Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Содержание

Нарушение правил перевозки опасных грузов

Нарушение правил при перевозке опасных грузов
Генеральный директор «Центра юридического сопровождения». Судебный стаж по различным спорам: 13 лет. Образование: АИЭ (ф) СПбАУЭ.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! По территории России ежедневно перемещаются миллионы тонн грузов.

Среди них много таких, которые попадают в категорию опасных. Вещества и изделия, транспортировка которых может причинить вред здоровью людей, принести загрязнение природе или повредить материальные ценности, называются опасными грузами (ОГ).

Нарушение правил перевозки опасных грузов подлежит административной ответственности. При этом наказываются как владельцы транспортных организаций, так и принятые на работу водители.

Уровень ответственности

Доставка опасных грузов с одного пункта в другой может осуществляться автотранспортом, воздушными судами и поездами.
За каждым видом транспорта закреплены регулирующие правила перемещения ОГ:

  • транспортировка плавающим транспортом должна производиться по нормативам МОПОГ;
  • передвижение ОГ по водным маршрутам России требует соблюдения правил ВОПОГ;
  • поставка ОГ по воздушному пространству регулируется специальной инструкцией;
  • перемещение грузов по железной дороге осуществляется согласно «Правилам перевозок железнодорожным транспортом»;
  • транспортировка грузов по автодорогам осуществляется по нормам ДОПОГ (международное соглашение, закрепляющее нормы по перевозке ОГ по странам Европы).

Контроль за соблюдением требований ДОПОГ возложен на Организацию Объединенных Наций. Наряду с документацией, содержащей четкие правила, еще принят ряд ГОСТов по упаковке ОГ и их маркировке.

Классификация и маркировка опасных грузов

Опираясь на Европейское соглашение, ДОПОГ опасные грузы делит на несколько классов:

КатегорияТип грузов
Класс 1Легко взрывающиеся изделия и вещества
Класс 2Газы
Класс 3Жидкости, быстро воспламеняющиеся
Класс 4.1Поддающиеся воспламенению твердые вещества, продукты полимеризации
Класс 4.2Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 4.3Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 5.1Окисляющие продукты
Класс 5.2Пероксиды органические
Класс 6.1Вещества токсичные
Класс 6.2Вещества инфекционные
Класс 7Материалы, излучающие радиацию
Класс 8Вещества коррозионные
Класс 9Опасные изделия и вещества

В этом же документе приводятся правила маркировки ОГ по классам. Некоторые из них делятся на несколько подклассов по степени опасности.

Опасные свойства перевозимых грузов должны отображаться на их упаковках или на самих грузах в виде маркировочных знаков.

Основная цель маркировочных знаков заключается в быстром определении опасности груза и методов его погрузки/разгрузки, а также разделения. Поэтому все знаки имеют разную форму, символику и цветовое решение.

В дополнение к знакам может наноситься надпись на английском и русском языках.

Например:

  • Класс 1.1 – «ВЗРЫВАЮТСЯ/EXPLOSIVES»;
  • Класс 2.1 и 2.2 – «ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ/FLAMMABLE GASES»;
  • Класс 2.3 – «ТОКСИЧНЫЕ ГАЗЫ/TOXIC GASES»;
  • Класс 3 – «ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ/FLAMMABLE LIQUIDS» и прочие.

Штрафы

В России мера наказания за нарушение правил перемещения ОГ утверждена на государственном уровне в Федеральных законах. Подразумеваются штрафы. Они разрабатываются для того, чтобы выработать у физлиц и юрлиц ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов. Рассмотрим их подробнее.

На автотранспорте

При нарушении правил ДОПОГ к перевозящей стороне применяются меры наказания, предусмотренные КоАП РФ (ст. 12.21.2). Штрафные санкции накладываются при:

  • отсутствии у водителя свидетельства, позволяющего транспортировать ОГ;
  • отсутствии у водителя аварийной карточки;
  • перевозке ОГ автомобильным транспортом, не соответствующим предусмотренным нормативам (например, конструкция машины не соответствует грузу, не установлены маркировочные знаки);
  • несоблюдении условий транспортировки опасной продукции, предусмотренных правилами ДОПОГ.

