Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Содержание

Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Государственная структура, которая собирается найти для себя поставщика, подрядчика или исполнителя, обязана провести торги в системе госзакупок. Сделать это можно одним из нескольких способов, предусмотренных законом.

У каждого способа есть своя специфика, которая проявляется на стадии подачи заявок, общения с заказчиком, объявления победителя и проч.

Способ, выбранный заказчиком, указан в извещении о закупке, которое размещено в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru.

Практически все способы закупок проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП). Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки».

В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех закупках по «своим» товарам (работам, услугам) и оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Это избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить все торговые площадки в поисках интересных ему контрактов.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Способы закупок, проводимых за счет бюджетных средств

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит по правилам, которые установлены Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Согласно статье 24 этого закона, существует десять способов конкурентного проведения госзакупки:

1. Открытый конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч.(см. «Тендеры по госзакупкам: что нужно знать об открытом конкурсе»).

2. Электронный аукцион. Участники подают подписанные электронной подписью заявки на электронную торговую площадку (ЭТП).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Заявка состоит из двух частей: первая посвящена предмету закупки, вторая посвящена участнику. Обе части подаются одновременно. Сначала заказчик рассматривает первые части и разрешает (либо не разрешает) участвовать в соревновании по снижению цены.

Соревнование заключается в том, что участники снижают начальную (максимальную) цену контракта (НМЦ) на сумму от 0,5 до 5% НМЦ. Если прошло десять минут, и никто не предложил более низкую цену, побеждает тот, чья цена меньше других. Затем заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя торгов (см.

«Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

3. Запрос котировок. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Это один из самых простых и быстрых способов проведения торгов.

Используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Годовой объем таких закупок не может превышать 10% от совокупного годового объема закупок данного заказчика и не может составлять более чем 100 000 000 руб (см.

«Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

4. Запрос предложений. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик вправе выбрать этот способ только в определенных случаях.

Обычно проводится, если ранее в отношении этих же товаров, работ или услуг был дважды объявлен, но не состоялся электронный аукцион или конкурс. Является одним из самых «быстрых» способов госзакупки (см.

«Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»).

5. Конкурс с ограниченным участием. Используется крайне редко. Заказчики обязаны выбрать этот способ при закупках услуг, которые по причине их технологической сложности способны оказать только исполнители с необходимым уровнем квалификации (перечень таких услуг и дополнительных требований к исполнителям утвержден постановлении Правительства РФ от 04.02.15 № 99).

6. Закрытый конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Побеждает тот, кто предложил наилучшие условия.

7. Закрытый конкурс с ограниченным участием. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. После вскрытия всех конвертов с запросами заказчик проводит предквалификационный отбор. Далее оценка участников и выбор победителя проходит так же, как и в открытом конкурсе.

8. Закрытый двухэтапный конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Прежде всего, заказчик оценивает качество товара или квалификацию поставщика, и только после этого — цену.

9. Закрытый аукцион. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Закрытый аукцион требует личного участия, цены указываются на табличках. Побеждает тот, чья цена ниже других.

10. Двухэтапный конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Первый этап — это подача участниками заявок без указания цены.

Второй этап — это рассмотрение цены, предложенной теми, кто прошел на второй этап.

Заказчики нередко выбирают этот способ при закупках строительных услуг, проектировочных работ, высокотехнологичной и инновационной продукции, а также научных исследований.

Способы закупок, проводимых за счет грантов, средств субподряда или собственных средств госструктуры и в ряде других случаев

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует в случае, когда заказчиком является:

  • организация с долей участия государства выше 50%, ее «дочка» или «внучка»;
  • субъект естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.);
  • компания, которая занимается регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

Согласно Закону № 223-ФЗ, каждый госзаказчик должен выпустить и разместить в ЕИС положение о закупке. Там, в числе прочего, необходимо указать конкурентные способы проведения закупок, допустимые для данного заказчика.

