+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Содержание

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Рассказываем о прокурорском надзоре в сфере закупок: в чем состоит его суть, каковы его основные цели и задачи, и как прокуратура проводит проверки.

Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.

В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.

Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.

В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).

ПН производится в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.

Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):

  • обоснования заказа;
  • нормирования закупочной деятельности;
  • обоснования НМЦК;
  • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
  • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
  • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.

Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения прокурорских проверок

Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.

Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:

  1. Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
  2. Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
  3. Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
  4. Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
  5. Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.

Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

  • несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
  • противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
  • заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
  • несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-podgotovitsya-k-prikhodu-nadzornykh-organov

Нарушение закона о закупках прокуратура

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований извещения и документации.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на несколько групп.

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок
  • Не устраивали конкурентные процедуры или выбирали неправомерную форму («бумажную»)Поторопитесь записаться на ближайший курс

    Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

    Точно так же у некоторых заказчиков в Тахтамукайском районе Республики Адыгеи прокуратура установила отсутствие положений о закупке. Это послужило основанием обращения прокурора района в суд с исковыми заявлениями об устранении нарушений Закона № 223-ФЗ.Устраняют такие нарушения заказчики не всегда просто и легко. Так, ГУСП «С.» свою обязанность привести положение о закупке в соответствие с требованиями закона и опубликовать его на ООС исполнил только после обращения Корсаковского городского прокурора в суд.Перечисленные нарушения Закона № 223-ФЗ не ограничиваются этими примерами. И не во всех случаях нарушения имеют умышленный, направленный на хищение средств, характер. Часто подоплека ошибок кроется в низкой профессиональной квалификации сотрудников, сопровождающих закупки компаний с публичным участием. Прокурорам во время проверок нередко приходится проводить «ликбез» по разъяснению положений Закона № 223-ФЗ и подзаконных нормативных актов. На законодательном уровне нужно закрепить квалификационные требования к сотрудникам закупочных структур заказчиков по Закону № 223-ФЗ, как это, например, сделано для контрактных служб в Законе о контрактной системе.Самое «простое», что они могли сделать, — это совсем не опубликовать положение о закупке на ООС. Сначала этим «грешили» очень многие, но теперь число таких нарушений постепенно снижается.На протяжении всех четырех лет с начала применения Закона № 223-ФЗ прокуроры практически повсеместно выявляли его многочисленные нарушения. В чем причина тотальных нарушений?Прокуратура г. Майкопа выявила факт несвоевременного размещения МУП «М.» протокола вскрытия конвертов на ООС. В отношении должностного лица предприятия прокурор возбудил дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.За заключение договора на поставку щебня на бесконкурсной основе по постановлению прокурора Крутихинского района Алтайского края к ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ привлечен руководитель ГУП ДХ «К.». Его оштрафовали на 30 тыс. руб.Все это создало благодатную почву для того, чтобы заказчики начали игнорировать закон.Аналогично этому прокуратура г. Щекино обнаружила, что местная детская музыкальная школа не разместила на Официальном сайте положение о закупке, что стало основанием для обращения прокурора в районный суд. Гражданское дело было прекращено, потому что ответчик добровольно разместил Положение на ООС.

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.
  • В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).
  • Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

    • обоснования заказа;
    • нормирования закупочной деятельности;
    • обоснования НМЦК;
    • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
    • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
    • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

    Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

    Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.
  • Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Источник: http://pahomova-nsk.ru/narushenie-zakona-o-zakupkah-prokurat/

Порядок ведомственного контроля за закупками отдельными видами юрлиц в рамках 223-ФЗ

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Ведомственный контроль является одной из форм контроля за правилами проведения закупок по 223-ФЗ. В конце 2018 года Минфином был утвержден новый регламент контроля за проведением закупок отдельными юридическими лицами, которые приобретают товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Правовое регулирование

Необходимость осуществления ведомственного контроля за закупочной деятельностью прописана в ст. 6.1 ст. 223-ФЗ. Для исполнения данной правовой нормы Минфином был издан приказ №282н от 2018 года. В нем утверждается регламент осуществления ведомственного контроля.

Приказ вступил в силу с 5 января 2019 года. Минфин планирует проконтролировать то, как заказчиками соблюдаются требования ФЗ-223, а также требования о стоимости подписанных договоров.

