+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Содержание

Как проверить заказчика перед участием в тендере | Контур.Закупки

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Защититься от недобросовестного контрагента в закупках с гарантией невозможно, даже если это заказчик из числа государственных или корпоративных. Еще более это актуально для коммерческих тендеров. Поэтому перед подачей заявки рекомендуется провести проверку заказчика. Затраты окупятся с лихвой, ведь это позволит избежать участия в невыгодных закупках.

Существующие риски

При подготовке коммерческой сделки в бизнес-среде принято проверять будущего контрагента. Актуально это и при участии в тендерах. Безусловно, если заказчиком выступает государственная компания или корпорация, бюджетное учреждение или унитарное предприятие, риски поставщиков снижаются.

Заказчики, которые обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ или 223-ФЗ, не могут являться однодневками, созданными с целью махинаций. Но свои риски есть и при работе с ними.

В основном это связано с несвоевременной оплатой, хотя в законодательстве о закупках и определены максимальные сроки.

Что же касается заказчиков из сектора коммерческих закупок, то здесь полный набор рисков. Вплоть до банального обмана, когда компания объявляет интересный тендер, получает обеспечение на свой расчетный счет, а потом исчезает.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Определяем, насколько заказчик добросовестный

Самое первое, что нужно сделать — получить на заказчика выписку из реестра юридических лиц. Для этого можно воспользоваться сервисом от налоговой службы egrul.nalog.ru.

Выписка поможет понять, когда зарегистрирован заказчик и что собой представляет.

Является ли он частью крупной корпорации или это небольшая самостоятельная структура, которая к тому же и организована совсем недавно?

Если заказчик из последней категории объявляет закупку на крупную сумму и требует перечислить обеспечение на свой расчетный счет, это должно насторожить.

Оцениваем историю закупок

Также полезно посмотреть, были ли у заказчика другие тендеры или это его первая закупка. Получить эту информацию можно из ЕИС или через функционал электронной площадки. Если у заказчика есть история закупок, крайне полезно ее проанализировать.

Следует обратить внимание на то, чем заканчивались объявленные тендеры. Каков процент закупок не доводится до конца, как часто отклоняются заявки и по каким поводам, кто в итоге становится победителем?

Если тендеры раз за разом получают одни и те же поставщики, а заявки прочих отклоняются по формальным основаниям, может иметь место сговор. Такое нередко случается в государственных закупках.

Также будет нелишним посмотреть, часто ли контролирующие органы выносят заказчику предписания или отменяют его процедуры. Это может свидетельствовать о его добросовестности в части исполнения требований закона.

Поставщикам важно помнить, что заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем торгов. Избежать этого он может только при наличии веских оснований. Обычно это происходит, если поставщик ошибся с внесением обеспечения или сам не подписал контракт в установленный срок.

Но дело в том, что нередко заказчик предпочел бы по тем или иным соображениям работать со своим поставщиком и вовсе не горит желанием заключать контракт с победителем.

В таком случае он будет всячески стремиться уклониться от подписания контракта и использовать для этого все возможные способы. И в первую очередь — ошибки, которые допустит неопытный поставщик.

Другими словами, если у выбранного заказчика много незаключенных по итогам закупок контрактов, это должно насторожить поставщика.

Проверяем, всегда ли заказчик платит

Целью любой закупки для поставщика является получение дохода, поэтому целесообразно проверить заказчика и со стороны оплаты. Можно воспользоваться ресурсом kad.arbitr.ru — это база данных по арбитражным делам. Если заказчик является фигурантом многих разбирательств, связанных с неоплатой выполненных договоров, то вряд ли стоит с ним работать.

Попав в такую ситуацию, придется обращаться в контролирующие органы. Но гораздо надежнее выяснить все заранее.

Обращаемся к контрагентам

Хороший способ узнать больше о заказчике — поговорить с теми, кто с ним уже имел дело. Можно найти исполнителей по прошлым закупкам в ЕИС или на ЭТП и связаться с ними. Понятно, что отвечать они не обязаны, но шанс есть.

