Определение основных параметров роста бизнеса. Это может быть капитальное строительство или модернизация устаревшего оборудования.
  2. Разработка моделей проектов с ростом участия инноваций.
  3. Минимизация издержек хозяйственной деятельности.

Задачи:

  1. Определение источников внешнего инвестирования (заемные средства частных лиц, кредитование, долевое участие).
  2. Выработка стратегии финансирования.
  3. Моделирование финансовых потоков.
  4. Оценка финансовой эффективности: существует ли надежда на получения прибыли после покрытия всех издержек на внедрение и продвижение инноваций.

Состав показателей

Состав показателей бюджета относительно простой и формируется по видам:

  • расходов;
  • финансирования (источники поступления).

Показатель расходов — это все виды издержек на подготовку и запуск нового проекта. Показатель финансирования — источники (свои и внешние) на его реализацию.

Регламент инвестиционного бюджета

Регламент — это локальный нормативный документ, предназначенный для регулирования деятельности и определения видов ответственности при планировании и контроле исполнения.

Условно регламент состоит из трех частей:

  1. Принятие решения о целесообразности инвестиционных проектов, по каждому из которых составляется отдельный бюджет.
  2. Модель формирования сводного бюджета.
  3. Разработка отчетной документации для анализа и контроля исполнения плановых значений.

Пример регламента

Руководитель принимает регламент, в котором:

  1. Назначаются ответственные сотрудники — участники процесса, их компетенция и порядок работы.
  2. Устанавливается определенный алгоритм для планирования новых проектов.
  3. Определяются данные, необходимые для составления бюджета.
  4. Фиксируются принципы учета и обработки информации.
  5. Называются порядок и сроки предоставления данных.
  6. Формируется бюджетная модель с учетом особенностей хозяйственной деятельности.
  7. Утверждается форма отчетности и сроки ее предоставления для своевременного анализа и контроля.

Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе планирования

На этапе планирования ставятся задачи найти самые рациональные и доходные варианты использования финансовых ресурсов.

Разрабатывается алгоритм действий, формируется планируемый результат в количественном и качественном выражении, предлагаются наиболее продуктивные пути для его достижения:

  1. Выбор перспективных направлений для разработки бизнес-идей, оценка целесообразности инвестирования.
  2. Сбор и исследование информации для более точного распределения издержек на этапах продвижения.
  3. Сбор и исследование информации для определения источников финансирования по этапам продвижения.
  4. Определение сроков развития от начальной стадии до получения первой прибыли.
  5. На основании полученных данных формируется бюджет по каждому проекту отдельно.
  6. Составление консолидированного бюджета.
  7. Утверждение документа руководством.

Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе учета контроля и анализа

Развитие и расширение бизнеса, это в первую очередь вложение средств и издержки продвижения. Чтобы вовремя корректировать возможные отклонения от плана, оптимально использовать все доступные средства, необходим регулярный контроль и анализ.

Контроль исполнения — это поиск отклонений полученных (реальных) показателей от плановых. Анализ исполнения — это выявление факторов, которые привели к отклонению показателей от запланированных.

Пример регламента на этапе учета контроля и анализа:

  1. Утверждение форм оперативной отчетности (ежедневной, еженедельной).
  2. Утверждение форм заключительной отчетности (месячной, квартальной, полугодовой, годовой).
  3. Формирование фактического бюджета по данным отчетности.
  4. Поиск отклонений и оценка обстоятельств расхождения фактических данных от плана.
  5. Принятие оперативных решений и минимизация негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

Модель инвестиционного бюджета

В основе этой модели бюджетирования лежит БДДС (бюджет движения денежных средств). Эта модель довольно простая в части применения и внедрения. Основная цель: управление и контроль ликвидности финансируемых планов.

