Конкурентные закупки по 223-ФЗ
Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году
Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика.
До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.
«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».
Что такое конкурентная закупка
В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:
- Информация о конкурентной закупке:
— размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;
— высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.
- Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
- В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.
«Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.
Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.
Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.
«Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.
Виды торгов по 223-ФЗ
После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.
Конкурс
Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.
Аукцион
Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.
Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.
Запрос котировок
Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.
Запрос предложений
Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.
Формы проведения закупок
Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Расписание
- Если в проекте договора содержится государственная тайна.
- Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
- Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.
В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.
Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.
В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ. Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.
Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.
О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1678
Что изменилось в конкурентных закупках по 223-ФЗ | Контур.Закупки
В 2018-2019 годах произошло много изменений не только в государственных закупках, но и в процедурах по 223-ФЗ. Разберемся с тем, какими способами проводятся конкурентные закупки государственных компаний и в какой форме.
Что нового
Раньше в своем Положении о закупке заказчик был обязан прописать 2 способа проведения конкурентных процедур: конкурс и аукцион.
Он мог использовать и прочие методы определения поставщика, если пропишет их в Положении.
С 1 июля 2018 года заказчик по 223-ФЗ обязан включить в положение следующие процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок, а также закупку у единственного поставщика.
Основные изменения коснулись конкурентных закупок. Так называются процедуры, в которых:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Могут участвовать несколько поставщиков. О проведении такой закупки они могут узнать из ЕИС, поскольку эта информация является открытой. Если же закупка закрытая, то заказчики сами уведомляют потенциальных участников и приглашают на процедуру.
- Поставщики соперничают друг с другом за право заключить договор.
- Предмет закупки должен быть описан заказчиком в соответствии с правилами из статьи 6.1 закона 223-ФЗ. А именно, с указанием качественных, технических, функциональных и эксплуатационных характеристик. И при этом без указания на товарный знак, производителя, страну происхождения и так далее. Если же такие указания есть, необходимо добавить фразу «или эквивалент».
Правда, бывают случаи, в которых разрешено указывать бренд без ссылки на эквивалент. Например, если закупаются расходные материалы или запчасти к уже используемому оборудованию, а также в других ситуациях, которые прописаны в части 3 статьи 6.1 закона.
Конкурентные процедуры по 223-ФЗ
Хотя закон обязывает заказчиков прописывать определенные конкурентные процедуры в Положении о закупке, он не ограничивает его в выборе других методов определения поставщика. Если заказчик пожелает их применять, ему следует их прописать в Положении. Таким образом, в документе могут фигурировать две группы конкурентных процедур — мы собрали их на следующей схеме.
Конкурентные процедуры | |
Обязательные | Необязательные |
Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений | Любые на усмотрение заказчика, например, запрос цен, запрос оферт, конкурсный отбор, конкурсные переговоры и многое другое |
Заказчик обязан заключить договор с победителем торгов | Заключать договор с победителем заказчик не обязан |
Итак, обязательных процедур в Положении о закупке стало больше. Их особенности — в следующей таблице.
Вид процедуры | Описание |
Конкурс | Заявка оценивается по нескольким критериям. Побеждает тот, чьи условия исполнения договора будут оценены выше. |
Аукцион | Имеет значение только стоимость, поскольку все прочие условия строго регламентированы в аукционной документации. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения контракта. |
Запрос котировок | Процедура в целом похожа на аукцион, но проще. Отсутствует закупочная документация, а все требования к предмету закупки устанавливаются в извещении. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену. |
Запрос предложений | Заказчик устанавливает в тендере условия. Побеждает тот поставщик, чье предложение в большей степени им соответствует. |
В какой форме можно проводить закупку
Закупки по закону 223-ФЗ могут быть открытыми и закрытыми. Условия для проведения закрытых торгов перечислены в статье 3.5. Закрытым способом можно проводить закупку, если:
- Информация о ней содержит сведения, составляющие государственную тайну.
- Координационный совет Правительства принял решение о том, что это за закупка должна проводиться закрытым способом (часть 8 статьи 3.1).
- Правительство решило, что сведения о закупке или товары, которые закупаются, не должны размещаться в ЕИС (пункт 16 статьи 4).
