Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Содержание

Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Для этого необходимо выбрать эксперта или экспертную организацию и заключить с ними контракт по общим правилам Закона N 44-ФЗ.

Заказчики могут привлекать сторонних экспертов для проверки исполнения контрактов, а также для оценки соответствия конкурсных заявок дополнительным требованиям. Однако обязательно проводить внешнюю экспертизу только при приемке результатов исполнения некоторых контрактов с единственным поставщиком.

Перед экспертом необходимо поставить вопросы, на которые он должен ответить. Итоги экспертизы оформляются в виде заключения, подписанного экспертом или представителем экспертной организации.

Законом предусмотрены случаи, когда вы обязаны привлекать сторонних экспертов или экспертные организации, а также случаи, когда такие эксперты привлекаются по вашему желанию.

Обязательно привлекайте сторонних экспертов или экспертные организации при приемке результатов исполнения контракта (этапа контракта), заключенного с единственным поставщиком по следующим основаниям (ч. 3, 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ):

  • осуществляется поставка культурных ценностей, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы закупают товары, работы, услуги из Перечня, утвержденного Правительством (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • учреждение, исполняющее наказания, заключает контракт в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • осуществляется закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, конкретных исполнителей в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или лицензии (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен организатором такого мероприятия (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • определение поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом признано несостоявшимся — только если в таком случае заключаете договор с единственным поставщиком для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд приобретаются нежилые объекты недвижимости в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капвложений (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • проводится лечение гражданина РФ иностранной организацией за пределами территории РФ (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • образовательными организациями или региональными инновационными площадками заключаются контракты на поставки оборудования и ПО с обладателем исключительных прав за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • органы исполнительной власти, органы местного самоуправления заключают контракты на приобретение жилых помещений по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений на основании договора безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, договора аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории или договора аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка ФТС России работ по изготовлению акцизных марок (п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность, свидетельств о госрегистрации актов гражданского состояния (п. 55 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Привлекайте сторонних экспертов по своему усмотрению в следующих случаях:

  • осуществляете приемку результатов исполнения контракта не из перечня закупок, для которых внешняя экспертиза обязательна (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
  • осуществляете приемку услуг экспертов, экспертных организаций (п. 2 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
  • осуществляете приемку проектной документации или результатов инженерных изысканий, которые прошли обязательную экспертизу по ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
  • вы собираетесь принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и нужно подтвердить допущенные поставщиком (исполнителем, подрядчиком) нарушения. К таким ситуациям можно отнести случаи, когда вы выявили нарушения не в ходе приемки по контракту (ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • при проведении конкурсов необходимо провести оценку соответствия участников дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ст. 58 Закона N 44-ФЗ).

Внешняя экспертиза документации, заявок в рамках предквалификационного отбора участников конкурса возможна только при проведении следующих «бумажных» закрытых процедур: конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Это связано с тем, что такой отбор на данный момент предусмотрен только для данных видов закупок (ст. 58, ч. 11, 15 ст. 85, п. 2 ч. 43, 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Как выбрать эксперта или организацию

Особый порядок выбора экспертов или экспертной организации Законом N 44-ФЗ не предусмотрен. Поэтому для заключения договора с экспертами проведите закупку в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Выберите один из конкурентных способов определения исполнителя. Включите закупку в план-график и проведите процедуру. Вы также можете заключить контракт с экспертом путем закупки у единственного поставщика, соблюдая все ограничения, предусмотренные для указанного способа.

Если для проведения экспертизы необходимы исследования, испытания, оказание услуг, выполнение работ и к лицам, которые их выполняют, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций проводите из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Включите в документацию перечень документов, которые подтверждают соответствие участника данному требованию. Например, если от участника требуется наличие лицензии, то укажите, какая именно лицензия у него должна быть (ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Какие требования предъявляются к экспертам, экспертным организациям

Эксперты, привлекаемые заказчиком, должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства, ремесла, связанными с предметом экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не допускаются до проведения экспертизы следующие лица (ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ):

  • должностные лица или работники заказчика или поставщика, а также бывшие должностные лица или работники, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
  • физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта;
  • супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, члена закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  • физические или юридические лица, на которых заказчик или поставщик прямо или косвенно может оказывать влияние.

Не требуйте от участников на этапе проведения конкурентной процедуры подтверждать свое соответствие указанным требованиям.

Поскольку если вы установите требования к обладанию специальными познаниями, к квалификации, то вам необходимо также привести и исчерпывающий перечень документов, которыми участники должны подтвердить соответствие указанным требованиям (п. 2 ч. 3 ст. 54.2, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 2 ст. 82.2, п. 3 ч. 4 ст.

83.1 Закона N 44-ФЗ), а Законом не конкретизирован уровень образования, опыта или квалификации экспертов. Значение термина «специальные познания» и вовсе не раскрыто в законодательстве.