При наличии данных нарушений водитель штрафуется на 2000-2500 рублей или у него забираются водительские права на срок 4-6 месяцев. На должностное лицо, отвечающее за перевозку, накладывается денежное взыскание в размере 15 000-20 000 рублей. Юрлицо штрафуется на сумму 400 000 — 500 000 рублей.

Во всех остальных случаях нарушений водителю назначается денежное взыскание в сумме 100 — 1500 рублей, ответственному лицу – 5000 -10000 рублей, компании – 150 000-250 000 рублей.

Водитель, транспортирующий опасные грузы, должен иметь при себе спецразрешение на движение по автодорогам автомобиля, осуществляющего перевозку ОГ.

На железной дороге

Нарушение правил перевозок ОГ железнодорожным сообщением предполагает назначение штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ (ст. 12.21.2). Суммы наказаний для перевозящих нарушителей будут разными и будут зависеть от статуса виновного лица:

  • машинист поезда штрафуется в пределах 1 000 — 2 500 рублей или лишается права вождения локомотива на полгода;
  • лицо, несущее ответственность за доставку груза, штрафуется на сумму 5 000 -20 000 рублей;
  • юрлицо наказывается на сумму 150 000 — 500 000 рублей.

На воздушных судах

При нарушении требований, регламентирующих перевозку ОГ воздушным транспортом, виновные тоже наказываются денежным взысканием. Простые граждане платят за свои противоправные действия 500 — 1000 рублей. Должностные лица – 1000 — 2000 рублей, юрлица – 10 000 – 20 000 рублей.

Перевозка авиационными линиями предполагает соблюдение требований транспортировки ОГ, предусмотренных как Федеральными законами, так и государствами, куда совершается перелет.

Поэтому за нарушение правил ответственность возлагается не только на летный состав, но и на руководящий персонал.

При море и реках

Перевозка опасных грузов на морских и речных видах транспорта предполагает соблюдение нормативов, установленных на законодательном уровне. Наказания за нарушения при перевозке ОГ на море и реках предполагают штрафные санкции, отраженные в таблице.

Категория нарушителейОсобенности меры наказания
Граждане-физлицаАдминистративное взыскание в сумме 300 — 500 рублей
Должностные лицаШтраф от 500 до 1000 рублей
ЮрлицаШтраф в размере 5 000 – 10 000 рублей

Возможная уголовная ответственность

Не все нарушения требований по перемещению ОГ облагаются административными санкциями. В некоторых случаях нарушителей лишают прав на вождение на срок от четырех до шести месяцев.
Уголовная ответственность может наступить, если:

  • В процессе провоза вредных веществ (груза) был причинен вред человеку, произошло загрязнение воды или окружающей природы.
  • Наступила смерть человека от опасного груза.
  • Осуществлялся нелегальный вывоз/ввоз опасных веществ или предметов для изготовления оружия.

В таких случаях виновные лица могут лишиться свободы и срок заключения будет зависеть от уровня тяжести совершенного преступления.

Вопросы и ответы

Вопрос 1: Кто контролирует перевозку груза морским транспортом и отвечает за его доставку?
Ответ: За безопасностью транспортировки ОГ по морю или реке должен следить капитан корабля и второй помощник. В случае правонарушения на них накладываются административные штрафы. При серьезных нарушениях наступает криминальная ответственность.

Вопрос 2: Какие грузы нельзя перевозить воздушными судами?
Ответ: Правила, обеспечивающие безопасность доставки грузов самолетами/вертолетами, запрещают транспортировать взрывчатые, радиоактивные и токсичные вещества, яды, оружие и легковоспламеняющиеся средства. При нарушении этих запретов, наказанию подвергаются грузоотправитель и ответственные представители авиакомпании.

Вопрос 3: Какие нормативные акты регулируют ответственность за нарушение стандартов транспортировки опасных грузов?
Ответ:

  • Кроме КоАП РФ (ст. 12.21.2) в некоторых сферах деятельности мера наказания устанавливается статьями УК РФ. Например:
  • УК РФ (ст. 189) предполагает наказание за незаконный экспорт веществ, применяемых для изготовления оружия массового поражения.
  • УК РФ (ст. 222) гарантирует наказание за перевозку оружия, составляющих деталей оружия и патронов.
  • УК РФ (ст. 250, 252, 254) накладывает санкции за загрязнение природы и морской акватории.

