Отказ от участия в аукционе: последствия

Содержание

Основные причины для отказа в участии в аукционе

Отказ от участия в аукционе: последствия

Причины для отказа участникам аукциона

Несоответствие условиям

Отказ в получении аккредитации

Невнесение задатка

Несоответствие заявки

Заказчик отменил аукцион

В практике судов РФ распространены споры, связанные с отказом в допуске к участию в аукционе для госзакупок. Условия для исполнителя устанавливаются федеральным законодательством. Рассмотрим подробнее, в каких случаях отказ является правомерным.

Причины для отказа участникам аукциона

Нормативное регулирование вопросов, связанных с электронными аукционами в сфере закупок, содержится в ФЗ-44. Закон устанавливает перечень причин для отказа участнику аукциона. Среди них:

  •  несоответствие требованиям (ст. 31);
  •  отсутствие аккредитации (ст. 61);
  •  невнесение задатка (ст. 44);
  •  несоответствие заявки (ст. 66).

Все условия прямо перечислены в законодательстве, поэтому отказ от участия в конкурсе считается неправомерным, если не обусловлен одной из указанных причин.

Несоответствие условиям

Закон установил единые требования для всех участников электронных аукционов, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию. Условия подразделяются на общие и специальные.

Основные требования для заявителей:

  •  соответствие требованиям, установленным законом для организаций, производящих товары, оказывающих подобного рода услуги или осуществляющих работы;
  •  на момент подачи заявки не может рассматриваться вопрос о банкротстве поставщика;
  •  величина задолженности по налогам и сборам на момент подачи заявки не может превышать 25% от общей стоимости активов компании;
  •  заявитель не может находиться на стадии ликвидации;
  •  руководящие лица (директор, члены правления) не могут иметь судимости за экономические преступления;
  •  руководитель не лишен права занимать должность;
  •  деятельность предприятия не приостанавливалась;
  •  не должен быть привлечен за незаконное вознаграждение от имени юрлица за последние 2 года;
  •  наличие исключительных прав на объект (если закупка касается таких объектов);
  •  заказчик и поставщик не могут быть родственниками или состоять в браке;
  •  компания не может быть оффшорной.

Специальные условия применяются к участникам закрытых электронных аукционов по желанию заказчика. Среди них:

  •  наличие специалистов определенного уровня квалификации;
  •  пожелания к периоду осуществления деятельности;
  •  наличие благоприятной деловой репутации;
  •  владение объектами на праве собственности для обеспечения обязательства;
  •  наличие денежных средств для исполнения договора.

Кроме того, по желанию заказчика, возможно установление ограничения на подачу заявок, лицам, состоящим в реестре недобросовестных поставщиков.

 Отказ в получении аккредитации

Под аккредитацией понимается допуск к участию в электронном аукционе, выдаваемый оператором ЭТП. Для ее получения, кандидат должен представить следующие документы:

  •  заявка на аккредитацию;
  •  копия выписки из ЕРЮП или ЕГРН (срок действия документа 6 месяцев);
  •  доверенность на представление организации или другие документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  •  учредительная документация (для юрлиц), гражданский паспорт (для физического лица);
  •  паспорт доверенного лица;
  •  ИНН;
  •  адрес электронной почты;
  •  для юрлица – информация о максимальной сумме сделки.

Перечень документации является окончательным. Истребование дополнительной информации неправомерно.

Заявление на получение аккредитации рассматривается в пятидневный срок. Оператор направляет отказ, если заявитель не предоставил полный пакет документов или не соответствует другим требованиям.

Важно! Поставщик теряет право на подачу заявки за три месяца до конца срока аккредитации. Период установлен для получения нового допуска к торгам.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Невнесение задатка

Процедура обеспечения заявки предусматривается статьей 44. Банковская гарантия – это вид обеспечения обязательств, который устанавливается для контрактов, стоимостью от 5 000 000 р. Поставщик вносит на счет денежные средства, в количестве, определенном требованием заказчика. Для размещения обеспечения открывается специальный счет для конкретного заказа.

Величина задатка зависит от суммы контракта и составляет:

  •  0,5 – 1%, если сумма контракта составляет 1 до 20 млн. р.;
  •  0,5 – 5%, если сумма контракта составляет более 20 млн. р.

Исключение составляют предприятия для граждан с ограниченными возможностями или уголовно-исполнительной системы. Максимальный размер задатка для контрактов, на сумму более 20 млн. р., не может превышать 2%.

