Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Содержание

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Итоги аудита электронных площадок.

В январе 2015 г. с Официальным сайтом было интегрировано 127 электронных площадок, обеспечивающих проведение закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ. При этом в июле 2015 г. число указанных электронных площадок увеличилось до 153.

На основании данных о государственной регистрации юридических лиц, полученных с использованием официального сайта ФНС России www.nalog.ru, был проведен анализ участников (учредителей) операторов 65 крупнейших электронных площадок. В выборку попали площадки с ежегодным оборотом закупок юридических лиц на сумму более 100 млн руб.

Итоги аудита площадок оказались вполне предсказуемы:

  • в состав учредителей 15 операторов электронных площадок входят юридические лица, зарегистрированные в иностранных (в т. ч. офшорных) юрисдикциях. Таким образом, структура собственности каждой десятой электронной площадки не является в полной мере прозрачной, все конечные бенефициары таких площадок не известны;
  • участниками (учредителями) юридических лиц 17 операторов электронных площадок по Закону № 223-ФЗ являются заказчики, которые сами осуществляют закупки на этих электронных площадках. То есть 17 крупнейших заказчиков осуществляют закупки на аффилированных электронных площадках;
  • в ряде случаев получить сведения об акционерах юридических лиц – операторов электронных площадок по Закону № 223-ФЗ не представляется возможным в связи с тем, что эти сведения отражаются только в реестрах акционеров, держателем которых являются сами юридические лица;
  • более 90% (более 5,4 трлн руб.) объема закупок товаров, работ, услуг осуществлено на 10 электронных площадках по Закону № 223-Ф3 (из которых 5 электронных площадок аффилированы с заказчиками, 3 – подконтрольны юридическим лицам, зарегистрированным в иностранной юрисдикции). Таким образом, для функционирования системы закупок отдельных видов юридических лиц достаточно около 10–15 функционирующих электронных площадок.

Следовательно, сегодняшнее функционирование электронных площадок не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и открытости закупок.

Пять причин регулирования деятельности электронных площадок

Во-первых, в настоящее время деятельность операторов электронных площадок не урегулирована ни одним нормативным правовым актом. Отсутствуют требования к юридическому лицу, владеющему электронной площадкой, и не определена его ответственность.

В том числе существует обязанность оператора электронной площадки обеспечивать конфиденциальность информации о заявках участников и сохранность электронных документов.

Также не установлены требования к информационной безопасности и устойчивости в работе электронной площадки.

Такая стихийная организация рынка электронных площадок не способствует развитию добросовестной конкуренции в сфере закупок.

Во-вторых, операторы электронных площадок не являются субъектами контроля ни для одного контрольного органа.

Это приводит к тому, что участник закупки, в отношении которого совершены противоправные действия, не может подать жалобу непосредственно на действия (бездействие) оператора электронной площадки.

Для защиты своих прав такой участник должен обращаться в ФАС России с жалобой на нарушение законодательства о защите конкуренции. Либо же в полицию с заявлением о том, что он стал объектом мошеннических действий.
По информации ФАС России, 17% рассмотренных в 2013–2015 гг. жалоб на нарушения в сфере закупок, связано с обжалованием действий (бездействия) операторов электронных площадок при проведении закупочных процедур.

Данный факт свидетельствует о том, что каждая шестая жалоба в сфере закупок связана с функционированием электронных площадок.

Следствием данной проблемы является ущемление прав и интересов предпринимательства.

В-третьих, не установлены единые требования к порядку аккредитации участников закупок на электронных площадках. Потенциальным участникам закупок необходимо приобретать многочисленные сертификаты ключей электронной подписи, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат участников закупок.

В-четвертых, ряд операторов электронных площадок взимает плату за аккредитацию, плату за абонентское обслуживание, за участие в торгах, за иные (в т. ч. навязанные) услуги. Размер этой платы не нормирован, что вынуждает участников рынка нести необоснованные издержки только для того, чтобы получить доступ к участию в закупках заказчиков (вне зависимости от их результата).

В-пятых, не установлена обязанность применения операторами электронных площадок государственной информационной системы «Независимый регистратор» (далее – ИС «Независимый регистратор»). Это не позволяет участникам закупок и контрольным органам фиксировать неправомерные действия при проведении электронных процедур.

Так, по информации ФАС России, большая часть жалоб (58% от общего количества) на действия (бездействие) операторов электронных площадок не могла быть рассмотрена по существу.

