Открытый конкурс по Закону № 44-ФЗ

Открытый конкурс 44 ФЗ

Открытый конкурс по Закону № 44-ФЗ

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Как описывать

Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер. Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям.

Как описывать объект закупки по 44-ФЗ

При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

Пример описания объекта закупки

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст. 33 44-ФЗ:

ПоказателяКак писать заказчикуКак писать поставщику
МатериалМДФ, облицованный пленкойПоказатель остается неизменным, указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком: «МДФ, облицованный пленкой»
Толщина столешницыНе менее 12 ммУказать одно конкретное значение, равное или превышающее установленное минимальное значение. Например, «15 мм»
Размеры1400×755×900/720 ммПоказатель остается неизменным, указать так же, как у заказчика: «1400×755×900/720 мм»

Исключения из правил

Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил

Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:

  1. Товар — Картридж Canon PGI – 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

Пример описания объекта закупки по 44-ФЗ

Существует Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р, а в нём перечень закупок для которых заказчик 44-фз не имеет права проводить конкурс (в основном это товары). Например на строительные работы объявлять конкурс можно только в случае если НМЦ такого госзаказа превышает 150 млн. рублей, а муниципального — более 50 млн. рублей.

От размещения заказчиком в ЕИС до ОПЗ (в конкурсе это дата вскрытия конвертов) не менее 20 дней.
Участник подает в письменной форме заявку в непрозрачном, запечатанном конверте (пока конкурсы проходят без участия электронно-торговых площадок).

Конкурс применяется для заказов (в основном услуги), где необходимо определить качество поставки в соответствии с несколькими (на выбор заказчика) критериями (не менее двух):

    Стоимостные критерии:

  • цена контракта или единицы товара (цена включается обязательно);
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • Нестоимостные критерии:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников:
  • финансовые ресурсы,
  • право собственности или законное основание оборудования и ресурсов,
  • опыт работы, связанный с предметом контракта,
  • деловая репутация,
  • наличие специалистов определенного уровня квалификации.

*при закупке с созданием объекта, последующим обслуживанием и\или утилизацией возможно установление одного критерия — стоимости жизненного цикла.

Всем используемым критериям заказчиком присваивается значимость в процентах, то есть насколько каждый критерий будет влиять на итоговую оценку заявки. Основное правило установки соотношения значимости критериев: 70% стоимостные — 30% нестоимостные для товаров; 60 на 40 для услуг,

то есть в большинстве случаев конкурсов по 44-фз цена остаётся главным оценочным фактором заявки.

Значимость является суммой баллов заявок всех участников по данному критерию, которая будет поделена между участниками пропорционально их показателям — лидер получает по критерию наибольшее количество баллов из суммы, остальные — в зависимости от отставания. Баллы каждого участника по всем его критериям складываются и побеждает заявка набравшая наибольшее их количество.

Точная формула подсчёта и исключения указаны в Постановлении Правительства РФ № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений…».

В конкурсах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг, заказчик вправе установить для демпинговых заявок значимость цены контракта на уровне 10%.

    Состав конкурсной заявки:

  • реквизиты (обязательно с ИНН всех директоров и учредителей).
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или нотариальная копия такой выписки, не старше 6-ти месяцев.
  • полномочия лица, подписавшего заявку.
  • соответствие требованиям закона
  • копия устава (все страницы с первой по последнюю).
  • одобрение крупной сделки (*без слов про электронные аукционы).
  • документы, подтверждающие соответствие участника и (или) товара условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия установлены.
  • ценовое предложение (в случае закупки товара также цена единицы товара), информация о стране происхождения и производителе.
  • документы устанавливающие значения участника по критериям.
  • лицензии на работы или услуги.
  • документы подтверждающие обеспечение заявки.
  • в случае если заявка является демпинговой (снижает цену более чем на 25%) — исходя из данных участника могут быть приложены документы подтверждающие его добросовестность.
  • опись документов входящих в состав заявки.

Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью участника и подписаны уполномоченным лицом. Каждый конверт с заявкой поступивший в срок регистрируется заказчиком. Отказ в регистрации анонимного конверта не допускаются. Участник вправе подать только одну заявку.

Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками и конфиденциальность данных. В назначенный день и час проходит вскрытие всех конвертов. Заказчик обязан предоставить возможность присутствовать и осуществлять аудио\видеозапись всем участникам, или их представителям.

Протокол вскрытия конвертов в течении 1-го рабочего дня размещается в ЕИС. Срок рассмотрения заявок не может превышать 20 дней с ОПЗ. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 рабочих дней.

По каждому участнику, его оценкам или отклонению якобы голосует комиссия заказчика.

Результаты рассмотрения в соответствующем протоколе размещаются в ЕИС, а один экземпляр в течение 3-ёх рабочих дней направляется победителю, с приложением проекта контракта, куда включаются его цена и реквизиты.

В течение 10-ти дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок победитель обязан подписать контракт и одновременно представить обеспечение исполнения контракта. Если не подано ни одной заявки, или все признаны несоответствующими, проводится повторный конкурс (возможно увеличение НМЦ не более чем на 10%).

Если и повторный не выявил поставщика — можно провести запрос предложений. Если подана(или признана соответствующей) только одна заявка заключение контракта с единственным участником (по цене его предложения) должно быть согласовано (заказчик отправляет все документы закупки в ФАС, в 10-ти дневный срок ФАС даёт ответ).

Участник в этом случае обязан заключить контракт.

Если при нескольких допущенных участниках победитель уклонился, право на заключение контракта переходит к участнику, занявшему второе место, но он имеет право отказаться и согласование не требуется.

Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Источник: https://accountingsys.ru/otkrytyj-konkurs-44-fz/

Все об открытом конкурсе по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Открытый конкурс по Закону № 44-ФЗ

В рамках госзаказа конкурс – это способ определения победителя закупки исходя из лучших условий исполнения контракта. В отличие, например, от электронного аукциона, в конкурсе имеют значение не только предложенные участниками цены, но и прочие условия.

Закон № 44-ФЗ допускает несколько видов конкурсов, одним из которых является открытый конкурс. Это такой тип процедуры, о котором сообщается неограниченному кругу лиц через ЕИС. При этом заказчик предъявляет к участникам единые требования – устанавливать какие-либо дополнительные критерии законом запрещено.

Для этого есть другие виды конкурсов: закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный и так далее.

Когда проводить?

Уместно проводить определение поставщика методом открытого конкурса в том случае, если решающее значение для заказчика имеет не только и не столько цена объекта закупки, сколько другие параметры контракта. Определяя победителя, заказчик сможет учесть как предложенные участниками цены, так и прочие условия — самые разные характеристики объекта закупки, квалификацию поставщика и другие.

Всегда ли можно провести открытый конкурс? Да, за исключением случаев когда законом установлено для данного объекта закупки проведение процедуры другого типа. Например, товары и услуги, входящие в перечень из распоряжения Правительства № 471-р, могут быть закуплены только через электронный аукцион.

Также существует ряд обстоятельств и объектов, когда закупку нужно проводить через закрытые процедуры. Если же закон не требует для конкретного товара, работы или услуги проводить определенную процедуру, заказчик может выбирать ее самостоятельно.

В том числе он может выбрать и проведение открытого конкурса.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Подготовка и объявление

Как и любая другая процедура закупки, открыт конкурс требует определенной подготовки. На первом этапе формируется конкурсная комиссия, определяется порядок ее функционирования, разрабатывается положение о комиссии.

Далее разрабатывается и принимается конкурсная документация. Следующий шаг — размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса.

Его необходимо опубликовать за 20 и более дней до даты, когда будут вскрыты конверты с предложениями участников.

Прием заявок

Поставщики, желающие принять участие в закупке, знакомятся с конкурсной документации в ЕИС и составляют заявки. Приемлемый формат заявок заказчик описывает в документации.