Среди них обязательно должны быть конкурс и аукцион, остальные способы — на усмотрение заказчика.

Поставщик может настроить и оперативно получать уведомления об интересующих его закупках проводимых на основании Закона № 223-ФЗ, в сервисе «Контур.Закупки».

Закупки у единственного поставщика

Существует еще один способ проведения торгов — это закупка у единственного поставщика. Он предусмотрен и Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ. Как видно из названия, данный способ не является конкурентным.

Закупать товар, работы или услуги  у единственного поставщика возможно не всегда, а при выполнении определенных условий. В частности, подобные закупки совершаются, если цена не превышает 100 000 руб. Кроме того, они допустимы при форс-мажорных обстоятельствах, при приобретении лекарств на сумму не более 200 000 руб., при заключении контракта на оказание уникальной услуги и проч.

Также закупки у единственного поставщика могут проводиться, если изначально был назначен один из конкурентных способов, но его признали несостоявшимся.

Такое случается, когда подана всего одна заявка, либо из всех поданных заявок всего одна соответствует требованиям. В этом случае заказчику разрешено заключить контракт с единственным участником (см.

«Тендеры по госзакупкам: закупка у единственного поставщика»).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/8/12573

Как участвовать в тендерах. Пошаговое руководство

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Тендер — это конкурс, в условия которого входит борьба между компаниями за заказчика в возможности оказания им услуг. В российском законодательстве этот термин не определен, вместо него применяется такое понятие, как конкурс. В этой статье подробно разберем: правила участия в тендерах, виды тендеров и практические советы для новичков.

Что такое тендер и как в нем участвовать

Что такое тендер и как он проводится?

Участники конкурса предоставляют заказчику свои предложения, соответствующие правилам конкурса, не позднее установленного срока.

Тендер — что это такое, как работает?

Тендер — это конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, имеет сходства и различия с аукционами. Данная информация об участниках и их заявках на аукционах открыта:

  • цена;
  • применяемые материалы;
  • тип и объем услуг;
  • квалификация занятых в аналогичных работах специалистов.

В тендере эта информация зарыта. Участники подают закрытые заявки, условия, предлагаемые ими, неведомы клиентам до момента рассмотрения предложения каждой из компании. Это условие предотвращает продвижение интересов компании, выигрыш которой могут лоббировать организаторы тендера.

Базовый комплект документов на участие в тендере:

  • Заявка от участников.
  • Уникальная и грамотная презентация от компании.
  • Опись пакета документов.
  • Копия устава и иных документов на ООО (АО).
  • Выписка из реестра юридических лиц (обновленная, возраст – не менее 15 дней).
  • Свидетельство о регистрации ЮЛ.
  • Перечень лиц, представляющих компанию.
  • Отчетность ЮЛ (за 3 предыдущих года) и справка из налоговых органов об отсутствии задолженностей.

Как проходит конкурс

Информирование заинтересованных лиц о том, что начался прием заявок от пользователей, происходит через средства массовой информации и посредством интернета. Начинается публикация списка документов для участия, указывается интервал времени, когда можно принести заявки, дата, место тендера.

Как узнать кто выиграл тендер?

По итогам торгов, через 20 дней после рассмотрения заявок, протокол с содержанием информации об участниках и победителях тендера предоставляется для публикации в СМИ. Результаты закрытых торгов доносятся до победителей в индивидуальном порядке.

Кто может участвовать в тендерах?

Компании и физические лица. Необязательно, чтобы победитель конкурса предлагал выигрышную цену по сравнению с другими субъектами.

Виды конкурсов

Для участия в конкурсе компании подают свои предложения организаторам. Это нужно делать своевременно, так, если участник опоздал, заявка может быть отклонена. Организации и граждане могут стать участниками корпоративных тендеров. Кроме того, в конкурсах можно наблюдать:

  • естественные монополии
  • юридические лица (сокр. ЮЛ)
  • учреждения

Тендеры делятся на виды:

  • Открытого типа
  • Закрытого типа
  • Двухэтапные

Открытые и закрытые конкурсы проводятся в несколько этапов.

