Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика проведения проверок размещения заказа

Установлен порядок проведения проверок размещения госзаказов

Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика проведения проверок размещения заказа

Чиновники Минэкономразвития России утвердили правила проведения плановых проверок при размещении госзаказов. Причем новыми правилами контролеры должны руководствоваться уже с 24 апреля 2011 года.

Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. № 30.

Данный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2011 года и вступил в силу – 24 апреля 2011 года.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ определено, что контроль за соблюдением размещения государственных (муниципальных) заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся уполномоченными органами власти.

В отношении заказов, размещаемых для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений – федеральным органом исполнительной власти (ФАС России, а в части оборонного заказа – Федеральной службой по оборонному заказу).

В отношении региональных заказов и заказов, размещаемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, – контрольным органом исполнительной власти субъекта РФ.

А в отношении муниципальных заказов, а также заказов для нужд муниципальных бюджетных учреждений – контрольным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Обратите внимание: плановые проверки в отношении операторов электронных площадок, органов власти, организации, оказывающей услуги по ведению (обслуживанию) официального сайта, а также до заключения контракта при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, осуществляются только федеральным контрольным органом.

При этом, согласно части 3 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, порядок проведения плановых проверок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. В настоящее время таковым является Минэкономразвития России.

Общий порядок организации плановой проверки

Плановая проверка в сфере размещения заказов представляет собой комплекс различных мероприятий процедурного характера, проводимых в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства о размещении заказов.

Предметом проведения проверки является соблюдение субъектами проверки законодательных норм о размещении заказов.

При этом в случае, если субъектом проверки служит заказчик и (или) уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований теми субъектами, на которые возложены функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа.

Сроки проведения проверки ограничены

По общему правилу плановые проверки проводятся не более чем один раз в шесть месяцев.

Однако в отношении специализированной организации, временно действующей конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки проводятся не более чем один раз за период со дня размещения извещения о проведении открытых торгов, извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте (направления приглашений принять участие в закрытых торгах) до дня заключения контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.

Определено, что общий срок проведения проверки не может составлять более чем два месяца.

Причем в рамках этого срока первоначальный срок проведения проверки может быть продлен один раз в случае, если, например, требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований.

Однако если проверяемая организация препятствует проведению проверки (не допускает инспекторов на территорию, не представляет по требованию инспектора необходимые для проверки документы), то срок проведения проверки может увеличиться до шести месяцев.

Проверку проводят в несколько этапов

Проверку проводит инспекция, в которую входят должностные лица органа, уполномоченного вести контроль в сфере размещения заказов.

В состав такой инспекции должны входить не менее трех человек, и возглавляет ее руководитель инспекции.

Необходимо отметить, что по предложению контролирующего органа в состав инспекции могут быть включены представители прокуратуры, правоохранительных и иных органов власти.

Заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов инспекции.

Изменения состава инспекции оформляются приказами руководителя контролирующего органа.

Любая плановая проверка может быть проведена только на основании плана проверок, утвержденного руководителем контролирующего органа.

Причем составляется план проверок на шесть месяцев.

В него допускается вносить изменения, но не позднее чем за два месяца до начала данной проверки.

План проверок и все внесенные в него изменения не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения обязательно размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети интернет, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Кроме этого, перед началом проверки следует оформить:

  1. приказ о проведении проверки, утверждаемый руководителем контролирующего органа;
  2. уведомление о проведении проверки.

Учреждение должно быть извещено о проверке не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения.

Также для ознакомления инспекция должна представить субъекту проверки оригинал приказа о проведении проверки.

Непосредственно сама проверка проводится в два этапа.

I этап – рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов.

II этап – проверка завершенных заказов, контракты по которым уже заключены.

