Какие способы закупок предусмотреть в Положении о закупке
Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году
Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика.
До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.
«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».
Что такое конкурентная закупка
В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:
- Информация о конкурентной закупке:
— размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;
— высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.
- Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
- В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.
«Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.
Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.
Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.
«Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.
Виды торгов по 223-ФЗ
После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.
Конкурс
Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.
Аукцион
Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.
Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.
Запрос котировок
Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.
Запрос предложений
Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.
Формы проведения закупок
Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Расписание
- Если в проекте договора содержится государственная тайна.
- Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
- Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.
В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.
Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.
В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ. Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.
Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.
О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1678
Какие бывают виды закупочных процедур по федеральному закону 223-ФЗ? Торги, закупка у единственного поставщика
Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” предусматривает несколько видов и способов проведения закупки.
Также выбор используемых видов закупки осуществляется в Положениях о закупке.
Виды закупок
Статья 3 вышеуказанного закона предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.
К конкурентным видам относятся следующие способы закупки:
- конкурсы (открытый, закрытый, в электронной форме);
- аукционы (открытый, закрытый, в электронной форме);
- запрос котировок/цен (закрытый и в электронной форме);
- запрос предложений (закрытый и в электронной форме);
- иные способы, такие, как конкурентные переговоры.
Торги – это способ определения стороны договора путем выбора лучшего предложения условий заключения договора или цены. торгов отражено в статьях 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Торги могут быть закрытыми или открытыми, в открытых торгах могут участвовать любые заинтересованные лица, в закрытых – только специально приглашенные лица.
Условия договора должны быть изложены в сообщении о проведении торгов. К торгам относятся аукционы и конкурсы, а также с 1 июля 2018 года запросы котировок и предложений.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Запрос котировок/цен
Запрос котировок – это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший более низкую цену договора.
Запрос котировок – самый простой способ закупки товаров, работ и услуг и идеально подходит для закупки простых товаров в короткий срок.
В закупочной документации организатор закупки должен установить срок приема заявок, в среднем он составляет 5-7 дней. Запрос котировок во многом схож с запросом предложений, но при оценке заявок рассматривается один критерий – цена.
После выбора победителя заказчик не обязан заключать договор с участником.
Конкурентные переговоры
Конкурентные переговоры – это способ закупки, основанный на проведении заказчиком переговоров с поставщиками.
В данном случае победителем становится участник, который предложит наиболее выгодные условия выполнения закупки.
Организатором переговоров должно быть издано информационное оповещение о намерении провести конкурентные переговоры. Заинтересованные лица подают заявки в соответствии с закупочной документацией.
Предквалификационный отбор
Предквалификационный отбор – это механизм, в соответствии с которым по причине высокосложного или специализированного характера товара (услуг, работ) проводится первоначальный отбор поставщиков определенного направления деятельности.
Вначале по критериям, установленным в предквалификационной документации, осуществляется отбор участников из любых заинтересованных лиц. Далее с отобранными участниками проводятся различные закупочные процедуры.
Закрытые закупки
Закрытые закупки – вид закупок, участвовать в которых могут только специально приглашенные лица, либо если информация о данных закупках не размещается в Единой Информационной Системе.
Закрытые закупки реализуются в следующих ситуациях:
- в случае если информация, предоставляемая при закупке, составляет государственную тайну;
- в случае если Правительством РФ определено, что информация о конкретной закупке не подлежит размещению в ЕИС.
Закрытые закупки могут проводиться в электронной и иной формах.
Закупка у единственного поставщика
Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у единственного поставщика. Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.
Единственный поставщик – это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.
Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/sposoby.html
Проверка Положения о закупках по 223-ФЗ на соответствие
Прошло чуть больше года с тех пор, как Федеральный закон от 31.12.2017 г. 505-ФЗ внес масштабные изменения в Закон 223-ФЗ. В срок до 01 января 2019 г. заказчики должны были привести свои Положения в соответствие с новыми нормами закона и разместить их в ЕИС.
Напомню, что Положение не соответствующее Закону 223-ФЗ (в ред. Закона 505-ФЗ) после 1 января 2019 года считается не размещенным в ЕИС, в связи, с чем дальнейшая закупочная деятельность заказчика должна вестись в соответствии с положениями Закона 44-ФЗ.
