Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

Содержание

Кто такой участник закупок по 223-ФЗ? | Контур.Закупки

Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

Какие лица могут принимать участие в корпоративных закупках в качестве исполнителей? Что значит быть участником закупок и почему важно иметь этот статус? В статье рассмотрим эти и другие актуальные вопросы об участии в закупках по 223-ФЗ.

Кто может участвовать в закупках

По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо – организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц. В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества).

Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными.

Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность

Кому доступ в закупки закрыт

А вот круг лиц, которые не могут принимать участия в закупках, оговорен в законодательстве довольно четко. Это организаторы торгов, заказчики, а также их работники.

Кроме того, весьма вероятно, что вскоре принимать участие в закупках не смогут и родственники лиц из руководства заказчика и членов комиссии по закупкам.

Соответствующий законопроект размещен на портале правовых актов и проходит стадию антикоррупционной экспертизы.

Кто считается участником

Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие — нет.

Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

Получать прибыль от закупок госкомпаний можно не только напрямую участвуя в закупка. Рекомендуем прочитать статью: Не участвуете в закупках? Станьте субподрядчиком!

Но поскольку четкого определения участника закупочное законодательство не содержит, то на практике порой случаются злоупотребления. В частности, жалобы подаются лицами, которые все равно не смогли бы стать исполнителями в силу отсутствия у них возможности поставить (осуществить/выполнить) объект закупки.

Каким требованиям должны соответствовать участники

В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

  • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
  • отсутствие задолженности перед бюджетом;
  • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
  • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
  • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации. А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

  • к репутации исполнителя;
  • к наличию у него опыта;
  • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам, которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

  1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
  2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица. Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения:

  • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
  • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, приведен в этом материале.

Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить.

Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует.

Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми. В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-takoj-uchastnik-zakupok-po-223-fz/

Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

223-ФЗ позволяет участвовать в проводимых закупках не только отдельным лицам, но и объединениям в лице коллективного участника. Подобная возможность для них закреплена ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.

Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ: кто такой коллективный участник

Определение коллективного участника закупки приведено в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. Здесь сказано, что под ним понимается выступающее на стороне одного участника объединение:

  1. Юридических лиц независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий.
  2. Физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей.

Такое объединение должно соответствовать требованиям заказчика к участникам закупки, согласно положению о закупке. Смешанная форма коллективного участия (состоящая одновременно из физических и юридических лиц) законодательно не предусмотрена, хотя и прямо не запрещена.

Стоит отметить, что по 44-ФЗ допускается только индивидуальное участие в закупке, тогда как 223-ФЗ предоставляет такую возможности и коллективам.

Коллективное участие допускается в любой закупочной процедуре, проводимой по нормам 223-ФЗ, если только прямо это не запрещено закупочной документацией (при этом законодательно запрещено без оснований ограничивать численность участников).

Оно может потребоваться, если требования закупки подразумевают наличие у юрлица или физлица обширного спектра разнонаправленных видов деятельности (например, при проведении строительных работ), а по отдельности они не обладают нужными мощностями.

Важно понимать, что под коллективным участием понимается заключение контракта одновременно с несколькими лицами, а не с одним генподрядчиком, который в дальнейшем будет привлекать посредников для выполнения договорных условий.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Требования, предъявляемые по нормам 223-ФЗ

Требования к коллективным участникам, если такие допускаются до торгов, должен прописать заказчик в Положении о закупке и закупочной документации. Такие требования на практике обычно включают в свой состав:

  1. Правоспособность членов коллектива: например, наличие у его лиц необходимых допусков, лицензий, оборудования и специалистов с соответствующим опытом работ.
  2. Права участников на участие в закупочной процедуре, в частности, на подачу заявок, подписание контракта, протоколов и пр.
  3. Указание на то, что организация может входить в состав только одного коллективного участника и не может быть частью другого участника закупки.
  4. Отдельные требования к коллективным участникам и к заключенным ими соглашениям об образовании коллективного участника: требования, которые обязаны исполнять все члены (например, отсутствие информации о них в РНП); которые должен исполнять один из членов коллективного участника (например, о наличии допуска на устройство систем вентиляции); по которым параметры всех участников коллектива могут суммироваться (например, с точки зрения количества выполненных аналогичных договоров, по параметрам финансовой устойчивости и пр.). Например, заказчиком установлено требование о наличии 20 успешно выполненных аналогичных контрактов. У одного члена коллективного участника таких 5, у другого – 16. Соответственно, по отдельности ни один из них не отвечает требованиям закупки, а при суммировании данных показателей их участие допускается. При этом квалификация участников оценивается не на основе суммирования показателей, а путем определения лучшего из них среди участников закупки.