Характерной чертой открытых конкурсов выступает то, что в них принимают участие компании и организации без каких-либо ограничений со стороны организаторов тендера.

Единственным условием, которое предъявляется к участникам открытых тендеров, является полное соответствие требованиям заказчика.

Как участвовать в тендере новичку

Перед началом борьбы за выгодный контракт, необходимо тщательно проанализировать тендерные документы, акцентируя внимание не только на стоимость, но и способы, условия оплаты.

В итоговую стоимость нужно включить затраты, которые будут осуществлены на подготовку и сопровождение специалистов со стороны компании. Если в документе находятся технические ошибки, это значит, что клиент слабо подготовлен к тендеру.

В этом случае, работать с ним невыгодно.

С чего начать участие в тендерах?

Исполнителю необходимо проследить, есть ли его компания в реестре, а также выяснить, сколько времени рассматривается заявка, будут ли внесены изменения в документы, каким образом объявляются результаты конкурса. Оформление пакета документов должно происходить с требованиями, предъявляемыми заказчиком. Если условия кажутся непонятными, необходимо их уточнить заранее.

Для участия в конкурсе понадобится:

  • тендерная документация;
  • презентация для заказчика;
  • настрой на выигрыш.

Как только компания получила приглашение на конкурс, необходимо посетить сайт организатора, чтобы лучше его узнать. Кроме того, нужно скрупулезно проанализировать конкурсную документацию.

Как выиграть тендер на строительство или ремонт? Как выиграть тендер на услуги? Чтобы выиграть конкурс, исполнитель формирует уникальное предложение, мимо которого потенциальный клиент не сможет пройти.

С этими целями исполнителю необходимо понять, чего добивается потенциальный заказчик в конкурсе.

Требования к участникам

Тщательная подготовка к конкурсу. Участник конкурса должен обладать данными, которые потребуются для полных ответов на возникающие вопросы у заказчика. Внимание к отдельным нюансам и деталям заказа является залогом выигрыша в конкурсе!

Пунктуальность. Участник должен своевременно предоставить данные, которые запрашиваются организатором. Через 7 дней после проведения презентации, лучше связаться с заказчиком и узнать его мнение, комментарии, возможные результаты. Протокол с содержанием информации об участниках и победителях тендера предоставляется для публикации в СМИ.

Инициатива в конкурсе и активность в получении проекта не будет лишней. Конкуренция среди участников высокая. Если кто-либо из конкурентов проявит больше активности, это станет несомненным плюсом для него.

Источник: https://vashbiznesplan.ru/terminy/tender-kak-v-nem-uchastvovat.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1b65c4d6b87700ae7c8bd0/5d5be121d4f07a00ad132e6a

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Расскажем о требованиях Закона № 44-ФЗ к поставщику, что должно содержаться в конкурсной документации открытого аукциона, что должна включать заявка на участие в конкурсе.

Участие в госзакупках – прекрасная возможность для производителей и поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг поднять свой бизнес на качественно новый уровень. Успешное исполнение госконтракта положительно сказывается не только на доходах компаний-подрядчиков, но и на их деловой репутации, позволяя браться за заказы, которые ранее были для них недоступны.

Требования 44-ФЗ к поставщику

Закон № 44-ФЗ нацелен на обеспечение конкурентности и открытости госзакупок. Исполнителем контракта, в соответствии со п.4 ст.3 44-ФЗ, может стать любое юридическое или физическое лицо (регистрация в качестве индивидуального предпринимателя для этого не обязательна).

Исключение только одно – в закупках не могут участвовать компании, зарегистрированные в офшорных зонах.

Участие в открытом конкурсе

Способов госзакупок существует несколько: запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика, закрытые конкурентные способы, электронный аукцион и различные виды конкурсов (открытые, двухэтапные, с ограниченным участием).

