Перевозка опасных радиоактивных грузов

Содержание

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Перевозка радиоактивных грузов строго регламентируется правилами. Есть нормы, принятые в международных соглашениях и нормативных законодательных актах. Основная задача обеспечить безопасность людей и окружающей среды во время транспортировки.

В зависимости от класса опасности определяется порядок подготовки, а также обязанности перевозчика и отправителя. Необходимо наличие специальных меток, чтобы определять опасные грузы, пример представлен на рисунке:

Вид классификации

В зависимости от данной классификации присутствует определенная маркировка. Все радиоактивные вещества относятся к 7 классу. Сюда входит любой материал, который содержит радионуклиды. Обязательно концентрация активности превышает значение нормы, прописанное в законодательстве.

На рисунке ниже представлен 7 класс опасных грузов:

Внутри 7 класса в зависимости от материалов имеется внутренняя классификация. По нормам для каждой категории имеется своя маркировка:

  1. 7А – белый фон с черным трилистником и надписями «содержимое, активность, радиоактивно». Присутствует красная вертикальная полоса после слова «радиоактивно», добавлена цифра 7.
  2. 7В – оформление аналогично, за исключением выкрашивания верхней части ромба в желтый цвет. Добавляется прямоугольник с надписью «Транспортный индекс», вместо одной вертикальной красной полосы, имеется 2.
  3. 7С – Добавляется третья вертикальная полоса, это единственное изменение, в остальном маркировка похожа на предыдущую.
  4. 7Е – на белом фоне обязательно присутствует надпись «Делящийся», а в нижней части «Индекс безопасности по критичности».

Необходимо понимать, что маршрут перевозки опасного груза не может проходить по некоторым дорогам:

  1. Сложности заключаются в том, что вещества легковоспламеняющиеся, а также могут быть коррозийными.
  2. Любой контакт провоцирует появление ожогов, нарушений в иммунной системе, а также онкологических заболеваний и генетических проблем.
  3. При определенной дозировке возможен смертельный исход для любого живого существа. Именно поэтому нормы транспортировки соблюдаются в обязательном порядке.

При работе с подобными веществами важно четко соблюдать закон. Транспортировка ни в коем случае не должна навредить природе или населенным пунктам, по которым проходит дорога.

Регулирующие законы

В законодательстве прописаны правила, необходимые для предотвращения излучения, возгорания и других неприятностей во время транспортировки случае с опасными грузами:

  1. № 190-ФЗ от 11.07.2011 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. ПБТРВ-73 – Правила безопасности при транспортировке радиоактивных веществ.
  3. 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». В статье описывается транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В правилах детально прописаны:

  1. Права и обязанности отправителя, перевозчика и получателя контейнеров и баллонов.
  2. Подробно описаны знаки для перевозки опасных грузов, а также требования к упаковке и транспорту.

Законодательство необходимо соблюдать, чтобы:

  • избежать аварий;
  • предупредить случаи появления излучения или возгорания;
  • осуществить меры безопасности, физической защиты, необходимые для проведения транспортировки без негативных последствий.

Правила транспортировки

Единые правила предусмотрены для транспортировки радиоактивных грузов в любом направлении. Они распространяются на воздушный, морской и автомобильный транспорт.

Ответственными за соблюдение правил считаются администрации организаций, учреждений и ведомств, которые осуществляют перевозку. Из-за радиационной опасности любой транспорт должен быть обозначен специальными знаками и иметь все необходимые меры защиты, примером может быть автомобиль на рисунке:

Цена на транспортировку значительно выше, чем на обычные грузоперевозки, но это оправдано обеспечением безопасности на высоком уровне.

Для воздушного транспорта

В законодательстве, в частности в статье 113 Воздушного кодекса РФ устанавливается необходимость контроля за перевозкой опасных грузов воздушным транспортом.

Провоз необходимо проводить с особыми мерами предосторожностями, а в случае незаконной попытки перевозки нужно предотвратить возможность транспортировки на этапе погрузки или оформления.

Есть несколько основных особенностей, которые необходимо учитывать:

  • изменения атмосферного давления на 68 кПа на больших высотах;
  • наличие вибрации в процессе полета;
  • невозможность обеспечить удаленность груза в случае проявления признаков опасности;
  • изменение температуры при перевозке самолетами гражданской авиации;
  • перегрузки, опасные для веществ 7 класса.

В случае транспортировки авиатранспортом необходимо учитывать, что есть грузы, которые запрещены к провозу, в частности некоторые взрывчатые вещества. Также присутствуют те, которые допускаются лишь при соблюдении некоторых условий, в некоторых случаях допустимо государственное освобождение от действующих правил.