Если речь идет о закрытой закупке, то заказчик должен дополнительно прописать, может ли принять участие в ней лицо в составе коллективного участника, которое не было персонально приглашено для участия в закупке.

Ответственность среди коллективных участников

Коллективные участники закупки несут ответственность по договору в двух формах:

  • индивидуальную ответственность каждого участника по обязательствам, связанным с закупкой;
  • солидарную ответственность за полное и своевременное исполнение обязательств по контракту.

Согласно ст. 321-325 ГК, члены коллектива обладают равными правами и несут солидарную ответственность перед покупателем их услуг. Если между участниками коллектива подписан договор простого товарищества, то они должны будут отвечать по всем обязательствам независимо от причин возникновения обязательств по ч. 2 ст. 1047 ГК.

Участники договора несут ответственность не только перед заказчиком, но и друг перед другом. В частности, за обеспечение сохранности и ценности имущества, которое находится в их пользовании, и при причинении ущерба имуществу. В последнем случае виновная сторона выплачивает пострадавшей полную стоимость утраченного имущества или стоимость его восстановления.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ

В какой форме должны быть объединены лица для того, чтобы принять участие в закупке законодательно, не определенно. Обычно они участвуют в закупках в двух вариантах:

  1. Участники коллектива подают единую заявку на  участие в торгах, которая подписывается каждым членом. При признании данного коллективного участника победителем торгов и при заключении договора заказчик подписывает договор с каждым участником коллектива.
  2. Заявка передается в рамках договора простого товарищества, подписание которого регламентируется Гражданским кодексом (гл. 55 ст. 1041-1054). Такой вариант предполагает, что участники коллектива сами согласуют между собой все правовые нюансы взаимоотношений. Данный вариант является предпочтительной формой организации коллективного участия, так как позволяет формализовать всю закупочную процедуру.

В первом случае участникам следует составить отдельный проект договора или приложение к договору, в котором в отношении каждого участника будут определены: распределение зон ответственности, объемов работ, сроков выполнения работ, ответственности участников, способы расчетов за выполненные работы и пр.

В закупочной документации при таком варианте участия коллектива заказчику следует прописать, кто из участников попадет в реестр недобросовестных поставщиков при отказе от подписания договора после победы в закупке: один из участников коллектива либо все участники.

Если участники закупки выбрали вариант, основанный на коллективном участии в рамках простого товарищества, то им следует определиться с правами и обязанностями каждого участника при принятии участия в закупочных мероприятиях при исполнении условий контракта; распределить объемы товаров и услуг, которые будут поставлены каждым участником и назначить сроки поставок; определиться с участником коллектива, который будет представлять интересы участников коллектива, входящего в состав объединения и осуществлять все операции по исполнению договора, включая взаиморасчеты;  определиться с ответственностью каждого участника по обязательствам, которые связаны с участием в процедуре, и солидарной ответственностью за полное исполнение договорных условий.

Составление соглашения

Рассмотрим особенности соглашения коллективного участника закупки, которое оформляется в форме договора простого товарищества. Он оформляется с учетом положений ст. 1041 ГК РФ. Такой договор могут заключать как юридические лица, так и предприниматели.

В соглашении коллективных участников закупки должны быть прописаны следующие моменты:

  1. Предмет соглашения: объединение участников для участия в конкурсе и реализации контракта.
  2. Права и обязанности каждого участника коллектива. Они могут затрагивать как выполнение договорных условий, так и распределение продуктов их деятельности.
  3. Размер выполненных работ (объем поставленных товаров) каждого из участников и сроки.
  4. Указан главный участник, на которого можно возложить обязанность по проведению переговоров, подписи важных документов и работу с заказчиками.
  5. Установлены четкие сроки действия соглашения.
  6. Порядок взаиморасчетов между сторонами, условия распределения прибыли и убытков.
  7. Особенности пользования совместной собственностью и вклад каждого участника (например, один предоставляет в пользование производственные мощности, второй – автотранспортные средства). Совместной собственностью участники могут пользоваться на основании заявлений.
  8. Солидарная ответственность сторон по обязательствам.
  9. Приведено указание на то, что соглашение не допускается изменять без одобрения заказчика.
  10. Порядок расторжения договора.
  11. Даты и подписи сторон.

