НМЦК: что это такое в госзакупках
Цена контракта по 44 ФЗ: методы определения, обоснования, уменьшения, увеличения НМЦК
Говоря о закупках для удовлетворения нужд государственных и муниципальных, возникают вопросы. Например, конкурс не состоится, если не будет определена цена контракта. Нельзя просто поставить число и указать его в качестве цены. В госзакупках к этому стоит подходить с умом.
Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК
Закон № 44-ФЗ является основным регламентирующим нормативным актом в части осуществления госзакупок и выполнения госзаказов. В этом законодательном акте прописаны способы формирования контракта, его ценности, составления и заключения.
Цена контракта по 44-ФЗ определяется по ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 этой статьи прописан порядок её формирования. В остальных пунктах подробно описывается каждый метод, случаи использования каждого.
Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
НМЦК по 44-ФЗ формируется заказчиком самостоятельно одним из описанных ниже способов:
- метод сопоставимых рыночных цен. Проводится анализа рынка, поэтому этот способ могут называть по-иному;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод;
- нормативный метод.
- тарифный метод;
Это не полный список, у заказчика есть право применить свой метод формирования начальной максимальной цены контракта. Но нужно обязательное обоснование целесообразности его применения.
При употреблении метода сопоставимых рыночных цен происходит сравнение ценников на аналогичные предметы сделки в данном регионе.
Например, стоимость молочной продукции в Московской области будет несколько разниться с показателями на тот же продукт в Рязанской области.
Если закупки будут проводиться в Рязанской области, то к сравнению берут показатели в этом субъекте федерации, а не в соседнем.Сравнивается ценность в коммерческом сегменте рынка. У госзаказчика есть право применять корректирующие показатели и индексы для пересчёта. Для сравнения и формирования начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ необходимо экономическое обоснование их использования.
Важно! Если госзаказчик выбрал такой вариант формирования ценности своего заказа, то ему рекомендуется брать к сравнению показатели не менее чем у 3 поставщиков. Это позволит максимально точно определить ценность будущей закупки.
Нормативный метод применяют для расчёта начальной цены контракта на основании требований, которые предъявляются к предмету сделки ст. 19 соответствующего закона. Необходимо использовать информацию о предельно допустимом значении цен на идентичные или одинаковые предметы сделки.
Тарифный метод по 44-ФЗ применяется при нормативном регулировании цен подобные предметы сделки на государственном или муниципальном уровне. Тогда цена контракта по 44-ФЗ определяется на уровне регулируемой стоимости.
Проектно-сметный метод применяться только для определения цены сделки для определённых видов работ. Полный перечень представлен так:
- работы по осуществлению всех этапов строительства капитальных объектов, с применением разработанных нормативных показателей;
- сохранение культурного наследия различных этнических групп, проживающий на территории наше страны в различных регионах.
Важно! Если по итогам конкурса на проведение текущего ремонта зданий и сооружений определился только один поставщик, цена заключаемого с ним контракта будет определяться данным методом.
Если иные методы невозможно применить, заказчик должен использовать затратный. То есть, цена контракта это сумма всех затрат (прямых и косвенных), которые обычно возникают при производстве, приобретении, хранении и реализации конкретного предмета сделки.
Все сведения берутся из открытых и общедоступных источников информации в сети на официальных электронных интернет-площадках, в статистической отчётности, на биржах и в прочих источниках.
Приоритетным методом определения начальной максимальной цены контракта для отдельных предметов сделок по госзаказам местными властями может быть установлен какой-то определённый.
Данные способы применяются для того, чтобы максимально правильно определить ценность. В рамках госзакупок это имеет важное значение.
Если заказчик в извещении укажет заниженную стоимость, закупка может не состояться.
Ни один потенциальный исполнитель госзаказа не захочет лишиться коммерческой составляющей, поэтому заявки на участие в закупках подавать не будут. Следовательно, конкурс не состоится.Есть ещё одно неблагоприятное последствие установления заниженной цены – это недобросовестный исполнитель. Он подаст заявку на участие с установленной стоимостью. Вероятно, он окажется единственным участником и станет единственным поставщиком. Но для того чтобы получить прибыль, он выполнит работу некачественно или сэкономит на материале и комплектующих.
Если же цена контракта будет завышенной, велика вероятность того, что будет выявлено нецелевое использование средств из бюджета. Если в ходе торгов цена будет снижена и вернётся к среднерыночному значению, но негативных последствий не будет.
