+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

Содержание

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года для бюджетных организаций и поставщиков

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

В декабре 2017 года были приняты поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

Мы расскажем о том, кого коснулись основные изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года.

Электронная форма

Теперь заказчики смогут по своему желанию проводить открытые закупки в электронной форме. Для корректного определения поставщика используются следующие методы:

  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме.

С 1 января 2019 года всеми заказчиками планируется использование исключительно электронной формы для определения поставщика. По решению правительства РФв электронной форме могут быть проведены и закрытые процедуры.

Изменения в 44 ФЗ значительно упрощают участие в торгах поставщиков из других регионов, исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб.  Тем не менее, данное требование вводит  необходимость получения всеми участниками ЭЦП и аккредитации на электронных площадках.

С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках может быть использована лишь квалифицированная электронная подпись.

Регистрация в ЕИС

Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников, аккредитованных ранее на ЭТП, пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах. Вся тендерная документация и другая необходимая информация будет доступна на электронных торговых площадках.

Банковская гарантия

С 1 июля 2019 года участник сможет самостоятельно определить способ внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств станет возможным использовать банковскую гарантию.

Это нововведение связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках и даст возможность большему количеству участников участвовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки в 2018 году

Согласно новым нормам 44-ФЗ, заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о внесении обеспечения заявки только в том случае, если НМЦК превышает 5 млн. руб.

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта. Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 5 млн. руб. дает возможность заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.



Специальные счета

По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

На первых этапах применения этой системы возможно будут возникать проблемы, как со стороны участников закупок, так и со стороны банков.

У участников могут возникнуть проблемы в случае множественности счетов, открытых в разных банках, для участия в торгах на разных площадках.

Банки, не имеющие опыта распределения средств от участников в качестве обеспечения заявок, также поначалу будут допускать технические ошибки.

Типовая форма заявки и документации

Правительством РФ будет определена типовая форма заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования , составу и порядку разработки типовой документации о закупке. Формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.

Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации — несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.

Плата за участие в госторгах

С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.

Она может быть установлена как за участие в закупке, т.е. для всех поставщиков, подающих заявки, так и для победителя электронной процедуры. Оплата за проведение тендера может взиматься с заказчика, за размещение закупки на ЭТП. Правительством РФ также будет определен порядок ее взимания и указан предельный размер платы, которую сможет установить оператор ЭТП.

Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.

Источник – tender-rus.ru

Источник: http://111999.ru/economy/izmeneniya-v-44-fz-s-1-iyulya-2018-goda/

Новшества в обеспечении заявки в 2018 году | Контур.Закупки

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

В текущем году вступают в силу изменения, которые коснутся обеспечения закупки по закону 44-ФЗ. Они обусловлены поправками, которые были приняты в конце 2017 года. Расскажем об этих изменениях более подробно.

Перечень изменений

Новшества сразу три:

  1. Изменены правила установления обеспечения заявки. Изменения в пункт 1 статьи 44 внесены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Например, недорогие закупки полностью освобождены от обеспечения.
  2. Способ обеспечения заявки изменен. Сегодня деньги блокируются на ЭТП, однако с 1 июля 2018 года сумма обеспечения заявки будет блокироваться на специальном банковском счете, открытом поставщиком в уполномоченном банке. Изменение в пункт 10 статьи 44 внес упомянутый выше закон № 504-ФЗ.
  3. Установлены новые критерии для банков, которые смогут выдавать банковские гарантии в рамках госзаказа. Поправки в положения пунктов 1 и 1.1 статьи 44 закона № 44-ФЗ внес закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ.

Далее обо всем по порядку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Новые правила установки обеспечения заявки

Требование об обеспечении заявки станет обязательным элементом документации, если:

  • НМЦК превышает 5 млн рублей;
  • поставщик определяется путем проведения конкурса или аукциона.

Также в законе прописано, что Правительство может установить исключение из этого правила. 12 апреля 2018 года было принято постановление № 439,  в котором определено, что обеспечение необходимо устанавливать при НМЦК 1 млн рублей и выше.

То есть для закупок стоимостью меньше 1 млн рублей законодательного требования на установление обеспечения заявки не будет.

В соответствии с измененными положениями пункта 16 статьи 44, сумма обеспечения заявки составит:

  • при начальной цене контракта от 5 до 20 млн рублей — 0,5-1% от НМЦК;
  • при начальной цене контракта свыше 20 млн рублей — 0,5-5% от НМЦК;
  • при начальной цене свыше 20 млн рублей, если участвуют организации инвалидов или уголовно-исправительной системы — 0,5-2% от НМЦК.

