Критерии МСП для торгов по 44-ФЗ
Закупки среди МСП по 223-ФЗ стали электронными — Новости
С 1 октября 2018 года все закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий (далее — МСП) проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных ЭТП госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя.
Почему это важно?
Правительство сделало большой шаг в поддержку МСП. Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ могут закупаться у малого и среднего бизнеса по правилам 44-ФЗ. Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.
Напомним, что именно изменилось:
БЫЛО | СТАЛО | |
На каких ЭТП? | 99% всех закупок по 223-ФЗ проводили на 49 различных площадках* со своими правилами регистрации и работы. | Сейчас их число сократилось до 8 (те же самые, что для закупок по 44-ФЗ). Работа на них регламентирована законом и знакома большинству поставщиков. В закупках среди МСП плату берут только с победителя закупки — 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. |
Какими способами? | Заказчики использовали более 5000* закупочных процедур. У каждой были свои правила, и разобраться в них было сложно. Конкурентные аукционы и конкурсы занимали всего 3,6%*. Остальное — закупки у единственного поставщика и так называемые иные способы закупки.* данные мониторинга Минфина | Правительство обязало закупать товары у МСП только четырьмя видами электронных процедур:
|
Правила закупок | Раньше правила проведения закупки устанавливал сам заказчик. Например, заказчик мог отменить результаты запроса котировок, просто потому что передумал проводить закупку. Сейчас это невозможно. | Сейчас все процедуры являются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик:
|
Формат | Заказчик сам решал, в каком виде проводить закупку: мог собирать предложения по электронной почте, в бумажных конвертах или на ЭТП. | Сейчас все закупки у МСП проходят только в электронном виде:
|
Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ.
При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП.
Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).
Как подтвердить принадлежность к МСП?
Сначала разберемся, кто относится к МСП:
Малый | Средний | |
Максимальное количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Максимальная выручка в год | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
Чтобы подтвердить свою принадлежность к МСП, участник должен предоставить выписку из единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В Реестре содержатся сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других гос.источников, которые передали информацию в ФНС. Начиная с 3 августа 2018 года сведения о каждом субъекте должны быть внесены в Реестр МСП (313-ФЗ от 03.08.2018).
Без выписки из Реестра не получится поучаствовать в закупке для МСП.
База обновляется 10 августа каждого года. Чтобы вашу компанию включили в Реестр МСП, сведения в налоговую нужно предоставить не позднее 1 июля текущего года. Если не предоставить сведения, попасть в Реестр в течение года невозможно — придется ждать до следующего августа.
Если вы подали сведения некорректно, или произошла ошибка в системе — вы имеете право подать апелляцию. В случае положительного решения вас включат в Реестр.
Вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ
Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это значит, что вам просто нужно искать закупки и по 223-ФЗ. Если вы пользуетесь поисковыми программами, не забудьте поставить дополнительную галочку в поиске.
Вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ
Тем, кто закупался по 223-ФЗ до реформы, придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
Зарегистрироваться в ЕИС
С 1 января 2019 года для доступа на федеральные площадки участники должны пройти регистрацию в ЕИС. Регистрация занимает до 5 рабочих дней, после чего участник попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). На следующий день он будет аккредитован на всех федеральных ЭТП. Получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.
Если у вас уже есть действующая аккредитация на этих площадках, то с регистрацией в ЕИС можно подождать до конца 2019 года. Правда, на двух площадках («РТС-Тендер» и «Единая электронная торговая площадка») появились дополнительные секции для закупок по 223-ФЗ среди МСП. Если хотите участвовать в закупках именно на них, то придется специально ради этого зарегистрироваться в ЕИС.
Открыть спецсчет
Для закупок по 223-ФЗ у поставщиков из крупного бизнеса спецсчет не требуется. Но для закупок у МСП он нужен.
Спецсчет — это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На нем поставщик держит деньги для обеспечения заявки.
По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать соответствующее количество денег. Использование спецсчетов исключает вероятность нарваться на мошенников, которые притворяются заказчиками по 223-ФЗ.
Деньги с них никуда не уходят, а “замораживаются”.
Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/ разблокирование). Выясните заранее условия, чтобы выбрать самые выгодные для себя.Как выбрать банк для спецсчета, какие банки работают в разных регионах и какую заявку банк отклонит, смотрите на нашем бесплатном вебинаре 22 февраля.
Регистрируйтесь, чтобы не пропустить
Если закупка по 223-ФЗ меньше 5 млн рублей, то обеспечение не требуется. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.
Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке для МСП с обеспечением заявки он не сможет.
Заплатить за победу
Федеральные площадки берут С МСП 1% от начальной цены (но не больше 2000 руб.). Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659) некоторые площадки все равно добавляют НДС к этой сумме. Важно помнить, что плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора.
Если вы ещё не решались участвовать в госзакупках по 223-ФЗ или обожглись на старых правилах, то сейчас самое время начать.
Прежде чем искать закупки, проверьте:
- Есть ли вы в реестре МСП.
- Зарегистрированы ли вы в ЕИС.
- Открыт ли у вас спецсчет в банке.
- Есть ли у вас свободные деньги для обеспечения заявки/ контракта.
- Разбираетесь ли вы в правилах закупок?
Приступайте к поиску заказов, если уверены во всех пунктах.
Источник: https://kontur05.ru/news/918
Большие закупки у малого бизнеса | Решения на РБК+
Участие малых и средних предприятий в госзакупках — один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса. Однако для расширения доступа предпринимателей к госзаказу требуется внедрение дополнительных механизмов.
ТАСС
Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.
«Подрядчики, участвуя в госзакупках, считают себя защищенными от действий недобросовестных контрагентов, как это часто бывает между коммерческими организациями, когда затягиваются сроки оплаты выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг. В случае с государством все кажется стабильнее: оно не обанкротится, не сбежит, не уклонится», — говорит руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS Анастасия Яремчук.
Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству).
Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов.
Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.
Очевиден прогресс в доступе МСП к госзаказу за последние несколько лет. Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.
Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.
Косвенным свидетельством расширения участия МСП в системе госзакупок может служить и статистика банковского сектора по выданным гарантиям для участия в них. Так, по оценке сервиса Fintender.
ru (принадлежит Совкомбанку), за последние три года увеличилась доля банковских гарантий бизнесу (для участия в госзакупках по 44-ФЗ) на сумму до 100 тыс. руб. Если в 2016 году она составляла 48% всех гарантий, то уже в 2017-м находилась на уровне 53%, а в 2018-м достигла 54%.
Основная причина, как отмечали в Совкомбанке, увеличение доли более мелких контрактов.
Квоты для МСП
По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.
Сразу несколько госкорпораций существенно расширили сотрудничество с малым бизнесом.
Однако так происходит далеко не везде, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «Основная цель госзакупок — прежде всего повышение их эффективности, а поддержка МСП — важная, но не первостепенная задача в этой системе».
В некоторых случаях на крупных проектах, по его словам, малый бизнес — даже целым пулом малых предприятий — не всегда может справиться с задачами. «В этих случаях крупный подрядчик может объективно оказаться более эффективным», — говорит Павел Самиев.При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.
Кроме того, предприниматели, опрошенные «Опорой России», заявляют, что более 50% заказов приходится на квалифицированных генподрядчиков, а не на прямых заказчиков, в результате чего значительная часть прибыли по таким заказам остается у них, а не у компаний МСП.
В Минэкономразвития уверены, что повышение с Нового года квот на участие МСП в госзаказе будет способствовать росту участия малого и среднего бизнеса в госзакупках напрямую: «Это позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у данной категории лиц, а также будет способствовать прямому доступу к закупкам большего количества предпринимателей».
Сегодня общая стоимость договоров отдельных категорий заказчиков, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП («спецторги»), должна составлять не менее 15% совокупного годового объема; в свою очередь, общая квота для субъектов МСП составляет 18%, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.
Со следующего года, по данным ведомства, общая квота по закупкам у субъектов МСП должна вырасти до 20%, а квоты по «спецторгам» — до 18%.
Соответствующее постановление правительства РФ было принято в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в августе этого года и вступит в силу 1 января 2020 года.
Утром деньги
Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.
Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.
Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.
Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов.
С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
По мнению Минэкономразвития, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров.При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.
Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства.
Источник: https://plus.rbc.ru/news/5dd226597a8aa9f1c5e37eb6
Субъекты малого предпринимательства в государственных закупках по нормам федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Закупки по СМП по 44-ФЗ
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Особенности участия СМП в государственных закупках и виды предоставляемых им льгот зависят от закона, по которому происходит закупка. В данном случае допускается два варианта: закупка производится в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе» или по 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Закупки по 44-ФЗ
Льготы по 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 30 данного закона. В рамках закона предусмотрена обязанность заказчика закупать товары, работы и услуги у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ.