И вот 1 января 2019 г. позади и Заказчики, разместившие свои «новые» Положения, спокойно работают по ним, но насколько долго продлится это спокойствие решают, увы, не заказчики…
Проверка Положения на соответствие
Проверка Положения о закупках возможна как при плановых, так внеплановых проверках. Причем вторые, как оказалось, наносят больший «урон», потому что «зацепиться» могут за всякое…
Так, например, проверка Положения одного заказчика, «вылилась» в то, что проверяющие посчитали за нарушение следующее:
- Нет поименного перечисления всех конкурентных способов закупок, предусмотренных ч. 3.1. ст. 3 Закона 223-ФЗ (Положением не предусмотрен открытый аукцион);
- Не перечислены все способы обеспечения заявки, предусмотренные ч. 25 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ (в Положение отсутствуют иные способы обеспечения, предусмотренные ГК РФ);
- Установлено лишь одно условие при использовании права не размещать в ЕИС сведения о закупках в соответствие с ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
(Положением предусмотрено право заказчика не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., другие ПРАВА, предоставленные ч. 15 ст. 4, в Положение отсутствуют).
На основании вышеизложенных «нарушений» на Положение был наложен протест, а в отношении должностного лица были возбуждены дела об административных правонарушениях
Так ли страшен черт…
В таких ситуациях заказчикам следует помнить о том, что на любое действие всегда есть противодействие, а проверяющие органы правы далеко не всегда. Если разобрать приведенный выше пример, то противодействием будет являться:
1. В соответствие с ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке должно содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон 505-ФЗ лишь ограничил количество способов закупки. Все способы перечислены в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона 223-ФЗ и разделены на конкурентные и неконкурентные.
В Законе 223-ФЗ нет требований о поименном перечислении всех способов закупок в своем Положении.
Исходя из практики разработки типовых положений, в качестве примера выборочного применения способов закупки можно привести типовое положение, разработанное комитетом государственного заказа Вологодской области, который оставил для региональных учреждений только электронные способы закупки (в том числе закрытые).
2. Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ заказчики в положении о закупке могут предусмотреть требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. Если учреждение воспользовалось таким правом, в положении нужно закрепить:
- способы, которыми можно обеспечить заявку;
- порядок, по которому участники предоставляют обеспечение;
- сроки и случаи, когда обеспечение возвращается.
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ.
Возможные способы обеспечения исполнения обязательств названы в ст. 329 ГК РФ: неустойка, залог, удержание вещи должника, поручительство, задаток, независимая гарантия, обеспечительный платеж. Совершенно ясно, что не все из них подходят для обеспечения заявок. В связи с этим наиболее подходящими способами являются обеспечительный платеж и банковская гарантия.
3. Заказчик может воспользоваться правом не размещать в ЕИС сведения, перечисленные ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, а может им и не воспользоваться
В приведенном примере заказчик воспользовался своим правом только в отношении закупок до 100 тыс., поскольку не осуществляет закупки, указанные в п. 2, 3.
Вывод
Не стоит «пугаться» проверок и выявленных «нарушений», при правильной аргументации заказчик всегда может отстоять свою точку зрения.
Аргументировать свою позицию следует максимально мягко, и при положительном исходе не забыть учесть все замечания проверяющих в своей дальнейшей закупочной деятельности…
Дата обновления: 28.03.2019
Наталья Иванова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/759-proverka-polozheniya-o-zakupkakh-po-223-fz-na-sootvetstvie
Что изменилось в конкурентных закупках по 223-ФЗ | Контур.Закупки
В 2018-2019 годах произошло много изменений не только в государственных закупках, но и в процедурах по 223-ФЗ. Разберемся с тем, какими способами проводятся конкурентные закупки государственных компаний и в какой форме.
Что нового
Раньше в своем Положении о закупке заказчик был обязан прописать 2 способа проведения конкурентных процедур: конкурс и аукцион.
Он мог использовать и прочие методы определения поставщика, если пропишет их в Положении.
С 1 июля 2018 года заказчик по 223-ФЗ обязан включить в положение следующие процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок, а также закупку у единственного поставщика.
Основные изменения коснулись конкурентных закупок. Так называются процедуры, в которых:Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Могут участвовать несколько поставщиков. О проведении такой закупки они могут узнать из ЕИС, поскольку эта информация является открытой. Если же закупка закрытая, то заказчики сами уведомляют потенциальных участников и приглашают на процедуру.
- Поставщики соперничают друг с другом за право заключить договор.
- Предмет закупки должен быть описан заказчиком в соответствии с правилами из статьи 6.1 закона 223-ФЗ. А именно, с указанием качественных, технических, функциональных и эксплуатационных характеристик. И при этом без указания на товарный знак, производителя, страну происхождения и так далее. Если же такие указания есть, необходимо добавить фразу «или эквивалент».
Правда, бывают случаи, в которых разрешено указывать бренд без ссылки на эквивалент. Например, если закупаются расходные материалы или запчасти к уже используемому оборудованию, а также в других ситуациях, которые прописаны в части 3 статьи 6.1 закона.