От того, насколько правильно будет рассчитана НМЦК, зависит порядок проведения конкурса. Например, если она будет более 0,5 млн. рублей, то у госзаказчика нет права выбирать потенциального исполнителя путём формирования котировочного запроса.
Сведения о том, как будет проходить конкурс (открытый или закрытый), должны размещаться в сети. Для этого определены конкретные временные рамки, они также зависят от определённой ранее цены. Данные можно увидеть в таблице:
Конкурс, проводимый для всех участников | Не имеет значения | В течение 2 календарных декад до того момента, как госзаказчик получит все заявки и откроет их сущность для остальных заявителей |
В виде электронного конкурса | Выше 3 млн. рублей | Не позднее полумесяца до закрытия возможностей на подачу заявлений |
Ниже 3 млн. рублей | Минимум за календарную неделю до закрытия возможностей к подаче заявок | |
С помощью формирования котировочного запроса | Более четверти млн. рублей | За неделю до того момента, как будет закрыт входи для подачи заявлений на участие |
Менее четверти млн. рублей | Как минимум за неделю до того момента, как закроется доступ к подаче заявок | |
С помощью проведения запроса предложений | Не имеет значения | Не менее рабочей недели до того, как этот запрос будет проведён |
Источники обоснования
Чтобы определить цену контракта, необходимо использовать открытую информацию, к таковой относится:
- информация, доступная к просмотру и изучению на официальном сайте госзакупок (его адрес в сети www.zakupki.gov.ru) по уже успешно исполненным контрактам (то есть, по ним не было взысканий и штрафных санкций);
- информация, распространяемая с помощью рекламы в СМИ, печатных изданиях и прочее;
- размещаемую на биржах российского и иностранного рынка об установленных на определённую календарную дату котировках;
- имеющая отношение к отчётам по оценке, на основании которых определяется оценочная стоимость некоторых товаров;
- информация, поступающая из информационных агентств;
- прочие общедоступные источники.
Для достоверного определения показателя ценности предмета закупки нельзя ориентироваться на те сведения, которые:
- прописаны в реестре, содержащем данные о недобросовестных и уклонившихся подрядчиках;
- были получены из источников, пожелавших остаться неизвестными;
- получены госзаказчиком по запросам, не отвечающим предъявляемым к ним требованиям;
- не содержат в себе расчёт цен на определяемую категорию предмета сделки.
Чтобы использовать один из методов расчёта, необходимо понимать, что такое «однородные» и «идентичные» товары. Расшифровка дана в ст. 22 регулирующего закона.
К «однородным» относятся товары, работы или услуги, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять схожие функции.
К «идентичным» относятся те предметы, которые могут иметь разный внешний вид, но одинаковые характеристики. Для определения «однородности» и «идентичности» необходимо брать во внимание:
- страну, в которой товар производится;
- фирму, которая выступает в роли его производителя;
- если предметом закупки выступают услуги, то репутация компании и её характеристика среди конкурентов имеют важное значение для сравнения;
- качество;
- возможность заменить товар другим без потери основных характеристик;
- вид и объём.
Внешний вид не играет особой роли. Когда применяется метод сопоставимых цен, у заказчика есть право использовать:
- корректировочные коэффициенты для того, чтобы произвести перерасчёт цены в зависимости от определяющих характеристик. Индекс для пересчёта определяется путём экспертного расчёта;
- сведения из общего доступа;
- данные, размещённые на площадках для проведения электронных торгов, конкурсов и тендеров.
Важно! Нельзя отступать от определённого алгоритма.
Образец обоснования НМЦК
Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.
Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.
Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:
При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:
- сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
- номер раздела по порядку;
- название закупки;
- название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
- фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.
Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:
Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.
Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:
Последовательность и порядок действий при расчете
Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.
Нужно соблюсти следующий порядок действий:
- Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
- Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
- Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
- Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
- Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
- Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
- Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.
Заключение
Если заказчик сам не может произвести расчет и обоснование НМЦК, он может воспользоваться онлайн калькулятором. Он есть на официальном сайте НАИЗ. Расчёт с помощью данного инструмента производится наиболее распространённым способом – методом сопоставимых чисел.
Показания онлайн-калькулятора рекомендованы к применению, но не являются обязательными.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/cena-kontrakta-nmck/
Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?
На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.
Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.
Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.
Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.
Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.
От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.