Невыполнение данного лимита грозит заказчикам ответственностью в виде штрафа до 50 тыс. р. Ответственность наступает по ст. 7.30 КоАП.
Административный штраф за несоблюдение положений законодательства о закупках среди СМП устанавливается в отношении должностных лиц заказчика (контрактного управляющего или специалиста контрактной службы).
При этом заказчик вправе закупить у СМП более 15% от СГОЗ и никаких санкций за это не предусмотрено.
Совокупный годовой объем закупок состоит из всех закупок, которые были оплачены в текущем периоде (даже если договоры были подписаны в предыдущие годы). В расчет СГОЗ не включаются:
- Услуги по кредитованию .
- Товары и услуги для целей обороны и безопасности страны.
- Закупки у единственного поставщика.
- Работы в области атомной энергетики.
- Закрытые способы закупки.
Преимущества для СМП в рамках 44-ФЗ по ст. 30 предполагают проведение особых закупочных мероприятий, в которых могут принять участие только малые предприятия. Заявки от представителей крупного и среднего бизнеса будут отклонены. При этом перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у СМП, по 44-ФЗ не утвержден, что облегчает работу заказчиков.
Такие процедуры нужны заказчикам, чтобы набрать обязательный объем закупок среди СМП в размере 15%.
Также организации имеют право устанавливать требования об обязательном привлечении победителем торгов субподрядчика из числа СМП.С учетом положений Постановления Правительства №1466 от 2016 года объем переданной субподрядчику работы для реализации контракта должен составлять не менее 5% от цены контракта.
Если в первом случае заказчику нужно учитывать лимит по закупкам у СМП в 20 млн р., то при привлечении СМП, как субподрядчика, никаких ограничений по НМЦК не действует.
Стоит учесть, что в указанный лимит по закупкам у СМП в размере 15% входят и закупки у НКО. Поэтому за счет закупок к НКО можно снизить величину закупок у СМП.
Ежегодно заказчики должны опубликовать в ЕИС отчетность по закупкам у СМП за прошлый год. Здесь указываются только те закупки, которые состоялись, и в которых были предусмотрены преференции для малого бизнеса.
Какие льготы предусмотрены
Помимо того, что заказчики проводят специальные закупки среди СМП, для данной категории участников по 44-ФЗ предусмотрены некоторые льготы. В их числе:
- Меньший размер обеспечения участия в тендере. Величина обеспечения для них не может превышать 2% от начальной цены (в стандартном случае размер обеспечения устанавливается равным 5%).
- Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается на основе цены контракта, а не НМЦК. Но в любом случае оно не может быть ниже предусмотренного заказчиком авансирования. Заказчик вправе не требовать обеспечение при закупке у СМП.
- Возможность не обеспечивать исполнение государственного контракта при наличии опыта исполнения таких соглашений (с учетом п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ). При этом представитель малого бизнеса должен исполнить не менее 3 таких контрактов, их сумма должна быть сопоставима с текущей ценой контракта, а информация об исполненных контрактах подлежит внесению в реестр. Выпиской из реестра победитель подтверждает свою добросовестность и то, что он исполнил все взятые на себя ранее обязательства.
- Сжатые сроки оплаты услуг субъектов малого предпринимательства со стороны госзаказчика. Они установлены продолжительностью в 15 дней с даты подписания акта приема-передачи по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ (данный пункт подлежит внесению в контракт с СМП). Тогда как остальные подрядчики могут рассчитывать на оплату исполненного контракта в течение 30 дней. Исключение составляют только случаи, если в целях обеспечения обороноспособности или национальной безопасности Правительство установило другие сроки для оплаты.
- Уменьшенная плата за победу в электронных торгах на ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р.
Также участники из числа СМП платят штрафы в пониженном размере. Если цена контракта не превышает 3 млн р., то штраф устанавливается, как 3% от окончательной цены (10% для компаний не из числа СМП и НКО). При цене 3-10 млн р. штраф достигает 2%, а при цене 10-20 млн р. – 1%.
Для сравнения: для остальных категорий поставщиков штрафы при цене контракта 3-50 млн р. составляют 5%.
Способы закупок
Заказчики по 44-ФЗ вправе закупаться у малого бизнеса через проведение:
- открытого конкурса;
- электронного аукциона;
- запроса котировок;
- запроса предложений;
- конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса.
При этом заказчику следует учитывать лимит: НМЦК по закупкам среди СМП не должна превышать 20 млн р.