Конкурентные процедуры по 223-ФЗ
Хотя закон обязывает заказчиков прописывать определенные конкурентные процедуры в Положении о закупке, он не ограничивает его в выборе других методов определения поставщика. Если заказчик пожелает их применять, ему следует их прописать в Положении. Таким образом, в документе могут фигурировать две группы конкурентных процедур — мы собрали их на следующей схеме.
Конкурентные процедуры | |
Обязательные | Необязательные |
Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений | Любые на усмотрение заказчика, например, запрос цен, запрос оферт, конкурсный отбор, конкурсные переговоры и многое другое |
Заказчик обязан заключить договор с победителем торгов | Заключать договор с победителем заказчик не обязан |
Итак, обязательных процедур в Положении о закупке стало больше. Их особенности — в следующей таблице.
Вид процедуры | Описание |
Конкурс | Заявка оценивается по нескольким критериям. Побеждает тот, чьи условия исполнения договора будут оценены выше. |
Аукцион | Имеет значение только стоимость, поскольку все прочие условия строго регламентированы в аукционной документации. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения контракта. |
Запрос котировок | Процедура в целом похожа на аукцион, но проще. Отсутствует закупочная документация, а все требования к предмету закупки устанавливаются в извещении. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену. |
Запрос предложений | Заказчик устанавливает в тендере условия. Побеждает тот поставщик, чье предложение в большей степени им соответствует. |
В какой форме можно проводить закупку
Закупки по закону 223-ФЗ могут быть открытыми и закрытыми. Условия для проведения закрытых торгов перечислены в статье 3.5. Закрытым способом можно проводить закупку, если:
- Информация о ней содержит сведения, составляющие государственную тайну.
- Координационный совет Правительства принял решение о том, что это за закупка должна проводиться закрытым способом (часть 8 статьи 3.1).
- Правительство решило, что сведения о закупке или товары, которые закупаются, не должны размещаться в ЕИС (пункт 16 статьи 4).
Во всех остальных случаях должна проводиться открытая процедура.
И открытая, и закрытая закупка может проводиться в электронной или бумажной форме. Есть правила, которые при этом необходимо соблюдать:
- Торги для субъектов малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме (часть 2 статьи 3 закона).
- В Положении заказчику следует закрепить, что электронные торги проводятся на площадках, которые соответствуют требованиям закона 223-ФЗ.
- В Положении должны быть перечислены виды процедур, которые проводятся на бумаге. Если в отношении какого-то способа определения поставщика это не указано, то проводить его нужно на ЭТП.
Электронными теперь считаются заявки, которые подали только на площадке. Не считается электронной формой процедура, заявки на которую поступают на Emil, принимаются на флеш-носителе и так далее.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-izmenilos-v-konkurentnyx-zakupkax-po-223-fz/
Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ
Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.
Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.
В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.
2014 № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.
Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.
Заказчики, которые обязаны закупать у МСП
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).
Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.
Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.
Объемы и способы закупок у МСП
Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).
Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:
1. Закупки среди всех участников без ограничений
Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.
Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.
Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.
2. Закупки только среди субъектов МСП
Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.
3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП
Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.
Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.
Продукция, которую закупают у субъектов МСП
Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.
При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.
Например, перечень может выглядеть так:
Перечень продукции для закупки у МСП
Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
НМЦД
Закупка у МСП
До 200 млн руб. включительно
Обязанность
От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
Право
Больше 400 млн руб.
Закупка на общих основаниях
Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).
Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.
Процедура закупки только среди субъектов МСП
Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.
Шаг 1. Планирование закупки
В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Шаг 2. Выбор электронной площадки
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d6e0d2f0ef8e700ad045608
Обосновывайте выбор способа закупки по Закону № 223-ФЗ добросовестно!
Административная практика
Чтобы выбрать способ определения поставщика, нужно учесть условия положения о закупке. Ведь в тексте Закона № 223-ФЗ нет деталей применения закупочных процедур. Именно этим часто пользуются заказчики. Чем это грозит после проверки ФАС — покажем на примере судебного дела.
Олег Толстобоков, канд. техн. наук, аккредитованный при Минюсте России эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ
Заказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, должен прописать в своем положении о закупке порядок подготовки и проведения процедур, включая способы закупки и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
В положении о закупке можно предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы. Заказчик обязан установить порядок закупки с помощью таких способов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). А затем сведения о способе закупки отразить в извещении.
Заказчик, который стал субъектом разбирательства в решении ФАС от 13.11.2014 по делу № 223 ФЗ-134/14, сделал это, но недобросовестно. Разберем подробно решение антимонопольной службы и отметим ошибки заказчика.
Суть дела
Заказчик провел открытые конкурентные переговоры в электронной форме на выполнение работ по завершению строительства ТЭЦ.
Один из участников закупки обратился в ФАС с жалобой. Признав ее необоснованной, антимонопольная служба все же нашла нарушение в другом: в выборе заказчиком способа закупки — конкурентных переговоров в электронной форме.