Остановимся подробнее на открытых конкурсах – эта процедура является одной из наиболее подходящих для начинающих участников закупок. Извещение о конкурсе размещается в ЕИС для неограниченного числа участников.

Будущего поставщика или исполнителя работ определяют не только исходя из предложенных им расценок, но также с учетом его квалификации, качественных или функциональных характеристик товаров, результатов уже выполненных контрактов.

Для участия в открытом конкурсе участник должен изучить конкурсную документацию и требования заказчика к исполнителю контракта. Если все указанные критерии окажутся подходящими, поставщику предстоит собрать необходимый пакет документов и отправить их заказчику.

конкурсной документации по 44-ФЗ

В конкурсной документации заказчик указывает характеристики объекта закупки, правила, по которым будет проходить закупка, а также требования к участникам. Заказчик размещает документацию в ЕИС, где она находится в свободном и бесплатном доступе. В нее входит информация из извещения о закупке, а также сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 50 44-ФЗ.

В частности, документация содержит описание объекта закупки, условий контракта, обоснование НМЦК, требования к заявкам и инструкцию по их заполнению, критерии, по которым оцениваются заявки, порядок их рассмотрения, размер обеспечения заявки, сроки подписания контракта с победителем конкурса и так далее.

Заявка на участие в открытом конкурсе

Грамотная подготовка заявки на участие в открытом конкурсе – важнейшее условие успешного участия в закупках. В конкурсной документации всегда содержится инструкция по заполнению заявки, которой необходимо придерживаться. Каждый участник по 44-ФЗ вправе подать только одну заявку по каждому предмету открытого конкурса.

Заявка подается в запечатанном виде, чтобы ее содержание нельзя было увидеть до момента вскрытия конвертов.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать:

  • Подробную информацию о поставщике или исполнителе, подкрепленную соответствующими документами;
  • Наименование страны происхождения товара;
  • Стоимость исполнения условий контракта;
  • Документы, подтверждающие соответствие предмета конкурса требованиям, заявленным заказчиком;
  • Если участник предлагает цену на 25% ниже НМЦК – документы, подтверждающие его добросовестность;
  • Документальное подтверждение того, что участник предоставил обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Если заказчик намерен оценивать квалификацию исполнителя – документы, способные ее подтвердить;
  • Рисунок, эскиз или фотографии объекта закупки;
  • Перечень документов, приложенных к заявке.

Состав и функции конкурсной комиссии

Комиссия по осуществлению закупок – это коллегиальный орган, который по 44-ФЗ обязан создать заказчик для определения победителя конкурса.

Она состоит из сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в сфере закупок. Члены комиссии также должны разбираться в объекте закупки.

Ни один из членов комиссии не может быть лично заинтересован в результатах закупки либо находиться под влиянием заинтересованного лица.

При проведении открытого конкурса, согласно ч. 1 ст. 52 44-ФЗ, конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками или открывает доступ к электронным заявкам только после завершения срока их подачи. Все заявки должны быть вскрыты в один день. Для принятия каких-либо решений на заседании должны присутствовать не менее 50% членов комиссии.

Актуальные новости и разъяснения экспертов в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102576-qqq-17-m3-27-03-2017-postavshchiku-uchastvovat-konkurse

Какие документы для участия в тендере нужно подготовить заказчику и поставщику по 44-ФЗ?

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Для участия в торгах в рамках 44-ФЗ поставщику требуется подготовить пакет документации, а заказчику создать определенный пакет документов (который также именуется закупочной документацией).

Документы для тендера, которые готовит поставщик или исполнитель

Документы для тендера в рамках государственного контракта, которые готовит поставщик, во многом зависят от требований заказчика и вида закупочной процедуры. От последнего фактора также зависят сроки, которые отводятся поставщику для сбора и передачи необходимых сведений.