Каким условиям должны соответствовать СМП для участия в закупках
Субъекты малого предпринимательства вправе принять участие в любой закупке, которая проводится по нормам 44-ФЗ. Но поставщик должен соответствовать требованиям законодательства и заказчика для данной конкретной закупки, а также иметь в расположении необходимые ресурсы для выполнения контракта.
СМП имеют больше возможностей для победы в закупках, проводимых специально для данных компаний. В таких закупках не могут участвовать крупные компании и уровень конкуренции не столь высок.
В процессе подачи заявки на участие поставщику следует предоставить декларацию, которая подтверждает их принадлежность к малому бизнесу. Она имеет свободную форму. Если торги проводятся электронно, то задекларировать свою принадлежность будет проще: достаточно поставить галочку в нужном поле на электронной торговой площадке и подписать документ ЭЦП.
Ответственность за недостоверность сведений, представленных в декларации, возлагается на участника. Если будет выявлен факт недостоверности данных, то участника отклонят от закупки, а сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.
Узнать о том, что декларация содержит ложные сведения, заказчик может из реестра СМП от ФНС. Сведения реестра есть в открытом доступе, и поиск в нем можно вести по наименованию компании или ИНН.
Стоит отметить, что предоставление декларации о принадлежности к СМП является обязательным. Простого упоминания о том, что компания является СМП, в заявке на участие в тендере недостаточно. Это может стать причиной отклонения заявки участника.
Закупки по 223-ФЗ
При проведении торгов по 223-ФЗ также действуют определенные льготы для субъектов малого предпринимательства по ст. 3.4. Они закреплены в Постановлении Правительства от 2014 года №1352. Предоставление положенных преференций заказчиками контролируется со стороны ФО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Объем закупок
В 2019 году заказчики по 223-ФЗ обязаны приобрести у МСП товары и услуги в размере не менее 18% от СГОЗ. В данный рассчитанный показатель включают:
- Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
- Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
- Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.
При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п.
5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность.
Таким образом, минимально необходимый процент заказа у малых предприятий по 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ.
В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.
С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.
Изменения в объеме закупок с 2020 года
Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП. Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ.
А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%. Лимиты по закупкам среди малого бизнеса по 223-ФЗ были пересмотрены, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.
Источник: https://911urist.com/biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-v-goszakupkax-kto-otnositsya-k-smp-osobennosti-uchastiya-preferencii-i-lgoty.html
Критерии сопоставимости в госзакупках
В начало статьи об участии в конкурсе по 44 ФЗ
— Свойства товаров (работ, услуг) – предметов сдачи;
— Функции сторон сделки (распределение ответственности);
— количество товаров, объем работ (услуг);
— сроки исполнения;
— условия оплаты заказчиком.
Если участник представит для подтверждения опыта договор, где он выступил субподрядчиком, тогда сопоставимым его уже считать нельзя, поскольку распределение ответственности при исполнении данного договора было иным.
Если же участник представит исполненный договор с авансом, а конкурс, на который он хочет его представить для подтверждения опыта без аванса, то их тоже нельзя считать сопоставимыми, ведь условия оплаты разные. Заказчик может рассудить так: не было бы аванса в исполненном договоре – участник мог бы его сорвать из-за нехватки средств – условия оплаты были более мягкими.
Принцип сопоставимости
Что касается сопоставимости по количеству товаров, объему работ (услуг) то заказчик сам указывает пороги сопоставимости в КД, а если вы их там не обнаружите, подайте запрос разъяснений и обращайтесь в ФАС при отсутствии конкретного ответа,
Однородными (сопоставимыми), согласно НК РФ, являются товары со сходными свойствами, состоящие из схожих частей, выполняющие одинаковые функции и являющиеся взаимозаменяемыми. Сказанное выше касается также и однородных работ (услуг).
Сопоставимыми являются, например, лекарства с одним действующим веществом, стиральные порошки сходного состава, и т.д. Касательно совместимых работ это, например, установка деревянных и пластиковых окон, касательно совместимых услуг: услуги по вывозу опавшей листвы и скошенной травы.
Что касается требований к характеристикам товара (качественным и количественным), то хотя объем форм 2 в конкурсах обычно невелик, но заказчик может потребовать аргументацию представления того или иного показателя, а при отсутствии аргументации – не дать баллов. Здесь, скорее всего, обжалование в ФАСе будет бесполезным, если заказчик четко прописал в КД за какие недочеты сколько баллов он будет снижать.