Казенные учреждения, участвующие в определенных процедурах, будут освобождены от обеспечения заявки. Более подробно об этом говорится в новой редакции пункта 6 статьи 44 закона 44-ФЗ.

Порядок внесения обеспечения

После 1 июля 2018 года начнется переход к электронным закупкам, а к июлю 2019 года все процедуры должны быть переведены на ЭТП. Вместе с этим изменится порядок обеспечения заявок.

В настоящее время обеспечение участников электронных процедур блокируется на ЭТП. Эти средства площадки размещают на вкладах в кредитных организациях, тем самым получая прибыль. По сути, это единственный источник заработка ЭТП.

По новым правилам обеспечение заявок будет реализоваться совсем иначе. Денежные средства, из которых будет блокироваться сумма обеспечения заявки, поставщики должны будут размещать не на ЭТП, а на специальных счетах в банках.

Причем список банков будет ограничен — в него войдут лишь кредитной организации, удовлетворяющие определенным критериям.

Площадки лишаются дохода от размещения средств участников, поэтому вводят плату за свои услуги.

Каждая ЭТП должна будет заключить договор с каждым из уполномоченных банков, а участники закупок — открыть в каком-либо из них специальный счет. С этими счетами банки смогут проводить такие операции:

  • блокировать средства в сумме обеспечения заявки;
  • в случаях, установленных законом, переводить эти средства на счет заказчика или в бюджет.

Вполне возможно, что будет изменен список ЭТП, которые смогут проводить закупки по 44-ФЗ.

Изменения в части банковской гарантии

Пункт 2 статьи 44 закона 44-ФЗ в новой редакции, которая вступит в силу в середине года, предусматривает такое положение: обеспечить заявку на конкурс или аукцион можно будет банковской гарантией. По действующим сегодня правилам участник электронного аукциона может обеспечить свою заявку только перечислением средств на ЭТП.

Однако обеспечить заявку банковской гарантией для участия в электронном аукционе или конкурсе можно будет лишь с 1 июля 2019 года. До 30 июня 2019 года обеспечивать такие заявки будут только денежными средствами.

Требования к банкам, которые смогут выдавать гарантии в рамках госзакупок, пересмотрены. Как и прежде, их перечень будет публиковаться Минфином на сайте.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/novshestva-v-obespechenii-zayavki-v-2018-godu/

Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018?

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

Уважаемые пользователи портала, тендерные специалисты, участники торгов! Напоминаем, что с 1 июля должны вступить в силу масштабные поправки в 44-ФЗ. Но почти в последний момент законодатели признали, что ни рынок, ни его участники, ни законодательство не готовы к вступлению в законную силу ряда запланированных нововведений.

Поэтому часть изменений вступит в силу с 1 июля текущего года, а часть будет принята постепенно, в срок до 1 января 2019 года. Чтобы избежать путаницы и разночтений мы подготовили для вас обзор изменений, с указанием, какие из них вступают в силу с 1 июля, а какие будут реализовываться в период до 1 января 2019.

Смотрите видео с нашим экспертом!

Итак, что вступает в силу с 1.07.2018:

  1. Не нужно будет предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.

Изначально правительство обязало заказчиков устанавливать требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн рублей, если иное не установлено Правительством РФ (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Позже этот рубеж был понижен до 1 млн рублей. Таким образом, при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК ниже 1 млн рублей обеспечения заявок предоставлять не нужно.

Если НМЦК закупки выше 1 млн, заказчик должен установить требование к обеспечению заявок, при этом размер обеспечения заявки должен будет составлять (ч. 16 ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5- 1% НМЦК при НМЦК 5-20 млн рублей;
  • 0,5- 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей.
  • до 2% от НМЦК если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28, 29 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС, либо организация инвалидов.

Стоит отметить, что в законе остались пробелы, в частности не установлено:

  • каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
  • вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей?
  1. Единый порядок заключения контракта по результатам конкурентных процедур в электронной форме (ст. 83.2 44ФЗ).

С 1 июля внедряется единый порядок заключения контракта. Изменяются следующие моменты:

  • возможность направить протокол разногласий будет только 1 раз (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ);
  • теперь второй участник может быть признан уклонившемся, если не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта или не подписал проект контракта, при этом ранее выразил согласие на заключение и исполнение договора.
  1. Участники закупок должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи с 1 июля 2018 года.

