Проверка заказчиков по 223-ФЗ на предмет участия субъектов МСП
Проверка заказчиков по 223-ФЗ на предмет участия субъектов МСП
За заказчиками, работающими по 223-ФЗ, законом закреплена обязанность осуществлять закупки у МСП в объеме не меньше 18% в год. Каким образом и кто контролирует выполнение этого требования, расскажем в статье.
Мониторинг соответствия закупочных планов закону в части привлечения МСП к закупкам регулируется статьей 5.1 Закона №223-ФЗ. Оценке (с использованием ЕИС как источника) и мониторингу контролеров подвергаются как планы закупок, так и вносимые заказчиком в них изменения, а также его годовые отчеты.
Как установлено в законодательстве, проводят оценку соответствия и мониторинг Корпорация развития МСП, а также органы исполнительной власти субъектов РФ (либо учрежденные ими специальные организации).
Проверяя закупки по 223-ФЗ на соответствие, контролирующие органы обращают внимание конкретно на соблюдение годового объема закупок у заказчика в отношении доли участия МСП, а также на наличие соответствующего раздела плана закупки (если отсутствует утвержденный заказчиком перечень объектов закупки, которые закупаются у МСП, ему могут выдать уведомление об устранении нарушений).
В итоге проведения оценки или мониторинга соответствия плана закупки по 223-ФЗ, контролерами составляется заключение о соответствии, либо выдается уведомление об устранении нарушений в установленные законом сроки (п. 2 ч. 8.2. ст. 3 Закона №223-ФЗ).
В случае технической ошибки в документе, заказчику позволяется разместить его в ЕИС повторно для нового мониторинга. Все получаемые уведомления и заключения о соответствии заказчик обязан публиковать в ЕИС в течение 5 дней с момента их выдачи.
Если заказчик по 223-ФЗ не устранил несоответствие касательно закупок у МСП, контролерами ему выдается отрицательное заключение, а реализация закупочного плана приостанавливается. При выдаче отрицательного заключения после оценки или мониторинга проекта изменений плана закупки, эти изменения нельзя утверждать и размещать в ЕИС до момента получения положительного заключения.Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»
В программе обучения:
- Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
- Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
- Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
- Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
- Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
- Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок
Посмотреть всю программу »
Мониторинг закупок с 2017 года
Заказчику следует внимательно изучить последние изменения относительно мониторинга закупок, с декабря 2016 года он проводится в отношении большего количества заказчиков по Закону № 223-ФЗ.
Распоряжением правительства № 2623-р внесены изменения в федеральный и региональный перечень, а также уточнения в перечень конкретных заказчиков, обязанных закупать у МСП инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов МСП. Вместе с тем, ряд заказчиков из перечней были исключены (в том числе ГУП и МУП).
Закупки у МСП по 223-ФЗ
Детализировано с обязанностью заказчиков по 223-ФЗ осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) можно ознакомиться в ч. 8 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Хотя подавать отчеты о закупках у МСП обязаны абсолютно все работающие по 223-ФЗ заказчики, по текущему законодательству лишь у достаточно крупных (а именно, с ежегодной выручкой больше 1 млрд рублей) есть обязанность их совершать.
Указанная норма действует с 1 января 2016 года, ранее (с 1 июля по 31 декабря 2015 года) закупки у МСП требовались только от заказчиков с выручкой, превышающей 10 млрд рублей.
Постановление Правительства от 26.07.2016 № 719, включает субъектов МСП в отдельный специальный реестр. Проведенной у МСП закупкой, которая учитывается в ежегодном объеме, считается, в том числе, привлечение таковых субъектов в качестве субподряда.
При этом в постановлении Правительства от 23 апреля 2016 г. № 342 уточняется, что в общем годовом объеме не должны учитываться закупки госкомпаний, сроком больше чем на пять лет, касающиеся автодорог и сбора платы за проезд по ним, если МСП привлекаются как субподряд (однако, если договор заключается с ними напрямую — учитываются).
Для доказательства своей причастности к категории МСП, подрядчик обязан предоставить сведения о своем членстве в реестре или составить декларацию соответствия формальным критериям этого статуса (приложив подтверждающие документы, например, список сотрудников и бухгалтерский баланс). Подробнее о том, как подтвердить статус СМП и какие преимущества он дает, читайте в разъяснении эксперта.
Общий объем закупок у МСП для заказчиков, по 223-ФЗ должен составлять не менее 18% от совокупного годового. Причем не меньше, чем 10% договоров (из общего годового объема) заказчик должен заключить только среди МСП. Уже с 1 января 2018 года этот показатель увеличат до 15 %.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102523-qqq-17-m3-06-03-2017-zakazchikov-po-223-fz-uchastiya-subektov-msp
Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ
Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.
Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.
В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.
2014 № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.
Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.
Заказчики, которые обязаны закупать у МСП
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).
Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.
Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.
Объемы и способы закупок у МСП
Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).
Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:
1. Закупки среди всех участников без ограничений
Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.
Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.
2. Закупки только среди субъектов МСП
Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.
3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП
Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.
Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.
Продукция, которую закупают у субъектов МСП
Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.
При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.
Например, перечень может выглядеть так:
Перечень продукции для закупки у МСП
Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
НМЦД
Закупка у МСП
До 200 млн руб. включительно
Обязанность
От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
Право
Больше 400 млн руб.
Закупка на общих основаниях
Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).
Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.
Процедура закупки только среди субъектов МСП
Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.
Шаг 1. Планирование закупки
В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Шаг 2. Выбор электронной площадки
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d6e0d2f0ef8e700ad045608
Конкурентные закупки среди МСП по 223‑ФЗ стали электронными
Статья актуальна на 15 сентября 2019
С 1 октября 2018 года все конкурентные закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий (далее — МСП) проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных ЭТП госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя.
Почему это важно?
Правительство сделало большой шаг в поддержку МСП. Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ должны проводить конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по установленным в законе правилам (ст. 3.4 223-ФЗ). Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.
Напомним, что именно изменилось:
БЫЛО | СТАЛО | |
На каких ЭТП? | 99% всех закупок по 223-ФЗ проводили на 49 различных площадках* со своими правилами регистрации и работы. | Сейчас их число сократилось до 8 (те же самые, что для закупок по 44-ФЗ). Работа на них регламентирована законом и знакома большинству поставщиков. В закупках среди МСП плату берут только с победителя закупки — 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. |
Какими способами? | Заказчики использовали более 5000* закупочных процедур. У каждой были свои правила, и разобраться в них было сложно. Конкурентные аукционы и конкурсы занимали всего 3,6%*. Остальное — закупки у единственного поставщика и так называемые иные способы закупки.* данные мониторинга Минфина | Правительство обязало проводить конкурентные процедуры у малого и среднего предпринимательства* только четырьмя способами:
* Заказчики по-прежнему могут проводить закупки у МСП и у крупного бизнеса напрямую без конкурса, если прописали эту возможность в своем положении. |
Правила закупок | Раньше правила проведения закупки устанавливал сам заказчик. Например, заказчик мог отменить результаты запроса котировок, просто потому что передумал проводить закупку. Сейчас это невозможно. | Сейчас все конкурентные процедуры среди МСП считаются торгами, поэтому заказчик:
|
Формат | Заказчик сам решал, в каком виде проводить конкурентную закупку: мог собирать предложения по электронной почте, в бумажных конвертах или на ЭТП. | Сейчас все конкурентные закупки у МСП проходят только в электронном виде:
|
Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ.
При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП.
Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).
Как подтвердить принадлежность к МСП?
Сначала разберемся, кто относится к МСП:
Малый | Средний | |
Максимальное количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Максимальная выручка в год | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
Чтобы подтвердить свою принадлежность к МСП, участник должен предоставить выписку из единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В Реестре содержатся сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других гос.источников, которые передали информацию в ФНС. Начиная с 3 августа 2018 года сведения о каждом субъекте должны быть внесены в Реестр МСП (313-ФЗ от 03.08.2018).
Без выписки из Реестра не получится поучаствовать в закупке для МСП.
База обновляется 10 августа каждого года. Чтобы вашу компанию включили в Реестр МСП, сведения в налоговую нужно предоставить не позднее 1 июля текущего года. Если не предоставить сведения, попасть в Реестр в течение года невозможно — придется ждать до следующего августа.
Если вы подали сведения некорректно, или произошла ошибка в системе — вы имеете право подать апелляцию. В случае положительного решения вас включат в Реестр.
Вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ
Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это значит, что вам просто нужно искать закупки и по 223-ФЗ. Если вы пользуетесь поисковыми программами, не забудьте поставить дополнительную галочку в поиске.
Вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ
Тем, кто закупался по 223-ФЗ до реформы, придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
Зарегистрироваться в ЕИС
С 1 января 2019 года для доступа на федеральные площадки участники должны пройти регистрацию в ЕИС. Регистрация занимает до 5 рабочих дней, после чего участник попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). На следующий день он будет аккредитован на всех федеральных ЭТП. Получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.
Если у вас уже есть действующая аккредитация на этих площадках, то с регистрацией в ЕИС можно подождать до конца 2019 года. Правда, на двух площадках («РТС-Тендер» и «Единая электронная торговая площадка») появились дополнительные секции для закупок по 223-ФЗ среди МСП. Если хотите участвовать в закупках именно на них, то придется специально ради этого зарегистрироваться в ЕИС.
