Нормирование закупок: нормативные затраты и нормируемая продукция
Нормирование закупок
С 1 января 2017 года будет введена в действие статья 19, №44-ФЗ нормирование закупок и все основные затраты на закупки федеральных государственных заказчиков будут нормироваться по формулам с указанием нормативов цены и количества
Понятие нормирование закупок раскрывается в ст. 19, N44-ФЗ
«Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов»
Виды нормирования:
Вышеуказанной статьей установлено, что существует два вида нормирования:
1. Установление требований к закупаемым Заказчиком товарам, работам, услугам
Этот вид нормирования распространяется на всех заказчиков и позволяет ограничить покупку чиновниками предметов роскоши и товаров с избыточными потребительскими свойствами.
Смысл данного вида нормирования закупок сводится к следующим действиям:
1. На уровне каждого публично-правового образования устанавливаются специальные обязательные требования для всех заказчиков данного публично-правового образования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе предельным ценам на них.
В этих обязательных перечнях на уровне публично-правового образования устанавливаются запреты на закупку конкретных товаров, работ, услуг, которые являются предметами роскоши или обладают избыточными потребительскими свойствами.
Обязательные перечни подлежат размещению на официальном сайте ЕИС.
2.На ведомственном уровне государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования данного публично-правового образования, в том числе обязательных перечней требований к закупаемой продукции, устанавливают свои обязательные ведомственные перечни требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе предельным ценам на них (далее — по тексту ведомственные перечни требований к закупаемой продукции). Эти ведомственные перечни распространяются на закупки исключительно этих государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов и подведомственных указанным органам казенных и бюджетных учреждений. Ведомственные перечни, которые расширяют и (или) дополняют обязательные перечни требований к закупаемой продукции, также подлежат обязательному размещению на официальном сайте ЕИС.
1. Нормативные затраты, которые должны применяться к государственным и муниципальным заказчикам, но не к бюджетным учреждениям
Нормативные затраты определяют, что нужно сотруднику казенного учреждения или органа власти для работы — канцелярия, компьютер, принтер, стол, стул и т.д. Минимум необходимый для государственного служащего для выполнения им своих рабочих обязанностей.
Смысл данного вида нормирования закупок сводится к упорядочению основных видов расходов органов власти, органов управления внебюджетными фондами, казённых учреждений на закупки.
Для этого в отношении наиболее часто закупаемых и значимых видов товаров, работ, услуг устанавливаются специальные нормативы затрат, которые применяются при формировании бюджета (определении объёма бюджетных ассигнований) и при обосновании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в процессе планирования на 2017 и последующие годы.
На уровне каждого публично-правового образования издаются правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
На основании этих правил публично-правового образования каждым органом власти, органом управления внебюджетными фондами, казённым учреждением разрабатываются свои ведомственные нормативы затрат на обеспечение их функций, которые будут использоваться при формировании бюджета и планировании закупок.
Иными словами, второй вид нормирования определяет, что компьютер должен быть, а первый — какой именно, каким функциональным требованиям, включая его производительность, должен соответствовать. Тут все зависит от того, какие у тебя должность и функционал.
Необходимо отслеживать на официальном сайте ЕИС информацию в части появления или изменения правил нормирования.
Нормативно правовые акты:
Источник: https://ntburo.ru/blog/normirovanie-zakupok/
Нормирование в сфере закупок
Нововведением закона о контрактной системе стало нормирование в сфере закупок.
Теперь требования к отдельным видам товаров, работ и услуг необходимо устанавливать на основе правил нормирования, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В свою очередь эти правила должны формироваться на основе общих правил нормирования закупок, которые разработало Правительство Российской Федерации.
Для некоторых видов продукции еще до составления планов закупок может быть определен минимальный набор требований. Законом предусмотрена трехуровневая система нормирования в сфере закупок, каждая ступень которой подчиняется вышестоящей (ст. 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее — Закон № 44-ФЗ).