Следовательно, определить исчерпывающий перечень документов, которыми участники могли бы подтвердить свое соответствие требованиям, также затруднительно. Установление указанных требований в документах конкурентной закупки может быть признано ограничением конкуренции, что противоречит ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.

Не требуйте декларировать отсутствие ограничений для допуска к экспертизе на этапе проведения конкурентной закупки.

Эксперт, экспертная организация обязаны перед началом экспертизы письменно уведомить вас и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и об отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Установите данную обязанность в проекте контракта.

Какие условия включить в контракт с экспертом, экспертной организацией

Особых требований контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, установленные Законом N 44-ФЗ к контракту. Рекомендуем включить в контракт:

  • предмет экспертизы. Это может быть либо оценка соответствия участника дополнительным требованиям, либо проверка результатов исполнения контракта в части соответствия его условиям (ст. 58, ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Включите конкретные вопросы, на которые эксперт должен дать ответ, либо установите порядок постановки таких вопросов эксперту;
  • функции и полномочия эксперта, экспертной организации. В рамках экспертизы они могут запрашивать у вас и у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Установите порядок действий в рамках таких запросов;
  • сроки проведения экспертизы. Устанавливайте их с учетом сроков рассмотрения заявок при оценке соответствия участника дополнительным требованиям либо с учетом сроков, предусмотренных для приемки по контракту при экспертизе результатов исполнения контракта;

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-zakazchiku-po-zakonu-n-44-fz-provesti-ekspertizu-s-privlecheniem-storonnix-ekspertov-ili-ekspertnyx-organizacij.html

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта.

В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.

  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.

  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом).

    Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы.

Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком.

Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги).

Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ.

В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93).

Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ.

Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация: Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).

С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде.

По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами.

Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.

Теги: 44-ФЗ, экспертиза, экспертиза по ФЗ-44, исполнение контракта,

Количество просмотров: 5675

:

Источник: https://fksrf.pro/info/86.html

Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ. Проведение внутренней экспертизы по Закону № 44-ФЗ

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Экспертиза исполнения контракта предусмотрена Законом № 44-ФЗ. Иногда можно обойтись внутренней экспертизой, однако в некоторых случаях обязательна внешняя экспертиза закупки, то есть привлечение экспертов, экспертных организаций. О правилах проведения экспертизы по Закону № 44-ФЗ и требованиях к экспертам, экспертным организациям расскажет эта статья.

Экспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения.

Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе.

Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения. Когда и как нужно привлекать экспертов, экспертные организации, расскажет эта статья.

Экспертиза при приемке

Проведение экспертизы по 44-ФЗ необходимо:

  • При подготовке документации о закупке. Речь идет, в первую очередь, о привлечении экспертов к подготовке технического задания при закупке сложной продукции.
  • При рассмотрении, оценке и сопоставлении информации из заявок участников закупки. В таком случае эксперты обычно привлекаются для независимого ранжирования предложений по неценовым критериям.
  • При приемке продукции (товаров, работ, услуг) в ходе исполнения контракта.

Остановимся подробнее на экспертизе исполнения контракта при приемке.

Из норм частей 1 и 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что независимая экспертиза – часть приемки, но не всегда обязательная.

Экспертиза при приемке проводится заказчиком для проверки отсутствия нарушений и соответствия условиям контракта представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

Заказчик может провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга подлежат экспертизе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но здесь есть исключения. Заказчик имеет право не привлекать экспертов:

  • при закупке услуг самих экспертов, экспертных организаций;
  • если результат предусмотренной контрактом выполненной работы – проектная документация объекта капстроительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу;
  • в случаях, предусмотренных пунктами 1–9, 14, 15, 17–23, пунктом 24 (только при закупках для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В этих ситуациях заказчик проводит приемку продукции своими силами. Такую приемочную комиссию можно считать внутренней экспертизой. Внутренняя приемка не лишает заказчика права установить требование независимой внешней экспертизы по Закону № 44-ФЗ.

Эксперт (экспертная организация) как субъект закупки

Согласно п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, эксперты – это физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а экспертные организации – юридические лица. Они обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области науки, техники, искусства или ремесла (для юрлица это требование к квалификации персонала).

Эксперты, экспертные организации действуют на основании договора или государственного (муниципального) контракта.

То есть, экспертная деятельность ведется на возмездной основе и заключается в изучении и оценке предмета экспертизы, а также в подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком или участниками закупки вопросам (если условия контракта предусматривают дополнительную независимую экспертизу с составлением экспертного заключения по 44-ФЗ).

Самый главный вопрос, который ставит заказчик экспертам, – подтверждение соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям технического задания (то есть условиям договора, контракта), а также требованиям технических регламентов и стандартов.