Компании, которые используют неквалифицированные ЭП, должны сменить их на квалифицированные, чтобы принимать участие в закупках. Напоминаем, что вы можете оформить электронную подпись онлайн на нашем сайте. Оформим за сутки!*

  1. Изменится срок направления в РНП сведений об участнике, с которым заключается контракт как с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры (ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).

Если победитель закупки уклонился от заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информацию об этом участнике, а также документы, свидетельствующие об уклонении, в течение 3 рабочих дней с даты признания его уклонившимся от заключения контракта (сейчас информация направляется в ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта).

  1. Правительство сможет определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

Такое право ему предоставлено ч. 29 ст. 34 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля.

  1. Появится еще одно единое требование к участникам закупки.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ таким единым требованием является отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. (При этом ограничения не определены. Предполагается, что данная норма введена, чтобы оперативно вносить ограничения (например, как контрсанкции)).

  1. В контракт должно будет включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта. Таким образом, заказчик становится налоговым агентом для физлица при заключении контрактов между ними.

В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

  1. Конкретизировались нормы проведения запросов предложений (Часть 18 ст. 34 44-ФЗ дополнена положениями о запросе предложений).

Изменить количество товара, объем работ, услуг можно будет при подписании контракта, заключаемого по итогам запроса предложений. Напомним, что в силу п. 4 ч. 6 ст.

83 44-ФЗ документация о запросе предложений должна содержать информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта. Однако ч. 18 ст.

34 44-ФЗ в настоящее время указывает, что изменить такие условия при подписании контракта можно только в том случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе.

Вступление в силу каких норм откладывается:

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Открытие специальных счетов для оплаты участия в закупках

Участникам закупок необходимо открыть спецсчета доя размещения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок и контрактов.

Правительство уже установило требования к договорам спецсчетов, разрешило использовать в этом качестве существующие банковские счета участников закупок и ввело требования к взаимодействию электронных торговых площадок (ЭТП) и банков.

Однако сроки вступления постановления в силу опираются на отлагательную норму: требования будут применяться после отбора правительством нового пула ЭТП (площадки еще не отобраны) для работы по новым правилам. Из-за переноса вступления в силу нормы по спецсчетам, откладываются иные нововведения, связанные с внедрением спецсчетов.
  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Право заказчиковпроводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в электронной форме.

Заказчики вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок (п. 43 ст. 112 44-ФЗ).

Изменяются требования к формированию заявок на участие в электронных процедурах. За исключением электронного аукциона – все переводится с бумажных носителей в электронную форму.

Норма откладывается до внедрения системы спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: Плата за участие в закупке, проводимой в электронной форме.

Операторы площадок вправе взимать плату с победителя обычной электронной закупки или ее закрытого аналога. Те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены. Величину платы определяет оператор площадки. Он же публикует сведения о ней.

Размер платы не может превышать:

— 2 тыс. руб. — при закупках среди СМП и СОНКО;

— 5 тыс. руб. — при прочих закупках.

— 1% если НМЦК не больше 500 тыс. руб. или для закупок среди СМП и СОНКО меньше 200 тыс. руб.

Плату по требованию оператора банк спишет со специального счета участника. Если такого счета нет, о перечислении денег должен позаботиться участник. (ст. 24.1 44-ФЗ). Норма откладывается до введения спецсчетов.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: С 1 июля 2018 по 30 июня 2019 года включительно заявки на участие в торгах в электронной форме обеспечиваются только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 44-ФЗ).

При этом при проведении электронных торгов денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Норма откладывается, пока не будут введены спецсчета, а спецсчета не будут введены, пока не отобраны ЭТП, а ЭТП планируется отобрать в июле.

  1. ОТКЛАДЫВАЕТСЯ: отбор и перезаключение соглашений с ЭТП

Правительство должно отобрать и заключить соглашения с Электронными Торговыми площадками (ЭТП) для проведения закупок по новой схеме с учетом перехода на электронные торги.

Далее площадка должна пройти проверку готовности к началу работы: ЭТП должна соответствовать требованиям 44-ФЗ и актами правительства РФ (есть интеграция с ЕИС, заключены соглашения с банками по спец счетам, есть представление обеспечения соглашения и т.д.).

 При успешном прохождении аудита с ЭТП заключают соглашение. С этого момента на площадке можно проводить закупки. Планируемый срок заключения соглашений — до 1 октября текущего года.

*Оформление ЭП за 24 часа с момента получения документов от заказчика. 

