Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ
Подача заявок на участие в предварительном отборе для оказания гуманитарной помощи или при чрезвычайных ситуациях (ст. 80)
Государственный заказ строится на планировании. Заказчик должен заранее знать сколько, чего и когда он купит. Нельзя только спрогнозировать кто именно будет осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Ведь результат электронных закупок бывает порой очень непредсказуем.
Но всю жизнь и работу спланировать невозможно. Поэтому в каждый контракт необходимо включать раздел про работу и взаимодействие сторон при форс-мажорных обстоятельствах. Также Закон о контрактной системе и предусматривает такой вид закупки как запрос котировок для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях оказания гуманитарной помощи.
В каких случаях проводить закупку?
Закон о контрактной системе даёт понятие гуманитарной помощи. Это товары, работы, медицинские и социально-бытовые услуги, оказываемые Российской Федерацией на безвозмездной основе. В определении даётся перечень лиц, для которых эти ТРУ поставляются и оказываются:
- иностранным государствам и их образованиям;
- международным или иностранным учреждениям;
- некоммерческим организациям;
- иностранным физическим лицам.
ИНТЕРЕСНО: Примечательно что по определению Закона в этом перечне лиц нет граждан и жителей самой Российской Федерации.
То есть нам, гражданам и жителям, гуманитарная помощь оказана не может быть и чрезвычайная ситуация у нас не состоится. В рамках государственного заказа, конечно же.
Хотя в силу функций определенных органов власти и силовых структур, при любой чрезвычайной ситуации помощь гражданам, конечно же, оказывается и гуманитарная помощь (выплаты те же) поступает.
С теми кому оказать гуманитарную помощь разобрались.
А какие товары, работы, услуги сможем поставить/оказать? Перечень ТРУ для которых могут проводиться подобные закупки утверждает Правительство Российской Федерации.
Если же в этом Перечне нет необходимого ТРУ, то Заказчик может провести закупку у единственного поставщика. Согласно пункта 9 части 1 статьи 93. Мы позже рассмотрим особенности этой закупки.И что ж теперь, как беда случилась мы контракт заключаем и приступаем к действию? Нет. Казалось бы на первый взгляд планирования в таких закупках нет, но это далеко не так. Для того, чтобы при наступлении чрезвычайной ситуации Заказчик мог приступить к оказанию помощи необходимо проводить предварительный отбор участников закупки.
Предварительный отбор по 44-фз
Такой отбор должен проводиться ежегодно с целью выявления участников, соответствующей квалификации, которые смогут приступить к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг в короткий срок. Результатом такого отбора будет Перечень поставщиков, подрядчиков и исполнителей среди которых потом и будет проводится запрос котировок.
Информация о проведении предварительного отбора должна быть опубликована Заказчиком в Единой информационной системе за двадцать календарных дней до даты самого отбора. Извещение о проведении отбора должно содержать в себе следующие данные:
№ п/п | Требования Закона о содержании Извещения | Пояснения по заполнению |
пункт 1 части 5 статьи 80 | ||
1 | Наименование и описание объекта закупки | Составляется в соответствии с требованиями статьи 33 и пунктами 1,3-6 статьи 42 Закона о контрактной системе |
пункт 2 части 5 статьи 80 | ||
2 | Информация о необходимости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в кратчайшие сроки | Ситуация потому и чрезвычайная, что делать надо всё быстро, чётко и без промедлений |
пункт 3 части 5 статьи 80 | ||
3 | Требования к участникам предварительного отбора | В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. По пункту 10 статьи 31 информацию предоставлять не надо, по умолчанию признаётся что участник не офшорная компания (часть 5.1 статьи 80). |
пункт 4 части 5 статьи 80 | ||
4 | Форма заявки на участие | |
пункт 5 части 5 статьи 80 | ||
5 | Место, дата и время проведения предварительного отбора | Место — как правило, по местонахождению Заказчика.Дата и время — не позднее, чем за 20 календарных дней вывешиваем Извещение в ЕИС. |
пункт 6 части 5 статьи 80 | ||
6 | Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, сроки подписания контракта и последствия уклонения от подписания | Стандартная контактная информация, которая указывается при любой закупке, размещаемой в Единой информационной системе. |
Как и в других закупках к Извещению Заказчик должен приложить проект контракта.
