Обзор судебной практики по ДТП
Судебные решения о возмещении материального ущерба от ДТП
Возмещение ущерба, причиненного в результате аварии, не во всех случаях возлагается на страховую компанию.
Зачастую автомобилистам приходится обращаться в судебные органы, чтобы установить лицо, обязанное возместить вред, причиненный его машине.
Сумма ущерба может быть взыскана с виновника ДТП, а в некоторых случаях, с собственника автомобиля, который не был участником дорожно-транспортного происшествия.
Когда платит виновный в аварии?
Обязательства, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате аварии, возлагаются на страховую компанию, при условии, что участники ДТП застраховали свою ответственность.
В законодательстве указывается максимальная сумма, которая может быть выплачена пострадавшей стороне. Если причинен физический вред, вплоть до наступления смерти — возмещение производится в размере, равном 500 тысячам рублей.
При вреде, носящем имущественный характер, выплачивается 400 тысяч.
Во внимание не принимается факт, скольким людям был причинен ущерб в результате аварии, то есть обратиться за возмещением может каждый из пострадавших.
Страховая компания может отказать в выплате возмещения, если лицо, признанное виновным в совершении ДТП, находилось в состоянии опьянения в момент столкновения, если виновник не имеет водительского удостоверения, если инцидент произошел в период, не входящий в страховку. Стоить отметить, что отказ на данных основаниях, является неправомерным.Если виновный не имел водительских прав или был пьян — страховая обязана возместить ущерб, после чего имеет право на обращение в суд с иском в регрессном порядке к виновнику аварии.
Если человек забыл дома полис, и в это время произошла авария, возмещение также производится, при условии что у виновника имеется действительное ОСАГО и известны его реквизиты.
Виновное лицо будет возмещать ущерб, если размер возмещения превышает установленный законодательством максимум (оплачивается сумма в части превышения), если вред причинен не во время движения, к примеру, когда водитель неосторожно открыл дверь и поцарапал рядом стоящую машину, если осуществляется взыскание морального вреда, носящего моральный характер, и если у виновного отсутствует действующий полис ОСАГО. При этом если человек в момент аварии находился за рулем автомобиля, принадлежащего другому человеку, обязательства, связанные с возмещением вреда возлагаются на хозяина машины.
Досудебное урегулирование
Чаще всего целесообразным будет заключить с виновником соглашение о добровольном возмещении ущерба, на основании которого будут производиться выплаты. Связано это с тем, что дела в суде рассматриваются на протяжении длительного периода времени.
Соглашение может быть составлено сторонами самостоятельно, либо с помощью нотариуса. В нем указывают данные сторон, обстоятельства аварии, порядок возмещения.
Виновник каждый раз выплачивая пострадавшему ущерб, должен получать расписку о возмещении ущерба, в противном случае доказать факт выплаты будет невозможно. Пострадавшая сторона, несмотря на заключенное (или не заключенное) соглашение, может подать иск в суд.
Судья в зависимости от обстоятельств дела может полностью или частично удовлетворить иск или оставить его без удовлетворения. Далее будут рассмотрены случаи из судебной практики с различными судейскими решениями по искам о возмещении материального ущерба.
Дело № 2-6533/2017 — иск удовлетворен частично
В декабре 2017 года судом города Санкт-Петербурга был рассмотрен иск гражданина Р. к гражданину Х. о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, а также расходов, носящих судебный характер.
В результате столкновения, произошедшего по вине Х. автомобилю, который принадлежал Р., причинен ущерб. На основании административного постановления Х. признан виновником аварии. Ответственность Х.
на момент совершения аварии застрахована не была.
Р. произвел независимую экспертизу, по результатам которой стоимость ремонта его машины составила 53 тысячи рублей. Истец требовал возмещение вреда, причиненного автомобилю, а также расходов, связанных с судебным рассмотрением дела. Р. и Х. явились на заседание суда.
Истец поддержал выдвинутые требования, Х. заявил, что не согласен с ними, так как они завышены, указывая на то, что экспертиза проведена спустя неделю после ДТП и за это время автомобилю могли быть причинены повреждения.Доводы ответчика не были приняты во внимание судом, так как не были обоснованы. Судом было принято решение требования удовлетворить частично. С Р.
взысканы денежные средства за причиненный ущерб в размере 53 тысяч рублей, расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 6 тысяч, оплата госпошлины, а также направление телеграммы виновнику. Остальные требования отклонены.