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/b6b18bcb-682c-495e-a926-1fc8fad2427e

Тендеры будущего: чего ждать в 2018-м?

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений – рассказываем о них.

Сначала о том, к чему точно нужно готовиться участникам рынка закупок с 1 января 2018 года.

С нового года снижаются пороговые значения годового объема выручки и величины активов, при которых заказчики по 223-ФЗ вправе или обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

«Мы снижаем для заказчиков порог по годовому объему выручки с 2 млрд рублей до 500 млн, стало быть, автоматически расширяется количество возможных участников», – сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В число заказчиков включены также автономные учреждения – федеральные и субъектов Российской Федерации.

По данным Минфина, по результатам I полугодия 2017 года доля закупок госкомпаний у субъектов МСП от общей стоимости заключенных договоров составила около 11,2%.

Посмотреть активные тендеры для МСП >>>

«Теоретически нововведение может увеличить объем закупок госкомпаний у МСП, но что помешает в таких случаях регистрировать новые малые предприятия и под них проводить коррупционные закупки? – комментирует руководитель тендерного отдела ГК «Бико» Екатерина Дементьева. – Мне кажется, что более действенным способом для расширения доступа МСП к тендерам по 223-ФЗ может стать введение исчерпывающего перечня документов и сведений, которые заказчик может требовать от участников».

Проверить тендеры на коррупцию >>>

С 1 января вводятся единые правила и особенности описания лекарственных препаратов и унификации процедуры их закупки по 44-ФЗ.

Теперь в тендерной документации госзаказчики должны указывать лекарственную форму препарата, его дозировку и остаточный срок годности.

Допускается также указание на путь введения лекарства, а для препаратов для использования в педиатрической практике – на возраст ребенка.

При этом запрещено указание определенных единиц измерения дозировки лекарственного препарата, если есть возможность конвертирования в другие единицы.

Нельзя также указывать объём наполнения первичной упаковки и формы выпуска, вспомогательные вещества, фиксированный температурный режим хранения при наличии альтернативного, количество единиц препарата во вторичной упаковке, требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества самого препарата и другие характеристики, которые содержатся в инструкции по его применению и указывают на конкретного производителя.

«Использование перечисленных характеристик при описании объекта закупки всё же допускается, когда нет другой возможности описать лекарственный препарат, – поясняет тендерный эксперт ГК «Бико» Нина Кожурова.

– В этом случае закупочная документация должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик. Стоит сказать, что мера довольно спорная. На мой взгляд, госзакупка лекарственных средств – не та сфера, где необходимо столь жёсткое регулирование.

Например, есть лекарства, где дозировка того или иного вспомогательного вещества влияет на эффективность препарата».

Посмотреть активные закупки медизделий >>>

Каталог и ныне там

А теперь об изменениях гипотетических. Будущее многострадального и долгожданного каталога товаров, работ и услуг (ТРУ), который будет функционировать в единой информационной системе госзакупок (ЕИС), пока кажется весьма туманным. Его создание предусмотрено 44-ФЗ.

По мнению властей, каталог кардинально изменит работу всех участников рынка: значительно упростит контроль прозрачности и эффективности закупок, установит единый формат информации о проводимых тендерах, позволит рассчитать референтные цены на объекты закупок.

Кроме того, посредством каталога планируют исключить необоснованные требования заказчиков: они не смогут сами описывать закупаемые товары, работы или услуги – необходимо будет выбирать из уже существующего списка.

Ввести каталог ТРУ в действие планировали 1 октября сего года. Но тут случился казус министерского уровня. В апреле глава правительства подписал постановление, по которому все полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития отошли Минфину.

Последний сразу же принялся за доработку каталога. Однако изменения, которые запланировало ведомство, оказались слишком уж глобальными: Минфин предложил изменить правила формирования и использования каталога ТРУ, разработанные ранее Минэкономразвития.

Министерство финансов решило формировать позиции каталога «при участии отраслевых федеральных органов исполнительной власти», а «в целях обеспечения интеграции каталога с иными государственными информационными системами изменить порядок формирования позиции каталога и ее кода».

При этом ведомство заверило, что запустит каталог ТРУ в декабре.

«Во всей этой эпопее с каталогом совершенно непонятен конечный результат, – недоумевает тендерный специалист «Бико» Дарья Малахова.

– Сроки по его вводу в эксплуатацию постоянно переносятся, процесс затянут. Ни поставщики, ни заказчики не понимают, к чему им готовиться.

