+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

Содержание

Что делать, если закупка не состоялась

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта
1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка.Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям.При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Источник: https://goscontract.info/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-фз, и каковы будут последствия?

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан  соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

В случаях когда только одна заявка была признана соответствующей условиям, или комиссия признала только одного участника закупки участником торгов, заказчик не обязан проводить новые торги. Он может подписать договор с единственным участником.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами.

Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

223–ФЗ дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся (в отличие от императивных правил, которые прописаны в 44-ФЗ).

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации.

Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Особенности заключения договоров

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  1. Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  2. Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или максимальную цену) или на более оптимальных для участников условиях.
  4. Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.

Стоит учесть, что по судебной практике отказ заказчика от заключения договора с единственным участником, заявка которого соответствует всем установленным требованиям, противоречит закону.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.

При необходимости стороны могут по обоюдному согласию изменять контракт, который им предстоит заключить.

Для этого они вносят в текст правки перед подписанием документа либо заключают дополнительное соглашение. Сведения об изменении условий контракта должны найти отражение в ЕИС, согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ.

Правки появляются в свободном доступе в течение 10 дней после вступления их в законную силу.

Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах.

Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках.

Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/nesostoavsiesa-zakupki.html

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

Статья актуальна на 25 сентября 2019

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС3 240 000
не состоялись969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если заключать контракт не с кем 

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом. 
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт. 

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе. 
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта. 

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1101-nesostoyavshiesya

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

Один из случаев, при котором возможна закупка у единственного поставщика, – не состоялась ранее проводившаяся конкурентная процедура. Далее расскажем, что делать заказчику в такой ситуации.

Что происходит, если закупка не состоялась, и можно ли в таком случае проводить ее у едпоставщика, зависит от ее вида и оснований признания процедуры несостоявшейся.

Рассмотрим порядок действий для конкурсов, в том числе в электронной форме, аукционов и запросов котировок. Если первый конкурс признан несостоявшимся, заказчик либо проводит повторную процедуру, либо осуществляет закупку у единственного поставщика. Это зависит от причины отмены конкурса.

Если повторный конкурс признали несостоявшимся, заказчик вносит правки в план-график и проводит запрос предложений.

Если двухэтапный конкурс признан несостоявшимся, заказчик:

  • меняет план-график и проводит двухэтапный конкурс снова или осуществляет конкурс с неограниченным участием (если не подано ни одной заявки или отклонены все);
  • заключает контракт с единственным поставщиком (если подана одна заявка или комиссия одобрила только одну заявку).

Если из-за отклонения всех поданных заявок не состоялся запрос котировок, заказчик продлевает срок направления предложений на 4 рабочих дня, о чем извещает участников в ЕИС. Кроме того, он обязан направить запросы не менее чем 3 потенциальным поставщикам.

Если на запрос котировок не подали ни одного предложения, заказчик вправе провести его повторно. Если соответствующей признана лишь одна заявка, заказчик может заключить контракт с направившим ее участником.

Как проводить запрос котровок по новым правилам и не сделать ошибку, читайте в статье эксперта

Если не состоялась закупка в форме аукциона, закупать у едпоставщика можно в следующих случаях:

  • единственная заявка признана соответствующей требованиям;
  • не подано ни одного ценового предложения (в этом случае контракт заключают с единственным участником аукциона или автором заявки, поданной раньше других).

Если не подано ни одной заявки или все отклонены, заказчик вправе провести запрос предложений в электронной форме. С 2019 года провести данную процедуру на бумаге уже не получится – электронная форма закупки станет обязательной. Смотрите пошаговую инструкцию и готовые шаблоны, которые помогут определить поставщика по новым правилам.

Если несостоявшимися признаны закрытые процедуры, можно либо провести новую конкурентную закупку, либо по согласованию с ФАС осуществить закупку у едпоставщика. Используйте образец обращения в ФАС о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Контракт с единственным поставщиком, если закупка не состоялась по 44-ФЗ

Перечень случаев, при которых проводится закупка у единственного поставщика, если до этого конкурентная процедура не состоялась, содержится в статье 93 Закона о контрактной системе. В частности, в пунктах 24-25.2.