Рекомендуем ознакомиться:

Когда форма – всё. Инфографика

Причина тому – отсутствие доказательств, подтверждающих факт наличия сбоя, технических неисправностей в работе электронной торговой площадки, возникших по вине оператора ЭП.

Пути урегулирования негативной практики функционирования электронных площадок

Над исправлением ситуации начата работа на законодательтном уровне. В Государственную Думу уже внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”».

Проектом предполагаются поправки в Закон № 223-ФЗ, в т. ч. в части регулирования деятельности операторов электронных площадок, обеспечивающих осуществление закупок отдельными видами юридических лиц.

Законопроект рассматривался 22 апреля 2015 г. на Экспертном совете по контрактным отношениям при Минэкономразвития России, а также 21 июля 2015 г. на «нулевых чтениях» Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам инвестиционного климата.

Представителями бизнес-сообщества и экспертами в сфере электронных торгов было поддержано предложение о необходимости регулирования деятельности электронных площадок.

Необходимо установить единые требования к их функционированию и аккредитации.

Кроме того, поддержано предложение о том, что операторы электронных площадок должны стать субъектом контроля ФАС России и в их отношении должна быть установлена административная ответственность.

Ко второму чтению законопроект будет доработан. Известно, что в проекте появятся следующие условия:

  • будут установлены единые требования к операторам электронных площадок, а также к технологическим и лингвистическим средствам таких площадок. Отдельное внимание будет уделено обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации на электронных площадках, информационному взаимодействию электронных площадок с единой информационной системой в сфере закупок и иными информационными системами;
  • будут установлены правила и порядок аккредитации операторов электронных площадок, порядок проверки соблюдения аккредитованными операторами электронных площадок единых требований, на соответствие которым указанные операторы электронных площадок будут аккредитованы;
  • будет обозначена необходимость интеграции операторов электронных площадок, функционирующих в целях обеспечения закупок отдельными видами юридических лиц, с государственной информационной системой «Независимый регистратор»;
  • предполагается инициировать включение операторов электронных площадок в сферу контроля ФАС России и установить в отношении операторов площадок мер административной ответственности.

Ожидается, что принятие перечня подобных нововведений будет способствовать развитию добросовестной конкуренции, а также облегчению доступа предпринимателей на рынок закупок, в т. ч. малого и среднего бизнеса.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101560-qqq-16-m2-regulirovanie-deyatelnosti-elektronnyh-ploshchadok-po-zakonu-223-fz

Список электронных торговых площадок в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ и условия работы на них

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Электронные закупки по нормам ФЗ-223 и ФЗ-44 должны проводиться на электронных торговых площадках. Электронная площадка – это интернет-ресурс, на котором проводятся онлайн-торги.

Электронные торговые площадки и сайт госзакупок: отличия

При проведении торгов в электронном виде государственные заказчики по 44-ФЗ и юридические лица по 223-ФЗ должны размещать сведения о закупке в ЕИС. Это требование является обязательным, и за его нарушение заказчику грозит привлечение к административной ответственности.

Многие путают между собой ЕИС и электронную торговую площадку. Это разные ресурсы и они не дублируют функции друг друга.

ЕИС содержит сведения обо всех проводимых государственных закупках, перечень документации по закупке (протоколы, договор, извещение). Тогда как сами торги на ЕИС не проводятся, здесь не предусмотрен подобный функционал.

В ЕИС лишь размещаются сведения о площадке, на которой будут проводиться торги.

В ЕИС должен быть размещен план закупок, в котором будет информация о месте проведения предстоящих торгов.

Поэтому поставщик может заранее спланировать свое участие в закупочных процедурах.

Площадки по 44-ФЗ

Электронная торговая площадка представляет собой сайт, который специализируется на проведении торгов в электронной форме.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Отбор площадок для проведения торгов по 44-ФЗ производится в соответствии с ч. 4 ст.

59 44-ФЗ и согласно Постановлению Правительства от 8 июня 2018 года №656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки».

На электронной площадке не только проходит процедура закупки, но и заключаются контракты.

Согласно последнему Постановлению правительства от 2018 года №1447-р, устанавливается две разновидности электронных площадок. В нем указан перечень площадок, которые обязаны использовать заказчики при закупках по 44-ФЗ и при закупках у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ (по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 223-ФЗ). В список таких площадок попали 8 ЭТП:

К старому перечню электронных площадок добавились две новые площадки: АО «ТЭК – Торг» и ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Закрытые закупки по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и предусмотренные ч. 4 ст. 3.5 223-ФЗ должны проводиться через одну площадку: ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Согласно последним изменениям, в законодательство с июля 2018 года устанавливается переходный период. Заказчики по 44-ФЗ вправе проводить закупки по новым правилам с этого времени на одной из 6 ранее отобранных площадок.

