Метод сопоставимых рыночных цен: как рассчитать, обосновать и не ошибиться
Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример
Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.
При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.
Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).
В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.
Приоритетный метод расчета: на чем основан
Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».
И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным.
Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.
Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ.
Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми.
В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.
На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.
Источники ценовой информации — откуда их получить
Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:
- Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
- Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
- При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.
Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:
- Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
- Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
- Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
- Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
- Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
- Данные рыночной оценки объектов;
- Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.
Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ).
Алгоритм и пример расчета НМЦК
Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его требованиям.
Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.
К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):
Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.
Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:
На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.
К примеру:
Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).
При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.
Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.
Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen
Цена контракта по 44 ФЗ: методы определения, обоснования, уменьшения, увеличения НМЦК
Говоря о закупках для удовлетворения нужд государственных и муниципальных, возникают вопросы. Например, конкурс не состоится, если не будет определена цена контракта. Нельзя просто поставить число и указать его в качестве цены. В госзакупках к этому стоит подходить с умом.
Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК
Закон № 44-ФЗ является основным регламентирующим нормативным актом в части осуществления госзакупок и выполнения госзаказов. В этом законодательном акте прописаны способы формирования контракта, его ценности, составления и заключения.
Цена контракта по 44-ФЗ определяется по ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 этой статьи прописан порядок её формирования. В остальных пунктах подробно описывается каждый метод, случаи использования каждого.
Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
НМЦК по 44-ФЗ формируется заказчиком самостоятельно одним из описанных ниже способов:
- метод сопоставимых рыночных цен. Проводится анализа рынка, поэтому этот способ могут называть по-иному;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод;
- нормативный метод.
- тарифный метод;
Это не полный список, у заказчика есть право применить свой метод формирования начальной максимальной цены контракта. Но нужно обязательное обоснование целесообразности его применения.
При употреблении метода сопоставимых рыночных цен происходит сравнение ценников на аналогичные предметы сделки в данном регионе.
Например, стоимость молочной продукции в Московской области будет несколько разниться с показателями на тот же продукт в Рязанской области.
Если закупки будут проводиться в Рязанской области, то к сравнению берут показатели в этом субъекте федерации, а не в соседнем.Сравнивается ценность в коммерческом сегменте рынка. У госзаказчика есть право применять корректирующие показатели и индексы для пересчёта. Для сравнения и формирования начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ необходимо экономическое обоснование их использования.
Важно! Если госзаказчик выбрал такой вариант формирования ценности своего заказа, то ему рекомендуется брать к сравнению показатели не менее чем у 3 поставщиков. Это позволит максимально точно определить ценность будущей закупки.
Нормативный метод применяют для расчёта начальной цены контракта на основании требований, которые предъявляются к предмету сделки ст. 19 соответствующего закона. Необходимо использовать информацию о предельно допустимом значении цен на идентичные или одинаковые предметы сделки.
Тарифный метод по 44-ФЗ применяется при нормативном регулировании цен подобные предметы сделки на государственном или муниципальном уровне. Тогда цена контракта по 44-ФЗ определяется на уровне регулируемой стоимости.
Проектно-сметный метод применяться только для определения цены сделки для определённых видов работ. Полный перечень представлен так:
- работы по осуществлению всех этапов строительства капитальных объектов, с применением разработанных нормативных показателей;
- сохранение культурного наследия различных этнических групп, проживающий на территории наше страны в различных регионах.
Важно! Если по итогам конкурса на проведение текущего ремонта зданий и сооружений определился только один поставщик, цена заключаемого с ним контракта будет определяться данным методом.
Если иные методы невозможно применить, заказчик должен использовать затратный. То есть, цена контракта это сумма всех затрат (прямых и косвенных), которые обычно возникают при производстве, приобретении, хранении и реализации конкретного предмета сделки.
Все сведения берутся из открытых и общедоступных источников информации в сети на официальных электронных интернет-площадках, в статистической отчётности, на биржах и в прочих источниках.
Приоритетным методом определения начальной максимальной цены контракта для отдельных предметов сделок по госзаказам местными властями может быть установлен какой-то определённый.
Данные способы применяются для того, чтобы максимально правильно определить ценность. В рамках госзакупок это имеет важное значение.
Если заказчик в извещении укажет заниженную стоимость, закупка может не состояться.
Ни один потенциальный исполнитель госзаказа не захочет лишиться коммерческой составляющей, поэтому заявки на участие в закупках подавать не будут. Следовательно, конкурс не состоится.