Итак, после несостоявшейся закупки у единственного поставщика в 2019 году можно закупать товары, работы и услуги при соблюдении следующих условий:

  • заказчик принял решение о заключении контракта с едпоставщиком;
  • получены необходимые согласования (например, если не состоялась закрытая процедура, нужно согласовать проведение закупки у едпоставщика с федеральным органом власти);
  • контракт заключается на тех же условиях, которые были предусмотрены в документации о закупке;
  • контракт заключается по цене, предложенной участником;
  • цена контракта не выше НМЦК.

Для несостоявшихся бумажных процедур также применяются следующие условия: в течение 10 дней заказчик должен направить заявку на согласование в ФАС, а контракт может быть заключен в течение 20 дней после получения такого согласования.

Рассматривают заявку не более 10 дней. Участник закупки, с которым заключают контракт, приравнивается к победителю конкурентной закупки.

Какой объем закупок по Закону № 223-ФЗ необходимо проводить конкурентными способами с 1 июля?

Закупка у единственного поставщика, когда открытый конкурс не состоялся

Рассмотрим порядок действий и условия закупки у единственного поставщика, если ранее закупочная процедура не состоялась, для открытого конкурса. Его признают несостоявшимся, если:

  • срок подачи заявок прошел, но ни одной заявки не подано;
  • подана только одна заявка;
  • после оценки заявок ни одна из них не признана соответствующей;
  • только одну заявку признали отвечающей требованиям.

У едпоставщика закупку проводят, если конкурс не состоялся по следующим причинам:

  • подана только одна заявка, которая одобрена комиссией;
  • только одну заявку признали отвечающей требованиям;
  • по итогам предквалификационного отбора только один участник и его заявка признаны отвечающими требованиям заказчика.

Заказчику нужно проводить повторный конкурс и вносить изменения в план-график, а при необходимости и в план, если:

  • нет ни одной заявки;
  • отклонены все заявки;
  • автор заявки, которой присвоили второй номер, отказался подписывать контракт;
  • предквалификационный отбор не прошел ни один участник.

У единственного поставщика закупка проводится, если ранее не состоялся двухэтапный конкурс по причине подачи только одной заявки или признания только одной заявки надлежащей.

Что касается электронного конкурса, заказчик вправе продлить срок подачи заявок на 10 дней, если не подано ни одного предложения или в допуске отказали всем участникам. Как проводить электронный конкурс с июля 2018, в чем его отличие от бумажного, новые схемы рассмотрения заявок и заключения контракта – об этом расскажет эксперт

Договор с единственным поставщиком, если закупка не состоялась по 223-ФЗ

В ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ говорится, что порядок проведения закупки у едпоставщика заказчики устанавливают в своих положениях о закупках. Для примера возьмем положение крупнейшего поставщика – РЖД. В нем сказано, что после несостоявшейся закупки проводится закупка у единственного поставщика, если заказчик не принял решение о проведении повторной конкурентной процедуры.

Закупка у единственного поставщика, когда открытый конкурс не состоялся, проводится, если соответствующей признана только одна заявка. При этом заказчик руководствуется своими нормативными документами. Цена заключаемого договора не может превышать цену, указанную в конкурсной заявке участника.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103236-qqq-18-m10-zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-ne-sostoyalas

Что делать если закупка по 44-ФЗ не состоялась: аукцион, конкурс и др

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка
Redone Полезные статьи о госзакупках 15 ноября 2018

Основная цель создания 44-ФЗ – реализация закупок продукции и услуг государственными учреждениями по результатам конкурентных процедур. Однако реализовать это удается не всегда.

Нередко бывают ситуации когда заказчик не получает ни одного предложения от потенциальных поставщиков или все они не соответствуют требованиям. В таких случаях приходится признавать закупку несостоявшейся. При этом встает вопрос, что же дальше делать заказчику.

Как получить необходимый товар и как правильно оформить документацию?

Конкурс

Порядок реализации открытых конкурсов регламентируется статьями 48-58 44-ФЗ. Если процедура признается несостоявшейся, первым шагом заказчика становится внесение всей информации в итоговый протокол.

Если закупка не состоялась из-за отклонений всех заявок, то в протоколе обязательно фиксируются причины не допуска участников.