С января 2019 года проведение всех закупок в электронном формате на электронных площадках – это обязанность заказчика. Здесь должны будут проводиться закупки в формате конкурса с ограниченным участием, открытого и двухэтапного конкурса, запроса котировок и предложений.

В бумажном варианте по 44-ФЗ они более проводиться не будут.

Стоимость электронных торговых площадок для торгов по 44-ФЗ

Для участия в электронных торгах по 44-ФЗ участнику предварительно стоит получить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на площадке.

Аккредитация представляет собой процедуру регистрации участника на площадке после проверки подлинности представленной им документации. Аккредитация на электронных площадках производится бесплатно в течение 5 рабочих дней и действует 3 года.

За участие в торгах по 44-ФЗ также не предполагается взимание платы. Согласно информационному письму ФАС, с 2014 года плата за участие в аукционах оператором электронной площадки не взимается.

Пока участие в торгах на ЭТП по 44-ФЗ бесплатно для всех участников. Но с июля 2018 года операторы электронных площадок могут брать плату за участие в закупках. Максимальный размер такой платы прописан на федеральном уровне, операторы должны ориентироваться на него при формировании тарифов.

Это 1% от начальной цены контракта, но не более 5 тыс. р. Для субъектов малого бизнеса предельная величина платы установлена в размере 2 тыс. р.

Плата за участие в торгах на ЭТП перечисляется на банковский счет оператора. При этом комиссия взимается только с победителя закупки. Тогда как плата с участников закупки, с которыми не предполагается заключение контракта, не взимается.

Для получения своих комиссионных оператор площадки должен направить платежное требование в банк, в котором у победителя закупки открыт спецсчет.

Перечень площадок, работающих по 223-ФЗ

Сегодня 223-ФЗ жесткие ограничения по выбору площадки для проведения торгов не предусмотрены. Такие торги могут проводиться на одной из 200 электронных площадок, действующих в России. Они не обязаны проходить предварительный отбор государственных структур, заказчик вправе выбрать любую площадку по своему усмотрению.

С июля 2018 года в законодательство о закупках по 223-ФЗ были внесены изменения. Заказчикам следует привести свои Положения о закупках в соответствии с новыми правилами до 2019 года. С июля 2018 года до 2019 года установлен переходный период, в течение которого заказчик может придерживаться как старых правил, так и новых.

Так, до недавнего времени в 223-ФЗ отсутствовало такое понятие, как закупка в электронной форме. В настоящее время этот пробел устранен, и под электронной закупкой понимается такая форма торгов, при которой подача заявок, предоставление заказчику доступа к заявкам, сопоставление предложений, подписание договора осуществляются с помощью программного обеспечения электронной площадки.

Все конкурентные закупки по 223-ФЗ должны производиться в электронном формате,  если заказчик не предусмотрел иное в своем Положении о закупках.

После появления в 223-ФЗ понятия «Закупка в электронной форме» возникла необходимость определения регламентов пользования электронными торговыми площадками, так как ранее данному вопросу не уделялось должного внимания. Если в 44-ФЗ указаны 2 вида площадок (обычные для конкурентных закупок и специальные для закрытых закупок), то в 223-ФЗ уже содержится три перечня:

  • ЭТП по 223-ФЗ;
  • ЭТП по 223-ФЗ для субъектов малого предпринимательства;
  • ЭТП по 223-ФЗ для закрытых закупок.

В 223-ФЗ содержатся только некоторые требования к электронным площадкам. В частности, указано, что они должны обеспечивать конфиденциальность информации. Т. е. заказчик при проведении закупки по-прежнему может выбирать любую площадку.

Особые правила установлены для закупок среди субъектов малого предпринимательства. Они прописаны в ч. 10-11 ст. 34 №223-ФЗ.

Закупки у СМП по 223-ФЗ должны будут проводиться исключительно в электронной форме: аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок. Заказчики должны осуществлять закупки у малого бизнеса только на площадках из утвержденного правительством перечня.

Этот перечень аналогичен тому, который определен для закупок по 44-ФЗ и включает в себя 8 площадок.