Если по результатам отбора в Перечне остался один участник, то Перечень необходимо обновить в течение сорока пяти дней с даты исключения предпоследнего участника.
Как и при проведении запроса котировок в бумажной форме, каждая заявка регистрируется Заказчиком. По требованию участника должна быть выдана расписка в получении и регистрации заявки. Заявки, поданные по окончании срока подачи, не принимаются.
Нормативная база:
- Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 №1765-р
Удачных вам закупок, коллеги!
В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим как провести предварительный отбор участников при ликвидации последствий ЧС и для оказания гуманитарной помощи.
Источник: https://good-tender.ru/razbor/710-zapros-kotirovok-dlya-okazaniya-gumanitarnoj-pomoshchi-i-pri-chrezvychajnykh-situatsiyakh-chast-1-st-80
Чрезвычайно дорого. Нарушения в «чрезвычайных» госзакупках стоили бюджету 1,7 млрд рублей
Госзакупка в чрезвычайной ситуации, — например, после пожара, наводнения или техногенной катастрофы, — может проводиться без конкурса.
Мы выяснили, что подавляющее большинство таких закупок, заключенных в 2017 году по всей стране, не соответствует требованиям закона, а заказчики трактуют понятие «чрезвычайной ситуации» по своему усмотрению.
По нашим расчетам, россияне потеряли на этих закупках 1,7 млрд рублей.
В 2017 году заказчики заключили более 3,5 млн контрактов на общую сумму более 6,3 трлн рублей.
Большинство государственных и муниципальных закупок проводятся с использованием конкурентных процедур, что позволяет экономить бюджетные средства за счет снижения начальной максимальной цены контракта и допускать к участию в закупке различных поставщиков, обеспечивая тем самым развитие конкуренции. Для этого проводят аукционы, открытые конкурсы и другие конкурентные процедуры.
Однако закон «О контрактной системе» позволяет заказчику в некоторых случаях обойтись без конкурсов и аукционов, а выбирать подрядчика напрямую. Это называется «закупка у единственного поставщика». Для такого способа закупки характерны высокие риски злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.
Всего закон содержит 54 основания, по которым закупка может осуществляться у единственного поставщика. Одно из этих оснований — закупки товаров, работ и услуг в чрезвычайной ситуации, когда применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В проекте «Дорожный ревизор», анализируя закупки к Чемпионату мира по футболу, мы обнаружили 27 контрактов на общую сумму 8,7 млрд руб., при заключении которых заказчики не проводили аукционов, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию. «Чрезвычайность» в этих случаях заключалась в сжатых сроках, которые сами заказчики и устанавливали, даже если закупки были плановыми.
Пример здесь
Характерный пример — три контракта (1, 2, 3) на благоустройство территории вокруг московского стадиона «Спартак», заключенные 2 июня 2017 года. Заказчиком выступало ГБУ «Автомобильные дороги». Оно обосновало закупку у единственного поставщика срочностью подготовки стадиона к Кубку конфедераций, который открывался 17 июня.
Это дата была известна заранее: исполком ФИФА доверил России проведение Чемпионата мира 2 декабря 2010 года, а Кубок конфедераций традиционно проводится в той же стране, что и ЧМ, за год до него; как минимум к 26 ноября 2016 года, когда состоялась жеребьевка команд, было известно, что «Спартак» будет принимать матчи.
Так что время на организацию конкурентной закупки, очевидно, было, — то есть ни о каких чрезвычайных условиях речи идти не могло.
Мы решили не останавливаться на «дорожных» контрактах. Используя сайт госзакупок (ЕИС), мы отобрали все «чрезвычайные» закупки с ценой контракта более 30 млн рублей.Из них 186 контрактов на общую сумму почти 23,5 млрд рублей заключены в 2017 году.