Дело №2-6652/2017 — иск удовлетворен
В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск ООО «Сельта» к гражданину В. о возмещении вреда, причиненного в результате аварии, расходов на оплату госпошлины. ДТП произошло по вине В., который занимал должность водителя-экспедитора в ООО. В.
виновность свою признал и указал, что оплатит причиненный ущерб в добровольном порядке. Спустя определенный период времени, требования ООО удовлетворены не были, по этой причине произошло обращение в суд. Ответчик на заседание суда не явился, хотя был уведомлен надлежащим образом, причины неявки, и доводы по делу не сообщил.
Представитель истца на суде присутствовал и требования поддержал.
Суд счел требования ООО подлежащими удовлетворению, поскольку были представлены доказательства того, что В.
осуществлял в ООО трудовую деятельность на основании договора, было предоставлено заключение экспертизы о стоимости восстановительного ремонта, чек об оплате государственной пошлины. Виновность В.
подтверждается на основании административного постановления. Иск удовлетворен полностью, с виновного взыскана сумма в размере 57 тысяч на ремонт машины и 1963 рубля в качестве оплаты госпошлины.
Дело № 2-5249/17 — иск удовлетворен частично
В ноябре 2017 года Красносельским судом Санкт-Петербурга рассмотрен иск гражданина С. к гражданину П.
о возмещении стоимости ремонта авто в размере 316 тысяч рублей, расходы на представительские услуги — 36 тысяч, проведение экспертизы — 4 тысячи, услуги эвакуатора — 2,5 тысячи. Авария произошла по вине П.
Страховая компания отказалась возмещать причиненный автомобилю ущерб, так как ответственность П. не была застрахована.
На судебное заседание явился представитель истца, который поддержал ранее выдвинутые требования. Ответчик не явился на суд, о времени и месте был извещен в надлежащей форме. Причины неявки не указаны. Судом рассмотрены имеющиеся материалы дела, в том числе административное постановление, на основании которого установлена вина П. в совершении ДТП. Истец требования подтвердил документально.
Принято решение удовлетворить требования С. частично. С П. взыскана сумма ущерба, причиненного автомобилю, в размере 316 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы 4 тысячи, оплата госпошлины 6425 рублей, сокращена сумма на оплату услуг представителя до 20 тысяч. В удовлетворении остальных требований было отказано.
Дело № 2 – 4610/2017 — иск удовлетворен
В октябре 2017 года судом города Санкт-Петербурга рассмотрен иск о возмещении причиненного ущерба. Истцом выступило ООО «Сервис Тур», ответчиком — гражданин М. ООО было указано в исковом заявлении о том, что между ним и М.
было заключено соглашение о прокате автомобиля без экипажа. М. был предоставлен автомобиль марки Тойота во временное пользование, за что М. должен был уплачивать установленную плату. Основание передачи машины стал акт приема-передачи.
Согласно заключенному договору М. не имел права передавать арендованное авто в пользование других лиц, однако сделал это. В результате чего К.
, управляя указанной машиной, совершил дорожно-транспортное происшествие. Автомобилю были причинены повреждения, по причине которых дальнейшая сдача в аренду невозможна.
В соответствии с договором ответственность за сохранность автомобиля возложена на арендатора.ООО направило М. претензию о возмещении причиненного вреда в добровольном порядке, однако оплаты не последовало. Согласно проведенной экспертизе стоимость возмещения авто составила 625 тысяч рублей.
Также ООО просило взыскать с ответчика расходы на проведение экспертизы в размере 6 тысяч, оплаты госпошлины в размере 9517 рублей, оплаты представительских услуг — 35 тысяч, почтовые расходы — 400 рублей.
Ответчик на суд не явился, представитель ООО на заседании присутствовал, требования поддержал. Судом на основании оценки представленных доказательств, в том числе заключения экспертизы относительно стоимости ремонта, документального подтверждения виновности М.
в ДТП, чеков и квитанций, свидетельствующих об оплате ООО прочих расходов, принято решение требования ООО удовлетворить, с М.
была взыскана сумма причиненного ущерба в размере 625 тысяч рублей, оплата госпошлины 9517 рублей, проведение экспертизы — 6 тысяч, расходы на представителя с учетом требований разумности сокращены до 20 тысяч рублей.