Информация о наличии необходимой суммы проверяется оператором в течение 1 часа, после окончания приема заявок. Отсутствие необходимой суммы на счету поставщика является основанием для отклонения заявки.

После подписания протокола рассмотрения заявки средства разблокируют у всех участников торгов, за исключением победителя.

Несоответствие заявки

Требование к заявке регламентированы ст. 66. Заявка оформляется в виде электронного документа и содержит 2 части.

Первая часть включает следующую информацию:

  •  согласие поставщика;
  •  информация о товаре (при необходимости).

Вторая часть содержит следующие данные:

  •  информация о поставщике (наименование, месторасположения, ИНН, другие данные);
  •  документы, которые подтверждают соответствие поставщика требованиям;
  •  подтверждение соответствия товара заказу;
  •  решение о совершении крупной сделки;
  •  декларация;
  •  доказательства невозможности предоставления национального товара (при заказе товаров иностранного производства).

Заявка возвращается оператором в течение 1 часа с момента подачи, при несоответствии требованиям. Если документ соответствует требованиям, то он подлежит рассмотрению аукционной комиссией.

Заказчик отменил аукцион

Заказчик может самостоятельно отменить аукцион (ст. 36). Закон устанавливает такую возможность, но не позднее 5 дней до окончания срока торгов. Если сроки пропущены, то отмена возможна исключительно в соответствии со ст. 401 ГК РФ (последствия непреодолимой силы).

Заказчик должен указать причину отмены аукциона и разместить информацию в единой системе. Исполнители уведомляются об отмене непосредственно заказчиком и оператором ЭТП в течение 1 часа.

Строгие ограничения в сфере госзакупок связаны с требованиями антимонопольного законодательства. Все участники рынка имеют прав на здоровую конкуренцию. Неправомерный отказ в участии в аукционе обжалуется в судебном порядке.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/osnovaniya-dlya-otkaza-uchastiya-v-auktsione/

Отказ от участия в аукционе: последствия

Отказ от участия в аукционе: последствия

В том случае, если участник аукциона по 44-ФЗ подал заявку, она была успешно принята, однако на сам аукцион в установленный законом временной промежуток, участник не явился, и предложений не сделал, встает вопрос: какие последствия это несет для участника? И с кем заказчику заключать контракт, если на аукционе не появился никто? Рассмотрим эти темы подробнее.

Как утверждается в ч. 3 ст. 71 Закона №44-ФЗ, предусмотрен определенный алгоритм действий для оператора ЭТП и заказчика, если аукцион был признан не состоявшимся.

Этот алгоритм действителен для того случая, когда аукцион признается таковым, сообразуясь с ч. 20 ст.

68 Закона №44-ФЗ, то есть, из-за того, что в течение 10 минут после старта процедуры аукциона ни один из участников, допущенных к ней, не сделал ценового предложения.

Если аукцион признают несостоявшимся именно на таких основаниях, формируется протокол об этом. В соответствии с той же ч. 20 ст. 68, протокол о несостоявшейся процедуре должен быть создан и размещен уже в течение 30 минут после окончания вышеописанного 10-минутного интервала бездействия, в протоколе оператор ЭТП фиксирует адрес площадки, временной диапазон, дату и НМЦК контракта.

После чего, в течение одного часа с момента, когда протокол был размещен на ЭТП, оператор обязан направить копию госзаказчику, а также приложить к ней вторые части заявок участников аукциона, и их документы (в соответствии с пп. 2-6, 8 ст. 61 Закона №44-ФЗ).

Также в течение определенного законом срока (ч. 1 ст. 71 Закона №44-ФЗ), оператор ЭТП должен направить всем участникам соответствующие уведомления.

Действия аукционной комиссии

Далее аукционная комиссия заказчика рассматривает (в течение 3 рабочих дней с момента, как их получил заказчик) вторые части заявок участников аукциона, и их документы, определяя соответствие их требованиям законодательства о закупках.

После этого комиссия заказчика посылает оператору ЭТП протокол подведения итогов аукциона. В нем содержится принятое комиссией решение о соответствии участников и их заявок требованиям 44-ФЗ.

Потом наступает этап заключения контракта. Как указано в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, с учетом порядка, устанавливаемого в ст. 70, заказчик заключает контракт либо с первым хронологически подавшим заявку участником аукциона (если требованиям ФЗ соответствуют по итогам рассмотрения комиссии несколько участников), либо с единственным соответствующим требованиям ФЗ участником.