Вполне возможно, что с вводом каталога ТРУ возникнет стрессовый момент: может провалиться значительная часть закупок».

Обещать – не значит перевести

В марте этого года глава ФАС Игорь Артемьев высказывал надежду, что еще во время весенней сессии депутаты Госдумы примут поправки в 44-ФЗ, предусматривающие перевод всех госзакупок в электронный формат.

Артемьев назвал данный законопроект «фундаментальным»: «Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено», – отмечал глава ведомства.

Однако надежды ФАС и игроков тендерного рынка не оправдались: законопроект не принят до сих пор, а само рассмотрение поправок затянулось на внушительные два года. Оправдаются ли большие надежды в 2018 или даже в 2019 году – неясно.

В апреле этого года глава Федерального казначейства Роман Артюхин попросил президента РФ Владимира Путина перенести полный перевод госзакупок в электронный формат на 2019 год: не стоит, по его мнению, внедрять данный функционал «с колёс».

Путин инициативу Артюхина поддержал и дал поручение правительству обеспечить принятие Госдумой РФ законопроекта с поправками к 44-ФЗ, которые предусматривают: с 1 июля 2018 года – право госзаказчиков на проведение процедур определения поставщиков в электронной форме, а с 1 января 2019 года – обязанность заказчиков проводить гостендеры в электронном формате. Правительство не обеспечило, Госдума не приняла, успеют ли сделать всё это до конца года – маловероятно.

В I полугодии 2017 года самым распространенным конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, доля извещений которого составила 54,74 %. Объем размещенных извещений о проведении электронных аукционов составил 67,68 % от общего объема размещенных в ЕИС извещений.

Посмотреть активные аукционы >>>

«Электронизация тендеров очень нужна и важна, – комментирует эксперт Нина Кожурова. – Перевод закупок в электронный формат должен сделать их максимально прозрачными. На мой взгляд, электронизация позволит расширить доступ к тендерам поставщикам.

Кроме того, электронный формат торгов исключит возможность привлечения к закупкам «своих» поставщиков. Анонимность заявок, которую планируют предусмотреть при электронизации, поможет свести к минимуму коррупцию.

Надеюсь, что в 2018 году всё-таки начнут переводиться в электронную форму такие способы закупок, как запрос котировок, запрос предложений и конкурсы».

Кстати, электронизация закупок невозможна без введения в эксплуатацию того же каталога ТРУ и адекватного функционирования ЕИС. Со вторым, как и с первым, тоже пока больше вопросов.

Жалобы от участников тендерного рынка на ЕИС, которая создана на базе сайта госзакупок, давно стали делом привычным: «Система часто падает, что затягивает сроки размещения извещений и подведения результатов. Есть опасение, что часть заявок участников закупок по причине возможных технических сбоев со стороны ЕИС не будет подана, – констатирует Дарья Малахова.

Стандартный подход

Что касается изменений, которые может претерпеть в 2018 году 223-ФЗ, то они участникам тендеров давно известны: не один год обсуждаются, не единожды писались и вносились на рассмотрение Госдумы поправки, которые пока так и не были приняты.

Как известно, закон «О закупках отдельных видов юридических лиц» носит рамочный характер – заказчику предоставлено огромное поле для маневров, чем те, собственно, и пользуются. Например, в 223-ФЗ не прописаны четкие требования к способам закупок.

На сегодняшний день заказчиками применяется уже 4788 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

Подобрать выгодные тендеры для участия >>>

«Указанные проблемы могут быть урегулированы посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами», – полагает Минфин.

Законодатели предлагают оставить в основе следующие способы закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для всех них будут регламентированы минимальные сроки подачи заявок на участие.

«Нужно обязательно на законодательном уровне закрепить ограниченный перечень способов закупок, – уверена Екатерина Дементьева. – Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас.

Нужно обязательно сформировать перечень, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие способы, прописывать их в своих положениях о закупках.

Надеюсь, что в 2018 году данная поправка к закону будет принята».

Еще одна головная боль поставщиков, которые принимают участие в тендерах по 223-ФЗ, – огромное количество электронных торговых площадок (ЭТП).

По состоянию на 1 июля 2017 года, с ЕИС интегрирована 181 ЭТП для проведения тендеров по 223-ФЗ.

«Сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом, – констатирует Минфин.

– Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат.

Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков».

Министерство вполне логично предлагает значительно сократить количество ЭТП и установить к ним единые исчерпывающие требования.