Ведомственный контроль направлен на недопущение правонарушений при исполнении Закона №223-ФЗ. Все объекты проверки (заказчики по 223-ФЗ) будут разбиты на несколько групп риска с учетом таких аспектов:

  • степени вероятности несоблюдения ими законодательных требований к закупочной деятельности;
  • сведений об объеме закупленных товаров, работ и услуг и стоимости заключенных контрактов, сведения о которых не были внесены в реестр договоров по результатам закупок по ч. 3 ст. 4.1 ФЗ-223.

Уполномоченные инстанции, помимо прочего, будут контролировать соблюдение установленных сроков, когда заказчики должны были внести изменения в Положение о закупке или утвердить новое.

Так, согласно изменениям в 223-ФЗ, внесенным через 505-ФЗ от 2017 года, до 2019 года все заказчики по указанному закону должны внести изменения в действующее Положение о закупках. Своевременное внесение правок позволяет заказчику пройти ведомственный контроль. В числе обязательных изменений в законодательстве указаны такие:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Заказчиков наделили правом на запрос обеспечения только в случае превышения НМЦК суммы в 5 млн р. При этом сам размер обеспечения не может превышать 5% от начальной цены.
  2. В положении нужно прописать конкурентные и неконкурентные способы закупок, которые планирует применять заказчик.
  3. Закупки у субъектов малого бизнеса в обязательном порядке должны проводиться в электронном формате.
  4. Заказчики не вправе прописывать товарный знак или страну производства, когда они описывают объект закупки. А если товарный знак указан, то дополнительно указывается фраза «или эквивалент» (кроме случаев, когда закупаются запчасти или расходные материалы на оборудование определенной марки).
  5. В ЕИС можно не публиковать сведения о договорах на закупку некоторых финансовых услуг (в частности, по доверительному управлению финансами), брокерских услуг, аренды (некоторых видов), а также договоров с указанным правом перехода недвижимости.

Кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль в сфере закупок по 223-ФЗ смогут осуществлять:

  1. Органы исполнительной власти разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), которые являются учредителями или собственниками имущества ГУПов и МУПов.
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти регионов.

Это значит, что бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия будут осуществлять органы власти, которые являются их непосредственными учредителями или собственниками. Также проверить заказчиков смогут вышестоящие инстанции.

Стоит учесть, что объектами проверок в рамках ведомственного контроля станут не все заказчики по 223-ФЗ, которые перечислены в ч. 2 ст. 1 указанного закона, а только следующие группы учреждений:

  1. Бюджетные учреждения по п. 4 ч. 2 ст. 1.
  2. Автономные учреждения по п. 1 ч. 2 ст. 1.
  3. Государственные и муниципальные предприятия по п. 5, 6 ч. 2 ст. 1.

Остальные заказчики по 223-ФЗ не подпали под законодательные новшества.

Порядок осуществления

Ведомственный контроль осуществляется через проведение проверочных мероприятий. Они могут иметь форму выездной проверки или камеральной (документальной) проверки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Данные мероприятия проводятся, согласно плану, который ежегодно подлежит утверждению министром финансов либо замещающим лицом. План заблаговременно утверждается на следующий календарный год до 20 декабря текущего.

План проверок подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте Минфина в течение 5 дней после того, как он был утвержден. С электронной копией документа могут ознакомиться все заинтересованные лица.

Плановые проверки в отношении каждого объекта закупки должны проводиться не реже раза в три года.

Ведомственный контроль производится по следующему алгоритму:

  1. В ходе предварительного этапа Минфину нужно определиться с типом проверки (выездная или документальная), сроками проверки, временным периодом для анализа законности деятельности заказчика. Также на указанном этапе формируется и утверждается состав проверочной комиссии. Единственное требование к составу данной комиссии: она не может включать представителей заказчика.
  2. Заказчик по 223-ФЗ уведомляется о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее старта. Данное уведомление, помимо прочего, включает официальный запрос на предоставление определенных документов либо извещает заказчика об условиях выездных проверочных мероприятий.
  3. Проверочные мероприятия проводятся в течение 15 календарных дней. При необходимости сроки проведения проверки могут быть продлены на 15 календарных дней по решению министра финансов (продление допускается только один раз). В ходе проведения проверочных мероприятий комиссия может запрашивать у заказчика различные документы, брать у него устные и письменные пояснения, выезжать на предприятие в целях проведения фото- и видеосъемки и пр.
  4. По итогам проверки составляется акт проверки закупок в рамках 223-ФЗ. Этот документ является обязательным. Тогда как план устранения нарушений контролирующая инстанция составляет только при наличии таковых.
  5. Копия акта направляется заказчику в течение 10 дней после того, как его подписали все члены проверочной комиссии. Акт ведомственного контроля по 223-ФЗ содержит такие сведения: его номер, ссылка на документ-основание для проведения проверки (либо реквизиты приказа), объект и предмет проверочных мероприятий, их длительность; ФИО лиц, которые непосредственно проводили проверку (состав проверочной комиссии); проанализированные ими документы и перечень выявленных нарушений, дата подготовки и подпись. Иногда в акте могут быть прописаны дополнительные сведения: например, о том, что материалы были переданы в правоохранительные органы, и действия требуют дополнительной квалификации.
  6. У руководителя заказчика по 223-ФЗ будет пять дней на предоставление своих возражений и замечаний в письменной форме.

В том случае, если в результате проверки были выявлены административные или уголовные правонарушения со стороны заказчика, комиссия передает материалы в прокуратуру или ФАС.

Результаты проведения проверочных мероприятий подлежат хранению в течение 3 лет.

Более подробный регламент ведомственного контроля или инструкцию должны утвердить сами контрольные органы. В них должны быть представлены основные этапы проверочных мероприятий, перечень запрашиваемых документов, форма итогового акта и конкретные предложения по устранению различных выявленных правонарушений.

Таким образом, ведомственный контроль предполагает выездную или документальную проверку деятельности заказчиков по 223-ФЗ. Проверки производятся, согласно утвержденному плану, который размещается на сайте Минфина. Регламент ведомственного контроля содержится в приказе №282н от 2018 года.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/vedomstvennui-kontrol.html

Закупки по 44-ФЗ: контроль прокуратуры | Контур.Закупки

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

В соответствии с законодательством о контрактной системе, сфера закупок в России подлежит финансовому, ведомственному и общественному контролю.

Принимая решения, стороны опираются на нормы законодательства, разъяснения регулятора (раннее Минэкономразвития, а теперь Минфина) и судебную практику.

Но закупки контролируются еще и правоохранительными органами, поэтому и заказчикам, и поставщикам будет полезно знать, что именно привлекает внимание прокуратуры. Тем более что в текущем году сфера закупок стала одним из приоритетных направлений в ее работе.

Нарушение сроков оплаты

По состоянию на 1 марта 2016 года объем долга заказчиков по государственным и муниципальным контрактам превысил 14 млрд рублей.

Поэтому неудивительно, что именно своевременная оплата контрактов является одним из главных вопросов для прокуратуры при контроле сферы закупок.

Если заказчик не платит, то обращение в прокуратуру для поставщика становится весьма эффективным средством получения денежных средств за исполненную работу.

Для примера приведем историю с медучреждениями Алтайского края, заключившими с коммерческой организацией контракт на поставку медикаментов. Однако получив весь товар, заказчики оплатить его не спешили. Поставщик обратился в прокуратуру, после чего была проведена проверка.

В результате прокуратура пришла к выводу, что заказчики нарушили права поставщика, а также создали предпосылки для образования у него задолженности по зарплате, недоимок по налогам, прочим платежам и даже его банкротства.

Краевая прокуратура поручила районным органам вынести предписание в адрес главных врачей медицинских учреждений, задолжавших поставщику. В итоге заказчики изыскали средства и оплатили свои долги.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Если же заказчик, не оплатив исполненный контракт, заключит новый, это может быть расценено прокуратурой как отягчающее обстоятельство. В результате гасить задолженность по контракту все равно придется, а вот должностные лица заказчика рискуют быть привлеченным к ответственности.

Напомним, что весной текущего года в закон 44-ФЗ были внесены поправки, которые коснулись максимальных сроков оплаты исполненных контрактов.

Теперь это 30 календарных, а в отношении субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций – 15 рабочих дней.