При этом, если в документацию в ходе проведения процедуры вносились изменения, порядковая нумерация подачи заявок могла измениться по сравнению с первоначальной.

Отказ от участия и блокировка обеспечения

В соответствии с ч. 23 ст. 44 Закона о закупках, если участник аукциона не принял участия в процедуре, то оператор ЭТП в течение 1 рабочего дня с момента публикации на ЭТП протокола проведения аукциона, обязан разблокировать его обеспечение участия. Никаких иных последствий, связанных с обеспечением, для участника отказ действием принять участие в аукционе не несет.

В случае, если аукцион не состоялся, и после этого заказчик желает заключить контракт с единственным поставщиком, ему ранее было необходимо согласовывать данное решение (старая редакция п.25, ч.1, ст. 93 Закона № 44-ФЗ) с ФАС.

В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, в настоящее время подобное согласование требуется, только в случае признания несостоявшимся конкурса (любого типа), или запроса предложений, для аукциона согласование больше не требуется.

Отмена аукциона по 44-ФЗ самим заказчиком

Сам заказчик, как закреплено в законе о закупках, также может отказаться от проведения аукциона (ст. 36 Закона №44-ФЗ), только он должен сделать это не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок. Если срок пропущен, отмена аукциона возможна только со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В качестве причин для того, чтобы отменить аукцион в установленный законом срок, заказчик может выбрать разные факторы (например, нецелесообразность данного вида конкурентной процедуры), главное, чтобы он их надлежаще обосновал. Извещение об отмене аукциона при этом должно быть размещено заказчиком в ЕИС.

На него также возложена законом обязанность уведомить каждого участника, принявшего участие в процедуре, и, в течение одного рабочего дня после принятия решения, внести соответствующие правки в свой план-график. У ЭТП есть также один час после публикации извещения об отмене в ЕИС для уведомления участников процедуры.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102475-qqq-17-m2-08-02-2017-otkaz-ot-uchastiya-v-auktsione-posledstviya

Когда нельзя отказаться заключать контракт по 44-ФЗ?

Отказ от участия в аукционе: последствия

Статья актуальна на 28 апреля 2018

Одна из наших читательниц попросила разложить по полочкам ситуации, в которых нельзя отказаться заключать госконтракт. Этот же вопрос нам часто задают в х к статьям. Раскладываем по полочкам.

Нельзя отказаться

Стали первым в конкурсе, аукционе, запросе предложений

Поставщик компьютерной техники Максим — новичок в закупках. Он пришел на аукцион просто посмотреть, как прикреплять заявку на ЭТП, как конкуренты ведут себя в аукционном зале и т.д.

Он не планировал побеждать и исполнять контракт, так как у него нет нужной техники на складе.

Максим отправил заявку, в нужное время пришел в аукционный зал на торговой площадке, но не подал ни одного ценового предложения.

В течение часа, после того как аукцион закончился, заказчик опубликовал протокол его итогов, а Максим продолжил искать подходящие ему закупки техники.

Он очень удивился, когда через 3 дня заказчик прислал ему проект контракта на подпись.

Максим по сути не участвовал в аукционе, у него нет свободных денег для обеспечения контракта и компьютеров нужной марки — можно ли в этой ситуации отказаться заключать контракт?

Нет, в аукционе, конкурсе и запросе предложений нельзя отказаться от контракта без плачевных последствий, если заявка:

  • единственная в закупке и соответствует всем требованиям,
  • единственная из всех присланных, которая соответствует требованиям.  

Обязательно следите за итогами любой закупки, на которую прислали заявку:

  • Комиссия в конкурсе рассматривает одновременно и заявку участника, и его соответствие требованиям закупки и закона.
  • Запрос предложений проводят в два этапа, а итоги подводят после второго, когда  участники первого этапа делают окончательные предложения. Если никто не подал окончательных предложений, победит тот, кто предложил меньшую цену на первом этапе.
  • А в аукционе победителя объявляют только после того, как рассмотрят вторые части заявок. Именно поэтому на публикации итогов аукциона участие в закупке не заканчивается — нужно дождаться, когда заказчик рассмотрит вторые части заявок участников.

Если бы Максим отказался от контракта, он с первой же закупки оказался бы в РНП и лишился обеспечения заявки, поэтому он решил подписать контракт.