Стороны по своему усмотрению могут прописывать в данном соглашении и иные условия. Законодательно отсутствуют установленные требования к составу и порядку подписания данного договора, поэтому он оформляется в свободной форме.

Алгоритм организации коллективного участия

Алгоритм подачи заявки от коллективного участника законодательно не установлен. Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1.  Подготовительный.

На этом этапе участники подписывают договор простого товарищества и оформляют доверенность в пользу одного из участников на оформление закупочной документации.

Этап 2. Подача заявки на участие в закупке.

Ответственный участник коллектива готовит и подает заявку на участие в закупке, указывая в ней, что он выступает от лица коллективного участника. Сама форма подачи информации для заявки может определяться закупочной документацией.

В состав заявки, помимо прочих сведений, допускается включить сведения о правоспособности участника коллектива (это учредительная документация, копии лицензий и допусков), сведения об опыте участников и их ресурсном обеспечении, копия подписанного соглашения об образовании коллективного участника. Важно учесть, что участники из состава коллектива не могут подавать заявки по отдельности.

Этап 3. Рассмотрение заявок на участие в закупках.

Для того чтобы заявка на участие в закупке прошла процедуру одобрения, она должна соответствовать ряду условий: все участники объединились для участия в конкурсе; они способны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства; заявка соответствует требованиям конкурсной документации. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то заявка подлежит отклонению.

Этап 4. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки и определяет победителя.

Если предложение от коллективного участника было признано лучшим, то с ним подписывают контракт.

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Обычно заказчик в закупочной документации прописывает условие, согласно которому, закупочная комиссия наделена правом отклонения заявки на участие, а заказчик – на расторжение договора в одностороннем порядке, если выяснится, что из коллективного участника вышла одна или даже несколько организаций. При этом оставшиеся участники в составе коллектива по объективным основаниям не смогут самостоятельно исполнить свои обязательства по договору (поставить нужные товары или оказать соответствующие услуги).

В случае если заявка коллективного участника полностью соответствует установленным требованиям, то между представителем коллектива и заказчиком по 223-ФЗ подписывается соглашение. Порядок подписания подобного контракта и его содержание определяется сторонами самостоятельно на основании письма Минэкономразвития РФ  от 2016 года №Д28и-2071.

Таким образом, участники закупок могут объединяться в случае необходимости реализации контракта с условиями, которые сложно исполнить одному поставщику. Коллективный участник может быть объединением физических или юридических лиц.

Такой коллектив участников может оформить свои правоотношения в форме договора простого товарищества, который предусмотрен требованиями ст. 1041 Гражданского кодекса.

Контракт с заказчиком подписывает один из участников, который наделен соответствующими полномочиями от лица коллектива.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/kollektivnyj-ucastnik.html

Как участвовать в закупках коллективно

Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

Подача одной заявки несколькими лицами дает поставщикам больше возможностей для участия в торгах. В статье рассказываем, когда возможно коллективное участие и как правильно его организовать.

Участником закупки, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ, может быть юридическое или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель (в единственном числе).

В то же время, если открытый конкурс проводят для приобретения произведения литературы, искусства или исполнения, то группа граждан, которые планируют создание такого продукта совместным трудом, может подать общую заявку. Но в данном случае они будут выступать также в роли одного участника (ч. 8 ст. 51).

В любом случае получается, что в контрактной системе не предусмотрено коллективное участие в закупках.

А вот в 223-ФЗ определение участника несколько иное. Согласно ч. 5 ст. 3, на стороне одного участника тендера могут выступать несколько юридических или физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей. Из этого же положения следует, что организация и гражданин не могут объединиться и стать групповым поставщиком.

Важно понимать, что под рассматриваемым понятием подразумевается заключение контракта по результатам закупки одновременно с несколькими лицами, а не с генеральным подрядчиком, привлекающим для исполнения посредников. Запретить коллективную подачу заявки в документации либо в Положении о закупках заказчик не имеет права, т. к. это нарушает нормы 223-ФЗ и сокращает количество потенциальных поставщиков без каких-либо оснований.