Ограничения по привлечению экспертов

В целях внешней экспертизы не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Причем для физлиц эти ограничения практически неустранимы. Так, не имеет права быть внешним экспертом:

  • должностное лицо или работник заказчика либо поставщика (подрядчика, исполнителя), а также тот, кто работал у заказчика или поставщика менее двух лет назад;
  • человек, у которого есть имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • супруг (супруга), близкий родственник, усыновитель или усыновленный для руководителя заказчика, члена комиссии по закупкам, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностного лица или работника поставщика (подрядчика, исполнителя). Близкими родственниками считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц. Нельзя привлечь к экспертной работе гражданина или организацию, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.

В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги, отдельно регулируемые законодательством РФ.

Например, к проводящим их экспертам могут быть установлены специальные требования – обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях.

В таких случаях эксперты, экспертные организации выбираются из числа лиц, отвечающих указанным требованиям.

Кроме того, заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).

Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по 44-ФЗ), которые ими выдаются, законодательство не содержит.

Обязательная экспертиза по Закону № 44-ФЗ

Случаи, когда заказчик обязан привлекать экспертовНорма Закона № 44-ФЗ
Поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственного музейного, библиотечного, архивного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондовп. 10 ч. 1 ст. 93
Производство товара, выполнение работы, оказание услуги учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФп. 11 ч. 1 ст. 93
Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении им сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юрлицами (при условии приобретения их учреждением за счет средств, предусмотренных этими договорами)п. 12 ч. 1 ст. 93
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, если исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицуп. 13 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на  участие в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным заказчиком-организатором мероприятия по нормам Закона № 44-ФЗп. 16 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нуждп. 24 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на приобретение для федеральных, региональных, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на капвложения в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственностьп. 31 ч. 1 ст. 93
Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России, если запрос предложений признан не состоявшимсяп. 34 ч. 1 ст. 93
Заключение контрактов на поставки оборудования (включая его техническую эксплуатацию), программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности между образовательными организациями – федеральными или региональными инновационными площадками – и обладателем исключительных прав на это оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образованияп. 35 ч. 1 ст. 93
Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинствап. 37 ч. 1 ст. 93
Заключение на определенных условиях органами исполнительной власти или местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений экономического класса с юрлицом, заключившим договор об освоении территории (или о комплексном освоении территории) в целях строительства жилья экономического классап. 38 ч. 1 ст. 93

Также смотрите:
– Закупки 2014: специальная подборка материалов (доступ для зарегистрированных читателей)

– Контрактная служба и контрактный управляющий

– Ответственность учреждения перед контрагентами
– Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе
– Нарушения в сфере закупок: административная ответственность

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в учреждении», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3587-ekspertiza-ispolneniya-kontrakta-po-zakonu-44-fz

Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Экспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения.

Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе.

Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения. Когда и как нужно привлекать экспертов, экспертные организации, расскажет эта статья.

Ограничения по привлечению экспертов

В целях внешней экспертизы не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Причем для физлиц эти ограничения практически неустранимы. Так, не имеет права быть внешним экспертом:

  • должностное лицо или работник заказчика либо поставщика (подрядчика, исполнителя), а также тот, кто работал у заказчика или поставщика менее двух лет назад;
  • человек, у которого есть имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • супруг (супруга), близкий родственник, усыновитель или усыновленный для руководителя заказчика, члена комиссии по закупкам, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностного лица или работника поставщика (подрядчика, исполнителя). Близкими родственниками считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц. Нельзя привлечь к экспертной работе гражданина или организацию, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.

В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги, отдельно регулируемые законодательством РФ.

Например, к проводящим их экспертам могут быть установлены специальные требования – обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях.

В таких случаях эксперты, экспертные организации выбираются из числа лиц, отвечающих указанным требованиям.

Кроме того, заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).

Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по 44-ФЗ), которые ими выдаются, законодательство не содержит.

Обязательная экспертиза по Закону № 44-ФЗ 

Случаи, когда заказчик обязан привлекать экспертовНорма Закона № 44-ФЗ
Поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственного музейного, библиотечного, архивного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондовп. 10 ч. 1 ст. 93
Производство товара, выполнение работы, оказание услуги учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФп. 11 ч. 1 ст. 93
Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении им сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юрлицами (при условии приобретения их учреждением за счет средств, предусмотренных этими договорами)п. 12 ч. 1 ст. 93
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, если исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицуп. 13 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на  участие в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным заказчиком-организатором мероприятия по нормам Закона № 44-ФЗп. 16 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нуждп. 24 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на приобретение для федеральных, региональных, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на капвложения в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственностьп. 31 ч. 1 ст. 93
Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России, если запрос предложений признан не состоявшимсяп. 34 ч. 1 ст. 93
Заключение контрактов на поставки оборудования (включая его техническую эксплуатацию), программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности между образовательными организациями – федеральными или региональными инновационными площадками – и обладателем исключительных прав на это оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образованияп. 35 ч. 1 ст. 93
Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинствап. 37 ч. 1 ст. 93
Заключение на определенных условиях органами исполнительной власти или местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений экономического класса с юрлицом, заключившим договор об освоении территории (или о комплексном освоении территории) в целях строительства жилья экономического классап. 38 ч. 1 ст. 93