Плюс ситуации Максима в том, что он заключил контракт по начальной цене, без снижения.

Минусы в том, что ему пришлось срочно оформлять банковскую гарантию и заплатить пени за просрочку поставки, так как на заказ нужной техники у дистрибьютора потребовалось время.

Стали первым или вторым в запросе котировок

Фирма Ирины поставляет продукты питания и приняла участие в запросе котировок на поставку колбасы и сосисок.

Уже отправив заявку, Ирина поняла, что ошиблась в цене: в закупке требовались сосиски высшего сорта, а она посчитала цену, как для первого.

Скрестив пальцы, Ирина дождалась итогов и обрадовалась, когда ее заявка оказалась второй, ведь она помнила, что обычно участник, который занял второе место, не обязан заключить контракт.

Когда заказчик предложил ей заключить контракт, от которого отказался победитель, Ирина отказалась, так как поставка ей была невыгодна. Тогда заказчик напомнил, что отказ влечет попадание в РНП. И был прав.

В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того занял второе место. Отказ грозит попаданием в РНП.

Ирине пришлось заключить контракт и поставить продукцию по предложенной цене, а  заработать на закупке не удалось.

Победили, но передумали выполнять контракт

Игорь покупает в Германии расходные материалы для офтальмологии. Он выиграл очередную закупку, но через две недели, когда пора было подписывать контракт, курс евро вырос. Чтобы не поставлять товары себе в убыток, первым делом он предложил заказчику отменить результаты торгов и провести новую процедуру из-за форс-мажорных обстоятельств, но заказчик отказался. И был прав.

К сожалению, рост евро не является уважительной причиной для отказа от контракта по 44-ФЗ. Так же как и ситуации, когда:

  • вы обнаружили в закупке условия, которые не можете исполнить,
  • заказчик, с которым вы планируете работать, находится в стадии банкротства и т.д.

44-ФЗ в этом плане очень негибкий: нельзя менять цену и другие существенные условия контракта, менять объект закупки на более дешевый и т.д. Поэтому целесообразность участия, риски и условия из техзадания нужно проверять до подачи заявки. Если вы подписали контракт, значит согласились с его условиями и придется их исполнять.

Во всех случаях, описанных выше, единственным вариантом избежать РНП является договоренность с госзаказчиком заключить госконтракт и тут же его расторгнуть по соглашению сторон. Хотя госзаказчики редко бывают в этом заинтересованы, не желая проводить закупочную процедуру повторно.

Кроме того, к расторжению по обоюдному согласию могут придраться проверяющие органы, которые смотрят, насколько эффективно заказчик проводит свои закупки. Это возможно в ситуации, когда поставщик по каким-то причинам не хочет выполнять контракт, а заказчик соглашается на расторжение контракта по обоюдному согласию.

Можно отказаться

Стали вторым в конкурсе или аукционе, третьим в запросе котировок

Тут все просто: заключать контракт или нет, вы решаете сами. Заказчик не имеет права вас заставить и не будет передавать информацию о включении вас в РНП.

Может ли отказаться заказчик?

Заказчик по 44-ФЗ может отказаться заключать контракта только в определенных случаях:

  1. Если после подведения итогов, но до заключения контрактов обнаружил, что победитель не соответствует единым, дополнительным или факультативным требованиям.  

  2. Предельная отпускная цена лекарств не зарегистрирована.

  3. Предельная цена на лекарства ниже той, что предложил участник, но он отказывается ее снижать.

  4. Поставщик не успел вовремя предоставить обеспечение контракта.

Заказчик обязан опубликовать протокол в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты подписания и отправить уведомление участнику в течение двух рабочих дней.

В первых трех случаях победитель просто лишается возможности заключить контракт, но в РНП не попадает. Обеспечение заявки возвращают в течение 5 дней после публикации протокола.

Если вы не успели предоставить обеспечение или сделали это неправильно, то можно договориться с заказчиком продлить срок подписания контракта и предоставить обеспечение. Если этого не удается сделать, заказчик передает сведения в ФАС. На заседании комиссия решает, считать вас уклонистом или нет.

Выводы

Старайтесь не допускать таких ситуаций, в которых приходится искать способ отказаться от контракта. Оценивайте свои силы, внимательно читайте контракт и документы, не забывайте про обеспечение.

