Применение антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ
Ст 37 ФЗ 44: Антидемпинговые меры при проведении конкурса или аукциона, что это, практика применения, последняя редакция закона
ФЗ 44 является очень важным в сфере закупок. Там содержатся примеры расчета для проведения антидемпинговых мер, правила того, когда цену можно занижать и иные важные особенности.
Антидемпинговые меры при проведении конкурса либо аукциона: ст. 37 федерального закона 44 и ее короткое содержание
Данная правовая норма этого федерального закона включает в себя такое понятие как антидемпинговые меры. Это меры, направленные на устранение преднамеренного занижения покупной цены.
По сути своей, демпинг это намеренное снижение покупной цены для получения преимущества в той или иной финансовой сфере. Эти меры включают в себя предъявление контрагентом обеспечения, подтверждающего его добросовестность. Они должны подтверждать то, что занижение было обоснованным. Конкретная часть данной статьи предусматривает порядок выполнения антидемпинговых действий и их особенности.
Добросовестность по 44 ФЗ
Понятие добросовестности в контрактной системе содержится как в Гражданском Кодексе РФ, так и в федеральном законе №44.
По нормам данного ФЗ добросовестность определяется исходя из ранее исполненных поставщиком обязательств. Необходимые сведения можно получить в реестре контрактов. Добросовестность подтверждается прикладыванием к контракту необходимой документации.
Добросовестность участника закупки по 44 ФЗ
Понятие добросовестности уже было рассмотрено выше. Нужно отметить, что добросовестность е всегда нужно подтверждать. Необходимость этого возникает лишь при проведении антидемпинговых мер. Во всех остальных случаях если закупщику необходимо проверить добросовестность, он может обратиться к сведениям, содержащимся в едином реестре контрактов.
Подтверждение добросовестности по 44 ФЗ
Подтверждение может происходить несколькими способами. Причем, поставщик сам имеет право избрать тот или иной способ. При проведении антидемпинга применяются такие способы подтверждения:
- Наличие у поставщика не менее трех исполненных контрактов при отсутствии возложения на него штрафных санкций.
- Исполненные за два года контракты, которых должно быть более четырех и в которых также отсутствуют штрафы.
- Контракты за три года, которых должно быть не менее трех и в которых отсутствуют штрафы полностью.
Все необходимые документы должны быть приложены к заявке, направленной для участия в аукционе.
Демпинг – что это
Понятие демпинга уже рассматривалось выше. По сути своей, это ситуация, при которой поставщик намеренно занижает стоимость на свой товар для того чтобы стать наиболее выгодным для заключения контракта.
Демпинг в рыночной экономике применяется очень часто. Также он порождает коррупцию. Именно поэтому федеральным законом 44 предусмотрены антидемпинговые меры, дабы обеспечить благоприятные конкурсные условия и честный аукцион.
Что такое антидемпинговые меры
Это меры, направленные на обеспечение максимального соответствия аукциона требованиям законодательства. При осуществлении и использовании анти демпинговых мер применяются как нормы, разработанные министерством экономического развития и ФЗ 44.
Это меры, направленные на обеспечение честного выбора поставщика при закупках.
Когда применяются
Данные меры применяются в ситуациях, когда было выявлено преднамеренное занижение покупной цены в размере, превышающем двадцать пять процентов от ранее заявленной.
Применение антидемпинговых мер влечет за собой и полную и тщательную проверку добросовестности контрагента путем применения способов, описанных выше.
К кому применяются
Эти меры применяются к лицам, желающим заключить государственный контракт в сфере поставок. Меры могут быть применены только к юридическим лицам, изъявившим желание участвовать в аукционе и подавшим соответствующую заявку.
Статья 37 фз 44 обеспечение контракта
Обеспечение в рамках данной статьи предоставляется до заключения основного контракта, но после подачи заявки на участие в конкурсе. Если контрагент отказывается предоставить обеспечительную информацию, то такое поведение участника будет признаваться отказом от участия в конкурсе.
Такое действие оформляется протоколом и заверяется подписью уполномоченного должностного лица.
Часть 1
Данная правовая норма определяет ситуации, при которых необходимо применять положение об антидемпинговых мерах.
Это ситуации когда была предложена на 25 процентов заниженная цена в отличии от первоначально предложенной.
Часть 2
Эта статья аналогична выше рассмотренной статье. Отличием является то, что вы ней рассматриваются случаи, когда первоначальная цена контракта ниже пятнадцати миллионов рублей. Также предусмотрена необходимость в предоставлении обеспечительных мер.
Часть 3
Эта правовая норма закрепляет положение о порядке подтверждения добросовестности контрагента. Конкретные способы ее подтверждения уже рассматривались выше (отсутствие штрафов при выполнении различного количества контрактов за определенное количество лет).
Часть 4
Часть четвертая регламентирует порядок проведения отдельных видов конкурсов, например закрытых или с ограниченным участием.
