Закупки бюджетного учреждения в 2019 году
Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями
44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги.
Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица.
Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.
В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.
Что регулирует статья 15 44-ФЗ
Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
- иные категории юридических лиц.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.
Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями
Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.
В ч. 2 ст. 15 44-ФЗ указаны случаи, когда бюджетные учреждения вправе закупаться по нормам 44-ФЗ, но также могут перейти на применение более лояльного ФЗ-223. Для того чтобы применять нормы 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить до конца года Положение о закупках и разместить его в ЕИС.
Такое Положение будет распространяться только на закупки:
- За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
- Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
- В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).
Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:
- Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
- Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
- Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
- Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
- Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
- Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
- Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
- Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.
Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.
Если закупки бюджетного учреждения финансируются частично на бюджетные средства, а частично – из внебюджетных источников, то оно обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ.
На это в своих разъясняющих письмах неоднократно указывало Минэкономразвития, хотя в 44-ФЗ на данное требование прямо не указано (например, письмо от 2014 года №Д28и-2261, от 2016 года №Д28и-545).
При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.
Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами
Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.
Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.
При закупках по 44-ФЗ по указанному правовому основанию заказчики не обязаны соблюдать требования к государственному контракту, перечисленные в ст. 34 44-ФЗ, осуществлять экспертизу контракта, соблюдать порядок приемки работ, готовить отчетность по результатам исполнения контракта. Также на договоры, заключенные по нормам ч. 4 ст.
15 44-ФЗ, не распространяются ограничения в части условий изменения госконтракта или его расторжения.
В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности.
Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр.Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ.
Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ).
При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов.
Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.
По п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление инвестиций юрлицам, которые не имеют статуса государственного или муниципального унитарного предприятия, должно повлечь за собой получение права собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала данных юрлиц.
С учетом данного условия под действие ч. 5 ст. 15 44-ФЗ подпадают не все юрлица, а только те, которые имеют форму акционерного или общества с ограниченной ответственностью.
Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:
- определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
- исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.
Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.
На основании ч. 6 ст.
15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.
Исходя из п. 4 ст.
79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.
Изменения в статье 15 44-ФЗ
В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.
В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).
В частности, при подписании таких контрактов не применяются ограничения в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов по ст.
28, 29 44-ФЗ, не могут вводить ограничения по участию в закупке только представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ, требовать внесения обеспечения в повышенном размере в рамках антидемпинговых мероприятий и пр.
Например, в ч. 4 ст.
5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок.
В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-15.html
Порядок проведения закупок учреждениями культуры упрощен | Аюдар Инфо
Морозова Л., эксперт журнала
Федеральным законом от 01.05.2019 № 70‑ФЗ внесены изменения в законодательство о закупках, согласно которым учреждениям культуры станет проще осуществлять закупки. Новшества начинают действовать с 31 июля 2019 года. О том, какие привилегии появятся у этих учреждений, поговорим в статье.
Правоприменительная практика реализации законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила ряд существенных недостатков в применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.
2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44‑ФЗ) в сфере культуры. В ряде случаев нормы данного закона становятся препятствием на пути эффективной организации культурной деятельности.
В связи с этим, а также с целью упрощения закупок в сфере культуры законодатели вносят изменения в законе о контрактной системе (и не только).
Госзакупки у единственного поставщика
Закупки до 400 тыс. руб. (600 тыс. руб.). Ранее в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ учреждения культуры могли осуществлять госзакупки учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб. без проведения торгов (то есть у единственного поставщика).
В данном случае речь идет о государственных (муниципальных) учреждениях культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также о таких учреждениях, как зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, концертные учреждения, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.
В новой редакции данной нормы перечень учреждений культуры был расширен. К перечисленным выше добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.
И что самое главное, увеличился лимит суммы закупок, позволяющий размещать их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Значит, теперь без торгов можно осуществлять еще больше закупок. Однако при их проведении необходимо соблюдать и новые ограничения по годовому объему. Так, годовой объем закупок на сумму до 600 тыс. руб. не должен превышать:
- либо 5 млн руб.;
- либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и составлять не более 30 млн руб. (ранее 20 млн руб.).