Мы изучили все контракты и выяснили, что многие из них были заключены с признаками нарушений, которые обошлись бюджету — а значит, гражданам, — в полтора миллиарда рублей.
Что такое закупка в чрезвычайной ситуации
Проведение «чрезвычайных» закупок регулируется пунктом 9 части 1 статьи 93 закона «О контрактной системе».
Для проведения такой закупки должна произойти какая-то экстраординарная ситуация, требующая незамедлительной реакции: надо срочно предотвратить человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей либо ликвидировать последствия, если они уже наступили. При этом заказчик должен подготовить отчет с обоснованием того, почему он посчитал необходимым провести прямую закупку (введен режим чрезвычайной ситуации, возникли обстоятельства непреодолимой силы и т.п.) и на следующий день после заключения контракта уведомить об этом контрольный орган — например, ФАС или уполномоченный орган местного самоуправления.
Кто определяет, какая ситуация — чрезвычайная
В зависимости от уровня ЧС, вводить режим «Чрезвычайная ситуация» могут глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны. Для этого требуется официальный документ (распоряжение губернатора, постановление главы администрации и т. д.
), где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, на которой он будет действовать, силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации ЧС, перечень мер, ответственные должностные лица или руководитель ликвидации ЧС.
Что такое обстоятельства непреодолимой силы
Когда же заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, а не на введение режима ЧС, он должен доказать, что эти обстоятельства были чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях. Чрезвычайность подразумевает исключительность и необычность обстоятельства. Непредотвратимость подразумевает, что любое другое лицо в аналогичной ситуации не могло бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Злоупотребления при «чрезвычайных» закупках
Допустим, в конце финансового года заказчику выделены бюджетные средства, и ему необходимо срочно заключить контракт. Поэтому он прибегает к закупке в условиях ЧС.
Однако недостаток времени в связи с поступлением денег в конце года не является обстоятельством непреодолимой силы.
Другой пример: заказчик заключает контракт на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации спустя длительное время после возникновения аварии, хотя за это время мог бы успеть провести конкурсную процедуру.
Бывает и так, что заказчику не выделяют деньги на ремонт объектов, находящихся в аварийном состоянии (например, на капитальный ремонт котельной). При этом заказчику известно, что котельная к началу отопительного сезона не будет функционировать, но ситуация искусственно затягивается так, что до начала отопительного сезона остаются считанные дни.
Тогда глава администрации района вводит режим ЧС на объекте. Это позволяет выделить средства из резервного фонда и потратить их на ремонт, заключив контракт с любым подрядчиком, выбранным заказчиком по своему усмотрению (тут-то и возникают коррупционные риски).
Формально режим ЧС введен, фактически же — основание для его введения является неправомерным, а проведение такой закупки — безосновательным.
Четыре из пяти контрактов — с нарушениями
Мы изучили 186 «чрезвычайных» контрактов, заключенных в 2017 году, и пришли к выводу, что подавляющее большинство этих закупок не соответствует требованиям закона. Общая сумма контрактов, заключенных при ЧС — 23,5 млрд рублей.
Таблица контрактов
Большая часть «чрезвычайных» закупок — в Москве
Среди московских заказчиков больше всех контрактов заключило Государственное унитарное предприятие города Москвы «Экотехпром», учрежденное департаментом городского имущества Москвы. Предприятие занимается сбором и вывозом мусора или твердых бытовых отходов. В нашу выборку попали 18 контрактов ГУПа, заключенных в 2017 на общую сумму почти 2,4 млрд руб.
Две трети контрактов в нашей выборке — на строительство и ремонт
Из 23,5 млрд рублей:
Иные закупки — это ликвидация последствий взрывов газа в жилых домах, бурение скважин, гидротехнические работы, борьба с сибирским шелкопрядом, видеозапись ЕГЭ, кредитование, оформление праздника, проведение противопаводковых мероприятий, разгон облаков, благоустройство парков и придомовых территорий.
