Безопасность пассажиров при воздушных перевозках
Ответственность пассажиров
Воздушный транспорт является отраслью, связанной с повышенной опасностью.
Защита пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации от актов незаконного вмешательства обеспечивается комплексом мер авиационной безопасности, одной из составных частей которой является выполнение установленных норм, правил и процедур всеми участниками воздушных перевозок.
Предлагаем ознакомиться с правилами Вашего поведения на борту воздушного судна во время полета. Ознакомление с данными правилами позволит Вам избежать неприятностей во время путешествия.
Каждый пассажир на борту воздушного судна Российской Федерации становится участником выполнения требований авиационной безопасности. За нарушение установленных норм, правил и требований обеспечения авиационной безопасности на внутренних авиалиниях Российской Федерации пассажир несет ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
За нарушение установленных норм, правил и требований обеспечения авиационной безопасности на международных авиалиниях пассажир несет ответственность в соответствии с требованиями международного воздушного права (международных конвенций по гражданской авиации) и законодательства страны назначения или страны промежуточной посадки, независимо от страны регистрации или эксплуатации воздушного судна.
Классификация нарушений правил поведения пассажиров на борту воздушного судна
Под нарушением правил поведения пассажиров на борту воздушного судна во время полета следует понимать:
- нарушение правил поведения, установленных эксплуатантом воздушного судна (курение, пользование электронными устройствами и т.д.);
- нападения (физические насилия), запугивания или угрозы в отношении членов экипажа или создания препятствий экипажу при выполнении им своих обязанностей или уменьшает способность данного члена экипажа выполнять свои обязанности;
- нападения (физические насилия), запутывания или угрозы в отношении других пассажиров;
- не выполнение требований авиаперсонала или экипажа по соблюдению норм и правил обеспечения авиационной безопасности;
- употребление наркотиков или чрезмерного количества алкоголя, вызвавших интоксикацию;
- хулиганское поведение, ругань, словесные оскорбления и т.д.;
- оскорбления или насилия (действия) сексуального характера (сексуальные домогательства по отношению к взрослым или несовершеннолетним пассажирам);
- злоумышленное (преднамеренное) повреждение (уничтожение) или выведения из строя имущества или оборудования воздушного судна;
- другие нарушения (неразрешенное курение, несанкционированное использование электронных приборов, отказ покинуть пассажирский терминал или борт воздушного судна и т.д.).
Пассажир, совершивший вышеуказанные действия, считается нарушителем Правил поведения на воздушном транспорте и борту воздушного судна Российской Федерации.
Права и обязанности пассажира
Пассажир имеет право:
- на обеспечение своей безопасности;
- отказаться от полета при обоснованной обеспокоенности в обеспечении своей безопасности;
- требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки;
- обращаться к членам экипажа и требовать у них защиты в случаях, если его жизни, здоровью или личному достоинству угрожает опасность.
Пассажир при подготовке к полету должен:
- лично упаковать свою ручную кладь и багаж или постоянно присутствовать при их упаковке другими лицами, с целью исключения вложений в них незнакомых ему предметов;
- отказываться брать от любых лиц предметы (упаковки) для транспортировки и передачи их другим лицам, без предварительного личного просмотра их содержимого;
- не оставлять без личного присмотра перевозимые вещи и предметы до момента их сдачи под ответственность эксплуатанту воздушного судна;
- не брать в полет (по возможности) и отказаться от транспортировки электронных приборов и средств связи.