Есть ещё одно неблагоприятное последствие установления заниженной цены – это недобросовестный исполнитель. Он подаст заявку на участие с установленной стоимостью. Вероятно, он окажется единственным участником и станет единственным поставщиком. Но для того чтобы получить прибыль, он выполнит работу некачественно или сэкономит на материале и комплектующих.
Если же цена контракта будет завышенной, велика вероятность того, что будет выявлено нецелевое использование средств из бюджета. Если в ходе торгов цена будет снижена и вернётся к среднерыночному значению, но негативных последствий не будет.От того, насколько правильно будет рассчитана НМЦК, зависит порядок проведения конкурса. Например, если она будет более 0,5 млн. рублей, то у госзаказчика нет права выбирать потенциального исполнителя путём формирования котировочного запроса.
Сведения о том, как будет проходить конкурс (открытый или закрытый), должны размещаться в сети. Для этого определены конкретные временные рамки, они также зависят от определённой ранее цены. Данные можно увидеть в таблице:
Конкурс, проводимый для всех участников | Не имеет значения | В течение 2 календарных декад до того момента, как госзаказчик получит все заявки и откроет их сущность для остальных заявителей |
В виде электронного конкурса | Выше 3 млн. рублей | Не позднее полумесяца до закрытия возможностей на подачу заявлений |
Ниже 3 млн. рублей | Минимум за календарную неделю до закрытия возможностей к подаче заявок | |
С помощью формирования котировочного запроса | Более четверти млн. рублей | За неделю до того момента, как будет закрыт входи для подачи заявлений на участие |
Менее четверти млн. рублей | Как минимум за неделю до того момента, как закроется доступ к подаче заявок | |
С помощью проведения запроса предложений | Не имеет значения | Не менее рабочей недели до того, как этот запрос будет проведён |
Источники обоснования
Чтобы определить цену контракта, необходимо использовать открытую информацию, к таковой относится:
- информация, доступная к просмотру и изучению на официальном сайте госзакупок (его адрес в сети www.zakupki.gov.ru) по уже успешно исполненным контрактам (то есть, по ним не было взысканий и штрафных санкций);
- информация, распространяемая с помощью рекламы в СМИ, печатных изданиях и прочее;
- размещаемую на биржах российского и иностранного рынка об установленных на определённую календарную дату котировках;
- имеющая отношение к отчётам по оценке, на основании которых определяется оценочная стоимость некоторых товаров;
- информация, поступающая из информационных агентств;
- прочие общедоступные источники.
Для достоверного определения показателя ценности предмета закупки нельзя ориентироваться на те сведения, которые:
- прописаны в реестре, содержащем данные о недобросовестных и уклонившихся подрядчиках;
- были получены из источников, пожелавших остаться неизвестными;
- получены госзаказчиком по запросам, не отвечающим предъявляемым к ним требованиям;
- не содержат в себе расчёт цен на определяемую категорию предмета сделки.
Чтобы использовать один из методов расчёта, необходимо понимать, что такое «однородные» и «идентичные» товары. Расшифровка дана в ст. 22 регулирующего закона.
К «однородным» относятся товары, работы или услуги, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять схожие функции.
К «идентичным» относятся те предметы, которые могут иметь разный внешний вид, но одинаковые характеристики. Для определения «однородности» и «идентичности» необходимо брать во внимание:
- страну, в которой товар производится;
- фирму, которая выступает в роли его производителя;
- если предметом закупки выступают услуги, то репутация компании и её характеристика среди конкурентов имеют важное значение для сравнения;
- качество;
- возможность заменить товар другим без потери основных характеристик;
- вид и объём.
Внешний вид не играет особой роли. Когда применяется метод сопоставимых цен, у заказчика есть право использовать:
- корректировочные коэффициенты для того, чтобы произвести перерасчёт цены в зависимости от определяющих характеристик. Индекс для пересчёта определяется путём экспертного расчёта;
- сведения из общего доступа;
- данные, размещённые на площадках для проведения электронных торгов, конкурсов и тендеров.
Важно! Нельзя отступать от определённого алгоритма.
Образец обоснования НМЦК
Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.
Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.
Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:
При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:
- сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
- номер раздела по порядку;
- название закупки;
- название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
- фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.
Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:
Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.
Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:
Последовательность и порядок действий при расчете
Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.
Нужно соблюсти следующий порядок действий:
- Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
- Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
- Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
- Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
- Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
- Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
- Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.
Заключение
Если заказчик сам не может произвести расчет и обоснование НМЦК, он может воспользоваться онлайн калькулятором. Он есть на официальном сайте НАИЗ. Расчёт с помощью данного инструмента производится наиболее распространённым способом – методом сопоставимых чисел.