Там указывается, что в этом случае подтверждение должно происходить одновременно с подачей заявки. При отсутствии такой информации поставщику может быть отказано в заключении контрактного обязательства.
Часть 5
Эта часть регламентирует те же правоотношения, что и в двух предыдущих частях, но только при условии, что конкурс или аукцион проводится в закрытой форме. Согласно последней редакции закона вся информация предоставляется в электронной форме.
Часть 6
Эта правовая норма регулирует порядок предоставления обеспечения для того чтобы участник конкурса мог подтвердить свою добросовестность.
Также предусматривается особенность предоставления той или иной обеспечительной меры, возможные негативные последствия в случае отказа от представления обеспечения.
Часть 7
Данная часть предусматривает особенность применения антидемпинговых мер при проведении отдельных видов работ: опытно-конструкторских, научно-исследовательских и др.
Предусмотрены максимальные размеры цены контракта и размер их снижения в процентах.
Часть 8
Она является дополнением к седьмой части и включает в себя порядок изменения величины значимости критерия. Так, она увеличивается на 10 процентов.
Часть 9
Здесь рассматривается особенность поставки продовольственных товаров. Для поставщика помимо документов, о которых рассказывалось выше, обязательно нужно предоставить и фактическое объяснение того, почему он предложил такую низкую цену.
Часть 10
Эта часть закрепляет, кто именно должен предоставлять обеспечение. Сюда входят и участники конкурса, проводимого в обычной форме, а также участники конкурса, который проводится в форме электронного аукциона.
Часть 11
Указываются положение о том, что федеральный закон в полной мере применяется к тем лицам, которые по нормам ФЗ были признаны гражданами, уклонившимися от заключения контракта.
Часть 12
В этой части рассматриваются особенности применения положений федерального закона. Так, положения не применяются в тех ситуациях, когда идет речь о закупке медикаментов, относящихся к лекарствам первой необходимости. Перечень таких лекарств утверждается Постановлением Правительства.
Ст 37 закона 44 ФЗ, особенности использования, практика применения
Данный закон применяется довольно часто. В особенности, статья 37. Связано это с тем, что в РФ очень широко распространена коррупция. Поэтому закупочные цены зачастую снижаются для того, чтобы выиграть тендер.
По поводу данной статьи есть и судебная применительная практика. Так арбитражным судом 12 рассматривалось дело по иску поставщика К. к администрации города Р.
Поставщик утверждал, что аукцион на госзакупки проводился не честно, так как был избран контрагент, который предложил цену в десять раз ниже закупочной, что причинило бы ему массу убытков.
Надлежащей проверки его добросовестности проведено не было.Суд, изучив доводы сторон, пришел к выводу о необходимости признания конкурса незаконным и передал дело в отношении должностного лица, являющегося ответственным за конкурс, в следственный комитет. Так закон был применен.
Ответственность за демпинг и недобросовестность
Применение данной статьи и разъяснения к ней закрепляют, что для недобросовестных предпринимателей предусмотрена ответственность. Так, начальная ответственность заключается в отказе от заключения контракта. Далее могут быть внесены сведения о реестр по поводу недобросовестности.
Источник: https://rusfz.ru/antidempingovye-mery-statya-37-44-go-fz-osobennosti-ispolzovaniya-praktika-primeneniya
Применение антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ
Расскажем о практике применения антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ, когда статья 37 не применяется, какие документы предоставить, если вы были заподозрены в демпинге цен.
Навигация по статье:
Несмотря на то, что новая система государственных закупок и соответствующий Федеральный Закон создали все условия для максимально честной и открытой конкуренции, сегодня все еще довольно часто можно встретить поставщиков и заказчиков, которые используют не самые честные методы в погоне за выгодными госконтрактами. Одним из самых популярных и широко используемых методов является демпинг, определение которого дано статьей 37 Закона о госзакупках.
Демпинг используется для того, чтобы исключить из конкурса независимых поставщиков и заключить контракт с наиболее выгодным для заказчика участником, чаще всего – по взаимному сговору. Проблема демпинга в госзакупках настолько велика, что Закон 44-ФЗ содержит отдельную статью, которая должна регулировать этот вопрос.
Статья 37 Федерального Закона №44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» содержит ряд указаний и требований, которые позволяют регулировать процесс открытого торга и максимально снизить вероятность сговора. К несчастью, даже этих мер недостаточно.
Поговорим о том, какова практика применения данной антидемпинговой статьи.
Что такое демпинг в 44-ФЗ
Из статьи вы узнаете:
1. Почему антидемпинговых мер в законе недостаточно, чтобы вычислить недобросовестного поставщика;
2. Какие условия прописать в контракте, чтобы застраховать себя от демпинга;
3. Какие критерии оценки заявок сделают невыгодным искусственное занижение цены;
4. Почему нельзя устанавливать нижний ценовой порог в аукционе.
Узнайте детали в статье
Прежде, чем говорить о методах борьбы с демпингом, необходимо понять, что представляет из себя это явление. Демпинг – это экономическое явление, при котором продажа товаров и услуг осуществляется по искусственно заниженным ценам.