Закупки у авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами. Приведем новую и старую редакции пп. 13 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, которым установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика.
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы | Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы |
Таким образом, внесенные новшества позволяют без проведения торгов закупать у конкретных авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами или лицензиями, не только сами произведения, их публичные исполнения, фонограммы, но и права на них.
Закупка музыкальных инструментов. Учреждения культуры теперь вправе приобретать музыкальные инструменты у единственного поставщика (юридического или физического лица) на основании пп. 17 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ.
Ранее положения данного пункта распространялись лишь на следующие закупки учреждениями культуры:
- создание произведения литературы или искусства по договору с конкретным физическим лицом;
- исполнение произведений по договору с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность;
- изготовление и поставку декораций, сценической мебели, сценических костюмов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий по договору с физическим или юридическим лицом.
Закупки за счет подаренных (пожертвованных) средств
К закупкам, по которым бюджетные учреждения не обязаны соблюдать требования Закона № 44‑ФЗ, помимо закупок за счет собственных средств, средств грантов, добавляются закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования). Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и пп. 4 п. 2 ст. 1 Закона № 223‑ФЗ[1].
Отметим, что упомянутые закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять на основании требований Закона № 223‑ФЗ при условии наличия у них соответствующего положения о закупках, размещенного в единой информационной системе до начала года.
С целью проведения закупок с учетом названных новшеств в 2019 году бюджетным учреждениям разрешается до 1 октября 2019 года внести необходимые изменения в законе о контрактной системе и план закупки.
Дополнительные требования к исполнителям, допущенным к архивам библиотек и музеев
При заключении контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик вправе включить в него условие о выполнении подрядчиком работ (об оказании исполнителем услуг) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Данные положения прописаны в новом п. 29.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ.
* * *
Обобщим новшества, принятые с целью упрощения проведения закупок учреждениями культуры. С 31 июля 2019 года:
1) с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. увеличится сумма единовременной закупки у единственного поставщика, с 20 млн руб. до 30 млн руб. – предельная величина годового объема таких закупок. При этом, как и раньше, указанные закупки не должны превышать 50 % совокупного годового объема всех закупок заказчика;
2) будет расширен список учреждений культуры, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика (добавляются дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел);
3) появится возможность заключения с единственным поставщиком контракта на изготовление и поставку музыкальных инструментов;4) смягчатся требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет подаренных средств, в том числе пожертвований и благотворительных взносов. Учреждение вправе самостоятельно прописать порядок проведения закупок в положении о закупках;
5) появится возможность прямого запрета на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг), предполагающих допуск подрядчиков, исполнителей к базам данных, архивам и хранилищам музеев, библиотек.
Принятие перечисленных изменений, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных (муниципальных) учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс закупок в сфере культуры.
[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Источник: https://www.audar-press.ru/provedenie-zakupok-uchrezhdeniyami-kultury
Закупки бюджетного учреждения в 2019 году
Бюджетные учреждения могут осуществлять закупки и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ. Об организации закупок бюджетными учреждениями с 2019 года речь пойдет в этой статье.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, созданная на федеральном, региональном или муниципальном уровне для реализации полномочий органов госвласти или местного самоуправления в определенной сфере. Бюджетным учреждениям выделяют субсидии из казны соответствующего уровня.
Также БУ вправе оказывать услуги, которые относятся к их видам деятельности, за плату. Это второй источник их финансирования.
Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий и других средств в соответствии с 44-ФЗ за исключением закупок:
- за счет грантов;
- за счет собственного дохода;
- в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Положение о закупках бюджетного учреждения
Чтобы закупать по 223-ФЗ, до начала года БУ должно разместить в ЕИС положение о закупках. В противном случае придется проводить процедуру в рамках госзаказа. Положение о закупках утверждается учредителем БУ (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС.
