Закупки у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Новости госзакупок
В начале 2014 года на общественное обсуждение был вынесен проект постановления Правительства, содержащий информацию об особенностях закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. После общественного обсуждения данный проект был направлен на согласование во все задействованные в указанной теме структуры.
Активные дискуссии происходят относительно содержания этого документа, но до сих пор не было никакого продвижения по проекту.
Заказчикам, однако, полезно знать, какие изменения в закупочной деятельности произойдут с момента принятия Постановления, чтобы быть готовыми вносить соответствующие изменения в свои положения о закупках.
Основные положения 223-ФЗ, закрепляющие особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Часть 8 статьи 4 Закона (в редакции ФЗ № 396 от 28.12.2013) закрепляет, что Правительство РФ вправе установить:
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов МСП и требования этого отчета.
С 01 января 2016 года статья 4 Законабудет дополнена ч. 21 следующего содержания:
«21. Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом».
С 1 января 2016 года ст. 3 Закона будет дополнена ч. 8.1 следующего содержания:
«8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст.
4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в ЕИС положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ”.
Другими словами, если годовая норма объема закупки у субъектов МСП не соблюдена, заказчик лишается права проводить закупки в соответствии с 223-ФЗ, а вместо этого будет обязан закупать по 44-ФЗ.
Изменения в 223-ФЗ, вступившие в силу, касающиеся включения в ежемесячный отчет о заключенных договорах, сведений о закупках у субъектов МСП:
Ч.19 ст. 4: Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в единой информационной системе:
П. 4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.На сегодняшний день (да даты принятия постановления) заказчики в ежемесячный отчет включают раздел «сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства», но не заполняют его, а проставляют «0».
Порядок размещения отчетности о заключенных договорах
№п.п. | январь | февраль | март | ||
Количество договоров | Общая стоимость договоров | Количество договоров | Общая стоимость договоров | Количество договоров | Общая стоимость договоров |
1. | Заключенных по результатам закупки ТРУ | ||||
2. | Заключенных по резульатам ЗЕП | ||||
3. | Заключенных со сведениями ГТ | ||||
4. | Заключенных с субъектами СМП |
Порядок размещения отчетности о годовом объеме закупок у МСП
Заказчики помимо ежемесячного отчета о заключенных с МСП договорах, составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства и размещают указанный отчет в единой информационной системе не позднее 1-го февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства является электронным документом, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.
Датой составления годового отчета является дата размещения годового отчетав единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте закупок.
Важно заполнять годовой отчет корректно и надлежащим образом.
В п. 4 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ вводится новое (дополнительное) основание для обжалования действий заказчика.
«Участник закупок вправе обжаловать в антимонопольный орган неразмещение или размещение в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства».
Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» (по состоянию на 18.01.2014) (подготовлен Минэкономразвития России)
Понятие субъекта МСП и критерии отнесения участников закупки
Источник: https://help-tend.ru/novosti-goszakupok/312-osobennosti-osushchestvleniya-zakupok-po-223-fz-u-smp
Смп и соно: что это, расшифровка, преимущества при закупках по 44 и 223 фз
Государственные закупки – это выгодный бизнес для любого инвестора. С 2007 года Правительство России поддерживает малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Поэтому были внесены несколько поправок в Федеральный закон №209.
Что такое СМП
СМП и СОНО – это виды организаций. Каждая из них предполагает определенный вид налогообложения и специфику работы.
СМП расшифровывается как субъект малого предпринимательства. Здесь присутствуют все компании, которые указаны в законе.
Сюда относятся все потребительские кооперативы и коммерческие компании, физические лица в виде индивидуальных предпринимателей. Исключением являются государственные и муниципальные унитарные компании.
Информация о каждом предпринимательстве заносится в единый реестр. Они должны соответствовать критериям, указанным в законодательстве.
СМП – это не только акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, но и люди, решившие заниматься индивидуальным предпринимательством. Для внесения организации в реестр, нужно чтобы ею выполнялись все критерии. Все они указаны в законодательном акте, представленном выше:
- У нее должен быть утвержденный состав учредителей и акционеров для обществ с разным производством. То есть государство должно участвовать в деле инстанции не менее чем на четверть. Если это иностранные компании или те, кто не относится к СМП, то участие должно быть не менее 49%. Исключение: если организаторы занимаются разработкой высокотехнологических товаров, внедряют новые технологии с патентом, то они не должны выполнять условий.
- Средняя численность работников. Законодательство устанавливает максимальную границу в 100 специалистов. Если количество выше, то это уже среднее предприятие и не может относиться к СМП.
- Годовой оборот. Это устанавливается ПП №265. Малый бизнес не может иметь доход свыше 800 000 000 рублей ежегодно. Для уточнения дохода суммируются все поступления с применением налогообложения.