Пассажир при оформлении своего полета должен:
- иметь на руках документ, удостоверяющий его личность;
- уведомить сотрудников регистрации документов и багажа о наличии у него разрешенного к перевозке личного оружия и наличия в багаже электронных приборов;
- быть готовым ответить на вопросы: кто упаковывал багаж, оставался ли он без присмотра пассажира, а также назвать содержимое багажа;
- информировать сотрудников служб авиационной безопасности или любого сотрудника аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта ВС) о всех явлениях, вызывающих обеспокоенность пассажира в безопасности полета;
- пройти предполетный досмотр;
- предъявить для досмотра ручную кладь и багаж, а также личные предметы и вещи, находящиеся при пассажире;
- уведомить сотрудников досмотра о наличии разрешенного к перевозке личного оружия, предъявив необходимые документы;
- уведомить сотрудников досмотра о наличии электронных приборов и средств связи.
Пассажир в период прохождения досмотра и ожидания посадки в самолет должен:
- выполнять установленные администрацией аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта ВС) правила авиационной безопасности и содействовать авиационному персоналу и членам экипажа воздушного судна в их обеспечении.
Пассажир на борту воздушного судна обязан:
- безоговорочно выполнять требования и рекомендации командира воздушного судна и членов экипажа;
- размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
- соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
- застегнуть привязные ремни при включенном табло “Застегните ремни” и (по указанию командира экипажа) оставлять их застегнутыми.
Источник: http://sevkass.ru/welcome/21/otvetstvennost-passajirov.html
Основы безопасности жизнедеятельности6 класс
| Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 6 класса | План проведения занятий на учебный год | Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспорте
Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль, и с ними поддерживается радиосвязь.
В настоящее время все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах (в шлюпках и на плотах).
Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подаются терпящими бедствие кораблями, чтобы привлечь к себе внимание и помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры, чтобы помочь тем, кто оказался в опасности.
Однако, несмотря на все меры безопасности, и в наши дни ежегодно гибнет до нескольких десятков судов. Основными причинами гибели судов являются столкновения судов в море, возникновение пожара на судне, шторм.
Зачастую беды можно избежать, если соблюдать определённые правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.
Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации и в какой шлюпке определено его место.
При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.
Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.
Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.
Нежелательно прогуливаться по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.
Следует помнить и о возможном появлении ещё одной неприятности — морской болезни. Морская болезнь возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой.
Чтобы преодолеть это состояние, специалисты советуют: ■ чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься; ■ оставаться на свежем воздухе, не находиться на солнце; ■ пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.
Как вести себя при кораблекрушении
Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.
Наденьте спасательный жилет, одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.
Быстро, без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа в свою очередь садитесь в спасательное средство (в шлюпку, на плот).
Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь подплыть к другим людям, при необходимости примите участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней — вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.
Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, защищайте голову и открытые участки тела.
Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.
Проверьте себя ■ Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами? ■ Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?
■ Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.
После уроковПодготовьте небольшое сообщение на тему «Морская болезнь, причины её возникновения и профилактика». При ответе используйте текст параграфа, информацию из сети Интернет и специальную литературу.
Назовите возможные причины опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Посоветуйтесь с родителями и выберите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации. Составьте план своих действий в этих ситуациях и коротко запишите его в дневник безопасности.
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Авиационный транспорт — это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолёты обладают большой скоростью полёта и могут доставить пассажиров в заданную точку за считанные часы.
Удобство полёта и быстрота прибытия к месту назначения делают авиационный транспорт всё более привлекательным.
На земле за безопасность полёта отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов.
Это прежде всего инженеры и механики, которые готовят самолёт к вылету, это специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолётом на земле и в воздухе, это специалисты ОО метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлёта и посадки и на маршруте полёта самолёта, это специалисты, поддерживающие непрерывную, надёжную связь с экипажем самолёта.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (лётчики, штурманы, радисты, бортинженеры), которые способны привести самолёт в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днём и ночью.
Каждый самолёт оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд требований. Рассмотрим наиболее характерные из них.
Подготовка к взлёту
Ручная кладь должна быть размещена под сиденьем впередистоящего кресла. Не размещайте ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над вами предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв своё место в салоне, убедитесь, что откидной столик перед вами закрыт, а спинка кресла приведена в вертикальное положение. Откройте шторки на иллюминаторах. Пристегните и туго затяните ремни.