Для железнодорожного

Согласно правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам в первую очередь необходимо подобрать нужный способ транспортировки. Это могут быть закрытые и открытые вагоны, а также универсальные специализированные контейнеры.

При необходимости в одном поезде комбинируются радиоактивные грузы и другие. Обязательно нужно проверять показатели транспортных индексов, чтобы обеспечить безопасность.

Есть несколько основных правил:

  1. Погрузка осуществляется на станциях, где имеется отдельный склад для хранения радиоактивных веществ.
  2. Погрузка происходит быстро, дополнительно устанавливаются экраны, чтобы избавится от лишнего излучения.
  3. Тщательно контролируется не только сам груз, но и радиационная упаковка.
  4. После прибытия измеряется уровень излучения.
  5. Вагоны с опасным грузом не должны находится рядом с пассажирскими.

Транспортировка регулируется с помощью Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам» от 05.04.1996, а также Уставом железнодорожного транспорта в РФ.

Перевозка радиоактивных грузов автомобильным транспортом

Большую часть опасных грузов перевозят именно автомобильным транспортом, это около 65 процентов от общей массы. Для международных путей необходимо производить лицензирование транспортировки на основе международных правил.

Основным действием становится получение разрешения, для этого составляется пакет документов:

  • заявление;
  • аварийная карточка;
  • маршрут перевозки;
  • свидетельство о транспортном средстве, что оно допущено к подобной транспортировке.

Разрешение выдается на ограниченный период, обычно это одна или несколько одинаковых перевозок. Срок же не может быть более 12 месяцев. До получения разрешения необходимо правильно подготовить персонал.

Проинструктировать его по безопасности, а также по правилам поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обязательно выбирается максимально безопасный маршрут, который согласовывается с заказчиком транспортировки.

Важно помнить, что дорога разрабатывается с определенными условиями:

  • маршрут не проходит через крупные промышленные объекты;
  • провоз не осуществляется через зоны отдыха и заповедники;
  • заранее предусматривают места заправок и остановок.

Необходимо понимать ответственность в оформлении и соблюдении правил для каждой перевозки.

Для морского

Перевозка опасных грузов морским транспортом является наиболее выгодной. Это не уменьшает опасность, исходящую от радиоактивных веществ, но снижает стоимость. Основой регламентирования являются правила МОПОГ, они согласованы с Международной конвенцией «Охрана человеческой жизни на море».

Для осуществления транспортировки обязательно нужна лицензия и пакет сопроводительных документов:

  1. Свидетельство о загрузке материалами контейнеров, емкости обязательно должны быть приспособлены под подобную перевозку.
  2. Декларация о загрузке морского судна.
  3. Специальное разрешение для перевозки определенных радиоактивных материалов. Оно необходимо для разных видов транспорта.

Каждый работник на судне обязан пройти курс подготовки, в котором рассматривается законодательство, а также основные требования и права и обязанности.

После подготовки работники сдают экзамен и после этого могут принимать участие в данной транспортировке, в противном случае человек не должен находиться на судне в этом маршруте.

Стоимость

Стоимость может значительно меняться в зависимости от компании и определенных условий. Для примера стоит рассмотреть цены на авиаперевозки и на транспортировку автомобильным транспортом в виде таблицы:

ТранспортЖ/ДМорскойАвиатранспортАвтомобильный
СтоимостьОт 4500От 5500 рублейОт 4280 рублей за тоннуОт 6000 рублей
МаршрутМосква — АрхангельскСанкт-Петербург — АрхангельскМосква — АрхангельскМосква — Архангельск
ВесДо 68 тонн в 1 вагонеДо 15 тысяч тоннДо 30 тонн10 тонн

В случае с автомобильным транспортом стоимость обычно фиксированная и в нее уже включены практически все расходы. На авиатранспорт дополнительно необходимо заложить расходы в виде страховки, терминального сбора и сбора за тяжеловесный груз при необходимости.

При выборе компании для транспортировки радиоактивных грузов необходимо учитывать конкретные правила логистики в данной сфере. Безопасность является основным критерием при выборе.

Для обеспечения максимальной безопасности необходимо:

  1. Получить все нужные документы в зависимости от транспорта и маршрута.
  2. Иметь высококвалифицированный персонал, обученный на перевозку опасных грузов.
  3. Иметь необходимый транспорт и емкости для транспортировки.

Дополнительно понадобиться иметь специальные приборы для измерения уровня излучения и постоянного контроля вибрации, температуры и других показателей в транспорте.

Подобная подготовка заставляет компанию, которая работает в сфере логистики, нести внушительные материальные расходы. Соответственно цены выставляются значительно выше, нежели на обычную транспортировку.

Не стоит экономить на безопасности, ведь от правильной транспортировки зависит здоровье и жизнь людей, а также состояние окружающей среды.

