+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отбор экспертов для экспертизы результатов контракта

Как проводится экспертиза по 44-ФЗ

Отбор экспертов для экспертизы результатов контракта

При формировании и публикации документации о закупке заказчики сталкиваются со множеством проблем – разработка технического задания без косяков, рассмотрение заявок на участие, допуск или отклонение участников, заключение и исполнение контракта. Самым интересным этапом в этой цепочке, как правило, становятся – исполнение контракта и приёмка работ.

Не редки случаи когда у поставщика “то лапы ломит, то шерсть отваливается” – товар не завезли на склад в нужном количестве, смету на ремонт не внимательно прочитали, с техническим заданием не в полном объёме познакомились. А заказчик что? Заказчик обязан провести экспертизу поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ до подписания документов о приёмке.

Сразу стоит оговорить тот момент, что в Законе о контрактной системе прописана ОБЯЗАННОСТЬ заказчика проводить экспертизу ПЕРЕД подписанием документов об исполнении контракта. А как именно проводить, какими документами оформлять, кто должен это делать в зависимости от объекта закупки – таких нюансов не прописано.

Получается, что в целом процедура “экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг” – проводится на усмотрение заказчика.

Каждый заказчик выкручивается из этой ситуации как может, но общие принципы организации у всех одинаковые.

И, к сожалению, основным принципом проведения экспертизы по 44-ФЗ остаётся формальность проведения данной процедуры – лишь бы проверяющие потом не докопались.

Кто проводит экспертизу?

Для начала надо разобраться кто имеет право провести экспертизу. Это могут быть сотрудники заказчика (внутренняя экспертиза) или привлечённые специалисты (экспертиза внешняя).

Внутренняя экспертиза

При проведении внутренней экспертизы заказчик должен издать приказ о назначении своего должностного лица (или лиц – тогда это будет комиссия) для приёмки поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Если заказчик решает создавать приёмочную комиссию, то её состав должен насчитывать не менее пяти человек.

Совершенно не обязательно, чтобы ответственным лицом или членом комиссии был только контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы.

Логичнее назначать ответственными за приёмку ТРУ тех сотрудников, кому предмет контракта “ближе к телу”.

Например, в документах за поставку почтовых конвертов будет отвечать тот сотрудник, у которого конверты будут на ответственном хранении (как бланки строгой отчетности) для работы с ними или последующей выдачи.

Внешняя экспертиза

Привлечение внешних экспертов это ПРАВО заказчика. Кроме случаев, предусмотренных законом – согласно части 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Это правило новое, вступило в силу летом этого года.

Однако до сих пор Правительство РФ не издало нормативного документа который бы регламентировал случаи проведения обязательной внешней экспертизы. Поэтому, уважаемые участники закупок, пока можно пользоваться этим пробелом в законодательстве.

Из “старых” требований к внешним экспертам в силе остаются – профессионализм привлекаемых лиц и возмездность оказания услуг.

Как проводят экспертизу?

Общие принципы экспертизы – подсчёт и замеры. А как ещё её провести? Поставленные товары посчитать и пощупать, выполненные работы замерить и проверить, оказанные услуги – оценить состояние до и после.

При проведении экспертизы можно проводить сплошную проверку. При ней каждый поставленный товар будет оценён. При больших поставках это работа щепетильная, требующая больших временных затрат. Экспертное заключение при этом будет содержать информацию о каждой единице товара в поставленной партии.

Можно проводить проверку выборочную. Из поставленной партии товара случайным образом выбирается одна единица, она оценивается и по ней даётся заключение о всей партии.

Как оформить результат экспертизы?

Итогом проведённой экспертизы будет заключение эксперта. Не важно внутренняя была проверка или внешняя. Чётких требований для оформления заключения Закон о контрактной системе не выставляет. Каждый заказчик определяет сам его форму и содержание.

Упрощенный вариант заключения при проведении внутренней экспертизы это запись на акте оказанных услуг “Услуги выполнены в полном объёме”, должность, подпись, расшифровка.

В заключении приёмочной комиссии необходимо указывать дату и место проведения экспертизы, перечисление присутствующих лиц, реквизиты контракта (дата, номер, ИКЗ, объект закупки и прочее), наименование поставщика и его контактные данные, описание поставленных/выполненных/оказанных ТРУ, решение КАЖДОГО члена приёмочной комиссии в отношении предмета экспертизы.