Внимательно прослушайте информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолёта и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении, обозначении.
Запомните правила использования кислородной маски, которые вам объяснили (на борту самолёта для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит вам, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолёта в воздухе.
Стюардесса покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолёта на воду. Запомните также, где находится спасательный жилет (в панели над вашим креслом или под сиденьем вашего кресла в зависимости от типа самолёта).
Рекомендации но безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации
В случае разгерметизации салона самолёта в воздухе немедленно наденьте кислородную маску, пристегните ремни и приготовьтесь к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.
При аварии на взлёте примите безопасную фиксированную позу: согнитесь и плотно сцепите руки под коленками; голову наклоните к коленям как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их. В момент удара сгруппируйтесь и напрягите тело.
Перед взлётом не забудьте привести спинку кресла в вертикальное положение!
Не покидайте своего места до полной остановки самолёта.
При пожаре в самолёте
Современные самолёты оборудованы надёжными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолёт на ближайший аэродром.
В случае пожара выполняйте команды экипажа. После приземления самолёта постарайтесь быстрее покинуть его, защитите себя от жара и дыма одеждой, к выходу пробирайтесь пригнувшись, дышите, закрыв рот и нос материей (платком, рукавом), ручную кладь с собой не берите.
При аварийной посадке самолёта
Если экипаж самолёта примет решение произвести вынужденную посадку, вы будете своевременно оповещены об этом.
В случае аварийной посадки необходимо выполнять указания командира корабля и экипажа.
Если сможете, наденьте верхнюю одежду: она защитит от травм. Сгруппируйтесь, напрягите тело, стараясь удержаться на месте во время резкого торможения самолёта после его приземления.
Не вставайте с кресла до полной остановки самолёта и соответствующей команды экипажа.
После остановки самолёта покиньте его, используя аварийный выход. Отойдите от самолёта на безопасное расстояние (не менее 100 м).
При аварийной посадке самолёта на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолёт.
Самым опасным в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда люди не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке.
Поэтому, оказавшись в самолёте, стоит подумать, что вы будете делать в различных опасных ситуациях. Это позволит вам, если вдруг наступит аварийная ситуация, более спокойно действовать и найти благополучный выход.
Знание того, как вести себя, порождает уверенность в своих силах и поможет выбрать верное решение.
Проверьте себя ■ Почему так привлекателен воздушный транспорт для дальних путешествий? Обоснуйте свою точку зрения.
■ Кем и как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров воздушным транспортом? ■ Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке.
Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
■ Почему к пассажирам воздушных лайнеров предъявляются повышенные требования по соблюдению безопасности?
После уроковПодготовьте сообщение на тему «Средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и правила их использования». При ответе можно использовать сеть Интернет и специальную литературу.
Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06_16.html
Правила поведения в самолете: что можно и нельзя
Согласно статистике, авиаперевозки являются самым безопасным видом транспортировки. Однако для многих перелеты, как на большое, так и на короткое расстояние – настоящий стресс для организма, вызывающий моральное и физическое истощение.
К тому же, некоторые люди попросту боятся летать на самолетах. Необходимо отметить, что от спокойного поведения пассажиров зависит безопасность полета. Конечно, пилоты – профессионалы своего дела.
Но нельзя забывать и о том, что надо четко соблюдать правила поведения на борту авиалайнера.
Поведение перед взлетом
После того, как вы вошли в самолет, также необходимо выполнение ряда правил. Во-первых, постарайтесь максимально быстро отыскать свое место, чтобы не задерживать других пассажиров в проходе. Во-вторых, ручную кладь следует обязательно положить в верхний отсек. Другие вещи (например, портфель) не надо класть на соседнее кресло, так как там, возможно, будет сидеть другой человек.