Кроме того, буквально недавно приняты изменения в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность должностных лиц заказчика, виновных в несвоевременной оплате исполненных госконтрактов.

Контракты с СМП и СОНО

Закон о госзакупках требует, чтобы не менее 15% от совокупного годового объема закупок заказчики осуществляли у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Лица, ответственные за нарушение этого требования, могут быть оштрафованы на 50 тыс. рублей в соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.

Однако при наложении ответственности за это правонарушение есть пара нюансов. Первый связан с расчетом 15-процентного порога закупок. В соответствии с частью 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ, при расчете совокупного годового объема закупок некоторые из них не учитываются. В частности, в этот объем не входят закупки у единственного поставщика, а также закрытые закупки.

Поясним на примере. Заказчик планирует на текущий год закупок на общую сумму 1 млн рублей. Из них 200 тыс. рублей составят закупки у субъектов естественных монополий (газ, вода, электроэнергия) и еще 300 тыс.

рублей пойдут на малые закупки (контракты с единственным поставщиком суммой до 100 тыс. рублей). Таким образом, при фактически потраченной на закупки сумме 1 млн рублей , совокупный объем годовых закупок у заказчика составит всего 500 тыс. рублей.

И при расчете доли контрактов с СМП и СОНО нужно исходить именно из этого объема, а не из суммы 1 млн рублей.

Второй нюанс заключается в том, что даже если план-график и план закупок не содержит контрактов с субъектами СМП и СОНО, формально нарушения в этом нет.

Ведь у заказчика есть право внести изменение эти документы до конца года. И оштрафовать его за невыполнение нормы закупки у малого бизнеса можно по итогам года, но не ранее.

Тем не менее прокуратура может вынести заказчику предостережение с тем, чтобы тот изменил план-график и план закупки.

Обоснованность закупок

Еще одно нарушение, которое может попасть в поле зрения прокуратуры — установление избыточных или необоснованных требований к объекту закупки. Например, в документации на приобретение автомобилей заказчик указал множество требований, которые никак не влияют на ходовые качества, а именно:

  • бортовой компьютер;
  • система кругового обзора с цветным дисплеем;
  • подогрев и электрорегулировка сидений в нескольких направлениях;
  • кнопка автозапуска;
  • панорамная крыша с электроприводом;
  • круиз-контроль и иные функции.

Прокуратура обратила внимание не только на то, что заказчик установил излишние требования к авто, но и посчитала, что закупочная документация составлена под конкретное предложение на рынке. Заказчику было вынесено предупреждение, и закупку пришлось отменить.

Также прокуратура не пройдет мимо, если заказчик пытается закупить объект, в котором и вовсе не испытывает потребности, как в следующем примере. Заказчик из Самары заключил контракт на аренду полигонов для складирования снега, который убирался с улиц города.

Сумма контракта составила 8,7 млн рублей. Однако у заказчика уже было место для размещения снега, причем полученное совершенно бесплатно – администрация города распорядилась предоставить ему доступ к шести полигонам. При этом заказчик вывез на них порядка 6 тыс.

тонн снега, тогда как их общая вместимость превышала 500 тыс. тонн. То есть очевидно, что у заказчика не было никакой потребности в аренде дополнительных полигонов.

В местном Управлении МВД пришли к тому же выводу и возбудили уголовное дело по факту растраты бюджетных средств в особо крупном размере (часть 4 статьи 160 УК РФ).

Недобросовестность при приемке контракта

Если нарушение заказчика при планировании закупки обычно легко устранимы и в худшем случае наказываются штрафом, то с исполнением контракта все совсем иначе. Тут недобросовестные действия ответственных лиц могут квалифицироваться как мошенничество, злоупотребление служебным положением, подделка документов.

Чаще всего к таким последствиям приводят нарушения на этапе приемки результатов исполнения контракта. Например, если заказчик, выявив дефекты в объекте закупки, не обращается к поставщику для их устранения (что ему положено сделать по 44-ФЗ), а вместо этого закупает ремонтные работы у иного поставщика.

Такое нарушение было выявлено прокуратурой в Кировской области, и результатом стало уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями (часть 1 статьи 285 УК РФ).