Построение системы нормирования закупок по Закону № 44-ФЗ
На первом уровне находятся общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их разработка входит в ведение Правительства Российской Федерации.
На втором — правила нормирования закупок, формируемые Правительством Российской Федерации, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями.
Наконец, на третьей ступени — непосредственно требования к отдельным видам закупаемой продукции и услуг (включая установление предельной цены) и нормативные затраты, необходимые для осуществления функций учреждений. Их устанавливают для себя, своих территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы.
общих правил и правил при нормировании закупок по Закону № 44-ФЗ
Общие правила нормирования |
|
↓ | |
Правила нормирования |
|
↓ | |
| |
Примечания1. Требования к продукции распространяются на всех заказчиков. Нормативные затраты — на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (в том числе на территориальные органы и подчиняющиеся ведомству казенные учреждения).2. Представленная информация должна находиться в открытом доступе и размещаться в единой информационной системе. |
Пример установления требований
Департамент образования может установить требования, согласно которым, например, мебель для компьютерных классов высших учебных заведений должна быть деревянной с металлическим каркасом, стулья иметь регулировку по высоте, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 000 руб., на парты — не более 3 500 руб.
, срок эксплуатации — пять лет и более. Данные требования соответствуют правилам нормирования, принятым высшим органом исполнительной власти субъекта: мебель для указанных учреждений должна быть деревянной с металлическим каркасом, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 500 руб., на парты — не более 4 000 руб.
, срок эксплуатации — пять лет и более.
В соответствии с порядком, установленным при нормировании в сфере закупок в Законе № 44-ФЗ, требования к продукции переходят от общих к более конкретным и не нарушают условий, установленных на уровень выше.
Нормирование в сфере закупок — установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
Требования к продукции
Основная цель при нормировании в сфере закупок — установить такие требования, которые бы не ущемляли заказчиков в его объективных потребностях, но и не давали возможность приобретать лишние товары, работы и услуги, а также продукцию с избыточными характеристиками или предметы роскоши.
Требования к товарам, работам, услугам — требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
По части 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ необходимо определять такие избыточные потребительские свойства и роскошность согласно законодательству Российской Федерации. Тем не менее четких правил пока нет.
Недостаток информации приводит к тому, что нередко заказчики сталкиваются с трудностью в определении этих понятий. Всегда следует исходить из здравого смысла.Например, обоснована ли потребность медицинского учреждения в закупке электронных тонометров? Все основные функции может выполнить механический прибор.
К тому же в отличие от автоматического тонометра он может гарантировать точный результат измерения.
Прововые акты о нормировании в сфере закупок
С октября 2014 года действует постановление по нормированию закупок, определившее общие правила в части требований к установлению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047).
Аналогичное постановление на нормирование покупок, устанавливающее нормативные затраты, появилось и в рамках правил нормирования (постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084).
С 1 января 2016 года вступят в силу еще следующие правовые акты о нормировании в сфере закупок:
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
Источник: https://www.budgetnik.ru/art/9199-red-normirovanie-v-sfere-zakupok
Какие затраты надо нормировать 44 фз. О нормировании в сфере закупок. Требования к продукции
1. Требования нормирования в сфере закупокНормирование закупок— это условие, предъявляемое к закупаемым ТРУ, нормативным затратам, которые требуются для удовлетворения нужд заказчика.
При создании нормированных правил обязаны соблюдаться следующие требования:
- вся продукция, которая закупается должна носить соответствие целевому назначению, она должна удовлетворять нужды по удовлетворению гос и муниципальных нужд;
- данные закупки предполагают по собой расчет нормативных затрат для будущего проведения закупок и подтверждения в документальной форме объемов бюджетных обязательств, которые запрашиваются для целей нормирования закупок;
- если происходит ограничение критериев цены, поэтому госзакупщики не могут произвести заказ товаров роскоши и товаров, которые обладают дополнительными свойствами.
Хотите знать больше нового об изменениях в правилах нормирования закупок?
Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу!
2. Изменения в нормировании закупок
При определении правил нормирования потребуется сформировать единые требования к порядку нормирования закупок.После чего происходит определение нормативов (ч 4 ст 19 44 ФЗ). Мы оказываем комплексное сопровождение при участии в закупках для новичков, подробнее о данной услуге смотрите
На окончательном этапе завершения утверждения предъявляются особые правила к отдельным видам ТРУ и происходит утверждение затрат (ч 5 ст 19 44 ФЗ.)
На начальных этапах Правительством России, выступающее в роли органа, публикующего правила нормирования муниципальных закупок. Этот орган регулирует единые требования, которые применяются к контрактной системе.
На следующем этапе в работу вступают высшие исполнительные органы гос власти субъектов России и местные администрации. На завершающем этапе происходит утверждение требований и нормативных затрат гос и муниципальными органами, а также органами управления гос внебюджетными фондами.
К изменениям будут относиться правила по которым, гос и муниципальные органы не должны при формировании условий к закупкам особых видов ТРУ проводить предварительные обсуждения проектов нормативных актов и созывать общественные советы. Теперь данные органы могут проводить формирование правил самостоятельно.
3. Правила нормирования закупок для муниципальных нужд
На гос и муниципальном уровне контроль оказывается органами внутреннего финансового контроля. Данному контролю подвержены затраты, которые связаны с разработкой нормирования закупок. Наш «Центр» предоставляет
При осуществлении проверки затрат происходит определение их достоверности, верности оформления.
При выявлении каких-либо нарушений при осуществлении финансового контроля, ответственность будет налагаться на должностных лиц. Ответственность предусматривается в соответствии с положениями Постановления от 5 июня 2015 года под номером 555. В каждом из приложений должны быть отмечены цели осуществления закупки и реквизиты акта о нормировании.
4. -инструкция нормирование закупок по 44 ФЗ
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Недавно принятый закон по контрактной системе ввел правила нормирования в сферу закупок.
В полном соответствии с этим правовым актом, положения по различным типам товара, обязаны приниматься соответственно с принятым на муниципальном, региональном и федеральном уровне порядком нормирования.В приведенной ниже информации мы познакомимся понятием что понимается под нормированием в сфере закупок и как это нормирование происходит.
Определенным видам товара, еще до этапа, на котором составляется план закупок, предъявляются минимальные требования. В законодательном акте прописана система, по которой происходит нормирование сферы закупок. Система имеет в своем составе три уровня, особенности каждого из которых, зависят от статьи 19 федерального закона от 05.04.13 г. (т.н. Закон № 44-ФЗ)
Как устроена система нормирования по 44-ФЗ
Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужди то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.
Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения.К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.
Уровень 3 состоит из требований и нормированию при закупке различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги.
В этот же уровень входит определение нормативных трат, которые допускаются для функционирования тех, или иных государственных структур.
Эти нормы и требования устанавливаются непосредственно на уровне правовых актов государственных и муниципальных структур власти, а так же структурами осуществляющими управление внебюджетными фондами.
Общие правила и правила по нормированию закупок согласно 44-ФЗ
Общие правила:
- Нормативы и требования по разработке, принятию нормативных актов, общие положения правил нормирования сферы закупок.
- Порядок формирования условий к некоторым видам услуг, работ и товаров (в т.ч. максимально допустимые цены) и трат на функционирование госаппарата.
Правила нормирования:
- Условия формирования порядка, содержания и обеспечения правовых актов.
- Порядок формирования правил и нормативных трат.
Максимально допустимые цены и другие условия по некоторым видам услуг, работ и товаров.
Нормы трат на содержание государственных органов.
Первое примечание. Правила относятся ко всем без исключения заказчикам. Нормы трат распространяются на муниципальные и гос. органы, а так же на органы по управлению гос. внебюджетными фондами. В этот список вошли и органы управления, находящиеся в подчинении казенных предприятий и территориальные структуры.
Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.
В качестве примера по установлению требований нормирования по закупкам согласно 44 фз можно рассмотреть случай, когда Департамент образования формирует требования для закупки мебели для классов информатики в ВУЗах.
Согласно им, например, вся мебель должна иметь металлическое основание и деревянные рабочие поверхности. Стулья обязаны регулироваться по высоте. При этом, стоимость одного стула не должна превышать 2500 рублей, стола (парты) – 4000 рублей.
Гарантированный производителем мебели срок эксплуатации должен составлять более пяти лет.
Эти правила должны соответствовать (и соответствуют) требованиям зафиксированным законом высшего исполнительного органа власти субъекта. В этом законе прописаны предельные цены на стулья в 3000 рублей, а на парты (столы) – в 4500 рублей, при минимальном сроке их использования в пять лет.
Порядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.Требования, предъявляемые к продукции
Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги.
В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет.
Во многом, при формировании окончательных требований на местах, предполагается, что ответственные лица будут руководствоваться соображениями здравого смысла.
Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения электронных приборов для измерения давления. Необходимые функции может выполнять и механический прибор. Более того, его точность измерения лучше.
С января 2016 года в России заработала система нормирования закупочной деятельности. Теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны придерживаться жестких правил, исключающих приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами. Пресечение злоупотреблений и растраты бюджетных средств – основная задача нововведения.
Однако реализовать механизм на практике будет непросто. Профессиональные юристы провели комплексный анализ нормативно-правовых актов и подготовили небольшой отчет.
Что включает нормирование закупок по 44-ФЗ?
Правовой основой механизма стала федерального закона о контрактной системе. Парламентарии определили процедуру установления требований к продукции, услугам и работам. Утверждение четких рамок должно производиться сразу на трех уровнях:
- федеральном;
- региональном;
- местном.
Казенные предприятия и бюджетные учреждения самостоятельно нормированием не занимаются. Они лишь придерживаются утвержденной системы правовых актов и стандартов. Общий смысл федерального закона сводится к внедрению единой системы. Закупочный цикл должен включать четыре этапа:
- нормирование;
- экономическое обоснование каждой позиции;
- составление и утверждение плана заказчиком;
- публикация графика.
После прохождения всех ступеней открывают и определяют контрагента. Сейчас закупочная деятельность начинается с планирования.
Какие требования предъявляют к приобретаемой продукции?
Распорядительные органы обязаны разработать критерии оценки закупаемых ценностей и имущественных благ. Пункт 2 статьи 19 закона относит к таковым следующие характеристики:
- количество;
- потребительские свойства.
В 2016 году в действие введена новая редакция правовой нормы. Ранее между юристами и представителями власти возник острый спор относительно соотношения понятий «качество» и «потребительские свойства». Теперь этот пробел устранен. Определяя требования к продукции, распорядительный орган должен указать все параметры, в том числе к качественные характеристики.
Важно! Точного описания роскоши в нормативной документации не появилось. Этот вопрос еще предстоит решить на федеральном уровне. Юристы рекомендуют ориентироваться на рынок и руководствоваться предельными ценами закупки.
Порядок разработки документов
Основой нормирования станет Технический регламент – 184-ФЗ от 27.12.02 года. Устанавливая требования, должностные лица обязаны придерживаться актов Таможенного союза ЕЭС, экологических, пожарных норм. Применению подлежат действующие международные и отечественные стандарты, санитарно-гигиенические условия.
Порядок реализации механизма описан несколькими документами. В числе основных актов следует назвать:
- закон 44-ФЗ;
Источник: https://www.car-ville.ru/kakie-zatraty-nado-normirovat-44-fz-o-normirovanii-v-sfere-zakupok/
Нормирование закупок: нормативные затраты и нормируемая продукция на федеральном уровне
Что такое нормирование в сфере закупок? Это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены), а также нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
То есть введение качественных и количественных характеристик закупаемой продукции. Для простоты представим их в виде двух механизмов, освоить которые должен каждый заказчик. Это механизм установления предельных требований к продукции (в т. ч.
