Контрактная служба заказчика: пример формирования
Положение о контрактной службе заказчика по 44 фз образец. Положение о контрактной службе. Требования к контрактной службе согласно закону
Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.
Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с , превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ).
Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу.
Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.
Что делает контрактный управляющий
На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.
Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.
Документы, которые регулируют деятельность
В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).
Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.
Должностные обязанности
И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).
При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:
- разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
- размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
- подготавливают документальное обоснование закупок;
- проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:
- разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
- формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
- расчет и обоснование НМЦК;
- организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
- обеспечение работы закупочной комиссии;
- привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.
При проведении закупок ответственные за закупки лица:
- непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
- изучают банковские гарантии;
- принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.
В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:
- обеспечить заключение контракта;
- организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
- санкционировать проведение экспертизы;
- создать приемочную комиссию;
- обеспечить оплату поставщику.
В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:
- связываются с исполнителем;
- включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
- направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
- организуют выплату по банковской гарантии;
- обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.
Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.
В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.
Ответственность
Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:
- административную;
- дисциплинарную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).
При этом заказчик может получить:
- представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
- предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).
Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию.
Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.
Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.
Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).
Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).
Источник: https://eduction.ru/polozhenie-o-kontraktnoi-sluzhbe-zakazchika-po-44-fz-obrazec/
Контрактная служба заказчика: пример формирования
В статье рассказывается об опыте построения контрактных служб на примере Росводресурсов, которые имеют сеть территориальных органов и подведомственных учреждений во всех регионах РФ и в которых принята децентрализованная организация закупок.
Из этой статьи вы узнаете:
- структура контрактной службы;
- расширение полномочий контрактной службы для организации внутреннего контроля;
- количественный состав контрактной службы;
- функциональные обязанности контрактной службы.
При общем годовом объеме закупок, составляющем около 6 млрд руб., среди организаций Росводресурсов есть как заказчики, закупающие в год на сумму свыше 400 млн руб., так и заказчики, чьи закупки составляют 4–5 млн руб.
В соответствии со столь значительной разницей в объеме закупок по-разному прошло и формирование контрактных служб в организациях агентства.
Структура контрактной службы
В системе Росводресурсов более половины организаций, имеющих право назначать контрактных управляющих, перешли к созданию контрактных служб.
В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. В Росводресурсах такой способ организации контрактной службы не применялся.
В системе Федерального агентства водных ресурсов контрактные службы созданы в 68% территориальных органах и подведомственных организациях, а в 32% назначены контрактные управляющие.
При этом в состав контрактных служб в среднем входит 57% руководящего состава и 43% специалистов, учитывая то, что исполнение функций, возлагаемых на контрактную службу, требует привлечения специалистов различных областей – снабженцев, финансистов, юристов, экономистов, технических специалистов, сметчиков, строителей(проектировщиков), бухгалтеров.
Что касается специализации сотрудников служб, то на производственников и хозяйственников приходится 30 и 10% соответственно от общего количества сотрудников контрактных служб. Бухгалтеры и финансисты составляют 14%, юрисконсульты – 9%, экономисты – 16%. На долю управленцев и ИТ-специалистов приходится 18 и 3% соответственно (рис.1).
Рис.1. Специализация сотрудников контрактных служб
Количественный состав контрактной службы
Количественный состав контрактных служб в системе Росводресурсов можно разделить на несколько групп.
Контрактные службы, где в состав входят 2 или 3 человека, составляют 29%. Доля контрактных служб, в составе которых 5–7 человек, составляет 49%. В других случаях в состав контрактных служб входят от 8 до 15 человек.
В качестве примера можно привести структуру контрактной службы, в состав которой входят:
- руководитель;
- группа инициаторов закупок – 4 работника;
- группа организации планирования закупок и определения поставщиков – 4 работника;
- группа организации приемки товара, работы, услуги – 3 работника;
- группа обеспечения осуществления оплаты – 1 работник;
- группа осуществления претензионно-исковой работы – 2 работника.
Основные нарушения Закона о КС, допущенные сотрудниками контрактных служб, в соответствии с административной практикой, опубликованной в открытом доступе:
- нарушение требований закона, регулирующих размещение на ООС;
- неправильное определение способа закупочной процедуры, заключение контрактов без проведения процедур, завышение цены контрактов, неисполнение требований законодательства при организации и проведении конкурсов, нарушающих конкурентные механизмы;
- включение в конкурсную и аукционную документацию незаконных условий, что влечет ограничение круга участников закупок;
- нарушения в содержании конкурсной/аукционной документации, а также неисполнение обязанности производить закупки у СМП и СОНКО;
- нарушение порядка осуществления закупок;
- отсутствие в контрактах обязательных условий об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств и т. д.
Работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29–7.32.1, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Функциональные обязанности контрактной службы
В соответствии с Законом о контрактной системе и типовым положением о контрактной службе на контрактные службы возлагаются функциональные обязанности, функции и полномочия, затрагивающие весь процесс осуществления закупки, в т. ч. планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнение, изменение, расторжение контракта и т. д. Подробно распределение функций и полномочий представлено в таблице:
Обязанности контрактной службы
Функции и полномочия контрактной службы в соответствии с Законом о контрактной системе | |||
7 функций и полномочий | |||
Функциональные обязанности контрактной службы в соответствии с типовым положением о контрактной службе | |||
17 обязанностей | |||
Функции и полномочия контрактной службы в соответствии с типовым положением о контрактной службе: | |||
при планировании закупок | при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | при исполнении, изменении, расторжении контракта | иные полномочия |
6 функций и полномочий | 24 функции и полномочия | 10 функций и полномочий | 9 полномочий |
О структуре контрактных служб в подведомственных организациях органов федеральной исполнительной власти вы можете узнать из журнала «Госзакупки.ру» |
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101527-qqe-15-m12-kontraktnaya-slujba-zakazchika-primer-formirovaniya
Регламент контрактной службы: структура и образец положения
Положение о контрактной службе заказчика — это локальный нормативный акт, который устанавливает правила организации контрактной службы и принципы ее деятельности при планировании и осуществлении госзакупок.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
С 2014 года в России введена и действует Федеральная контрактная служба. Принят 44-ФЗ, регламентирующий правоотношения, связанные с госзакупками и направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Система госзакупок подверглась реформированию, и одно из важнейших направлений — кадровые изменения: введение специальной службы заказчика. Для установления правил ее функционирования в организации, участвующей в системе, принимается специальный регламент контрактной службы (КС).
Обычно этот документ получает название «Положение», образец которого разработан Минэкономразвития и утвержден Приказом № 631 от 29.10.2013. Однако вскоре в него могут быть внесены изменения, о чем расскажем подробнее.
Полномочия и обязанности контрактной службы
Она создается в обязательном порядке только в ряде случаев и может быть заменена контрактным управляющим. КС призвана на профессиональном уровне обеспечить соблюдение прав и интересов заказчика (государственного или муниципального органа, бюджетного учреждения) при осуществлении закупок, создать условия для эффективной работ, без коррупции и иных правонарушений.
Основные функции контрактной службы заключаются в следующем:
- планирование сделок: разработка плана, графика, размещение их и внесенных при необходимости изменений в Единой информационной системе, на сайте заказчика, в сети Интернет, публикация в соответствии с законом; подготовка обоснования; обеспечение утверждения плана и графика, подготовка и обоснование цены контракта;
- выбор поставщиков в соответствии с правилами, установленными законом, в том числе определение способа их выбора, описание объекта в документации;
- привлечение экспертов, специальных экспертных организаций, запрос консультаций;
- обеспечение исполнения заключенных контрактов, приемки полученной продукции, оплаты полученного товара;
- взаимодействие с поставщиками по вопросам исполнения и заключения контрактов;
- подготовка документации по контракту;
- составление и публикация отчетной документации.
Перечень функций, включенных в регламент работы контрактной службы, может быть расширен: в него можно включать и иные функциональные обязанности, например, организацию общественных слушаний по вопросам заключения обсуждаемых сделок, участие в рассмотрении судебных споров, организацию возврата денежных средств и т. д. Таким образом, функции и полномочия контрактной службы достаточно обширны и вскоре могут стать еще более объемными.
Структура
Организационная структура и распределение обязанностей в контрактной службе по закупкам зависит от выбранной структуры и решения руководства.
КС в обязательном порядке создается при наличии следующего условия: совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 000 000 рублей.
В остальных случаях ее можно не создавать, а возложить полномочия на одно лицо или группу лиц.
Таким образом, есть три возможные модели КС:
- организация специального структурного подразделения;
- возложение функций КС на группу лиц без организации структурного подразделения;
- назначение управляющего (в случае небольших объемов сделок).
Представим пример структуры контрактной службы заказчика (при годовом объеме заказов, равном 100 миллионов рублей, руководство назначает контрактного управляющего).
Требования к квалификации
В ч. 6 ст. 38 ФЗ-44 указано, что все сотрудники КС так же, как и управляющий, должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование обязательно в сфере закупок. В качестве допобразования подходят курсы повышения квалификации, профпереподготовка.
Это положение введено в 2016 году, до этого требования были более мягкими. Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.2013 установлен минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации.
Он не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профпереподготовки — менее 250 часов.
Алгоритм создания
Процесс создания КС включает четыре этапа:
- Изучение действующих, актуальных нормативных и законодательных актов.
- Создание КС (определить и назначить лиц, которые будут исполнять соответствующие обязанности) или назначение управляющего в зависимости от совокупного оборота сделок.
- Направление сотрудников на обучение или организация их переобучения.
- Создание документации по деятельности: издать приказ, разработать положение, регламент работы.
Документы
Законодательно не определен документ, утверждающий создание КС. Однако вполне очевидно, что для этого необходим приказ, распорядительный акт руководства. Кроме того, необходимо разработать Положение на основе типового образца. В своей деятельности сотрудники руководствуются Положением, ФЗ 44 и иными законодательными и подзаконными актами в обсуждаемой сфере.
Положение
Приказом Минэкономразвития № 631 типовое положение о контрактной службе утверждено еще в 2013 году. Вполне вероятно, что вскоре действующий приказ будет отменен. Министерство финансов разработало проект нового приказа и Типового документа, пакет документов размещен на сайте проектов нормативных актов и ожидает подписания.
Действующее положение, в случае принятия этого приказа, необходимо будет привести в соответствие с распорядительным актом. В частности, актуализируются положения о функциях и полномочиях КС в части обеспечения деятельности комиссии, которая создается для определения поставщиков, на что нужно обратить внимание.
Положение утверждается руководителем заказчика, в нем устанавливаются общие положения о деятельности КС в соответствии с законом, и детали ее работы в зависимости от особенностей деятельности заказчика.
Скачать образец положения о контрактной службе (Приложение к проекту Приказа Минфина)
Источник: https://ppt.ru/forms/zakupki/reglament-kontraktnoy-sluzhby-struktura-i-obrazets-polozheniya