Заниматься подобной серьезной задачей способны только лишь лучшие компании с внушительным опытом и наличием всех необходимых разрешений и лицензий на подобную деятельность в рамках законодательства. Таким образом стоимость оправдывается полностью.

: Специальный груз. Перевозка ядерного топлива. Специальный репортаж Антона Подковенко.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/perevozka-radioaktivnyh-gruzov.html

Допог перевозка опасных грузов класса 7 радиоактивные материалы

Перевозка опасных радиоактивных грузов

К перевозке седьмого класса опасных грузов допускаются водители со стажем не менее трех лет, прошедшие специальное обучение. Программа курса ДОПОГ включает подготовку водителя по следующим направлениям:

  • нормативная база, регулирующая перевозку радиоактивных грузов;
  • основные виды опасности, методы их минимизации и контроля;
  • применимая тара, упаковка и обработка грузов, порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ, способы укладки груза;
  • требования к транспорту и дополнительному оборудованию;
  • действия при возникновении происшествий и аварийных ситуаций.

Повторное обучение водителей проводится не реже одного раза в пять лет.

Срок обучения:

При первичном обучении — 12 часов;
При повторном обучении — 6 часов.

Форма обучения:

  • Очная форма в классах «ЦОПО» или с выездом на территорию вашего предприятия.
  • Электронное обучение.

Итоговые документы:

По окончании обучения и прохождении экзаменационных испытаний выдается Свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

ОТЗЫВЫ НАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

Николай Васильевич С., предприниматель / ДОПОГ

У нас небольшой бизнес, продаем лакокрасочные материалы. Возим тоже сами на своей машине. Когда только начинали, даже не догадывались, что груз у нас опасный, и водителя нужно как-то специально обучать. Думали, права есть, и этого достаточно.

Хорошо, что коллеги вовремя подсказали, и даже дали наводку, где учат.  Иначе, любая проверка, и штрафа не избежать. Обучили у вас водителя по ДОПОГ, теперь оформляем все разрешения. Пришлось посуетиться, конечно. Зато можем спокойно работать.

Сергей Владимирович И., зам. руководителя департамента организации автоперевозок / ДОПОГ

Наша компания специализируется на перевозках. Необходимо было в короткий срок организовать обучение для группы водителей по базовому и специализированным курсам ДОПОГ. Обратились в ваш учебный центр, сначала опасались, потому что мы в Люберцах, а вы в Подольске.

В итоге остались полностью довольны: подготовка проходила прямо у нас на предприятии, отрыв от производства минимальный. Процесс обучения хорошо организован, занятия все прошли по заранее оговоренному графику, все выполнено быстро и оперативно.

Планируем сотрудничать с вами и дальше.

Елена Васильевна К., специалист по охране труда

Мы с ЦОПО давно сотрудничаем и по охране труда, и по БДД. Знаем, что лучше в Подольске не найти. Всегда все грамотно, и в соответствии с законом. Если нужна помощь, всегда проконсультируйте по делу.

Когда у нас возникла потребность ввести в штатку консультанта по ДОПОГ, решили обучить своего сотрудника, не искать на стороне. Это область достаточно новая, можно на такого специалиста нарваться, что потом себе будет дороже.

  Отправили на обучение в ЦОПО. Скоро должен получить диплом.  

Общая длительность курса  — 12 учебных часов.

Разделы (темы) специализированного курса по перевозке радиоактивных материалов класса 7 (первичное обучение):
  1. Нормативные правовые акты при перевозках радиоактивных материалов автомобильным транспортом, 1 час;
  2. Виды опасности, характерные для радиоактивного излучения, включая ионизирующее излучение, 2 часа;
  3. Специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке, укладке и перевозке радиоактивных материалов, 3 часа (в т.ч. 1 час практика);
  4. Требования к транспортным средствам, контейнерам и дополнительному оборудованию при перевозке радиоактивных материалов, 2 часа (в т.ч. 1 час практика);
  5. Специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов, 2 (в т.ч. 1 час практика).

Квалификационный экзамен 2 часа.

Аннотация

Программа повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7)

1.

Целью реализации программы профессионального обучения водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов класса 7, является получение слушателями профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения современного профессионального уровня водителей автотранспортных средств, осуществляющих дорожные перевозки опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом.

2. Характеристика квалификации. Область профессиональной деятельности слушателей:

  • перевозка опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом.

3. Виды профессиональной деятельности:

  • управление транспортными средствами для осуществления  перевозок опасных грузов класса 7;
  • использовать дополнительное оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

4. Объекты профессиональной деятельности;

  • опасные грузы класса 7;
  • оборудование,    используемое  для перевозки опасных грузов класса 7;
  • объекты и субъекты дорожного движения.