предельных цен) и механизм установления нормативных затрат на осуществление функций.
Механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентир в части самого понимания того, какую продукцию можно нормировать. А механизм установления нормативных затрат определяет лимиты расходов по каждому виду затрат. В графическом виде эти механизмы можно представить в форме таблицы:
1 | Требования к товарам, работам, услугам, предельные цены на них | Отвечает на вопрос: что можно покупать?Например, автомобиль не мощнее 200 л. с. | — бюджетные учреждения, — государственные органы, — муниципальные органы, — органы управления государственными внебюджетными фондами,- казенные учреждения | Для установления НМЦК, подготовки техзадания |
2 | Нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков | Сколько денег можно потратить?Например, затраты на медосмотр = количество работников x стоимость медосмотра (но не более 3500 руб. за 1 осмотр) | — государственные органы, — муниципальные органы, — органы управления государственными внебюджетными фондами- казенные учреждения | Для планирования закупок и формирования бюджета (определения объемов бюджетных ассигнований) |
Когда начинать применять нормирование
Теперь, понимая суть механизмов, можно ответить на вопрос о том, когда вступают в силу требования закона о нормировании.
Статья 19 Закона о контрактной системе, посвященная нормированию, вступила в силу с 1 января 2016 г. На взгляд автора, два механизма нормирования стали обязательными к применению заказчиками в разное время.
Так, нормирование продукции (далее — механизм 1) обязательно к применению с начала 2016 г.
Например, если для какого-то министерства в декабре 2015 г. были утверждены ведомственные перечни нормируемой продукции, то планировать и приобретать продукцию дороже и лучше той, что указана в перечне, стало недопустимо. Скажем, если предельная цена автомобиль установлена на уровне 1,5 млн, нельзя приобрести автомобиль даже за 1,6 млн.Аргумент о том, что приобретение автомобиля за 1,6 млн было запланировано еще в ноябре 2015 г., представляется неверным.
Факт того, что у заказчика план-график оказался сверстанным и утвержденным еще до утверждения ведомственного перечня нормируемой продукции, вовсе не означает, что ограничения, введенные ведомственным перечнем, можно игнорировать.
Напротив, это означает, что план-график необходимо приводить в соответствие с ведомственным перечнем.
Что касается механизма установления затрат (далее — механизм 2), то он также вступил в силу с 1 января 2016 г., но фактически заказчики-бюджетополучатели начнут его применять только тогда, когда начнут рассчитывать деньги на 2017 г. для определения объемов бюджетных ассигнований.
Как установить правила нормирования
В ст. 19 Закона о контрактной системе описан каскадный принцип установления правил нормирования (он показан на схеме гиже). Суть принципа сводится к тому, что вышестоящие инстанции устанавливают общие правила и могут задавать некоторые пределы по характеристикам и ценам закупаемой продукции, а нижестоящие инстанции уточняют их и доводят до конкретных учреждений и других заказчиков.
Схема. Каскадный принцип установления правил нормирования
Каскадный принцип можно продемонстрировать на таком примере.
Первый уровень
В постановлении Правительства РФ № 926 от 02.09.2015 (п. 1.2 схемы) предусмотрено, что для реализации механизма 1 органами власти (органами местного самоуправления) высшего уровня должны быть разработаны правила определения требований к закупаемой продукции, включающие в себя:
- обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг (нормируемая продукция) с их предельными значениями и характеристиками (либо с обязанностями установить эти значения и характеристики уровнем ниже);
- порядок формирования и ведения ведомственных перечней нормируемой продукции;
- порядок применения критериев отбора продукции для ведомственных перечней.
Следует запомнить жесткое правило, установленное п. 14 общих правил, утвержденных постановлением № 926 от 02.09.2015: цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в ведомственном перечне.
