+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности закупки НИОКР в рамках контрактной системы

Особенности закупки НИОКР в рамках контрактной системы

Особенности закупки НИОКР в рамках контрактной системы

Многие заказчики, желая получить льготы при проведении закупок, квалифицируют разные предметы своих закупок в качестве НИОКР. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Поможем разобраться в особенностях закупок НИОКР в статье.

Основной проблемой при закупке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее — НИОКР) является сложная формулировка предмета контракта.

Широко известны спорные случаи отнесения самых разных работ к НИОКР.

Так, например, разработку программного обеспечения при некоторой широте мышления можно причислить к технологической работе, а создание проектной документации — к опытно-конструкторской.

Такого рода спорные подходы не остались без внимания органов контроля. К примеру, в жалобе № CA/FA/09.09.2013/054 (решение по делу № К-1516/13) заявитель указал на некорректный способ определения поставщика.

Заказчиком был определен следующий способ закупки: «Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме „Создание базы данных (информационного ресурса) по лицам, принимающим участие в работе, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов, прошедших обучение в учебных центрах транспортной безопасности“». Заявитель же указал, что создание базы данных (информационного ресурса) не относится к НИОКР.

Однако ФАС России установила, что предмет контракта и способ определения поставщика определены верно. В качестве мотивировки, указав на ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В ней определено, что научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Согласно ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Полагаем, что в спорных ситуациях квалифицировать работы как НИОКР целесообразно только если в них, исходя из технического задания, присутствует элемент научной новизны. А сами работы при этом направлены на получение и применение новых знаний.

Следствием такого подхода может являться принципиальная возможность регистрации права на результаты работ в Роспатенте. При наличии такой возможности предполагается создание новой технологии, а не копирование уже имеющегося технического решения.

В случае же, когда предметом договора было копирование уже имеющейся технологии, договор не может быть признан договором на выполнение НИОКР.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
“Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)”

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Время или результат?

Особенности закупок НИОКР в том, что заказчик фактически оплачивает не столько конечный результат, сколько затраченное научным коллективом время на решение поставленных задач.

Поскольку предметом заключаемого контракта выступают работы, в результате которых должен быть создан уникальный продукт.

А именно новые знания или их материальное выражение в форме отчетов, технической и конструкторско-технологической документации, опытных образцов новой техники.

При этом заявленные в техническом задании результаты работ могут либо существенно отличаться от полученных результатов, либо попросту отсутствовать, что повлечет за собой значительные убытки от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого контракта. Причиной этого является неоспоримый факт того, что научно-исследовательская среда имеет ряд важных особенностей, затрудняющих традиционное планирование. Среди таких особенностей можно выделить:

  • детерменированность событий;
  • вероятностность событий;
  • возможность отклонений приводящих к ненужным результатам;
  • нечеткий характер результатов;
  • слабая прогнозируемость будущих событий.

Как следствие, НИОКР всегда сопряжены с принятием решений в нестабильных, постоянно меняющихся условиях, где в любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема.

Описание объекта закупки

В отличие от закупок существующей на рынке продукции, где Закон о контрактной системе вменяет заказчику необходимость объективного описания объекта закупки путем указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, закупка НИОКР не должна в своих технических характеристиках содержать отпечаток конкретных технических решений, которые ограничивали бы возможности участников конкурса предлагать новые (и зачастую более инновационные!) научно-технические предложения. Логика же Закона о контрактной системе диктует, что конкурсные предложения с безусловно полезными, но ранее неизвестными потребительскими свойствами должны быть отклонены как не соответствующие формальным техническим требованиям конкурсной документации. Что, разумеется, недопустимо.

Заказчики, зачастую не обладающие штатом высококвалифицированных научных специалистов, могут столкнуться с ситуацией, когда никто из сотрудников не может точно и формально описать в конкурсной документации требования к закупаемой НИОКР.

Прежде всего из-за многовариантности достижения поставленной цели этой работы.

Более того, при закупках НИОКР самой целью конкурса является именно поиск инновационных подходов к решению поставленных задач, находящихся на передовой современной научно-технической мысли.

Поэтому при формулировании требований к результатам НИОКР заказчики должны использовать наиболее обобщенные требования к закупаемой продукции, отражающие необходимые или желательные потребительские свойства, но никак не технические параметры каких-либо конкретных решений. То есть решений, уже известных заказчику.

Пример

Вариант формулировки КД: «в результате выполнения НИОКР должна быть разработана интеллектуальная информационная система, интегрированная в единый интерфейс базы данных заказчика, позволяющая автоматизировать процесс контроля повторяющихся номеров при осуществлении исполнителями полномерного учета пассажирского подвижного состава».