Показания онлайн-калькулятора рекомендованы к применению, но не являются обязательными.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/cena-kontrakta-nmck/
Статьи
В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график.
Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.
Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года
До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование. Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.
18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.
2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.
Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
5 основных нарушений при применении метода анализа рынка
Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.
1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика
До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.
2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях
Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.
Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.
Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.
3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем
Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).
Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).
В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.
Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки.
Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.
4. В коммерческом предложении не указан срок его действия
Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк
5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда
Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.
Источник: http://44fz.ru/article/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen/
Метод сопоставимых рыночных цен: как рассчитать, обосновать и не ошибиться
Перед тем как провести закупку заказчик должен обосновать цену, за которую планирует закупать то, что ему надо. Цена эта должна быть актуальной и соответствовать действительности. Обосновывают цену по рекомендациям приказа Минэкономразвития от 02.
10.2013 № 567. Там указаны все методы, которыми можно обосновывать цену закупки. Приоритетный метод – это метод анализа рынка. Все остальные методы применяют, когда приоритетный не подходит. Расскажем, как работать с методом сопоставимых рыночных цен.
Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен заключается в том, чтобы заказчик проанализировал ценовую обстановку на рынке его объекта закупки и вывел среднюю цену.
Все рекомендации по работе с методом анализа рынка указаны в приказе Минэкономразвития № 567. Но мы расскажем то, о чем в этих рекомендациях не написано.
Что именно контролер отразит в акте проверки как нарушение в работе с методом анализа рынка. Но обо всем по порядку. Используйте сервис по рачету НМЦК »
Где брать информацию о ценах
У вас есть как минимум три источника, при помощи которых вы можете добыть актуальную ценовую информацию. Все они также указаны в рекомендациях.
Первый источник – предложения от поставщиков. Первый вариант, которым вы можете воспользоваться – это предложения от поставщиков. Коммерческие предложения по вашему объекту закупки поставщики предоставят по запросу. Запрос на коммерческое предложение вы составляете в свободной форме.
Но в нем нужно отразить необходимую информацию, без которой вы не сможете использовать предложения для обоснования НМЦК анализом рынка. Укажите в запросе полное наименование объекта закупки, его характеристики, условия, на которых заключите контракт. В том числе укажите информацию о сроках оплаты и обеспечении контракта.
Учтите, что направлять запросы рекомендуется добросовестным поставщикам, у которых уже есть опыт работы по контрактам с аналогичным вашему объектом закупки. Уточните, что должна включать в себя цена – налоги, сборы, доставку, разгрузочно-погрузочные работы и т.д.
Достоверные источники цен: чего остерегаться при обосновании НМЦК
Почему из тысяч поставщиков для расчета рыночной цены нужного вам товара вы выбрали конкретных троих? За этим вопросом контролера часто следует обвинение в сговоре с поставщиком и штраф. Смотрите, как работать с источниками ценовой информации, чтобы купить безопасно, быстро и дешево.
Смотреть обзор
Второй источник – реестр контрактов. Вы можете также взять информацию из реестра контрактов. Учтите, что нужно выбирать те контракты, которые исполнили без штрафов и пени. Важно также, каким способом проводили закупку, в результате которой заключили контракт из реестра.
Если, например, контракт, который соответствует вашему объекту закупки, заключили в результате запроса котировок – скорректируйте цену на 17 процентов в сторону увеличения. Процент корректировки цены по каждому способу закупки смотрите в рекомендациях приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.
Третий источник – открытые ресурсы. Вы также можете брать цены из открытых источников для обоснования НМЦК. Но анонимные и недостоверные источники использовать нельзя.
Учтите, что региональные власти также вправе утвердить свои собственные рекомендации по обоснованию цены закупки. Используйте не только рекомендации 567, но и региональные акты.
Итак, чтобы корректно обосновать НМЦК закупки методом анализа рынка используйте статью 22 Закона № 44-ФЗ, рекомендации приказа Минэкономразвития № 567 и региональные, местные НПА, если они есть.
Не выбрасывайте документы после того как заключили контракт. Храните все документы по обоснованию цены, коммерческие предложения и копии запросов не менее 5 лет. Если вы не попали в плановую проверку в этот год, это не значит, что не попадете в следующем году. Контролера будет интересовать ваша закупочная деятельность не только за последний период, но и более ранняя.
С июля вступил в силу новый ГОСТ по оформлению документов. Многие ассоциируют слово «документ» только с бумажной формой. Это мнение ошибочно, изменения коснулись не только бумажных документов, но и электронных. Всех, кто проигнорирует новые требования, контролер накажет штрафом. Читайте, какие новые требования учесть в работе с электронными документами.