Пример разработки бюджета проекта

При разработке бюджета проекта необходимо учесть все обстоятельства, дать оценку и сделать выводы по массе параметров. Поэтому применить универсальный шаблон не получится.
Вот самый простой пример разработки бюджета:

  1. Оценка статьи расходов на внедрение и продвижение инвестиционного плана и предполагаемых при этом рисков. Этап поможет избежать ситуаций, которые способны повлиять на получение прибыли в будущем.
  2. Детальный расчет затрат на реализацию.
  3. Определение инвестиционных ресурсов, направленных на внедрение и продвижение.
  4. Этап утверждения бюджета руководством.

Надеюсь, что статья была полезной и ответила на все ваши вопросы. Желаю вам успехов в познании нового, не забудьте подписаться на наши статьи и кинуть ссылочку в соцсетях.

Источник: https://greedisgood.one/investitsionnyy-byudzhet

Как формируется федеральный бюджет

Проекты бюджетов временно будут формироваться на один год

ФОТО: МАРАТ АБУЛХАТИН/ФОТОСЛУЖБА ГОСДУМЫ

8 октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проведет парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В преддверии рассмотрения в парламенте основного финансового документа страны мы решили рассказать о том, как формируется и как принимается федеральный бюджет. 

Традиционно рассмотрение проекта федерального бюджета — основной законодательный приоритет осенней сессии. Недаром его всегда называют главным финансовым законом страны. Впрочем, процедура его рассмотрения время от времени изменялась.

Так, в мае 2006 года президент страны Владимир Путин в своем Бюджетном послании заявил о необходимости реформировать бюджетный процесс.

И прежде всего разрабатывать и утверждать госбюджет не только на будущий год, но и на два последующих года, а также сократить число чтений при рассмотрении Госдумой с четырех до трех, что и было сделано законодателями. Так открылась новая глава в государственном бюджетировании.

Бюджетная история

Впрочем, у государства не всегда существовал бюджет в отличие от системы налогообложения. А бюджет появился тогда, когда государство стало планировать свою финансовую деятельность, то есть составлять систему доходов и расходов на определенный период. Одной из первых стала Англия.

Когда в XVI-XVII веках палата общин утверждала субсидию королей, то по окончании заседания канцлер казначейства (тогдашний министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось «открытие бюджета» (budget — в английском тогда можно было перевести как «мешок»).

Уже позже, с конца XVII века, название этого портфеля было перенесено на сам документ, содержащий утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.

В России начало бюджетирования (или порядок государственной росписи доходов и расходов) отсчитывается с 1863 года. В то время был учрежден Государственный банк, а единственным распорядителем бюджета стал министр финансов.

Кстати, «роспись доходов и расходов» стала публиковаться для всеобщего сведения. Учрежденная Первая Государственная дума сразу была привлечена к рассмотрению госбюджета.

И после издания 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России впервые возникает официальное бюджетное право.

После Октябрьской революции с первых же дней подготовка бюджета была объявлена важной и срочной задачей. 28 января 1918 года появились Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г.

, в соответствии с которыми и был сверстан первый советский бюджет, утвержденный Советом народных комиссаров. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение двух лет. В 1920-1921 годах правительство вернулось к годовому планированию.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 года, в которой раздел 5-й так и назывался: «Бюджетное право».

Планирование доходов и расходов

В экономическом смысле федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств страны.

Именно через него идет перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, формируются финансовые ресурсы для экономического развития, реализации социальной политики и укрепления обороноспособности.

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а порядок его формирования и исполнения детально регламентирует Бюджетный кодекс РФ.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные. Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января и планируется на двухлетний период.

Разработка и формирование госбюджета — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

Основным документом, в котором отражаются и стратегические, и тактические планы бюджетной политики государства, является ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

В нем, частности, глава государства формулирует главные задачи бюджетной политики на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

Именно этим прежде всего и руководствуется Правительство РФ при работе над формированием госбюджета.  Читайте по теме

После утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на заседании Правительства РФ он вносится на рассмотрение Госдумы (до 2007 года — в конце августа, сейчас — не позднее 1 октября).