Для реализации механизма 2 постановлением Правительства РФ № 1047 от 13.10.2014 определены общие правила установления нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Главное в постановлении то, что определенные им виды затрат на практике изменить нельзя.Это значит, что далее, на 2-м и 3-м уровнях, всякий раз при расчете нормативных затрат следует руководствоваться исключительно указанными видами затрат, не добавляя и не изобретая собственных.
Второй уровень
В постановлении Правительства РФ от 19.05.
2015 № 479 для федерального уровня установлены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения.
Тем самым определено, как механизмы 1 и 2 должны быть отрегулированы на первой стадии Правительством РФ (уровень 2), а затем — каждым в отдельности федеральным органом (уровень 3).
Для запуска механизма 1 Правительство РФ в постановлении № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) предусмотрело, что федеральные госорганы (их территориальные подразделения, казенные и бюджетные учреждения) должны разработать ведомственные перечни.
Перечни должны быть составлены по определенному формату. В перечни должна входить конкретная продукция, а именно компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д.
При этом, например, автомобили могут закупаться не мощнее 200 лошадиных сил, а сотовые телефоны для категории служащих «специалисты» — не дороже 5 тыс. руб.
Во исполнение механизма 2 Правительство РФ в постановлении от 20.10.2014 № 1084 установило конкретные виды нормативных затрат и формулы для их расчета. Например, затраты на приобретение мониторов определяются по формуле:
Змон = n∑i=1Qi мон x Pi мон,
где Qi мон — планируемое к приобретению количество мониторов для i-й должности;
Pi мон — цена одного монитора для i-й должности.
Третий уровень
Федеральное министерство (агентство или служба) для реализации механизма 1 на основании постановления № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) утверждает ведомственный перечень.
В нем оно указывает как обязательные позиции (компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д.), так и добавляют свои собственные.
Нормировать, к примеру, можно характеристики и стоимость форменной одежды (шерсть — не менее 50%, стоимость костюмной пары — не более 15 тыс. руб.).
Ведомственные перечни (уровень 3) должны обеспечивать государственные нужды, но не должны приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши.Под избыточными свойствами понимаются функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.
Для реализации механизма 2 федеральное министерство (агентство или служба) для обоснования своих затрат на 2017 г. производит расчет нормативных затрат по видам и формулам, указанным в постановлении Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084.
Таким образом, для контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы учреждения или органа власти важны именно документы, выпущенные на последнем, 3-м уровне.Собственно уровни 1 и 2 схемы требуются только для того, чтобы разработать сами правила нормирования (документы уровня 3 на схеме).
Вся информация, указанная на схеме (правила нормирования, требования к отдельным товарам, работам, услугам, предельные цены на них), размещается в единой информационной системе.
Еще раз подчеркнем, что требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) могут быть установлены для заказчиков любого типа. Нормативные же затраты на обеспечение функций могут быть установлены для государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных органов и казенных учреждений.
Органы власти самостоятельно утверждают как нормативные затраты на обеспечение функций, так и требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
Что характерно, между собой органы, «находящиеся в параллели», никак не связаны, поэтому даже на одном уровне власти ведомственные правила нормирования могут различаться.
Например, в Ростехнадзоре предусмотрено приобретение сотовых телефонов (средств подвижной связи) только для высшей группы должностей, при этом стоимость телефона не может превышать 15 тыс. руб. (приказ Ростехнадзора от 20.10.2015 № 416).А в Россельхознадзоре предельная стоимость сотовых телефонов (средств подвижной связи) зависит от должности и составляет, например, для руководителей 10 тыс. руб., а для начальников отделов — не более 7 тыс. руб. (приказ Россельхознадзора от 09.10.2015 № 686). При этом оба органа правы — они ведь не превысили предельную цену, установленную постановлением Правительства РФ № 927.
Если вы уже начали работать с нормированием…
Обязательные дополнительные позиции определяются исходя из доли расходов и доли контрактов за отчетный год.