Если рассматривается коммерческий тендер, целесообразно при наличии возможности получить от заказчика некоторые документы:

  • устав, свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет, протокол собрания или решение единственного участника о назначении руководителя, приказы о назначении директора и главного бухгалтера;
  • данные о предмете и условиях договора, о сумме сделки, о сроке исполнения обязательств.

Как упростить проверку

Изучать сведения о своих контрагентах приходится любому бизнес-субъекту. Помочь в этом могут специальные сервисы, например, Контур.Фокус. В нем собрана и удобно представлена информация о компании из всех открытых источников — официальных баз данных, госреестров, интернет-ресурсов. Проверять через подобные сервисы рекомендуется и заказчиков.

Необходимый минимум проверки включает получение информации:

  1. О дате регистрации. Подозрительно, если коммерческий заказчик образовался совсем недавно и сразу объявил крупный тендер.
  2. О кодах ОКВЭД. Важно, чтобы тематика тендера соответствовала видам деятельности заказчика.
  3. О финансовых показателях. Важно оценить такие параметры, как выручка и чистая прибыль.
  4. О контрагентах. Не секрет, что много о компании может сказать «качество» ее партнеров.
  5. О судах. Если заказчик периодически не платит по обязательствам, вряд ли его можно считать надежным контрагентом.

Проверяйте заказчиков до того, как подаете заявки на тендер. Это позволит снизить риски заключить невыгодную сделку.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kak-proverit-zakazchika-pered-uchastiem-v-tendere/

Как проверить участника закупки на соответствие единым требованиям

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, начинать закупочную процедуру заказчик обязан с комплексной проверки потенциальных контрагентов. Оценка проводится в отношении всех лиц, направивших заявку. Однако четкого алгоритма действий в нормативно-правовых актах нет. Указания парламентариев сформулированы недостаточно лаконично и точно.

Устранить пробел в регламентации решили специалисты Минэкономразвития России.

Кто может стать участником закупки?

Точный перечень лиц, допускаемых к работе с государственными и муниципальным заказами, представлен в письме МЭР РФ № ОГ-Д28-13720. К таковым отнесены:

  • российские организации и предприниматели;
  • зарубежные компании;
  • апатриды;
  • иностранные граждане;
  • россияне.

Особое внимание специалисты обратили на возможность сотрудничества с аффилированными предприятиями. Заказчик вправе рассматривать заявку от фирмы, созданной с его участием. При этом схема сотрудничества должна оставаться предельно прозрачной и понятной.

Запрещено допускать к процедуре организации, привлеченные к подготовке закупочной процедуры. Основанием отстранения претендента от конкурсной гонки является предоставление недостоверных сведений или несоблюдение утвержденных критериев.

Правила оценки участника закупки

Членам комиссии потребуется таблица требований и методические рекомендации. Разрабатывать указанные документы следует на стадии формирования коллегиального органа. Перечень критериев должен быть отражен в информационной карте закупки.

В качестве матрицы для создания локальной инструкции можно использовать следующую таблицу:

№ п.п.Раздел анкетыПринципы проверки
1Законность осуществления деятельности на территории РФКомиссии потребуется внимательно исследовать выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если заказ размещен на электронной площадке, сделать это будет значительно легче. В личном деле должны быть представлены копии актуальных организационных и регистрационных документов.Далее проводится оценка:

  • решений о назначении руководителя и создании юридического лица;
  • выполнения требований к размеру уставного капитала;
  • наличия страхования гражданской ответственности;
  • лицензий, допусков, разрешений.

О подлинности свидетельств участников СРО расскажет единая база Ростехнадзора. Действительность лицензии проверяют через контролирующий орган. Отдельного внимания заслуживают документы из СЭС и МЧС РФ.