В этом документе бюджетное учреждение должно прописать виды процедур, порядок их проведения, регламент заключения, исполнения и изменения договора. Именно этип нормативным актом заказчики руководствуются при проведении закупочных процедур.
Итак, что должно быть в положении о закупках:
- правовая основа закупочной деятельности учреждения;
- цели и принципы закупочной деятельности;
- виды размещаемой в ЕИС информации и сроки размещения;
- применяемые способы закупок и условия их выбора;
- планирование закупок;
- подготовка и проведение закупок;
- порядок проведения процедур закупки, в том числе прием заявок, их оценка, выбор победителя;
- заключение и исполнение договоров;
- отчетность;
- порядок разрешения споров.
Может быть использовано типовое положение. Его разрабатывают учредители бюджетных учреждений. Последним остается только использовать установленный шаблон. К примеру, существует типовое положение для бюджетных учреждений, работающих в сфере образования. Его утвердило Минобрнауки 17.01.
2014 г. В типовом положении уже есть все обязательные условия. Заказчику остается только внести свои данные. Вносить правки в неизменяемую часть запрещено. Смотрите, что уточнить в положении по способам закупки и какие опциональные способы можно включить, чтобы экономить на закупке больше.
Мы рассмотрели в каких случаях бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ. Однако в следующий ситуация придется закупать по 44-ФЗ, даже если БУ разместило положение в ЕИС:
- деньги выделены из бюджета на капитальные вложения в муниципальную или государственную собственность;
- получены бюджетные инвестиции в рамках инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
- госзаказчики передали свои полномочия на проведение закупочных процедур на бесплатной основе.
План закупок
Бюджетное учреждение формирует план закупок в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. Утверждение плана закупок бюджетного учреждения — обязанность его учредителя.
В этом документе указывают данные о заказчике и информацию о каждой планируемой процедуре (код, цель, объект закупки, объем средств, периодичность, необходимость общественного обсуждения), обоснование по каждому объекту закупки. Правила формирования плана содержатся в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
Утвержденный план размещается в единой системе в течение 3 дней. Также заказчики вправе обнародовать документ на своих сайтах. Все изменения в план также нужно отражать в ЕИС.
Мы рассмотрели особенности закупок бюджетными учреждениями. За исключением некоторых нюансов такие процедуры проходят в обычном порядке.
Все начинается с формирования положения и планирования закупочной деятельности.
Далее в зависимости от законодательной основы БУ выбирает способ определения поставщика и проводит процедуру в соответствии с законом (в случае с 44-ФЗ) или своим положением (при закупках по 223-ФЗ).
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103309-qqq-18-m12-zakupki-byudjetnogo-uchrejdeniya-v-2019-godu
Организация госзакупок в 2019 году. Рекомендации руководителям государственных и муниципальных учреждений образования
Идентификация предмета закупки по-прежнему должна быть корректна. Для этого необходимо обратиться к каталогу товаров и услуг.
Если говорить о закупке учебников, то характерная ее особенность в том, что можно включать в описания конкретные наименования и фамилии авторов, поскольку закупки такого рода регулируются специальными нормативными документами Министерства образования.
В связи с этим не прописываются нейтральные спецификации (ГОСТы в данном случае носят рекомендательный характер и не относятся к названию продукции). Самое главное, чтобы была карточка каталога.
В таком случае закон разрешает нарушать правило «товарный знак или эквивалент» или «иной идентификатор промышленной собственности или эквивалент».
Приведем определения из ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Есть позиции в каталоге товаров, работ, услуг.
Типовой контракт отсутствует. При этом могут быть региональные рекомендации по закупке печатных изданий.
Закупка учебников за бюджетные средства
Для бюджетного учреждения граница применения закона о контрактной системе проходит через понятие «бюджетные средства». Бюджетные учреждения осуществляют закупку по правилам закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» во всех случаях, кроме закупок:
- за счет грантов,
- в качестве исполнителя по контракту,
- за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.