Во всех остальных случаях должна проводиться открытая процедура.
И открытая, и закрытая закупка может проводиться в электронной или бумажной форме. Есть правила, которые при этом необходимо соблюдать:
- Торги для субъектов малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме (часть 2 статьи 3 закона).
- В Положении заказчику следует закрепить, что электронные торги проводятся на площадках, которые соответствуют требованиям закона 223-ФЗ.
- В Положении должны быть перечислены виды процедур, которые проводятся на бумаге. Если в отношении какого-то способа определения поставщика это не указано, то проводить его нужно на ЭТП.
Электронными теперь считаются заявки, которые подали только на площадке. Не считается электронной формой процедура, заявки на которую поступают на Emil, принимаются на флеш-носителе и так далее.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-izmenilos-v-konkurentnyx-zakupkax-po-223-fz/
Конкурентные закупки по 223-ФЗ
В июле 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Он внес правки в 223-ФЗ. Заказчики должны привести свои положения в соответствии с ними до 1 января 2019 года. О том, что такое конкурентная закупка по 223-ФЗ, что поменялось в законодательстве в 2018 году, читайте в статье.
Определение конкурентным закупкам по 223-ФЗ в новой редакции 2018 года дано в ст. 3. Там перечислены признаки таких процедур:
- заказчик сообщает о закупке одним из двух способов: размещает извещение в ЕИС или направляет приглашения как минимум 2 участникам;
- участники конкурируют между собой за право заключить договор с заказчиком;
- при описании объекта закупки заказчик учитывает требования п. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Какие требования закон предъявляет к документации о конкурентной закупке:
- в описании укажите эксплуатационные свойства, функциональные, технические и качественные характеристики;
- не включайте в описание товарные знаки, наименования производителей, страну происхождения товара, а также требования к участникам, препятствующие конкуренции;
- если в описании есть товарный знак, укажите, что можно предлагать эквивалент (исключение — закупки для исполнения госконтрактов, несовместимости товаров и т.д.).
В положении каждого заказчика должен содержаться перечень способов закупок — конкурентных и неконкурентных. Как в положении о закупке прописать конкурентные и неконкурентные закупки, расскажет эксперт
Что такое неконкурентные закупки по 223-ФЗ в 2018 году
Отличие конкурентных закупок от неконкурентных по 223-ФЗ в том, что во втором случае нет соревнования между участниками. Заказчик сам выбирает, кому направить информацию о закупке. Применять неконкурентные процедуры можно в ограниченном числе случаев. Все они должны быть прописаны в положении. В 223-ФЗ указан только один способ — закупка у единственного поставщика.
Проводите неконкурентную процедуру только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке. Если закупка не подходит ни под одно из оснований, проведите торги, иначе рискуете получить жалобу. Смотрите, как правильно внести закупки в положение, какие основания неконкурентных процедур выделить, когда нужно размещать в ЕИС извещение.
Какие конкурентные закупки предусмотрены 223-ФЗ
Официально среди видов конкурентных закупок по 223-ФЗ выделяют открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений.
Но этот перечень заказчик вправе расширить, прописав дополнительные процедуры в своем положении. Обратите внимание, что все указанные в законе виды закупок являются торгами.
Это значит, что заказчик не вправе отказаться от заключения договора с победителем.
Читайте подробнее, как провести конкурентную закупку и что делать, если закупка не состоялась.
Для примера приведем выдержки из положения компании «Ростех». Помимо предусмотренных законом процедур в нем указан редукцион. Также прописано, когда этот способ может использоваться:
- закупаемая продукция входит в перечень продукции, процедура закупки которой проводится в электронной форме способами аукцион / редукцион или запрос котировок;
- единственным критерием оценки является «Цена договора или цена за единицу продукции», в целях обеспечения возможности многократного снижения цены заявки со стороны участника закупки – вне зависимости от размера НМЦ;
- в иных случаях, если это установлено в соответствии с законодательством.