Взлет и посадка самолета
Взлет и посадка – важнейшие этапы в полете авиалайнера. Именно поэтому стоит постараться вести себя максимально адекватно. Чтобы пилоты и бортпроводники не отвлекались на пассажиров. Во время взлета и посадки необходимо неукоснительно выполнять такие правила, как:
- все пассажиры должны отключить свои мобильные устройства, чтобы их помехи не нарушили работу навигационных приборов авиатранспорта;
- внимательно выслушайте инструкцию, как вести себя в случае возникновение экстренной ситуации, которую дают стюардессы перед каждым полетом;
- спинка кресла устанавливается в вертикальное положение – «лежачее» кресло затруднить доступ к выходу людей, которые сидят сзади, в случае возникновения какой-либо аварийной ситуации;
- перед взлетом и посадкой столик должен быть в обязательном порядке убран, а иначе вы рискуете нанести себе и другим пассажирам травмы, если что-то пойдет не так.
- откройте шторы иллюминатора – так вы быстрее привыкнете к дневному свету;
- если авиалайнер попал в зону турбулентности, ни в коем случае не паникуйте и ведите себя спокойно. Это нормальная ситуация и случается практически в каждом перелете.
Наконец, не бойтесь летать, ведь опасность попасть в аварию существует при езде на любом транспорте. Естественно, при загорании знака «Пристегните ремни» это надо сделать, а иначе вы можете травмироваться. Если в полете у вас возникнут какие-либо проблемы (например, ухудшится состояние здоровья), обязательно сообщите об этом стюардессе.
Четко соблюдайте свод основных правил поведения в самолете!
Чтобы благополучно и без каких-либо происшествий долететь до места назначения, необходимо четко выполнять общие правила поведения в самолете:
- Никому из пассажиров, даже тем, кто летит в бизнес-классе, не разрешается курить! В т.ч.электронные сигареты также запрещены.
- Кроме того, перевозчики не запрещают употреблять на борту алкогольные напитки. Но только в допустимых количествах, чтобы пассажир во время полета был во вменяемом состоянии.
- Естественно, категорически запрещено употребление наркотических веществ. Человек «под кайфом» является потенциальной угрозой, как другим людям, так и всему полету.
- Уважительное отношение к пассажирам и ко всем членам экипажа – залог безопасного полета.
Стоит отметить, что при несоблюдении, хотя бы одного из вышеперечисленных правил вам гарантированно выпишут штраф. Во время взлета некоторых даже высаживают с самолета. Согласитесь, никому не хочется терять день за купленный билет, тем более если виноваты в высадки с борта именно вы.
Несколько правил поведения на авиатранспорте для детей
Часто родители летают на самолетах вместе со своими детьми. Не стоит думать, что вышеперечисленные правила не распространяются на малышей и подростков. В них предусмотрено несколько пунктов.
- Родители обязаны следить, чтобы ребенок пристегнулся во время взлета и посадки, не вертелся на кресле, не бил ногами и ругами по креслу, которое расположено спереди.
- Передвижение детей в авиалайнере разрешено только в сопровождении взрослого человека или стюардессы.
- При возникновении аварийной ситуации необходимо:
- максимально низко наклонить голову и крепко упереться ногами в пол. Ремень безопасности при этом ни в коем случае расстегивать не надо;
- если на борту возник пожар, следует помочь ребенку принять горизонтальное положение на полу. Можно в проходе, если нет паники;
- при экстренном приземлении нужно спокойно покинуть салон через надувной трап, а если открыт люк и подогнан трап, то через него.
Безусловно, о правилах поведения в авиалайнере родители должны сообщить своему ребенку заранее, за несколько дней перед полетом. Конечно, совсем маленькие дети нередко кричат в самолете. Но это не запрещено, поэтому остальным пассажирам следует отнестись к такому поведению сдержанно.