Как обосновать цену методом анализа рынка
Самый популярный способ добыть актуальные цены – запросить их у поставщиков. Составьте запрос коммерческого предложения. Направьте его минимум пяти поставщикам. Нужно, чтобы ответы пришли хотя бы от трех поставщиков. На основе трех коммерческих предложений можно обосновывать НМЦК.
Актуальность цен. Обратите внимание, что коммерческое предложение по умолчанию актуально полгода. По прошествии этого времени нужно будет обновить данные, привести цены к текущему периоду. Или запросить новые ценовые предложения. Формулы для приведения цен к текущему периоду смотрите также в приказе № 567.
Однородность цен. Однородность цен нужна, чтобы вы наверняка знали, что никто из поставщиков не занизил или искусственно не завысил цену. Для этого вы рассчитываете коэффициент вариации цены. Он должен быть не выше 33 процентов. Если он получился выше – значит, цены неоднородны и такие предложения нельзя использовать для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.
Эксперт журнала «Госзакупки.ру» проанализировал 50 актов проверки финконтроля и судебных решений и выявил три необычные ошибки в обосновании НМЦК, которые выявляют Казначейство и Счетная палата. В статье также вы найдете таблицу, когда и как применять каждый метод обоснования НМЦК.
Какие неожиданные ошибки находят контролеры в обосновании цены методом анализа рынка
В приказе Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 содержатся общие рекомендации по обоснованию НМЦК. Но там написано далеко не все, на что обратит внимание контролер, когда придет к вам с проверкой. Читайте, какие ошибки укажут в акте проверки, несмотря на то, что о них ничего не сказано в рекомендациях по обоснованию цену методом анализа рынка.
✔ Закупка у СМП означает запрос цен у СМП. Представьте, вы планируете провести закупку у субъектов малого предпринимательства. Чтобы обосновать НМЦК, вы используете метод анализа рынка.
Запрашиваете у поставщиков цены, работаете с коммерческими предложениями в полном соответствии с рекомендациями № 567. Но при проверке выясняется, что раз вы проводите закупку у СМП, то и запрашивать цены тоже надо было у СМП.
Это не указано в приказе, но учиться лучше на чужих ошибках.
✔ Обоснование даже там, где 44-ФЗ этого не требует. Когда вы проводите малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вы не обязаны обосновывать цену. Однако, контролер может потребовать обоснования, опираясь на бюджетный кодекс.
По БК вы должны расходовать деньги эффективно, а прямым доказательством соблюдения этого принципа будет исследование рынка даже там, где 44-фз не требует этого от вас. Так вы покажете, что не просто исполняете рекомендации, но и действительно прикладываете максимум усилий, чтобы закупать эффективно.
✔ Запрос цен у ликвидированных поставщиков. При проверках часто выясняется, что предложения заказчику поступили от поставщиков, которые давно прекратили свою деятельность. Или вообще не имеют отношения к объекту закупки.
И еще хуже, если между поставщиками обнаружится какая-то связь – например один и тот же генеральный директор, или один и тот же адрес регистрации юрлица.
Чтобы избежать этой ошибки — проверяйте своих потенциальных поставщиков по данным из открытых источников.
Например, на сайте ФНС. Там есть открытый общедоступный ресурс – «Проверь себя и контрагента». На нем можно запросить выписку ЕГРЮЛ – в ней будет отражена вся доступная информацию о юрлице – банкротство, ликвидация, юрадрес, учредители и тд. Чтобы получить выписку из ЕГРЮЛ достаточно знать ИНН организации — обычно коммерческие предложения направляют на бланках. В шапке указывают реквизиты.
Как модифицировать метод обоснования НМЦК под свои нужды и сэкономить на этом
Существует пять утвержденных законом методов, как обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. У заказчиков из регионов есть возможность модифицировать эти методы под свои нужды, если разрешение даст высший орган исполнительной власти региона. Такая модификация позволяет более точно рассчитать стоимость объекта закупки.
Прочитать статью
✔ Цена сформирована правильно, но превышает среднерыночную. Даже работа в полном соответствии с рекомендациями не гарантирует корректный расчет цены. При проверках часто выясняется, что цена рассчитана правильно, но она выше среднерыночной по региону. Проверить это можно на сайте Федеральной службы государственной статистики.
✔ Не вывели среднюю цену. Еще один повод придраться для контролера – вместо выведения средней цены, вы взяли наименьшую цену. Так можно делать в исключительных случаях, например, если у вас не хватает лимитов бюджетных обязательств.