Источник: https://ukcabb.info/a179550-ekspertiza-ispolneniya-kontrakta.html

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Кого нельзя привлекать заказчику в качестве эксперта по 44-ФЗ

Что такое экспертиза по 44-ФЗ и какова методика ее проведения? Расскажем об этом подробно в статье, а заодно перечислим, кого заказчику закон запрещает нанимать в качестве экспертов и можно ли вообще в экспертизе по 44-ФЗ обойтись своими силами.

Закон о контрактной системе прямо требует от заказчика проводить экспертизу результатов контракта. Проведение экспертизы по 44-ФЗ помогает госзаказчику воочию убедиться, насколько выполненная подрядчиком работа реально соответствует условиям госконтракта.

Провести экспертизу по 44-ФЗ можно двумя способами:

  • либо обойтись собственными силами;
  • либо привлечь сторонних специалистов-экспертов.

Предполагается, что в своем выборе способа заказчик в целом свободен (очевидно, что нанимать экспертов обойдется в дополнительные расходы). Но в некоторых случаях закон о контрактной системе прямо обязывает госзаказчика привлекать сторонних экспертов. Ннапример, когда производится закупка у единственного поставщика, и также не без исключений.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ своими силами

Алгоритм действий контрактного управляющего законом практически не регламентируется. Заказчик сам собирает комиссию из работников своей фирмы, сам разрабатывает положение о комиссии (руководствуясь Законом №44-ФЗ) и подписывает приказ о ее создании.

Даже если сумма контракта минимальна (но выше 100 тысяч рублей), заказчику необходимо формировать комиссию, в состав которой должны войти пять сотрудников.

Закон о контрактной системе не предъявляет четких требований, каким должно быть оформление результатов внутренней экспертизы по 44-ФЗ.

Заказчику даже не обязательно, в принципе, готовить отдельный документ, чтобы оформить итоги ее проведения.

В том случае, если экспертиза по 44-ФЗ была проведена собственными силами заказчика, то он может просто указать сведения о ее результатах в документе о приемке товара.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ

Для привлечения специалистов со стороны, Закон о контрактной системе предусматривает следующие варианты: заказчик может привлечь:

  • физлицо, обладающее специальными познаниями или квалификацией, либо индивидуального предпринимателя;
  • юридическое лицо, отвечающих тем же критериям.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ жестко регламентировано законом в части заинтересованных лиц. Круг тех, кто способен так или иначе повлиять на результаты оценки, очерчен в законе очень широко.

Заказчик не может нанимать как экспертов специалистов, участвовавших в его деятельности в последние два года, никого из своих родственников, или родственников поставщика; никого, кто имеет имущественный интерес в отношении контракта, для которого планируется получить экспертное заключение.

В Законе №44-ФЗ присутствует и более общая формулировка о недопустимости привлечения в качестве экспертов физлиц или юрлиц, если заказчик или поставщик прямо или косвенно, посредством некоего третьего лица, может иметь влияние на результат экспертизы.

Как отмечается в ч. 5 ст. 41 Закона №44-ФЗ, в гособоронзаказе к экспертам заказчики имеют право устанавливать требования дополнительного характера.

Экспертиза по 44-ФЗ: договор

Следует отметить, что ответственность лежит и на самих экспертах. Они обязаны перед тем, как приступить к работе, направить заказчику и поставщику письменное уведомление о своей беспристрастности и отсутствии основания для недопуска к экспертизе.

Если вдруг выясняется, что в составе экспертной комиссии присутствует нежелательное (с точки зрения Закона о контрактной системе) лицо, заказчик должен незамедлительно произвести замену специалиста.

Сторонние эксперты привлекаются на основании договора. Со своими сотрудниками, в случае, когда проводится внутренняя экспертиза, заказчик отдельный договор не заключает. В документе должны быть четко прописаны предмет экспертизы, полномочия эксперта, ответственность за ложные сведения и право эксперта запросить дополнительные нужные ему сведения.

Форма экспертного заключения

Экспертиза, проведенная экспертами, которых заказчик привлек со стороны, оформляется как отдельное заключение, подписанное уполномоченным представителем (ответственным экспертом). Заключение должно быть объективным и обоснованным (ч. 5 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Если эксперты обнаруживают нарушения контракта, не влияющие на результаты приемки, они могут внести в заключение свои предложения об их устранении и предположительные сроки для этой цели.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102384-qqq-17-m1-02-01-2017-kogo-nelzya-privlekat-zakazchiku-v-kachestve-eksperta-po-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.