«Субъективный» критерий

При определении победителя должна оцениваться, с одной стороны, формальная степень соответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, а с другой — соответствие предложений участников требованиям к результатам НИОКР.

И если в первом случае закупочная комиссия зачастую обладает достаточной квалификацией для оценки поданных заявок, то во втором варианте, где описание осуществляется в наиболее общих терминах, оценка носит неконкретный и трудно формализуемый характер.

Оценка конкурсных предложений по «субъективным» критериям такого типа возможна, на наш взгляд, только экспертными методами.

Что в совокупности с широким спектром тематики закупаемых НИОКР, а также в связи с необходимостью владения специальными знаниями и экспертными технологиями вынуждает заказчика проводить экспертизу внешними организациями.

А именно многокритериальную оценку предпочтительности конкурсных заявок специалистами соответствующих предметных областей.

До недавнего времени считалось, что при оценке «субъективных» показателей установка шкалы оценки была не обязательна, однако теперь же «официальный» подход к порядку оценки по таким критериям принципиально изменился. Так, решением от 24.04.

2015 по делу № Е306/15 ФАС России посчитала недостаточным указание заказчиком в конкурсной документации в качестве предмета оценки формулировки «степень детализации и содержательной проработанности предложения участника закупки».

Комиссия ФАС пришла к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта: в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, а также в связи с отсутствием характеристик, определяющих степень детализации и содержательной проработанности предложения, подлежащих оценке в рамках данного критерия.

Представляется, что для соблюдения принципа прозрачности закупки необходимо раскрыть содержание всех «субъективных» показателей оценки, введя формальную шкалу (см. пример).

Делегировать же оценку этих показателей следует временному внешнему экспертному совету, созданному на базе ведущего по тематике исследования вуза или НИИ, поскольку не существует конечного набора объективных параметров используемых для оценки «субъективных» показателей.

Пример

Количество баллов, присуждаемых по критерию «качество работ» (КР), определяется по формуле:

КР = (К1 + К2 + … + Кi) / n,

где:

n — количество членов комиссии;

Ki — значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по показателю.

При этом количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному показателю, определяется установлением диапазона значений:

Ki = 0 — сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, полностью не соответствуют поставленной цели работы либо отсутствуют;

0 < Ki ≤ 50 — сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, не в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам;

50 < Ki ≤ 70 — сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, в значительной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных требований, в т. ч. технических и других требований к работам;

70 < Ki ≤ 100 — сведения, представленные в заявке для оценки по показателю, практически в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в т. ч. технических и других требований к работам.

Критерий «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

При оценке конкурсных заявок на НИОКР заказчик сталкивается с предложениями, которые из-за специфики НИОКР зачастую ничем не могут быть подтверждены.

А это, в свою очередь, может стать одной из причин ненадлежащего исполнения контракта по НИОКР.

Именно поэтому в процессе закупки участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из проблемных критериев применительно к закупкам НИОКР является «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», используемый в целях определения победителя конкурса в необязательном порядке.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101916-qqe-16-m7-25-07-2016-osobennosti-zakupki-niokr-v-ramkah-kontraktnoy-sistemy

Каковы особенности закупок в рамках контрактной системы – НалогОбзор.Инфо

Особенности закупки НИОКР в рамках контрактной системы

Товары (работы, услуги) для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретают по правилам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Специальное регулирование этой сферы установлено для того, чтобы:

  • добиться эффективности и результативности расходования государственных (муниципальных) средств и
  • исключить возможность злоупотребления и ограничения конкуренции.

Кто может быть заказчиком

Заказчиками могут выступать (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ):

  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.

По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы. При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его в единой информационной системе (далее – ЕИС).

Отчетность и информационное обеспечение

Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в ЕИС. Она содержит (ст. 4 Закона № 44-ФЗ):

  • информацию об их реализации;
  • библиотеки типовых контрактов;
  • каталоги товаров, работ и услуг;
  • нормативно-правовые акты и другое.

Контрактная система предусматривает обязательное планирование, нормирование и обоснование закупок.

При проведении закупки обязательно должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) и способ определения поставщика.

В случаях, предусмотренных Правительством РФ, проводится также общественное обсуждение закупок. Его порядок, когда НМЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышает 1 млрд руб.

, установлен приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. № 795.