Открыть спецсчет
Для закупок по 223-ФЗ у поставщиков из крупного бизнеса спецсчет не требуется. Но для закупок у МСП он нужен.Спецсчет — это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На нем поставщик держит деньги для обеспечения заявки.
По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать соответствующее количество денег. Использование спецсчетов исключает вероятность нарваться на мошенников, которые притворяются заказчиками по 223-ФЗ.
Деньги с них никуда не уходят, а “замораживаются”.
Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/ разблокирование). Выясните заранее условия, чтобы выбрать самые выгодные для себя.
Если закупка по 223-ФЗ меньше 5 млн рублей, то обеспечение заявки не требуется. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.
Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке для МСП с обеспечением заявки он не сможет.
Заплатить за победу
Федеральные площадки берут С МСП 1% от начальной цены (но не больше 2000 руб.). Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659) некоторые площадки все равно добавляют НДС к этой сумме. Важно помнить, что плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора.
Если вы ещё не решались участвовать в госзакупках по 223-ФЗ или обожглись на старых правилах, то сейчас самое время начать.
Прежде чем искать закупки, проверьте:
- Есть ли вы в реестре МСП.
- Зарегистрированы ли вы в ЕИС.
- Открыт ли у вас спецсчет в банке.
- Есть ли у вас свободные деньги для обеспечения заявки/ контракта.
- Разбираетесь ли вы в правилах закупок?
Приступайте к поиску заказов, если уверены во всех пунктах.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1235-zakupki-msp-223-fz-stali-elektronnumi
Новости госзакупок
В начале 2014 года на общественное обсуждение был вынесен проект постановления Правительства, содержащий информацию об особенностях закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. После общественного обсуждения данный проект был направлен на согласование во все задействованные в указанной теме структуры.
Активные дискуссии происходят относительно содержания этого документа, но до сих пор не было никакого продвижения по проекту.
Заказчикам, однако, полезно знать, какие изменения в закупочной деятельности произойдут с момента принятия Постановления, чтобы быть готовыми вносить соответствующие изменения в свои положения о закупках.
Основные положения 223-ФЗ, закрепляющие особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Часть 8 статьи 4 Закона (в редакции ФЗ № 396 от 28.12.2013) закрепляет, что Правительство РФ вправе установить:
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов МСП и требования этого отчета.
С 01 января 2016 года статья 4 Законабудет дополнена ч. 21 следующего содержания:
«21. Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом».
С 1 января 2016 года ст. 3 Закона будет дополнена ч. 8.1 следующего содержания:
«8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст.
4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в ЕИС положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ”.
Другими словами, если годовая норма объема закупки у субъектов МСП не соблюдена, заказчик лишается права проводить закупки в соответствии с 223-ФЗ, а вместо этого будет обязан закупать по 44-ФЗ.
Изменения в 223-ФЗ, вступившие в силу, касающиеся включения в ежемесячный отчет о заключенных договорах, сведений о закупках у субъектов МСП:
Ч.19 ст. 4: Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в единой информационной системе:
П. 4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.На сегодняшний день (да даты принятия постановления) заказчики в ежемесячный отчет включают раздел «сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства», но не заполняют его, а проставляют «0».
Порядок размещения отчетности о заключенных договорах
№п.п. | январь | февраль | март | ||
Количество договоров | Общая стоимость договоров | Количество договоров | Общая стоимость договоров | Количество договоров | Общая стоимость договоров |
1. | Заключенных по результатам закупки ТРУ | ||||
2. | Заключенных по резульатам ЗЕП | ||||
3. | Заключенных со сведениями ГТ | ||||
4. | Заключенных с субъектами СМП |
Порядок размещения отчетности о годовом объеме закупок у МСП
Заказчики помимо ежемесячного отчета о заключенных с МСП договорах, составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства и размещают указанный отчет в единой информационной системе не позднее 1-го февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства является электронным документом, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.
Датой составления годового отчета является дата размещения годового отчетав единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте закупок.
Важно заполнять годовой отчет корректно и надлежащим образом.
В п. 4 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ вводится новое (дополнительное) основание для обжалования действий заказчика.
«Участник закупок вправе обжаловать в антимонопольный орган неразмещение или размещение в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства».
Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» (по состоянию на 18.01.2014) (подготовлен Минэкономразвития России)
Понятие субъекта МСП и критерии отнесения участников закупки
Источник: https://help-tend.ru/novosti-goszakupok/312-osobennosti-osushchestvleniya-zakupok-po-223-fz-u-smp