Если хотя бы по одному критерию вы явно не проходите, участвовать не стоит – проиграете по сумме баллов. Если вам кажется, что критерии указаны заказчиком с целью ограничения конкуренции пробуйте жаловаться.
Шансы, конечно, есть. Результат будет зависеть от того, нарушил ли заказчик при составлении документации законодательство или нет. Если заказчик закон не нарушил, результат, скорее всего, будет отрицательным.
Ниже приведено несколько примеров обжалования в ФАСе конкурсных критериев.
Пример о весовых значениях конкурсных критериев
Участник конкурса на право заключения договора обязательного аудита подал жалобу на установленные заказчиком критерии, считая, что они ограничивают конкуренцию. Заказчик установил значимость ценового критерия 30%, а критерия квалификация – 70%.
ФАС признал жалобу участника необоснованной на основании того, что закон 44-ФЗ не ограничивает весовые значения конкурсных критериев, а для заказчика важнее не цена договора, а исполнение его наиболее участником, в организации которого работают более квалифицированные специалисты.
Пример о критерии «Квалификация участника»
Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению закупок попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик указал, что у участника должны быть в штате специалисты, прошедшие курсовую подготовку в объеме не менее 250 часов. Участник счел это требование завышенным.
Заказчик пояснил на заседании комиссии ФАС, что такой объём курсовой подготовки был затребован в результате анализа длительности ряда образовательных программ. Комиссия пришла к выводу, что заказчик законодательство не нарушил: закон 44-ФЗ не ограничивает длительность курсовой подготовки специалистов, так что заказчик имел право рассчитать его самостоятельно.Жалоба признана необоснованной.
Ещё примеры попыток обжалования критерия квалификация участника в ФАС
Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья сотрудников силового ведомства попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».
Заказчик запросил в документации подтверждение опыта представлением договоров на сопоставимые услуги, исполненных в период с 01.01.2017 года. Участник счел временные рамки исполнения договоров дискриминационными. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу не согласилась с доводами заказчика.
Поскольку на конкурс было подано семь заявок, она сочла это убедительным аргументом в пользу того, что данное требование не ограничивает круг участников конкурса. Жалоба была отклонена.
Пример необоснованной жалобы по критерию: Квалификация
Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране школьных учреждений попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».
Заказчик запросил в документации наличие у охранников: двухлетнего опыта работы в учреждениях дошкольного образования. За наличие в штате охранников с таким опытом полагалось 20 баллов.
Комиссия ФАС сочла содержание критерия правомерным, поскольку заказчик не требовал наличия опыта работы в своем регионе, а дошкольных учреждений в РФ десятки тысяч. Жалоба была признана необоснованной.
Другой пример необоснованной жалобы по тому же критерию
Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО оспорил в ФАСе содержание критерия квалификация сотрудников, которое заказчик наполнил необычным содержанием, введя туда показатели убыточности, платежеспособности, рентабельности.
Участник счел эти показатели вообще не относящимися к квалификации сотрудников, а также предположил, что они ограничивают конкуренцию.Однако комиссия ФАС пришла к выводу, что именно благодаря этим показателям заказчик может выявить наиболее квалифицированного исполнителя конкурса, к тому же показатели взяты не с потолка, а используются экспертными агентствами. Жалоба участника была отклонена.
Расчет целесообразности участия в конкурсе ( маржинальность )
Перед тем как приступить к расчету конкурса, рассчитайте среднее снижение на нескольких конкурсах, проведенных ранее этим же заказчиком, по 44-ФЗ, по тому же предмету закупки. Если оно невелико, есть смысл участвовать.
Конечно, по среднему снижению об исходе выбранного вами конкурса можно судить только приблизительно, тем не менее, если, например, на пяти конкурсах у того же заказчика оно колебалось около 20%, то можно ожидать на текущем конкурсе снижения не более 25% и не менее 15%.
Приступайте к расчету конкурса, чтобы прикинуть маржинальность.
Теперь готовьте заявку. Перечень документов указывается в конкурсной документации (КД). Укажите страну происхождения предлагаемых товаров, а также представьте соответствующую декларацию, если в КД указаны ограничения на поставку зарубежных товаров или приоритет российских товаров (работ, услуг).
Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44 ФЗ
Внесите (на спецсчет) обеспечение заявки, если оно требуется.
Банки стали выдавать банковские гарантии (БГ) на обеспечение заявок. Начинающим участникам БГ на крупную сумму не светит, так что по возможности старайтесь обойтись без нее.
