Нарушение объемов закупок у СМП: особенности применения административной практики
Закупки у СМП и СОНКО по 44 ФЗ
Помимо обычных тендеров, существуют специальные тендеры, которые выделяются для участия исключительно малому бизнесу. Такие закупки обладают дополнительными требованиями и преимуществами для поставщиков. Для удобства поставщиков, мы оказываем услугу ручного поиска контрактов по любым, даже самым узким критериям.
Закупки у Субъектов Малого Предпринимательства могут осуществляться заказчиками любым способом и в любой форме, но в объеме не менее 15% от общего годового объема заключенных контрактов. Для того чтобы исполнить норматив, ФЗ 44 предусматривает 3 механизма.
Во-первых, объем закупок в 15% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП.
То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП.
Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (15%).
Как видите, для заказчика существует строгий регламент размещения таких контрактов и дальнейшей отчетности по ним. Именно по этой причине мы рекомендуем обратить внимание на торги для малых предприятий в первую очередь — они намного выгоднее и прозрачнее. Для удобства и быстрой навигации среди самых выгодных контрактов есть раздел — тендеры с авансом.Результат в цифрах:
30%
составляет размер максимального авансирования в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами! Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или идее
И мы поможем Вам реализовать проект Вашей мечты!
Рассказать о себе
Основные преимущества закупок у Субъектов Малого Предпринимательства и Социально-ориентированных Некоммерческих Организаций по 44-ФЗ
ФЗ применяет обозначение СМП — «Субъект Малого Предпринимательства». Формат участия в закупках подробно описан в Статье 30 от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в рамках которой заказчики обязаны заключить с СМП не менее 15% всех контрактов от общего объема заключенных сделок.
По итогу года до 1 апреля заказчики размещают в ЕИС данные о выделенных для СМП тендерах за весь прошедший год. В отчет разрешено включать только те закупки, в которых было прописано преимущество для СМП и эти тендеры состоялись.
Если же квоту не выполнить, организация получит солидный штраф!
СМП может поучаствовать в любом тендере, если организация соответствует критериям заказчика и в силах исполнить условия контракта. Тендеры, которые заказчик обязан размещать исключительно для малого бизнеса, имеют целый ряд льгот.
Это означает, что среди участников не будет ни крупных, ни средних организаций. В случае, если они захотят поучаствовать, комиссия их обязательно отклонит. НМЦК закупок у СМП по 44 ФЗ не может быть более 20 млн рублей. Для подачи заявки поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП.
А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.
Результат в цифрах:
2%
составляет размер максимального обеспечения в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 44 ФЗ
- Утвержденное авансирование до 30% от стоимости контракта.
- Сроки расчетов по выполненным работам — строго до 15 дней.
- Размер обеспечения заявки составляет не более 1% или 2%.
- Обеспечение исполнения составляет не более 5% или 10%.
- Нельзя участвовать ни средним, ни крупным компаниям-конкурентам.
- Привлечение СМП через субподряд, соответствующим требованием в конкурсной документации.
Из ближайших изменений в Федеральном Законе утверждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Законопроект больше не разрешит привлекать к реализации тендера субподрядную организацию, которая аффилирована с заказчиком.
Это исключит случаи, когда организация передает строительные субподряды своим дочерним предприятиям. Если учреждение нарушит ФЗ, то такой контракт нельзя будет разместить в реестре закупок у СМП. Еще одно нововведение коснется того, что с 2017 года в ЕИС можно отправлять заявки на любые формы тендерных отборов в электронном виде.
Участникам это уменьшит расходы, а так же исключит коррупционную составляющую при подтасовывании результатов при проведении «бумажных» процедур.
Опишите, какие услуги или товары вы поставляете
И мы поможем Вам найти подходящие контракты с авансированием!
Найти подходящие контракты
Как осуществляются закупки у малых предприятий по 44 ФЗ
Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения разных видов торгов: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).
Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение.
В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).
Все необходимые декларации и справки вы можете скачать в разделе образцы документов.
В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами схожим с 223 ФЗ образом:
- Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника — не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 30 дней.
- Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).
Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно.
Если организация уже включена в единый реестр малых и средних субъектов, можно представить выписку из него.
СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.
Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика.
Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:
- нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня, полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
- при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей;
- нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
- аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс.;
- нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс.
Подробные нормативы представлены в разделе Школа торгов. Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей.
С чего начать поиск подходящих торгов для малого бизнеса по ФЗ №44
Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок и нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.
Результат в цифрах:
1 месяц
составляет максимальный срок заключения первых успешных контрактов
Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям, закажем выписку и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.
Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а так же предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.
Источник: https://cpp-group.ru/zakupki-u-smp/zakupki-u-smp-i-sono-po-44-fz/
Что такое СМП и СОНО и кто к ним относится? Понятие и особенности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
СМП расшифровывается, как субъект малого предпринимательства. СОНО, или СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации. Данные виды учреждений объединяются в одну группу по той причине, что для них предусмотрены одинаковые привилегии в процессе государственных закупок, которые проводятся по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Что такое СОНО
В самом 44-ФЗ и 223-ФЗ не содержится детализации понятия СОНО. Но его можно найти, если обратиться к ФЗ-7 от 1996 года. Социально ориентированными признаются не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые занимаются деятельностью, связанной с развитием гражданского общества и решением социальных проблем по п. 2.1 ст. 2 7-ФЗ.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
СОНО признается организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли в качестве основополагающей цели создания и которая не распределяет полученную прибыль между участниками по ч. 1 ст. 2 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь форму союза, фонда, ассоциации, общины, объединения и пр.
Перечень возможных направлений деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации, включает (на основании п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):
- Социальное обслуживание граждан.
- Организация социальной поддержки и защиты.
- Помощь гражданам в преодолении последствий стихийных бедствий.
- Организация мероприятий по профилактике социально опасных поведенческих аспектов.
- Защита животных.
- Охрана окружающей среды.
- Юридическая помощь, которая оказывается льготно или бесплатно.
- Деятельность в области здравоохранения, искусства, науки и пр.
Такие некоммерческие организации могут участвовать в государственных закупках на особых условиях, если только ее учредителями не являются РФ, российские регионы и муниципальные образования.
Понятие и критерии отнесения к СМП
К субъектам малого предпринимательства относят малые компании и микропредприятия в статусе юридического лица или индивидуального предприятия. Критерии отнесения компании к СМП также не содержатся в законодательстве о закупках, но они приведены в отдельном ФЗ-209 от 2007 года.
Согласно данному закону, для отнесения к СМП компания должна соответствовать определенным критериям по среднесписочной численности, размеру доходов от предпринимательской деятельности и доле участия в данной компании иных субъектов.
Для того чтобы компания считалась СМП, доля иностранных компаний и иных юрлиц в ней не может превышать 49%. Доля участия РФ, муниципалитетов, общественных и религиозных учреждений в СМП не может быть более 25%.
По ФЗ-209 от 2007 года субъекты малого предпринимательства разделяют на микропредприятия и малые предприятия.
Для того чтобы компанию можно было отнести к микропредприятию, среднесписочная численность в ней не может превышать 15 человек, а доходы от предпринимательской деятельности – не превышать 120 млн р. (такой размер доходов утвержден Постановлением Правительства от 2016 года №265).
В малом предприятии работает не более 100 человек, а величина доходов должна находиться в пределах 800 млн р.
К СМП относят также организации со статусом участника «Сколково», общества из инновационного сектора экономики или организации, внедряющие результаты интеллектуального труда.
Что нужно делать для подтверждения своей принадлежности к одной из категорий для участия в закупках
Для того чтобы принять участие в закупках, которые проводятся исключительно среди СМП и СОНО, участник должен подтвердить свою принадлежность к одной из указанных категорий.
Для этого организация предъявляет декларацию в свободной форме с указанием на то, что она является представителем малого бизнеса или НКО.
Ответственность за достоверность сведений в декларации возлагается на поставщика.
С учетом требований ч. 3 ст. 30 44-ФЗ участнику недостаточно указать принадлежность к данным категориям в заявке на участие в закупке, дополнительно от него запрашивается декларация. Для электронных процедур подобная декларация может быть сформирована прямо на ЭТП.
Она прилагается к заявке в электронном виде в виде отдельного документа.