Иногда прокуратурой выявляются случаи, когда должностное лицо заказчика и руководство поставщика вступают в сговор и заключают фиктивный контракт. Это попадает под статью 159 УК РФ «Мошенничество».

В одном из подобных дел замруководителя Муниципального унитарного предприятия и директор компании-исполнителя осуществляли приемку неоказанных услуг по обслуживанию водопроводных сетей и прочистке труб. Составлялись фиктивные документы (счета-фактуры, акты приемки), и на их основании заказчик переводил исполнителю бюджетные средства, которые затем обналичивались.

Таким образом из бюджета было растрачено более 6 млн рублей. В указанном случае причастные к приемке неоказанных услуг лица были обвинены еще и в подделке документов.

В практике прокуратуры немало подобных примеров. Чаще всего присвоить бюджетные средства злоумышленники пытаются при закупке работ и услуг, результаты которых довольно сложно проверить. Например, упомянутый выше вывоз снега или очистка водоемов и захоронение отходов. Но фиктивная приемка встречается и при исполнении договоров на поставку некоторых товаров, например, топлива.

Фигурантами дел, связанных с приемкой невыполненных работ, становятся не только должностные лица заказчиков, но и руководство исполнителей. Ведь поставщики порой также пытаются нажиться на государственном заказе.

Например, уголовное дело по признаку мошенничества в особо крупном размере было возбуждено в отношении руководителя компании-субподрядчика, которого обвинили в предоставление подрядчику недостоверного акта выполненных работ. В соответствии с документом, работы по монтажу инженерных сетей были выполнены в полном объеме, на основании чего субподрядчик получил оплату.

Однако при инвентаризации выяснилось, что на объекте не везде проложен кабель, а также не хватает прочих элементов сети на общую сумму более 2 млн рублей.

Еще один тип нарушений в плане фиктивной приемки — когда в должностное лицо заказчика затягивает подписание акта, пытаясь склонить подрядчика к даче взятки, а иногда и напрямую требую этого.

Например, руководитель одного заказчика предложил собственнику компании-исполнителя за 15% от суммы контракта обеспечить его приемку. Однако учредитель обратился в правоохранительные органы, и недобросовестного руководителя заказчика задержали с поличным в момент получения «взятки».

Он понес уголовную ответственность в соответствии с пунктом «в» части 5 статьи 290 УК РФ.

К слову, если бы представитель поставщика в примере выше принял предложение заказчика, то при неблагоприятном для них развитии событий отвечать пришлось бы обоим.

Действие представителя фирмы, который задержан в момент передачи взятки должностному лицу, квалифицируется не только как дача взятки, но и как незаконное вознаграждение от имени юридического лица. А это, в соответствии со статьей 19.

28 КоАП, влечет наложение на компанию весьма существенных денежные санкции.

Формы незаконного вознаграждения от имени юридического лица могут быть весьма оригинальными.

Так, в практике правоохранительных органов есть дело, когда незаконным вознаграждением были признаны суммы уплаченного штрафа, который был наложен на должностные лица заказчика. Дело в том, что оплачены эти штрафы были подрядчиком.

Прокуратура пришла к выводу, что таким образом исполнитель контракта оказал членам закупочной комиссии незаконные услуги имущественного характера за то, что ранее они обеспечили ему преференции в конкурсе.

Дробление закупок

Хотя законодательство не содержит понятия «дробление закупок», такой механизм существует, и прокуратура обращает на него свое пристальное внимание.

Механизм следующий. Вместо одной крупной закупки заказчик проводит несколько мелких, уходя тем самым от высококонкурентных процедур к менее конкурентным или вовсе к закупке у единственного поставщика. И несмотря на то что формального запрета на это в законе нет, суды могут признать заказчика виновным в нарушении конкуренции.

Например, заказчику необходимо было приобрести 3 компьютера, общая сумма которых составила порядка 120 тыс. рублей.

Он не стал проводить одну конкурентную процедуру, а разбил закупку на два контракта суммой менее 100 тыс. рублей каждый и заключил их с единственным поставщиком.

Суд посчитал, что действия заказчик нарушают порядок привлечения поставщиков в сферу госзакупок. При этом судьи исходили из следующих обстоятельств:

  • оба контракта имели одну и ту же хозяйственную цель, были заключены в один день и под следующими друг за другом номерами;
  • сторонами контрактов выступили одни и те же лица, а предметами — одни и те же товары.