Заключение
Таким образом, на основании искового заявления о возмещении материального ущерба, а также учитывая обстоятельства происшествия и доказательную базу, суд, руководствуясь статьями Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов, выносит решения по делам о возмещении материального ущерба, полученного в результате ДТП. При этом учитывается множество факторов, в том числе степень вины сторон.
Источник: https://insur-portal.ru/dtp/sudebnaya-praktika-po-ushcherbu-pri-dtp
Обзор судебной практики по дтп | Юридический блог
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обзор судебной практики по дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.
Следует учитывать, что по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор ОСАГО) страхованию подлежит только гражданско- правовая ответственность. Цель гражданско-правовой ответственности ‒ возмещение причиненного ущерба.
Процессуальные вопросы 1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом. Пример.
Оказываем помощь строительным и проектным организациям для вступления в СРО
Областной суд отмечает также, что существенным обстоятельством для разрешения настоящего спора, подлежащим установлению судом первой инстанции, является установление владельца источника повышенной инстанции, причинившего ущерб.
В первом случае действует общее правило, содержащееся в п. 1 ст. 1079 ГК РФ: вред возмещается в полном объеме владельцем источника повышенной опасности независимо от вины. Исключением являются случаи, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (например суицид). При этом владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возместить вред.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для передачи искового заявления З., поданного по месту его жительства, для рассмотрения в иной суд не имеется. (По материалам судебной практики Московского городского суда) 3.
Если полис не действителен (например, просрочен) или отсутствует, то ущерб на основании решения суда взыскивается непосредственно с виновника аварии.
Таким образом, транспортное средство повреждено в период эксплуатации исключительно в коммерческих целях.
Произошло ДТП, по которому являюсь виновником. Составили евпропротокол, но свою СК не уведомил о наступлении ДТП в течении 5 дней. Пришло письмо о СК, в котором требуют возместить ущерб на основании п. ж ст.14 Фз Об ОСАГО. Как можно обойти? Есть ли судебная практика оспаривания данной статьи? Спасибо.В., принадлежащего на праве собственности Митюшкиной О.В., и автомобиля «Москвич-21412» рег.знак О890ХТ(56) под управлением водителя Мухина А.Н., принадлежащего на праве собственности Исаевой В.Н.
Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики
Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».
Несмотря на то, что автострахование ОСАГО существует уже не первый год, и даже все законодательные нормы отрегулированы в этом отношении, тем не менее, судебные разбирательства в этой области не прекращаются.
У нас вот какая проблема: попал в дтп. не виновен (по заключению ГИБДД-есть справка). В итоге потерял работу, так как водитель, а автомобиль пострадал. После ДТП на фоне нервного срыва проходил лечение в психиатрической больнице. Единственная проблема-на момент дтп был лишен прав… Могу ли подать иск в суд на возмещение морального вреда? Какая судебная практика существует?
Кроме досудебной претензии, потерпевшая сторона обязательно должна иметь все документальные подтверждения наступления страхового случая.
Свадебная видеосъемка и фотосъемка
Таким образом, взаимодействие транспортных средств имеет место при одновременном проявлении их вредоносных качеств как источников повышенной опасности. При этом обязательным условием взаимодействия транспортных средств является их движение, за исключением случаев, когда столкновение происходит с внезапно остановившимся транспортным средством.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое владеет им на праве собственности или ином законном основании (доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).
По судебной практике, сколько сейчас можно попросить за моральный вред из-за тяжких телесных повреждений, причиненных в результате ДТП?
П. обратился с иском к Управлению по Красноярскому краю ООО “Р.“ о выплате страхового возмещения. Страховая организация отказала в выплате, сославшись на вину самого потерпевшего в ДТП. В ходе судебного разбирательства установлено, что ДТП произошло исключительно по вине Э., ответственность которого застрахована ответчиком.
По судебной практике, сколько сейчас можно попросить за моральный вред из-за тяжких телесных повреждений, причиненных в результате ДТП?
Конституционный Суд неоднократно указывал, что потерпевший в ДТП может обратиться с иском в суд о взыскании разницы между выплаченным по ОСАГО и реальным ущербом. До недавнего момента Верховный Суд придерживался такой же позиции, но потом её изменил.
Показательно в данном случае гражданское дело по иску Л. к К., Б., Е. о возмещении материального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
Но в настоящее время потерпевший может возместить полную стоимость ремонта путем взыскания с виновника ДТП ущерба без учета износа (судебная практика это подтверждает).Законодатель различает договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.