Вывод

Сегодня бизнес, связанный с транспортировкой ОГ, является достаточно прибыльным. Поэтому предприниматели нередко начинают им заниматься, не интересуясь нормативными требованиями. В этом случае стоит вспомнить известную поговорку юристов, которая говорит о том, что незнание законов от ответственности не освобождает.

8 (499) 653-59-12 Москва и Моск. обл.

8 (812) 648-22-83 Санкт-Петербург и Лен. обл.

8 (800) 550-72-89 Бесплатно по всей РФ

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Источник: https://AvtoPravo24.ru/shtrafy-gibdd/narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov.html

Нарушение правил перевозки опасных грузов – штрафы и санкции

Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Современным законодательством разрешено провозить по территории страны груз, который характеризуется, как опасный. Самое главное осуществлять данный процесс в полном соответствии с правилами.

По той причине, что опасные грузы могут привести к определенным проблемам, нарушение правил перевозки опасных грузов наказывается на законодательном уровне.

Это определенные штрафы, которые при нарушении факта присуждаются, как самому водителю, так и транспортной компании, где он работает.

Дорожная транспортировка опасного груза регулируется правовыми официальными документами, основными внутриведомственными приказами, определенными инструкциями, положениями, правилами и иными нормативами. В подобных бумагах обозначаются главные правила перевозки, а также меры назначенного наказания за несущие опасность нарушения.

Правила перевозки

Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил.

К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы.

Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.

На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:

  • В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
  • Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
  • Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
  • Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
  • У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.

Предметы для обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

Маркировка

Говоря об основных цифровых данных, можно отметить, что цифра 2 подразумевает опасность выделения газа, 3 обозначает вероятность воспламенения жидкости, 4 – это твердые вещества, которые могут воспламениться, 5 – вещества, которые в состоянии поддержать горение, а также окислять среду, 6 – это яды, 7 – вещества категории радиоактивных, 8 – элементы, которые провоцируют процессы разрушительной коррозии, 9 вещества, которые при сложной ситуации могут реагировать самопроизвольно и могут выделять газы и ядовитые пары.

Важно! Данные цифры могут быть удвоенными, что будет свидетельствовать о более высоком уровне опасности перевозимого груза.

Рядом с цифровыми данными, которые обозначают категорию опасности груза, проставляются специальные цифровые данные, которые показывают, какого плана экстренные меры потребуется предпринять при возникновении сложной ситуации.

Маркировка любой категории опасного груза, а также тары должна быть расположена по основным видимым сторонам. Все необходимые обозначения на маркировке, то есть класс опасности, номера относительно предупреждения опасных ситуаций и мер, которые нужно предпринять, должны быть расположены исключительно рядом друг с другом, а не разбросаны по всей упаковке или кузову.

Маркировка опасного груза — обозначение символов

Штрафные санкции

Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает.

Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза.

При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.

НарушениеШтраф водителяШтраф должностного лицаШтраф компании
Отсутствие необходимых документовдо 1500 руб5-10 тысяч руб200-250 тысяч руб
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке2500 руб20 тысяч руб500 тысяч руб
Плохое состояние авто10 000 руб30-50 тысяч руб50-100 тысяч руб

В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев.

В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов.

Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.

Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Ежедневно на территории России принимаются к отправке миллионы тонн различных грузов. Некоторые из них классифицируются, как опасные. Опасными называются материалы и вещества, транспортировка которых невозможна без соблюдения правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, сохранность экологической среды и материальных ценностей.

За нарушение регламента транспортировки ОГ предусмотрена административная ответственность, которая распространяется не только на хозяев транспортных компаний, но и на водителей.

Новые правила

Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.

Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:

ДОПОГ – соглашение европейских стран о правилах международной транспортировки ОГ, которое подписано Россией.

Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.

Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет. Последняя редакция ДОПОГ была проведена в январе 2019 года, но поправки вступили в силу с 01 июля 2019 года.

Основные изменения коснулись следующих пунктов:

  1. В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
  2. С 2019 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
  3. Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
  4. Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2019 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
  5. Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
  6. Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
  7. Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
  8. Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.

Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2017 года.

Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».

Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:

  • список необходимых для получения госуслуги документов;
  • состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
  • нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
  • ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.

Специфика доставок

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.

Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.

