Правила перевозки опасных грузов 1 класса

Содержание

Перевозка опасных грузов: основные правила

Правила перевозки опасных грузов 1 класса

/ Статьи /

Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов.

Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота.

Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

Классификация опасных грузов

Классификация опасных грузов

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.

  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.

  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Морские перевозки опасных грузов

Морские перевозки опасных грузов

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота.

Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking».

 За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти).

Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см.

Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза.

Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ).

На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.

Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.

Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:

  • угроза жизни человека и его здоровью;
  • если наносят необратимый урон окружающей среде;
  • если происходит порча материального имущества.

Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:

  1. Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
  2. ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
  3. Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
  4. ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
  5. Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
  6. Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
  7. Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
  8. Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
  9. На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).

Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.

Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:

  • паронепроницаемая укупорка (герметичная);
  • влагонепроницаемая;
  • не проницаема для сыпучих компонентов.

Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.

Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/perevozka-opasnyih-gruzov-osnovnyie-pravila/

Классификация опасных грузов по ДОПОГ

Правила перевозки опасных грузов 1 класса
Классификация опасных грузов по ДОПОГ предусматриваются следующие классы опасных грузов:

  • Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия.
  • Класс 2 Газы
  • Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости.
  • Класс 4 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества.
  • Класс 5 Окисляющие вещества.
  • Класс 6 Ядовитые и инфекционные вещества.
  • Класс 7 Радиоактивные материалы.
  • Класс 8 Коррозионные вещества.
  • Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.

Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде.

Взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар со взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта.

Подклассы взрывчатых веществ и изделий:

  • Подкласс 1.1 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;
  • Подкласс 1.2 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой;
  • Подкласс 1.3 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;
  • Подкласс 1.4 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;
  • Подкласс 1.5 Взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны;
  • Подкласс 1.6 Изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

Класс 2 Газы

Газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворённые под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

  • абсолютное давление паров при температуре 50С равно или выше 3 кгс/см³ ЗОО кПа);
  • критическая температура ниже 50С;
  • сжатые, критическая температура которых ниже −10С;
  • сжиженные, критическая температура которых равна или выше −10С, но ниже 70С;
  • сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70С;
  • растворённые под давлением;
  • сжиженные переохлаждением;
  • аэрозоли  и  сжатые  газы,  попадающие  под  действие  специальных предписаний.

Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости

Легковоспламеняющиеся  жидкости,  смеси  жидкостей,  а  также  жидкости, содержащие  твёрдые  вещества  в  растворе  или  суспензии,  которые  выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в за крытом тигле 60С и ниже.

Класс 4 Легковоспламеняющиеся вещества и материалы

Легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые),  способные  во  время  перевозки  легко  загораться  от  внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;

  • Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться   от   кратковременного   воздействия   внешних   источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть;

опасность – огонь и дополнительная опасность – термическая нестабильность — взрыв.

  • Подкласс 4.2. Самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться;

опасность — самовоспламенение.

  • Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы.

опасность — воспламеняющиеся газы (например, карбид кальция). Окисляющие  вещества  и  органические  пероксиды,  которые  способны  легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв.

Класс 8 Коррозионные вещества

Едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых  оболочек  глаз  и  дыхательных  путей,  коррозию  металлов  и  повреждения транспортных  средств,  сооружений  или  грузов,  а  также  могут  вызывать  пожар  при взаимодействии  с  органическими  материалами или  некоторыми  химическими веществами.

Правила перевозки опасных грузов 1 класса

Правила перевозки опасных грузов 1 класса

Не все опасные грузы подлежат транспортировке. Взрывоопасные имеют существенные ограничения и требования по условиям, которые начинаются с оформления документов.

Необходимость обеспечения безопасности влияет на соблюдение установленных требований всеми участниками, задействованными в организации рейсов и их выполнении.

Какие вещества относятся по классификации к 1 классу

Одними из самых опасных категорий грузов, требующих особого отношения и соблюдения множества требований при транспортировке, является первый класс.

