Как сформировать лот по 44-ФЗ
Что ждет лоты в электронных закупках | Контур.Закупки
Продолжаем рассказывать о том, какие изменения ждут сферу госзаказа в связи с переходом к электронным закупкам. В прошлой статье мы рассказали об этапах перехода, едином порядке заключения контрактов и тех новшествах, которые ждут популярные процедуры. Сегодня речь пойдет о том, что нового вводится в отношении лотов.
Поправки, которые вносятся в 44-ФЗ для перевода торгов в электронной формат, утверждены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Этот закон не водит какого-либо нового определения понятия лот, однако серьезно изменяет сферу его применения.
Что подразумевается под лотом
Надо сказать, что закон 44-ФЗ не дает четкого описание лоту, поэтому принято ориентироваться на практику закупок по 223-ФЗ. С учетом этого, под лотом подразумевается обособленная часть потребностей заказчика, характеризующаяся следующими признаками:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- она имеет собственные правила описания;
- в ее отношении участники подают отдельные предложения;
- в ее отношении заключается самостоятельный контракт.
Выделение лотов до 1 июля
Сейчас разрешено выделять лоты в конкурентных процедурах, которые проводятся в виде конкурсов и закрытых аукционов. Подразумеваются все типы конкурсов — открытый, двухэтапный, с ограниченным участием, а также закрытый конкурс. Об этом сказано в части 6 статьи 24 закона 44-ФЗ.
Выделение лотов после вступления в силу изменений
В новой редакции части 6 статьи 24 сказано, что выделять лоты можно в конкурентных закупках, за исключением запросов котировок и предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур.
По сути, это означает, что лоты остаются только для «бумажных» процедур, а таких в итоге будет проводиться совсем немного.
Таким образом, в большинстве случаев те потребности, которые раньше можно было удовлетворить через одну закупку, придется разбивать на разные процедуры.
Требования к лотам
В том случае, если все-таки будут формироваться лоты, должны исполняться следующие требования:
- для каждого лота должна быть рассчитана и обоснована НМЦК, установлены сроки и иные условия поставки;
- обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта устанавливается заказчиком в документации для каждого лота отдельно;
- ТЗ составляется отдельно на каждый лот;
- по одному лоту поставщик подает одну заявку, также по одному лоту заключается один контракт;
- отказ от проведения закупки, признание ее несостоявшейся допустимо по каждому лоту;
- контролирующие органы или суд могут признать недействительной закупку отдельного лота;
- жалоба в ФАС или суд подается по одному лоту.
Отдельно поясним про обжалование в отношении лота. Предположим, участник подал жалобу на техническое задание закупки, в которой выделяются лоты. В этом случае, как было указано выше, ТЗ составляется по каждому лоту отдельно. Далее возможны 2 варианта:
- Если жалоба будет касаться только положений документации, относящихся к этому лоту, при наличии оснований процедура закупки будет приостановлена лишь по нему. Это значит, что закупка остальных лотов будет продолжена.
- Если будет подана жалоба по каким-то общим требованиям, относящимся ко всем лотам, будет остановлена вся процедура. В данном случае лоты будут рассматриваться как одно целое.
Что ожидается на практике
Надо признать, что в отличие от закупок по 223-ФЗ, лотирование в госзакупках не получило тотального распространения. Поэтому по большому счету после вступления в силу новой редакции 44-ФЗ в части выделения лотов на практике много изменений не ожидается.
Заказчику же стоит запомнить, что если после 1 июля 2018 года он все-таки выходит на проведение процедуры в бумажном виде, то имеет возможность выделять в закупке лоты. Однако следует учесть требования для их формирования, приведенные нами выше.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-zhdet-loty-v-elektronnyx-zakupkax/
Объединение закупок в один лот по 44 фз
Новые правила планирования закупок: что поменяется с 1 октября 2019 года С 1 октября отменяются планы закупок, поэтому на 2020 год заполнять нужно будет только план-график.
Читайте, как начать планирование.
В данной закупке будут объединены работы и услуги, которые функционально и технологически не связаны между собой, что приведет к нарушению контрактного законодательства и ограничению количества участников.