✔ Цена у едпоставщика выше конкурентной. Если один и тот же объект закупки вы приобретали через конкурентные процедуры и у едпоставщика, отследите соответствие цен.
Даже если вы корректно обосновали цену методом анализа рынка, это не значит, что она стопроцентно будет соответствовать действительности.В закупке у едпоставщика нет конкуренции, а в закупках конкурентных участники роняют цену, чтобы победить и подписать контракт. Цены должны быть хотя бы схожи.
✔ Неправильно сравнили цены. Еще один повод, по которому контролер будет иметь к вам претензии – это арифметические ошибки. Для расчетов лучше пользуйтесь табличными редакторами – это исключит ошибку.
Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103254-qqq-18-m10-metod-sopostavimyh-rynochnyh-tsen
О чем забывают при обосновании нмцк методом сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен означает, что заказчику нужно собрать и сопоставить информацию о рыночных ценах идентичных товаров. Если идентичных товаров нет — надо сравнивать цены однородных товаров (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. После сопоставления цен заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта.
Напомним, что нужно не забыть при обосновании цен:
- в чем разница идентичных и однородных товаров, работ и услуг;
- какие общедоступные источники цен можно использовать;
- что нужно для запроса цен у поставщиков и как составить запрос-письмо поставщику.
Идентичность и однородность: в чем разница?
В сфере закупок понятие «идентичный» не то же самое, что «однородный». Идентичными называют товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные признаки. При этом незначительные отличия во внешнем виде могут не учитываться (ч. 13 ст.
22 Закона № 44-ФЗ). К идентичному товару можно отнести, например, две буханки хлеба разных производителей. Идентичные работы и услуги, в частности, реализуют с использованием одинаковых методик, технологий, подходов.
Их выполняют подрядчики с сопоставимой квалификацией.
Однородными считают товары, которые, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет выполнять им одни и те же функции и быть коммерчески взаимосвязанными (ч. 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Пример идентичных товаров — планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.
Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.
Какие общедоступные источники можно использовать
Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:
- цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
- цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
- котировки на российских биржах и иностранных биржах;
- котировки на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах;
- цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
- сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
- данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.
Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.
Прайс-листы: за и против
К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее — письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.
Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.
Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.
Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.
У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.
Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК
Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток.
Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями.
Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.
Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.
Что нужно для запроса цен у поставщиков
Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.
Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам — по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам.
Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения).
Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.
Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.
В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.
Как хранить оригиналы запросов
Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.
Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.
Как указать основные условия исполнения контракта
Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.
Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.
При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.
Как составить запрос поставщику
Для составления запроса на предоставление ценовой информации рекомендуем прежде всего:
- определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге и их количество;
- определить условия поставки.
После этого составляем письмо. Его примерный текст представлен на образце ниже.
Как рассчитать НМЦК
Собрав или получив необходимую информацию о ценах, переходят к последнему этапу — непосредственному расчету НМЦК.
Чтобы определить однородность полученных по результатам запроса цен, необходимо определить коэффициент вариации.
Его можно рассчитать как вручную, так и с помощью программ работы с электронными таблицами, например Microsoft Excel.
Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность цен считается неоднородной и необходимо будет провести новое исследование с целью получения однородной информации о цене товара.Формула коэффициента вариации:
где V — коэффициент вариации;
б — среднее квадратичное отклонение;
— средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги.
где цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
— средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
n — количество значений, используемых в расчете.
НМЦК определяется по формуле:
где НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов).
Мы не советуем использовать ценовую информацию, которую предоставили лица, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, для расчета НМЦК не стоит применять сведения, полученные из анонимных источников, не соответствующие требованиям, которые установил заказчик, а также не содержащие расчета цен на товары, работы или услуги.
Нмцк на связанные товары
Если в рамках одного лота предполагается закупка технологически связанных товаров, то НМЦК можно рассчитать на основании информации о цене всего объекта закупки (лота) или как сумма цен всех включенных в объект товаров, работ, услуг.
Допустимо, проведя должным образом обоснование НМЦК, установить затем итоговую НМЦК в размере меньшем, чем полученный результат. Подчас при ограниченном финансировании это даже просто необходимо.
У контрактной службы ЮУГМУ уже есть административная практика по этому вопросу: по двум закупкам участники подавали в УФАС жалобы на действия этого заказчика по размещению закупки на меньшую сумму, чем величина результата обоснования цены. А обоснование цены без указания наименований лиц, предоставивших ценовую информацию, всегда размещается в ЕИС. В обоих случаях жалобы контрольный орган признал необоснованными.
Источник: https://e.goszakupkiru.ru/524523