К ним относятся такие:

  1. Взрывчатые. Это вещества, которые находятся как в твердом, так и в жидком состоянии. Могут быть в смеси. Их главное отличие – выполнение химической реакции с единовременным выделением газа, высокой температуры, давления, провоцирующего существенные повреждение окружающего пространства, предметов в нем.
  2. Пиротехнические. Вещества в чистом виде или их смеси, способные при создании условий происхождения химической реакции выделять тепло, звук, газ, дым с совместной комбинацией данных свойств. Причина – самоподдерживающиеся взаимодействия, не требующие взрыва.
  3. Изделия со свойствами детонации. В их составе включены вещества 1 и 2 пунктов.
  4. Категория «другие» изделия, вещества, которые могут взрываться, срабатывать с пиротехнической составляющей.

Разные вещества данного класса имеют еще и подклассы от 1.1 до 1.6, для которых разработаны и используются специальные правила:

Примером являются:

  • патроны;
  • петарды;
  • сигналы бедствия;
  • мины;
  • порох и пиротехнические изделия;
  • боеприпасы;
  • нитрат аммония.

Для оповещения окружающих и персонала их обозначают картинками и цифровыми, буквенными обозначениями. Такие крепят на упаковку, на груз при отсутствии дополнительных упаковок, на транспортные средства, выполняющие перевозку.

Чтобы повысить безопасность транспортировке к первому классу ОГ добавляют добавки, называемые флегматизаторы: бумагу, спирт, воск, масло, используют размещение по совместимости. Благодаря им, молекулы становятся менее чувствительными или нейтральными к толчкам, трению, что минимизирует вероятность детонации.

Важно! Боеприпасы, имеющие №ООН 0020, 0021 на столько активные, что к перевозке не разрешены.

Спецтранспорт

Автомобили для перевозки опасных грузов 1 класса допускаются к перевозке только те, которые имеют соответствующее оборудование или переоборудованы с целью безопасной фиксации груза, обеспечению защиты от окружающей среды.

Важен и техосмотр, подтверждающий исправность ТС и дополнительного оборудования:

  • цистерн;
  • вагонов;
  • контейнеров;
  • прицепов.

Если они соответствует нормам безопасности, уполномоченные службы выдают специальное свидетельство. При этом периодичность плановой замены разрешения – 1 раз в год.

Для ТС, задействованных на перевозках ОГ класса 1 ставится отметка EX/II или EX/III.
EX/III используется для доставки взрывчатых изделий и веществ.

Они оборудуются, учитывая принципы, перечисленные далее:

  1. С защитой от влияния погодных условий, делаются закрытыми. Соединения, крепежи герметизируются. Если есть отверстия, они защищаются запорами. Двери закрываются внахлест.
  2. Материалы кузова, кабины делают огнеустойчивыми, жаропрочными, толщиной от 1 см. Они не должны взаимодействовать с грузом, а тем более при его активации.
  3. Если предъявляются требования к перевозке по тормозной системе, должна быть декларация о соответствии приложению 5 Правил № 13 ЕЭК 4, что требуется и при проведении техосмотра.
  4. Система обогрева. Она используется для нагрева двигателя и кабины с внутренним или наружным размещением выключателя. При этом важно не устанавливать систему обогрева в кузове.
  5. Двигатель размещают спереди грузового отсека. Если под ним, то с дополнительной защитой от возможной детонации груза. Аналогичная ситуация с выхлопной системой для ТС EX/II и EX/III. Лишнее тепло не должно создавать опасных условий при перегреве.
  6. Для электрооборудования учитывается суммарное напряжение, которое не должно быть больше 24 В. Для него также есть определенные требования, включая и пыленепроницаемость.
  7. Наличие системы навигационного отслеживания грузов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Приказ Минтранса РФ № 285 от 31.07.2012 г.).

Маркировка

Нанесение маркировки обязательно для ОГ. Ее цель – оповещение о виде опасности знаками опасности. Для этого используются не только аварийные карточки, но и таблички, на оранжевом фоне которых пишутся обозначения.