2Отсутствие процедур ликвидации, банкротства, реорганизацииСведения такого рода публикуют на страницах электронного справочника «Вестник государственной регистрации». Доступ к информации является свободным и бесплатным. Выписки единой базы имеют юридическую силу.
3Недопустимость административной приостановки деятельности  К сожалению, единого каталога в России нет, поэтому комиссии придется использовать сразу несколько методов:

  • запрос сведений у самого участника;
  • исследование содержания реестров ФССП РФ;
  • получение справок из баз данных лицензирующих и контролирующих органов.
4Своевременная оплата  обязательных сборов и налоговКомиссия запрашивает справку об отсутствии недоимки из территориальной инспекции ФНС РФ, а также обращается к реестру службы судебных приставов.
5Добросовестность руководителя и учредителейОценке подлежат справки об отсутствии судимости  по экономическим преступлениям на каждое лицо, имеющее непосредственное влияние на компанию. Если претендент представил документацию лишь на одно лицо, отклонить заявку нельзя. Обеспечить полноценную оценку поможет обращение к реестрам МВД, в том числе к базе данных о дисквалифицированных лицах.  Выявление факта судимости после заключения контракта служит основанием для одностороннего расторжения.
6Наличие исключительных правКомиссии потребуется изучить предъявленные правообладателем патенты и проверить их достоверность. В качестве подтверждения могут выступать бухгалтерские  и технические документы, а также нотариально засвидетельствованные копии (например, при размещении заказа на литературное произведение).Парламентарии не установил исчерпывающего перечня доказательств, поэтому допускается использование любых законных средств и форм.
7Отсутствие конфликта интересовСпециалисты обязаны оценить риск взаимосвязи должностных лиц заказчика и участника. Исключить потребуется близкие родственные отношения, возможность служебного влияния и прочее.
8Отказ от сотрудничества с компаниями офшорных зонСведения о стране регистрации соотносят с перечнем приказа МЭР РФ № 108н.Важно! Факт аккредитации лица на электронной площадке уже свидетельствует о выполнении этого условия. Операторы обязаны проводить проверку в ходе открытия лицевого счета.

Способы оценки соответствия участников закупки установленным требованиям не определены. Председатель и члены комиссии должны самостоятельно решать этот вопрос. При этом потребуется обеспечить полноту проверки и достоверность выводов. Информацию о построении работы коллегиального органа можно найти в письмах Минэкономразвития РФ № Д28и-2788 и № Д28и-2734.

Как быть с дополнительными критериями?

Специфика государственного или муниципального заказа может потребовать расширения перечня требований. В этом случае необходимо провести проверку по каждому из них.

№ п.п.КритерийМетоды комиссии
1Отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиковО таком условии говорится в  статье 31 закона 44-ФЗ, а также в письме МЭР РФ № Д28и-898.Опираться члены комиссии вправе только на сведения новой базы, формируемой антимонопольной службой.
2Финансовые ресурсыИзучению подлежат бухгалтерские документы. Внимание следует уделить размеру уставного капитала, оборотных средств, стоимости и ликвидности активов.
3Производственные мощности  Подтвердить наличие необходимой материально-технической базы участники могут, предъявив:

  • справки о постановке оборудования на баланс предприятия;
  • договоры об аренде, покупке, лизинге;
  • копии технологических регламентов и карт.

Большое значение в оценке имеет проработка промышленного цикла. О способности организации выполнить поставленную задачу свидетельствуют локальные нормативы, инструкции и положения о контроле качества.

4Опыт работы  Доказательством служат исполненные ранее договоры. Участник вправе предъявить соглашения, заключенные предшественником. При этом потребуется подтвердить факт правопреемства. Не запрещено рассматривать и сертификаты о соответствии положениям ГОСТ Р 56002-2014.Важно! Некоторые контракты не могут служить свидетельством опыта. К числу таковых, например, отнесена коммерческая концессия (письма МЭР РФ № Д28и-2175, № Д28-2170, № Д28и-1569).
5Наличие квалифицированного персоналаЗапросить потребуется копии трудовых договоров, дипломов об образовании наемных сотрудников, свидетельства о прохождении дополнительной профессиональной подготовки. Важную роль играет и число специалистов.

В завершение напомним, что ряд дополнительных требований установлен правительственным постановлением № 99 от 04.02.2015 года. Увеличить перечень критериев заказчик обязан, например, при заказе транспортировки военных грузов. Компании должны подтвердить успешное выполнение аналогичных контрактов в предшествующие 3 года, а также направить документы о наличии вещных прав на используемые суда.