Подав заявку, ждите ее рассмотрения. Если ее не отклонили за несоответствие каким-либо требованиям, для вас будет актуален итоговый протокол.
Если же заявку отклонили, посмотрите, имеет ли смысл обжаловать отклонение в ФАС.
В случае победы, заключайте контракт и приступайте к его исполнению.
Источник: https://44fzrf.ru/kriterii-sopostavimosti-v-goszakupkah/
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
Малый бизнес пока неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.
Критерии малого и среднего бизнеса:
Малый | Средний | |
Max количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Max выручка в год | 800 млн. руб. | 2 млрд. руб. |
44-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:
- Открытый конкурс,
- Конкурс с ограниченным участием,
- Двухэтапный конкурс,
- Электронный аукцион,
- Запрос котировок,
- Запрос предложений.
Какие льготы действуют?
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
- Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
- Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016).
Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.
Что упростит жизнь?
Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком.
Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса.
С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для заказчиков
Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
В каких закупках могут участвовать СМП?
Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:
- «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
- Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
- С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352.
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.
3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСПи предусмотреть льготы для ее участников.
Как работать с перечнем товаров для СМП
Перечень товаров для СМП — это документ, который заказчики размещают в ЕИС, если они работают по 223-ФЗ и планируют осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это за документ и как его подготовить, расскажем в нашей статье.
Согласно ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, участником закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, может выступать любое юридическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч.
5.1 Положения об особенностях участия в закупках СМ и СП, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014, годовой объем заказов, которые заказчик должен провести с СМП, составляет не менее 15 % от СГОЗ.
Далее нам необходимо разобраться, должен ли заказчик размещать в еис перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства?
Для того чтобы организация-заказчик имела возможность приобретать необходимые товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства и выбирать заложенный ПП РФ № 1352 и плановой документацией объем закупок, она должна сформировать, утвердить и разместить в Единой информационной системе реестр ТРУ, заказ которых будет проходить у СМ и СП (п. 8 Положения). Если такой реестр в организации отсутствует, то заказчик лишается возможности закупать ТРУ у субъектов малого предпринимательства. Следовательно, размещение реестра товаров для СМП — это прямая обязанность организации-заказчика.
Организация-заказчик формирует такой реестр самостоятельно, исходя из своих потребностей. Реестр ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, составляется на основании действующего классификатора ОКДП2. В него необходимо включить и наименование закупаемой продукции, и присвоенный ей в соответствии с классификатором кодовый номер (п. 9 Положения).
Согласно нормам ПП РФ № 1352, заказчик имеет право вносить изменения в реестр товаров СМП. Регламент проведения таких изменений необходимо прописать в положении о закупках организации.
Если в опубликованном документе допускается возможность внесения изменений в реестр ТРУ, приобретаемых у СМП, то, при необходимости, заказчик вносит соответствующие коррективы в документ, утверждает его и повторно размещает в ЕИС.
Как разместить перечень для СМП в ЕИС
Сформированный и утвержденный список в обязательном порядке подлежит размещению в Единой информационной системе и на официальном сайте заказчика (п. 10 Положения).
Для того чтобы опубликовать готовый документ в ЕИС, заказчик должен выйти на главную страницу Единой информационной системы и войти в свой личный кабинет, а затем — на вкладку «Реестр перечней товаров, работ, услуг». Далее необходимо выбрать действие «Создать перечень».
Сведения об организации-заказчике заполняются автоматически. Исполнителю необходимо подготовить блок «Перечень ТРУ», заполнив таблицу соответствующими кодами ОКПД2. Все значения нужно выбирать из открывающегося справочника.
Аналогичным образом заполняется каждая строка таблицы. После того как все позиции из списка товаров для СМП заказчика будут внесены, необходимо прикрепить бумажную версию документа. Для этого нужно перейти в блок «Документы», нажать кнопку «Обзор», выбрать нужный файл и выполнить действие «Прикрепить».
Затем проект перечня ТРУ для СМП сохраняется и размещается в ЕИС. Для этого необходимо нажать клавишу «Разместить».
Для того чтобы просмотреть в ЕИС уже готовые и размещенные перечни, необходимо выйти на главную страницу ЕИС, перейти во вкладку «Осуществление закупок» и выбрать «Перечни товаров, работ, услуг (223-ФЗ)».
Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП
Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).
Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).
В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.
Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.
Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.
Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):
- Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
- Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
- Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
- Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.
Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-rabotat-s-perechnem-tovarov-dlya-smp