Что касается требований, прописанных в документации, то в ч. 6 ст. 3 сказано, что они применяются равнозначно ко всем поставщикам. При этом закон не предусматривает их установления отдельно к каждому члену группы, подавшей общее предложение. В противном случае смысл группового участия обесценивается, а также нарушаются ч. 5 и 6 ст. 3 № 223-ФЗ.

Коллективное участие возможно только в закупках по 223-ФЗ. Закон о контрактной системе это запрещает!

Как организовать коллективное участие

Процесс подачи заявки несколькими лицами положениями закона № 223 не регулируется. Поэтому здесь могут возникнуть вопросы о том, как и в какой форме подтвердить факт группового участия в рамках одного предложения, с кем будет заключен контракт по итогам торгов.

В письме Минэкономразвития России № Д28и-933 от 12.04.2016 говорится, что заказчику необходимо предусмотреть такие нюансы в документации. Например, можно установить определенную форму группового предложения, которая должна быть подписана всеми поставщиками, а также содержать наименование лица, представляющего интересы остальных, с которым будет заключен договор.

Получается, чтобы принять участие в закупке, группа поставщиков должна выполнить следующие действия:

  1. Заключить договор простого товарищества друг с другом и(или) оформить доверенность на одного члена (представителя).
  2. Составить заявку в соответствии с требованиями документации.
  3. Приложить требующиеся дополнительные документы: учредительные, разрешительные (лицензии, допуски и т. д.), подтверждающие опыт и квалификацию.
  4. Поставить подписи каждого члена.
  5. Подать заявку.
  6. Заключить контракт с заказчиком в случае победы.

Стоит отметить, что квалификацию рассматриваемого участника заказчик может оценивать не по сумме показателей, а по лучшему из них. Поэтому в предложении членам группы стоит указывать наилучшее значение по данному критерию, если в документации не сказано иное.

Также в документации и Положении может быть указано, что поставщики, участвующие в коллективной заявке, не имеют права подавать индивидуальные предложения в рамках одного тендера. При нарушении этого запрета отклонить могут все перечисленные заявки.

Распределение прав и ответственности среди коллективных участников

Если победителем торгов является коллективный участник, то заказчик должен заключить со всеми поставщиками этой группы один контракт. Подписывать документ может один из них (представитель), действующий на основании доверенности либо договора простого товарищества.

При исполнении условий сделки все члены коллектива будут иметь равные права и нести солидарную ответственность перед покупателем (ст. 321-325 ГК РФ). Если они заключили между собой договор простого товарищества, то отвечать им придется по всем обязательствам, вне зависимости от причин их возникновения (ч. 2 ст. 1047 ГК РФ).

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-uchastvovat-v-zakupkakh-kollektivno

Коллективный участник закупки по 223-ФЗ: понятие, подача заявки, составление соглашения, солидарная ответственность

Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

Нормы 223-ФЗ допускают участие в закупках коллективного участника для увеличения шансов на победу в тендерах, тогда как по 44-ФЗ это прямо запрещено.

Кто такие коллективные участники закупки

Законодательно установлен широкий круг лиц, которые могут стать участником закупки по ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. В закупках вправе участвовать:

  1. Любое юрлицо или несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или месторасположения данных юрлиц, источника происхождения их капитала).
  2. Любое физлицо или несколько физлиц, которые выступают на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько предпринимателей).

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что стороны могут объединить свои усилия для участия в закупках. По разъяснениям Минэкономразвития, которые были приведены в письме от 2016 года №ОГ-Д28-12371, участниками закупки по 223-ФЗ могут стать только аффилированные лица.

Форма объединения граждан для участия в закупках российским законодательством не определена. Стороны могут использовать договор о совместной деятельности или договор простого товарищества.

Таким образом, 223-ФЗ не запрещает участие коллективных участников в закупках в отличие от 44-ФЗ. В контрактной системе коллективное участие не предусмотрено. На основании пп. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ в качестве участника закупки может выступать физическое или юридическое лицо, а также предприниматель.

В данной статье участники закупки упомянуты только в единственном числе. В ч. 8 ст.

51 44-ФЗ предусмотрено, что заявку на участие в открытом конкурсе на создание произведения искусства или литературы может подать группа участников, которые планируют заниматься созданием произведения совместно, но они будут выступать в качестве единого участника.

Под коллективным участием подразумевается, что контракт будет одновременно заключаться с несколькими лицами, а не такая схема закупки, когда договор подписывается с генеральным подрядчиком, который в дальнейшем привлекает субподрядчиков.