Подробные разъяснения об исполнении нормативного акта сотрудники МЭР РФ представили в совместном письме с антимонопольной службой № АВ-45739/15, № 23275-ЕЕ/Д28и.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/390-kak-proverit-uchastnika-zakupki-na-sootvetstvie-edinym-trebovaniyam

Как проверить поставщика? Основные способы: РНП, база ФССП, Федресурс и другие

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

На этапе проверок первых частей заявок на участие в закупке, а также при подготовке коммерческой сделки с юридическим лицом заказчик проверяет потенциального исполнителя контракта на юридическую чистоту и надежность.

Проверка поставщика через онлайн-сервисы

Онлайн-проверка может проводиться через следующие сервисы:

  • сайт ФНС России;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • картотека арбитражных дел;
  • портал службы судебных приставов;
  • реестр сведений о банкротстве юрлиц.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

На сайте ФНС и в РНП

На сайте производится первичная проверка поставщика на предмет его регистрации в ФНС. В верхнее поле вводятся ИНН, ОГРН или наименование юрлица (ОГРНИП или ФИО – для индивидуальных предпринимателей), ниже указывается регион и нажимается кнопка «Найти».

Ниже на странице можно воспользоваться другими электронными сервисами налоговой службы, позволяющими по номерам ИНН или ОГРН отследить дисквалифицированных юрлиц, а также адреса массовой регистрации юрлиц – наличие компании поставщика по такому адресу может свидетельствовать о его фиктивной регистрации.

Далее нужно проверить нахождение потенциального исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков по ссылке. Расширенный поиск позволяет найти юридическое или физическое лицо, победившее в госзакупке и отказавшееся от заключения контракта, по номерам ИНН, КПП, ФИО ИП или наименованию компании.

В картотеке арбитражных дел

Если в отношении поставщика были открыты арбитражные судебные дела (например, при банкротстве, выявлении недобросовестной конкуренции и т. д.), то проверить такие сведения можно в картотеке арбитражных дел.

Поиск позволяет найти открытые дела не только по номерам ИНН и ОГРН проверяемого лица, но и по дате и номеру дела, фамилии судьи и наименовании судебного органа.

На портале ФССП

Наличие исполнительных производств в отношении поставщика проверяется через официальный сайт. На странице нужно:

  1. Поставить маркер «Поиск юридических лиц».
  2. Указать регион регистрации и наименование компании поставщика.
  3. Нажать кнопку «Найти».

В появившемся окне появится список долгов организации с указанием номера и даты открытия исполнительного производства, а также суммы взыскания.

Проверить поставщика на добросовестность можно, запросив у него размеры сумму задолженности и сравнив ее с полученными на сайте приставов данными.

Федресурс

Чтобы проверить, были ли в отношении поставщика возбуждены дела о несостоятельности, нужно зайти на сайт, нажать вверху на кнопку «Банкротства», в разделе «Поиск должников» перейти в расширенный поиск и ввести известные данные об исполнителе в поля «адрес», «регион», «код ОКПО» и т. д.

Данный сервис показывает решения арбитражных судов о признании юрлиц банкротами, а также указывает на то, что если в карточке юрлица и базе ЕГРЮЛ данные одного и того же юрлица не совпадают, то это повод для дополнительной проверки.

Проверка лицензии

Если исполнителю по роду его деятельности необходимо работать с возбудителями инфекционных болезней, а также с генераторами ионизирующего (рентгеновского) излучения, то проверить наличие лицензии у такого исполнителя можно здесь по номеру ИНН.

Дополнительные проверки

После проверок по вышеуказанным сервисам заказчику следует удостовериться, что исполнитель обладает реальной возможностью поставить нужный товар или оказать требуемую услугу.

Для этого следует запросить у исполнителя штатную численность сотрудников, чтобы оценить масштабы и возможности его предприятия.

Отказ предоставлять такие сведения является признаком недобросовестности за исключением случаев, когда исполнитель имеет доступ к гостайне.

Запрос годовой бухгалтерской отчетности поставщика позволит оценить реальную картину экономики его предприятия, наличия активов и финансовой динамики и сделать вывод о способности исполнить сложный госконтракт.