Несколько дополнительных советов
Безусловно, правила поведения на борту авиатранспорта в обязательном порядке должен соблюдать каждый человек – и ребенок, и взрослый. Профессиональные бортпроводники могут дать несколько советов, благодаря которым, вы спокойно перенесете полет:
- 1) перед тем, как отправиться в аэропорт сильно не душитесь. У некоторых из пассажиров может оказаться аллергия на запах, в результате чего он почувствует удушье, начнет нервничать;
- 2) ни в коем случае не принимайте медикаментозные препараты, повышающие или понижающее кровяное давление. Во время полета показания атмосферного столбика сильно колеблются;
- 3) советуем вам взять с собой в дорогу натуральный сок или чистую питьевую воду. Не стоит перед полетом выпивать чашечку кофе или крепкий чай;
- 4) если вы страдаете варикозным расширением вен, стоит воспользоваться специальными медицинскими чулками, одев их на ноги.
Поведение во время приземления
Если во время приземления, как, впрочем, и во время полета вы подумаете, что самолет начал падать. Не надо устраивать панику. Это всего лишь результат преодоления транспортом воздушных потоков.
Конечно, у вас заложит уши, но это нормальная реакция на перепады атмосферного давления. Кстати, при пересечении самолетом грозовых облаков он практически всегда попадает в турбулентность. В данной ситуации также ни в коем случае не надо паниковать.
Сидите спокойно в кресле с пристегнутым ремнем.
После посадки не надо в первую очередь расстегивать ремень безопасности. Пока не погаснет табличка «Пристегнуть ремни». Также правилами запрещено брать свой багаж с верхнего отсека. При правильном поведении на борту авиалайнера вы спокойно и без каких-либо происшествий долетите до пункта назначения.
Оригинал статьи находится здесь
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7b07aba815f1b63e26ac01/5d90d1cb43863f00b50de7c9
Безопасность пассажиров при воздушных перевозках
Самолеты признаны самыми безопасными и быстрыми средствами передвижения. Общую картину портят несчастные случаи, случающиеся по всему миру. Это влияет на ощущения во время подготовки к полету, не говоря о самой поездке.
Риск есть всегда и во всем. Минимизировать его можно правильностью своих действий и использований услуг надежного перевозчика, включая исправный самолет.
самолетов по надежности
Для оценки безопасности воздушного судна (ВС) учитывается большое количество критерий:
- количество полетов;
- время;
- срок эксплуатации.
Важно! Следует понимать, что самое техническое средство требует ухода. Со временем оно может перейти в рейтинг опасных.
Представим ТОП — 10 самолетов гражданской авиации, находящихся в рейтинге к наиболее безопасных:
- Boeing 777. Авиалайнер производится американской корпорацией с 1995 года. Всего за историю построено 748 самолётов.
- Airbus A340. Является продуктом французского авиастроения, но с корнями европейских компаний, которые соединились в одну. Авиалайнер выпускается с 1993 года. За время эксплуатации не пострадал ни один пассажир.
- Airbus A330. Производится, как и предыдущий участник рейтинга, с 1993 года в различных модификациях. За более 14 млн. часов полета потеряно 8 воздушных суден.
- Boeing 747. Выпускается с 1970 года. Сегодня эксплуатируется по назначению почти тысяча летательных аппаратов. Статистика показала 1 несчастный случай на 17,5 млн. часов полета. Плачевные ситуации в своем большинстве не зависели от надежности ТС.
- Boeing 737 NG. Начав выпуск данных моделей в 1997 году, сегодня от компании Боинг самолеты данной марки эксплуатируются в количестве более 2 500 штук. Статистика негативных происшествий подобна предыдущему варианту: 1 случай на 17 млн. часов полета.
- Boeing 767 появился в 1982 году и сегодня их используется почти 900 штук. На 15,5 млн. часов лета происходит одна авария.
- Airbus A320. Этот авиалайнер продают с 1988 года. Риск – 1 катастрофа на 15 млн. часов.