В частности, художественное оформление выставки не может осуществляться организацией, которая занимается транспортировкой и охраной музейных предметов, либо таких организаций существенно малое количество, а объединение указанных работ и услуг приведет к ограничению доступа организаций, которые занимаются каким-нибудь одним видом деятельности.
Кроме того, на основании ч. 2 ст.
84 Закона № 44-ФЗ услуги по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов закупаются заказчиком путем проведения закрытых способов определения поставщиков. Таким образом, вам необходимо провести 2 разные закупки.
Формирование лотов при планировании и проведении закупок по 44-ФЗ
Проблема формирования лота была и остается одной из животрепещущих в сфере госзакупок.
Количество жалоб на ограничение участников закупок тому подтверждение.
Позиция наших «чудо-законотворцев» не совсем понятна: где-то «затягивают» все гайки, а тут дали полную «свободу», ограничившись лишь фразой: «один лот не должен содержать несколько видов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой и приводить к ограничению числа участников».
При этом понятие функциональной и технологической взаимосвязи не раскрыто в принципе. Поскольку какой-либо методики по формированию лотов нет и, видимо, не будет никогда, заказчики формируют свои лоты, опираясь на логику и чисто субъективное мнение в отношении тех или иных закупок, с учетом антимонопольного законодательства, конечно.
Так, например, логично объединить в один лот товары (работы, услуги), имеющие:
Закупка одним лотом маски медицинской хирургической и маски медицинской процедурной
Новые правила планирования закупок: что поменяется с 1 октября 2019 года С 1 октября отменяются планы закупок, поэтому на 2020 год заполнять нужно будет только план-график.
Читайте, как начать планирование. Как сформировать лот Текст рекомендации Карина Шарова, начальник Правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ.
Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны.
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг.
Правила объединения различных видов закупок в одном лоте
Новые правила планирования закупок: что поменяется с 1 октября 2019 года С 1 октября отменяются планы закупок, поэтому на 2020 год заполнять нужно будет только план-график. Читайте, как начать планирование.
Как сформировать лот Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ.
Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны.
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ. Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны.
Возможность объединения в один лот закупку товара и закупку услуг по установке и подключению
Закон № 44-ФЗ не запрещает закупать одним лотом функционально связанные товары и работы.
Также рекомендуется составить подробный перечень работ, которые необходимо выполнить. При этом стоимость закупаемых работ не должна превышать стоимость закупаемого оборудования. Иначе такое объединение может быть признано неправомерным.
В таком случае рекомендуется разбить закупку на две отдельные закупки — закупка оборудования и закупка работ.
Никита Усманов → В один лот (Административная и судебная практика) Закон № 44-ФЗ
Одним из самых интересных и спорных вопросов при формировании закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, является объединение в один лот поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в нескольких административно-территориальных единицах.
Разные подходы к определению правомерности включения в один лот поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в нескольких административно-территориальных единицах применяются как контролем, так и судами существовали и при 94-ФЗ, существуют и сейчас.
По общему правилу, объединения в один лот поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в нескольких административно-территориальных единицах неправомерно, потому что: -ограничение конкуренции, так как фактически это требование к производственным и финансовым мощностям, которое можно устанавливать, только в случаях определенных Правительством РФ (статья 8, часть 6 статьи 31);
44-ФЗ: объединение в лот разных товаров, работ и услуг
Согласно ч.
3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ объединять в один лот работы, товары и услуги, которые не связаны технологически или функционально, нельзя.
Источник: http://tutorsenglish.ru/obedinenie-zakupok-v-odin-lot-po-44-fz-68563/
Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ
сложность здесь состоит в совмещении внутри одной группы разной продукции, работ (услуг). Дело в том, что в законе нет конкретных норм для выявления таких корреляций. Отсюда неоднозначная практика судов и ФАС по разрешению похожих споров между заказчиками и поставщиками.
Однако, наиболее часто поводом для становится слияние следующих объектов:
- Комплекс работ при строительстве объекта «под ключ».
- Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
- Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.
- Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
- Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
Следует отметить, что для многолотовых процедур, проводимых по 223-ФЗ, действуют все вышеуказанные нормы.