Отсюда вытекает и понятие демпинговые цены – цены на товары и услуги, которые на порядок ниже рыночных и не соответствуют реальной стоимости товара.
Демпинговые цены, как правило, являются убыточными для компании и служат исключительно для того, чтобы заключить контракт.
Откуда появился демпинг и зачем он нужен? Основная задача демпинга состоит в том, чтобы выиграть торги и заключить государственный контракт.
Предоставляя заведомо низкие и убыточные цены, которые ни одна честная компания не будет использовать, участник, который демпингует, просто не оставляет возможности другим компаниям выиграть торги.
Как правило, демпинговые цены не являются реальными и существуют только на бумаге.
Искусственное занижение цены ниже рыночной – эффективный способ удалить конкурентов в торгах по 44-ФЗ. Демпинг крайне негативно влияет на принцип здоровой честной конкуренции, обозначенный как основной в прочих статьях закона.Кроме того, в результате подобных явлений страдает и качество выполнения госконтрактов, вырастает риск судебных разбирательств и неисполнения обязательств по контракту.
Также демпинг часто используется для того, чтобы дать возможность заказчику отдать госконтракт своей подначальной компании, то есть, фактически, присвоить деньги.
Для того, чтобы бороться со всем этим, и была введена статья 37 Федерального Закона №44, обозначающая основные антидемпинговые меры.
↻ Вернуться к началу
Антидемпинговые меры статьи 37 Федерального Закона о госзакупках
Статья 37 Закона 44-ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» предлагает 2 основных метода борьбы с нечестной конкуренцией.
К ним относятся тщательная проверка благонадежности исполнителя (потенциального поставщика) и предоставление повышенного размера финансового обеспечения.
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ действуют не всегда, они вступают в силу в том случае, если было выполнено несколько условий, который создают подходящую для демпинга ситуацию.
Ситуация первая. Начальная максимальная цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей; один из участников вносит предложение ниже этой цены на 25%. Такое резкое снижение цены выглядит подозрительно, поэтому возникает необходимость исключить возможность демпинга. В данном случае, согласно статьей 37 Закона 44-ФЗ, участник обязан доказать свою благонадежность.
Мы победили в аукционе на поставку лекарств, снизив цену больше чем на 25% от начальной. Чем именно теперь нам обосновать ее?
Узнайте ответ в статье
Доказать благонадежность можно несколькими способами:
- Предоставить абсолютно любые документы, которые могут доказать добросовестность поставщика (информацию о ранее успешно заключенных контрактах);
- Выплатить повышенный размер обеспечения госконтракта. Повышенный размер означает, что участник платит не стандартную цену, а цену, которая в 1,5 раза выше заявленной в тендерной документации.
Практика показывает, что случаи применения повышенного обеспечения довольно редки, как правило, компании стараются предоставить дополнительные документы.
Ситуация вторая. Начальная максимальная цена контракта составляет более 15 миллионов рублей; один из участников предложил цены ниже начальной максимальной на 25% и более. В данном случае применение статьи 37 Закона 44-ФЗ предполагает исключительно взимание увеличенного обеспечения. Доказать благонадежность путем предоставления дополнительных сведений в данном случае не получится.
↻ Вернуться к началу
Применение ст. 37 в случаях, когда цена контракта снижается на 25%
Документами, подтверждающими добросовестность поставщика, являются:
- Сведения, содержащиеся в реестре контрактов, подтверждающие, что данный участник добросовестно выполнил все свои обещания по прочим контракта в течение от одного года (если ранее участия в госзакупках не проводилось) до трех лет до даты подачи заявки на конкретный тендер.
- Сведения, подтверждающие отсутствие каких-либо пени, штрафов и других санкций в отношении поставщика.
Разберем Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2016 № Ф01-4738/2016 по делу № А43-31285/2015.
Узнайте ответ в статье
Таким образом, для того, чтобы доказать собственную добросовестность, принимая во внимание статью 37, потенциальный поставщик должен иметь идеальную историю работы с госконтрактами.
Если вы ранее не участвовали в тендерах и у вас нет успешно заключенных контрактов или есть какие-то еще причины, которые заставляют подозревать вас в демпинге цен, помимо перечисленных доказательств понадобится четко обосновать, почему вы предоставили столь низкую цену. Требования статьи распространяются на всех участников, подозреваемых в демпинге.
Какой исполнитель считается надежным? В рамках данного закона, надежным считается исполнитель, который в течение трех лет до момента подачи заявки на конкретный тендер имел несколько успешно выполненных контрактов, готов это подтвердить документально, а также имеет возможность внести повышенный размер обеспечения в знак подтверждения своих намерений.
Новички на рынке государственных закупок всегда будут находиться в зоне риска.