Способ проведения закупки | НМЦК | Сроки размещения |
Открытый конкурс | Независимо от суммы | В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам |
Электронный аукцион | Более 3 млн. р. | Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок |
Менее 3 млн. р. | Как минимум за 7 рабочих дней | |
Запрос котировок | Свыше 250 тыс. р. | Минимум за 7 рабочих дней |
Менее 250 тыс. р. | Минимум 4 рабочих дня | |
Запрос предложений | Независимо от суммы | Как минимум за 5 дней до запроса |
Методы определения начальной максимальной цены
Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
- затратный метод;
- проектно-сметный метод;
- тарифный метод;
- нормативный метод.
Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.
Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).
Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.
Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.
При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.
В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:
- страна происхождения товара;
- производитель товара;
- характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
- качество товара;
- взаимозаменяемость товаров;
- вид и объем товаров.
При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:
- коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
- общедоступные сведения о рыночных расценках;
- информация от размещения запросов в ЕИС.
В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
- Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
- Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
- Разместить запрос цен в ЕИС.
- Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
- Проанализировать полученную ценовую информацию.
- Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
- Удостовериться в однородности ценовых сведений.
Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.
При использовании проектно-сметного метода используют:
- проектную документацию;
- сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
- положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
- информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.
Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.
Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.
Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.
Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:
- Определение потребности в определенном товаре или услуге.
- Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
- Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
- Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
- Определить метод расчета НМЦК.
- Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
- Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.
Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.
Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.
Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.
Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.
В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:
- выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
- изменились регулируемые тарифы;
- уменьшился размер бюджетного финансирования;
- изменился перечень услуг для заказчика.
Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.
У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%. Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.
Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.
Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.
Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.
По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования. Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).
При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.
Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.
При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.
При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html
НМЦК: что это такое в госзакупках
Что такое НМЦК, чем отличается от НМЦД, как это обосновать, нужно ли сделать отчет об основании НМЦК (НМЦД)? Что светит заказчикам за не обоснование НМЦК? Разберем все вопросы по полочкам.
Для начала расшифруем, что такое НМЦК – это начальная (максимальная) цена контракта. В соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ существует 5 методов расчета:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Первый – метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка, является самым приоритетным. Но на нем мы остановимся чуть позже, сейчас расскажем про четыре остальных метода.
Нормативный метод
Используют, когда анализ рынка нельзя произвести, и используют его на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Приведем пример. Любое министерство, которое к тому же имеет несколько подведомственных учреждений – заказчиков, должно разработать требования к закупаемым товарам, работам и услугам и нормативные затраты на данные виды товаров, работ и услуг.
Путеводитель по пяти методам НМЦК
Мы составили удобную инструкцию — как выбрать один из пяти методов обоснования начальной цены и что делать, если ни один из методов не подходит.
Теперь не нужно делать закладки в законе — мы собрали все в одной статье.
Узнайте, где смотреть правила расчета, как обосновать цену всеми известными методами и чего лучше избегать в обосновании НМЦК анализом рынка.
Смотреть путеводитель
Это все оформляется чаще всего приказом и распространяется к использованию как для этого министерства, так и для подведомственных заказчиков. Если в таких документах определен какой-то товар с определенной стоимостью и характеристиками, то ни это министерство, ни подведомственные заказчики не имеют права закупать такой товар по цене и характеристикам выше, чем утверждено приказом.
Тарифный метод
Применяется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Чаще всего такой метод применяют при расчете НМЦК коммунальных услуг или услуг связи, например на услуги Почты России или на услуги телефонной связи распространяются тарифы, и заказчик доложен применить их.
Проектно-сметный метод
Применяется при закупках строительства, капитального ремонта, реконструкции, реставрации, сноса зданий, а также при проведении работ на объектах культурного наследия.
То есть за основу НМЦК берется сметный расчет. Недавно Минстрой выпустил письмо, в котором разъяснил, как применять индексы изменения сметной стоимости строительства.
Читайте, и цену контракта с учетом всех индексов и нормативов.
1. Зайдите в Ассистент в раздел «Сервисы» ↩2. В разделе «НМЦК» укажите наименование продукции или код ОКПД2 ↩
3. Выберите подходящие цены из контрактов для расчета и скачайте готовое обоснование.
Экономьте свое время, используя реальные цены для расчета! Защитите себя от штрафов и будьте уверены в своей работе!