При работе внешних экспертов форму и содержание итогового заключения необходимо прописать в договоре оказания услуг. Но в целом не существенными будут отличия от акта при внутренней экспертизе. Также необходимо будет включить в акт информацию о привлечённом эксперте – на основании какого договора он оказывает услуги, его регалии и прочее.

Результат проведённой экспертизы – акт или заключение – прикладывается к документам о закупке и хранится заказчиком согласно внутренних правил. Публиковать в Единой информационной системе или на других ресурсах результаты проведённой экспертизы не нужно. Ну только если ваш работодатель отдельно не установил такую необходимость.

Кто не может проводить экспертизу по 44-фз?

Закон о контрактной системе ограничивает перечь лиц, которые могут проводить экспертизу. Ограничения эти просты и понятны. Часть 2 статьи 41 Закона о контрактной системе описывает нам кого НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕКАТЬ к проведению экспертизы. Там перечень из трёх пунктов, краткое содержание которых – это физические или юридические лица на решения которых заказчик или поставщик могут повлиять.

Когда необходима экспертиза?

Всегда. По любому контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе необходимо проводить экспертизу. Вне зависимости от цены, срока действия и предмета контракта. Даже при прямых закупках с единственным поставщиком.

Да, даже при заключении договора на одну тысячу рублей на поставку туалетной бумаги для нужд заказчика (как только метраж каждого рулона проверять будут не понятно, ну да ладно).

Документы о проведённой экспертизе должны подписываться ДО подписания документов о приёмке поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Подписание приёмочных документов (товарные накладные, акты оказанных услуг) не отменяют проведение экспертизы.

22.08.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/803-kak-provoditsya-ekspertiza-po-44-fz

Документы

Отбор экспертов для экспертизы результатов контракта

Настоящее Положение устанавливает базовые принципы и общий порядок формирования Федерального реестра экспертов научно-технической сферы (далее Реестр) и организации работы экспертного сообщества по обеспечению информа-ционно-аналитической поддержки выполнения Минобрнауки России функций по выработке государственной политики в научно-технической сфере, развитию сек-тора исследований и разработок научно-технологического комплекса Российской Федерации (далее – НТК).

Термины и определения

Экспертиза – проведение научного аналитического исследования, в ходе которого:

  • на основании анализа научно-технической сферы формируются предложения по тематике проведения исследований по приоритетным направлениям развития НТК;
  • предложения по тематике исследований сопоставляются по установленным Заказчиком критериям с системой показателей оценки.

Эксперт – специалист, привлекаемый для проведения экспертизы заявленного объекта (проекта, программы).(Стандарт ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ по проведению научно-технической экспертизы программ и проектов (СТО 11313707-03.000-2006).

Целью создания Реестра является привлечение ведущих специалистов страны для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований по актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.

В настоящем Положении изложены:

  • критерии и принципы отбора экспертов по приоритетным направлениям развития НТК для проведения экспертно-аналитических исследований;
  • принципы и процедуры организации работы экспертов при выполнении экспертно-аналитических исследований;
  • принципы построения и функционирования Реестра.

Реестр представляет собой электронную базу данных, содержащую сведения о высококвалифицированных ученых и специалистах – гражданах Российской Федерации, работающих в различных областях научно-технологического комплекса и образования.

Ведение и актуализация Реестра осуществляется специализирован-ной организацией Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) в соответствии с Приказом Министерства науки и технической политики Российской Федерации от 19.03.1996 г. № 42.

Формирование Реестра производится по результатам анализа научной и экспертной деятельности экспертов и рекомендаций ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и объединений Российской Федерации.

Регистрация экспертов в Реестре осуществляется в соответствии с установленным «Порядком аккредитации и квалификационными требованиями к экспертам, привлекаемым ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ для проведения экспертно-аналитических исследований по актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации», утвержденным Генеральным директором ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Эксперт, включенный в Реестр, идентифицируется в соответствии с принятыми классификаторами научно-технической информации и специализацией его научных интересов. Включенному в Реестр эксперту выдается «Свидетельство», удостоверяющее его аккредитацию в Реестре. Данные Реестра могут использоваться для формирования экспертных комиссий, советов, рабочих групп и других представительств.