Заказчикам по 44-ФЗ рекомендовано проверять принадлежность участника к СМП с помощью специального реестра, который ведет ФНС. Проверка проводится в режиме онлайн.
Достаточно вбить в строку поиска ИНН и наименование компании.
Для участия в закупках, которые проводятся на общих основаниях без привилегий для СМП и СОНО, подтверждать свою принадлежность к данным категориям не нужно.При закупках по 223-ФЗ правила подтверждения своей принадлежности к СМП и СОНО несколько отличаются. Декларировать свою принадлежность вправе только созданные юрлица и индивидуальные предприниматели.
Остальные участники предоставляют выписку из реестра СМСП от ФНС.
Выписку можно запросить онлайн на официальном сайте ФНС.
Она включает в свой состав дату формирования документов, номер документа, наименование юрлица, категорию СМСП, дату включения в реестр, сведения о среднесписочной численности и пр.
Для подтверждения принадлежности к СОНО учреждению нужно предоставить:
- Копии учредительных документов для проверки соответствия видов деятельности тем, которые указаны в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ.
- Выписку из реестра социально ориентированных НКО.
Особенности проведения закупок по 44-ФЗ
Преимущества для СМП и СОНКО в рамках 44-ФЗ предусмотрены в ст. 30. В обязанности государственных заказчиков входит подписание государственных контрактов с представителями указанных учреждений на сумму не менее 15% от совокупного годового объема государственного заказа (СГОЗ). Под СГОЗ понимается совокупный объем закупок за текущий год, в который не входят:
- закупки в рамках гособоронзаказа;
- закупки у единственного поставщика;
- подписанные через закрытые процедуры;
- в сфере атомной энергии;
- в сфере заимствований.
При расчете СГОЗ учитываются только те контракты, оплата по которым будет произведена в текущем году, включая контракты, подписанные в предыдущие периоды, но оплаченные в этом году.
Подобного рода преимущества для СМП и СОНО предоставляются в двух форматах:
- Через проведение закупок, к участию в которых допускают только юридических лиц из числа СМП и СОНО. Такие закупки могут проводиться в формате открытого конкурса, электронного аукциона, запроса предложений и котировок, конкурса с ограниченным участием. При этом установлено одно законодательное ограничение: сумма данных государственных контрактов не должна превышать 20 млн р.
- Установление требования к победителям по привлечению СМП и СОНО к реализации контракта в качестве субподрядчика. В этом случае заказчик может не бояться превысить НМЦК: никаких ограничений не предусмотрено. С учетом Постановления Правительства №1446 от 23 декабря 2016 года заказчиком закрепляется объем привлечения субподрядчиков из числа СМП в размере не менее 5%, а исполнитель государственного контракта рассчитывается с ними не позднее 15 рабочих дней вместо 30.
Также заказчики могут «набирать» минимальный объем закупок у СМП через обычные торги, в которых вправе принять участие все желающие. Перечень продукции, который заказчики обязаны закупать у СМП, законодательно не предусмотрен. На это указывается в письме Минэкономразвития России от 2015 года № Д28и-79.
Закупка в размере более 15% у СМП и СОНО по закону не запрещается, но нарушение указанного лимита считается грубым нарушением и карается по нормам КоАП (ст. 7.30).
При несоблюдении требования о минимальном объеме заказа у СМП и СОНО должностное лицо в лице контрактного управляющего или иного специалиста контрактной службы может быть привлечено к административной ответственности. Она предполагает штраф до 50 тыс. р.
Объем закупок у СМП и СОНО распределять и лимитировать не нужно. Можно приобрести все товары на сумму 15% от СГОЗ у малых предпринимателей и ничего не закупить у некоммерческих организаций. И это не будет считаться нарушением законодательства.
В случае если закупка среди СМП или СОНО не состоялась, то заказчики вправе убрать ограничения для участников и допустить к торгам всех желающих. Но такой контракт не войдет в требуемый норматив 15% от СГОЗ.
О соблюдении законодательных нормативов заказчики обязаны отчитаться. Отчет о закупках среди СМП и СОНО по результатам года они публикуют в ЕИС в установленные сроки.
В 44-ФЗ предусмотрены и некоторые другие особенности контрактов с представителями малого бизнеса и СОНО.