Совет Госдумы в течение трех дней направляет его в Совет Федерации, думские комитеты, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Парламентские чтения 

С июля 2007 года, когда Госдумой был принят федеральный бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, законопроект о госбюджете депутаты стали рассматривать в трех чтениях (до этого — в четырех).

В первом чтении рассматриваются основные параметры (размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит) и концепция госбюджета (главные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований; объем нефтегазового трансферта). При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Так в Госдуму в прямом смысле слова вносили бюджет вплоть до этого года, когда весь проект был размещен на цифровом носителе. ПГ/Игорь Самохвалов

Также обсуждается прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемые годы.

Причем по Бюджетному кодексу Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит госбюджета, если на это отсутствует положительное заключение Правительства.

Если депутаты не принимают проект бюджета в первом чтении, то они могут:

  • передать его в согласительную комиссию, формируемую из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правительства и обязанную в течение 10 дней представить согласованный вариант;
  • вернуть его в Правительство РФ, обязанное в течение 20 дней доработать проект и представить его на рассмотрение в Госдуму.

Если по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы с Правительством РФ решение не принято, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным. Причем это уже равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если законопроект принят в первом чтении, то основные параметры бюджета не могут быть изменены в последующих чтениях.

Во втором чтении Госдума рассматривает и утверждает различные приложения к закону о госбюджете, устанавливающие, в частности, источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; распределение межбюджетных трансфертов; программы государственных внутренних и внешних заимствований, госгарантий в рублях и иностранной валюте; долгосрочные (федеральные) целевые программы с суммами ассигнований.

При этом до второго чтения должны быть приняты федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Госдума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней после его принятия в первом.

Основную работу по сбору и обобщению поправок ведет Комитет по бюджету, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство РФ, которые, в свою очередь, должны определиться, какие поправки они одобряют к принятию, а какие — к отклонению. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Госдума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если законопроект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении Госдума рассматривает и утверждает расходы госбюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении. Утверждается также ведомственная структура расходов. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на ание в целом.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон в целом в течение 14 дней со дня его представления Госдумой.

В случае отклонения закон передается в согласительную комиссию, в течение 10 дней она выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный вариант, который обсуждается только в одном чтении.

Закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном ании за него проали не менее 2/3 общего числа депутатов.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.  Читайте по теме

Если до 15 декабря текущего года закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 в расчете на месяц.

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, выделять бюджетные средства на возвратной основе, предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам, осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал, формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Бюджетные правки

Ситуация в экономике, особенно в условиях глобализации рынков и сегодняшних антироссийских санкций, может складываться по-разному, в том числе и негативно, когда рушатся ранее сделанные прогнозы социально-экономического развития, а значит, и основные параметры принятого бюджета. Впрочем, возможна и обратная ситуация, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В этих случаях Правительство РФ обязано внести в Госдуму проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о госбюджете, который подлежит приоритетному и внеочередному рассмотрению.

Например, при форс-мажорной ситуации, когда произошло снижение ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10 процентов годовых назначений.

Если в этом случае правительственный законопроект не принимается Госдумой, кабмин имеет право на пропорциональное сокращение бюджетных расходов до момента принятия законодательного решения по данному вопросу (подобная процедура получила название «секвестр»).

Например, так случилось в мае 1996 года, когда Правительство внесло в Госдуму проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год», который через полтора месяца в итоге был отклонен депутатами. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях, которые любое государство старается не допустить.РФС

Сергей Рябухин председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам — Нулевое чтение проекта федерального бюджета — это своеобразный момент истины для Правительства и в то же время эффективный инструмент предварительного рассмотрения документа для депутатов и сенаторов.

Здесь парламентарии имеют возможность вне жестких привязок к Бюджетному кодексу обменяться мнениями, подискутировать, услышать и понять. Это дает возможность без жестко регламентированных процедур, прописанных в самом регламенте рассмотрения бюджетных заявок, рассматривать альтернативные точки зрения по целевому использованию федеральных денег.