Является ли нарушением объединение закупок в один лот на открытом конкурсе
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ.
Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны.
Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика.
Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ. Закупки, на которые чаще всего жалуются участники, смотрите в рекомендации.Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб.
(ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ). Когда выделяют лоты Когда заказчик выделяет лоты Заказчик
Правомерно ли по 44-ФЗ объединение в один лот проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ при строительстве «под ключ»?
товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее — Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р.
отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее — Постановление).
Согласно Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта
Формирование лотов при планировании и проведении закупок по 44-ФЗ
Проблема формирования лота была и остается одной из животрепещущих в сфере госзакупок. Количество жалоб на ограничение участников закупок тому подтверждение.
Позиция наших «чудо-законотворцев» не совсем понятна: где-то «затягивают» все гайки, а тут дали полную «свободу», ограничившись лишь фразой: «один лот не должен содержать несколько видов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой и приводить к ограничению числа участников». При этом понятие функциональной и технологической взаимосвязи не раскрыто в принципе.
Суть проблемы формирования лотов
Поскольку какой-либо методики по формированию лотов нет и, видимо, не будет никогда, заказчики формируют свои лоты, опираясь на логику и чисто субъективное мнение в отношении тех или иных закупок, с учетом антимонопольного законодательства, конечно.
Так, например, логично объединить в один лот товары (работы, услуги), имеющие:
- общее целевое назначение;
- единую сферу применения;
- сходную специфику и методы работы.
Но тут надо учитывать, что логика заказчика и логика поставщика — это две диаметрально противоположные вещи.
Логика заказчика
Например, заказчик определил потребность в строительных материалах и объединил их в один лот, ссылаясь на общее целевое назначение и единую сферу применения.
Кроме того, заказчик посчитал, что такая закупка будет экономически целесообразной, так как даст возможность снизить финансовые и трудовые затраты и повысит шансы на максимальную конкуренцию среди крупных поставщиков.
Но не тут то было…
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Логика поставщика
Закупку увидел изготовитель лакокрасочной продукции и решил, что включение в лот других стройматериалов ограничивает его участие…
Все закончилось жалобой в ФАС со всеми вытекающими из этого последствиями: отменой закупки, возбуждением административного делопроизводства и так далее.
Поставщика понять, конечно, можно…
Но возникает вопрос риторического характера: что во всей этой ситуации делать «бедному» заказчику со СГОЗ в 5 млн. руб., львиная доля из которого коммуналка, а остальное строительные, хозяйственные и т.п. мелочи???
Формирование лотов в идеале…
На предыдущем примере мы поняли, что логика заказчика ≠ логике поставщика, и заказчик всегда рискует, формируя свои лоты из ТРУ с разными ОКПД2.
В идеале, о формировании лотов заказчик должен задуматься уже при разработке проекта Плана закупок, т.е. этот процесс должен из формального распределения финансового обеспечения превратиться в реальный процесс планирования закупок.
Если в это время заказчик приблизительно будет знать, что он планирует покупать в следующем году, то, при правильной организации, к декабрю текущего года от структурных подразделений можно добиться полной и достаточно достоверной информации об их потребностях на год (или хотя бы на 1-е полугодие). Следовательно, перед формированием плана графика контрактный управляющий будет знать полную потребность своего учреждения, что позволит ему скомпоновать товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Дальнейшее формирование лотов пойдет в зависимости от необходимости предоставления преимуществ и преференций, а также установления запретов и ограничений
Классика жанра…
Поскольку законодатель ничего не говорит нам о том, как НАДО формировать свои лоты, рассмотрим классические примеры, как НЕ НАДО:
- не надо объединять в один лот ТРУ, требующие лицензирования, с другими ТРУ – на торги смогут выйти только те компании, которые специализируются на продаже первых;
- не надо объединять в один лот работы, которые должны выполняться в разных районах населённого пункта или в группе учреждений, расположенных в разных местах – ограничивается доступ СМП и ССП, не имеющих достаточных ресурсов для охвата всех территорий;
- не надо объединять в один лот выполнение подрядных работ и поставки товаров или оборудования, не имеющих отношение к выполняемым работам;
- не надо объединять в один лот товары или оборудование, предназначенные для выполнения своих функций какими-то подразделениями заказчика. Например, лот «Оборудование для лаборатории» может включать в себя, микроскоп, спектрофотометры, лабораторную посуду и т.д., при этом совершенно понятно, что технологической и функциональной связи между ними нет, их связывает цель и место использования.