Согласно требованиям законодательства, заказчики по 223-ФЗ должны закупать товары и услуги у субъектов малого бизнеса в размере минимум 18% от совокупного годового объема (согласно Постановлению Правительства №1001).

До октября 2018 года заказчик может проводить закупки у СМП на любой площадке, после – только на одной из 8 в списке Правительства.

Стоимость участия в закупке по 223-ФЗ

Стоимость участия в закупках по 223-ФЗ для некоторых электронных торговых площадок содержится в таблице. Операторы устанавливают ее по своему усмотрению, законодательно этот вопрос ничем не регулируется. Они разрабатывают тарифы по различным критериям.

Наименование ЭТПСтоимость участия в торгахСсылка на тарифные планы
ЗАО «Сбербанк-АСТ»7800 рублей в месяц85000 рублей в годЗакупки до 100 тыс. р. – бесплатноhttp://utp.sberbank-ast.ru/Trade/Notice/1512/Rates
ОТС.ru7900 р. ежемесячно85900 р. – за годУчастие в закупках с НМЦ до 100 тыс. р. (включительно) – бесплатно.https://www.rts-tender.ru/tariffs/platform-223-tariffs
В2В-center24000 р. – 30 днейТариф «Стандартный» – 45000 р. за подключение, 27000 р. – квартал90 дней – 5000 р.Тариф «Профессиональный» – 33000 р. за подключение, 120000 р. за годТариф «Атомный проект» (для участия в закупках в атомной отрасли) – 54000 р.Доступ к 1 процедуре – 24000 р.Тариф «Партнерский» – 20000 р. за подключение, 9000 р. – плата раз в кварталТариф «Партнерский стартовый» – 10000 р. за подключение, 15000 р. – абонентская плата раз в кварталРазовое участие в запросе цен и предложений – 2-4 тыс. р. в зависимости от объема закупокРазовое участие в конкурсах и аукционах – 4-8 тыс. р.https://www.b2b-center.ru/wiki/
Фабрикант«Стартовый безлимитный» за 11700 руб. на 21 день«Малая закупка» (для закупок менее 1 млн. р.)- 10200 руб. в год3 месяца безлимитный – 35000 р.6 месяцев безлимитный – 49000 р.12 месяцев безлимитный – 78000 р.https://www.fabrikant.ru/personal/tariff/
ЗАО «ТЭК-Торг»«Закупочные процедуры ПАО «НК «Роснефть» 3 месяца – 25000 р.«Закупочные процедуры ОАО «РЖД» – 25000 р. на 3 месяцаТарифы секции Газпром бурение – 17500 р. на 3 месяца«Закупочные процедуры» – 5500 р. с победителя торгов«Продажа имущества» – бесплатно.Тарифы секции Интер РАО – бесплатно, сбор с победителя – 0,5% от цены контракта, но не более 50 тыс. р.https://www.tektorg.ru/tariff

Плата за участие в электронных торгах СМП по 223-ФЗ будет взиматься по общим правилам.

Операторы должны учитывать установленные Правительством лимиты при сборе с участников комиссии за участие в закупке в размере 2 тыс. р.

Таким образом, электронные площадки по 44-ФЗ в настоящее время проводятся на 6 торговых площадках, которые утверждены правительством. С 2019 года закупки должны быть полностью переведены в электронный формат и проводиться на одной из 8 утвержденных Правительством площадок.

Закупки по 223-ФЗ в электронном виде не столь детально регламентируются, как по 44-ФЗ. Перечень электронных площадок здесь не регулируется. После внесения изменений в законодательство закупки у СМП должны проводиться в электронном формате на площадках, утвержденных Правительством. Остальные 82% закупок по 223-ФЗ могут проводиться на одной из площадок, которая была выбрана заказчиком.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/torgovye-plosadki.html

Закон о госзакупках 223 фз

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

Основное о ФЗ №223

Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
  • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
  • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика.

При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика.

Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

Ведение электронного аукциона

Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах.

Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке.

В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона.

Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков.

Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

Документация заказчика

ФЗ обязывает заказчика разработать и опубликовать следующую документацию:

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение.

На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке.

Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Запрос котировок

Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника.

Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении.

Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

Запрос предложений

Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения.

Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией.

Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

Ниже приведено полезное видео:

Ирина Б.

Источник: https://GarantiiBanka.ru/goszakupka/zakon-223-fz.html

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей7 рабочих дней

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.