Аккредитованные в Реестре эксперты могут привлекаться к выполнению экспертно-аналитических исследований как в индивидуальном порядке, так и в составе экспертных комиссий, советов, рабочих групп и других представительств.

С целью привлечения широкого круга научной общественности в экспертное сообщество (российских ученых, ученых-соотечественников, работающих за рубежом, зарубежных и других ученых, проявляющих желание предоставить свои знания, опыт и идеи по актуальным вопросам развития науки и технологий для организации консультаций и обмена мнениями) в Реестре создается специальное пространство «Форум».

2. Критерии и порядок отбора экспертов

2.1. Критерии отбора экспертов

Эксперты, привлекаемые к выполнению экспертно-аналитических исследований, должны соответствовать следующим критериям:

   2.1.1. Компетентность:

  • высокая квалификация в выбранной предметной области;
  • наличие ученой степени/звания;
  • публикации в высокорейтинговых российских и зарубежных изданиях монографий, учебников, патентов, авторских свидетельств и статей;
  • принадлежность к ведущим научным школам и другим сообществам ученых и др.

   2.1.2. Опыт и кругозор:

  • многолетний опыт ученого/практика;
  • опыт участия в крупных российских и международных проектах по актуальным проблемам науки и технологий;
  • опыт проведения экспертиз;
  • опыт формирования тематик и заданий на проведение исследований и разработок;
  • системные знания о мировом развитии технологий и теоретических исследований по выбранным приоритетным направлениям.

   2.1.3. Научные достижения:

  • высокий индекс научного цитирования;
  • участие в научных и профессиональных сообществах;
  • полученные премии, награды, внедренные разработки.

2.2. Порядок отбора экспертов-аналитиков и их регистрация

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ на основании мониторинга научных достижений по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации определяет перечень профильных научных и образовательных организаций, специалисты которых могли бы принять участие в работе экспертного сообщества.

По результатам мониторинга осуществляется рассылка писем-приглашений в Государственные научные центры, ВУЗы, институты РАН, отраслевые НИИ и др. профильные организации с просьбой предоставить высококвалифицированных специалистов (экспертов-аналитиков) по соответствующим приоритетным направлениям деятельности для подготовки отчетных аналитических материалов по поддержке принятия решений.

   2.2.1. На основании официальных рекомендаций от различных научно-исследовательских учреждений, Государственных научных центров, РАН, ведущих научных школ, высших учебных заведений и др. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ формирует список ведущих специалистов (экспертов-аналитиков).

Предложенные научно-исследовательскими организациями и ВУЗами эксперты дистанционно заполняют Профиль эксперта (анкету).

   2.2.2. Отбор экспертов для выполнения конкретных заданий проводится после анализа их профилей аттестационной комиссией ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ.

Классификация экспертов по научным интересам осуществляется в Реестре в соответствии с принятыми классификаторами:

Источник: https://reestr.extech.ru/docs/polozenie.php

Отбор экспертов для экспертизы результатов контракта

Отбор экспертов для экспертизы результатов контракта

Расскажем, как провести отбор экспертов для экспертизы результатов контракта, кто не может быть экспертом, какие условия в контракте прописать обязательно, как закупить услуги эксперта конкурентными способами, как закупить услуги эксперта у единственного поставщика.

Заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом. Об этом говорит ч.3 ст.94 закона № 44-ФЗ. Если заказчик считает, что не располагает ресурсами и не может провести экспертизу своими силами, он вправе привлечь сторонних экспертов или экспертные организации.

Экспертные организации – это лица, которые обладают специальными знаниями, квалификацией и опытом, и работают в той сфере деятельности, к которой относится объект закупки. Заказчик имеет право закупить услуги эксперта как у единственного поставщика, так и конкурентными способами. Рассмотрим, как это сделать.

Как закупить услуги эксперта у единственного поставщика

Заказчик вправе привлечь экспертов по договору до 100 тыс. руб., при этом он волен выбрать экспертов или экспертную организацию на собственное усмотрение. На этапе выбора экспертов и при формулировке требований к экспертной организации, заказчику нужно понимать принципы экспертизы.

Эксперты должны быть:

  • компетентны,
  • объективны,
  • независимы от сторон закупки.

А также они должны:

  • иметь возможность провести экспертизу в разумные сроки,
  • нести ответственность за достоверность результатов,
  • соблюдать государственную и коммерческую тайны относительно полученных сведений.