В числе ограничений для участия в закупках установлены следующие: участниками закупки по 223-ФЗ не могут выступать организатор или сам заказчик, работники организатора или заказчика по п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ. Также Минфином были подготовлены поправки в 223-ФЗ, согласно которым, в закупках не могут принимать участие родственники заказчика.

Заказчик обязан определить перечень потенциальных участников закупки и закрепить их в Положении о закупке. Участники закупки приобретают право обжалования действий заказчика при закупках товаров, работ и услуг в судебном и внесудебном порядке. Положение о закупке может предусматривать и иные права для участников.

Именно поэтому статус участника закупки имеет столь важное значение.

Заказчик по 223-ФЗ не вправе запретить коллективное участие в закупках в разработанном им Положении, так как это нарушит нормы 223-ФЗ и безосновательно сократит количество потенциальных участников.

Коллективное участие применимо к любой закупочной процедуре, если это не запрещено закупочной документацией.

Например, оно может применяться для исполнения условий по договору, по которому требуются разнонаправленные виды профессиональной и экономической деятельности (например, при масштабных строительных работах).

Коллективные участники расширяют конкурентную среду и позволяют принять участие в закупках индивидуальным участникам с ограниченными мощностями.

Предъявляемые требования к участникам

В Положении о закупке должны быть прописаны все требования к закупкам, включая порядок проведения процедуры закупки и прочие положения (на основании ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). Этот документ также должен регламентировать требования к участникам закупки:

  1. Иметь официальную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  2. Обладать необходимыми свидетельствами и лицензиями, которые необходимы для поставки товаров и оказания услуг, а также выполнения работ (например, при выполнении строительных работ – допуска в СРО).
  3. В отношении компании не должна вестись процедура ликвидации, не может быть введен этап конкурсного производства при банкротстве, деятельности компании не должна быть приостановлена за административные правонарушения по нормам КоАП.
  4. Компания не вправе иметь долги по налогам и сборам.
  5. Показатели финансовой деятельности участника закупки (например, величина активов или уставного капитала) могут свидетельствовать о ее платежеспособности или финансовой устойчивости.
  6. Заказчик может установить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП по п. 7 ст. 3 223-ФЗ.

В Положении о закупке заказчик нередко указывает на свое право установить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Например, заказчик может прописать здесь требования о соответствии системы менеджмента определенному стандарту, а также:

  1. Об определенном опыте работы или оказания подобного рода услуг, выполнения аналогичных работ.
  2. О деловой репутации компании.
  3. О наличии опыта поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.
  4. О соответствии по иным показателям, которые имеют значение для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Подача одной заявки от нескольких участников предоставляет поставщикам больше возможностей для участия в торговых процедурах и соответствия требованиям заказчиков.

Заказчик по 223-ФЗ должен прописать отдельные требования к коллективным участникам закупки:

  1. Правоспособность каждого члена коллективного участника. Например, наличие необходимых разрешений на работу (допусков и лицензий, предусмотренных законом), обладание необходимым производственным оборудованием, наличие опыта выполнения подобных работ.
  2. Права участников. В частности, право отдельного участника на передачу заявки, внесение обеспечения по заявке, подписание протокола или договора.
  3. Ограничения по подаче индивидуальной заявки. Указание на то, что организация может находиться в составе одного коллективного участника, то есть не вправе принимать участие в закупочной процедуре в индивидуальном порядке или на стороне иного участника.
  4. Особенности установления требований к коллективному участнику, в том числе требования к соглашению об образовании коллективного участника.
  5. Требования, которые должны выполняться всеми членами коллективного участника (в частности, об отсутствии сведений обо всех участниках в РНП).
  6. Требования, которым должен соответствовать хотя бы один член коллективного участника. Например, в рамках договора на строительство здания – наличие у члена коллективного участника допуска к работам по обустройству вентиляционных систем.
  7. Требования, для соответствия которым параметры членов коллективного участника могут суммироваться. Это такие требования, как число успешно завершенных аналогичных договоров, требования к финансовым показателям и пр.
  8. Права заказчика. Например, заказчик может предусмотреть свое право на отклонение заявки или одностороннее расторжение договора при выходе одного участника из состава коллективного участника.