Примеры
Мы подобрали несколько характерных примеров злоупотреблений при «чрезвычайных» закупках. К сожалению, этих примеров намного больше.
Количество контрактов: 18
Общая цена контрактов: 2 386 628 454,15 руб.
Объекты закупок: выполнение работ на полигоне твердых бытовых отходов «Малинки» «в рамках оперативной локализации и устранения причин загрязнения прилегающей к полигону территории», от строительства дорог, котельных, бурения скважин до установки унитазов, раковин и душевых кабин.
Заказчик: Государственное унитарное предприятие города Москвы «Экотехпром», учрежденное Департаментом городского имущества города Москвы.
Подрядчик: несколько бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Крупнейший контракт, на 782 млн рублей, заключен с московским ГБУ «Автомобильные дороги», учрежденным столичным департаментом ЖКХ.
Дата начала исполнения контракта: первый контракт заключен 10 апреля 2017 года.
Дата окончания исполнения контракта: последний контракт исполнен 31 октября 2017 года
Развернуть
Все 18 контрактов заключены на основании решения Комиссии правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 6 апреля 2017 года.
Комиссия поручила ГУП «Экотехпром» «выполнить комплекс первоочередных неотложных мероприятий, направленных на санацию, рекреацию, благоустройство и приведение в нормативное состояние территории полигона ТБО «Малинки» и прилегающей к нему территории, подвергшейся негативному экологическому воздействию».
Наши действия
Полигон для хранения отходов «Малинки» расположен на границе поселений Краснопахорское и Щаповское Троицкого административного округа Москвы. После завершения строительства полигон должен занять площадь в 64 гектара.
Активисты движения «Стоп-Малинки», в которое входят жители Новой Москвы и Подольска, предоставили нам документы о работах на полигоне. В них указывалось, что «Экотехпром» получила из столичного бюджета субсидии в размере 3,4 млрд руб. В октябре 2017 года размер субсидий был увеличен до 5,4 млрд руб.
По оценке активистов, более 90% выделенных «Экотехпрому» средств пошли на строительство нового объекта, а не на рекультивацию полигона, как того требовала комиссия правительства Москвы.
- 9 из 18 закупок (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) в соответствии с актом внеплановой проверки Главного контрольного управления Московской области (Главконтроля) от 28.07.2017 г.
признаны заключенными с нарушением требований законодательства: заказчик выбрал неверный способ определения поставщика;
- 7 закупок (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) по результатам внеплановой проверки Главконтроля от 19 августа 2017 г. также признаны заключенными с тем же нарушением.
- Одна закупка не упоминается в указанных выше актах, однако полностью подпадает под обоснования незаконности ее заключения с единственным поставщиком, поскольку, как указано в актах Главконтроля, Решение комиссии Правительства Москвы не является основанием для заключения контракта по п.9 ч.1 ст.
93 Закона о контрактной системе, поскольку этим решением не вводится режим ЧС и оно не указывает на возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
- Еще одна закупка была прекращена по соглашению сторон без проведения работ, однако контракт также был заключен на основании решения комиссии Правительства Москвы.
Во всех проанализированных нами контрактах ГУП «Экотехпром» вместо конкурсов или аукционов был безосновательно выбран неконкурентный способ определения поставщика. В бюджет должно вернуться 900 тысяч рублей — такую сумму штрафов должен заплатит заказчик. Если бы был проведен конкурс, экономия при торгах могла бы составить 215 млн руб.
Количество контрактов: 1
Цена контракта: 1 863 764 606,38 руб.
Объект закупки: выполнение работ по завершению строительства объекта: Приспособление для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк победы» и строительство входной группы с контролем доступа на футбольный стадион на намывной территории в Западной части Крестовского острова по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, 25
Заказчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и реконструкции»;
Подрядчик: Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга».
Дата начала исполнения контракта: 29.03.2017 г.
Дата окончания исполнения контракта: 31.10.2018 г.
Источник: https://zakupki.transparency.org.ru/1/