- Boeing 757 выпускался с 1982 года. Используется почти 1000 воздушных средств. За все время было 8 аварий и только 3 по причине неисправности.
- Boeing 737 CFMI. Начав выпускаться в 1984 году, сегодня насчитывает почти 2 000 авиасуден. Статистика говорит об одном случае возникновения катастроф на каждые 5,5 млн. часов.
- McDonnell-Douglas MD-11. Выпускается в США с 1990 года. Используется только 187 авиасуден, которые проявили себя хорошо. По статистике на 4 млн. часов случается одна авария.
Оборудование авиасудна влияющее на сохранность
Возраст самолета может быть 20 лет, 25, но при своевременных устранениях малейших неполадок, выполнении плановой диагностики, наладки основных и дополнительных блоков и узлов, такой авиалайнер будет летать не один миллион километров.
Как отмечают специалисты, главной причиной, влияющей на возникновение воздушных аварий, является техническое состояние авиатранспорта.
Главной особенностью любого авиарейса является ответственность. Ни один летчик или юридическое, должностное лицо не поставит свою подпись в документах, разрешающих полет, если есть хотя бы малейшие сомнения в исправности судна или летной годности.
Термин «Летная годность» характеризует ВС по принципу конструкции и документов по эксплуатации для выполнения требований определенного значения. На это влияет:
- профессионализм экипажа;
- категория аэродрома;
- погодные условия;
- сведения о внешней среде;
- состояние воздушной трассы;
- характеристика наземных средств, используемых для обеспечения полета;
- конфигурация ВС;
- режим полета.
На то, как будет эксплуатироваться транспорт, влияет:
- сроки выполнения ТО;
- заданный ресурс деталей;
- срок службы ВС, его систем;
- длительность и режим работы двигателей.
Практические результаты использования самолетов показали, что на летную годность влияет вероятность возникновения рисков в суммарном расчете на летный час:
- катастрофический – до 10 -7;
- аварийный – до 10 -6;
- сложный – до 10 -4.
Зачем ремни безопасности
О ремнях безопасности знают все, и даже дети, пользующиеся или еще в коляске. Любое резкое столкновение движущегося транспорта приводящее к остановке, приводит к активизации закона об инерции, когда находящиеся предметы в салоне, в том числе люди, мгновенно устремляются в перед.
Ремни безопасности на самолете появились в 30-х годах ХХ века. В вопросе самолета возможных маневров мало. С целью дополнительного обеспечения безопасности пассажиров, эмоционального спокойствия, им настоятельно рекомендуют быть пристегнутыми.
Важно быть пристегнутым штатными ремнями безопасности в случае:
- полета по причине возникновения возможной турбулентности;
- взлета при необходимости резкого торможения;
- во время посадки.
Правила безопасности в самолете
Находясь в самолете, запрещается:
- грубить, повышать голос;
- передвигаться без острой необходимости;
- использовать аварийно-спасательное оборудование, если это не рекомендовано представителями экипажа.
Плакаты безопасности в аэропорту, самолетах свидетельствуют о требованиях, обязательных и рекомендованных для исполнения. Например, такие:
Перед полетом
Еще до взлета проводится инструктаж пассажиров о поведении в самолете и о том, что делать в аварийных ситуациях:
- занять место соответственно купленному билету;
- опробовать пристегнуться, проверить крепежи на исправность фиксирующих элементов;
- длина ремня безопасности должна быть достаточной для закрепления любого пассажира.
Взлет и посадка
В этот период требуется отключить телефоны или перевести в режим «в самолете», так как они отрицательно действуют на навигационные приборы ТС.
Также на этом этапе следует соблюсти и выполнить:
- Отрегулировать положение сидения, сделав его вертикальным. При аварийном сигнале нельзя его держать на горизонтальном уровне, чтобы не препятствовать выходу людей.
- Пристегнуться ремнями безопасности.
- Не пользоваться фото-видеоаппаратурой.