В дальнейшем действия заказчика будут зависеть от конкретных обстоятельств: 

Результат процедурыДействия заказчикаОснования по 44-ФЗ
На день исхода срока предоставления предложений получена единственная заявка. Она полностью отвечает требованиям документации. (Статья 51 пункт 13)Договор заключается с единственным поставщиком.Часть 1 пункта 1 статьи 55
Единственная заявка из всех поступивших отвечает требованиям заказчика. (Статья 53 пункт 6)Часть 2 пункта 1 статьи 55
В ходе предквалификационного отбора допускается к процедуре единственная заявка. (Статья 56 пункт 9)Часть 3 пункта 1 статьи 55
На момент истечения периода подачи предложений не представлено заявок на участие в конкурсе. (Статья 51 пункт 13)Заказчик корректирует план-график и если требуется план закупок. После документального оформления признания конкурса несостоявшимся закупка проводится еще раз. При этом закупаемый объект, его характеристики и объемы поставки должны остаться теми же, что и в первичной закупке. НМЦК может быть увеличена не более чем на 10% от НМЦК первоначального конкурса.Часть 1 пункта 2 статьи 55
Все предложения поставщиков не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 53 пункт 6)Часть 2 пункта 2 статьи 55
Участник, чья заявка получила второй номер по итогам процедуры, отказывается от оформления контракта. (Статья 54 пункт 6)Часть 2.1 пункта 2 статьи 55
По итогам предквалификационного отбора все заявки отклонены из-за несоответствия требованиям документации. (Статья 56 пункт 9)Часть 3 пункта 2 статьи 55

Если по результатам закупки реализовывался повторный конкурс, и он также не состоялся, заказчик должен провести другую процедуру по закупке требуемой ему продукции. Эта норма установлена частью 4 статьи 55 44-ФЗ.

Аукцион

После того как аукцион признают несостоявшимся, оформляют соответствующий протокол. Заказчик может предпринять следующие действия:

Итог процедурыДействия заказчикаОснования по 44-ФЗ
На день завершения срока представления предложений участниками подана единственная заявка. (Статья 66 пункт 16)Оператор ЭТП передает организатору закупки вторую часть заявки. Одновременно с этим уведомление о передаче второй передается участнику. В последующие три рабочих дня комиссия рассматривает единственную заявку. Если она отвечает нормам документации, то с этим поставщиком заключается контакт.Пункт 1 статьи 71
После оценки первых частей заявок, предложение одного участника соответствует требованиям заказчика. (Статья 67 пункт 8)Пункт 2 статьи 71
После завершения торгов не поступило ценовых предложений от участников. (Статья 68 пункт 20)Действия заказчика аналогичны указанным выше. При этом контракт оформляется с участником, передавшим свою заявку раньше других.Пункт 3 статьи 71
По итогам оценки 2-х частей заявок единственная заявка удовлетворяет требованиям. (Статья 69 пункт 13)Контракт оформляется с поставщиком, заявка которого одобрена заказчиком.Пункт 3.1 статьи 71
Не поступило ни одной заявки или все предложения участников не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 66 пункт 16, статья 67 пункт 8 или статья 69 пункт 13)Заказчик изменяет план-график и план закупок. После он проводит закупку повторно путем запроса предложений или новую закупку любым способом.Пункт 4 статьи 71

Запрос предложений 

Порядок реализации запросов предложений регламентируется статьями 83- 44-ФЗ. 

Итог процедурыДействия заказчикаОснования по 44-ФЗ
На момент получения доступа к заявкам участников подано единственное предложение. (Статья 83 пункт 8)Контракт оформляется с единственным поставщиком, подавшим заявку.Пункт 18 статьи 83
Не поступило заявок на участие в запросе предложений. (Статья 83 пункт 8)Заказчик корректирует план-график и план закупок. После этого закупка проводится повторно.Пункт 19 статьи 83

Действия заказчика при проведении закрытых процедур аналогичны. Исключение составляет лишь тот факт, что после согласования с контролирующими органами заказчик имеет возможность провести закупку у единственного поставщика. Это правило прописано в статье 92 44-ФЗ.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/259-zakupka-ne-sostoyalas

Что делать, если аукцион или конкурс по 223-ФЗ не состоялся? Основания, перечень последствий, подписание договора

Закупка у единственного поставщика, если не состоялась закупка

С учетом того, что в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирована последовательность действий для заказчиков по результатам признания закупки несостоявшейся, то такой порядок должен быть указан ими во внутреннем Положении о закупках. Разработка и утверждение такого Положения является обязанностью заказчика.

Требования к Положению о закупке

В законе 223-ФЗ предусмотрены более лояльные условия для закупок товаров, работ и услуг, чем при закупках в рамках контрактной системы.