Ведь важно не просто добиться утверждения бюджетной росписи в законе о бюджете, а чтобы эта роспись достигала наивысшего результата с точки зрения эффективности расходования средств. Однако должен заметить, работа законодателей начинается задолго до нулевого чтения.

Последние внесенные на рассмотрение Правительства предложения в концепцию бюджета на ближайший трехлетний период были сформированы на заседании нашего комитета в конце июня.

Как правило, предложения к нулевому чтению проекта федерального бюджета готовятся всеми комитетами палаты регионов, которые потом собираются в профильном комитете по бюджету и финрынкам и оформляются как предложения Совета Федерации.

В дальнейшем Правительство рассматривает заявки отраслевых министерств, главных распорядителей бюджетных средств, с учетом мнения палаты регионов и майского указа президента, в котором определены приоритетные направления развития государства.

После этого проект бюджета вносится в Государственную Думу в виде окончательного документа, который рассматривается на парламентских слушаниях в режиме нулевого чтения.

В текущем году, к примеру, мы надеемся увидеть документ вместе с первыми его оценками Счетной палаты в Совете Федерации, куда будут приглашены первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин, губернаторы, председатели региональных законодательных собраний и эксперты из ВШЭ и МГУ. В ходе слушаний мы сравним документ, который внес кабмин, с заключением Счетной палаты и теми рекомендациями, которые были внесены нами ранее, выясним, какие из них были учтены, а какие отклонены и по какой причине, и уже по итогам этого нулевого чтения выработаем рекомендации Правительству.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/kak-formiruetsya-federalnyy-byudzhet.html

Что надо учесть при формировании бюджета предприятия на следующий год

Проекты бюджетов временно будут формироваться на один год

Формирование бюджета предприятия на следующий год – важное событие, которое часто оборачивается серьезным стрессом для сотрудников финансово-экономических служб и производственных подразделений. Как организовать бюджетную кампанию максимально эффективно и с минимальным стрессом?

Процесс формирования бюджета состоит из следующих этапов:

  • подготовка к бюджетной кампании;
  • проведение кампании;
  • утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования бюджета

Остановимся подробно на каждом этапе формирования бюджета.

Подготовка к бюджетной кампании

Подготовка к бюджетной кампании начинается, как правило, за 1-3 месяца до начала процесса планирования. В этот период необходимо:

I. Актуализировать бюджетную модель:

  • уточнить состав бюджетных статей (бюджетный классификатор) – одни статьи могут подлежать укрупнению, другие, наоборот, потребовать детализации.  Потребность в изменении классификатора может быть связана с необходимостью более детального учета и планирования в результате появления нового продукта, услуги, процесса, объекта и т.д. При изменении бюджетного классификатора важно сохранить преемственность с предыдущей версией, чтобы осталась возможность анализировать исторические данные;
  • уточнить состав планируемых показателей. Например, если компания переходит на натуральное планирование, то в бюджетной системе может появиться показатель «объем» в натуральных единицах. Соответственно, должен быть уточнен порядок планирования и дальнейшего учета данных показателей. Также это может потребовать изменения в альбоме плановых и отчетных форм;
  • уточнить перечень и наполнение бюджетных форм, а также изменения, которые могут быть вызваны переменами в составе показателей и бюджетных статей, повышением глубины бюджетирования (распространение бюджетной системы в нижележащие структурные подразделения) и изменением бизнес-модели (появление новых направлений бизнеса).

При формировании бюджета все изменения в бюджетной модели необходимо зафиксировать и внести во внутренние документы: положение о бюджетировании компании, альбом форм и т.д.  Соответствующие изменения должны быть внесены в информационных системы и Excel-модели. Для этого необходимо подготовить задание на доработку ИТ-службе.

II. Актуализировать регламент бюджетного процесса.

Актуализация регламента необходима, если в компании произошли организационно-функциональные изменения: созданы новые подразделения, упразднены действующие, произведены операции слияния-поглощения. Возможно, произошло переименование подразделений, смена руководителей и перераспределение функций.