Заказчик этот выбор способа закупки обосновал тем, что отдал предпочтение такому специфическому упрощенному способу, потому что у него не было времени проводить другую процедуру- двухэтапный (многоэтапный) конкурс или запрос предложений. Но ФАС доказала, что это не так.
Что заказчик написал в своем положении о закупке
В своем положении о закупке заказчик написал, что конкурентные переговоры можно проводить при закупках сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками закупки. При этом использовать процедуру двухэтапного (многоэтапного) конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.
Он также отметил, что извещение о проведении конкурса размещается в ЕИС не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Исходя из требований положения о закупке, рассмотрение заявок на участие в конкурсе должно проходить в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с ними, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.Уведомление о подаче предложений на участие в запросе предложений размещается в ЕИС не менее чем за 10 дней до истечения срока подачи предложений.
Предложения на участие в запросе предложений рассматриваются в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.
Организаторы закупки в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями участников закупки рассматривают открытые предложения, чтобы определить соответствие каждого участника и его предложение закупки требованиям закупочной документацией.
По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия принимается решение о признании участника закупки участником запроса предложений.
Логика заказчика
На заседании Комиссии ФАС России представители заказчика пояснили, что при выборе способа закупки заказчик руководствовался особенностями предмета закупки и необходимостью провести переговоры с участниками закупочной процедуры. Кроме того, они отметили, что у заказчика просто отсутствовало время, чтобы провести двухэтапный (многоэтапный) конкурс или запрос предложений.
Выводы Комиссии ФАС
Согласно извещению дата подведения итогов конкурентных переговоров — 26.12.2014.
В техническом задании на проведение закупки установлены сроки выполнения работ — предмета конкурентных переговоров: начало работ — февраль 2015 года, окончание работ — апрель 2017 года.
Следовательно, заказчик располагал временем, достаточным для проведения конкурса либо запроса предложений. Именно в том порядке, который предусмотрен у него в положении о закупке.
А значит, выбор такого способа закупки, как конкурентные переговоры, в этих конкретных обстоятельствах противоречит требованиям положения о закупке.
Итоговое решение ФАС
Антимонопольная служба постановила, что в отношении неправомерного выбора способа закупки заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, а также нашла другие нарушения, а именно — п. 4 ч. 1 ст.
3, пп. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (неизмеряемые требования к участникам закупки и др.). В итоге заказчику выдали предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров в электронной форме.
Кроме того, его оштрафовали по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Эта статья подразумевает штраф на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Источник: https://e.goszakupkiru.ru/524529
Виды закупок по 223-ФЗ
Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом.
Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион.
При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней.
При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней.
Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас
В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки.
В качестве критериев оценки заявок участников открытых конкурсов, чаще всего используются:
- Цена товаров, работ или услуг.
- Сроки поставок, либо выполнения работ.
- Наличие квалифицированного персонала.
- Имеющийся опыт работы участника.
Аукционы проводят в открытой или в закрытой форме.
При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на официальном сайте Подать заявку на участие в таком аукционе может любой аккредитованный на площадке участник торгов.
Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни публикации на официальном сайте не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком участники.
Как правило, аукционы по 223-ФЗ проводятся в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, затем проводится непосредственно сам аукцион, победителем которого становится тот, кто предложит наименьшую цену. Ценовые предложения участниками подаются в пределах шага аукциона, устанавливаемого заказчиком.
Наиболее распространенные неторговые процедуры, определяемые заказчиками в Положениях о закупках: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, предложения делать оферты. Встречаются и такие экзотичные способы как закупка прайс-листа.
Основным критерием оценки заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения закупки. Но в отличие от аукциона, в запросе котировок ценовое предложение участником подается один раз.
Запрос предложений – это способ закупки, победителем которого становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, которые определяются заказчиком, на основании установленных им в документации, критериев оценки и сопоставления заявок.
Конкурентные переговоры проводятся, когда заказчику необходимо обсудить с участниками характеристики объекта закупки.
Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ
Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.
Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке. Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:
- Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю).
- Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя). По Закону № 223-ФЗ случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке.
Ниже приведены примеры условий (оснований) проведения закупки и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
- Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет цена приобретаемой продукции. При этом Заказчик имеет возможность самостоятельно установить размер такой цены, например, до 300 000 рублей, до 500 000 рублей.
Закон никак не ограничивает Заказчика в установлении предельной цены в Положении о закупках, когда можно провести закупку у единственного поставщика.
- Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
- Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
- Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
- Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
- Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
- Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика.
- Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг.
- Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
- Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
- Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
- Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
- Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.
- Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
- Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
- Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.
При осуществлении закупки у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую 100 000 / 500 000 рублей, Заказчик вправе не размещать на официальном сайте извещение и документацию.