5.  Планируемые результаты обучения:

  • проверка пригодности транспортных средств к перевозке опасных грузов класса 7.
  • проверка  наличия   на  транспортных  средствах  транспортно-сопроводительных документов и соответствие их установленным требованиям и груза.
  • заполнение Товарно-транспортный документ на опасные грузы класса 7.
  • использовать письменные инструкции.
  • использовать дополнительное оборудование (цистерны)  транспортных средств, перевозящих опасные грузы и средства индивидуальной защиты.
  • использовать   меры   пожаротушения,   которыми  комплектуется транспортное средство (цистерны), которое перевозит опасные грузы класса 7.
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим при ДТП или аварии при перевозке опасных грузов.
  • обезвредить последствия ДТП или аварии при перевозке опасных грузов.

6. Профессиональные компетенции:

  • Управлять транспортными средствами, перевозящими опасные грузы класса 7;
  • Использовать дополнительное оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • Заполнять Товарно-транспортный документ на опасные грузы

7. Категория слушателей:

  • водители автотранспортных средств(цистерны),осуществляющих дорожные перевозки опасных грузов класса 7 автомобильным транспортом

8. Нормативный срок обучения по программе составляет  12часов. Формы обучения:- очная с применением дистанционных образовательных технологий;

9.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, включающего в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в форме письменного задания, которое может дополняться устными вопросами. Каждому обучающемуся должно быть задано не менее 15 письменных вопросов по специальному курсу подготовки водителей по перевозке радиоактивных материалов класса 7 с охватом, в том числе, следующих тем:

  • нормативно-правовые акты при перевозках радиоактивных материалов  транспортом;
  • виды опасности, характерные для радиоактивного, включая ионизирующее, излучения;
  • специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке, укладке и перевозке радиоактивных материалов;
  • требования к транспортным средствам, контейнерам и дополнительному оборудованию при перевозке радиоактивных материалов;
  • специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов.

10. Практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

Источник: https://www.copo.ru/dorozhnaja-perevozka-opasnyh-gruzov/u73.html

Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Радиоактивные материалы относятся к седьмому классу опасных грузов (ОГ). Число их перевозок во всем мире составляет от 1% до 10% объема транспортирования других ОГ различными видами транспорта.

Перечень перевозимых РМ включает все виды радиоактивных материалов ЯТЦ (от руды, физических и химических концентратов, гексафторида урана до свежего и отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), а также многочисленные типы РМ и содержащих их изделий, широко применяемые в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, медицине, науке и т.д.

Согласно данным МАГАТЭ, во всем мире в основном перевозятся РМ, использующиеся в медицине (67%). Объем транспортируемых РМ, применяемых в промышленности, составляет 20%, используемых в атомной энергетике — около 13%.

Большинство упаковок с материалами ЯТЦ (урановые концентраты, свежее топливо и т.д.) содержит активность в тысячи раз меньше, чем с РМ, используемыми в медицине для стерилизации, в промышленности — для радиографического контроля, в навигации — для питания маяков (РИТЭГ). Контейнеры для высокоактивного ОЯТ (упаковки типа В) рассчитаны на самые тяжелые транспортные аварии.

Весогабаритные характеристики упаковок РМ варьируются в широком диапазоне: от сотен граммов до 150 т и более, от менее 10 см до 6 м в длину и 2,5 м в диаметре. В последнее время в качестве упаковок начали широко использоваться стандартные 20- и 40-футовые грузовые контейнеры, соответственно, 6 м и 12 м в длину.

В России перевозки РМ осуществляются всеми видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным.

Воздушный транспорт в последние годы достаточно широко применяется не только для перевозок РМ, используемых в медицине, в первую очередь, радиопрепаратов с коротким периодом полураспада, но и для материалов ЯТЦ.

В частности, выполнено несколько международных перевозок ОЯТ зарубежных исследовательских реакторов.

При транспортировании РМ в обычных условиях реальное радиационное воздействие на персонал, работников транспорта и население намного ниже уровней, допустимых нормами радиационной безопасности.

За все время перевозок таких материалов в нашей стране отмечены лишь единицы аварий и инцидентов, при этом не было зафиксировано недопустимых радиологических последствий.

Такой уровень безопасности перевозок достигнут благодаря системе управления в этой области, которая может быть представлена в виде двух составляющих:

  • системы законодательных и других нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности;
  • системы государственных органов и организаций, уполномоченных обеспечивать реализацию и контроль выполнения таких требований.

Нормативные требования

Требования безопасности при перевозках РМ в России предъявляются:

  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения ядерной и радиационной безопасности;
  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения обеспечения физической защиты или сохранности груза;
  • к организации и обеспечению безопасности движения;
  • к обеспечению аварийной готовности и реагированию в случае аварии.