Луч в темном царстве
В заключении вернемся к «бедному» заказчику со СГОЗ в 5 млн. руб. и вспомним о принципе эффективности осуществления закупок, соблюдение которого должно быть неизменным приоритетом, как при формировании лотов, так при осуществлении всего закупочного процесса.
14.12.2018
Аноним
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/657-formirovanie-lotov-pri-planirovanii-i-provedenii-zakupok-po-44-fz
Как сформировать лот по 44-ФЗ
Расскажем, когда выделяют лоты, когда заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, когда заказчик нарушает конкуренцию при закупке лекарств.
Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.
Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны.
Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика. Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ.
Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).
Когда выделяют лоты
Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание.
В лоте заказчик указывает отдельно:
- описание объекта закупки;
- НМЦК и ее обоснование;
- сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;
- условия контракта.
Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.
Ситуация 1
Можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион?
Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе. Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.
Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки – любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация 2
Заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №…» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель?Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. Показатель нужен, чтобы участнику было удобно пользоваться ЕИС. Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.
Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.
Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »
Лекарства с разными международными непатентованными наименованиями (МНН)
Заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, только если НМЦК не превышает предельное значение. Предельные цены установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.
1 млн руб. | Менее 500 млн руб. |
2,5 млн руб. | От 500 млн до 5 млрд руб. |
5 млн руб. | Более 5 млрд руб. |
Смешивать в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями нельзя. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Также ФАС России пояснила, что заказчик нарушает конкуренцию, когда:
- объединяет в один лот поставку и отпуск лекарственных препаратов;
- закупает наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства вместе с другими препаратами;
- объединяет в один лот лекарства, у которых в пределах одного МНН несколько торговых наименований, и уникальные препараты, у которых только одно торговое наименование в пределах МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
- закупает лекарства вместе с медицинскими изделиями и другими товарами.
Об этом сказано в письме ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15.
Продолжение статьи читайте в Системе «Госзаказ» и вы узнаете, можно ли объединять в один лот медицинские товары с разными лицензиями, продукты с разными наименованиями, поставку компьютеров и программ, лицензируемые и нелицензируемые работы и т.д.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102381-qqk-16-m12-29-12-2016-kak-sformirovat-lot-po-44-fz
Объединение в один лот одноименных товаров
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Вывод о том, имеется технологическая или функциональная связь товаров (работ, услуг) или нет, определяется заказчиком в каждом конкретном случае. В судебной практике можно найти достаточно примеров, иллюстрирующих применение указанных норм, при этом
Закупка «одним лотом»
руб.
Так по одной из закупок (Извещение № 0121200000314001498), ФАС России признала правомерным объединение в одном лоте медицинского оборудования для проведения лучевой терапии и оборудования для предлучевой подготовки пациентов, приняв по жалобе одного из потенциальных участников Решение по делу К–1296/14 от 03.09.14 г.
Согласно техническому заданию предметом закупки являлась «поставка комплекса оборудования для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов»: Система лучевой терапии
Укрупнение лотов. Обзор практики региональных УФАС
Заявитель, в свою очередь, не представил доказательств того, что установленные организатором закупки требования ограничивают количество участников аукциона.
Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что объединение заказчиком в один лот сыра и сахара не повлекло за собой ограничения количества участников закупки, вследствие чего жалоба признана необоснованной.
(Решение УФАС по Кемеровской области по делу № 83/З-2017 от 09.03.2017) Иная позиция (44-ФЗ): В антимонопольный орган поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молока и молочной продукции.
Источник: http://dengi-pod-raspisku.ru/obedinenie-zakupok-v-odin-lot-po-44-fz-85244/
Лоты по 44 ФЗ
3 ст.
17 ФЗ «О защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу п. 1 ч. 1 ст.