Сколько надо закупать конкурентными способами? Узнать подробнее
В положение «Ростеха» внесены критерии выбора других видов процедур. Конкурс проводится каждый раз, когда не возникает оснований для проведения другой закупки. Запрос предложений используется, когда критериев выбора победителя несколько, и в следующих случаях:
- НМЦ не превышает 10 млн. руб. или 20 млн. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб.;
- НМЦ не превышает 50 млн. руб., при этом закупается продукция в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком договору с третьим лицом и нет времени на другие процедуры или заказчик не обладает складскими запасами необходимой продукции;
- вне зависимости от размера НМЦ запрос предложений проводится по результатам предварительного квалификационного отбора участников закупки для серии закупок;
- вне зависимости от размера НМЦ проводится запрос предложений при закупке финансовых услуг.
Запрос котировок «Ростех» выбирает, если единственный критерий выбора победителя — цена и соблюдено одно из следующих условий:
- НМЦ не превышает 10 млн. руб. с НДС и закупается продукция, единственным критерием оценки которой является «Цена договора или цена за единицу продукции»;
- НМЦ не превышает 20 млн. руб. с НДС (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб. — 50 млн. руб.) и закупается продукция в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком договору с третьим лицом;
- вне зависимости от размера НМЦ проводится запрос котировок по результатам предварительного квалификационного отбора участников для серии закупок.
Электронные конкурентные закупки по 223-ФЗ
По умолчанию все конкурентные закупки по 223-ФЗ с 2018 года проводятся в электронной форме.
В плане электронизации процедур Закон о закупках отдельными видами юрлиц приблизился к Закону о контрактной системе. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными.
Обязательно проводить закупки в электронной форме среди МСП. Об этом сказано в ч. 2 ст. 3 Закона в новой редакции.
Новые электронные закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Лектор: Екатерина Маковлева, руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»
Екатерина Маковлева рассказывает в лекции, как меняется работа заказчиков и участников в связи с появлением новых электронных способов закупки. Участники узнают, как пройти аккредитацию на ЭТП, что такое специальные счета, кто должен платить за пользование электронной площадкой.Заказчики узнают, какое обеспечение заявок устанавливать с 1 июля, что нового в закупках по 223-ФЗ у МСП, как проводить закрытые закупки.
Смотреть видео
Отмена конкурентной закупки по 223-ФЗ
Заказчик вправе не проводить закупку и инициировать ее отмену. Главное — сделать это до конца срока подачи заявок. В день, когда было принято такое решение, информацию нужно разместить в ЕИС. Если срок отмены конкурентной закупки прошел, но возникла такая потребность, сделать это можно только при форс-мажоре.
Другие изменения в 223-ФЗ
Вкратце перечислим другие изменения в Законе о закупках отдельными видами юрлиц:
- требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб., максимальный размер обеспечения — 5% от начальной цены;
- указывать товарный знак и страну производства заказчикам запретили;
- извещение должно содержать информацию о начальной цене договора, формулу цены или стоимость единицы товара и максимальное значение стоимости договора;
- необходимо разрабатывать документацию ко всем закупкам за исключением запроса котировок;
- в ЕИС разрешили не публиковать сведения о заключенных договорах на закупку некоторых финансовых услуг.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103269-qqq-18-m10-konkurentnye-zakupki-po-223-fz
Способы закупок по 223-ФЗ — конкурентные и иные
Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44.
Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов.
Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке — это аукцион и конкурс.
Обязательные способы закупок по 223-ФЗ
Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два — это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности.
Однако они не должны противоречить положениям закона.
В частности — в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.
С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс — обычном или электронном.
Другие способы закупок по Федеральному закону №223
Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования — от формы подачи до состава документов.
Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.
- Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.
Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых — необходимость регистрации. Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают. Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.
Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.
Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило — это «простая» закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.
Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.
Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно. Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше 4 способа — это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.
Неконкурентные способы закупок
В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них — закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие — прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.
Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит «не более 100 тысяч рублей», определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/72-sposoby-zakupok-po-223-fz
Виды закупок по 223-ФЗ
Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом.
Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион.
При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней.
При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней.
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас
В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки.
В качестве критериев оценки заявок участников открытых конкурсов, чаще всего используются:
- Цена товаров, работ или услуг.