В законе о закупках для отдельных юрлиц не определены способы закупок (конкурентные или неконкурентные), которые должны использоваться заказчиками по 223-ФЗ, условия и порядок применения закупочных процедур.

Все эти правила, которые жестко регламентируются в 44-ФЗ, по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает самостоятельно. Для этого заказчиком разрабатывается Положение о закупках. После утверждения Положения заказчик должен неукоснительно его придерживаться, иначе ему грозит ответственность.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Подобные требования к заказчикам отвечают нормам ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 и разъясняющему Письму Минэкономразвития от 2011 года №Д28-317. При подготовке Положения о закупке заказчиком учитываются требования 223-ФЗ, нормы Конституции и Гражданского кодекса, а также прочих специальных законов.

В частности, заказчику следует учитывать разновидности конкурентных процедур (например, конкурса или аукциона и пр.), которые определены в ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ, общий регламент проведения закупок по ст. 3.2 223-ФЗ.

При разработке Положения заказчику необходимо ориентироваться и на положения Постановления Правительства от 2012 года №616. В нем утвержден список товаров, которые можно приобретать только в электронном виде (например, проведение закупок у СМП).

Разница между несостоявшимися и недействительными торгами

Следует проводить различия между недействительными торгами по нормам ст. 449 ГК и несостоявшимися торгами по п. 5 ст. 447 ГК.

Недействительными считаются торги, которые проведены с нарушением законодательства либо повлекли недействительность договора, подписанного по итогам торгов.

Несостоявшиеся торги отвечают всем правовым нормам, и по их результатам допускается подписание договора с единственным поставщиком.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся

В 223-ФЗ не определены условия и основания признания конкурентной закупки несостоявшейся, как и последствия от того, что закупка не состоялась. Данные вопросы должны решаться заказчиком с учетом принятого у него Положения о закупках и норм Гражданского кодекса.

Но практика показывает, что заказчики по аналогии с 44-ФЗ указывают такие же основания признания закупки несостоявшейся. В их числе следующие:

  1. Ни одна заявка не была признана соответствующей требованиям закупочного законодательства.
  2. Не поступило ни одной заявки.
  3. Была подана только одна заявка.
  4. Только одна заявка была признана соответствующей требованиям.

Хотя подобные формулировки не являются обязательными для внесения в Положение о закупках по 223-ФЗ, но они достаточно логичные и исчерпывающие.

По нормам п. 5 ст. 447 ГК аукцион или конкурс с единственным участником признаются несостоявшимися.

Значит, в отношении конкурса и аукциона такие основания признания закупки несостоявшейся являются обязательными, тогда как при использовании иных процедур заказчик вправе потенциально признать их состоявшимися при поступлении хотя бы одной заявки.

Указанные четыре основания для признания закупки несостоявшейся подходят для проведения закупок через запрос котировок или запрос предложений, тогда как применительно к конкурсу или аукциону могут быть предусмотрены дополнительные основания, связанные со спецификой этих форм закупки.

Несостоявшийся конкурс

Конкурс может быть признан несостоявшимся:

  1. Если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки.
  3. В ходе предквалификационного отбора стало понятно, что ни один участник не соответствует установленным требованиям.
  4. Когда сроки подачи заявок на участие в конкурсе истекли, выяснилось, что была подана только одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям.
  5. Только одну заявку признали соответствующей требованиям по результатам рассмотрения заявок.
  6. По итогам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, и заявка такого участника соответствовала требованиям.

Несостоявшийся аукцион

Аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки, а также если:

  1. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссия по закупкам была вынуждена отказать всем участникам в допуске к торгам.
  2. В течение определенного временного промежутка после начала аукциона ни один из участников не подал предложение по цене договора.
  3. По окончании сроков подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка от участника, которая соответствовала требованиям.
  4. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании одного участника, подавшего заявку на участие в аукционе, его участником.

Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке

Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст.

447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем.

При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.

Стоит отметить, что случаи и способы проведения неконкурентных закупок, а также подписания договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки несостоявшейся в обязательном порядке прописываются в Положении о закупке по ч. 3.

2 ст. 3 223-ФЗ. В противном случае, заказчик не сможет по своему усмотрению заключить соглашение с единственным участником.

Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:

  1. Выявление причин признания закупки несостоявшейся.
  2. Подготовка итогового протокола и его публикация на официальном сайте по закупкам.
  3. Принятие решения о последствиях официального признания закупки несостоявшейся (например, подписание договора с единственным поставщиком, проведение повторной закупки, изменение способа закупки).

Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:

  1. О закупке и подписании договора с единственным поставщиком. Это может быть оправдано, если проводить новые закупочные процедуры нецелесообразно, например, по причине исчерпания лимитов на проведение закупочной процедуры; если у заказчика есть основания полагать, что проведение новой закупки не приведет к изменению круга участников закупки.
  2. О заключении договора – если предоставленная заявка и участник, который подал заявку, соответствуют требованиям извещения и документации.
  3. О продлении сроков приема предложений участников.
  4. О проведении повторной закупки тем же способом.
  5. О проведении повторной закупки иным способом: например, вместо конкурса – в виде запроса предложений.

Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

Заключение договора по 223-ФЗ происходит с учетом действующего Положения о закупках заказчика. Но действуют некоторые общие требования к подписанию такого договора. Заключить его можно не менее, чем через 10 дней после завершения торгов, иначе заказчик нарушит общие нормы 223-ФЗ.

При заключении контракта по нормам 223-ФЗ заказчику следует согласовать с подрядчиком:

  1. Условия, которые Гражданский кодекс считает существенными для договоров подобного типа.
  2. Условия, которые по 223-ФЗ подлежат согласованию для отдельных типов договоров.
  3. Условия, которые одна из сторон отнесла к существенным условиям договора.
  4. Прочие договорные условия: стоимость, порядок разрешения спорных ситуаций и пр.

К существенным условиям договора по Гражданскому кодексу относят предмет договора по п. 1 ст. 432 ГК, сроки поставки товара по ст. 457 ГК или конечный срок выполнения работ либо оказания услуг по ст. 708, 783 ГК.

Заказчик заключает договор с единственным участником закупки, предложение которого было признано соответствующим требованиям закупки в случае, если:

  1. Данного участника допустили к участию в закупке.
  2. Договор подписывается на условиях закупочной документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в объеме и на условиях, перечисленных таким единственным участником в заявке (применительно к аукциону по стоимости, согласованной сторонами, не превышающую начальную цену договора) или на более предпочтительных условиях для заказчика (в частности, тех, которые были достигнуты по результатам переговоров сторон).
  4. В план закупок не вносятся изменения.

Обычно в данном случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.

Тогда как при соблюдении следующих условий заказчик вправе подписать договор с единственным поставщиком, хотя и не обязан этого делать:

  1. Возможность подписания договора предусмотрена Положением о закупке.
  2. Соответствующее решение было принято уполномоченными лицами заказчика.
  3. Возможность внесения изменений в план закупок из-за изменения способа закупки.
  4. Договор подписывается с учетом требований, установленных закупочной документацией, но допускается несущественное изменение договорных условий: перенос сроков, изменение условий оплаты и пр.
  5. Необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика.

Процедура подписания договора по результатам признания закупки несостоявшейся в остальном проводится по общим правилам:

  1. Оформляется итоговый протокол по результатам закупки. Со дня размещения итогового протокола у сторон есть не более 20 дней на подписание соглашения.
  2. Составляется проект договора и направляется поставщику.
  3. Поставщик изучает поступивший проект договора и в установленные сроки должен его подписать.
  4. Если поставщик выявил несоответствия, то он направляет заказчику протокол разногласий. Количество протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны по 223-ФЗ, никак не ограничивается.
  5. По результатам согласования происходит подписание договора.
  6. В течение 3 дней после подписания договор вносится в реестр по ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ.

При подписании договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки сведения о таком договоре должны быть включены в ежемесячный отчет о договорах, подписанных по результатам закупки товаров, работ и услуг.

Таким образом, закупка признается несостоявшейся, если в рамках процедуры не удалось определить поставщика на конкурентных началах, тогда как сама процедура закупки при этом полностью соответствовала правовым нормам.

По правилам 223-ФЗ заказчик определяет основания признания закупки несостоявшейся и последствия этого самостоятельно и фиксирует их в собственном Положении о закупках.

Стандартными последствиями признания закупки несостоявшейся по нормам 223-ФЗ становятся подписание договора с единственным поставщиком, продление сроков проведения закупки и приема заявок, проведение новой закупки в той же или альтернативной форме.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/nesostoyavshiesya-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.