↻ Вернуться к началу
Предоставление документов при включении антидемпинговых мер в рамках статьи 37
Если вы были заподозрены в демпинге цен, то вам нужно предоставить доказательства своей добропорядочности. Когда это сделать? Антидемпинговые меры в рамках 44-ФЗ принимаются для 2 видов тендеров – аукционы и конкурсы.
Поскольку аукционы проводятся в электронном виде, то и все документы необходимо предоставлять в рамках электронной площадки.
Делается это в момент подписания контракта, то есть, при рассмотрении вторых частей заявок, когда торги уже закончены и объявлен победитель.
Если вы планируете делать ставки на аукционе с существенным понижением начальной максимальной цены контракта, то рекомендуем заранее подготовить пакет дополнительных сведений.Что касается конкурсов, то тут, согласно закону, участники вносят свои ценовые предложения заранее, поэтому документы, которые должны подтверждать добросовестность, включаются в общий пакет в рамках заявки на тендер. Если при снижении цена на 25% и более заявка не содержит подтверждения добросовестности, тогда она будет отклонена.
Из всех правил существуют исключения, это касается и антидемпинговых мер, это касается и применения антидемпинговых мер из статьи 37.
В случае, если проводится тендер на закупку жизненно-важных медицинских товаров (лекарств), антидемпинговые меры используются в особом порядке. Предельно возможная цена данной категории товаров определяется не заказчиком, а государственными органами, поэтому снижение на 25% будет считаться уже не от НМЦ, а от предельной цены, обозначенной государством.
В случае снижения цены более, чем на 25%, потенциальный поставщик должен подтвердить свою добросовестность, предоставив следующие документы:
- ✔ гарантийные письма от производителя;
- ✔ документы, подтверждающие наличие товара в данный момент;
- ✔ документы, доказывающие возможность осуществлять поставки по заявленной стоимости.
Еще одно исключение в рамках статьи составляют специальные закупки, к которым относятся конкурсы на выполнение научно-исследовательских работ, технологических работ, консультирование и ряд других. При таких закупках, заказчик может указать в конкурсной документации разные критерии оценки значимости заявок (не только цену).
В том случае, когда при специальной закупке участник вносит предложение с понижением цена на 25% и более, вступают в силу особые антидемпинговые меры: величина значимости критерия «цена» в этом случае устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критерий оценки. Все дополнительные антидемпинговые меры и особые случаи также указаны в частях статьи 37 Закона 44-ФЗ об антидемпинговых мерах.
Применение статьи 37 Закона 44-ФЗ в госзакупках в теории и на практике
В теории статьи 37 предлагаются разумные антидемпинговые меры, которые позволяют существенно «осложнить жизнь» недобросовестным участникам. В совокупности с прочими требованиями законодательства, этого достаточно для того, чтобы снизить риск демпинга в госзакупках до минимума. К сожалению, на практике не всегда получается именно так и применять статью во всей ее полноте невозможно.
В том случае, если участник, который демпингует, не вступает в сговор с заказчиком, а действует самостоятельно, заказчик, как правило, сам сделает все возможное, чтобы избежать дальнейших сложностей и потребует от участника полный пакет документов, предусмотренных статьей 37. Гораздо сложнее обстоит дело в тех случаях, когда имеет место сговор заказчика и участника конкурса, которые действуют сообща.
Пожаловаться на демпинг может любой участник закупок, закон это позволяет. В случае, если подозрения не беспочвенны, инициируется разбирательство.
Поставщик, который был замечен в демпинге в конкурсах в рамках 44-ФЗ, рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Попадание в данный реестр может привести к тому, что данный участник больше никогда не сможет работать с госконтрактами.Если вы планируете участвовать в тендерах и имеете возможность вносить выгодные предложения, рекомендуем вам ограничиться снижением цена на 20% и менее, чтобы не попасть под антидемпинговые меры. Федеральным Законом № 44 предусмотрено много возможностей для честной и отрытой конкуренции – пользуйтесь ими.
↻ Вернуться к началу
Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102975-antidempingovoy-stati-37-44-fz
Какие антидемпинговые меры предусматривает ст. 37 ФЗ-44 и как они применяются на практике?
Антидемпинговые меры – это меры, направленные против искусственного занижения стоимости при проведении государственных закупок. Их применению в ходе заключения контрактов посвящена ст. 37 ФЗ-44.
Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»
Демпинг – один из способов недобросовестной конкуренции, который препятствует заключению честных выгодных контрактов. Демпинг – это схема, предполагающая продажу товаров и оказание услуг по заведомо заниженным ценам (которые не соответствуют рыночным реалиям и далеки от среднерыночной отметки).
Он достаточно широко применяется в практике заключения государственных контрактов, а проблема демпинга весьма актуальна на сегодняшний день, поэтому ему посвящена отдельная 37 статья ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона».
Чаще всего демпинг применяется для устранения независимых поставщиков и заключения договора с участником, который наиболее выгоден заказчику.
При этом сами демпинговые цены являются убыточными для поставщика /подрядчика и фигурируют лишь на бумаге, но возможности у других поставщиков для заключения контракта отсутствуют.