Заказчик должен оплатить их услуги в течение 15 рабочих дней после подписания приемочного акта или товарной накладной на поставку товаров, тогда как стандартные сроки для оплаты заказчиком составляют 30 дней. Размер обеспечения участия в закупке по 44-ФЗ не может превышать 2% от НМЦК.Для СМП и СОНО также предусмотрены пониженные штрафы при нарушениях по 44-ФЗ. С них взимается уменьшенная плата за ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р. (данные комиссионные оператор удерживает с победителя закупки).
Особенности проведения закупок по 223-ФЗ
Заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, могут обеспечить годовой объем закупок у лиц, подтвердивших принадлежность к субъектам малого предпринимательства, в размере 18% от годового объема закупок и более.
При этом 15% годового объема закупок составляют договоры, которые были подписаны по результатам торгов, участниками которых были СМП (на основании п. 5 Положения об особенностях участия СМП, утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352).
То есть процент закупок заказчиков по 223-ФЗ у малого бизнеса выше, чем по 44-ФЗ.
С 2020 года указанные нормативы будут пересмотрены. Заказчики должны будут закупать у СМП товаров на сумму не менее 20% от СГОЗ вместо 18%. Изменится и обязательный процент закупок только у СМП: с 15% он увеличится до 18%, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.
В отличие от 44-ФЗ заказчики по 223-ФЗ утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры с участием только поставщиков из числа малого бизнеса. В перечень включают товары с указанием из ОКПД-2 с учетом их наименования, кода, категории и подкатегории, что позволяет их четко идентифицировать.
Утвержденный заказчиком документ о перечне товаров, которые закупаются у СМП, в обязательном порядке публикуется в ЕИС и на официальном сайте заказчика. При этом товары, работы и услуги из утвержденного списка в некоторых случаях допускается закупать и у иных категорий поставщиков. Но если товары перечислены в локальном перечне и заказчик указан в п.
2 Постановления Правительства №1352, то он обязан закупать их у субъектов малого бизнеса.
Если предметом сделки стала продукция из утвержденного правительственного перечня, а НМЦК не превысил 200 млн р., то провести тендер среди малых предприятий заказчик обязан. Если же цена контракта находится в пределах 200-400 млн р., то заказчик вправе сам выбирать способ закупки и потенциальных участников.
С июля 2018 года новая редакция 223-ФЗ определила конкретные разновидности закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения о проведении закупок данного типа.
Минимальный срок размещения извещения о проведении конкурса и аукциона составляет 7 дней до окончания приема заявок при цене контракта до 30 млн р., 15 дней – при цене более 30 млн р. Запрос предложений проводится при цене контракта в пределах 15 млн р.
, а извещение размещается за 5 рабочих дней до начала процедуры. Запрос котировок проводится при цене в пределах 7 млн р. с минимальными сроками для подачи заявок в 4 рабочих дня.
Таким образом, государство в целях поддержки малого предпринимательства и некоммерческих организаций обязывает заказчиков закупать определенный объем товаров, работ и услуг у представителей таких учреждений. Для заказчиков по 44-ФЗ минимальный объем заказа у СМП и СОНО составляет 15% от СГОЗ.
Для тех заказчиков, которые работают по 223-ФЗ, минимальный объем заказа составляет не менее 18% от СГОЗ. Для подтверждения соответствия участника требованиям к СМП и СОНО участник должен задекларировать данный факт.Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/smp-i-sono.html
Субъекты малого предпринимательства в государственных закупках по нормам федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Закупки по СМП по 44-ФЗ
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Особенности участия СМП в государственных закупках и виды предоставляемых им льгот зависят от закона, по которому происходит закупка. В данном случае допускается два варианта: закупка производится в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе» или по 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Закупки по 44-ФЗ
Льготы по 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 30 данного закона. В рамках закона предусмотрена обязанность заказчика закупать товары, работы и услуги у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ.
Невыполнение данного лимита грозит заказчикам ответственностью в виде штрафа до 50 тыс. р. Ответственность наступает по ст. 7.30 КоАП.