Правоохранителям станет немного сложнее преследовать бизнес
Во второй ситуации водитель, менее виновный в столкновении имеет возможность получить страховую компенсацию в сниженной сумме (пропорционально степени виновности). Г. обратился в суд с иском к ОСАО “Р.“ о выплате страхового возмещения. В судебном разбирательстве установлено, что собственницей поврежденного автомобиля является И.
Однако этого правового акта было недостаточно для того, чтобы внести четкую ясность между страховщиками и страхователями.
То же самое касается также и страховых компаний, которые подают судебные иски на своих клиентов при подозрении на мошенничество или неуплате страховых взносов и другим причинам. Доказательства неправоты клиента всегда должны быть заранее подготовлены компанией.
Автоюрист взыскивает ущерб с дорожных, коммунальных служб Ростова-на-Дону
Филиал страховой компании, не имеющий статуса юридического лица и самостоятельной процессуальной правоспособности, не может выступать ответчиком в суде.
Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Пример. З. обратился в суд с иском к страховщику ООО «Р» и причинителю вреда С. о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, поскольку ответчик — ООО «Р», признав дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, произвел выплату страхового возмещения в размере меньшем, чем определен независимым оценщиком.
Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.
Удаленная помощь ЮРИСТА через Интернет
При этом следует учитывать, что регистрация транспортных средств, предусмотренная пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, является лишь условием их допуска к участию в дорожном движении.
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.
Данное заключение эксперта суд счел объективным, обоснованным, поскольку экспертиза проводилась исключительно с применением научно-технических знаний.
Вместе с тем данное законоположение не препятствует возможности защиты нарушенных прав потерпевшего путем обращения с иском к непосредственному причинителю вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации (Определение от 21 июня 2011 года No 855-О-О).
Судебная практика по делам ДТП
Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.
Может ли невиновный участник аварии, чей автомобиль получил повреждения, требовать полного возмещения причиненных ему убытков с виновника ДТП? Далее расскажем о возможности взыскания ущерба без учета износа с виновника ДТП, в том числе о взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, предложим примеры из судебной практики возмещения ущерба без учета износа.
В происшествии установлена обоюдная вина. Однако водитель автомобиля А считает. Что менее виновен в столкновении, так как по вине второго участника аварии был затруднен проезд по перекрестку.
Почему и как привлекать экспертов в области права
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП. Изучение судебной практики по спорам, связанным с возмещением ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (вред здоровью, расходы на лечение, возмещение расходов на ремонт автотранспортного средства).
Ранее Верховный Суд РФ высказывался за возможность взыскания разницы выплаченной по ОСАГО и реальным ущербом, но в обзоре судебной практики от 22 июня 2016 года изменил свое мнение. Конституционный Суд РФ считает возможным обращение с исковыми заявления на виновников.
Решением Октябрьского районного суда от 28 февраля 2006 г. иск удовлетворен в отношении М. как собственника и законного владельца автомобиля. Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2006 г. решение оставлено без изменения.
Доводы представителя ответчика, изложенные в кассационной жалобе, признаны необоснованными.
Источник: https://puffpoint.ru/chastnoe-pravo/6250-obzor-sudebnoy-praktiki-po-dtp.html
Судебная практика по ДТП — примеры разбирательств и как доказать свою невиновность
Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико.
В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни.
О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.
Примеры из судебной практики
Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:
Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.
Бесконтактная авария
Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной.
Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии.
Последний решил оспорить решение суда и проиграл.
Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.
Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.
Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.
ДТП со смертельным исходом
Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.
Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода.
Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю.
денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.
Обоюдная вина
Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.
Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.
К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.
Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.
Неумышленное ДТП
Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК.
Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.
Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.
Авария на ЖД переезде
Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы.
Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.
Как проходят суды по ДТП
Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.
- Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
- Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
- Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.
Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:
- подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
- непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
- судебный акт (постановление, решение или приговор).
Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.
Как доказать свою невиновность
Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:
- Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
- Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
- Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
- Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
- Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.
Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.
Источник: https://AvtoPravil.net/sudebnaya-praktika-po-dtp.html
Обзор судебной практики по спорным вопросам при применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Обзор судебной практики от 07 мая 2015 года
Перед изучением Обзорарекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.
I.Основные положения
Отношения, вытекающие издоговора страхования гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, урегулированы главой48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственностивладельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), атакже принятыми в соответствии с ним Правиламиобязательного страхования гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19 сентября 2014года N 431-П (далее — Правила страхования).