На рисунке 1 показаны действующие в России правила безопасности и другие нормативно-правовые акты, а также соответствующие им международные документы, сгруппированные по указанным направлениям обеспечения безопасности. Как видим, в целом национальная нормативно-правовая база достаточно полно соответствует международным документам.

Рис. 1. Комплекс требований и система нормативных документов по безопасности перевозок РМ

Прослеживается также значительное соответствие по конкретному содержанию национальных и международных документов. В первую очередь, это касается требований по ядерной и радиационной безопасности. Так, федеральные

Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04 практически полностью соответствуют рекомендациям МАГАТЭ (Правилам безопасной перевозки радиоактивных материалов), требованиям правил, инструкций и других документов по перевозке опасных грузов международных организаций (Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации), европейским соглашениям.

Российские правила по физической защите при перевозках РМ содержат более жесткие требования, чем соответствующие международные документы, хотя и те, и другие основаны на одних и тех же системах категоризации ядерных материалов и радиоактивных веществ по потенциальной опасности применения в террористических целях. Кроме того, фактически все транспортные операции с материалами ЯТЦ и некоторыми радиационными источниками, используемыми в промышленности и медицине, осуществляются в режиме так называемых специальных перевозок, что определяет применение дополнительных мер по физической защите.

Конкретных планов смягчения этих требований пока нет, но в то же время необходима их гармонизация с нормами ядерной и радиационной безопасности, системами документации и процедурами обеспечения физической защиты. В настоящее время такая работа ведется в рамках подготовки новой редакции правил физзащиты.

В области обеспечения безопасности движения в основном применяются стандартные требования к транспортному персоналу, режимам движения и другим условиям, действующим при перевозках других опасных грузов. Указанный выше режим «специальных перевозок» предусматривает дополнительные меры и в области обеспечения безопасности движения.

Нормативные требования по организации готовности и реагирования на аварии при перевозках РМ определяются целым рядом федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, аварийного реагирования на транспорте.

Система аварийного реагирования при перевозках РМ является частью общей отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК «Росатом», входящей в качестве функциональной системы в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и процедуры выполнения работ и обеспечения безопасности регламентируются с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Органы государственного управления

Для обеспечения и контроля безопасности при перевозках РМ в России действует комплексная система государственных органов и соответствующих инструментов управления.

Функции надзора и контроля за обеспечением безопасности при перевозках РМ выполняют госкорпорация «Росатом», МПР России (в состав которого входит Ростехнадзор), Минздравсоцразвития России (в его состав входят ФМБА России и Роспотребнадзор), МЧС России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России (в области перевозок РМ в оборонных целях), ФТС России.

Роль государственного компетентного органа (ГКО) по обеспечению безопасности, в том числе при международных перевозках, с самого начала выполняли Минсредмаш и его правопреемники (в настоящее время — ГК «Росатом»).

Инструменты управления (регулирования), применяемые в этой области, включают:

  • лицензирование деятельности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, разработчиков и изготовителей ТУК и другого оборудования, экспертных организаций, штатных аварийно-спасательных формирований, организаций-соисполнителей работ (Ростехнадзор, ГК «Росатом» (для перевозок в оборонных целях));
  • лицензирование перевозчиков как транспортных организаций, осуществляющих транспортирование опасных грузов (Минтранс России);
  • подтверждение выполнения требований ядерной безопасности (ГК «Росатом»);
  • сертификацию конструкций РМ особого вида (РМОВ), и с низкой способностью к рассеиванию (РМНСР), а также  транспортно-упаковочных комплектов упаковок с радиоактивным содержимым (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию изготовляемых РМОВ, РМНСР, ТУК и другого оборудования (органы сертификации, аккредитованные ГК «Росатом», Ростехнадзором и Ростехрегулированием);
  • сертификацию условий перевозок РМ (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию транспортных средств (Минтранс России);
  • санитарно-эпидемиологические заключения на РМОВ, РМНСР, ТУК, специальные транспортные средства (Роспотребнадзор и ФМБА России);
  • сертификацию средств физической защиты (аккредитованные органы сертификации);
  • согласование маршрутов перевозок автотранспортом (МВД России);
  • согласование аварийных планов грузоотправителей (ГК «Росатом»);
  • персональные разрешения руководителям организаций в области использования атомной энергии (Ростехнадзор с участием ГК «Росатом»);
  • государственный контроль обеспечения безопасности перевозок (ГК «Росатом», Ростехнадзор, Роспотреб-
  • надзор, ФМБА России, Минтранс России, Минобороны

России (при перевозках в оборонных целях));

  • государственный контроль системы аварийного реагирования (МЧС России, ГК «Росатом»);
  • государственный контроль при международных перевозках (ФТС России).