  • Во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок, только победитель обязан заключить контракт. Для остальных участников это право.
  • В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того, кто занял второе место.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1198-nelzya-otkaz

Как отстранить участника: пошаговая инструкция

Отказ от участия в аукционе: последствия

Отстранение от участия в закупке — это процедура официального отказа участнику закупки в возможности предложения своих условий в торгах. Рассказываем, в каких случаях у заказчика есть право это сделать, и как правильно провести процедуру отстранения.

На основании действующего законодательства в сфере госзакупок заказчик может отстранить поставщика от участия в процедуре закупки при обнаружении несоответствия поставщика требованиям заказа, установленным согласно частям 1, 1.1, 2 и 2.1. ст. 31 44-ФЗ, либо если членами закупочной комиссии было обнаружено предоставление недостоверных сведений 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).

Таким образом, если участник торгов предоставил организации-заказчику недостоверную информацию или данные, несоответствующие требованиям, установленным в извещении и документации, то закупочная комиссия вправе его отстранить на любом этапе заказа. Отстранение по иным причинам не допускается (Письмо Минэкономразвития № Д28и-3072 от 15.10.2015).

Многие заказчики спрашивают, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Случаи отстранения участника закупочных процедур можно классифицировать следующим образом:

  1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) на этапе рассмотрения первых частей заявок в случае предоставления недостоверной или несоответствующей требованиям аукционной документации информации.
  2. Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям АД (ч. 6 ст. 69 44-ФЗ) на этапе рассмотрения вторых частей заявок при несоответствии участника аукциона либо предоставленной им информации установленным требованиям либо при указании в заявке недостоверной информации.
  3. Отказ в допуске участнику (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ) на любом этапе проведения аукциона, в том числе и в момент заключения контракта. Недопуск производится по факту выявления несоответствий АД и предоставления недостоверной информации.
  4. Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ) на этапе от момента определения победителя до заключения контракта. Причины отстранения аналогичны предыдущим пунктам.
  5. Отказ в допуске на участие в электронном конкурсе (ст. 53) при несоответствии поставщика либо поданной им информации требованиям, установленным документацией о конкурсе в электронной форме.
  6. Отстранение участника электронного конкурса на любом этапе процедуры по факту выявления недостоверности предоставленной им информации (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ).

Таким образом, согласно положениям ст. 66, 67, 69, организация-заказчик вправе отстранить недобросовестного участника на любом этапе проведения электронного аукциона.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам.

Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Формирование протокола

44-ФЗ также не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.

Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.

В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его формирования, регистрационные сведения о юридическом лице, в отношении которого закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.

Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных участником аукциона данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 44-ФЗ и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.

Скачать

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-otstranit-uchastnika-poshagovaya-instruktsiya

Отказ от участия в тендере

Отказ от участия в аукционе: последствия

Поиск подходящих тендеров для участия – ежедневная рутина для компаний, участвующих в госзакупках. Однако и государственные заказчики тратят немало времени на поиск новых поставщиков, которых они приглашают принять участие в организованных ими конкурсах и аукционах.

Такое приглашение может получить даже компания, которая вообще не участвует в госзакупках и не планирует начинать. Или обычно участвует, но сейчас есть причины пропустить торги: слишком много конкурентов уже подали заявки, приглашение пришло слишком поздно, производственные мощности загружены. Тогда возникает потребность составить корректный отказ.

Поставщик имеет полное право отказаться от приглашения на участие в тендере. Закон даже не регламентирует четкого шаблона письма-отказа – оно может быть составлено в свободной форме. Однако есть пожелания к его содержанию, сложившиеся в тендерной практике:

1. Используйте фирменный бланк.

2. Вложите в письмо приглашение, которое прислал заказчик.

3. В отказе от участия в тендере укажите следующую информацию:

  • название компании-организатора тендера и ФИО лица, к которому обращаетесь;
  • свои реквизиты;
  • номер и дату приглашения;
  • дату проведения, номер и название закупки;
  • ФИО, должность, подпись автора письма, дату составления.

4. В теле письма поблагодарите за приглашение, изложите причины отказа и закончите письмо фразой, выражающей намерение (или его отсутствие) участвовать в тендерах заказчика в будущем.

Образцы письма-отказа от предложения участия в тендере

рис.1 Образец письма-отказа 1

Скачайте этот шаблон по ссылке

рис.2 Образец письма-отказа 2

Скачайте этот шаблон по ссылке

рис.3 Образец письма-отказа 3

Скачайте этот шаблон по ссылке

Чем мотивировать отказ?