Доплата водителям

Перевозка опасных грузов сопряжена с возможными рисками для здоровья, поэтому водителям положены компенсации:

  1. Размер дополнительных выплат зависит от класса опасности перевозимых грузов и рассчитывается как процент от оклада.
  2. Минимальная надбавка регламентирована ТК РФ и составляет 4%, но водитель может потребовать увеличение компенсации, если существует риск опасности для жизни.
  3. Максимальная сумма не ограничивается и зависит от работодателя.
  4. Средний процент надбавки, выплачиваемый индивидуальными предпринимателями, находится в диапазоне 4-5%.

Характер работы и условия ее оплаты прописываются в трудовом договоре. Процент доплаты рассчитывается после прохождения грузом аттестации, которая выявляет возможность нанесения ущерба здоровью.

Меры безопасности

Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:

  1. Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
  2. Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
    • должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
    • транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
    • в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
    • как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
  3. ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
    • окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
    • наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
    • запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
    • если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.

    Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.

  4. ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
  5. Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
    • в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
    • производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.

Ограничение скорости

Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.

На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.

Штраф за перевозку опасных грузов

Нарушение правил перевозки опасных грузов оборачивается крупными штрафами как для юридических так и для физических лиц. Мера административного взыскания регламентируется ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.

Наказание может быть назначено за следующие нарушения:

      • водитель без ДОПОГ свидетельства;
      • ТС без разрешения на перевозку опасных грузов;
      • несоответствие конструкции ТС требования ДОПОГ;
      • отсутствие маркировки ТС, аварийных карт, средств ликвидации происшествий;
      • ТС без маршрутного листа, согласованного с ГИБДД;
      • ТС без путевого листа;
      • ТС с просроченным огнетушителем.

В случае выявления перечисленных нарушений предусмотрена система штрафов, размер которых зависит от занимаемой должности:

Статус контрагентаМера взыскания
ВодительШтраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев
Должностное лицоШтраф от 20 000 до 25 000 рублей
Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 400 000 до 500 000 рублей

В случае обнаружения других нарушений ДОПОГ, не предусмотренных первой частью статьи 12.21.2 размер административного взыскания будет несколько меньше:

Статус контрагентаМера взыскания
ВодительШтраф от 1000 до 1500 рублей
Должностное лицоШтраф от 10 000 до 15 000 рублей
Компания-ГрузоперевозчикШтраф от 150 000 до 250 000 рублей

Ответственность за нарушение правил транспортировки

Не все нарушения регламентируются КоАП РФ.

Есть сферы деятельности, в которых несоблюдение правил попадает под статьи УК РФ. В частности:

      1. Статья 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.
      2. Статья 222 УК РФ относится к незаконному хранению, перевозке и распространению огнестрельного оружия, а также запчастей и патронов к нему.
      3. Статья 237 УК РФ карает за намеренное утаивание информации о нарушениях правил хранения и утилизации опасных отходов, которое приводит к загрязнению экологии и наносит вред здоровью людей.
      4. Статьи 250, 252 и 254 УК РФ определяют наказание за загрязнение земли, водоемов, создание предпосылок для аварий, приводящих к выбросу опасных веществ в морскую акваторию.

Уголовная ответственность за такие нарушения не всегда окупается штрафом. Зачастую участники преступной халатности или сговора с целью наживы получают вполне реальные сроки.

Бизнес по перевозке ОГ достаточно прибыльный и зачастую хозяева транспортных компаний начинают заниматься им не удосужившись вникнуть в суть нормативных документов. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Об этом надо помнить и перевозчикам, и держателям опасных грузов.

: Новые требования к перевозчикам опасных грузов. Часть 3.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov.html

Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов

Нарушение правил при перевозке опасных грузов

Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством.

Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.

За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.

Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции.

За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия.

В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.

Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ

Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию.

Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму.

Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.

Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом.

Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне.

Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.

Ответственность за неправомерное перемещение ОГ

Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения.

Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:

  • финансовое взыскание в форме штрафа;
  • конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
  • запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
  • уголовное наказание.

Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения.

Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.

Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:

  1. Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
  2. Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
  3. Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.

Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки.

Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

  • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
  • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
  • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
  • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.

Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:

  1. Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
  2. Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
  3. На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.

Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде.

В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ.

В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

  1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
  2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
  3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
  4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.

Подведём итоги

Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации.

Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания.

 Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.

Источник: https://econom-trans.ru/auto/shtraf-za-perevozku-opasnyh-gruzov-avtotransportom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.