Те организация и эксперты, которые соответствуют данным принципам, заказчик может выбрать для заключения договора.

В контракте это может выглядеть так:

Требования заказчика

Экспертом качества медицинской помощи является врач-специалист, имеющий:

  • высшее образование,
  • свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста,
  • стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет
  • прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

Оказание услуг по экспертизе по Договору проводится экспертом качества медицинской помощи по специальности – «стоматология», включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, порядок ведения которого установлен приказом ФФОМС от 13.12.2011 № 230.

Исполнитель может проводить экспертизу только по своей основной медицинской специальности, определенной дипломом, свидетельством об аккредитации специалиста или сертификатом специалиста.

Исполнитель должен иметь действующие свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста по специальности «стоматология» на весь срок действия Договора.

В случае окончания срока действия сертификата в период действия Договора, Исполнитель обязуется подтвердить его и предоставить Заказчику действующий сертификат в течение 1 рабочего дня со дня прекращения действия сертификата.

Исполнитель не имеет права осуществлять экспертизу в медицинской организации, с которой он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, а также в случаях, когда пациент является его родственником или больным, в лечении которого он принимал участие.

Как закупить услуги эксперта конкурентными способами

Если стоимость экспертизы по контракту или даже отдельным этапам исполнения контракта превышает сто тысяч рублей, заказчику необходимо провести закупку экспертных услуг. Для этого надо определить предмет экспертизы и выбрать способ определения исполнителя. Провести процедуру определения исполнителя, и по итогу заключить контракт на проведение экспертизы.

Если заказчик выбрал открытый конкурс как способ определения экспертной организации, приведем пример, какие данные необходимо предоставить исполнителю согласно конкурсной документации:

Что описывает участник в заявке

 Цель работы

(изложение общей цели и задач экспертной работы, перечисляются методы и способы  решения этих задач).

Описание основных планируемых работ

(сведения о видах и объемах планируемых работ)

Обоснование достижения требуемого качества работ

(сведения о предложениях в отношении качественных характеристик по каждому из видов работ, предусмотренных ТЗ)

Описание квалификации и опыта участника конкурса и коллектива исполнителей работ

Материально-техническая база, необходимая для выполнения экспертизы

Какие условия в контракте прописать обязательно

В контракте на проведение экспертизы необходимо указать условия, которые являются обязательными, предмет экспертизы, полномочия и функции эксперта или экспертной организации, условия о праве экспертов запрашивать у заказчика и исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.

Так же необходимо определить вид и размер ответственности за предоставление неверного или заведомо ложного экспертного мнения.

Выглядеть это может так.

Что нужно указать в контракте

работ, технические и другие требования к работам и их результатам установлены Техническим заданием (Приложение №) и Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2)

Срок выполнения Исполнителем работ устанавливается Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2).

Исполнитель несет ответственность за действия третьих лиц, привлеченных к выполнению контракта.

Исполнитель обязан незамедлительно приостановить выполнение услуг по контракту и уведомить заказчика в 3-х дневный срок, если в ходе выполнения работ выяснится, что невозможно достигнуть результатов услуг в соответствии с требованиями ТЗ.

Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность информации, полученной при выполнении услуг (сведения об экспертах, неопубликованные сведения о конкурсных заявках, неопубликованные сведения по выполненным работам).

За предоставление неверного или заведомо ложного экспертного заключения, исполнитель несет административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством

Кто не может быть экспертом

Некоторых лиц нельзя привлекать к проведению экспертизы.

Эти ограничения распространяются на бывших должностных лиц заказчика и исполнителя, или имеющих имущественные интересы в экспертизе, близкие родственники заказчика и исполнителя, а так же организации, имеющие учредителей среди заказчика и исполнителя. Важно соблюсти данные условия, иначе результаты экспертизы будут недействительными, а так это повлечет расследование о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Согласно ч.4 ст. 41 44-ФЗ, в случае выявления в составе привлеченных экспертов лиц, на которых накладываются ограничения по привлечению к экспертизе, заказчик незамедлительно должен принять меры по привлечению иных экспертов.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102179-qqq-16-m10-24-10-2016-otbor-ekspertov-dlya-ekspertizy-rezultatov-kontrakta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.