Законодательно оговорено, что в ходе проверки учреждение обязано:

  • не препятствовать проведению проверки;
  • обеспечивать беспрепятственный доступ членов инспекции на территорию;
  • представить по запросу инспекции необходимые для проведения проверки документы и сведения (в том числе составляющие коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у членов инспекции соответствующей формы допуска к государственной тайне), включая служебную переписку в электронном виде.
  • обеспечить необходимые условия для работы инспекции (предоставить помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование).

Первый этап

В первую очередь контролеры проверят документы и сведения по заказам, которые размещаются в момент проведения проверки и контракты по которым не заключены.

В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов проводится заседание инспекции. На него приглашаются лица, в чьих действиях (бездействиях) были выявлены такие нарушения. Они вправе представить в инспекцию пояснения по установленным фактам нарушений, а также заявлять ходатайства и делать иные заявления.

По результатам проверки оформляется решение инспекции, которое принимается простым большинством ее членов, присутствовавших на заседании.

Резолютивная часть решения инспекции должна быть немедленно оглашена по окончании заседания инспекции.

В резолютивной части решения должны быть указаны:

  • выводы о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверялись, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, обосновывающие выводы инспекции;
  • сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы и т.д.

Не позднее пяти рабочих дней со дня оглашения решения контролирующий орган размещает его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), а копия такого решения в тот же самый срок направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, инспекция выдает предписание об их устранении.

В предписании обязательно должно быть указание на действия, которые необходимо выполнить для устранения нарушений законодательства о размещении заказов, и срок, в течение которого должно быть исполнено выданное предписание.

Резолютивная часть предписания оглашается вместе с резолютивной частью решения, принятого по результатам заседания инспекции.

Предписание, так же как и решение инспекции, размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Второй этап

Далее проверяются заказы, контракты по которым заключены.

По результатам проверки оформляется акт, неотъемлемыми частями которого являются решение и предписание по итогам проведения первого этапа проверки (требования акта регламентируются п. 46 Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов).

Если по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, то инспекция, так же как и при проведении проверки по первому этапу, выдает предписание об их устранении.

Однако проверяемые вправе продлить срок исполнения предписания, направив инспекции, выдавшей предписание, мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Основание – пункт 43 рассматриваемого Порядка.

Кроме этого, в Порядке отмечается, что не допускается выдача предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем.

Следует сказать, что подобное требование достаточно часто контролирующие органы включали в предписание, в случае если государственный (муниципальный) контракт по результатам проверки размещения заказа уже был заключен.

Акт после подписания его членами инспекции не позднее десяти рабочих дней должен быть направлен тому лицу, в отношении которого проводилась проверка. Обратите внимание: в отличие от первого этапа действующий порядок проверки не предусматривает размещения такого акта в сети интернет.

Несоблюдение инспекцией, ее членами положений Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков влечет недействительность принятых ею решений, выданных предписаний.

Наиболее часто контролирующие органы при проведении плановых проверок выявляют нарушения, связанные с неправильным выбором способа размещения заказа, а также с подготовкой конкурсной документации или документации об аукционе, в том числе:

  • устанавливаются критерии оценки заявок, а также требования к участникам размещения заказов, непредусмотренные Законом о размещении заказов;
  • в ходе исполнения контрактов заказчики изменяют условия исполнения контракта, в том числе цену и объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/2441-red-ustanovlen-poryadok-provedeniya-proverok-razmeshcheniya-goszakazov

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика проведения проверок размещения заказа

Рассказываем о прокурорском надзоре в сфере закупок: в чем состоит его суть, каковы его основные цели и задачи, и как прокуратура проводит проверки.

Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.

В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.

Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.

В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).

ПН производится в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.

Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):

  • обоснования заказа;
  • нормирования закупочной деятельности;
  • обоснования НМЦК;
  • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
  • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
  • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.

Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения прокурорских проверок

Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.

Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:

  1. Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
  2. Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
  3. Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
  4. Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
  5. Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.

Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

  • несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
  • противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
  • заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
  • несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-podgotovitsya-k-prikhodu-nadzornykh-organov

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.