Вся информация об изменениях должна быть учтена при формировании бюджета, подготовке приказов, распоряжений и других документов. Если в компании внедрена автоматизированная система согласования бюджета, то, как и в случае с бюджетной моделью, должна быть подготовлена заявка в ИТ-службу на внесение соответствующих изменений.

Основанием для актуализации регламента могут служить внутренние распоряжения и приказы компании о проведении  соответствующих изменений.

Если компания использует финансовую структуру и структуру места МВЗ (место возникновения затрат), они  также должны быть актуализированы.

III. Актуализировать нормативно-справочную информацию.

К нормативно-справочной информации (НСИ) относятся статьи бюджетного классификатора, справочник структурных подразделений, перечень регионов, объектов, номенклатурные справочники товаров, услуг, нормы потребления и расходов ресурсов и другая информация, используемая в процессе бюджетирования. Также к этой категории относится другая нормативно-справочная информация, свойственная бизнесу вашей компании.

При актуализации НСИ часто требуются усилия не только финансово-экономических, но и других  подразделений. Финансово-экономические службы должны играть в этом процессе инициирующую и координирующую функцию.

Об изменениях в бюджетном процессе необходимо проинформировать всех его участников. Для этих целей можно подготовить и разослать по электронной почте информационное письмо.

В зависимости от величины и степени проработанности методологии бюджетного процесса, подготовительный этап формирования бюджета может занять от 1 месяца до полугода. Необходимо соотносить объем предполагаемых изменений в бюджетном процессе и время на их проработку. Возможно, при нехватке времени часть вопросов по совершенствованию бюджетного процесса  можно отложить на следующий период.

После того, как актуализирована бюджетная модель и сопутствующая информация, необходимо определить параметры (целевые показатели) бюджета на планируемый период.

IV. Целевые показатели.

Целевыми показателями бюджета обычно являются:

  • объем производимой продукции (услуг, работ) в натуральном и стоимостном выражении;
  • структура производимой продукции (услуг, работ);
  • темпы роста и соотношение выручки и затрат в плановом периоде;
  • уровень рентабельности;
  • EBITDA;
  • уровень инвестиций;
  • соотношение собственных и заемных средств.

Перечень целевых показателей может отличаться в зависимости от типа компании и ее отраслевой принадлежности. Целевые показатели должны быть определены до начала бюджетной кампании и доведены до участников в качестве ориентира.

Целевые показатели определяются, с одной стороны, на основе пожеланий менеджмента компании, с другой стороны, на основе анализа результатов работы компании за предшествующий период.

Финансово-экономическому отделу  перед началом бюджетной кампании  рекомендуется сформировать укрупненный прогноз на планируемый период, чтобы оценить достижимость целевых показателей.

Учитывая нестабильность текущей экономической ситуации, целесообразно  разработать несколько вариантов бюджета организации – оптимистический, пессимистический, реалистичный.

V. Макроэкономические показатели

На стадии подготовки бюджета также необходимо определиться с макроэкономическими показателями, которые будут использованы в расчетах. К ним относятся курсы  валют, уровень инфляции, стоимость привлечения финансирования.

Значения макроэкономических показателей могут быть установлены на основе прогнозов Минэкономразвития, ЦБ РФ, валютных бирж.

  Учитываются изменения в налоговом законодательстве – уточняются налоги, подлежащие планированию, а также их ставки.

VI. Календарный план бюджетной кампании

Обратите внимание: регламент носит общий характер, определяет общую схему взаимоотношений подразделений в бюджетном процессе и может не содержать конкретных дат.

В связи с этим, помимо регламента целесообразно составить  календарный план бюджетной кампании, в котором конкретизируются этапы и сроки подготовки бюджета в соответствии с календарем и особенностями кампании этого года (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Календарь формирования бюджета

Бюджетная кампания

Следующий этап формирования бюджета. После того, как актуализирована бюджетная модель, участники процесса, НСИ, определены целевые и макроэкономические показатели, составлен календарный план,  можно начинать бюджетную кампанию. В зависимости от масштабов бизнеса бюджетная кампания может длиться 1–4 месяца.