Если учесть, что в рамках каждого из указанных инструментов управления контролируются несколько аспектов безопасности (в том числе системы качества работ, программы радиационной защиты при перевозках, подготовка персонала, аттестация программных средств и т.д.), можно утверждать, что все важные вопросы безопасности находятся под государственным контролем.

Авторы

Бучельников Александр ЕвгеньевичГосударственная корпорация по атомной энергии «Росатом»Ершов Владимир НиколаевичФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России»Агапов Александр МихайловичИнститут глобальной ядерной безопасности НИЯУ «МИФИ» 

Источник: http://www.atomic-energy.ru/articles/2012/03/04/31541

Перевозка опасных грузов и радиоактивных материалов

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах:Любое вещество, которое, будучи представленным для перевозки, способно взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло или токсические, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары в обычных условиях, возникающих в ходе перевозки, не должно перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах.

Все подробные правила, необходимые для безопасной перевозки опасных грузов по воздуху, содержатсяв утвержденных Советом ИКАО документе «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху».

В этом документе, вещества (включая смеси и растворы) и изделия, в зависимости от вида опасности, которыми они характеризуются, подразделены на 9 классов опасности. Некоторые из этих классов подразделяются на категории.

Класс 1. Взрывчатые вещества

  • Категория 1.1. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой. Пример: тротил, ТЭН, нитроглицерин, аммонал, гранитол
  • Категория 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрызгивания, но не создают опасности взрыва массой. Пример: гранаты ручные, ракеты, снаряды, боеприпасы, шнур детонирующий, детонаторы, капсюли-детонаторы, бомбы авиационные, торпеды, мины.
  • Категория 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, ноне характеризуются опасностью взрыва массой. Пример: порох, пороховые ускорители, твердотопливные ракеты, фейерверки, пиротехнические составы, шнур огнепроводный.
  • Категория 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности. Пример: патроны стрелковые, заряды промышленные, патроны строительные, пиропатроны, капсюли.
  • Категория 1.5. Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
  • Категория 1.6. Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Класс 2. Газы

  • Категория 2.1. Легковоспламеняющие газы. Пример: газовые зажигалки, сжатые и сжиженные газы в баллонах, либо сосудах Дьюара: водород, пропан, бутан, лаки и дезодоранты в аэрозольной упаковке.
  • Категория 2.2 Невоспламеняющиеся нетоксические газы. Пример: сжатые и сниженные охлажденные газы в баллонах, либо сосудах Дьюара: воздух, углекислый газ, азот кислород.
  • Категория 2.3 Токсические газы. Пример: хлор, иприт.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости

  • Пример: бензин, керосин, растворители, ацетон, дихлорэтан, лаки, краски масленные, нироэмали, грунтовки, полиграфические краски, чернила для принтеров, политуры, сиккативы, смывки, сольвенты, ароматизаторы для напитковна спиртной основе,настойки, герметики, эфиры, клеи на основе органических растворителей, лосьены косметические, одеколоны, духи, туалетная вода, лаки для ногтей, масло пихтовое

Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества; вещества, подверженные самовозгоранию; вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

  • Категория 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореагирующие и подобные им веществаи десенсибилизированные взрывчатые вещества. Пример: любые металлические порошки, алюминиевый порошок с покрытием, магний, спички, «бенгальские огни»
  • Категория 4.2. Вещества способные к самовозгоранию. Пример: белый или желтый фосфор, напалм, рыбная мука, уголь, уголь активированный, хлопок.
  • Категория 4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой. Пример: карбил кальция, натрий, алюминиевый порошок без покрытия,

Класс 5. Окисляющие вещества и органические перекиси

  • Категория 5.1. Окисляющие вещества. Пример:амиачно-нитратное удобрение, амиачная селитра, калиевая селитра, хлорат кальция, отбеливатели, перекись водорода.
  • Категория 5.2. Органические перекиси. Пример: гидроперекись третбутила, компоненты белой краски, некоторые отвердители.

Класс 6. Радиоактивные материалы

  • Пример: изотопы для целей диагностики и лечения, головки дефектоскопов, тарировочные источники, приборы гамма каротажа

Класс 7. Коррозионные вещества

  • Пример: аккумуляторы, электролиты для аккумуляторов, серная, соляная, уксусная и другие кислоты, пищевые кислоты, концентраты напитков, фруктовые эссенции, эдкий натр, едкое кали, ртуть, тест — системы лабораторные.