Рассмотрим типовые виды документации, которые нужно подготовить поставщику или исполнителю в рамках участия в госконтракте (порядок подготовки документации прописан в ст. 51 44-ФЗ):

  1. Декларация соответствия – этот документ необходим для подтверждения того, что компания не находится в стадии ликвидации, ее деятельность не была приостановлена по решению суда или судебных приставов, а также то, что у компании отсутствуют недоимки по налогам и сборам или иные задолженности перед бюджетом (с учетом положений ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Готовить декларацию соответствия в виде отдельного документа участнику требуется только в бумажных закупочных процедурах. Тогда она входит в состав заявки. Заказчик может установить форму, по которой необходимо подавать декларацию, а также отправить ее в составе заявки. В случае проведения госзакупки в электронной форме подобная декларация соответствия создается посредством электронной площадки, на которой такая закупка проходит. Площадка предоставляет поставщику форму декларации соответствия, а поставщику остается подписать ее электронной подписью. Поставщик по своему желанию может приложить к декларации подтверждающие документы, в частности, справку из ФНС об отсутствии задолженности. Справка об отсутствии налоговой задолженности выдается в ИФН в бумажном или электронном виде. Законодательство разрешает участвовать в госзакупках и при наличии такой задолженности перед бюджетом, но она не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов за последний год. Заказчик не имеет права отклонить заявку, которая была подана без подтверждающих документов. Но если заказчик обнаружит недостоверные сведения в декларации, то он вправе отстранить участника от закупки и включить информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Декларация, подтверждающая принадлежность к СМП (субъектам малого предпринимательства) или НКО (некоммерческим организациям социального профиля). При отнесении компании к субъектам малого бизнеса необходимо учитывать следующие критерии: численность работников у компаний малого бизнеса не может быть более 100 человек, у средних предприятий – до 250 челок за прошлый год. Выручка у малых предприятий не может превышать 800 млн р. за год, микропредприятий – 120 млн р. Указанное требование распространяется на юрлиц, максимальная доля которых составляет 49%. Подтверждение изложенных в декларации данных осуществляется по желанию участника, а не может стать обязательным требованием. В качестве подтверждения можно приложить форму №2 бухбаланса и сведения о среднесписочной численности. Принадлежность к НКО также прописывается в декларации в свободной форме.
  3. Документы, которые подтверждают принадлежность учреждения к уголовно-исправительной системе или организации инвалидов. Принадлежность к данной категории может предоставлять определенные преференции для участия в тендере.
  4. Сведения об ИНН. ИНН требуется при участии в бумажных или электронных закупках по 44-ФЗ. Поставщику необходимо предоставить такой документ для участия в открытом конкурсе (либо двухэтапном конкурсе с ограниченным участием), электронном аукционе, а также запросе котировок. При отсутствии ИНН участнику требуется дополнительно указать на этот факт в заявке.
  5. Сведения, которые подтверждают квалификацию участника. В 44-ФЗ не предусмотрен перечень документов, который прилагается к заявке для подтверждения опыта работы компании. Это могут быть копии контрактов, акты выполненных работ и пр. Заказчик может прописать его самостоятельно. Но поставщику нужно понимать, что, даже если в конкурсе в критериях оценки учитывается квалификация участника, то такие документы требовать от него не могут. Для подтверждения соответствия участника требованиям от него может потребоваться свидетельство СРО, аттестаты, лицензии и пр. по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  6. Выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц и из ЕГРИП для предпринимателей. Выписка действует ограниченное время: не более 6 месяцев после получения заявления на прохождение аккредитации.
  7. Учредительные документы (копия устава) для юрлиц и паспорт для предпринимателя.
  8. Документы, которые подтверждают соответствие объекта закупки установленным требованиям. Помимо подтверждения соответствия участника установленным требованиям, ему также требуется подтвердить, что поставляемый объект закупки отвечает потребностям заказчика. В отношении объекта закупки составляется коммерческое предложение с указанием на предполагаемую цену и объект поставки и пр. Заявка на участие поставщика может включать рисунок, фото, эскиз и прочие изображения товара либо его пробник. Для подтверждения соответствия товара, с точки зрения запретов и ограничений ст. 14 44-ФЗ, могут учитываться сертификаты СТ-1, акты экспертизы Торгово-промышленной палаты и пр.
  9. Документы, которые подтверждают факт внесения обеспечения участником. Обеспечение по заявке может иметь как денежное выражение, так и форму банковской гарантии. В первом случае может потребоваться платежное поручение от банка, которое подтверждает факт перечисления денег, во втором – заверенная банком гарантия.
  10. Документы, которые подтверждают полномочия руководителя или иного лица на действия от имени компании: в закупке от лица компании может выступать как сам руководитель, так и сторонних контрактный управляющий (доверенность на представление интересов или документ о назначении лица на должность руководителя).
  11. Решение об одобрении крупных сделок с указанием ее максимальной суммы.
  12. Заявка на участие в закупке. Она содержит общие сведения о закупке: наименование организации, юридический и фактический адреса нахождения, ИНН компании и каждого из ее учредителей, копии учредительной документации. Когда участник закупочной процедуры имеет статус физлица или ИП, то он прописывает ФИО, адрес официальной регистрации (именно он для ИП является юрадресом), паспорт лица и место проживания, контактный телефон.