- Задвинуть шторки на окнах для адаптации глаз к свету.
- Если слушаете музыку, сделайте минимальным звук, чтобы слышать все оповещения.
При снижении высоты самолет может попасть в зону турбулентности и транспорт может трясти некоторое время. В этот период требуется:
- выполнять инструктаж персонала самолета;
- быть пристегнутым;
- сидеть на своем месте, опустить голову к коленям, обхватить их руками. Ноги отодвигаются вперед, но не под кресло спереди;
- запрещается покидать свое место до того момента, пока самолет не вернется в нормальное состояние.
При заходе самолета на посадку категорически запрещено передвижение пассажиров по салону. В это время все должны быть пристегнутыми на своих местах, так как возможны толчки. О данном действии говорит табличка с надписью, которая светится. После остановки возле нужного терминала будет подан трап и разрешено выходить.
Горизонтальный полет
Непосредственное время полета позволяет пассажиру отдохнуть, посмотреть видео. Если совместно с пассажиром осуществляется авиаперевозка домашних животных, следует помнить, что даже при спокойном полете доставать из специальных контейнеров их запрещено.
Самое главное правило – слушать рекомендации членов экипажа, в любой ситуации сохранять спокойствие, чтобы путешествие оставило позитивные впечатления. Это касается и поведения при захвате самолета террористами, что также нельзя исключать.
Правила для детей
Родители должны знать, что ребенок считается полноценным пассажиром уже с 2 лет. Это обязывает их соблюдать правила нахождения в самолете, соблюдать установленные инструкции. Контролировать процесс должны родители или лица, являющиеся их представителями, в том числе сопровождающие.
Требования для родителей, с которыми будут лететь дети:
- Перед покупкой билета заполнить заявку на ребенка, указав в ней:
- возраст;
- необходимость в питании;
- нужно ли предоставление места с люлькой, детским креслом;
- другие требования при необходимости.
В таком случае размещение будет в более безопасных местах по проекту пожарной безопасности в соответствии с возрастом ребенка, указанными особенностями.
- Если питание не предусмотрено услугами авиаперевозчика, следует взять необходимое с собой.
- Не помешают любимые игрушки, которые позволят перенести поездку спокойнее, занять ребенка спокойной игрой. Главное, чтобы они не мешали другим людям. Есть компании, которые дарят детям игровые наборы соответственно возрасту.
- Следует все время смотреть за ребенком, выполнять указания бортпроводника, смотреть, чтобы ребенок был пристегнут.
В общем, правила для перевозки детей самолетом не имеют особых отличий от взрослых, кроме того, что за ними смотрят родители, которые несут полную ответственность за них.
Ответственность пассажиров и экипажа при нарушении правил
Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/vozdushnye/bezopasnost-pri-vozdushnyh-perevozkah.html
Авиационные аварии и катастрофы: виды и причины
Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно.
Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.
Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.
Причины происшествий и их виды
В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.
Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.
Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.
Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями.
Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.
Группы причин аварий
Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:
- Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
- Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
- Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
- Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.
По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.
Что делать при пожаре в салоне самолета
Действия при пожаре в самолете
Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.
Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.
Взрыв
На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах».
Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки.Действуйте согласно указаниям бортпроводников.
В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.
Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.
Как не пострадать при жесткой посадке
Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета
Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей.
При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).
Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры.
Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла.
Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.
Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.
Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.
Что делать при декомпрессии в салоне
Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.
Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.
Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.
Правила поведения на воздушном транспорте
Что делать при вынужденной посадке на воду
Что делать при аварийной посаде на воду
Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.
В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.
Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:
- Выполнять указания экипажа
- Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
- Воспользуйтесь спасательным жилетом.
- Одевайте его, карманами вперед.
- Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
- Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
- Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.
Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.
Как себя вести в зоне турбулентности
Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.
И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/aviatsionnyie-avarii-vidyi-prichinyi-i-poryadok-deystviy/