С учетом специфики действия ФЗ-44 искусственное занижение стоимости является эффективным способом для устранения конкурентов. Зачастую применению демпинговой политики предшествует предварительный сговор заказчика с подрядчиком (поставщиком).
Демпинг в процессе проведения государственных закупок опасен по следующим причинам:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Он негативно влияет на формирование здоровой конкурентной борьбы среди участников.
- Ухудшается качество исполнения государственных контрактов (срываются сроки, поставляется товар низкого качества или выполняются некачественные работы).
- Часто срывается исполнение контракта и приходится его аннулировать, проводить новый аукцион и заключать новый договор.
- Он активно используется в коррупционных схемах и приводит к убыткам бюджета. В этом случае в результате демпинга побеждает аффилированная с заказчиком компания, что позволяет ему фактически присвоить деньги.
В ст. 37 ФЗ-44 прописаны меры, которые призваны сделать процесс государственных закупок предельно открытым и на практике должны максимально снизить вероятность демпингового сговора.
Хотя эксперты признаются, что указанных мер зачастую недостаточно для полного устранения демпинговых схем.
Антидемпинговые меры
Статья 37 приводит два основных метода борьбы с искусственным занижением стоимости:
- Тщательная проверка благонадежности поставщика.
- Необходимость повышенного размера финансового обеспечения.
Антидемпинговые меры применяются в практике проведения государственных закупок в следующих случаях:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Если начальная цена контракта составляет менее 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от стоимости (ч. 2 ст. 37 ФЗ-44).
- Если начальная цена контракта составляет более 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от начальной максимальной стоимости (ч. 1 ст. 37 ФЗ-44).
В указанных ситуациях для исключения демпинга участнику потребуется дополнительно указать свою благонадежность. При стоимости контракта в пределах 15 млн. р. вариантов у участника два:
- Он может представить дополнительную информацию о себе. В частности, о ранее заключенных и успешно завершенных контрактах.
- Либо заплатить повышенный размер государственного обеспечения (в 1,5 раза больше, чем величина гарантии по тендерной документации) – данный способ при закупках на сумму менее 15 млн. р. применяется редко. Стоит отметить, что если контракт предусматривает выплату аванса, то внесенное обеспечение должно быть больше авансирования.
Если же контракт предполагает стоимость свыше 15 млн. р., то доказать свою благонадежность у подрядчика получится только путем предоставления увеличенной суммы обеспечения. При неисполнении контракта указанная сумма утрачивается участником. Дополнительные документы в этом случае не требуются.
Согласно ч. 6 ст. 37 обеспечительные меры должны быть внесены поставщиком до заключения сделки. Невыполнение указанного требования будет восприниматься как уклонение от контракта, информация о чем вносится в реестр.
Документы для подтверждения благонадежности поставщика
В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:
- Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
- Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.
В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:
- 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
- 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.
При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.
Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).
Шанс реабилитироваться и доказать свою благонадежность есть только у давно работающих на рынке госзакупок поставщиков, которые за последние 1-3 года имеют успешно реализованные контракты.
При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.
Особые случаи применения антидемпинговых мер
Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.
В данном случае предельная цена на товары определяется государственными органами, а не конкретным заказчиком, поэтому снижение 25% учитывается не от начальной максимальной цены, а от предельной стоимости.
В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:
- Гарантийные письма от производителей.
- Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
- Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.
Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.
При участии в спецзакупке и снижении стоимости на 25% и более применяется следующая антидемпинговая схема: значимость критерия «цена» считается равной 10% от суммы значимости всех критериев (согласно ч. 8 ст. 37).
Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.
В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.
Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок.
Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн.
р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/antidempingovye-mery.html
Антидемпинговые меры по статье 37 Федерального закона №44-ФЗ: порядок применения, правовое регулирование
Демпинг – это предложение товаров, работ и услуг по заведомо заниженным ценам. Антидемпинговые мероприятия – это специальная норма, которая предусмотрена в 44-ФЗ, направленная на защиту заказчиков от практики недобросовестной конкуренции. Заказчики применяют антидемпинговые меры в случаях, которые установлены в ст. 37 44-ФЗ.
Основания для применения антидемпинговых мер
На основании ч. 1 ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются к поставщикам, которые перешли лимиты в процессе снижения цены на торгах. Антидемпинговые меры вводятся, если НМЦК в ходе аукциона или конкурса была снижена поставщиком на 25% и более.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Целью антидемпинговых мероприятий является недопущение искусственного снижения цены закупок на 25% и более.
На первый взгляд, контрактная система не должна ограничивать право участников на снижение цены исполнения контракта, ведь это отвечает принципам бюджетной экономии.
Но на практике все не так просто: такие существенные скидки повышают риски для заказчика получить некачественные товары. Обычно схема существенного снижения стоимости применяется недобросовестными поставщиками для устранения конкурентов.