«Ограничение числа ЭТП необходимо, прежде всего, для субъектов МСП, – считает Нина Кожурова. – На большинстве площадок – свои тарифы, многие требуют конкретную электронную подпись (ЭП). Если сузить количество ЭТП, то, соответственно, меньше станут затраты поставщиков на тарифы и оформление ЭП, участие в закупках госкомпаний станет более доступным».

В 2018-м могут быть приняты поправки, которые предусматривают дополнение процедуры торгов по усмотрению заказчика. Так, предлагается прописать в 223-ФЗ следующие этапы:

  • предварительный этап с проведение конкурентных переговоров;
  • предварительный квалификационный отбор (сейчас его довольно активно используют госкомпании «Роснефть» и «Газпром»);
  • переторжка по расширенной модели, когда можно улучшить не только цену, но и условия исполнения контракта;
  • альтернативные предложения (если прописаны заказчиком в тендерной документации);
  • преддоговорные переговоры (после объявления победителя).

Все перечисленные дополнительные элементы можно будет сочетать в рамках одной процедуры. То есть заказчик сможет «собирать» закупку, как из деталей конструктора.

«Большая часть поправок, которые предлагается внести в 223-ФЗ, направлена на унификацию закупок, – поясняет руководитель тендерного отдела «Бико» Екатерина Дементьева.

– Однако такие тендеры-конструкторы – это возможность собирать усложненную для участников закупку. Подобная модель конструктора оправдана, когда речь идет о крупных контрактах.

Но абсолютно не применима для мелких, где она станет лишь инструментом для ограничения конкуренции. В таком случае все идеи по унификации и расширению доступа для МСП сойдут на нет».

Итак, самые ожидаемые и давно назревшие нововведения в сфере тендеров известны не первый год и кочуют по созывам и чтениям в Думе. При этом первоначальные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже неоднократно перекраивались и дорабатывались. Стоит ли ждать глобальных новшеств в 2018 году, остаётся под большим тендерным вопросом.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/tendery-budycshego-chego-zhdat-v-2018.html

Изменения в закупках в 2018 году: обзор изменений 44-ФЗ

Что изменилось в обеспечении закупок с 2018 года

Полный обзор (с ми) изменений законодательства о контрактной системе, вступающих в силу в 2018 году.

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

2. Описание лекарственных препаратов

3. Заказчики вправе заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

4. Контракт можно заключить со следующим участником закупки в случае отказа от заключения контракта с победителем на основании ч. 9, 10 статьи 31

5. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения

6. Перенесен ввод в действие новых требований к банковским гарантиям

7. Изменения в закупках у единственного поставщика

8. Возобновление контроля в сфере закупок согласно ч.5 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ

9. Продлено приостановление проверки казначейством сведений, направляемых в реестр контрактов

10. Изменение порядка рассмотрения обращений физических лиц в контрольные органы

11. Изменения в направлении информации в реестр недобросовестных поставщиков

12. Изменения в планировании закупок

13. Закупки связанные с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий для FIFA 2018 осуществляются не по 44-ФЗ

14. Появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ

15. Запрет на допуск иностранных программ и баз данных не распространяется на программное обеспечение из государств Евразийского экономического союза

16. Изменения правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг

17. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

18. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

19. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

20. Уточнены требования контракта

21. Правительство сможет определять минимальный срок исполнения контракта и порядок формирования лотов

22. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

23. Обеспечение заявки банковской гарантией

24. Денежные средства в качестве обеспечения заявки — на спец. счет

25. Банковские гарантии не размещаются в ЕИС

26. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

27. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

28. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

29. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

30. Шаг аукциона не менее 100 руб.

31. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

32. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

33. Контракты по несостоявшимся процедурам будут учитываться в отчете об объеме закупок у СМП и СОНКО

34. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

35. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

36. Изменения в оборонзаказе

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

С 11.01.2018 г. изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Таким образом, разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя в сочетании с фразой «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.

Ранее допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом закупки.

Также интересно исключение из закона фраза «описание объекта закупки должно носить объективный характер». Кроме того, с 11.01.2018 г. контрольные органы в сфере закупок и податели жалоб будут обязаны устаналивать и доказывать конкретные нарушения правил описания объекта закупки, а не просто декларировать, что описание объекта закупки не носит объективного характера.

(Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

2. Описание лекарственных препаратов

Источник: http://xn--80afmfjaxbggep3a.xn--p1ai/izmeneniya-v-zakupkah-v-2018-godu-obzor-izmenenij-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.