Класс 8. Прочие опасные вещества и изделия

  • Пример: асбест, чесночный соус, спасательные плоты, двигатели внутреннего сгорания, газонокосилки,мини-тракторы, мотоциклы, скутеры, лодочные моторы, снегоходы, гидроциклы, автомобили, пищевые добавки, экстракты, литиевые батареи, полимерные гранулы, двуокись углерода твердая(сухой лед), намагниченный материал, магнетроны, неэкранированные постоянные магниты без установленных якорей, акустические колонки эстрадной звукоусилительной аппаратуры, изделия и вещества, издающие резкий запах.

Источник: https://xn--24-6kccp4b4aoek.xn--p1ai/aviatsionnye-perevozki/perevozka-opasnykh-gruzov-i-radioaktivnykh-materialov.html

Перевозка опасных грузов морем

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Кредо Транс — Морские грузоперевозки — Перевозка опасных грузов морем

Международная перевозка опасных грузов — отдельное направление компании «Кредо Транс». Наша компания имеет богатый опыт в таких перевозках, в том числе транспортировке грузов повышенного класса опасности, включая класс 1. Благодаря знаниям и профессиональному подходу, специалисты компании организуют соблюдение всех условий безопасности в процессе перевозки и хранения опасного груза.

Опасным грузом (ОГ) называют груз, который при перевозке может причинить вред здоровью людей или нанести материальный ущерб окружающей среде.

Транспортировка таких грузов морем регламентируется правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), которые разработаны международной морской организацией (ИМО)

Согласно правилам МОПОГ, опасные грузы делятся на 9 классов:

В свою очередь, каждый класс в соответствии с физическими и химическими свойствами веществ,  видами и степенью опасности разделяют на подклассы, категории и группы.

В зависимости от класса и степени опасности разработан комплекс мер и международных требований по техническим условиям погрузки, выгрузки, хранения и укладки опасного груза.

Приняты правила по технике безопасности и первой помощи при несчастных случаях, которые могут произойти в процессе транспортировки и обработки груза.

Разработаны инструкции действий по предупреждению опасных последствий из-за порчи тары и упаковки опасных грузов.

При контейнерной перевозке опасных грузов морcким транспортом особое внимание уделяется укладке, размещению и крепления груза внутри контейнера.

Сами контейнеры обязательно маркируются специальными стикерами с указанием класса опасности и UN-номером, позволяющим определить степень опасности грузов.

Перевалка опасных контейнеров в порту возможна только через терминалы, имеющие разрешение на работу с опасными грузами.

Также перевозка ОГ требует наличия у перевозчика лицензии на транспортное средство, непосредственно осуществляющее перевозку контейнера с таким грузом.

Все эти факторы говорят о том, что перевозка и экспедирование опасных грузов очень ответственное мероприятие и от участников этого процесса требуется особое внимание и профессионализм.

Класс 2. Газы сжатые

2-й класс опасности — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением,
отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

  • ✅ абсолютное давление паров при температуре 50 0С равно или выше 3 кгс/см2 (ЗОО кПа);
  • ✅ критическая температура ниже 50 0С.

По физическому состоянию газы делятся на:

  • ✅ сжатые, критическая температура которых ниже -10 0С;
  • ✅ сжиженные, критическая температура которых равна или выше -100С, но ниже 70 0С;
  • ✅ сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 0С;
  • ✅ растворенные под давлением;
  • ✅ сжиженные переохлаждением;
  • ✅ аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.

Подклассы:

  • ✅ подкласс 2.1 — невоспламеняющиеся газы;
  • ✅ подкласс 2.2 — невоспламеняющиеся ядовитые газы;
  • ✅ подкласс 2.3 — легковоспламеняющиеся газы;
  • ✅ подкласс 2.4 — легковоспламеняющиеся ядовитые газы;
  • ✅ подкласс 2.5 — химически неустойчивые;
  • ✅ подкласс 2.6 — химически неустойчивые ядовитые.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

3-й класс опасности — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 610С и ниже.

  • подкласс 3.1 — легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 180С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости;
  • подкласс 3.2 — легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 230С;
  • подкласс 3.3 — легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки от 23 до 610С включительно в закрытом тигле.

Класс 4. Легковоспламеняющиеся вещества и материалы

4-й класс опасности — легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.

Подклассы легковоспламеняющихся веществ и материалов:

  • Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть; опасность – огонь и дополнительная опасность – термическая нестабильность — взрыв.
  • Подкласс 4.2. Самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться; опасность — самовоспламенение.
  • Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы. опасность — воспламеняющиеся газы (например, карбид кальция).

Класс 5. Окисляющие вещества

5-й класс опасности — Окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв.