- Сроки поставок, либо выполнения работ.
- Наличие квалифицированного персонала.
- Имеющийся опыт работы участника.
Аукционы проводят в открытой или в закрытой форме.
При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на официальном сайте Подать заявку на участие в таком аукционе может любой аккредитованный на площадке участник торгов.
Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни публикации на официальном сайте не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком участники.
Как правило, аукционы по 223-ФЗ проводятся в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, затем проводится непосредственно сам аукцион, победителем которого становится тот, кто предложит наименьшую цену. Ценовые предложения участниками подаются в пределах шага аукциона, устанавливаемого заказчиком.
Наиболее распространенные неторговые процедуры, определяемые заказчиками в Положениях о закупках: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, предложения делать оферты. Встречаются и такие экзотичные способы как закупка прайс-листа.
Основным критерием оценки заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения закупки. Но в отличие от аукциона, в запросе котировок ценовое предложение участником подается один раз.
Запрос предложений – это способ закупки, победителем которого становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, которые определяются заказчиком, на основании установленных им в документации, критериев оценки и сопоставления заявок.
Конкурентные переговоры проводятся, когда заказчику необходимо обсудить с участниками характеристики объекта закупки.
Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ
Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке. Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:
- Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю).
- Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя). По Закону № 223-ФЗ случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке.
Ниже приведены примеры условий (оснований) проведения закупки и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
- Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет цена приобретаемой продукции. При этом Заказчик имеет возможность самостоятельно установить размер такой цены, например, до 300 000 рублей, до 500 000 рублей. Закон никак не ограничивает Заказчика в установлении предельной цены в Положении о закупках, когда можно провести закупку у единственного поставщика.
- Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
- Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
- Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
- Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
- Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
- Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика.
- Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг.
- Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
- Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
- Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
- Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
- Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.
- Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
- Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
- Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.
При осуществлении закупки у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую 100 000 / 500 000 рублей, Заказчик вправе не размещать на официальном сайте извещение и документацию.
Прямые закупки по 223-ФЗ
Контрактная система в России создана для того, чтобы сделать госзакупки более открытыми, честными и справедливыми. Здоровая конкуренция – один из основополагающих принципов этой системы. Поэтому неконкурентные виды тендеров могут применяться только в тех случаях, когда это целесообразно, с обоснованием необходимости выбора именно этого способа закупки и именно этого исполнителя.
Тем не менее закон 223-ФЗ не устанавливает строгих ограничений для компаний, подпадающих под его юрисдикцию, позволяя им самостоятельно решать, когда применять прямую закупку.
Исчерпывающий перечень таких случаев должен быть указан в Положении заказчика, опубликованном в ЕИС и на официальном сайте.
Там же должен быть описан процесс, по которому заказчик проводит закупки у единственного поставщика.
Неконкурентные методы определения исполнителя проще и быстрее полноценных торгов. По итогам I полугодия 2018 доля закупок у единственного поставщика по обоим федеральным законам составила 27%. По опыту предыдущих лет особые госзаказчики наиболее часто организуют именно неконкурентные тендеры: более 94%, среди которых прямые закупки занимают 32%.
рис.1 Закупки в разрезе способов их осуществления
В каких случаях проводится прямая закупка
Причин организации закупки у единственного поставщика может быть много. Среди наиболее популярных:
- Пользование услугами компаний регулируемой сферы, сделки с естественными монополиями и компаниями, обладающими исключительными правами на объект закупки. Например, пассажирские перевозки в России осуществляет только ФПК, дочка РЖД. Центральное отопление поставляет только Теплосеть. Права на установку антивируса Kaspersky есть только у Лаборатории Касперского.
- Срочная закупка в условиях чрезвычайной ситуации, когда времени на организацию конкурентных процедур просто нет.
- Если в результате первого тендера в серии был определен подходящий поставщик, то последующие контракты разрешается заключать с ним напрямую в целях стандартизации или обеспечения совместимости. Например, заказчик приобрел стулья для главного офиса. Во всех его представительствах по городу должны стоять такие же стулья – они закупаются напрямую у того же поставщика. Или при приеме новых сотрудников заказчик подключает им сим-карты – того же оператора, что обслуживает уже имеющиеся корпоративные номера.