Перейти в сервис
Затратный метод
Используется при расчете НМЦК, когда суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Другими словами, когда нельзя применить ни один из вышеуказанных методов, нужно проанализировать контракты, которые размещены в ЕИС или в других источниках информации. Например, такой метод можно применить если заказчику нужно изготовить что-то по индивидуальному заказу и на рынке такого еще нет.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
И наконец, основной метод расчета НМЦК – это метод сопоставимых рыночных цен или проще – анализ рынка. Это как раз тот самый метод с тремя коммерческими предложениями, о которых слышал и заказчик и поставщик, и новичок и даже человек, который не относится к закупкам.
По сути, это метод, при котором заказчик должен проанализировать рынок однородных товаров, работ или услуг. При этом любой поставщик предоставляет заказчику свое коммерческое предложение, которое по мимо цены должно содержать еще и торговую марку при наличии, чтобы заказчик мог определить однородные ли это товары, работы или услуги.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года № 567 утверждены все способы как заказчик должен произвести анализ рынка, в том числе заказчик должен запросить пять запросов ценовой информации у потенциальных поставщиков, подрядчиков или исполнителей.
Получив которые, заказчик должен выбрать три самых наименьших по цене и однородности и рассчитать НМЦК.В данном приказе имеется формула расчета НМЦК, но если убрать в сторону все коэффициенты, а для начала просто понять среднюю цену по этим трем коммерческим, можно воспользоваться самым обычным математическим методом подсчета:
Суммировать все три коммерческих предложения и разделить на 3, НМЦК будет равно этому числу. А вот чтобы рассчитать коэффициент вариации, который не должен превышать 33 %, необходимо все-таки обратиться к формулам данного приказа.
Отметим также, что расчет НМЦК можно производить как самостоятельно с помощью формул из приказа № 567, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат такого расчета заказчик должен оформить в виде отчета и должен включить в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.
Отчет расчета НМЦК
Каждому заказчику необходимо не забывать про сам отчет, такой отчет как было уже сказано публикуется вместе с документацией о закупке в ЕИС, форма отчета также разработана в методических рекомендациях минэкономразвития России.
В таком отчете заказчик отражает весь процесс вычисления, все реквизиты подтверждающих документов (так как любое коммерческое предложение он должен зарегистрировать, у каждого коммерческого предложения должен быть присвоенный заказчиком номер и дата поступления к заказчику), также заказчик указывает в отчете дату составления данного отчета, а также фиксирует другую необходимую информацию.
Не все заказчики знают, но обосновывать цену контракта нужно также и с единственным поставщиком, то есть собирать коммерческие и делать отчет, такой отчет при закупке у единственного поставщика не публикуется в ЕИС, он хранится у заказчика.
Нмцк и планирование закупок
Чтобы спланировать закупочную деятельность на год вперед заказчику необходимо произвести расчет и обоснование НМЦК, а затем вносить информацию о цене закупки в план-график.
И такая информация о НМЦК должна соответствовать расчетам в документации.
Однако, конечно, когда уже заказчик готовиться объявлять закупку реалии отличаются от планов, и поэтому снова делают запросы коммерческих, чтобы откорректировать цену.
Что это такое — НМЦД
НМЦД – расшифровывается, как начальная (максимальная) цена договора. Эта аббревиатура используется при расчете цены договора в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В самом законе нет ссылок на то какие методы использовать при расчете НМЦД, но все заказчики используют для расчета статью 22 Закона № 44-ФЗ.
На что обратить внимание при расчете НМЦ договора по Закону № 223-ФЗ, как проверить соответствие расчета НМЦД требованиям к продукции и условиям договора, как проверить достоверность источников информации при расчете, — обо всем читайте в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
Порядок расчета цены контракта за единицу продукции
С 1 июля 2019 года заказчики получат право рассчитывать цену за единицу продукции вместо НМЦК во всех случаях, когда количество товаров, объем работ или услуг определить невозможно.
Для этого необходимо будет определить:
- начальную цену за единицу продукции (НЦЕ);
- начальную сумму цен единиц;
- максимальное значение цены контракта.
При расчете НЦК нужно будет применять правила нормирования – ведомственные перечни и нормативные затраты. Обосновать необходимо только НЦЕ. Для расчета размера обеспечения заявки или контракта нужно брать максимальное значение цены. Электронный аукцион будет на снижение начальной суммы НЦЕ.
Выводы
Расчет НМЦК и НМЦД по сути делается задолго до объявления той или иной закупки.