Заказчик, как заинтересованное лицо, имеет право на получение доступа к бухгалтерской отчетности потенциального исполнителя, согласно п. 89 Приказа Минфина №34н.

Также следует запросить в территориальном отделении налоговой службы сведения о наличии налоговых задолженностей поставщика.

Ряд налоговых органов отказывает в предоставлении информации такого рода, ссылаясь на наличие налоговой тайны.

Заказчику важно отправить такой запрос заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы при необходимости доказать попытку получения подобной информации, так как арбитражный суд нередко признает виновным в недобросовестной сделке заказчика, аргументируя отсутствие попыток последнего проверить добросовестность поставщика.

Чем опасно заключение контракта с ненадежным исполнителем

Подписание контракта с лицом, числящимся в базе должников, банкротов или иных сомнительных лиц, может повлечь негативные последствия для заказчика в виде:

  • причинения убытков;
  • нарушения сроков поставок и иных условий контракта;
  • отмены сделки по решению суда;
  • лишения права на налоговые льготы;
  • штрафов и уголовного преследования;
  • судебных разбирательств.

Убытки возникают по причине поставок некачественного товара, задержке сроков исполнения контракта и т. д. Лишение прав на налоговые льготы возникает вследствие предоставления исполнителем неверной информации о себе в контракте, за что будет нести косвенную ответственность заказчик.

Судебные разбирательства могут быть инициированы по заявлениям третьих лиц, которые пострадали от неправомерных действий исполнителя, а заказчик может привлекаться к ответственности, как контрагент правонарушителя или аффилированное с ним лицо.

Также возможно уголовное преследование из-за недостатка проверок исполнителя заказчиком – суд может посчитать, что заказчик находился в сговоре с исполнителем и поэтому не проверял его надежность через открытые источники.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/proverka-postavschika.html

Как проверить соответствие участника общим требованиям

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Требования к участникам — это перечень условий, который заказчик определяет для любой закупки. В статье рассмотрим каждое из них, а также расскажем, как проверить исполнителей на соответствие.

Перечень таких требований и порядок их применения регламентирован в ст. 31 № 44-ФЗ. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения.

У закупочной комиссии есть право проверить соответствие поставщика установленным требованиям. При этом запрещено такую обязанность перекладывать на исполнителей, кроме случаев, когда речь идет о соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ.

Если выяснится, что участник необходимым условиям не отвечает либо предоставил недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить его от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Теперь давайте рассмотрим подробнее каждое требование.

Соответствие требованиям, установленным законодательством к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)

Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:

Также заказчик может потребовать от поставщика наличие лицензии, которая будет действовать в течение исполнения контракта.

Закупочная комиссия вправе выбирать способ контроля соответствия участника данным требованиям, в № 44-ФЗ такие способы не установлены.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства.

Проверить статус организации можно бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации» . Выписки из этой базы имеют юридическую силу.

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

За участником должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил его работу на дату подачи заявки. Единого источника, где можно было бы проверить такую информацию, нет. Поэтому заказчик может запросить данные:

  1. На сайте ФССП РФ .
  2. У лицензирующих и контролирующих органов в виде справки.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки. Размер их не должен быть более 25 % балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и при этом не получил ответа, считается соответствующим этому требованию.

Для подтверждения комиссия может запросить справку из ФНС, обратиться к реестру ФССП.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций).

Также эти лица должны быть не дисквалифицированы, правомочны занимать свои должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта.

А в течение 2 лет до момента подачи заявки поставщик не должен привлекаться к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.

Процедура проверки регламентирована Приказом МВД № 1121 от 07.11.2011 (получение справки об отсутствии судимости). Также в помощь заказчику здесь будут реестры, такие как:

или

Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1)

Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.

Комиссия проверяет подлинность патентов, предоставленных исполнителем в составе заявки. Подтвердить наличие прав также могут бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Правила проверки в законе не установлены, поэтому заказчик может действовать по своему усмотрению, но так, чтобы исключить близкие отношения, а значит, и возможность влияния сторон сделки друг на друга.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Речь о компаниях, зарегистрированных в государствах и территориях с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина № 108н от 13.11.2007.