Закупка учебников за бюджетные средства как закупка мелкого объема осуществляется в следующих формах:
- Согласно п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 100 000 рублей, до 5% совокупного годового объема закупок или общей суммой до 2 млн. рублей.
- Согласно п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 400 000 рублей, до 50% совокупного годового объема закупок (но общей суммой не более 20 миллионов рублей).
Часто говорят, что некий предмет закупки, который теоретически мог бы быть закуплен иными способами, искусственно кратно измельчается под закупку мелкого объема.
Однако существует совокупный годовой объем закупок – для бюджетных учреждений он определится по плану финансово-хозяйственной деятельности.
От всех денежных средств, которые подлежат оплате по заключенным контрактам и договорам, берется 5% – и это объем мелких закупок.
Иных ограничений на количество таких закупок и идентификацию их по кодам и позициям каталога не существует (это стратегия закона о контрактной системе). Претензии к заказчику об искусственном дроблении предмета закупки не состоятельны. Но, разумеется, надо соблюдать деловую опрятность и не закупать мелкими партиями в один день у одного поставщика один вид товара.
Закупка мелкого объема не требует обоснования.
Отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта оформляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №555 от 5 июня 2015 г. Закупка отражается в планах и планах-графиках закупок одной строкой по каждому коду бюджетной классификации. Договоры могут заключаться в любой форме из предусмотренных ГК РФ.
Способы закупки претерпели множество изменений в 2019 году. Так, например, кроме случаев, относящихся к теме государственной тайны, все конкурентные способы закупок переведены в электронный формат.
Появился электронный конкурс – он похож на электронный аукцион, но заявка состоит не из двух частей, а из трех: качество, цена и квалификация. Закупка учебников по конкурсу априори невозможна, поскольку печатные издания закреплены в Распоряжении Правительства РФ №471-р от 21.03.2016г.
Если планируется закупка на сумму свыше 500 000 рублей, электронный аукцион обязателен. Если речь о сумме меньше 500 000 рублей, могут допускаться запросы котировок, которые сейчас также переведены в электронный формат. Это упрощенный способ, относящийся к конкурентным.Сама инфраструктура электронных закупок была полностью переработана. Больше информации – в общих «Правилах проведения электронных закупок».
У электронного аукциона есть черта, самое простое обоснование: это наиболее открытая и прозрачная система закупок. Однако существуют нюансы, и при государственных закупках могут возникнуть проблемы, о которых многие люди даже не догадываются.
Например, если речь идет о закупке профильных печатных изданий, возникает необходимость установить преимущество организациям инвалидов в размере 15%.
Правда, об издателях учебников среди таких организаций неизвестно – но если документация не будет содержать ссылки на преференцию, это будет трактоваться как составление документации с нарушением закона.
К печатной продукции не применяются нормы национального режима, но есть много правил, которые распространяются на другие категории товаров.
Например, деревянная мебель иностранного происхождения для закупок запрещена, на программное обеспечение наложен отлагательный запрет.
Однако действие документов, в которых прописаны такие запреты и ограничения, на учебники не распространяется. У закупки учебников своя специфика.
Нужно помнить, что поскольку учебники – объект авторского права, они должны подтверждаться соответствующими документами. Согласно п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ, закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей осуществляется в случае, если издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование.
Обоснование в этом случае – ключевой документ (обосновывается, в том числе, цена, заданная обладателем лицензии). Необходимо разместить извещение, которое обеспечивает эффективный мониторинг в ЕИС. Сведения о контракте включаются в реестр контрактов.
Популярный вопрос: как поступить, если учебник потерял свой статус и стал считаться учебным пособием? Можно ли приобрести его за бюджетные средства? Поскольку обоснования мелких закупок нет, то да – можно. В случае, когда нужно обоснование, есть возможность представить такой учебник как учебное пособие и приобрести за внебюджетные средства.
Аукцион, запрос котировок, госконтракт, реестр контрактов – если закупка учебников не превышает 1 млрд. рублей, отчет не нужен. Если свыше миллиарда, появляется дополнительный документ: об исполнении контракта.