Если это классический «бумажный» вид, то заявки направляются в запечатанных конвертах. Если заказчик разрешает подавать заявки в электронной форме, то они должны быть направлены в виде электронного документа.

Правила заполнения заявок, срок и место подачи — все это должно быть отражено в документации открытого конкурса.

После того как начался прием заявок, заказчик все еще может внести в документацию изменения. Но сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок.

На заказчика возлагается обязанность принять, зарегистрировать заявки, а также обеспечить их сохранность и конфиденциальность вплоть до того момента, когда конверты будут вскрыты.

Если срок подачи заявок подошел к концу, а заказчик получил всего лишь одну заявку либо не получил ни одной, то процедура признается несостоявшейся.

Вскрытие конвертов

Следующий этап — вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам (если они предусмотрены конкурсной документацией). Этот процесс производится публично после того, когда срок приема заявок подошел к концу. В обязанности заказчика входит обеспечение возможности всем заинтересованным участникам открытого конкурса присутствовать при вскрытии конвертов.

Процедура сопровождается ведением протокола — делает это конкурсная комиссия. Документ должен быть подписан всеми ее членами сразу после того, как конверты будут вскрыты, а доступ к электронным заявкам — открыт. Не позднее следующего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Оценка заявок

Теперь у заказчика есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть и оценить заявки. Для закупок в сфере науки, искусства и культуры сделано исключение — срок рассмотрения заявок можно продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.

Оценивая заявки, заказчик в том числе проверяет достоверность данных документов, которые представили участники конкурса. При выявлении нарушений комиссия отстраняет такого поставщика от участия в процедуре.

Определение победителя и заключение контракта

Когда все заявки обработаны, составляется протокол, в котором фиксируются итоги рассмотрения и оценки заявок. Документ составляется в двух экземплярах: для заказчика и для победителя закупки.

Таковым признается тот из участников, кто смог предложить наилучшие условия исполнения контракта с учетом требований конкурсной документации, и заявка которого получила первый номер.

Подписанный протокол рассмотрения заявок не позднее, чем через 3 рабочих дня, направляется победившему участнику.

Последний этап – заключение контракта между заказчиком и победителем открытого конкурса. Условия контракта соответствуют описанным в конкурсной документации — никаких существенных изменений вносить не допускается. Существуют определенные обстоятельства, при наступлении которых на этапе заключения контракта заказчик может от этого отказаться.

Плюсы и минусы открытого конкурса

Для обеих сторон закупочной деятельности открытый конкурс несет как определенные преимущества, так и недостатки.

Хорош этот способ определения поставщика тем, что у заказчика больше критериев отбора, чем, скажем, при электронном аукционе, где он вынужден руководствоваться лишь ценой. Например, заказчик может отдать предпочтение более опытному и квалифицированному исполнителю, предложившим чуть более высокую цену.

Процедура открытого конкурса проводится без посредников, то есть участник напрямую обращается к заказчику. Это исключает необходимость аккредитации на торговых площадках, а также связанные с процедурой электронных торгов технические риски.

Однако недостатков у открытого конкурса гораздо больше. Во-первых, это довольно сложная и многоэтапная процедура. С этим связана возможность возникновения ошибок и, соответственно, претензий со стороны проверяющих органов. К слову, вопросы могут возникнуть, в первую очередь, к выбору метода определения поставщика, ведь для проведения открытого конкурса есть ряд ограничений.

Во-вторых, в отличие от электронного аукциона, открытый конкурс не настолько прозрачен. В-третьих, у заказчика появляются дополнительные обязанности. Например, он должен регистрировать заявки и обеспечивать их сохранность. Ну и, наконец, открытый конкурс – процедуры довольно длительная, если сравнивать ее с запросом котировок, предложений или закупкой у единственного поставщика.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/vse-ob-otkrytom-konkurse-po-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.