НМЦК контракта заказчик определяет и обосновывает одним из следующих методов (ст. 22 Закона № 44-ФЗ):

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Принимают во внимание сведения о сложившихся рыночных ценах на закупаемые товары, работы и услуги (такой метод является приоритетным) (ч. 2–6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

2) нормативный метод. Цену рассчитывают на основе требований, предъявляемым к закупаемым товарам, работам и услугам (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

3) тарифный метод. Применяют, когда цены на закупаемые товары, работы или услуги подлежат обязательному регулированию (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

4) проектно-сметный метод. Применяют для контрактов с единственным поставщиком при:

  • строительстве, реконструкции, капитальном ремонте (строительстве) в соответствии с методиками и нормативами (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 2 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • текущем ремонте зданий, строений, сооружений (ч. 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

5) затратный метод. Цену определяют из суммы произведенных затрат и прибыли, обычной для определенной сферы деятельности. Такой метод используют, когда невозможно применить иные методы (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обмен документами в электронном виде возможен при одном условии – использование усиленной электронной подписи.

Способы определения поставщиков

Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.

Аукцион

1. Электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.

2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:

  • закупка связана с государственной тайной;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
  • проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Конкурс

1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.

2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.

3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.

4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.

Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.

Дополнительные требования к заказчику

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создавать специальное структурное подразделение не обязательно). В ином случае заказчик назначает лицо, ответственное за проведение закупок (ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ предъявляет дополнительные требования к максимально полному описанию объекта закупки с указанием различных характеристик, условных обозначений, с возможным использованием стандартных показателей, требований, чертежей, спецификаций, планов и т. п.

Документация о закупке должна содержать изображение закупаемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, информацию о дате, времени и месте, порядке и графике осмотра образца или макета товара, на поставку которого проводится закупка, если в документации о закупке содержится требование о соответствии товара образцу, и т. д. (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Ответственность за нарушение контракта

За нарушение контракта установлена ответственность. Размеры предусмотрены в постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г.

№ 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:

Цена контракта

Штраф за нарушения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя)

Штраф за нарушения со стороны заказчика

Не превышает 3 млн руб.

10%

2,5%

От 3 до 50 млн руб.

5%

2%

От 50 до 100 млн руб.

1%

1,5%

Свыше 100 млн руб.

0,5%

0,5%

Штраф взимают единовременно за нарушения, которые не касаются просрочек исполнения обязательств. В свою очередь, при просрочке со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) пени составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования. Сумму неустойки нужно уменьшить на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств. При этом расчет можно произвести по формуле:

П = (Ц – В) × С, где:

  • В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту. Определяется на основании документа о приемке товаров (результатов работ, оказания услуг), в том числе отдельных этапов контрактов;
  • С – размер ставки, определяемый по формуле:

С = СЦБ × ДП, где:

  • ДП – количество дней просрочки;
  • СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К, который определяются по формуле:

К = ДП/ДК × 100%, где:

  • ДП – количество дней просрочки;
  • ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

Совместные аукционы и конкурсы

Совместные конкурсы и аукционы предусматривает статья 25 Закона № 44-ФЗ.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

Заказчики заключают между собой соглашение о совместном проведении аукциона или конкурса, выбирают организатора, вносят сведения о нем в план-график, и он в дальнейшем выполняет все необходимые действия, связанные с проведением мероприятия.

Расходы на проведение стороны несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляют заказчики самостоятельно.

Централизованные закупки

Полномочия по проведению закупок можно возложить на один или несколько государственных или муниципальных органов, казенное учреждение (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Полномочия по проведению закупок для одного или несколько федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений Президент РФ или Правительство РФ могут возложить на один или несколько таких субъектов. Аналогичные полномочия имеются у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в отношении учреждений и органов на его территории.

При этом органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) должны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика:

  • привлекут уполномоченные органы и учреждения.

Если принято решение остановиться на последнем варианте, то нужно решить вопрос о передаваемых полномочиях, а именно:

  • передать только функцию определять поставщиков либо
  • осуществлять закупки в целом.

Такое требование установлено в части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры, которые предусматривает Закон № 44-ФЗ, направлены против злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Так, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК, такой контракт можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение.

Его размер должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не должен быть менее размера аванса (если контракт его предусматривает). Если же цена составляет 15 млн руб.

и менее, то участник предоставляет либо названное обеспечение, либо информацию о своей добросовестности.

Такие правила предусматривает статья 37 Закона № 44-ФЗ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kakie_osobennosti_imeet_provedenie_zakupok_v_ramkakh_kontraktnoj_sistemy/72-1-0-1808

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.