33 Закона 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При анализе практики выносимых решений антимонопольной службы по жалобам участников закупок прослеживается механизм применяемый заказчиком для ограничения конкуренции в закупках (сужения возможности участия) с целью победы желаемого подрядчика (исполнителя) работ (услуг).
Механизм сводится к объединению в рамках одной закупки (лота) лицензируемых и нелицензируемых работ (услуг).
В связи с чем, при рассмотрении жалобы участника на документацию закупки в антимонопольной службе по поводу объединения лицензируемых и нелицензируемых работ (услуг), заказчик должен аргументировать объективность причин такого объединения в рамках одной закупки.
По данному поводу в Письме ФАС от 9 февраля 2015 г.
№ АЦ/5147/15 указано, что в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд ФАС России считает необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
На основании изложенного ФАС России считает, что в случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ, в действиях заказчика могут содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.
Скачать Письмо ФАС от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15
В статье расскажем, как правильно заказчику объединить товары, работы или услуги в отдельный лот.
Что такое «лот»
В рамках 44-ФЗ это понятие включает с себя отдельный набор закупаемых объектов со своей начальной ценой и ее обоснованием, сроками поставки и другими существенными условиями договора.
Разъяснения ФАС России о неправомерности «укрупнения» торгов
Основной критерий для объединения элементов — взаимосвязь технологических и функциональных характеристик продукции.
Нарушение вышеуказанного правила влечет за собой неоправданное ограничение конкуренции, что противоречит принципам контрактной системы и 135-ФЗ.
Важно отметить, что закупки делят на лоты в электронном аукционе по 44 ФЗ закрытого типа и в конкурсах.Проведение таких процедур очень похоже на обычные торги, с той лишь разницей, что здесь решения о признании закупки несостоявшейся, о продлении сроков подачи и рассмотрения заявок выносят по каждому лоту. Причем другие подобные группы остаются неизменными. Для них можно подать отдельную заявку и заключить контракт.
Формирование лотов по 44 ФЗ
сложность здесь состоит в совмещении внутри одной группы разной продукции, работ (услуг). Дело в том, что в законе нет конкретных норм для выявления таких корреляций. Отсюда неоднозначная практика судов и ФАС по разрешению похожих споров между заказчиками и поставщиками. Итоги зависят от конкретной ситуации.
Однако, наиболее часто поводом для рассмотрения в антимонопольной службе становится слияние следующих объектов:
- Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
- Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
- Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
- Комплекс работ при строительстве объекта «под ключ».
- Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.
Следует отметить, что для многолотовых процедур, проводимых по 223-ФЗ, действуют все вышеуказанные нормы. Заказчики также при формировании групп обязаны соблюдать все нормы и правила, дабы не ограничивать конкуренцию.
Пример многолотовой процедуры
При просмотре тендеров на официальном сайте Единой информационной системы информация о количестве групп изначально будет видна в краткой карточке процедуры.
При ее открытии, помимо прочих, сверху будет раздел, содержащий сведения и места поставки.
Для каждой группы доступно подробное описание в отдельной карточке.
Правила объединения: какие товары, работы и услуги можно включать в один лот
ВОПРОС:
Можно ли в одном аукционе купить разработку проектно-сметной документации и осуществление ремонта? Не будет ли это нарушением конкуренции?
ОТВЕТ:
Законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона N 44-ФЗ также не установлены ограничения на осуществление закупок в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.
Вместе с тем существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами.
Так, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Следовательно, объединение в составе одной закупки способом электронного аукциона различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке, так как участник электронного аукциона не допускается к участию, в случае если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации.
Учитывая изложенное, объединение в один лот работ по подготовке проектной документации и работ по проведению капитального ремонта может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки.
Кроме того, следует отметить, что проектные работы и строительные работы (капитальный ремонт) представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
{Вопрос: Об объединении в один лот работ по подготовке проектной документации и проведению капитального ремонта в рамках электронного аукциона. (Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2015 N ОГ-Д28-12742) {КонсультантПлюс}}
Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС
Источник: https://berkutgun.ru/loty-po-44-fz/