Административный штраф за несоблюдение положений законодательства о закупках среди СМП устанавливается в отношении должностных лиц заказчика (контрактного управляющего или специалиста контрактной службы).
При этом заказчик вправе закупить у СМП более 15% от СГОЗ и никаких санкций за это не предусмотрено.
Совокупный годовой объем закупок состоит из всех закупок, которые были оплачены в текущем периоде (даже если договоры были подписаны в предыдущие годы). В расчет СГОЗ не включаются:
- Услуги по кредитованию .
- Товары и услуги для целей обороны и безопасности страны.
- Закупки у единственного поставщика.
- Работы в области атомной энергетики.
- Закрытые способы закупки.
Преимущества для СМП в рамках 44-ФЗ по ст. 30 предполагают проведение особых закупочных мероприятий, в которых могут принять участие только малые предприятия. Заявки от представителей крупного и среднего бизнеса будут отклонены. При этом перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у СМП, по 44-ФЗ не утвержден, что облегчает работу заказчиков.
Такие процедуры нужны заказчикам, чтобы набрать обязательный объем закупок среди СМП в размере 15%.
Также организации имеют право устанавливать требования об обязательном привлечении победителем торгов субподрядчика из числа СМП.
С учетом положений Постановления Правительства №1466 от 2016 года объем переданной субподрядчику работы для реализации контракта должен составлять не менее 5% от цены контракта.
Если в первом случае заказчику нужно учитывать лимит по закупкам у СМП в 20 млн р., то при привлечении СМП, как субподрядчика, никаких ограничений по НМЦК не действует.Стоит учесть, что в указанный лимит по закупкам у СМП в размере 15% входят и закупки у НКО. Поэтому за счет закупок к НКО можно снизить величину закупок у СМП.
Ежегодно заказчики должны опубликовать в ЕИС отчетность по закупкам у СМП за прошлый год. Здесь указываются только те закупки, которые состоялись, и в которых были предусмотрены преференции для малого бизнеса.
Какие льготы предусмотрены
Помимо того, что заказчики проводят специальные закупки среди СМП, для данной категории участников по 44-ФЗ предусмотрены некоторые льготы. В их числе:
- Меньший размер обеспечения участия в тендере. Величина обеспечения для них не может превышать 2% от начальной цены (в стандартном случае размер обеспечения устанавливается равным 5%).
- Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается на основе цены контракта, а не НМЦК. Но в любом случае оно не может быть ниже предусмотренного заказчиком авансирования. Заказчик вправе не требовать обеспечение при закупке у СМП.
- Возможность не обеспечивать исполнение государственного контракта при наличии опыта исполнения таких соглашений (с учетом п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ). При этом представитель малого бизнеса должен исполнить не менее 3 таких контрактов, их сумма должна быть сопоставима с текущей ценой контракта, а информация об исполненных контрактах подлежит внесению в реестр. Выпиской из реестра победитель подтверждает свою добросовестность и то, что он исполнил все взятые на себя ранее обязательства.
- Сжатые сроки оплаты услуг субъектов малого предпринимательства со стороны госзаказчика. Они установлены продолжительностью в 15 дней с даты подписания акта приема-передачи по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ (данный пункт подлежит внесению в контракт с СМП). Тогда как остальные подрядчики могут рассчитывать на оплату исполненного контракта в течение 30 дней. Исключение составляют только случаи, если в целях обеспечения обороноспособности или национальной безопасности Правительство установило другие сроки для оплаты.
- Уменьшенная плата за победу в электронных торгах на ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р.
Также участники из числа СМП платят штрафы в пониженном размере. Если цена контракта не превышает 3 млн р., то штраф устанавливается, как 3% от окончательной цены (10% для компаний не из числа СМП и НКО). При цене 3-10 млн р. штраф достигает 2%, а при цене 10-20 млн р. – 1%.
Для сравнения: для остальных категорий поставщиков штрафы при цене контракта 3-50 млн р. составляют 5%.
Способы закупок
Заказчики по 44-ФЗ вправе закупаться у малого бизнеса через проведение:
- открытого конкурса;
- электронного аукциона;
- запроса котировок;
- запроса предложений;
- конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса.
При этом заказчику следует учитывать лимит: НМЦК по закупкам среди СМП не должна превышать 20 млн р.