Подклассы окисляющихся веществ:

  • ✅ Подкласс 5.1. Окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют лёгкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; опасность — окисление.
  • ✅ Подкласс 5.2. Органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению. опасность – термическая нестабильность, то есть при нагреве возможен взрыв.

Класс 6. Ядовитые и инфекционные вещества

6-й класс опасности — ядовитые (ЯВ) и инфекционные (ИВ) вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой.

Подкласс 6.1 — ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей. Вещества подкласса 6.1 относятся к следующим трем группам упаковки в зависимости от степени опасности, которую они представляют при перевозке:

  • ⛔ группа упаковки I: сильнотоксичные вещества,
  • ⛔ группа упаковки II: токсичные вещества,
  • ⛔ группа упаковки III: слаботоксичные вещества.

Подкласс 6.2 — вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных К подклассу 6.2 отнесены инфекционные вещества.

Инфекционные вещества — это вещества, о которых известно или имеются основания полагать, что они содержат патогенные организмы.

Патогенные организмы определяются как микроорганизмы (включая бактерии, вирусы, риккетсии, паразиты, грибки) или микроорганизмы-рекомбинанты (гибриды или мутанты), в отношении которых известно или имеются основания полагать, что они являются возбудителями инфекционных заболеваний животных или человека.

Инфекционные вещества включаются в подкласс 6.2, и им присваивается номер ООН 2814 или 2900, в зависимости от конкретного случая, с учетом их отнесения к одной из трех групп опасности на основе критериев, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и опубликованных во втором издании (1993 года) ВОЗ «Руководство по биологической безопасности в лабораторных условиях».

Группа опасности характеризуется патогенными свойствами организма, способом и относительной легкостью передачи, степенью опасности, которой подвергаются индивид или особь и их группы, а также возможностью излечения с помощью известных и эффективных превентивных препаратов и методов лечения.

Класс 7. Радиоактивные материалы (РМ)

7-й класс опасности — радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г).

Радиоактивный материал — это любой материал, содержащий радионуклиды, в котором концентрация активности, а также полная активность груза превышают значения, указанные в предписаниях.

Пример: изотопы для целей диагностики и лечения, головки дефектоскопов, тарировочные источники, приборы гамма каротажа.

(основная) опасность: радиоактивное излучение в форме альфа-, бета- или гамма-излучения.

Дополнительные опасности: вещества могут быть самовоспламеняющимися, вести к воспламенению, могут быть коррозионными, могут вести к освобождению тепловой энергии.

Возможный ущерб от воздействия лучевого излучения: ожоги, нарушения иммунной системы, изменения состава крови, выпадение волос, раковые заболевания, лейкемия, генетические нарушения, проявляющиеся у потомства, смерть.

!!! Безопасность перевозок достигается тщательным соблюдением всех требований, предъявляемых к перевозке радиоактивных материалов.

Класс 8. Едкие и коррозионные вещества (ЕК)

8-й класс опасности — едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами.

  • ✅  подкласс 8.1 — кислоты;
  • ✅  подкласс 8.2 — щелочи;
  • ✅  подкласс 8.3 — разные едкие и коррозионные вещества (йод, ртуть и другие).

⛔ (основная) опасность: коррозионное (разъедающее) воздействие на живые ткани и на материалы.

Дополнительные опасности: ядовитость, пожароопасность, самовозгораемость веществ, образование легковоспламеняющихся газов при соприкосновении с водой, способствующее возгоранию воздействие. Коррозионные вещества в соответствии с различной степенью их опасности подразделяются на группы, обозначаемые маленькими буквами:

  • а — очень едкие вещества
  • b — едкие вещества
  • с — вещества со слабым разъедающим действием.

Символ 8 класса опасности это жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл они черные. Фон — верхняя половина белая, нижняя — черная с белой каймой. Цифра «8» белая в нижнем углу.

⛔ В 8 классе опасности — нет грузов повышенной опасности, если эти грузы в упаковке, какой ни была группа упаковки.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия

9-й класс опасности включает вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не соответсвующую определениям других классов.

Вещества и изделия класса 9 подразделяются следующим образом:

  • ✅   вещества, мелкая пыль которых при вдыхании может представлять опасность для здоровья;
  • ✅   вещества и приборы, которые в случае пожара могут выделять диоксины;
  • ✅   вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся пары;
  • ✅   литиевые батареи; ☠ спасательные средства;
  • ✅   вещества, опасные для окружающей среды;
  • ✅   генетически измененные микроорганизмы и организмы;
  • ✅   вещества при повышенной температуре;
  • ✅   прочие вещества.

Веществам и изделиям класса 9 в зависимости от степени опасности, которую они представляют при перевозке, назначается группа упаковки II или III.

Источник: http://www.credotrans.ru/shipping/perevozka_opasnyih_gruzov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.