Закупка учебников за внебюджетные средства
Закупка учебников за внебюджетные средства регулируется законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон был существенно изменен в 2018 году. В процедурном блоке происходит унификация.
Раньше были вертикальные интегрированные структуры – теперь появились типовые положения, которые насильно вводятся в действие.
Если бюджетное учреждение по какой-то причине не внесло необходимые изменения до 1 января 2019 года, оно будет находиться в ситуации нелегитимного положения о закупках, и до 2020 года пользоваться положением о закупках ему будет нельзя (все закупки придется проводить в рамках контрактной системы).
Закупка учебников – требования к продукции
С 2016 года действует норма, согласно которой описание при закупке должно максимально соответствовать тому, что написано в технических регламентах, а также в документах национальной системы стандартизации. Технический регламент содержит обязательные требования к продукции.
Данные требования действуют независимо от того, хотел заказчик предъявлять эти требования к продукции или нет, поскольку требования обязательны с точки зрения государства. Товар подлежит обязательному декларированию соответствия.
декларации о соответствии утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/organizatsiya-goszakupok-v-2019-godu/
Основные новшества контрактной системы в 2019 году | Контур.Закупки
Контрактная система продолжает обновляться. Изменения этого года будут не такими масштабными, как во второй половине 2018, но они тоже весьма существенны. Некоторые из них уже заработали, другие приняты, но еще не вступили в силу. Рассмотрим главное из того, что непосредственно затронет поставщиков и заказчиков.
Сокращение срока обжалования
Вступает в силу с 12 мая
Обжаловать действия или бездействие заказчика, его комиссии, сотрудников контрактной службы, ЭТП или специализированной организации теперь можно в течение 5 дней с даты опубликования протокола. Раньше срок составлял 10 дней. Правило не распространяется на жалобы, которые подаются в отношении извещения, закупочной документации и итогового протокола.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям
Вступает в силу с 1 июля
Каждая ЭТП ведет реестр участников, и в него включаются в том числе документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям. Поэтому если поставщик планирует принимать участие в торгах, на которые распространяется постановление правительства № 99 (то есть предъявляются дополнительные требования к участникам), то он должен подготовиться заранее.
Документы, которые подтверждают соответствие требованиям, должны быть загружены участникам в личный кабинет на ЭТП. Площадка обязана удостовериться, что с этими документами все в порядке.
Подразумевается техническая сторона, то есть наличие нужных и актуальных документов, их подпись ЭЦП.
Участники, у которых будут такие документы, смогут подать заявки на процедуры, которые попадают постановление № 99.При этом во вторую часть заявки информацию, подтверждающую соответствие доптребованиям, уже включать не нужно. Если же такие файлы не загружены на ЭТП, то на подобные торги участника подать заявку не сможет.
Изменение в аукционных заявках
Вступает в силу с 1 июля
Лимит НМЦК коротких аукционов существенно возрос. Теперь заявки будут приниматься в течение 7 дней, если начальная максимальная цена до 300 млн рублей включительно, а если речь о строительстве — до 2 млрд рублей. На более дорогие процедуры заявки будут приниматься в течение 15 дней.
Изменение коснулось и срока рассмотрения заказчиком первых частей аукционных заявок. Если НМЦК более 300 млн рублей (для строительства — более 2 млрд рублей), то заявки заказчик теперь должен рассматривать в течение 3 рабочих дней. Раньше на это ему отводилось 7 дней.
Дата аукциона
Вступает в силу с 1 июля
До изменений аукцион проводился в рабочий день, который следовал по прошествии 2 дней с публикации протокола рассмотрения первых частей заявок. Новые правила таковы:
- в общем случае аукцион проводится на следующий рабочий день после даты опубликования протокола рассмотрения первых частей заявок;
- строительные аукционы проводятся через 4 часа после окончания времени подачи заявок.
Почему такая спешка со строительными аукционами? Это связано с описанными далее изменениями в указанной сфере.