Наиболее вежливой и ни к чему не обязывающей формулировкой отказа от участия в тендере считается временная загруженность компании: очень много текущих заказов, не можем взять на себя дополнительные обязательства. Но это сейчас, а в следующий раз обязательно поучаствуем.

Если же и в следующий раз не планируете, используйте стандартный довод “дело не в тебе”: объясните отказ невозможностью выполнить сложные условия контракта из-за несоответствия уровня компании, нехватки ресурсов, мощностей, опыта. Конкретные примеры формулировок смотрите в образцах.

Отказ от участия в тендере после подачи заявки

Различные процедуры торгов предусматривают различные условия выхода из тендерной гонки. Но в любом случае сделать это нужно до момента окончания приема предложений.

  • Проще всего, если вы подали заявку на электронный аукцион. В этом случае достаточно зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку “Отозвать”. Средства обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Чуть сложнее с запросом котировок. Процедура предполагает возможность отказа от участия в тендере, только если заказчик внес изменения в извещение. Тем не менее отозвать заявку можно в любом случае: по закону заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной. Пришлите вторую, и вашу кандидатуру рассматривать не будут.
  • При отказе от участия в открытом конкурсе следует направить заказчику уведомление. Сделать это нужно до момента завершения приема заявок, в той же форме, в какой вы получили конкурсную документацию: бумажной или электронной. В первом случае логично воспользоваться услугами курьера, а не отправлять бумаги почтой, так как велика вероятность не уложиться в сроки. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере. Вернуть обеспечение заявки заказчик обязан в течение 5 дней.

Письмо-уведомление пишется аналогично отказу от предложения участия в тендере, рассмотренному выше, только вместо номера и даты приглашения укажите информацию об извещении и заявке:

рис.4 Образец письма-уведомления

Скачайте этот шаблон по ссылке

Отказ от подписания договора

Вы выиграли тендер. Отлично, но в процессе согласования контракта с заказчиком выявились некоторые детали, изначально не отраженные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка оборудования, но и его сборка в полном объеме. В итоге затраты на исполнение договора увеличились, и вам это стало невыгодно. Что делать?

Строго говоря, победитель тендера не имеет права отказаться от подписания контракта с заказчиком. Даже описанное увеличение расходов не является для этого основанием. Считается, что все уточняющие вопросы участник должен направить заказчику на этапе подачи предложений. А если заявка подана, это значит, участник оценил все риски и согласен с условиями контракта.

Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о юридическом лице и учредителях попадут в РНП. Это лишит компанию возможности участвовать в госзакупках на 2 года, и в принципе нанесет серьезный ущерб бизнес-репутации. Как не попасть в “черный список” – читайте в нашей статье.

Существует 3 неофициальных способа все-таки отказаться от подписания контракта. Тем не менее каждый из них связан с риском попадания в список недобросовестных поставщиков.
  1. Оптимальный вариант – договориться с заказчиком о расторжении договора по взаимному согласию сразу же после его подписания. В этом случае есть вероятность, что заказчик откажется сотрудничать. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
  2. Найдите несоответствие документации в собственной заявке, поданной на выигранный тендер. Вы можете подать жалобу в ФАС на действия заказчика, обвинив его в том, что он вообще не должен был рассматривать вашу заявку. Срок подачи жалобы – 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок.
  3. Пропустите срок подписания договора, предварительно собрав доказательства своей невиновности в этом. Например, документы, подтверждающие, что контракт не подписан по причине болезни директора, DDoS атаки на корпоративную сеть. В этом случае у вас будет шанс доказать комиссии ФАС непреднамеренность уклонения, и в РНП вас не внесут. Однако следует помнить, что это фальсификация, а мнение комиссии чаще бывает на стороне заказчика.

Желаем вам не попадать в рассмотренные ситуации, и не подвергать риску свою репутацию. А если вам требуется набор инструментов тендерного профессионала или консультация специалиста, добро пожаловать в Синапс.

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/251-otkaz-ot-uchastiya-v-tendere

Отказ от подписания контракта по 44 ФЗ Способы Последствия

Отказ от участия в аукционе: последствия

Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ.

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.

  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта.

    Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам.

В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в уфас, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.

Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы.

В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Источник: https://44fzrf.ru/otkaz-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.