Стоит отметить, что аккредитация участника на ЭТП уже доказывает, что он не имеет статуса офшора, т. к. операторы проверяют эти сведения при открытии лицевых счетов.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

В законе нет уточнения, о каких именно ограничениях идет речь. Можно предположить, что дело касается любых ограничений, которые могут быть наложены нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т. п.).

Способ контроля — на усмотрение заказчика.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

Установление этого требования — лишь право покупателя, не обязанность. При этом заявки от участников, которые входят в реестр недобросовестных поставщиков, отклоняются.

Проверить такие данные можно на официальном сайте ЕИС

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-proverit-sootvetstvie-uchastnika-obshchim-trebovaniyam

Добросовестность поставщика по 44-ФЗ : проверка поставщика, подтверждающие документы

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Подтвердить добросовестность поставщика потребуется, когда у заказчика есть объективные причины для сомнений в благонадежности контрагента. Подтверждается добросовестность путем предоставления информации о факте исполнения государственных контрактов за определенный период времени.

Для чего необходимо подтверждение добросовестности?

Широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе с момента существования рынка государственных закупок, получила распространение практика чрезмерного снижения цены, для достижения неких иных целей, помимо очевидного получения прибыли.

Этот метод конкурентной борьбы носит обобщенное название «демпинг», и является негативным элементом нормальных конкурентных отношений, поскольку в случае его применения иные участники рынка теряют возможность получить прибыль, а участник применивший демпинг чаще всего ее и не получит, сработав себе в убытки. Но поскольку на рынке государственных и муниципальных закупок самым распространенным критерием определения победителя торгов был и остается критерий самой низкой цены, то существование демпинга на этом рынке является необходимым атрибутом по нескольким причинам.

Во первых, это связано с несовершенством и необязательностью методики обоснования начальной цены государственными заказчиками. Это позволяет им устанавливать далеко не рыночные цены при публикации извещения. Как правило, заказчики намеренно завышают начальные цены, для того, чтобы торги с большей вероятностью состоялись, и у заказчика был минимален риск не освоения бюджетных средств.

По этой же причине, начальная цена и ее обоснование зачастую намеренно формируются под выделенные лимиты бюджетных обязательств. Установить это в большинстве случаев достаточно легко, следует только внимательно изучить обоснование начальной цены, где весьма распространенным явлением является использование абсолютно одинаковых цен при использовании разных источников информации о них.

Во вторых, снижение начальной цены, является в большинстве случаев, единственной возможностью победить на торгах, что в условиях развитой конкуренции на отдельных рынках, приводит к неизбежному демпингу. В период до вступления в силу 44 ФЗ, государство никак не регулировало и не защищало заказчиков от демпинга.

Но при подготовке проекта 44 ФЗ, обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении государственных закупок, было наиболее актуальным и острым вопросом, поскольку к тому моменту демпинг серьезно влиял на рынок госзаказа и нес в себе весьма существенные риски.

В результате появилась статья 37 44 ФЗ, которая содержала в себе механизм определения демпинга и способы защиты от него.

Было установлено, что по общему правилу демпингом является снижение начальной цены на 25 и более процентов от НМЦК. Таким образом, зачастую может сложиться ситуация, когда вопрос даже одной копейки может определить был демпинг или нет.

Учитывая распространенное завышение заказчиками начальной цены контракта, стоит отметить, что появление механизмов защиты от демпинга нисколько не снизило самое явление демпинга, он все так же распространён на рынке государственных закупок.

Отчасти это связано с тем, что сами механизмы не выглядят отпугивающими для большинства участников. Рассмотрим их подробнее.

В зависимости от величины начальной цены, существуют разные варианты действий при демпинге. Разграничительной суммой являются пятнадцать миллионов рублей.

Если НМЦК больше этой суммы, то в случае демпинга у победителя появляется обязанность увеличить начальный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза, в не зависимости от способа обеспечения, будь то банковская гарантия или сумма денежных средств, перечисленная на счет заказчика. Предоставление такого увеличенного размера обеспечения и будет подтверждать добросовестность поставщика.

Если же сумма начальной цены меньше 15 миллионов рублей, то тогда в случае демпинга законодатель предоставил победителю торгов выбор. Он может, как и в первом случае, увеличить в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальном виде.