Изменения в строительных закупках
Проектная документация в строительстве включается в состав закупочной
Вступает в силу с 1 июля
В закупочную документацию в обязательном порядке должна включаться проектная документация. При этом первая часть заявки будет состоять только из согласия поставщика. Таким образом, подавая свою заявку, участник строительного аукциона лишь подтверждает, что согласен выполнить работы в соответствии с проектной документацией.
Заказчику нечего будет изучать в первой части заявки и незачем будет ее оценивать. Поэтому и протокола рассмотрения первых частей в строительных аукционах не будет. А значит, не нужно закладывать время на то, чтобы участники ознакомились с итогами оценки и при необходимости могли их обжаловать.
Следовательно, аукцион можно проводить практически сразу после того, как поданы заявки.
Изменение объема и видов строительных работ
Вступает в силу с 1 июля
В строительных контрактах виды работ или их объем можно будет менять при том условии, что цена изменяется не более чем на 10%.
Эта возможность будет полезна, если в ходе исполнения контракта выяснится, что в техническое задание был включено не все.
То есть выявятся какие-то дополнительные работы, необходимость которых на момент составления задания не была явной.
Изменение стоимости длинных строительных контрактов на 30%
Вступает в силу с 1 июля
При исполнении определенных условий цена уже заключенного строительного контракта может быть увеличена за сумму до 30%. Условия следующих:
- Контракт заключен на срок более года.
- Его цена не менее лимита, утвержденного Правительством.
- Исполнить контракт по цене заключения невозможно по объективным причинам, которые не зависят от сторон.
- Орган исполнительной власти согласовал увеличение цены.
Изменение срока строительного контракта
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт на строительные или аналогичные работы не исполнен в срок, его можно однократно продлить. Условия такие:
- контракт не был исполнен по вине подрядчика или по обстоятельствам, которые не зависят от сторон (в том числе при изменении проектной документации);
- срок продления не должен превышать первоначальный срок исполнения.
Проведение закупки без установленного объема
Вступает в силу с 1 июля
Заказчик не всегда может заранее определить точный объем товаров или услуг, которые ему понадобятся. С июля 2019 года в документации можно указывать:
- начальную максимальную цену контракта;
- начальную цену единицы товара или услуги;
- начальную сумму цен единиц товаров/услуг.
При этом контракт будет заключаться по НМЦК, и торг пойдет за уменьшение стоимости единицы ТРУ. Соответственно, чем меньше будет стоимость единицы, тем больший объем заказчик сможет получить на сумму контракта.
Изменение лимита проведения малых закупок
Вступает в силу с 1 июля
В общем случае закупки малого объема без проведения конкурентной процедуры можно будет заключать при цене контракта 300 тыс. рублей. Этот порог увеличен с 100 тыс. рублей. Еще больше вырос лимит для лекарств — с 200 тыс. до 1 млн рублей.
Возможность заключить контракт при несостоявшемся запросе предложений
Вступает в силу с 1 июля
Если запрос предложений не состоялся, то есть не было подано ни одной заявки или ни одна из них не была допущена, теперь можно заключить контракт с единственным поставщиком. Однако это нужно будет согласовать с контролирующим органом. Раньше в 44-ФЗ это прописано не было, то есть имел место законодательный пробел, который ныне устранен.
Обеспечение заявок
Уточнение размера обеспечения
Вступает в силу с 1 июля
В законе прописано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки, если цена контракта более 5 млн рублей. При НМЦК от 5 до 20 млн рублей обеспечение составляет 0,5-1 %, а при НМЦК выше 20 рублей — 0,5-5%.
Вместе с тем есть уточнение, что Правительство может установить иные лимиты для обязательного обеспечения заявки. И оно этим правом воспользовалось — постановлением № 439 этот порог снижен до 1 млн рублей.
Однако из закона не было понятно, в каком размере должно быть установлено обеспечение в таком случае. Эта недосказанность была устранена — в законе прописали, что при НМЦК не более 20 млн рублей обеспечение заявки составляет 0.5-1%.