Каждый заказчик должен не забывать делать расчет и если это необходимо, то нужно размещать этот самый расчет в ЕИС, либо прикладывать к контракту с единственным поставщиком.
Необходимо помнить, что за отсутствие расчета контрактный управляющий или другое должностное лицо заказчика, ответственное за такой расчет, может получить штраф в размере 10 000 рублей (статья 7.29.3 КоАП РФ).
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102995-qqq-19-m6-nmtsk-chto-eto-takoe
Нмцк — что это такое. методы определения и расчета по 44-фз
Начальная максимальная цена контракта, или как ее часто обозначают НМЦК — один из самых важных параметров любой закупки. От того как она будет сформирована заказчиком напрямую зависит выгода потенциального победителя, которую он может получить в ходе исполнения контракта.
Что это такое
НМЦК — это самое большое значение цены, по которой в дальнейшем возможно заключение контракта. Говоря иными словами — верхний предел.
Участники, предложившие цену хотя бы на несколько копеек больше, чем начальная цена (например, в извещении о запросе котировок указано 100 000 рублей, а некая организация предлагает в своей заявке цену 110 000 рублей) к участию в закупке не допускаются, их заявки отклоняются.
Начальная максимальная цена контракта для закупки отображается в нескольких официальных документах, в первую очередь в плане-графике, затем в извещении и документации. От ее величины может зависеть, какой способ определения победителя выбрать.
Например, НМЦК в извещении о запросе котировок на основании части 2 статьи 72 Федерального закона №44 не может превышать 500 000 рублей.
В случае, если планы расходятся с реальностью и НМЦК отличается о той, которая была указана в плане-графике больше чем на 10%, перед объявлением закупки в него нужно вносить изменения.
НМЦК определяется заказчиком не «из головы». Она должна быть обоснована в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом №44.
Для удобства министерством экономического развития разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом от 02.10.2013 №567. Правда, это исключительно рекомендации, необязательные к применению.
Методы обоснования НМЦК
Существует несколько методов определения НМЦК, все они определены в части 1 статьи 22 Федерального закона №44. Какой из них применять в конкретном случае — зависит от ситуации и иногда выбора заказчика.
1. Метод сопоставимых рыночных цен
Основной для обоснования НМЦК, то есть применяется заказчиком в общих случаях, если Федеральным законом №44 не установлено исключений.
Суть метода состоит в том, что заказчик собирает сведения о стоимости идентичных товаров/работ/услуг у нескольких поставщиков. Если этого сделать невозможно, рассматриваются однородные товары.
Понятие однородности и идентичности определено частями 13-15 статьи 22 Федерального закона №44.Узнать о стоимости можно отправив запрос ценового предложения потенциальным участникам, в котором должны быть указаны характеристики товара/работы/услуга, количество/объем, сроки исполнения контракта, а также другая информация на усмотрения заказчика (за исключением предполагаемой НМЦК). Также можно использовать информацию из интернета. Важно получить не менее трех ценовых предложений и на их основе, в соответствии с формулами, приведенными в указанных выше методических рекомендациях, сформировать НМЦК.
2. Нормативный метод
Используется на основании правил, установленных статьей 19 Федерального закона №44 для обоснования НМЦК на товары/работы/услуги, внесенные в соответствующие перечни. При этом установленная заказчиком НМЦК не может быть больше той, которая соответствует предельным значениям (такая информация размещается на соответствующих сайтах в сети Интернет).
3. Тарифный метод
Этот метод можно применять только в конкретных случаях, цена при этом определяется в соответствии с официальными документами: постановлениями, распоряжениями, законами и так далее, в которых устанавливается величина тех или иных тарифов.
4. Проектно-сметный метод
На практике применяется довольно часто в тех закупках, которые проходят по смете: капитальный ремонт, текущий ремонт, работы по сохранению культурного наследия. Для обоснования НМЦК достаточно утвержденной проектно-сметной документации.
5. Затратный метод
С этим методом связано больше всего вопросов. Применяется он довольно редко, когда ни один другой из перечисленных выше методов не работает. НМЦК в этом случае складывается из суммы затрат и обычной для той или иной сферы прибыли.
В любом случае, каким бы методом обоснования НМЦК не пользовался заказчик, все расчеты должны быть «прозрачными», проведены на основании официальных документов и действующих нормативных актов. В противном случае потенциальный участник вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и закупка, скорее всего, будет отменена.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/79-nmtsk-metody-obosnovaniya