Требования, которые предъявляются к участникам коллективной закупки, равнозначно применяются ко всем поставщикам (например, требование о численности персонала, производственных мощностях и пр.). Законодательно не предусмотрено, что такие требования могут предъявляться к отдельным членам группы, так как это будет выступать нарушением ч. 5, 6 ст. 3 223-ФЗ.

Если заказчик в рамках закупки оценивает квалификацию участника, то он может оценить ее не по сумме показателей, а по лучшему из них. Поэтому в поданном на участие в закупке предложении коллективный участник вправе прописать наилучшее значение по данному параметру (если только в требованиях закупочной документации не предусмотрено иное).

На основании судебной практики указание в составе документации требований о предельной численности участников закупки ведет к неограниченному ограничению конкуренции. То есть количество участников, входящих в соглашение о коллективном участии, заказчик ограничивать не вправе.

При проведении закупки в закрытом формате заказчику следует дополнительно указать, может ли участвовать в закупке только персонально приглашенный участник, или же допускается участие в составе коллективного участника лица, которое не было приглашено индивидуально.

Алгоритм участия

Процесс передачи заявки на участие в закупках со стороны нескольких лиц одновременно в 223-ФЗ никак не урегулирован. На практике для коллективного участия в закупке по 223-ФЗ группа поставщиков обычно придерживается следующего порядка действий:

  1. Заключить договор простого товарищества или оформить доверенность на одного отдельного члена или его представителя.
  2. Составить заявку на участие в закупке с учетом требований документации.
  3. Приложить дополнительную документацию: учредительные документы (лицензии и допуски и пр.), которые подтверждают опыт и квалификацию.
  4. Поставить подписи каждого члена соглашения.
  5. Подписать контракт с заказчиком при победе в закупке.

Данный вариант участия, который основан на заключении договора простого товарищества, является оптимальным и наиболее удобным для заказчика.

Заявка на участие в закупках подается по общим правилам, но с некоторыми нюансами. В состав заявки включаются документы, которые подтверждают правоспособность каждого участника коллектива. Это копии допусков, лицензий и сертификатов, копии устава, выписки из ЕГРЮЛ.

Также к заявке нужно приложить копию соглашения об образовании коллективного участника. Заказчику нужно указать на сведения об объеме поставки товаров, работ и услуг, которые по договору исполнит каждый участник.

Стоит отметить, что в Положении о закупке обычно ограничено право одного участника на подачу нескольких заявок одновременно.

Такое требованием может распространяться и на коллективное участие: если участник участвует коллективно, то он не вправе одновременно подавать индивидуальные предложения. При дублировании заявок заказчик вправе отклонить все из них.

Допускается также иной вариант коллективного участия, когда несколько участников подают одну заявку, подписанную каждым участником. При признании коллективного участника победителем заказчик подписывает соглашения с каждым участником.

Для этого необходимо составить отдельный проект договора или отдельное приложение к договору, в котором будут прописаны распределение объемов работ и сроки выполнения работ, ответственность участников и порядок расчетов за выполненные работы.

Также в документации указывается порядок действия на случай, если один из участников коллектива откажется подписывать договор. В этом случае в реестр недобросовестных поставщиков может попасть не только сам уклонист, но и все коллективные участники.

Ответственность членов коллектива

В процессе исполнения условий сделки все члены коллектива имеют равные права и несут солидарную ответственность перед покупателями на основании ст. 321-325 ГК.

Солидарная ответственность предполагает право заказчика на предъявление требований как ко всем должникам совместно, так и к каждому из них по отдельности. На основании ст.

308 ГК в обязательствах каждой из сторон могут одновременно участвовать несколько лиц.

Если ими был заключен договор простого товарищества, то отвечать по взятым на себя обязательствами стороны будут на равных основаниях независимо от причины ее возникновения (по ч.2 ст.1047 ГК).

Таким образом, под коллективным участником по 223-ФЗ понимается участник закупки в форме объединения юрлиц или предпринимателей, которые выступают на стороне одного участника закупки независимо от их организационно-правовой формы, соответствующие требованиям заказчика на основании его Положения о закупке. Форма объединения лиц для участия в закупках прямо не определена законодательно.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/kollektivniy-uchastnik.html

Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию

Особенности участия коллективных участников в закупках по Закону № 223-ФЗ

Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.

223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.

Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.

Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.

С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.

Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.

Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

Принципы закупок:

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/glavnoe-o-zakupkah-po-223-fz-polozheniya-osobennosti-i-trebovaniya-k-uchastiyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.