Уточнение правила третьей отклоненной заявки
Вступает в силу с 1 июля
В пункте 27 статьи 44 установлено правило третьей отклоненной заявки. Суть в следующем: если в течение квартала ЭТП отклоняет третью заявку участника по второй части, обеспечение заявки ему не возвращается, а перечисляется в бюджет.Однако из этой формулировки были не совсем понятны нюансы. Например, третью заявку участника отклонили по второй части и не вернули обеспечение. Он подает заявку на следующую процедуру, ее вновь отклоняют по второй части.
Будет ли в этом случае обеспечение ему возвращено? Теперь этот вопрос снимается.
В соответствии с новой формулировкой, не будет возвращено обеспечение каждой третьей заявки, отклоненной по второй части за календарный квартал.
Правило не распространяется на случаи, когда отклонение заявки происходит по решению ФАС или суда. Если такое отклонение является третьим, его не учитывают.
Обеспечение контракта для СМП
Вступает в силу с 1 июля
Если закупка проводится для СМП и СОНО, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от его цены, а не от НМЦК. При этом оно не может быть меньше аванса.
Субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации могут быть и вовсе освобождены от обеспечения. Такой субъект должен представить сведения о трех контрактах из реестра, исполненных за 3 последних года без каких-либо санкций.
Суммарная цена цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК того контракта, который СМП заключает в настоящий момент.
Обеспечение гарантийных обязательств
Вступает в силу с 1 июля
У заказчика появляется право устанавливать требования к гарантийным обязательствам. Если они установлены, то исполнитель обязан эти обязательства обеспечить.
Предоставляется такое обеспечение денежными средствами или банковской гарантии, способ можно впоследствии изменить. Сумма обеспечения должна быть не более 10% от НМЦК.
Если требование гарантийных обязательств установлено, то приемку товара или услуги можно осуществлять только после того, как внесено рассматриваемое обеспечение.
Уточнения по антидемпинговым мерам
Вступает в силу с 1 июля
Вносятся изменения в формулировки, описывающие антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы устранить двоякие трактовки.
Теперь будет явно указано, что участник может подтвердить свою добросовестность информацией, которая содержится в реестре контрактов и подтверждает, что в течение трех последних лет (то есть 3 года до дачи подать заявки) он исполнил 3 контракта.
При этом исполнение должно быть без санкций, а цена одного из этих контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Уменьшение цены этапа контракт
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт делится на этапы поставки или исполнения работы, и цена каждого из них выделена, то снижается она пропорционально снижению общей стоимости контракта в ходе торгов. В реестр контрактов передается информация:
- о цене, сроке исполнения и оплате каждого отдельного этапа;
- о заключении экспертов, если проводится независимая экспертиза.
Заключение контракта с участником № 2
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт расторгнут, а сведения об исполнителе поступили в РНП, то у заказчика появляется возможность сотрудничать с участником, занявшим в закупке второе место. Конечно же, если этот поставщик согласен доделать работу или допоставить товар.
Изменения для учреждений культуры
Вступает в силу с 31 июля
В сфере культуры лимит малых закупок составлял 400 тыс. рублей, теперь же он повышается до 600 тыс. При этом такие закупки должны составлять не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн рублей в год. Кроме того, расширен список организаций, на которые распространяется это правило. В него включены дома ремесел и дома народного творчества.
Новые правила планирования закупок
Вступает в силу с 1 октября
Пока заказчики составляют 2 документа — план закупок и план-график. Со следующего года будет только 1 документ — план-график. Причем в нем будет содержаться меньше сведений, чем в сегодня в двух документах.
Изменения авансирования
Вступает в силу с 1 октября
Если в закупке предусмотрен аванс, информацию о нем нужно в обязательном порядке включать в извещение. Если же аванс платится поэтапно, то необходимо отразить информацию о таких этапах и долях выплат на каждом из них в процентном соотношении.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovnye-novshestva-kontraktnoj-sistemy-v-2019-godu/