Для этого, победитель торгов должен предоставить заказчику информацию о ранее заключенных и успешно исполненных государственных или муниципальных контрактах (далее — ГК).

В случае с конкурсом эта информация обязательно предоставляется в составе заявки на конкурс, а при проведении аукциона – при подписании проекта ГК со стороны поставщика.

Несмотря, на то, что 44 ФЗ добросовестность поставщика не раскрывает и не дает ему определения, косвенно из его норм можно определить, что эта характеристика поставщика, которая основывается на опыте предыдущего исполнения ГК. Соответственно такой контракт должен быть исполнен относительно недавно, до момента подачи заявки на участие в тендере, без нарушений со стороны поставщика. И здесь стоит обратить внимание на следующее.

Подтверждением добросовестности поставщика обязательно должен ГК, следовательно, не является подтверждением добросовестности обычные гражданско-правовые договоры, заключенные не с государственными заказчиками, а с другими представителями бизнеса или гражданами.

Так же, информация по этому ГК обязательно должна быть опубликована заказчиком в реестре контрактов, который находится по следующему адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 103 44 ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов контракты, заключенные на основании пунктов 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46, 52 части 1 статьи 93 44 ФЗ.

Таким образом, достаточно распространенные контракты по пунктам 4 и 5, которые на бытовом уровне называются повсеместно как «закупки, договоры до 100 тысяч», «малые закупки», не будут подтверждать добросовестность поставщика. Следовательно, наилучшим вариантом для подтверждения по 44 ФЗ добросовестности поставщика являются контракты, заключенные в результате торгов.

Так же информация подтверждения добросовестности поставщика должна соответствовать одному из следующих условий:

  1. три и более ГК выполненные в течение года до дня подачи заявки без нарушений;
  2. 4 и более ГК, выполненные в течение 2 лет до дня подачи заявки, 75% которых без нарушений;
  3. три и более ГК выполненные в течение трех лет до дня подачи заявки без нарушений.

И во всех случаях цена одного из контрактов должна быть не меньше двадцати процентов предложения победителя.

Если внимательно посмотреть на вышеуказанные случаи, то вы явно увидите недоработку законодателя при их формировании, поскольку случай 3 полностью поглощает случай 1, а случай 2 по сути соответствует случаю 3. Поэтому рекомендую ориентироваться только на случай 3.

Форма подтверждения информации о добросовестности поставщика не установлена.

Но поскольку победитель торгов должен предоставить информацию из реестра контрактов, наиболее подходящим вариантом является предоставление реестровых номеров, с кратким перечислением в табличной форме основных условий, которым ГК должны соответствовать, чтобы подтвердить добросовестность поставщика. Не стоит направлять заказчику сканированные копии контрактов, с приложением платежных и приемочных документов, вся необходимая заказчику информация содержится в реестре контрактов.

Если заказчик из реестра контрактов, установит несоответствие информации вышеуказанным условиям, то участник будет признан уклонившимся от заключения ГК с дальнейшим включением в РНП при проведении аукциона. При проведении конкурса, его заявка будет отклонена.

Исключения

Выше мы рассмотрели общие правила антидемпинговых мер.

Но существуют некоторые исключения из них, в частности, если заказчик закупает продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо, то победитель, в случае демпинга, должен обосновать свое предложение путем представления гарантийного письма от производителя или документов, которые подтверждают возможность исполнения контракта по предложенной цене.

В случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств, демпингом признается снижение цены на двадцать пять и более процентов относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством. При этом снижение относительно начальной цены не берется в расчет.

Ну и конечно, антидемпинговые меры не применимы, если заказчиком не установлено обеспечение исполнения контракта.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/dobrosovestnost-postavshhika-po-44-fz-proverka-postavshhika-podtverzhdayushhie-dokumenty.html

Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44‑ФЗ?

Проверка сведений поставщика по 44-ФЗ

Статья актуальна на 20 сентября 2019

Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.

Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется  реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта  в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.  

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ. 
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.  

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку.  В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.  
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму  больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной.

Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок.

Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1238-dobrosovestnost-postavshika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.