Но иногда инициатива по существенному снижению цены контракта исходит от новых участников рынка, которые могут работать даже ниже себестоимости, чтобы хорошо зарекомендовать себя в сфере госзаказа и получить опыт исполнения госконтрактов. По этой причине для таких участников не закрываются возможности участия в закупках, но они должны предоставить доказательства своей добросовестности.
Число контрактов, которые подписываются с применением антидемпинговых мер, регулярно растут.
Особенности применения
Антидемпинговые меры в 44-ФЗ направлены на то, чтобы поставщик, который пошел на существенное снижение цены, косвенно подтвердил свою добросовестность. Дополнительные требования к поставщику в рамках антидемпинговых мероприятий зависят от НМЦК закупки.
Согласно п. 1 ст. 37 44-ФЗ, при НМЦК более 15 млн р. поставщик обязан внести обеспечение исполнения контракта в размере, который в 1,5 раза превышает указанный в извещении о закупке в виде конкурса и аукциона. Если по контракту предусмотрено авансирование, то обеспечение вносится в размере, который не меньше аванса.
Обеспечение исполнения контракта в повышенном размере должно поступить на спецсчет заказчика до подписания контракта. Участник, который не исполнил требование о внесении обеспечения, признается уклонившимся от подписания контракта (по п. 6 ст. 37 44-ФЗ).
Его уклонение от подписания контракта оформляется в виде протокола, и это может стать основанием для включения сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.
В случае если НМЦК не превышает отметки в 15 млн р., то у победителя закупки есть два варианта для подтверждения своей добросовестности:- Внести обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере.
- Внести обеспечение в стандартном размере, согласно закупочной документации, но предоставить документальное подтверждение своей добросовестности и надежности.
Перечень документации, которая подтверждает добросовестность поставщика, отдельно прописан в ч. 3 ст. 37 44-ФЗ. К таким сведениям относят выписку из реестра контрактов, подписанных заказчиками по 44-ФЗ.
Она должна указывать на то, что победитель закупки за последние три года до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе успешно реализовал минимум три контракта. Под успешной реализацией понимается своевременная сдача качественных результатов контракта заказчика, в рамках которого не начислялись пени и штрафы.
Цена одного из указанных контрактов должна составлять как минимум 20% от цены контракта из закупочного извещения.
Поставщику достаточно передать заказчику сведения о номерах успешно реализованных контрактов в реестре и заказчик сможет найти их самостоятельно. Никаких копий от поставщика не потребуется и заказчик не вправе их запрашивать.
На основании ч. 4 ст. 37 44-ФЗ участник закупке в форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или закрытого конкурса передает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие.
Если заказчик признает их недостоверными, то заявку такого участника отклонят.
Но если участник таких закупок не предоставил данные об опыте исполнения им контрактов, то договор с ним подписывается после внесения обеспечения в повышенном размере.
При проведении закупки в формах электронного конкурса или аукциона сведения из реестра контрактов передаются участником после победы в закупке и отправке ему проекта контракта заказчиком.
При признании сведений из реестра недостоверными участник признается уклонившимся от подписания контракта.Решение о признании участника уклонившимся заказчик оформляет в форме протокола и публикует его в ЕИС не позднее следующего рабочего дня (по ч. 5 ст. 37 44-ФЗ).
Когда применяются и не применяются антидемпинговые меры
На основании положений ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые мероприятия применяются при проведении закупки в форме конкурса и аукциона при снижении цены более, чем на 25%. При этом цена контракта (до 15 млн р.
или более 15 млн р.) на необходимость применения антидемпинговых мер никак не влияет.
У поставщиков в небольших закупках просто предусмотрен альтернативный вариант подтверждения своей платежеспособности, чем внесение повышенного обеспечения.
Вопреки расхожему мнению, на закупки в форме запроса котировок и предложений требования о применении антидемпинговых мер не распространяются. В ст. 37 44-ФЗ нет упоминаний о данной форме закупок.
На основании ч. 12 ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые мероприятия не применяются при закупках жизненно необходимых и важнейших лекарств, если цена поставщика снижена не более, чем на 25% от зарегистрированной по законодательству предельной отпускной цены этих лекарств.
Антидемпинговые меры можно не применять и в следующих случаях:
- Если заказчик не прописал требование о внесении обеспечения по контракту по ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.
- Если заказчик заключает энергосервисный контракт.
- Если закупка проводится в форме аукциона по цене единицы товаров, работ и услуг (данный способ используется, если заказчику заранее неизвестен финальный объем заказа).
Особый порядок в отношении некоторых закупок
В отношении некоторых закупок по 44-ФЗ предусмотрен особый порядок применения антидемпинговых мер. Например, при заказе на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчик вправе установить разные критерии оценки заявок на участие: с ценой снижения до 25% и более 25% от НМЦК (по ч. 7 ст. 37 44-ФЗ).
В ч. 9 ст. 37 44-ФЗ прописан специальный порядок закупки товаров, работ и услуг в целях нормального жизнеобеспечения населения. Это, например, продовольствие, топливо, средства оказания неотложной помощи и пр.