Если среднее арифметическое (доля расходов доля контрактов) / 2 > 20% по соответствующей позиции, то эта позиция обязательно должна быть включена в ведомственный перечень.
Под видом товаров, работ, услуг понимаются 6-значные коды позиций по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Что делать, если в акте о нормировании указан конкретный товарный знак или производитель?
Это однозначно будет нарушением. Но действительно, отдельные акты о нормировании прямо указывают на необходимость приобретения товаров тех ли иных товарных знаков.
Так, например, во многих актах о нормировании в разделах, описывающих компьютерную технику или программное обеспечение (лицензии на него), прямо указано на операционную систему Windows — как правило, «операционная система не ниже MS Windows® 7 ProRus».
Еще в одном случае указано о необходимости предустановленного лицензионного программного обеспечения ABBYY FineReader 10.
Или, например, Федеральное казначейство также обозначило, что для руководителя территориального отделения федерального казначейства должны приобретаться автомобили Toyota Camry, Ford Mondeo или эквивалент (приложение № 11 к приказу Федерального казначейства от 06.11.2014 № 261).
Еще пример: по нормативам одного министерства приобретать следует лазерные принтеры товарного знака Kyocera (приложение № 8 к приказу Минкультуры России от 29.06.2015 № 1850). Это противоречит Закону о контрактной системе и содержит признаки антимонопольного нарушения.
Представляется, что во всех приведенных случаях норма ст. 33 Закона о КС о недопустимости указания конкретных товарных знаков в документации о закупках будет приоритетной по сравнению с нормативами, выпускаемыми различными органами власти в рамках нормирования.
Поэтому в документации о закупках следует смягчать жесткие указания на товарные знаки хотя бы добавлением слов «или эквивалент», кроме случаев, когда заказчик сможет пояснить указание товарного знака необходимостью совместимости с ранее закупленными товарами, как, например, это будет происходить с программным обеспечением Windows®.
Как связаны нормативные затраты на обеспечение функций и предельные расценки в обязательных и ведомственных перечнях нормируемой продукции?
Предельные цены, установленные в обязательных и ведомственных перечнях, не могут превышать предельные цены на соответствующую продукцию, установленную при утверждении нормативных затрат на обеспечение функций.
То есть если установлено, что сотовые телефоны для сотрудников категории «ведущий специалист» не могут стоить дороже 3 тыс. руб.
, то при штатном расписании, из которого следует, что в территориальном органе власти работает 20 ведущих специалистов, предельные затраты на приобретение сотовых телефонов не могут превышать 60 тыс. руб.
Что делать, если не все необходимые материально-технические ценности указаны в акте о нормировании?
Само по себе отсутствие каких-либо товаров, работ, услуг в правилах нормирования вовсе не означает, что они не могут быть закуплены.
Другой вопрос, что приобретение такой продукции может в целом увеличить затраты на обеспечение функций, а это уже не допускается в силу зафиксированных стоимостных пределов нормативных затрат (для бюджетополучателей). Для бюджетных учреждений этой проблемы не существует.
Контрактные управляющие бюджетных учреждений должны принимать во внимание только те товары, работы, услуги, на которые существуют правила нормирования. В остальных случаях они свободны в определении своих потребностей с учетом ограничений ст. 33 Закона о КС.
Интересен пример нормативов, установленных Счетной палатой РФ для подведомственного казенного учреждения. В правилах нормирования указано: «Служебные помещения по мере необходимости обеспечиваются предметами, не указанными в настоящем приложении, при этом стоимость единицы предмета не может превышать 25 тыс.руб.» (приложение № 2 к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации», утв. приказом Счетной палаты РФ от 31.12.2014 № 168).
Что делать, если для бюджетного учреждения вообще не выпущены документы о нормировании?
Еще раз напомним, что выпуск нормативных затрат на обеспечение функций для бюджетных учреждений вообще не предусмотрен. Что же касается отсутствия для отдельных учреждений требований к товарам, работам, услугам и предельных цен, то это дает возможность бюджетным учреждениям проводить закупки так же, как они их делали до вступления в силу ст. 19 Закона о контрактной системе.