Законом об ОСАГО определены правовые,экономические и организационные основы обязательного страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств. На нихданным Законом возложенаобязанность страховать риск своей гражданской ответственности,которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровьюили имуществу других лиц при использовании транспортных средств.Постановлением Конституционного СудаРФ от 31.05.2005 N 6-П положения указанного Закона, закрепляющие обязанностьстрахования владельцами транспортных средств риска своейгражданской ответственности и недопустимость использования натерритории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнилиэту обязанность, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Правоотношения в рамкахЗакона об ОСАГО возникают наосновании заключенного договора обязательного страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств, покоторому страховщик обязуется за обусловленную договором плату(страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоресобытия (страхового случая) возместить потерпевшим причиненныйвследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу(осуществить страховую выплату) в пределах определенной договоромсуммы (страховой суммы) (абзац 8 статьи 1Закона об ОСАГО). Договор обязательного страхования долженсоответствовать Закону об ОСАГО иПравилам страхования, действовавшим в момент его заключения.
Законом об ОСАГО потерпевшимпредоставляются гарантии возмещения вреда, причиненного их жизни,здоровью или имуществу при использовании транспортных средств инымилицами.
Одним из механизмовреализации данных гарантий является право потерпевшего предъявитьстраховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни,здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, впределах страховой суммы, путем предъявления страховщику заявленияо страховой выплате или прямом возмещении убытков (статья12 Закона об ОСАГО).
Под страховой выплатойпонимается конкретная денежная сумма, подлежащая выплатестраховщиком в возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и(или) имуществу потерпевшего. По выбору потерпевшего допускаетсязамена страховой выплаты на восстановительный ремонт при условии,что вред, причиненный транспортному средству, не повлек его полнойгибели.
Предельный размерстраховых выплат потерпевшим закреплен статьей7 Закона об ОСАГО и составляет:
вчасти возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждогопотерпевшего — 500 тысяч рублей;
вчасти возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего- 400 тысяч рублей.
Необходимо учитывать, чтопо договорам, заключенным до 1 октября 2014 года, предельный размерстраховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществуодного потерпевшего, составляет не более 120 тысяч рублей, в частивозмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших -не более 160 тысяч рублей.
Вторым механизмомявляется осуществление Российским союзом автостраховщиков (РСА)компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни, здоровью илиимуществу потерпевшего, если страховая выплата по договоруобязательного страхования не может быть осуществлена в результатеотзыва лицензии у страховщика или его банкротства.
Кроме того,компенсационная выплата в счет возмещения вреда жизни или здоровьюпотерпевшего может производиться в случаях, если у причинителявреда отсутствует полис ОСАГО либо лицо, ответственное запричиненный вред, неизвестно. Порядок осуществления компенсационныхвыплат определен главойIII Закона об ОСАГО.
Статьей16_1 Закона об ОСАГО закреплены особенности рассмотрения споровпо договорам обязательного страхования, которые применяются котношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года.
Так, при наличииразногласий между потерпевшим и страховщиком относительноисполнения последним своих обязательств по договору обязательногострахования до предъявления к страховщику иска, вытекающего изнеисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств подоговору ОСАГО, несогласия потерпевшего с размером осуществленнойстраховщиком страховой выплаты, потерпевший обязан направитьстраховщику претензию с приложением документов, обосновывающих еготребования. В течение 5 календарных дней со дня поступления (заисключением нерабочих праздничных дней) страховщик обязанудовлетворить требование о надлежащем исполнении обязательств подоговору ОСАГО либо направить мотивированный отказ в удовлетворенииданного требования.
При удовлетворении судомтребований потерпевшего — физического лица об осуществлениистраховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение вдобровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере 50% отразницы между совокупным размером страховой выплаты, определеннойсудом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком вдобровольном порядке.
Связанные с неисполнениемили ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договоруОСАГО права и законные интересы физических лиц, являющихсяпотерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии сЗаконом о защите прав потребителейв части, не урегулированной Закономоб ОСАГО.
Дела по спорам,возникающим из договора обязательного страхования гражданскойответственности владельцев транспортных средств (граждан,организаций, органов государственной власти, органов местногосамоуправления) и не связанным с осуществлением имипредпринимательской и иной экономической деятельности, подлежатрассмотрению судами общей юрисдикции. Дела по спорам, возникающимиз договора обязательного страхования гражданской ответственностивладельцев транспортных средств и связанным с осуществлениемпредпринимательской и иной экономической деятельности юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрениюарбитражным судом.