Компания причисляется к категории по одному критерию, который имеет высокое значение.
Оформление СОНО и СМП возможно всеми, кто решился заниматься бизнесом и получить закупку.
Что такое СОНО
Сюда относят все компании некоммерческого назначения, чья цель – не прибыль. Социальная компания направляет свою деятельность на решение вопросов социального характера. Ее призвание – развивать общество государства. К примеру, это может быть социальная служба или добровольческая организация, зарегистрированная в специальном реестре.
Представленный вид ведет несколько направлений деятельности:
- они поддерживают матерей, воспитывающих несовершеннолетних самостоятельно и без привлечения родственников;
- осуществляется поддержка детей, которые остались без попечения родителей и не были усыновлены;
- повышают качество жизни граждан пенсионного возраста и адаптируют людей с ограниченными возможностями;
- подготовка людей к нетипичным ситуациям – ЧС;
- оказание социальной помощи малозащищенным гражданам страны;
- здесь можно получить бесплатную юридическую консультацию и осуществить благотворительность.
Все направления деятельности указаны в №7-ФЗ.
Ни к СМП, ни к СОНО не относят политическую партию и государственные инстанции. Оба вида должны предоставлять в заявке декларацию, где указывают принадлежность к малому предпринимательству и некоммерческим учреждениям.
То есть обе категории подтверждают свое право на участие в тендере. Для этого декларация отправляется на электронной платформе. Либо же ее можно там сформировать и отправить в качестве основного документа.
В представленном документе участник подтверждает участие и соответствие критериям, выставленным федеральным законодательством.
Преимущества при закупках
При приобретениях у данного субъекта всем участникам положены конкретные преимущества. То есть для таких людей устанавливаются меньшие санкции при выявлении правонарушений.
Для контрагентов по обычному режиму штраф составляет 5% от заключенного документа при сумме покупке более 3 000 000 рублей. Малые же организации по СОНКО могут рассчитывать на 1-2%. Процент закупок субъектов малого предпринимательства определяется также в федеральном законодательстве.
Дополнительно стоит отметить, что СМП предполагает низкую тарификацию на торговой точке. Если обычный человек может получить 1% за письменный документ (не более 5000 рублей), то для СМП верхний критерий не превышает и 2 000 рублей.
Санкции назначаются по КоАП.
Способы реализации привилегий
Как же реализуются привилегии предпринимателей?
Согласно федеральному законодательству, годовой объем у субъектов малого бизнеса составляет не менее 15%. Аналогичная позиция прослеживается и у СОНО.
Воспользоваться привилегиями здесь возможно следующим способом:
- провести торговлю или же создать конкурс с ограничением участников, где участвовать будут вышеуказанные категории предпринимательства;
- привлечение субподрядчиков в виде малого бизнеса или социальной организации некоммерческого назначения.
Заказчик в обязательном порядке уточняет количество привлеченных подрядчиков из обеих категорий и выделяет процентное соотношение. Оно должно быть не менее 5%. Исполнитель государственного контракта обязуется оплатить свои обязательства в 15-дневный срок. Это регламентировано ПП №1466.
Способы закупок по 44-ФЗ
Как и законодательство о контрактной системе, в Федеральном законе №223 оговаривается возможность проведения торгов при участии СМП. Все условия и требования по данной закупке устанавливается Правительством России. В соответствии с ПП №1352 торговля для такой категории предпринимательства проводится несколькими способами:
- Тендерная основа. Здесь участниками вправе быть любые категории предпринимательства, в том числе и указанные ранее.
- При помощи закупки. Здесь могут участвовать только СМП по заявке.
- Тендерная основа с выставлением требования об участии субподрядчика.
Стоит помнить, что годовые закупки устанавливаются на уровне 18%.
Также среди основных видов закупок выделяются открытые, закрытые и электронные конкурсы. Заказчик вправе увеличить список, если пункт внесен в договор.
Участник вправе иметь разную регистрационную информацию и правовой формат. Участвуют в системе не только юридические лица, но и физические. В качестве одного из участников может быть индивидуальный предприниматель, указанный в государственном реестре. Все они должны подходить под требования закона и располагать необходимой суммой.
Чтобы принять участие в закупках, необходимо соблюдать требования, указанные в законодательстве.
Если специализированная комиссия обнаружит, что участник не соответствует ранее заявленным требованиям, то она отстранит исполнителя от прохождения электронной регистрации.
Также она вправе отказать в заключении договоренностей при выигрыше компании. Осуществить отказ она имеет право в любой период времени на основании ПП №44.
Все заявки просматриваются комиссией на соответствие федеральному законодательству и единым требованиям. Она имеет полное право отстранить от исполнения организации, не соответствующим критериям.Аналогичное правило у поставщиков. Комиссия определяет несоответствие параметрам, указанным в статье 31.
Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Каждый способ закупок использует честную конкуренцию среди своих участников. Они соревнуются между собой, чтобы получить выгодный контракт. В зависимости от типа закупки сравнивают и участников. Каждый из них смотрит на цену аукциона. Если говорить о конкурсах, то здесь основное влияние уделяется не цене, а требованиям закупки, оценка участников по системе балов.
Отличия способов закупок:
- по требованиям и условиям;
- алгоритмом действий по подаче заявки на участие;
- периодом размещения документации и оценки программы участия;
- определение победителей – какие критерии.
Согласно федеральному законодательству выделяют конкурсы, аукционы, запрос предложений и котировок. С 2019 года всех участников обязали проводить торги в электронном формате.
Неконкурентные способы закупок
Социально ориентированные некоммерческие компании и организации часто участвуют в неконкурентных способах закупок. В правовом документе указан только один вид закупки такого типа.
Это приобретение у единого поставщика. В федеральном законе указываются все ситуации, когда участник может выбрать данный метод. И операции ограничены.
В других ситуациях выбрать такой вид приобретения невозможно.
С июля 2019 года алгоритм действий при проведении закупок в таком формате изменился. Теперь по новым правилам документальное подтверждение при покупке у единственного поставщика не потребуется.
На практике используются разные способы закупки. До 2018 года законодательство оговаривало только два метода осуществления: конкурс или аукцион в электронном формате, которые в обязательном порядке закреплялись в положении о проведении закупки.
Как только внесли изменения в правовой акт, заказчик обязан прописать алгоритм действий при проведении аукциона, а также запрос предложений и котировок. Компания, заказывающая услугу, вправе установить в положении и другие методы выбора исполнителя.
Тендеры осуществляются через электронный формат, где определяются контрагенты. Теперь можно подавать заявки на участие, не выходя из дома.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/smp-i-sono-chto-yeto-takoe/
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
Малый бизнес пока неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.
Критерии малого и среднего бизнеса:
Малый | Средний | |
Max количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Max выручка в год | 800 млн. руб. | 2 млрд. руб. |
44-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:
- Открытый конкурс,
- Конкурс с ограниченным участием,
- Двухэтапный конкурс,
- Электронный аукцион,
- Запрос котировок,
- Запрос предложений.
Какие льготы действуют?
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
- Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
- Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016).
Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.
Что упростит жизнь?
Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком.
Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса.
С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для заказчиков
Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
В каких закупках могут участвовать СМП?
Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:
- «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
- Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
- С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352.
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.
3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСПи предусмотреть льготы для ее участников.
Закупки у СМП по 223 ФЗ
Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.
Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования этого отчета.
Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»
Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).
Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).
Результат в цифрах:
100%
составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП
Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!
Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или проекте
И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!
Рассказать о себе
Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ
ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства».
В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров.
Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок.Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн.
рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить
В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.
Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.
Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.
Результат в цифрах:
18%
обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ
Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:
- Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
- Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
- Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
- Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
- На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
- Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.
Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается Законопроект № 821534–6, который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.
Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ
В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:
- Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
- Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
- В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.
Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.
- Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
- Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
- В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).
Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).
С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ
Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.
Результат в цифрах:
1 месяц
составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов
Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.
Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.
Источник: https://cpp-group.ru/zakupki-u-smp/zakupki-u-smp-po-223-fz/
Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ | Контур.Закупки
Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.
Электронная форма
Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.
С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- конкурс в электронной форме;
- аукцион в электронной форме;
- запрос котировок в электронной форме;
- запрос предложений в электронной форме.
Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.
Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.
ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ
Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:
- порядок и сроки проведения;
- ценовые ограничения;
- правила подачи заявки;
- порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).
При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).
Новый объем закупок
Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.
С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.
Кто должен закупаться у МСП
В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:
- заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
- заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
- автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.
Изменение отчета по закупкам у МСП
С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?
- Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
- Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
- Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.
Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.
Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/novshestva-v-zakupkax-u-msp-dlya-zakazchikov-po-223-fz/
Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ
Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.
Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.
В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.
2014 № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.
Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.
Заказчики, которые обязаны закупать у МСП
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).
Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.
Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.
Объемы и способы закупок у МСП
Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).
Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:
1. Закупки среди всех участников без ограничений
Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.
Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.
2. Закупки только среди субъектов МСП
Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.
3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП
Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.
Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.
Продукция, которую закупают у субъектов МСП
Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.
При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.
Например, перечень может выглядеть так:
Перечень продукции для закупки у МСП
Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
НМЦД
Закупка у МСП
До 200 млн руб. включительно
Обязанность
От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
Право
Больше 400 млн руб.
Закупка на общих основаниях
Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).
Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.
Процедура закупки только среди субъектов МСП
Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.
Шаг 1. Планирование закупки
В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Шаг 2. Выбор электронной площадки
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d6e0d2f0ef8e700ad045608