Источник: https://e.goszakupkiru.ru/439408
Что такое нормирование в области государственных, региональных и муниципальных закупок?
Проведение государственных и муниципальных закупок должно осуществляться в строгом соответствии с нормами федерального закона от 05 апреля 2013 N44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Статья 19 данного нормативного акта устанавливает требования к закупаемым товарам, работам и услугам.
Нормирование закупок по федеральному закону 44-ФЗ
Нормирование в сфере закупок – это определение обязательных требований для оценки результатов закупки, а также объема затрат на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Нормирование закупок должно преследовать следующие цели:
- формирование требований по количеству, потребительским свойствам и иным показателям товаров, услуг, работ;
- реализация принципа запрета закупок товаров с избыточными свойствами либо предметов роскоши;
- обязательное соответствие закупаемых товаров, услуг, работ удовлетворению государственным и муниципальным нуждам.
Общие правила нормирования и принципы формирования норм устанавливаются Правительством РФ.
Специализированные нормы в части правил нормирования и принципов создания норм устанавливаются Правительством РФ в отношении закупок государственного уровня, исполнительными органами субъектов РФ – в отношении закупок регионального уровня, муниципальными образованиями – в области муниципальных закупок.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Общие правила нормирования, установленные Правительством Российской Федерации, распространяются на корпорации “Росатом”, “Роскосмос” и иные значимые учреждения образования, науки, культуры и здравоохранения.
Все субъекты нормирования на основании общих принципов формируют свои требования к товарам, услугам и работам, которые должны обеспечить государственные и муниципальные нужды, в том числе требования к предельной цене, а также нормы в отношении затрат на закупки.
Все правила и принципы нормирования, так же, как и конкретные требования к товарам, работам и услугам, должны быть размещены в Единой Информационной Системе.
Таким образом, можно выделить следующие этапы нормирования:
- Создание основных правил нормирования и принципов формирования норм Правительством Российской Федерации. Одним из подобных правовых актов первого этапа является Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. №476 “Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения”.
- Определение нормативов для получения обязательного перечня Правительством РФ, субъектами или муниципальными образованиями для своих уровней соответственно. Примером подобного документа является Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. №927 “Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)”.
- Формирование конкретных требований к товарам, работам и услугам, а также нормативным затратам для получения ведомственного перечня. Показатели в данном перечне необходимы для обеспечения обоснованности закупок. В качестве примера можно привести следующий нормативный акт: Приказ Спецстроя России от 31 июля 2015 г. №245 “Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального агентства специального строительства”.
Планы закупок также должны формироваться на основании нормативов закупок, как на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, так и на ведомственном. Вторым значимым фактором при формировании планов закупок является нормирование затрат на обеспечение государственных, региональных и муниципальных нужд.
Все планы закупок, помимо соответствия нормативным актам, должны быть обоснованы с использованием нормативов из ведомственного перечня. Анализ всех документов позволяет определить, по какой цене и в каком объеме будут осуществляться закупки, а также каким образом соблюсти установленный лимит.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Нормирование затрат
Правительством РФ утверждены нормативно-правовые акты, регулирующие порядок определения нормативных затрат. Важнейшее из них – Постановление Правительства от 13 октября 2014 г.
№1047, утверждающее “Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения”.
Данные правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, являющихся составляющей частью нормирования закупок, предусматривают использование следующих методов:
- применение формул для расчета, а также порядка их применения;
- использование процедуры расчета, не предусматривающей применения формул.
Формулы и порядок применения способов расчета также приведены в вышеуказанных правилах.
Процесс нормирования затрат схож с общими принципами нормирования, согласно статье 19 Федерального закона 44-ФЗ, в нем также присутствуют три этапа: нормирование на федеральном уровне, нормирование на региональном и муниципальном уровнях, нормирование на ведомственном уровне.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/normirovanie.html