Если бюджет организации ведется в информационной системе, то создается версия бюджета для нового года. Если бюджет ведется в Excel, то актуальные для работы файлы доводятся для всех участников процесса.

Подразделения компании формируют бюджеты в своих зонах ответственности, в соответствии с целевыми показателями и бюджетной моделью.

Обычно подразделения участвуют в формировании бюджетов подразделений и функциональных бюджетов (ИТ, маркетинга, персонала и т.д.).

Бюджетные показатели согласовываются с линейными и функциональными руководителями и затем передаются в финансово-экономические службы.

Финансово-экономические службы проверяют полученные бюджеты на соответствие целевым параметрам и на полноту информации.

В случае выявления отклонений от целевых значений службы могут запросить разъяснения и обоснования  их причин.

 После того, как все подразделения предоставили информацию для формирования бюджета, формируются сводные бюджеты – бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Они также сверяются с целевыми параметрами.

Если целевые показатели не достигнуты, то финансово-экономические службы проводят анализ причин отклонений. По результатам анализа вырабатываются рекомендации по оптимизации бюджетных показателей. Это могут быть указания о сокращении величины затрат на определенный процент или изменении входных расчетных параметров (курса валют, цен на готовую продукцию, объемов производства/продаж  и др.).

В подразделения направляются запросы об изменении бюджетных показателей. Если принято решение подготовить несколько версий бюджета предприятия, то создаются сценарные условия для каждого варианта. Также готовится план мероприятий на случай перехода к бюджету по наихудшему варианту.

По результатам 2-й итерации формирования бюджета финансово-экономические службы формируют сводные бюджеты и сверяют их с целевыми показателями. Если целевые показатели не достигаются, то может быть принято решение о 3-й итерации секвестирования, либо принимается решение оставить текущую версию бюджета.

Утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений

Для защиты бюджета собирается бюджетный комитет. В его состав входят представители акционеров, генеральный директор, заместители генерального директора по функциональным направлениям.

На защиту выносится бюджет, варианты его реализации, план мероприятий на случай реализации пессимистического сценария. Также предоставляются обосновывающие материалы, результаты исполнения бюджета прошлого года и другая необходимая информация.

Бюджетный комитет рассматривает бюджет предприятия, принимает решения о значениях целевых показателей и вырабатывает решение по корректировке показателей.

Что необходимо учесть при формировании нового бюджета.

  1. Использование натурального планирования (не только в стоимостном выражении, но и в натуральном). Планы в натуральных показателях позволяют видеть, каким образом и на что именно расходуются средства, и как необходимые ресурсы связаны с бизнес-показателями компании. Это позволит при необходимости более гибко подходить к сокращению расходов (например, найти альтернативный источник ресурсов при сохранении качественных характеристик).
  2. Использование нормативов при планировании расходов АХД, обслуживания инфраструктуры, транспорта и т.д.
  3. Формирование нескольких версий бюджета – оптимистичного, пессимистичного, реалистичного.
  4. Разработка мероприятий по сохранению компании «на плаву» и их учет в бюджете. Это в большей степени касается экономии затрат. Примеры: снижение стоимости аренды за счет переезда в более дешевый офис, сокращение арендуемых площадей (например, за счет перевода части сотрудников на удаленную работу из дома), сокращение расходов на канцелярские товары за счет отказа от бумажного оборота, переход на более дешевое сырье и т.д.

Елена Митрофанова руководитель проектов в департаменте корпоративных решений IBS Ссылка на статью Финансовый директор, 08.09.2016 Другие публикации и комментарии эксперта

Источник: https://www.ibs.ru/media/media/chto-nado-uchest-pri-formirovanii-byudzheta-predpriyatiya-na-sleduyushchiy-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.