Для них важен материал, который должен быть долговечным, стабильным при стирании, действии УФ-излучения, дождя. В случае возгорания в течение четверти часа он должен сохранять первоначальный вид, информацию, которую несет.
Это помогает не только доносить информацию для других участников дорожного движения, но и при аварии.

Если основные документы находятся в труднодоступном месте, сгорели (ситуации бываю разными), то дополнительные являются источником информации для служб, ликвидирующих последствия, ведь принцип устранения чрезвычайного происшествия разный для разных классов ОГ.

В нижней части таблички пишется номер по классификации ООН, в верхней – код опасности. Последний состоит из 2 цифр. Одна говорит об основной опасности, вторая или даже третья – о дополнительной:

Все виды транспорта имеют свои особенности, плюсы, минусы, но не все применимы для доставки опасных, взрывчатых веществ. Рассмотрим возможные варианты.

Для автомобильного транспорта

Правила перевозки   для автотранспорта установлены сборником ДОПОГ. Для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом класса 1 требуется получить специальное разрешение.

Также, все работы по упаковке, маркировке, погрузке, другие, должны проходить под контролем консультанта по грузоперевозкам опасных грузов, который также обязан проводить инструктаж. Он имеет нужные знания в организации доставок, а в некоторых случаях опасный груз должна сопровождать охрана.

При составлении маршрута для перевозки опасного груза уделяется внимание дорогам:

  • с ограниченным передвижением наземного транспорта;
  • малым числом пешеходов;
  • менее заселенным.

Скорость передвижения должна быть минимальной, чтобы исключить столкновение, а следовательно, возможный взрыв. Для колонны может привлекаться автомобиль сопровождения.

При этом допустимое расстояние между ТС – не меньше 50 м. Как и в ситуации с другими видами перевозок, взрывоопасный груз должен быть виден благодаря маркировке, креплению таблиц оповещения.

Важно! Выгрузка взрывоопасных грузов запрещается во время грозы.

Для железнодорожного

Чтобы узнать можно ли перевозить ОГ по жд, следует воспользоваться Алфавитным указателем опасных грузов, которые разрешено перевозить железнодорожным сообщением (Перечень опасных грузов Класса 1 и особенности их перевозки по приложению 10).

Если в перечне есть пометка о необходимости сопровождения, то это должно быть обеспечено. При этом специалист должен владеть знаниями на случай экстренной ситуации, пройти обучение. Обязывают также иметь оснащение для пожаротушения, ликвидации последствий аварии, комплект АДР.

Все вагоны, тара для транспортировки должны быть:

  • исправными;
  • закрытыми;
  • с нанесением маркировки;
  • для предотвращения соприкосновения, мелкая тара должна быть переложена;
  • исключается расположение веществ, которые могут спровоцировать детонацию.

Для воздушного

Перевозка взрывчатых веществ авиатранспортом запрещена по причине высокой степени опасности, но есть исключения.

Чтобы определить, возьмут ваш товар на борт или нет, следует:

  • обратиться к руководству аэропорта не позже, чем за 48 часов до провоза его на территорию перевозчика;
  • также можно проверить вещество по англоязычному списку Dangerous Goods Regulation или по Инструкции по безопасным международным транспортировкам.

Если перелет разрешат, следует выполнить упаковку, маркировку согласно Технической инструкции по безопасной доставке опасных грузов по воздуху ИКАО. Также отправитель должен предоставить на борт специальные крепежи, средства защиты на случай аварии.

Важно! Опасные грузы перевозить с пересадками на другие самолеты запрещается.

Для водного

Правила перевозки водными видами транспорта установлены аналогичным сборником нормативов для автомобильного транспорта ДОПОГ– МОПОГ, что состоит из 4 частей.
При взятии на судно опасных веществ класса 1, их помещают в специально отведенное место с обязательным наличием спецсредств на случай аварии.