Поставщики, которые участвуют в таких закупках, помимо стандартных антидемпинговых мер в виде 1,5-кратного обеспечения и документального подтверждения добросовестности, должны дополнительно обосновать снижение цены через предоставление:
- гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
- документов, подтверждающих наличие данного товара у участника закупки (это, например, платежные документы, передаточные акты, товарная накладная);
- прочих документов, подтверждающих возможность участника поставить товары по предлагаемой стоимости.
Изменения в статье 37 44-ФЗ в 2019 году
Согласно новой ч. 13 ст. 37, введенной в силу в мае 2019 года, при подписании контракта с участниками закупки в форме конкурса и аукциона, которые снизили цену более, чем на 25%, не допускается авансирование со стороны заказчика. Эта мера направлена на недопущение получения аванса из бюджетных средств недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять условия контракта.
С начала 2019 года была устранена возможность неоднозначного трактования законодательного правила об антидемпинговых мероприятиях в отношении контрактов с ценой до 15 млн р.
Ранее некоторые участники контрактной системы полагали, что у участника в данном случае есть выбор: или подтвердить свою добросовестность, или внести обеспечение.Теперь в нормы закона внесена ясность: участник одновременно должен предоставить обеспечение в стандартном размере и подтверждение добросовестности.
Предоставить только подтверждение своей добросовестности без обеспечения в виде денежных средств или гарантии не допускается.
Ответственность за отсутствие необходимых сведений
Заказчик обязан указать антидемпинговые меры в конкурсной документации, закупочной документации об аукционе. Отсутствие таких положений грозит заказчику административной ответственностью.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, за подготовку закупочной документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе заказчику грозит наказание в виде штрафа 3000 р.
Таким образом, антидемпинговые меры в рамках 44-ФЗ применяются по правилам, указанным в ст. 37 44-ФЗ.
Они применяются по отношению к конкурсам и аукционам по 44-ФЗ, если НМЦК снижается на 25% и более. При применении антидемпинговых мер победитель закупки должен внести обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от суммы обеспечения по документации. При цене закупки менее 15 млн р.
поставщик подтверждает свою добросовестность документально, указав на свой успешный опыт в реализации контрактов в последние три года.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/antidempingovye-mery.html
Статья 37 ФЗ 44 с последними изменениями
До принятия Федерального закона 44 недобросовестный поставщик, оформивший на рассмотрение заказчика более низкую цену в аукционе или конкурсе, мог выиграть. Но после принятия описываемого закона были приняты антидемпинговые меры, а значит, каждый исполнитель будет проверяться, если он предложил цену более низкую, чем другие участники.
статьи 37 ФЗ 44
Ст. 37 Федерального закона 44 состоит из 12 пунктов. Последние изменения в статье были внесены 4 июня 2014 года, при принятии ФЗ номер 140. При последних изменениях в статью был добавлен пункт номер 12. 37 статья описывает проведение и использование антидемпинговых мер при проведении закупочных аукционов и конкурсов.
37 статьи Федерального закона номер 44 о контрактной системе в области закупок товаров, услуг и работ:
Первый пункт. Когда денежная сумма договора исчисляется в 15 миллионов рублей и более, а участник закупки (покупатель) предлагает изменить цену на 25% ниже, применяются антидемп. меры.
Это означает, что контракт может быть подписан и осуществлен, только если участник, предложивший понижение цены, гарантирует осуществление заказа с помощью повышения денежной гарантии в полтора раза. Условия подробно описываются в договоре.
Если в договоре указан аванс, то сумма не должна быть меньше его.
В ч. 2 ст. 37 закона 44 описана такая же ситуация, как в первом пункте. Когда НМЦК является 15 миллионов рублей и выше, а покупатель предлагает цену ниже на 25% и более, применяются антидемпинговые меры.
В отличие от информации, оформленной в пункте первом, во втором пункте вместо денежной гарантии участнику предлагается предоставить особую документацию с подтверждением его добросовестности.
Бумаги должны быть новыми, актуальными на момент подписания договора.
В третьем пункте описываемой статьи оформлена информация о бумагах, предоставляемых участником сделки для подтверждения его добросовестности. Информация, которую он предоставляет другой стороне сделки, должна быть оформлена в специальном реестре и удовлетворять определенные требования.
Среди этих требований:
- Поставщик должен выполнить в течение одного года от трех и более заказов, договоры должны быть исполнены и закрыты. В сведениях не должно быть информации о неустойках, штрафах, нарушениях и т. д.;
- Поставщик также имеет право предоставить бумаги, в которых оформлена информация о выполненных обязательствах согласно 3 договорам в течение трех лет. В сведениях о поставщике также должна отсутствовать информация о каких-либо штрафах или нарушениях;
- Поставщик может предоставить заказчику информацию о 4 и более выполненных сделках, исполненных в течение двух лет. 75% из этих договоров не должны иметь никаких сведений о штрафах, неустойках, нарушениях или некачественном выполнении обязательств.