- Таким же образом заключаются сделки по покупке конкретной недвижимости, и пролонгируются договора текущей аренды.
- Допускается совершать у единственного поставщика мелкие закупки. Контракты до 100 тысяч рублей (до 500, если оборот компании-заказчика превышает 5 миллиардов) с 2018 года можно не вносить в план, не публиковать в ЕИС, а значит не отчитываться. С другой стороны, порог “мелких закупок” заказчики по 223-ФЗ прописывают самостоятельно у себя в Положении. Например, если такой порог обозначен в 300 тысяч рублей, то тендеры на 100-300 тысяч будут проводиться напрямую, однако придется публиковать сведения о них в ЕИС.
Дополнить список причин, по которым допускается применить закупку у единственного поставщика, можно из 93 статьи 44-ФЗ. Тем не менее очевидно, что стать для заказчика тем самым единственным поставщиком можно в двух случаях:
- Ваша продукция уникальна, не имеет аналогов и нужна заказчику.
- У вас крайне положительная деловая репутация, позитивный опыт исполнения госконтрактов и налажены контакты с заказчиком.
Изменения с 1 июля 2018 года
Виды тендеров | Теперь заказчик обязан предусмотреть в своем Положении конкурентные и неконкурентные виды закупки. Расширен также их перечень: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и предложений; к закупкам у единственного поставщика заказчик вправе добавлять любые другие неконкурентные виды. |
Отчетность | Для договоров, заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся торгов, предусмотрена отдельная отчетность. |
Требования к документации | Для прямых закупок больше не требуется извещение. |
Положение о закупках | В Положении должны быть перечислены все случаи применения закупки у единственного поставщика. Организация ее по каким-либо другим причинам – повод для жалобы в ФАС. |
На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 223-ФЗ, а также заказать рассылку победителей тендеров по интересующих вас тематике.
Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/344-pryamie-zakupki-po-223fz
Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?
В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.
Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.
Понятие и регулирование конкурентных закупок
Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.
Выбор исполнителя происходит на принципах равноправия, справедливости и здоровой конкуренции между претендентами на заключение договора. Для исключения возможной коррупции конкурентные процедуры проводятся преимущественно в электронной форме под контролем антимонопольной службы.
Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:
В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.
Виды и формы конкурентных процедур
Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:
- конкурс;
- аукцион на понижение;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- конкурентные переговоры;
- иные процедуры, определенные заказчиком.
Каждая из перечисленных процедур может проходить как в открытой, так и в закрытой форме.
Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.
Торговые процедуры
Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.
При торгах в форме аукциона договор заключается с участником, который предложил самую низкую цену, а конкурс предполагает заключение договора с лицом, предложившим лучшие условия выполнения закупки.
Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:
- при большом количестве потенциальных участников закупки;
- при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
- когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.
При планировании сроков торговых процедур нужно учитывать, что если ни один из участников не подходит под требования заказчика, то конкурс (или аукцион) не состоится, и потребуется дополнительное время на определение исполнителя заказа.
Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:
- Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
- Участники предлагают условия исполнения.
- Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.
Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.
Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.
Использование запросов котировок или предложений в целях выбора исполнителя является более предпочтительным для небольших закупок, а также закупок товаров или услуг, имеющих сложные характеристики, так как условия таких процедур, включая сроки размещения сведений в ЕИС и на торговых онлайн-площадках, определяются самим заказчиком в Положении о закупке.
Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.
Процедуры, не относящиеся к торгам
Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.
При конкурентных переговорах участники предлагают заказчику условия, сроки исполнения заказа и цену, такие предложения фиксируются в протоколе. Заказчик выбирает исполнителя после оценки всех предложений и аргументов участников переговоров.
Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):
- сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
- участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
- для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.
Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.
Порядок закрытых процедур
В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.
Получившие приглашение на участие в закрытой закупке лица обязаны обеспечивать сохранность сведений, используемых при проведении торговых процедур и выполнении заказа. Порядок соблюдения уровней секретности регламентируется документами о закупке.
Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.
Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/konkurentnye-sposoby.html