Документы, которые готовит заказчик

Заказчик должен подготовить следующий перечень документов по закупке (он составляется с учетом положений ст. 50, 64, 87 44-ФЗ):

  1. Извещение о ее проведении, которое было составлено с учетом требований ст. 42 44-ФЗ.
  2. Извещение о вносимых правках в закупочную документацию (если в ходе проведения госзакупки заказчику потребуется изменять отдельные ее положения).
  3. Проект контракта (заказчику следует учесть, что для определенных видов закупок разработаны типовые формы контракта, обязательные для применения).
  4. Техническое задание по закупке, которое готовится с учетом правил описания объекта госзакупки по ст. 33 44-ФЗ.
  5. Официальное обоснование начальной цены контракта, или НМЦК по ст. 22 44-ФЗ.
  6. Проектно-сметная документация, разработанная при подготовке строительно-подрядных работ.
  7. Протоколы о соответствии поступивших заявок установленным требованиям, итоговые протоколы или иные (например, протокол об отказе от заключения госконтракта).

Указанные документы заказчик загружает в Единую информационную систему (ЕИС) с помощью функционала личного кабинета. Для публикации сведений заказчику следует придерживаться строго установленных временных рамок.

Поставщики могут обращаться к заказчику за разъяснениями по закупочной документации, а тот обязан в установленные сроки предоставить дополнительные сведения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Порядок подачи

Заявка на участие в аукционе может быть подана как в электронном, так и письменном виде. При ее передаче в стандартном бумажном формате заявку необходимо предварительно запечатать в конверт, чтобы информация через него не была читаемой.

Форма для подачи заявки законодательно не прописана. Рекомендованный для заполнения образец может быть представлен в закупочной документации.

Для участия в аукционе участник может подать документы только в электронной форме. Документы нужно предварительно перевести в электронный формат (отсканировать) и подписать с помощью ЭЦП. Также компания-участник должна предварительно пройти аккредитацию на площадке, на которой будет проводиться закупка.

Заявка на электронный аукцион составляется в двух частях: первая часть подается анонимно и включает коммерческое предложение поставщика. Если первая часть заявки допускается заказчиком до участия в закупке, то во второй части участник предоставляет все необходимые документы, персональные и контактные данные.

Таким образом, при поведении закупки заказчик публикует в ЕИС документы, которые подтверждают его потребность в товарах и услугах, а поставщик предоставляет документы, которые подтверждают его способность исполнить госзаказ.

44-ФЗ строго регламентирует перечень документов, который может запрашивать заказчик у участников закупки. Заказчик не может запрашивать дополнительные сведения у участников, это может рассматриваться в качестве правонарушения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/dokumenty-8.html

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Как поставщику участвовать в открытом конкурсе

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.