Каким условиям должны соответствовать СМП для участия в закупках
Субъекты малого предпринимательства вправе принять участие в любой закупке, которая проводится по нормам 44-ФЗ. Но поставщик должен соответствовать требованиям законодательства и заказчика для данной конкретной закупки, а также иметь в расположении необходимые ресурсы для выполнения контракта.
СМП имеют больше возможностей для победы в закупках, проводимых специально для данных компаний. В таких закупках не могут участвовать крупные компании и уровень конкуренции не столь высок.
В процессе подачи заявки на участие поставщику следует предоставить декларацию, которая подтверждает их принадлежность к малому бизнесу. Она имеет свободную форму. Если торги проводятся электронно, то задекларировать свою принадлежность будет проще: достаточно поставить галочку в нужном поле на электронной торговой площадке и подписать документ ЭЦП.
Ответственность за недостоверность сведений, представленных в декларации, возлагается на участника. Если будет выявлен факт недостоверности данных, то участника отклонят от закупки, а сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.
Узнать о том, что декларация содержит ложные сведения, заказчик может из реестра СМП от ФНС. Сведения реестра есть в открытом доступе, и поиск в нем можно вести по наименованию компании или ИНН.
Стоит отметить, что предоставление декларации о принадлежности к СМП является обязательным. Простого упоминания о том, что компания является СМП, в заявке на участие в тендере недостаточно. Это может стать причиной отклонения заявки участника.
Закупки по 223-ФЗ
При проведении торгов по 223-ФЗ также действуют определенные льготы для субъектов малого предпринимательства по ст. 3.4. Они закреплены в Постановлении Правительства от 2014 года №1352. Предоставление положенных преференций заказчиками контролируется со стороны ФО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Объем закупок
В 2019 году заказчики по 223-ФЗ обязаны приобрести у МСП товары и услуги в размере не менее 18% от СГОЗ. В данный рассчитанный показатель включают:
- Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
- Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
- Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.
При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п.
5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность.
Таким образом, минимально необходимый процент заказа у малых предприятий по 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ.
В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.
Изменения в объеме закупок с 2020 года
Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП. Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ.
А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%. Лимиты по закупкам среди малого бизнеса по 223-ФЗ были пересмотрены, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.
Источник: https://911urist.com/biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-v-goszakupkax-kto-otnositsya-k-smp-osobennosti-uchastiya-preferencii-i-lgoty.html
Практика уфас: особенности закупок у мсп
При проведении закупок у субъектов МСП заказчики должны руководствоваться не только общими правовыми нормами в сфере закупок, но и отдельными специальными НПА, регулирующими закупочные процедуры у субъектов малого и среднего бизнеса.
О том, какие ситуации могут возникнуть у участников закупочного процесса при проведении таких процедур, рассмотрим на примерах из практики.
Наименование закупочной процедуры для МСП на ЭТП и в извещении
В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по продлению лицензии антивирусного программного обеспечения.
По мнению инициатора обращения, организатор закупки при размещении извещения обязан был в соответствии с требования ЭТП указать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства (в общих сведениях следовало указать способ закупки — «запрос котировок для СМП»).
Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что Положением заказчика не предусмотрено отдельное указание в наименовании способа закупки (в т.ч. на ЭТП) того, что в процедуре принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом в тексте извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок указано, что участие могут принимать только вышеназванная категория контрагентов.
На основании этого, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и в его действиях не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов. (Решение УФАС по Новосибирской области б/н от 27 декабря 2018 г.)
Сфера действия Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352
В УФАС поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно доводам жалобы, заказчиком размещено извещение о закупке, в котором установлено требование о возможности участия в процедуре только организаций, отнесенных к субъектам МСП, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно п.2 Положения о СМСП, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление.
Положением о СМСП определено, что для проведения закупок, заказчики обязаны утвердить перечень и разместить его в ЕИС.
Антимонопольный орган при изучении материалов дела пришел к выводу, что заказчик не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.
2014 года № 1352, следовательно, у организатора процедуры отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В своем решении комиссия УФАС указала, что заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства. (Решение УФАС по Самарской области б/н от 07.03.2018)
*Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 № Д28и-2082, от 09.07.