При этом проверяют на наличие устройств детонации, целостность. Особые требования к крепежам, так как данный вид транспортировки опасен возможностью смещения тары, а следовательно, стимуляцией взрыва.

Важно! Особенностью перевозки опасных грузов морским транспортом является маркировка. Она должна быть устойчивой к смыванию.

Перечень необходимых документов

Список документов, необходимых для выполнения транспортировки веществ класса 1 следующий:

  1. Товарно-транспортная накладная. В ней пишется:
    • номер по ООН;
    • название для отгрузки;
    • номер знака опасности, что берется из колонки № 5 таблицы «Перечень опасных грузов». Может быть несколько записей. Если нет такой записи, пишется класс опасности;
    • группа упаковки, обозначаемая римскими символами;
    • количество упаковок, пояснение по ним, в некоторых случаях пишут код тары по ООН;
    • количество груза;
    • при необходимости ставится ограничение для тоннелей.Также в транспортной накладной пишется информация о соответствии пунктам ДОПОГ, значение температуры для контроля значений, другое. Необходимость указания дополнительной информации зависит от особенностей конкретного груза.
  2. Инструкции к грузу. В них указываются необходимые меры на случай аварии, памятки о виде угрозы, перечень необходимых защитных средств.
  3. Разрешение на перевозку ОГ, согласование маршрута следования (для перевозок «по месту» обращаются в местные органы исполнительной власти, для дорог федерального значения – в Ространснадзор).
  4. Свидетельство ДОПОГ на ТС и на водителя.
  5. Паспорт веществ (требуется не всегда).
  6. Стандартный обязательный набор документов: техпаспорт ТС, техталон, удостоверение водителя, счет-фактура на товар.
  7. Свидетельство о загрузке при транспортировке водными ТС, которое подтверждает и правильную фиксацию в соответствии с международными требованиями.
  8. Договор на перевозку.
  9. Специальное разрешение на груз. В этом компетентен Ространснадзор. Выдается разрешение на год, если запланирован ряд аналогичных доставок. В нем значится:
    • название органа, выдающего бумагу;
    • класс, нумерация по ООН, название груза и его характеристики;
    • маршрут;
    • название отправителя и получателя, их адреса;
    • данные по перевозчику: название, форма, юридический адрес регистрации, если данным лицом выступает физическое, тогда нужно написать ФИО, место проживания, данные по паспорту;
    • данные автомобиля (номер), включая данные по прицепу;
    • номер спецразрешения;
    • дата выдачи разрешения.

На получение разрешения следует заполнить заявление с указанием информации по грузу, маршруту перевозки.

К нему требуется приложить:

  • копию СТС;
  • документ о праве владения;
  • копию свидетельства о допуске к транспортировке ОГ;
  • копию свидетельства о квалификации водителя;
  • если с грузом представитель владельца груза не едет, тогда нужны оформленные полномочия на провоз.

Доставка опасных грузов первого класса имеет много общего с требованиями для всех ОГ, но ест и отличия, касающиеся только данной категории веществ. Зная точно, что нужно перевозить, следует учитывать требования для таких веществ.

Отслеживайте все изменения в законодательстве своевременно, применяя их на практике, ведь от них зависит безопасность и успех будущей перевозки.

: Работа с опасными грузами 1 класса на станции.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/perevozka-opasnyh-gruzov-1-klassa.html

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

Правила перевозки опасных грузов 1 класса

УТВЕРЖДАЮ: Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М.Герасимов

27.12.94

Правила перевозок опасных грузов

по железным дорогам

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Применение правил

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими разделами Правил перевозок грузов.

1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

1.1.4. Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов).

1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железная дорога несут ответственность за  несоблюдение  настоящих  Правил в соответствии с действующим законодательством и Уставом железных дорог Союза ССР*.

—————-

* Проект Устава железных дорог Российской Федерации находится на стадии разработки.

1.2. Классификация опасных грузов

1.2.1.

К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в приложении 1.

1.2.3. Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 (см.приложение 1).

Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности (ГОСТ 19433-88).

Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

1.3. Допускаемые к перевозке опасные грузы

1.3.1. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (приложение 10).

1.3.2. Опасные грузы (кроме указанных в п.1.3.3), не поименованные в Алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем в накладной.

При этом грузоотправитель должен в графе накладной «Наименование груза» указать наименование перевозимого груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: «Груз перевозится на условиях …

(указывается наименование груза, к которому приравнивают данный груз, согласно Алфавитному указателю), АК приложена» и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля.

1.3.3.

Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, поименованным в Алфавитном указателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах (в том числе в специализированных) или на условиях, не предусмотренных настоящими Правилами, допускается только по разрешению Министерства путей сообщения Российской Федерации, определяющему условия перевозки на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие-грузоотправитель, или на основании ходатайства самого предприятия-грузоотправителя, не имеющего ведомственной подчиненности. Указанные ходатайства направляются в МПС России не позднее чем за 6 мес. до начала перевозки.

К ходатайству должны быть приложены в двух экземплярах характеристика груза и аварийная карточка по формам, установленным МПС России (приложение 3 к настоящим Правилам и приложение 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам), подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью, и согласие органов Госгортехнадзора.

В случае необходимости по требованию МПС России должны быть представлены стандарты, технические условия и другие дополнительные документы.

1.3.4. Химические реактивы и медицинские препараты из числа опасных грузов перевозятся по железным дорогам на условиях, установленных настоящими Правилами.

1.3.5. Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку за исключением грузов, включенных в Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.

1.4. Оформление документов

1.4.1. Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку опасного груза накладную, заполненную в соответствии с Правилами перевозок грузов.

1.4.2. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование опасного груза согласно Алфавитному указателю и номер аварийной карточки, например: «Алкилбензол. АК N 3».

Если наименование опасного груза по Алфавитному указателю имеет обобщающий характер, например «Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость», грузоотправитель должен указать в накладной дополнительно наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, например: «Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость. АК N 32 (клей гуттаперчевый)».

Если в графе 2 Алфавитного указателя номер аварийной карточки отсутствует, то аварийная карточка должна быть приложена к накладной грузоотправителем. В накладной в графе «Наименование груза» грузоотправитель должен сделать отметку «АК приложена», например: «Алкилфенол. АК приложена».

1.4.3. При предъявлении грузов, допускаемых к перевозке ингибированными, флегматизированными, увлажненными или с определенной концентрацией основного вещества, о чем в Алфавитном указателе сделана соответствующая запись, грузоотправитель обязан в накладной после наименования груза указать его состояние, например: «Цирконий, порошок увлажненный».

1.4.4. В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Для грузов, поименованных в Алфавитном указателе, проставляются штемпеля, предусмотренные в графе 7 Алфавитного указателя для данного груза. В вагонном листе аналогичные штемпеля проставляются станцией отправления.

1.5. Сопровождение опасных грузов

1.5.1. Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе знаком «++», перевозятся в сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя) или бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением требований настоящих Правил и раздела 21 Правил перевозок грузов.

Без указанного сопровождения вагоны с такими грузами станцией отправления к перевозке не принимаются.

1.5.2.

Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и следить в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза.

1.5.3. Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения и дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами.

1.5.4.

В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном МПС России.

1.5.5.

При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА).

Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.

Глава 2 ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В КРЫТЫХ ВАГОНАХ

И КОНТЕЙНЕРАХ

2.1. Общие условия перевозки опасных грузов
в крытых вагонах и контейнерах

Тара, упаковка и маркировка

2.1.1. Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

2.1.2. Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично*.

—————-

* Герметичная тара — тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.

2.1.3. Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона.

Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.

Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

2.1.4. Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

2.1.5. Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

2.1.6. При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

2.1.7. Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне согласно приложениям 4 и 5. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество.

Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой.

Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг.

Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

2.1.8. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы так же, как при перевозке в крытых вагонах.

2.1.9. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

2.1.10. При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в вагоны не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/pravila-perevozok-opasnyih-gruzov-po-zheleznyim-dorogam-/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.