То есть фактически это одна сделка, искусственно разделенная заказчиком над две. И цель такого дробления — избежать проведения конкурентной процедуры.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-po-44-fz-kontrol-prokuratury/

Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ: кем осуществляется и на какие нормы опирается?

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Одной из форм контроля за деятельностью заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, является ведомственный контроль.

Алгоритм проведения

Перед началом проверки комиссия формирует приказ о проведении ведомственного контроля. В нем содержится указание на наименование заказчика, временной интервал для проверки, состав проверяющей комиссии.

Порядок проведения ведомственного контроля осуществляется по следующему алгоритму:

  1. За 10 рабочих дней до начала проверки Министерство направляет уведомление заказчику, работающему по 223-ФЗ. В него включаются общие сведения (сроки проверки, тип проверки, состав комиссии и пр.), а также уведомление содержит официальный запрос документации и информацию об условиях выездной проверки.
  2. Непосредственно проверка проходит в течение 15 дней (максимально). Сроки проведения ведомственного контроля зависят от количества выявленных нарушений, общей стоимости подписанных договоров, группы риска заказчика и прочих факторов. Продлить процедуру вправе министр финансов и только единовременно (то есть предельные сроки проверки составляют не более 30 дней). В ходе проверки комиссия запрашивает документацию, берет письменные и устные пояснения с сотрудников заказчика, проводит фото- и видеосъемку, выезжает на предприятие заказчика.
  3. По результатам проверки ревизорам необходимо подготовить итоговый акт в течение 10 рабочих дней. Копия перенаправляется объекту проверки в течение 10 дней с момента подписания акта всеми членами комиссии.
  4. После получения акта по результатам проверки руководитель подведомственного учреждения должен направить свои возражения и замечания по нему, если такие имеются. На это ему отводится не более 5 дней.
  5. Комиссия разрабатывает план по устранению обнаруженных нарушений.

Выявленные нарушения могут стать основанием для возбуждения административного или уголовного дела. Комиссия обязана передать сведения о таких нарушениях в уполномоченные органы.

Результаты подведомственного контроля Минфин хранит не менее 3 лет.

Акт по результатам: что в нем указывается

Акт по результатам ведомственного контроля в рамках 223-ФЗ имеет схожую структуру с актами, которые готовит ФАС по результатам проверки. В акте указывается следующая информация:

  1. Номер акта.
  2. Документ, который стал основанием для проведения проверки (реквизиты приказа о начале проверки).
  3. Объект проверки (наименование и реквизиты заказчика по 223-ФЗ).
  4. Предмет проверки (на соблюдение каких правовых норм проверяли заказчика).
  5. Проанализированная документация.
  6. Выявленные нарушения.
  7. Выводы комиссии.
  8. Дата подготовки.
  9. Подписи членов комиссии по ведомственному контролю.

Что необходимо учесть заказчику

Для прохождения ведомственного контроля заказчикам необходимо было привести действующее Положение о закупках до 2019 года в соответствие с новыми законодательными требованиями (с учетом ФЗ-505 от 2017 года).

Заказчикам разрешили запрашивать обеспечение по контракту, только если НМЦК выше 5 млн р. При этом размер обеспечения не может превысить 5% от начальной цены.  В Положении заказчика должны быть указаны конкурентные и неконкурентные способы закупки.

Это могут быть способы, предусмотренные законом (обязательные) и другие по усмотрению заказчика. Также заказчик теперь вправе закупать товары у СМП исключительно в электронном формате.
В ходе проверки может анализироваться закупочная документация.

Например, заказчику запрещено при описании объекта закупки указывать товарный знак и страну производства.

Также может проверяться соблюдение заказчиком требования о размещении информации в ЕИС по результатам закупки. Но есть определенные исключения: заказчики вправе не публиковать здесь данные о закупках финансовых услуг, услуг брокеров, договоры о переходе прав на недвижимость и пр.

Таким образом, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется в отношении государственных учреждений федерального уровня. Контролирующие мероприятия осуществляются органами, которые являются учредителями государственных учреждений и обладают правами собственника имущества ФГУПа.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/vedomstvennui-kontrol.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.