2015 года № Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления № 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.
Участник закупки — субъект МСП р. Беларусь
В антимонопольный орган обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку счетчиков жидкого топлива.
По мнению заявителя комиссия организатора закупки неправомерно отклонила его заявку от участия в процедуре по причине несоответствия требованиям закупочной документации- заявитель не является субъектом МСП.
При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что инициатор обращения является субъектом МСП согласно законодательству р.Беларусь.
В соответствии с условиями проводимой закупки преференции для малого и среднего бизнеса в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, введенные Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, распространяются только на лиц, зарегистрированные согласно законодательству РФ.Комиссия УФАС пришла к выводу, что иностранные организации и ИП не могут быть отнесены к категории субъектов МСП в контексте ФЗ № 223 и вышеназванного Постановления Правительства РФ, поэтому представленная инициатором обращения декларация о его принадлежности к субъектам МСП р.Беларусь подтверждает его несоответствие условием проводимой закупки.
(Решение УФАС по Республике Саха (Якутия) по жалобе № 02-45/18.1-18 от 05.04.2018).
Таблица из единого реестра СМСП как подтверждение о нахождении в нем участника
В антимонопольный орган поступила жалоба участника при проведении конкурса в электронной форме по оказанию услуг в области фото- и видеосъемки.
По мнению инициатора обращения, его заявку незаконно отклонили от участия в процедуре. При рассмотрении дела комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно условиям закупки участники должны предоставить сведения из единого реестра субъектов МСП.
Согласно нормам действующего законодательства установлено обязательное требование о предоставлении участниками закупок, проводимых среди малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ № 223, сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в случае отсутствия таких сведений.
В целях подтверждения заявленного требования участник представил таблицу из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , не соответствующую форме закупочной документации.
Однако, антимонопольный орган посчитал, что инициатор обращения подтвердил таким образом наличие общества в указанном реестре, несмотря на то, что декларацию в составе заявки он не предоставил. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-357/77-19 от 21.02.2019).
Оплата работ в течение 30 дней для субъектов МСП
В антимонопольный орган обратился подрядчик с жалобой на положения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок в учебном корпусе.
В своем обращении подрядчик указал, что в документации заказчик не устанавливает срок оплаты выполненных работ для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно : не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
При рассмотрении дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно представленному заказчиком отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2019 г.
объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) составил менее 500 млн.рублей, в связи с чем он не подпадает под действие положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.
Также антимонопольный орган в своем решении отметил, что в закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП, соответственно, обязанность установления порядка оплаты договора с ограничением в 30—дневный срок у заказчика также отсутствует. (Решение Ульяновского УФАС по делу № 073/07/223-15670/03-2019 от 13.05.2019).
Участник закупки не является субъектом МСП
В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и установке оконных конструкций из ПВХ профиля в административном и производственном корпусах.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны организатора процедуры выразилось в отклонении его заявки по причине непредставления документов, подтверждающих принадлежность к субъектам МСП. Антимонопольный орган установил, что участником проводимой закупки может быть любое лицо, в том числе субъект МСП.
Комиссия отмечает, что обязанность по предоставлению документа, включающего в себя сведения из единого реестра СМП или декларации по форме, установленной в закупочной документации, возникает только у юридических лиц, являющихся МСП.
Антимонопольная служба в своем решении указала, что инициатор обращения не является субъектом МСП, так как не соответствует требованиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о субъектах СМП и, соответственно, не включен в единый реестр таких контрагентов, что подтверждается информацией с сайта ФНС.
На основании этого заявитель не имеет возможности предоставить документ, включающий в себя сведения из вышеназванного реестра субъектов МСП или декларацию по форме, установленной заказчиком, так как такая обязанность возникает у юридических лиц, являющихся субъектами МСП и включенных в единый реестр таких лиц.
(Решение Московского УФАС по делу № 1-00-977/77-18 от 28.05.2018).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что закупки у субъектов МСП представляют собой отдельный вид закупочных процедур, при размещении которых и участникам, и заказчикам следует проявить должную осведомленность и соблюсти все необходимые требования действующего законодательства.
Источник: https://44fzrf.ru/praktika-ufas-osobennosti-zakupok-u-msp/