В третьем пункте написано, что основным требованием антидемпинговых мер является соотношение стоимости одного контракта, равного стоимости, предложенной поставщиком, не менее 20%.
В ФЗ 44 ч. 4 ст. 37 оформлена информация о том, что если заказчик проводит конкурс, то сведения, описанные в пункте три, должны быть прикреплены вместе с заявкой на участие в конкурсе.
В случае если сведения, закрепленные вместе с заявкой, не подтверждены официально, то проверяющая комиссия имеет право отклонить запрос поставщика. Однако комиссия обязана объяснить участнику конкурса причины отклонения заявки и описать их в протоколе проверки.
После подписания протокола комиссия обязана в течение одного рабочего дня уведомить поставщика об отклонении заявки. В этом пункте также подтверждается информация, оформленная в пункте 1.
Если поставщик не предоставил информацию о собственной добросовестности, то он обязан оплатить денежную гарантию в 1,5 раза больше объема обеспечения выполнения контракта для участия в конкурсе.Пятый пункт. В этом пункте написано, что в случае, если заказчик устроил не конкурс, а аукцион, информация, описанная в пункте три, предоставляется поставщиком заказчику в момент передачи подписанного договора.
Если исполнитель не предоставил покупателю информации о собственной добросовестности при передаче подписанного договора или если проверочная комиссия определила, что информация, предоставленная победителем аукциона недостоверна, то поставщик будет признан уклонившимся от подписания договора и выполнения обязательств.
Все сведения будут внесены комиссией в протокол и добавлены в соответствующий реестр.
Шестой пункт. В этом пункте описано, что сведения или оплата, включенные в пункт 1 и 2, должны быть предоставлены исполнителем до момента заключения договора.
Как и в пятом пункте, невыполнение этого условия закона считается уклонением от заключения контракта и выполнения собственных обязательств.
Согласно описываемой 37 статье, информация о поставщике записывается комиссией в протокол и направляется в реестр, уведомляются все участники конкурса или аукциона.
В седьмом пункте 37 статьи отдельно оформлена информация для заказов, где требуются научные, исследовательские, конструкторские, научно-технические работы и консалтинговые услуги. Благодаря антидемпинговым мерам заказчик имеет право и возможность оформить в конкурсе или аукционе способы оценки заказа.
Заказчик имеет на это право только в случаях, если:
- Цена в договоре оформлена на 25% ниже, чем НМЦК;
- Цена в договоре оформлена на более чем 25% ниже, чем НМЦК.
В восьмом пункте оформлена информация о том, что антидемпинговые меры будут применяться к контрактам, где предложение о стоимости было выше, чем на 25% ниже НМЦ контракта. В таких случаях, решением стало назначить ценовое предложение в сумме 10% от сумм величин других критериев оценки, оформленных в договоре.
В ч. 9 ст. 37 закона 44 оформлена информация о применении антидемпинговых мер в контрактах на поставку товаров. Если в случае заказа на какой-либо товар, цена для выполнения предложена более чем на 25% ниже, чем НЦМК, то участник, предложивший цену, обязан предоставить ее подтверждение.
Поставщик предоставляет следующий список бумаг:
- Гарантийные талоны с информацией об изготовителе товара, а также с описанием стоимости и объема;
- Расчетный план и другие документы с доказательством, что поставщик реализует обязательства в срок и по предложенной цене;
- Документы с доказательством, что участник владеет товаром.
Десятый пункт. В десятом пункте оформлены случаи, когда при введении антидемпинговых мер участник обязан предоставить подтверждение предлагаемой им цены исполнения обязательств договора:
- Предоставление подтверждения происходит участником закупки, когда предложенная им цена ниже НМЦК на 25% и выше при обращении для участия в конкурсе. Информация проверяется комиссией, заявка ей же отклоняется и все сведения о поставщике вносятся в протокол, а затем в реестр;
- Предоставление подтверждения происходит участником закупки, который отправил подписанный договор заказчику в случае проведения аукциона. Если исполнитель не отправил подписанный договор, он будет считаться нарушителем, уклонившимся от выполнения обязательств, и к нему будут применены антидемпинговые меры.
В 11 пункте описываемой статьи написано, что антидемпинговые меры и ответственность применяются к участнику в полной мере, без послаблений, если он был признан комиссией уклонившимся от заключения контракта.
Согласно последней редакции 37 статьи, в нее был добавлен пункт номер 12. В нем написано, что антидемпинговые меры не применяются к участникам, осуществляющим закупку жизненно важных для населения лекарств.
Скачать действующую редакцию закона о госзакупках
Статья 37 Федерального закона номер 44 принята для регулирования и контроля над ценами контрактов. Эта статья регламентирует процессы и меры, благодаря которым невозможны искусственные занижения или завышения стоимости контрактов во время аукционов или конкурсов. Для более подробного изучения возможностей осуществления закупок рекомендуется прочесть описываемый закон.
Скачать текст Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/statya-37-fz-44/