Вцелях обеспечения единства практики применения судамизаконодательства, регулирующего отношения в области обязательногострахования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств, а также учитывая возникающие у судов при рассмотренииданной категории дел вопросы, было издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства обобязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств».
Ниже приводится обзорвыводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорнымвопросам при взыскании страхового возмещения по договору ОСАГО, аименно:
— взыскание страховыхвыплат;
— взыскание страховыхвыплат в случае несогласия потерпевшего с размером осуществленнойстраховщиком страховой выплаты;
—взысканиекомпенсационных выплат с РСА.
1.Взыскание страховых выплат
1.1. Определение Судебной коллегии по гражданскимделам Липецкого областного суда от 01.04.2015 N 33-807/2015
Исковыетребования:
Истец обратился с иском кООО «Росгосстрах», Логинову А.Н. о взыскании страховой выплаты,возмещении ущерба.
Просил взыскать в свою пользу с ООО»Росгосстрах» страховое возмещение в размере 120000 рублей,компенсацию морального вреда, штраф, судебные расходы; сумму,превышающую лимит ответственности страховщика, просил взыскатьнепосредственно с причинителя вреда.
Вапелляционной жалобе ответчик ООО «Росгосстрах» решение суда проситотменить в части взыскания штрафа и судебных расходов, указывая наего незаконность.
Решение суда:
Судебная коллегияоставила решение суда первой инстанции без изменения, аапелляционную жалобу — без удовлетворения.
Позиция суда:
Судебная коллегияполагает, что у страховой компании не имелось правовых основанийдля отказа в производстве страховой выплаты.
Разрешая заявленныетребования, суд первой инстанции, с выводами которого соглашаетсясудебная коллегия, руководствуясь положениями ст.ст.
931,1064,1068,1079 ГКРФ, Законом обОСАГО, пришел к обоснованному выводу об удовлетворенииосновного материально-правового требования о взыскании страховоговозмещения, при этом в соответствии со ст.1072ГК РФ сумма, превышающая лимит ответственности страховщика,правомерно взыскана с виновника ДТП.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420271892
Обзор судебной практики по дтп
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обзор судебной практики по дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ. Верховный суд поддерживал эту позицию.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Страхование ответственности обеспечивает компенсацию причиненного страхователем вреда в пределах страховой суммы.
Процессуальные вопросы 1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом. Пример.
Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года не будет выплат
Таким образом, суд оставил иск без удовлетворения, то есть вина была признана за обоими водителями в равной степени.
Согласно представленному в дело паспорту транспортного средства собственником автомобиля «RENAULT Logan», 2014 года выпуска, является индивидуальный предприниматель С. Договор ОСАГО заключен с С. как с физическим лицом. В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 15 октября 2015 г. С. имеет статус индивидуального предпринимателя с 17 декабря 2004 г.
Произошло ДТП, по которому являюсь виновником. Составили евпропротокол, но свою СК не уведомил о наступлении ДТП в течении 5 дней. Пришло письмо о СК, в котором требуют возместить ущерб на основании п. ж ст.14 Фз Об ОСАГО. Как можно обойти? Есть ли судебная практика оспаривания данной статьи? Спасибо.Так, судом было установлено, что постановлением 56 БВ 352272 от 14 сентября 2007 года по делу об административном правонарушении виновным в ДТП от 02 сентября 2007 года был признан Яшин О.В., нарушивший п.п.8.4, 8.5 ПДД РФ.
Автоюрист взыскивает ущерб по ДТП с страховщиков и виновников аварии
Судебная коллегия указала, что как следует из материалов дела 21.10.2009 произошло ДТП с участием автомобиля Мицубиси (собственник Л.) и автомобиля Тойота под управлением Б., повлекшее причинение ущерба транспортному средству истца.
Ранее суды в том случае, когда у виновника аварии нет страховки, выносили решение о возмещении убытков потерпевшему на основании результата экспертизы в размере стоимости восстановительного ремонта с учетом износа.
Указанная статистика показывает, что рассмотрение гражданских дел данной категории не вызывает у судей затруднений. Процент обжалованных решений низкий.
По статистике за последние несколько лет количество дорожных происшествий хоть и снижается, но остается на достаточно высоком уровне.